Как вы понимаете значение слова совесть
Значение слова «совесть»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СО’ВЕСТЬ, и, мн. нет, ж. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто. едина разве совесть. Пушкин. Меня и совесть никогда не грызла. Пушкин. Жгучие упреки совести язвили его, как иглы. Гончаров. Забыли робость и печали, а совесть отогнали прочь. Пушкин. Спокойная с. С. не позволяет. Угрызения совести. Усыпить с. Поступить по совести. Есть ли в тебе с.? (не совестно ли тебе). Ни стыда, ни совести нет. Без зазрения совести (см. зазрение). ◊
разг.) — говоря откровенно, чистосердечно. Никем, по совести, она не дорожит. Грибоедов. Кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо. Маяковский.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
со́весть
1. чувство и сознание моральной ответственности за своё поведение и моральности своих поступков перед самим собой и перед другими ◆ ― Жена и муж едина плоть. Погрешили, говорю, мы с тобой и будет, надо совесть иметь и бога бояться. А. П. Чехов, «Бабы», 1891 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему. Требования совести суть то, что на христианском языке называется волей бога, и потому смысл жизни и ответ на оба вопроса: для чего жить и как сделать, чтобы иметь право жить? состоит в том, чтобы исполнять волю бога, сознаваемую вами в нашей совести. Л. Н. Толстой, «Письма», 1894 г. (цитата из НКРЯ) ◆ ― Это очень трудно, это почти невыносимо, но мы должны идти и идти и делать то, что велит нам наша совесть! Юрий Герман, «Дорогой мой человек», 1961 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: потёмки — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое совесть? Определение понятие для сочинения.
СОВЕСТЬ – это чувство моральной ответственности за своё поведение; внутренняя оценка своих поступков, нравственные принципы.
СОВЕСТЬ – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие морально должному.
СОВЕСТЬ – это внутренняя оценка человеком своего поведения, самооценка, постоянный мысленный разбор успехов и неудач, достойных и недостойных (умных и глупых, правильных и неправильных и т.п.) поступков.
Сочетаемость со словом «совесть»
Эпитеты (прилагательные) к слову «совесть»
Понятие «совесть»
Истоки совести
Виды совести:
Функция (роль) совести
Драгоценным достоянием человечества является создание представлений о совести. Оно обязывает человека ставить себя на место своего ближнего, позволяет ему и даже понуждает его сделать все возможное для облегчения состояния и участи окружающих людей. Чувство совести обязывает человека осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, контролировать свои помыслы и действия, осуществлять строгую самооценку вплоть до состояния угрызения совести.
Совесть — мерило сознательности. Разум дает один вариант поведения. Чувство — другой. И пусть разные побуждения руководят человеком в выборе решения или действия, раз в нравственном дуэте ведет совесть, исход будет правильным.
Совесть обладает воспитательным воздействием, поскольку она заставляет человека быть требовательным по отношению к самому себе, не удовлетворяться наличным состоянием.
Совесть выполняет контролирующую функцию по отношению к любым поступкам и целям индивида, его поведению. Эта функция может выражается в угрызениях, укорах, сожалении по поводу уже содеянного или выступать активным волевым элементом морального сознания (предупредительная функция), удерживая индивида от совершения каких-л. поступков или заставляя его совершить какое-л. действие, поступок. Положительной ценностью обладает именно вторая, поскольку благодаря ей удается избежать зла, любых проявлений аморализма, не уронить собственного достоинства и чести. Она также может побуждать человека к совершению конкретных морально одобряемых поступков.
Требовательна и непреклонна совесть. Она велит осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков — анализировать, взвешивать, пропускать через фильтр разума свое поведение, желания, стремления. В таком рационализме, такой рассудочности мораль предшествует расчету, а не расчет морали.
А если моральные критерии — основа, то это верная гарантия невозможности для человека ни приспособления к злу в любом его обличье, ни сделки с совестью, даже тогда, когда человек поставлен в крайне затруднительные ситуации.
Совесть — одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания, чувственного переживания и волевого усилия в психике человека. Совесть «включается» только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их («морально невинен»), то совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от моральных ценностей, нужно их знать и принимать как личностно значимые. Совесть наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности или неудовлетворенности («чистая» и «нечистая» совесть), выступает в форме глубоких эмоциональных переживаний личности (угрызения совести, муки совести).
Совесть сформировала у людей чувства участливости, сострадания, милосердия.
Сознание совести занимает особую роль в духовной жизни, в поведении человека. Не случайно человеку непорядочному бросают такой упрек: “У тебя совести нет!”. Совесть в таких случаях становится синонимом всей морали. Конечно, нравственный мир человека не сводится только к сознанию совести. Но очевидно, что именно совесть во взаимодействии с долгом является, пожалуй, главным регулятором движений человеческой души, стимулирует многие ее другие нравственные чувства и устремления. Совесть человека отделяет доброе от злого, порождает чувство стыда за недостойные поступки, побуждает помнить о необходимости оставить о себе добрую славу. Совесть предполагает способность человека взглянуть на себя со стороны и оценить свои поступки с точки зрения других людей.
Тема совести в литературе (примеры)
В.К. Железников «Чучело»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.П. Чехов «Душечка»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» и др.
Вариант №23
Сочинения к варианту №23 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».
(1) В числе людей, которые принимали участие в моём воспитании, был учитель Иван Яковлевич.
(2) Это было в деревне, в Орловской губернии, у моих богатых родственников.
(З)Летом раз заехала к дяде, по дороге в своё имение, губернаторша с сыном, мальчиком лет одиннадцати, очень избалованным и непослушным. (4)Мы пошли в сад, и там этот гость оборвал какую-то редкостную сливу, плоды которой были у дяди на счету. (5)Мы испугались его поступка и дали себе клятву во всём отпираться и ничего не сказывать.
(6) Дядя вечером пошёл в сад и увидал, что слива оборвана. (7)Он рассердился, позвал мальчика Костю, сына садовника, и стал его спрашивать, кто оборвал сливу. (8)Костя не знал, и на него упало подозрение, что эту сливу оборвал он и теперь отпирается. (9)Его за это велели высечь крыжовником, а он испугался и сказал, что будто в самом деле он съел сливы. (Ю)Тогда его всё-таки высекли.
(11)А мы знали, кто оборвал, но ничего не говорили, чтобы не нарушать клятву и не пристыдить своего гостя. (12)Но к вечеру некоторых из нас это стало невыносимо мучить, и когда мы начали укладываться спать, то я не стерпел и сказал Ивану Яковлевичу, что Костю наказали напрасно, что он не вор, а вор вот кто, а мы все дали клятву это скрыть.
(13)Иван Яковлевич вдруг побледнел и вскрикнул:
— Как вы смели клясться? (14)Видите, сколько от этого зла вышло, и теперь я уйду от вас.
(15) Учитель даже заплакал, потом вдруг приложил лоб к оконному стеклу, вздохнул и побежал из комнаты.
(16) Куда и зачем побежал, мы не могли догадаться и долго ждали его возвращения, но потом так и уснули, не дождавшись.
(17) А утром, когда Василиса Матвеевна принесла нам свежее бельё, мы узнали, что Иван Яковлевич к нам и совсем не воротится, потому что его уволили.
(18) Мы так и обомлели. (19)Бедный, добрый Иван Яковлевич! (20)Это всё мы виноваты. (21)Но что же он такое сделал?
(22)А он явился к господам, подошёл к губернаторше и сказал ей совершенно спокойным голосом:
— У вашего сына дурное сердце: он сделал поступок, за который бедного мальчика высекли и заставили оболгать себя. (23)Ваш несчастный сын имел силу это стерпеть. (24)Помогите ему исправиться, а то из него выйдет дурной человек.
(25) С губернаторшей сделалось дурно, у неё началась истерика.
(26) Страшно рассерженный происшедшею сценой, дядя вытолкнул Ивана Яковлевича за двери и объявил, что он уволен.
(27) Мне было очень жалко Ивана Яковлевича. (28)Мы с ребятами решили убежать за околицу и там ждать своего учителя, чтобы проститься.
(29)Он шёл не только спокойно, но как бы торжественно, а лицо его было даже весело и выражало удовольствие. (ЗО)Увидав нас, он остановился и воскликнул:
— Прекрасно, дети! (31)Прекрасно! (32)0, сколько для меня радости в одну эту минуту! — и он раскрыл для объятий руки, а на глазах его заблистали слёзы.
(ЗЗ)Мы бросились к нему и тоже дали волю слезам, повторяя: «Простите нас, простите!» (34)А в чём мы просили прощения, мы, к несчастью своему, и сами того не могли определить, но он помог нам понять и сказал:
— Вот это и есть то, что надо, и дай бог, чтобы вы никогда об этом не позабыли.
(35) Для этого одного Стоит всегда быть правдивым во всех случаях жизни.
(36) Это чистая совесть!
(По Н. С. Лескову*)
* Лесков Николай Семёнович (1831-1895) — известный русский писатель и публицист.
Современный лингвист Елена Михайловна Лазуткина утверждает: «Восклицательные предложения выражают отношение говорящего к действительности». Эту мысль можно доказать на примерах из текста Николая Семёновича Лескова.
Восклицательные предложения помогают автору, например, выразить жалость и сочувствие, которые испытывает рассказчик по отношению к своему учителю. И предложение 19 служит этому доказательством: «Бедный, добрый Иван Яковлевич!»
Кроме того, писатель использует восклицательные предложения в речи самого учителя, когда он говорит о своей радости. Иван Яковлевич не стал молчать, а поступил по совести, открыв губернаторше глаза на испорченность её сына. Учителя за это выгнали из имения, лишили работы, но он счастлив: «Прекрасно, дети! Прекрасно! О сколько для меня радости в одну эту минуту!»
Таким образом, мы убеждаемся в справедливости высказанного лингвистом Лазуткиной утверждения: восклицательные предложения действительно выражают отношение человека к другим людям, которые находятся рядом, или к событиям, происходящим в действительности.
Финал текста Николая Семёновича Лескова – это отражение основной мысли произведения, которую можно сформулировать так: человек с чистой совестью счастлив, несмотря ни на что, поэтому нужно всегда говорить только правду.
В рассказе Лескова повествуется об одном событии: невиновного мальчика наказали за то, что натворил сын губернаторши. Обратим внимание, как страдают дети, знающие правду, но скрывающие её: «Но к вечеру некоторых из нас стало невыносимо мучить…»
Когда рассказчик не выдержал и рассказал правду своему учителю, тот не стал ничего скрывать и прямо заявил губернаторше обо всём произошедшем. Ивана Яковлевича уволили и выгнали, но он был счастлив: «Прекрасно, дети! Прекрасно! О сколько для меня радости в одну эту минуту!».
Этот пример навсегда остался в памяти рассказчика как доказательство того, что чистая совесть – это источник радости, не зависящей от жизненных обстоятельств.
Совесть – это главный наш нравственный ориентир. Именно она помогает нам понимать, правильно мы поступаем или нет. Иметь чистую совесть – значить испытывать счастье несмотря на обстоятельства.
Именно об этом пишет в своём тексте Николай Семёнович Лесков. Мальчики в этом рассказе стали свидетелями ужасной подлости: губернаторский сын совершил проступок, а наказан за это был невиновный мальчик. Дети скрывали правду, но страдали от этого: «Но к вечеру некоторых из нас стало невыносимо мучить…». Такие страдания свидетельствуют о том, что люди поступают неправильно. Не выдержав мук совести, рассказчик решил открыть правду своему учителю, который не стал ничего скрывать и высказал губернаторше свои опасения по поводу поведения её сына. Случился скандал, в результате которого Ивана Яковлевича выгнали из имения, но, несмотря на обстоятельства, тот всё же был счастлив: «Прекрасно, дети! Прекрасно! О сколько для меня радости в одну эту минуту!».
Дать человеку ощущение внутреннего спокойствия может только чистая совесть, и тогда в душе поселится свобода от внешних обстоятельств, дающая огромную радость и счастье.
Что такое совесть
Эта небольшая работа представляет собой попытку рассмотрения понятия совести под ярким светом святоотеческого учения с привлечением этимологии русского языка.
Начнем с самого понятия слова «совесть». Чтобы это понятие стало ясным для нас, рассмотрим его с точки зрения тех наук, которые нам хорошо знакомы.
Итак, чем нам может помочь в нашем вопросе русский язык? Разложим слово «совесть» на его составляющие: приставка «со» и корень «весть». Что означает корень «весть»? Это какая-то особенная информация, прибавляющая нам дополнительное знание ( весть- ведать-знать).
Что означает приставка «со»? Эта приставка привносит значение «соединения нового с чем-то уже существующим, или соединения чего-то разрозненного в единое целое». Можно предположить, что совесть дословно означает: вновь поступившее знание, соединяемое с уже имеющимся.
Проверим свои измышления с помощью современного словаря русского языка С.И.Ожегова:
«Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». 1
Краткое понятие, делающее смысловой упор на ответственности человека перед людьми, ближними и дальними. Однако, значение, которое получилось при нашем первом анализе, не совпадает с толкованием этого слова современным русским словарем. Почему?
Нам известно, что в результате длительного существования слова в языке, оно может обрастать дополнительными значениями и нередко утрачивает связь со своим первоначальным смыслом.
1.С.И.Ожегов.ловарь русского языка. М., Рус. Яз., 1987,18 изд., стр.605
Сочинение ОГЭ 9.3. Совесть.Что значит иметь чистую совесть? По Лескову.
Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Н.С. Лескова «В числе людей, которые принимали участие в моем воспитании, был учитель Иван Яковлевич.»
Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит иметь чистую совесть?»
Совесть – это внутренний регулятор поведения человека. Это своего рода компас, который подсказывает человеку, как поступить, помогает сделать правильный выбор, помогает понять разницу между добром и злом. Совесть является важной составляющей личности.
Если человек прислушивается к голосу совести и поступает в соответствии с ней, то о нем говорят: «Этот человек с чистой совестью». Другими словами, иметь чистую совесть – значит не лгать, поступать правильно, честно, справедливо, так, как велят законы морали и внутренний голос.
Другим примером, подтверждающим мою позицию, может служить поступок Петра Гринева из романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Когда Пугачев захватил крепость и Гринев предстал перед ним, разбойник спросил, будет ли он ему служить. Петр честно ответил, что «присягал императрице» и не может обещать ему даже того, что не будет против него служить. Пугачева поразила честность Гринева, потому он отпустил его. Петр Гринев – человек с незапятнанной честью и чистой совестью – поистине является примером, на который стоит равняться.
В заключение хотелось бы сказать: очень важно быть честным, поскольку чистая совесть позволяет человеку жить правильно и быть счастливым.