Как вы представляете периодизацию мировой истории
Периодизация истории
Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества; периодизация по принципам производства Л. Е. Гринина).
Содержание
Наиболее известные подходы
Формационный подход
В советской исторической науке наибольшее распространение получила схема пяти формаций (так называемая «пятичленка»), которая была разработана советскими учёными на основе произведений Маркса и Энгельса, в частности работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридриха Энгельса. Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Данная схема в качестве непререкаемой догмы вошла во все учебные и справочные марксистские издания, а советские историки прикладывали значительные усилия, чтобы найти последовательную смену формаций в истории любого общества.
Так называемые «творческие марксисты» воспринимали пятичленную схему как главный ошибочный конструкт марксистской теории и именно против нее были направлены их основные критические высказывания. В очень высокой степени развитие творческого марксизма в СССР следует связывать с дискуссией об азиатском способе производства — шестой формации, существование которой постулировал Маркс, но отвергали советские учёные.
Исходя из озвученных в ходе дискуссии новых идей сформировались новые формационные схемы, отличные от схемы пяти формаций. В одних концепциях формаций шесть — между первобытностью и рабовладением исследователи располагают «азиатский (политарный) способ производства» (Семенов; Коранашвили; Капустин; Нуреев и др.). В других формаций четыре — вместо рабовладения и феодализма «большая феодальная формация» (Кобищанов) или единая докапиталистическая формация — «сословно-классовое общество» (Илюшечкин). Кроме однолинейных формационных схем, появились многолинейные, фиксирующие отличия развития западной цивилизации и незападных обществ. Многолинейный подход к всемирной истории наиболее последовательно отстаивал Л. С. Васильев.
В настоящее время (2011 год) один из наиболее последовательных сторонников формационной теории остаётся Ю. И. Семёнов. Он создал глобальную формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории, согласно которой, ни одно общество не обязано проходить все формации, на чём настаивала советская историческая наука. Последние общества не проходят той стадии, на которой находились первые, не повторяют их движение. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее некогда передовые общества.
Цивилизационный подход
В отличие от стадиальных теорий, в том числе марксистской, цивилизационный подход рассматривает исторический процесс в другой плоскости, не в диахронной «вертикали», а в пространственном «горизонтальном» измерении. Сторонники такого подхода полагают, что выделение равноценных цивилизаций позволяет избежать вопроса о прогрессе в истории, а значит — избежать градации развитых, развивающихся и не развитых народов.
Считается, что основные идеи циклического понимания истории были сформулированы еще в работах Джамбаттисты Вико. Однако наиболее четко данный подход впервые был изложен в книге Н. И. Данилевского «Россия и Европа». В зарубежной науке безусловный приоритет принадлежит книге О. Шпенглера «Закат Европы». Однако наиболее обстоятельно цивилизационная теория была сформулирована в 12-томном сочинении А. Тойнби «Постижение истории». Тойнби выделил около 30 цивилизаций, отличающихся уникальными неповторимыми чертами. Причинами возникновения цивилизаций служили «вызовы» внешней среды. Каждая из цивилизаций проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада. Внутренняя структура цивилизаций основывалась на функциональном членении на «творческое меньшинство», массы, «пролетариат».
Уже давно обнаружились слабые стороны цивилизационного подхода. Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов, и возможны различные спекуляции (вплоть до сведения любого народа к особой цивилизации). Во-вторых, не верно отождествление цивилизаций с живыми организмами. Время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны.
Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, ныне она находится в кризисном состоянии. Зарубежные ученые предпочитают обращаться к изучению локальных сообществ, проблематике исторической антропологии, истории повседневности. Теория цивилизаций наиболее активно разрабатывается в последние десятилетия (как альтернатива евроцентризму) в развивающихся и постсоциалистических странах. За этот период количество выделенных цивилизаций резко возросло — вплоть до придания цивилизационного статуса едва ли не любой этнической группе. И. Валлерстайн охарактеризовал цивилизационный подход как «идеологию слабых», как форму протеста этнического национализма против развитых стран «ядра» современной мир-системы.
Теории модернизации
Неоэволюционизм
Мир-системный
Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ,но не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель. Поэтому не случайно, что главный мировой центр мир-системного анализа (в г. Бингхэмптон, при Университете штата Нью-Йорк) носит имя Фернана Броделя.
Литература
Ссылки
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)
Периодизация мировой истории
Со времени развития исторической науки ученые разработали множество различных вариантов периодизации развития общества. На сегодняшний день процесс периодизации мировой истории состоит из двух принципов: для начальных периодов становления человеческого общества основным параметром является материал, из которого древние люди делали основные орудия труда и технологии их изготовления. Так в историю вошли такие понятия, как «Каменный век», «Меднокаменный век», «Бронзовый век» и «Железный век».
С появлением письменности (приблизительно 5000 лет тому назад) стали возникать другие основания для периодизации. Для этого историки стали использовать время существования различных цивилизаций и государств, которые вели в свою очередь свой счет времени.
Итак, на сегодняшний день мировую историю принято разделять на четыре основных периода:
1. Древний мир (период, когда человек выделился из животного мира около 2 млн. лет тому назад и до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).
2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).
4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).
Исторические источники. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого.
Под историческим источником понимается любой объект, непосредственно отражающий исторический процесс и дающий возможность изучить прошлое человечества. Иными словами, исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.
Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки.
Классификация исторических источников также является дискуссионной проблемой. Существует несколько типологических подходов – источники могут классифицироваться по жанру, по массовости, по времени и месту возникновения, по осознанности и намеренности создания и т.д.
В самом общем виде источники делятся на письменные и неписьменные, при более подробной типологизации выделяются источники письменные, вещественные, изобразительные, лингвистические, устные, этнографические, фонодокументы и фотокинодокументы (в последнее время к перечисленным типам добавляют также исторические источники, хранящиеся в Интернете).
Письменные источники традиционно составляют основу исторической науки. Они имеют свою видовую классификацию – например, могут быть разделены на источники нарративные, т.е. описательные, повествовательные (к ним относятся хроники и летописи, биографии и жития, мемуары и дневники, публицистика и частная переписка) и источники документальные или актовые (памятники права, международные договоры, деловая документация, официальная переписка и др.).
2 вопрос. Возникновение государства у восточных славян
Летопись связывает возникновение государства у восточных славян с призванием варягов. «Варяжская легенда», изложенная в летописи, рассказывает, что славяне, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы, призвали на княжение варягов (норманнов) из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус в 862 г. стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере.
Это событие и было принято считать моментом образования Русского государства.
Момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.
Периодизация истории
Всего получено оценок: 644.
Всего получено оценок: 644.
Периодизация всеобщей истории
Периодизация является весьма эффективным способом упорядочения материала и его анализа, благодаря которому можно гораздо лучше понять основные механизмы исторических процессов, происходящих как во всем мире, так и в отдельном социуме.
Периодизация общей истории невозможна без установления хронологических рамок общественного развития. Для этого используют факторы, оказавшие большое влияние на все ведущие страны мира.
С помощью периодизации можно найти ответы на многие вопросы, она придает стройность и обоснованность теории, структурирует и, самое главное, дает ей измерительную шкалу.
Благодаря материальным и нематериальным источникам периодизации истории ученым удалось разработать множество вариантов разделения истории на периоды. В VI в. до н.э. древнегреческий мыслитель Пифагор предложил так называемую теорию круга, согласно которой развитие жизни как человека, так и цивилизации, идет по одной колее, проходя зарождение, расцвет и гибель.
Основные периоды истории
Классическая периодизация историографии включает в себя следующие этапы становления общества:
которые читают вместе с этой
Благодаря Великим географическим открытиям, совершенным в средние века, человечество получило возможность по-новому взглянуть на окружающий мир, существенно расширить свои возможности. Новые страны и континенты стимулировали развитие торговли, общественно-экономических связей, производства, науки.
Что мы узнали?
При изучении темы «Периодизация истории» по программе истории за 10 класс мы узнали кратко о проблемах периодизации истории. Мы выяснили, что во всем мире принято пользоваться классической периодизацией. Также мы рассмотрели основные периоды истории и их характерные черты.
Периодизация мировой истории
Происхождение и родоначальники истории как древнейшей науки. Предмет, цели, задачи изучения и социально-значимые функции науки. Периодизация мировой истории. Рассмотрение характерных особенностей наиболее важных этапов эволюции человеческого общества.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.12.2015 |
Размер файла | 22,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Что такое история
2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции
3. Периодизация мировой истории
Список использованной литературы
Первоначальное значение слова «история» восходит к греческому «ioropia», что значит «расследование», «узнавание», «установление». Таким образом, первоначально «история» отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия «история». Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.
Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и «жития», до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой. Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться «нерасчлененность» «философского» и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.
В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:
история древнейший наука социальный
2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции
Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.
Мы будем рассматривать историю как науку в развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.
Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.
Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.
Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего.
По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.
Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:
1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.
2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.
3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.
4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны.
В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание.
3. Периодизация мировой истории
Со времени развития исторической науки учеными разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. На сегодняшний день периодизация мировой истории исходит из двух принципов: для ранних периодов становления человеческого общества основополагающими являются материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления. Так появились понятия «Каменный век», «Медно-каменный век», «Бронзовый век», «Железный век».
Датировка этих периодов устанавливается с помощью естественнонаучных методов (геологических, дендрохронологии и т.д.). С появлением письменности в истории человечества (около 5000 лет тому назад) возникли иные основания для периодизации. Она стала определяться по времени существования различных цивилизаций и государств, которые вели свой счет времени
В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:
(период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).
2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).
4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).
Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство.
Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.
В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).
Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.
Список использованной литературы:
1. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.
2. Ключевский В.О.. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I.
3. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.
4. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997.
5. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Определение предмета истории, его цель, задачи изучения и социально-значимые функции. Теория цивилизации и эволюция научных знаний. Историко-либеральная периодизация общества в традиционных, индустриальных, информационных (постиндустриальных) периодах.
реферат [18,3 K], добавлен 10.11.2014
Экономическая история как одна из важнейших социально-экономических наук, ее предмет, метод. Основные функции и задачи, творческая роль экономической истории в системе социально-экономических наук. Периодизация и источники истории экономических учений.
реферат [38,0 K], добавлен 06.11.2009
Принципы периодизации истории. Схема пяти формаций, разработанная советскими учёными на базе произведений Маркса и Энгельса. Цивилизационный подход. Мир-системный анализ. Периоды развития российского государства. Периодизация в учебной литературе.
курсовая работа [38,0 K], добавлен 29.02.2016
Предмет, задачи, источники, периодизация истории Казахстана. Казахстан в эпоху каменного века: социальная структура и хозяйство. Государство гуннов. Их роль в истории Евразии. Понятие Тюркского каганата. Государство Золотая орда: политическое устройство.
шпаргалка [95,3 K], добавлен 28.04.2013
презентация [967,6 K], добавлен 26.09.2015