Как вы знаете шипящие согласные
Шипящие согласные звуки в русском языке
Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква — это то, что мы пишем и видим, а звук — это то, что мы слышим и произносим.
Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них — это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши» пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».
Классификация звуков в русском языке
Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.
Ключевых гласных звуков, которые находятся под ударением, существует всего шесть:
Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:
Если говорить о соотношении шума и голоса при образовании согласных, то классификация выглядит таким образом:
При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ — только мягкими.
Особенности шипящих звуков
Шипящие при произношении имеют свои особенности. Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.
Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с [gj], [‘zj] и другими звуками.
Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь», например:
Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».
В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:
Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».
Примерные задания по теме шипящих согласных
Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:
После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).
Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.
Далее предлагается работа с учебником следующего характера:
Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями. Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:
Работа со скороговорками
Скороговорки — это отличная разминка для детей, которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.
Предложите ученикам прочитать вслух хором несколько скороговорок подряд. Причем первый раз это нужно делать медленно, а затем постепенно увеличивать темп произнесения.
Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.
Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.
О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.
Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.
Видео
Смотрите интересный видео-урок о шипящих согласных.
Русский язык
Обложка урока взята с источника.
План урока:
Как образуются шипящие звуки?
Вы уже знаете, что согласные звуки образуются, когда воздух проходит через разные преграды в ротовой полости: губы, зубы, язык. Во время преодоления препятствий получается шум. У некоторых согласных к шуму подсоединяется голос. Поэтому мы различаем глухие (образованные только из шума)и звонкие согласные (получаются при соединении голоса и шума). Примеры: глухие согласные – это т, ф, с, звонкие – д, в, з.
Шипящие звуки тоже относятся к согласным. Их выделяют в отдельную группу из-за особенностей образования.
Прогуляемся по Волшебному лесу и познакомимся с шипящими звуками подробно. В огромном Волшебном лесу живёт много зверей и птиц. Оглянитесь вокруг.
Вот на полянке ёж пытается поймать стрекозу, а ежата играют в прятки около пенька. Рядом зайчиха присматривает за своими маленькими зайчатами, а они о чём-то весело шепчутся.
В лесном озере на охоту вышла хищная рыба щука, учится плавать на дальние расстояния колючая рыбка ёрш.
А вот на ветку вишни присела важная птичка синичка. Она внимательно наблюдает за гостями леса.
Ребята, произнесите вслух слова:
Какой согласный звук есть в каждом слове в строчке под цифрой 1? (звук [ж]). В строке под цифрой 2? (звук [ч]). Под цифрой 3? ([щ]). Под цифрой 4? ([ш]). Эти звуки: Ж, Ч, Щ, Ш называются шипящими согласными звуками.
Если прислушаться, можно эти звуки услышать в нашем лесу. Вот пролетел шмель. А как он жужжит?
Проползла змея по траве. Увидела опасность и зашипела.
Воробьи что-то шумно обсуждают.
Белка орешки щёлкает.
Этих звуков много в окружающем мире. Почему же они называются шипящими? Послушаем, что нам объяснит по этому поводу Мудрый Филин.
Шипящие звуки делятся на звонкие и глухие.
Звук [ж] произносится с участием шума и голоса: ж-ж-ж-ж. Он звонкий: жар, жужжит, жёлтый.
А звуки [ч’], [ш], [щ’] образуются с участием только шума, поэтому они глухие: чашка, шалаш, щепка.
Шипящие ж– ш составляют пару по звонкости-глухости: жар-шар, жаль-шаль, жест-шест.Звуки ч, щ не имеют пары по звонкости.
По мягкости-твёрдости ни одна шипящая не образует пары с другими согласными. Всегда твёрдыми согласными являются шипящие звуки[ж], [ш]: жук [жук], шорох [шорах].
Звуки мягкие согласные во всех ситуациях дают шипящие [ч’], [щ’]: часы [ч’асы], щётка [щ’отка].
Правописание шипящих в сочетаниях с гласными и согласными
Ребята, чтобы быть грамотными, надо знать правила написания букв в разных словах. Сегодня мы выучим правописание шипящих с гласными, выясним, как пишутся сочетания чк,чн, чт, щн.
Правила написания ча-ща, чу-щу, жи-ши
Шипящие звуки дружат не со всеми гласными. Послушайте историю от Мудрого Филина, почему так получилось.
«Как шипящие перестали дружить с Ы, Ю, Я»
Не заметили шипящие, как пошли совсем в другую сторону и заблудились. Оглядываются: места незнакомые, и гласных рядом нет. Пробовали они кричать, на помощь звать. Да всё без толку. Голос у Ж слабый, а у Ш, Ч, Щ только шум и шипение. Уже похолодало, через час темнеть начнёт. Что же делать?
И вдруг видят: на стволах деревьях зарубки. Кто-то вырезал буквы: А, И, У, как будто дорогу показал. И пошли шипящие по тропинке, вдоль которой на деревьях зарубки были. Вскоре услышали они звуки «Ау!Ау!», протяжную песенку «И-и-и-и!» и побежали на крики. Наконец, вышли они на знакомую полянку. А там их уже ждут гласные: И, А, У. Как звуки обрадовались друг другу!
Но тут шипящие заметили, что среди гласных не хватает Ю, Ы, Я. Оказывается они отказались искать шипящих, потому что посчитали, что те сами во всём виноваты. Им хотелось отдыхать,и они ушли домой.
Шипящие согласные звуки так расстроились, что с тех пор не дружат с Ю, Ы, Я, которые их бросили в беде, а ходят только с А, И, У.
О чём эта сказка, ребята? О том, что друзей нельзя оставлять в беде, нужно им помочь или позвать взрослых.
А вот какое правило вам надо запомнить:
Давайте потренируемся правильно определять гласную после шипящих, и выполним задание Мудрого Филина.
Упражнение «Найди слово»
Соедините картинки с соответствующими словами и вставьте в словах пропущенные буквы.
Ответ: шишка, щит, чайник, абажур, жаба, шапка, ключик.
Правописание шипящей ч в сочетаниях: чк, чн, чт, нч, щн, нщ
Ребята, прочитайте слова в столбиках.
конь польза пончик
лень мельница веточка
руль борьба гонщик
моль коньки хищник
Как обозначена мягкость согласных звуков в словах первом столбике? Ответ: с помощью звука [е] и ь. Как обозначена мягкость согласных во втором столбике? Ответ: гласными звуками [е], [и], ь.
Посмотрите, как обозначена мягкость согласных в третьем столбике. Ответ: только гласными звуками [е]. Скажите, гласная [и] в словах пончик, гонщик влияет на смягчение звуков [ч’], [щ’]? Почему? Ответ: потому что они являются непарными мягкими согласными.
А теперь обратите внимание, как мягко произносятся сочетания нч, чк, чт, нщ, щн в словах третьего столбика. Между этими сочетаниями стоит мягкий знак? Нет. Как вы думаете, почему? Он нужен? Ответ: нет, не нужен, потому что звуки ч, щ – всегда мягкие.
Мягкие шипящие влияют на другие согласные звуки, которые стоят за ними, после них, и также их смягчают. В слове барабанщик мы слышим мягкий н [н’], хотя рядом нет ни смягчающей гласной, ни Ь. То же самое происходит в словах: птенчик, чемоданчик, мороженщик.
Запишем транскрипции этих слов:
Мягкость в сочетаниях нч, чк, чт, нщ, щн обозначают в транскрипции у двух звуков [н]и [ч’].
Занимательная игротека
Ребята, настало время закрепить изученный материал. Вслед за Мудрым Филином мы переходим на лесную опушку Волшебного леса, где выполним разные интересные задания от лесных обитателей. Постарайтесь выполнить их самостоятельно, а затем сверьте с правильными ответами. Вы их найдёте в конце этого раздела.
Задание от Ёжика
Справа вы видите картинки крупных предметов, слева – мелких. Впишите в клетки соответствующие слова.
Задание от Лисички
Передаю вам письмо с заколдованными словами. Расколдовать их можно, если в каждом слове убрать лишний слог.
Задание от Бурундучка
мороженое, девочка, страна, жар, таблетка, стол, камыш, балкон, шутка
тетрадка, щётка, портфель, черновик, ручка, тарелка, прощание, утро
Задание от Зайчика
Отгадайте загадки и напишите транскрипцию отгадок
Отгадай, что за вещица,
Острый клювик, а не птица,
Не на поле, не на грядке
На листах твоей тетрадки.
Землянику мы собрали –
Не лесную, а в саду.
Сахар, таз большой достали –
Мама варит, а я жду…
Очень нравится нам всем
Задание от Енота
Прочитайте предложения и подчеркните орфограммы, которые вы сегодня изучали.Воспользуйтесь в качестве подсказки таблицей.
Ответы на задания раздела «Занимательная игротека»
1.Задание от Ёжика. Ответ: лимон – лимончик, апельсин – апельсинчик, фонтан – фонтанчик.
2. Задание от Лисички. Ответ: печка, бабочка, мечта, мачта, барабанщик, свечка.
3. Задание от Бурундучка. Ответ: 1) мороженое, жар, камыш, шутка;
2) щётка, черновик, ручка, прощание
4. Задание от Зайчика. Ответ: 1) ручка, транскрипция: [руч’ка]; 2) джем, транскрипция: [джэм]
5. Задание от Енота. Ответ: В чаще леса жили ежи. Они часто ходили гулять на земляничную поляну. Я налью себе чашку чая. В коричневой сумке лежали шапка и шарф. На море много чаек. Девочка была отличницей. Женщины о чём-то спорили. У нас прошёл конкурс чтецов.
Ребята, урок в Волшебном лесу закончился. Попрощаемся с Мудрым Филином. Мы узнали, какие звуки считаются шипящими, как они пишутся с гласными и согласными. Выучили орфограммы и выполнили практические задания. Осталось пройти тестирование.
Шипящие согласные звуки с примерами (2 класс, русский язык)
Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.
Что это за звуки и как их произносить
Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек.
Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.
Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.
Непарные или парные?
Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.
Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость.
Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.
Фонетические характеристики шипящих звуков
Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:
Что мы узнали?
Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики, то, как они выговариваются, делают эти звуки особенными и сложными.
Шипящие согласные звуки
Всего получено оценок: 366.
Всего получено оценок: 366.
Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно: они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.
Что это за звуки и как их произносить
Можно сказать, что они имеют непростой характер: произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.
Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.
Непарные или парные?
Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухость и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.
Что касается разделения на глухие и звонкие, то к первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухость/звонкость.
Когда-то было по-другому: [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.
Фонетические характеристики шипящих звуков
Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:
Что мы узнали?
Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики (то, как они выговариваются) делают эти звуки особенными и сложными.
Занятие по теме «Согласные шипящие звуки. Буквы «Ш», «Ж», «Ц»
Елена Шуршина
Занятие по теме «Согласные шипящие звуки. Буквы «Ш», «Ж», «Ц»
• Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.
• Закрепить знания о согласных звуках [ш], [ж], [ц], о буквах которые они обозначают.
• Познакомить с понятием «шипящие» звуки.
• Развивать умение давать характеристику звукам.
• Отработать навыки слогоделения, постановки ударения.
Оборудование и материалы, используемые на занятии.
• Картинки с изображением различных предметов.
• Иллюстрация с изображением снегирей.
• Магнитная доска, магниты, мел.
•Дидактический материал: тетрадь «Обучение грамоте (часть 2)»
• Простые и цветные карандаши, ластики.
I. Методы организации и осуществления деятельности.
1.Аспект восприятия и передачи информации:
•словесные: беседа, рассказ
•наглядные: демонстрация, иллюстрация
• репродуктивные (воспроизведение): действия по образцу.
• работа под руководством педагога
•самостоятельная работа: творческая работа
II. Методы стимулирования и мотивации деятельности
•интереса к учению: творческие задания, загадки,
•долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.
III. Методы контроля и самоконтроля
•устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами
•практический: проверка умений и навыков
IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю
• метод личного примера
V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности
• поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте мальчики и девочки! Ну, что ж, начнем наше занятие! А начнем мы его с маленького экзамена.Первый вопрос: что такое звук, и что такое буква?
Педагог: Верно. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Следующий вопрос. Скажите мне, что вы знаете, про звуки?
Педагог: На какие делятся согласные звуки?
Педагог: Правильно! Согласных больше, чем гласных, согласные нельзя пропеть, произносятся они с шумом и голосом. Например, «з-з-з», «д-д-д», «р-р-р» Или только с шумом, например, «с-с-с», «т-т-т». Согласные делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие. А сейчас поиграем в игру «Угадай звук».
Каждому ребёнку педагог предлагает картинку, ребенок определяет с какого звука начинается слово и дает характеристику звуку.
Педагог: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть, выполнить зарядку.
Быстро встали, улыбнулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Вправо, влево повернитесь,
Руками коленей коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Педагог: Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
Педагог: Ребята, вы уже знаете о том, что большинство звонких и глухих согласных образуют пары. Давайте вспомним, какие согласные образуют пары? Посмотрите на доску.
На доске написаны буквы Б-П, З-С, Д-Т, Г-К.
Каждому ребенку педагог называет твердый согласный звук, ребенок в ответ парный мягкий согласный звук.
Педагог: Ребята, в русском языке есть согласные, которые всегда остаются твердыми. Попробуйте догадаться о каких твердых согласных мы сегодня будем говорить, и так ….
У зверей сегодня праздник
Буквы взять из алфавита
Разрешили всем в подряд.
Лягушонок взял «ква-ква».
И налаялась сполна.
Буква «Ш» змее досталась
И на всех шипит она.
Но при этом очень злится,
Что ей звонко не шипится.
Педагог: Правильно, это звук [ш].Вслушайтесь в слова: шуба, шапка, шарф, штаны. В начале каждого слова отчетливо слышится звук [ш]. Кто готов дать характеристику этому звуку? Гласный он или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой?
Педагог: Напомню вам, звук [ш] живет в букве «Ша».
Педагог на доске пишет букву.
Буква очень хороша,
Педагог: Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
И работать продолжаем.
Выполнение движений вслед за педагогом.
Педагог: Ой, ребята к нам в гости заглянул усатый жук.
Педагог показывает муляж жука.
Педагог: Покружил и запел свою любимую песенку.
Жу-жу-жу, я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Вы, конечно, догадались, что жук прилетел к нам неспроста. Его название начинается со звука [ж]. Кто расскажет нам про звук [ж]?
Педагог: Звук [ж] – согласный, звонкий. У него есть парный глухой звук [ш]. А вот парного по мягкости-твёрдости нет, звук [ж] – всегда твёрдый. Звук [ж] обозначается на письме буквой «ж».
Посмотри-ка: буква Ж
Шесть жучиных ножек.
Буква «Ж» может встречаться в начале слова (жук, жираф, живот). В середине (пожалуйста, пожар, в конце слова (гараж, корж). Когда буква «ж» стоит в конце слова, происходит оглушение, и на конце мы слышим глухой звук [ш]. На конце слова буква «ж» обозначает глухой звук [ш]. «Ж» и «Ш» парные согласные.
Звуки «Ш», «Ж» называют шипящими звуками. Произнеси звуки [ш], [ж] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?
Педагог: А сейчас предлагаю вам снова немного отдохнуть.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Педагог: Молодцы, а теперь продолжаем наше занятие! Ребята, я хочу поделиться с вами своими наблюдениями. Как красива наша природа. Зима – волшебница одела деревья и кусты в белоснежные наряды. Сегодня я увидела снегирей, которые лакомились ягодами рябины возле моего дома, и я решила их сфотографировать.
Педагог показывает иллюстрацию с изображением снегирей.
Педагог: А каких птиц вы видели?
Педагог: Вы назвали много разных птиц. А теперь посмотрите на доску, я написала названия птиц. Кто готов прочитать эти слова? (Ответы детей)
На доске педагогом написаны слова скворе., сини. а, …апля- пропущена буква «Ц».
Педагог: Какая буква пропущена в этих словах?
Педагог: Какой звук обозначает эта буква?
Педагог: Правильно, звук [ц]. Дайте характеристику этому звуку.
Педагог: А можно ли к глухому звуку [ц] подобрать звонкую пару?
Педагог: И так, звук [ц] – это всегда твёрдый глухой согласный звук, у которого нет звонкой пары.
Педагог: Мы с вами поговорили о буквах, о звуках, а теперь время поработать в тетрадях «Обучение грамоте». Откройте, пожалуйста, тетради на странице 14. Художник нарисовал несколько картинок, а так же написал названия картинок. Наша задача внимательно посмотреть на каждую картинку, прочитать название под каждой картинкой. Разделить написанные слова на слоги и расставить ударение в каждом слове. Давайте посмотрим на первую картинку. На ней нарисована часть машины – это колесо. Никита, сколько слогов в этом слове?
Педагог: Ребята, давайте проверим, правильно ли ответил Никита, мы все дружно прохлопаем слово «колесо».
Дети вместе с педагогом прохлопывают слово по слогам.
Педагог: Замечательно! В этом слове действительно три слога. Первый слог в этом слове «ко», второй – «ле», третий – «со». Каждый слог в слове мы отделяем чертой, посмотрите, как это сделал художник в вашей тетрадке.
Педагог: Молодец, Никита! А теперь произнеси слово «колесо» так, чтобы мы услышали ударную гласную в этом слове, ты должен произнести её сильнее, протяжнее голосом.
Педагог: Умница! И так, ударная гласная в твоем слове «О». Над ней мы поставим черточку, посмотрите, как это сделал художник. Ну, а теперь, нам предстоит поработать со словами «арбуз», «рыба», «корова», «газета», «телефон», «гитара», «береза».
Педагог на доске записывает слова. К доске по одному выходят дети, делят слова на слоги (прохлопывают слово по слогам) и обозначают ударную гласную (перед этим проговаривая слово и выделяя голосом ударную гласную).
Педагог: Молодцы, ребята, и снова вы справились с таким непростым заданием! А сейчас закрываем тетради и убираем карандаши в пеналы.
Уборка рабочего места.
Самоконтроль: дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол).
III. Итоги занятия.
Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.
Педагог: Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных, буквы от звуков, вспомнили буквы «Ш», «Ж», «Ц», поговорили о том, какие звуки обозначают эти буквы, говорили о словах, в которых прячутся наши буквы, и еще раз поупражнялись в делении слов на слоги и определении ударных гласных. Вы здорово потрудились! Наше занятие, тем временем, подошло к концу. До свидания!
Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.
«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область «Коммуникация».Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с’], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.
«Буквы Б, б. Звуки [б ] [б’]» Орг момент. Встаньте ровно! Подарите свои улыбки друг другу и мне. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Спина? Прямая! Мотивация..
Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.
Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.
Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.
Логопедическая игротека «Волшебная избушка. Шипящие звуки» Методические аспекты деятельности учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики шипящих звуков у дошкольников с ОНР Образовательные.
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.
Конспект образовательной ситуации «Села мышка в уголок, съела бублика кусок. Согласные звуки [С], [С’] и буква С» Образовательная ситуация «Села мышка в уголок, съела бублика кусок» Обучение грамоте «Знакомство с согласными звуками С, С* и буквой С».
Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.
Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с’]. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.