Как выбирать школу для ребенка

Как выбрать школу

Как выбирать школу для ребенка. Смотреть фото Как выбирать школу для ребенка. Смотреть картинку Как выбирать школу для ребенка. Картинка про Как выбирать школу для ребенка. Фото Как выбирать школу для ребенка

Если у вас есть возможность выбирать, давайте поговорим о том, чем руководствоваться в поисках лучшей школы.

Сегодня прием детей в образовательные учреждения напрямую зависит от места проживания будущих обучающихся. Получается, что поступить в школу своей мечты (не по месту прописки) можно только при наличии в ней свободных мест. Если у вас есть возможность выбирать, давайте поговорим о том, какими критериями (секретами) руководствоваться в поисках лучшей школы.

Помимо расстояния, обратите внимание и на безопасность расположения образовательного учреждения (проблемой может быть интенсивность движения транспорта).

Как выбирать школу для ребенка. Смотреть фото Как выбирать школу для ребенка. Смотреть картинку Как выбирать школу для ребенка. Картинка про Как выбирать школу для ребенка. Фото Как выбирать школу для ребенка

Секрет 2 – программы обучения

Реализовать требования ФГОС помогают различные УМК (учебно-методические комплекты), входящие в федеральный перечень учебников. Все программы разных УМК развивают детей, даже если и не содержат в своем названии слово «развивающая». Остановимся на нескольких. Выбор нужно делать в зависимости от возможностей ребенка.

Секрет 3 – первый учитель

Добрый, внимательный, любящий детей и свою профессию, строгий, активный, молодой, опытный, спокойный – пожелания к первому учителю также различны. Думаю, такое разнообразие мнений об учителе объясняется тем, что у нас у всех разные дети. Представляя себе первого учителя, мы воспринимаем его через призму собственного ребенка, отвечая на вопрос: «А как этот учитель будет относиться к моему малышу? Найдут ли они взаимопонимание?»

Как выбирать школу для ребенка. Смотреть фото Как выбирать школу для ребенка. Смотреть картинку Как выбирать школу для ребенка. Картинка про Как выбирать школу для ребенка. Фото Как выбирать школу для ребенка

Если ребенок застенчивый, вряд ли ему подойдет учитель с авторитарным стилем. Ребенку-флегматику трудно будет с учителем-холериком, он будет не успевать за темпом учителя, раздражая его своей медлительностью. Зато с гиперактивным школьником такой учитель быстро найдет контакт. Обязательно познакомьтесь с предполагаемым первым педагогом. Возьмите на эту встречу своего ребенка, ведь вы же ему, а не себе выбираете учителя. Если контакт не будет найден, то даже самая лучшая образовательная программа не поможет ребенку успешно развиваться.

Помимо темперамента и стиля общения учителя, обратите внимание на его профессиональные навыки. Зайдите на школьный сайт, там вы увидите информацию о стаже, квалификационной категории учителя, его участии в различных конкурсах, ссылку на личный сайт, отзывы о его работе и др. Хорошо, если у вас будет учитель-энтузиаст. Неважно, какого он будет возраста, главное – он активно занимается своим самообразованием, не устает познавать новые вехи своей профессии, уважает детей и вовлекает их в свой творческий поиск.

Секрет 4 – дополнительные возможности для развития ребенка

Что предлагает школа помимо уроков? Как построена внеурочная деятельность? Какие факультативы сможет посещать ваш ребенок? Есть ли углубленное обучение отдельным предметам?

Ну и главный вопрос, нужно ли это вашему ребенку, сможет ли он овладеть еще одним иностранным языком, хватит ли времени и сил на несколько кружков? Лучший выбор будет в пользу здоровья ребенка и его способностей.

Секрет 5 – материально- техническая база

Наличие бассейна, массажного кабинета, лабораторий для исследовательской деятельности, зарубежные связи, возможность стажироваться за границей и др. будет приятным дополнением к школе вашей мечты.

Секрет 6 – репутация школы

Традиции, уклад, управление школы, система форм учебной и внеурочной работы (типы уроков, проекты, экскурсии и др.), контингент учащихся – все это составляет сложившуюся репутацию школы. Если вы живете в небольшом городе, и репутация школ вам известна, то выбор сделать легче.

Но иногда репутация может быть неактуальной. К примеру, когда у школы осталась репутация нескольких лет назад, а в настоящее время могло поменяться руководство школы или произойти слияние образовательных учреждений.

Секрет 7 – качество выпускников

Задайтесь вопросом, как успешно сдают экзамены выпускники школы, куда они поступают, какие профессии выбирают и почему. Все-таки не зря говорят: «Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом». 9-11 лет пролетят и ребенок встанет перед выбором, к которому школа может его подготовить.

Итак, однозначного ответа на вопрос, как выбрать школу, нет. Конечно, невозможно учитывать все перечисленные критерии, сердце любящего родителя подскажет, что нужно нашим детям. Одно хорошо – когда выбор действительно есть!

P. S. Согласно новому закону об образовании, мы – родители имеем право выбрать семейную форму получения образования и воспитывать детей, к примеру, в центрах дополнительного образования Монтессори или Вальдорфа. Но промежуточную итоговую аттестацию ребенку все же придется сдавать в общеобразовательной школе.

Источник

Как выбрать школу для первоклассника

Когда подавать заявление

Как выбирать школу для ребенка. Смотреть фото Как выбирать школу для ребенка. Смотреть картинку Как выбирать школу для ребенка. Картинка про Как выбирать школу для ребенка. Фото Как выбирать школу для ребенка

С 1 февраля 2020 года на порталах госуслуг Москвы и Московской области открывается прием заявлений в 1 класс на 2020-2021 учебный год для жителей столицы и Подмосковья. Подать заявление могут родители, чьи дети проживают на закрепленной за школой территории.

Чтобы отдать ребенка в школу не по регистрации, придется подождать с подачей заявления до 1 июля 2020 года. Запись для таких детей продлится до 5 сентября. Детей, не зарегистрированных на территории, закрепленной за организацией, принимают в учебное заведение при наличии свободных мест.

Расставляем приоритеты

Как выбирать школу для ребенка. Смотреть фото Как выбирать школу для ребенка. Смотреть картинку Как выбирать школу для ребенка. Картинка про Как выбирать школу для ребенка. Фото Как выбирать школу для ребенка

Учитель истории и обществознания химкинской гимназии №9 Григорий Назаров рекомендует при выборе школы ориентироваться в первую очередь на интересы ребенка и запросы семьи.

Каждый родитель оценивает учебное заведение по своим критериям. Например, одна семья охарактеризует школу как слабую, потому что ученики получают не слишком высокие баллы ЕГЭ. А другая, наоборот, будет в восторге, потому что в школе ведется активная внеурочная деятельность и у семьи всегда прямой контакт с учителем, объясняет Назаров.

Как отмечает эксперт, многие московские школы, где программа обучения нацелена на получение высоких баллов ЕГЭ и ставка делается на «закачивание знаний», пренебрегают воспитательной работой. Ребенку дают необходимую базу для победы в олимпиадах и сдачи экзаменов, но при этом учителей не волнует, чем он занимается вне школы и какая обстановка в его семье.

Собираем информацию

Как выбирать школу для ребенка. Смотреть фото Как выбирать школу для ребенка. Смотреть картинку Как выбирать школу для ребенка. Картинка про Как выбирать школу для ребенка. Фото Как выбирать школу для ребенка

Многодетная мама Ирина Разина из Пушкина одним из важнейших факторов при выборе школы называет близость к дому и безопасность маршрута. Чем меньше на пути школьника будет дорог и перекрестков, тем лучше.

Также важен рейтинг школы, поскольку он говорит о качестве обучения. Чтобы оценить уровень школы, нужно не только выяснить ее рейтинг, но и почитать отзывы в интернете, посетить собрание будущих первоклассников, поспрашивать мам, чьи уже ходят или ходили в данную школу, советует Разина.

Поэтому многодетная мама подчеркивает: личный контакт с родителями учеников – это самый действенный способ получить наиболее полную информацию.

Ирина Фролова из Пушкина – тоже многодетная мама со стажем. Выбирая школу для своего первоклассника, она провела полноценное исследование: опрашивала родителей учеников среди знакомых, регистрировалась на городских форумах, общалась в чатах, на детских площадках и городских мероприятиях. В итоге она остановила свой выбор на обычной школе, которая пользуется хорошей славой.

«Выбрала обычную школу, а не платную. По моему мнению, в платных школах не дают хорошего образования. Среди учеников выбранной школы – много участников олимпиад. Именно участников, а не победителей. Это говорит о том, что дети здесь активны и не боятся покинуть пределы своего класса. В нашей школе много кружков, ребята дружат, общаются», – отмечает Фролова.

Для нее важным фактором стало то, что ребенку есть, с кого брать пример.

Источник

Как выбирать школу для ребенка

Как выбирать школу для ребенка. Смотреть фото Как выбирать школу для ребенка. Смотреть картинку Как выбирать школу для ребенка. Картинка про Как выбирать школу для ребенка. Фото Как выбирать школу для ребенка

В России открывается все больше новых образовательных проектов, и чем шире выбор частных школ, тем сложнее определиться родителям. Тем более, речь идет, по сути, о будущем их детей.

По статистике, не более одного процента от общего числа школьников в стране учатся в частных учебных заведениях*. Интересный факт: анализ притока детей в московские частные школы в прошлом учебном году (2020/2021), показал, что 74% ребят перешли в них из государственных, и только 26% мигрировали между частными школами**. При этом среди данных 74% достаточно велика доля хорошистов и отличников. Тенденция ли это или влияние пандемии, еще предстоит выяснить.

Forbes Russia Education провел сессию на Московском международном салоне образования (ММСО) – вместе с экспертами мы попытались найти ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, возникающие при выборе школы.

Частные школы – это, в первую очередь, разные образовательные модели и образовательная среда, которую можно выбрать, учитывая особенности конкретного ребенка.

Образовательная модель – это идеология, на которую опираются создатели школы. В ней воплощены определенные педагогические убеждения и цели, которые школа считает приоритетными в образовании ребенка. Благодаря разным образовательным моделям существуют, например, инклюзивные, лингвистические, математические, международные, авторские, конфессиональные, вальдорфские школы и т.д.

То есть, частная школа дает семье возможность выбора модели, исходя из особенностей ребенка и запросов семьи.

Существует несколько разных типов программ, по которым могут работать школы. Самые распространенные: российский образовательный стандарт, система Международного бакалавриата (IB) и английская система, которая заканчивается экзаменами A-Level.

Если говорить о российском образовательном стандарте, то эталоном является ФГОС, и без него ни один ребенок не получит аттестат о среднем (полном) общем образовании.

Дополнительные опции, которые будут полезны планирующим поступать в зарубежные вузы: A-Level и IB.

Российская программа проходит на русском языке, английская программа A-Level – на английском, а IB до 9 класса включительно может проходить как на русском, так и на английском языках, в старших классах – на английском.

В рамках английской системы в старшей школе акцент сделан на предуниверситетской подготовке и изучении предметов, необходимых для поступления в университет. Результаты A-levels достаточны для поступления в вузы Великобритании без дополнительных тестов, они также признаются во многих учебных заведениях мира.

Международный бакалавриат более созвучен с ФГОС. IB – холистическая система, включает в себя, помимо знания предметных областей, навыковую составляющую. В выпускных классах ученики должны выбрать 6 предметов (3 на продвинутом уровне, 3 – на базовом) и по каждому провести исследовательские работы и сдать экзамены.

Обе программы дают своим выпускникам возможность поступать практически в любые вузы мира, однако исследование HESA (Higher Education Statistics Agency) выявило, что, например, для выпускников IB вероятность зачисления в топ-20 университетов Великобритании на 57% выше, чем для выпускников английской системы (A-Level).

Чтобы выбрать программу обучения, необходимо, прежде всего, понимать, каким вы видите будущее ребенка. В краткосрочном контексте – в какой вуз он будет поступать, в долгосрочном – каким человеком он должен вырасти.

В родительских кругах сейчас набирает все большую популярность позиция, что менять школу с 1 по 11 класс нормально. Как минимум, для каждой ступени образования можно подбирать разные школы: разделить обучение на краткосрочные цели ближайшего развития ребенка на горизонте 2-4 лет и искать оптимальные образовательные среды. Например, для начальной школы критично расстояние от дома до школы, и это во многом сужает выбор образовательных возможностей. Также в начальной школе, родители выбирают конкретного учителя, а не школу. И когда ребенок доучивается до 4 класса и приобретает знания, умения, которые закладывал конкретный учитель, у родителей появляется дилемма: выбрать ли текущую школу как коллектив учителей, либо рассмотреть другие варианты именно на уровне образовательной школьной системы, а не конкретных персоналий. География тоже расширяется, учитывая, что в средних и старших классах ребенок может ездить в школу самостоятельно.

Если говорить о следующей ступени – это профилизация. В 8-10 классе уже можно рассматривать школы по направлениям интересов ребенка и вузов, к которым в этих учебных заведениях идет подготовка.

Критериев, на которые должны опираться родители при выборе школы, довольно много: развитие навыков, среда, окружение, профессиональное развитие учителей и общие образовательные стандарты, их уровни и качество, ценности. На последних остановимся подробнее.

В профессиональной терминологии ценности называются организационными культурами и характеризуются по взаимоотношениям, возникающим между участниками учебного процесса.

Для традиционной школы характерна четкая иерархия, в таком сообществе правила существуют для всех, а учитель – главный авторитет, принимающий решения относительно учебного процесса и руководящий школьниками.

В школах с предпринимательской культурой ценится личный результат, существует сильная конкуренция между учителями, учениками, приветствуется лидерство. Такие школы ориентированы в первую очередь на академические достижения учеников: высокие баллы на экзаменах, победы в соревнованиях.

Органическая культура в школах подразумевает совместную деятельность, здесь родители сильно включены в процесс обучения и влияют на него. Школы с органической культурой ценят свои традиции и уделяют большое внимание поддержанию «семейной» атмосферы.

В партнерской организационной культуре стиль взаимоотношений носит, соответственно, партнерский характер – в таких школах ученики рассматриваются как равноправные участники учебного процесса, у них есть возможность делать выбор и принимать решения относительно своего обучения вместе с учителями, которые выступают в роли наставников, а не контролеров. Здесь ценят личные границы и стремятся создавать условия для развития личности ребенка и его гибких навыков.

Однако, стоит иметь в виду, что школ с единственной культурой практически нет, всегда будут превалировать какие-либо две наиболее доминантные. Соответственно, каждая семья должна сопоставить свои ценности с организационной культурой школы, чтобы сделать осознанный выбор.

Источник

Школа школе рознь

В советские времена школы отличались друг от друга только номерами. Сегодняшнее разнообразие учебных заведений, систем образования,авторских методик ставит родителей перед непростой задачей: как выбрать школу для ребенка? Чтобы решить ее правильно, стоит узнать отличия между школами разных типов.

Как правильно выбрать школу?

Многие родители задаются вопросом, какую школу выбрать для ребенка. Во-первых, Стоит учитывать расположение школы. Пусть она будет лучшая в городе, но какой в этом смысл, если ребёнку придётся тратить на дорогу 3-4 часа в день. Тем более на общественном транспорте. Это выматывает даже взрослого, не говоря о малыше. Конечно, если в семье есть машина, это удобнее. Но у родителей есть работа и куда лучше будет потратить время на семейный обед, чем на путь туда-обратно.

Очень важен при выборе школы учебный план. Сколько уроков в день, в какую смену проходят занятия, есть ли задания на лето. Если учёба в школе предполагает слишком большую нагрузку, её лучше не выбирать. Ведь кроме обычных занятий, современные дети ходят в дополнительные кружки. Значит, нужно сбалансировать всю работу малыша, чтобы не пострадали все аспекты его деятельности, и чтобы он не очень уставал.

Если родители заняты на работе до ночи, а оставить ребёнка не с кем, нужно уточнить, есть ли в школе продлёнка. Если есть, то тогда можно не волноваться о том, что первоклассник не поест или не сделает домашнее задание.

Как выбирать школу для ребенка. Смотреть фото Как выбирать школу для ребенка. Смотреть картинку Как выбирать школу для ребенка. Картинка про Как выбирать школу для ребенка. Фото Как выбирать школу для ребенка

На что нужно обратить внимание?

Выбор школы для первоклассника – очень важная деталь подготовки к 1 сентября. Ведь именно в этом заведении ваш ребёнок будет проводить большую часть дня в течение ближайших 11 лет. От школы зависит будущее вашего малыша. Поэтому, в первую очередь, не поддавайтесь сомнительным аргументам, таким, как:

Подумайте о репутации школы. Опросите тех, кто уже там учился. Обратите внимание на следующие факторы:

Признаки хорошей школы

При выборе школы нужно учитывать индивидуальные психические и физические особенности малыша. Если ребенок интроверт, замкнутый и стеснительный, то, если есть финансовая возможность, лучше отдать его в частную школу, где в классе количество детей совсем небольшое. Если сын или дочь плохо говорит на своем родном языке, то не стоит отдавать первоклашку в школу с углубленным изучением иностранных языков.

Многое определяет и первый учитель. Он может привить первокласснику и положительные качества, и негативные. Педагог и ученик должны совпасть по характеру и темпераменту. Тогда их тандем позитивно повлияет на интеллектуальное развитие ребенка.

Некоторые родители считают, что чем больше ребенок в школе нагружен, тем лучше. У него тогда не будет времени на плохую компанию, он станет лучше учиться. Но это не так. Перегрузки негативно сказываются на физическом и психическом здоровье малыша. Поэтому при выборе школы учитывайте учебную нагрузку. Любому человеку, а ребенку в особенности, нужно отдыхать.

Как выбирать школу для ребенка. Смотреть фото Как выбирать школу для ребенка. Смотреть картинку Как выбирать школу для ребенка. Картинка про Как выбирать школу для ребенка. Фото Как выбирать школу для ребенка

Обычная школа или частная?

Общеобразовательные государственные заведения

Система образования в государственных школах складывалась годами. Кто-то считает ее морально устаревшей, кто-то восхищается. Ее основные особенности:

Общеобразовательные школы ориентированы на среднестатистического ученика. Это не значит, что педагоги не замечают одаренных детей и уделяют мало внимания отстающим. Но проблема заключается в том, что большая наполняемость классов исключает индивидуальный подход к каждому.

Здесь максимальное внимание уделяется развитию интеллекта, но редко делается акцент на выбор профессии по природным данным, развитие творческих способностей. Иногда учебный план предполагает дополнительные развивающие занятия, но они необязательны.

Частные заведения

Частные школы также дают общее образование. Выбирая одну из них, нужно обязательно убедиться в наличии лицензии на образовательную деятельность. Наполняемость классов здесь – не более 15 человек.

Не все родители могут определить детей в частные школы из-за высокой стоимости обучения. Есть некий средний вариант – отдать детей в государственную школу, но подобрать программу дополнительного образования. Найти предложения можно в Центре интеллектуального развития в Москве, принимающего первоклассников, детей среднего и старшего возраста.

Одна из популярных программ – ментальная арифметика. Занятия восполняют характерный для общеобразовательных школ пробел, прекрасно развивают творческую сторону личности. Основной приобретаемый навык, умение быстро считать в уме, дополняется мощным скачком интеллектуального развития.

Как выбирать школу для ребенка. Смотреть фото Как выбирать школу для ребенка. Смотреть картинку Как выбирать школу для ребенка. Картинка про Как выбирать школу для ребенка. Фото Как выбирать школу для ребенка

Советы специалистов по выбору школы

Раз ребёнок будет проводить в учебном заведении до обеда, а старшеклассники и подавно больше, стоит уточнить про питание. Буфет со сладостями – не слишком хорошая идея для здорового образа жизни. Гораздо лучше, если там будет полноценная столовая, работающая постоянно.

Не стоит забывать и о безопасности. Есть ли в школе охранник? Работают ли камеры? Существует ли пропускная система? Звонят ли родителям, если ученик пропустил урок? Все эти вопросы необходимо задать директору.

Ну и самое важное для первоклассника в начальной школе – это первая учительница. Лучше пообщаться с ней заранее, узнать её опыт и человеческие качества. Ведь правильно говорят, что она станет для первоклашки второй мамой. Нужно, чтобы рядом с ребёнком была добрая, заботливая и внимательная женщина. Но в то же время справедливая и умная. Если вы познакомитесь с такой, можете смело отправлять ребёнка в школу.

Источник

10 секретов, как выбрать лучшую школу для подростка

Как выбирать школу для ребенка. Смотреть фото Как выбирать школу для ребенка. Смотреть картинку Как выбирать школу для ребенка. Картинка про Как выбирать школу для ребенка. Фото Как выбирать школу для ребенка

Если ребёнок не блещет знаниями, то большинство взрослых подумает, что дело в нём, — но, может, всё же проблема в школе? Наш блогер Елена Морозова рассказывает, по каким критериям стоит выбирать образовательное учреждение для подростка и чего в идеальной школе быть не должно.

Совсем не всегда школа, прекрасно подходящая для младшего школьника, будет хороша и для тинейджера. Тревожная новость для родителя: ребёнок вырос; возможно, менять надо не только обувь, но и кое-что, что поменять совсем не так просто, — школу!

Вообще, придирчивый взгляд на место, в котором ребёнок проводит большую часть жизни, весьма оправдан. Замечали, что есть лёгкие на подъём люди? К 25 годам они уже зачастую окончили бакалавриат в одном вузе и магистратуру в другой стране, летом занимались волонтёрством и в благотворительном фонде, и в экологическом движении против мусора, работали аниматорами в языковом лагере, тему для диссертации выбрали не по советам старшего преподавателя, а из списка самых актуальных вопросов отрасли, в следующем месяце их ждёт стажировка в большой коммерческой компании.

Есть и те, кто о таких впечатлениях, приключениях и достижениях и не помышляет. Живёт день за днём. Поднимается со ступеньки на ступеньку, порой даже и не задумываясь, куда они, эти ступеньки, ведут. Да, мечтает о дальних странах, но как-то непредметно: где же взять для этого возможности, время, деньги?

Смена школы может дать ребёнку новый опыт, как не жить по накатанной. В современном мире это важно!

Давайте задумаемся, какой должна быть хорошая школа для подростка: пять пунктов, что непременно должно быть, три — что хорошо бы, чтобы было, и два — чего не должно быть ни в коем случае. Всего десять.

Итак, must have

1. Самое главное — школа должна быть принимающей, дающей подростку возможность быть собой, отличаться, «вытанцовывать» собственную личность. В идеале здорово, если школа ещё и интересуется подростком. Выделяет его из общего ряда, чтобы ребёнок (да не ребёнок уже) чувствовал себя не просто учеником 9-го «Б» класса, а человеком с собственным именем и фамилией, своими достоинствами и, возможно, их дефицитом, а также интересами и способностями. Не только отличников и двоечников. Каждого.

2. Не менее важно наличие «качественных» взрослых. Не только предметников, но и людей, с которыми полезно и интересно общаться, с кем можно поговорить и о науке, и о жизни, и о личных проблемах. Принципиально важно, чтобы эти люди были готовы к такому общению, а правила школы позволяли и приветствовали это. Если таких людей в школе нет, на мой взгляд, туда вообще незачем ходить!

3. Школа должна уметь работать с детьми — не только с послушными и прилежными второклашками, но и со скептически настроенными, вечно в чём-то сомневающимися, критично обо всём отзывающимися, имеющими право на бунт подростками. Если учителей застаёт врасплох переходный возраст воспитанников, то это вопрос квалификации педагогов.

4. Учиться должно быть трудно, но не беспросветно трудно. Школа обязана давать опыт постановки собственных целей, интеллектуальной пахоты, преодоления и достижений!

5. Школа должна быть честной. Если третьеклашка не почувствует, что его однокласснику с «заботливыми» родителями оценку поставят более высокую, от дополнительных обязанностей освободят, за провинность не накажут, то подростки подобные вещи воспринимают очень остро! Школа — это организация, где «клиент» внутри. Если на школьной «кухне» грязь, значит, помимо уроков физики и словесности, школьник получит и уроки беспринципности, а они усваиваются куда быстрее и запоминаются надолго. Конечно, мы живём в несовершенном мире. Несправедливость, конфликты, столкновение мнений и интересов — ежедневная реальность для каждого из нас: и детей, и взрослых. Все ошибаются, бывают неправы, обижают. Важно только, чтобы всё это было без двойных стандартов, возведённых в систему.

Как выбирать школу для ребенка. Смотреть фото Как выбирать школу для ребенка. Смотреть картинку Как выбирать школу для ребенка. Картинка про Как выбирать школу для ребенка. Фото Как выбирать школу для ребенка

4 школы за 7 лет: как я искала идеальную школу для своих дочерей

Спросите: а как же качество образования, ФГОСы, ДКРы, результаты ЕГЭ? На мой взгляд, если всё вышесказанное соблюдено: имеются «качественные» взрослые, которые работают и учат по-честному, не за страх, не за галочку, если детей видят и понимают, думают, а не просто выполняют план, — значит, процесс как минимум не разрушающий. Это уже неплохо, на самом деле! Всё же школа не завод, не конвейер, где каждая операция следует строго за предыдущей, а каждая гайка занимает своё место на строго определённом этапе производственного цикла. Школа — это история про жизнь, и принцип «не навреди» при выборе школы — один из самых главных. Дети все разные. Что нужно вашему ребёнку? Непростой вопрос. Мне кажется, то, что я описала выше, — жизненная необходимость для каждого подростка.

Следующий список — не must have, но хорошо бы, чтобы школа…

1. Мотивировала, а не демотивировала. Предметы, одноклассники, обсуждаемые темы — всё это призвано будоражить, вызывать живой интерес, ощущение перспектив. Происходящее на уроках и вне уроков обязано давать пищу для размышлений, чем стоило бы заниматься в будущем, к чему приложить дополнительные усилия, что узнать, прочитать, найти в интернете. Обучение не должно быть рутинным, монотонным, безэмоциональным и не имеющим никакого отношения к жизни и будущему ученика.

2. Питала разные сферы личности: и интеллектуальные, и духовные, и творческие. Конечно, заниматься творчеством можно и вне школы, можно и музеи посещать по выходным, а не в рамках учебного процесса, но когда развитием чувства прекрасного занимается не только семья, это чувство, формируется более объёмным, более интегрированным в общую систему представлений, знаний и убеждений подростка. В школе, где гуманитарная работа построена удачно, ребёнок может сталкиваться с большим количеством мнений, аргументов и доводов, высказываемых его одноклассниками и преподавателями. Он учится формировать собственное мнение, предъявлять и отстаивать его, воспитывает собственный вкус, формирует определённые предпочтения и убеждения.

На практике часто случается так, что в математическом лицее история и литература вообще за предметы не считаются

На них не выделяют достаточного количества часов, не ищут качественных преподавателей, а в языковых или гуманитарных гимназиях, где язык — это «наше все», точные науки подаются с гораздо меньшим пиететом, не формирующим вкуса к этим предметам и достаточной эрудиции. Такие школы не формируют полноценное мировоззрение. Углубление в профиль — да! Но не в ущерб всему остальному.

3. Обеспечивала профориентацию. Серьёзное отношение старшеклассников к образованию важно для их будущего. Опыт показывает, что учиться по-настоящему подростки начинают только тогда, когда чётко понимают, для чего им это. Когда начинают связывать своё будущее с той или иной предметной областью, ориентируются на тот или иной вуз. Поэтому умная профориентация, включающая не только тестирование, но и разговоры, и возможность попробовать себя в различных видах деятельности, критически необходима для того, чтобы обеспечить активную позицию учащегося. Без неё образование остаётся школярством, и не более того.

И, наконец, самый короткий список

1. Школа не должна делать ребёнка безжизненным, закомплексованным, безвольным, бессильным. Если это происходит, какой бы блестящей школа не считалась, оттуда надо бежать. Срочно.

2. Школа не должна быть серой. Если учителя не говорят на хорошем русском языке, если преподаватель литературы считает, что «литература» — это то, что в учебнике, если в туалете нет зеркала, а на стенах — приказы и стенгазета в стиле 80-х, если дети орут, а не спорят и не смеются, если педагоги следят за порядком, а не общаются с детьми, значит, это убогая школа. Не надо по её поводу ломать копья, спорить, осуждать, не надо надеяться что-то в ней изменить. Просто заберите оттуда ребёнка.

Фото: Unsplash (Mesh)

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *