Как выбирают депутатов по партийным спискам
Как выбирают депутатов по партийным спискам
Статья 89. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов
2. Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное, предусмотренное частью 1 настоящей статьи. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.
3. Если после первичного распределения депутатских мандатов, осуществленного в соответствии с частью 2 настоящей статьи, остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.
4. После распределения депутатских мандатов, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, проводится их первоначальное распределение внутри каждого федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется). В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в этой части.
5. Если после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, указанные мандаты распределяются внутри списка между региональными группами кандидатов в следующем порядке. Сумма голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в тех субъектах Российской Федерации, группах субъектов Российской Федерации, на частях территорий субъектов Российской Федерации, которым соответствуют региональные группы кандидатов федерального списка кандидатов, делится на число оставшихся нераспределенными внутри списка депутатских мандатов. Полученный результат есть второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов. Если после указанных действий остаются нераспределенными депутатские мандаты, причитающиеся данному федеральному списку кандидатов, они передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, на второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей. В случае, если при равенстве числа голосов избирателей, поданных за региональные группы кандидатов, число таких групп окажется больше, чем число депутатских мандатов, региональная группа кандидатов, которой передается депутатский мандат, определяется в соответствии с порядком размещения региональных групп в федеральном списке кандидатов.
6. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов в одной региональной группе кандидатов или нескольких региональных группах кандидатов не оказалось нужного числа зарегистрированных кандидатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между региональными группами того же федерального списка кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Если на момент дополнительного распределения депутатских мандатов окажутся региональные группы кандидатов, не получившие депутатских мандатов в процессе их распределения по дробным частям в соответствии с частью 5 настоящей статьи, и среди них окажутся группы, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, мандаты передаются по одному каждой из указанных региональных групп кандидатов. При этом сохраняется очередность передачи депутатских мандатов (в соответствии со значениями дробных частей), определяемая на основе первоначально вычисленного второго избирательного частного. Если в процессе дополнительного распределения депутатских мандатов после исчерпания региональных групп кандидатов, не получивших депутатских мандатов в процессе их распределения в соответствии со значениями дробных частей, остаются нераспределенные депутатские мандаты, мандаты передаются по одному тем региональным группам кандидатов, в которых оказывается наименьшим коэффициент дополнительного распределения, вычисляемый для каждой из региональных групп кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов. Указанный коэффициент вычисляется путем деления числа полученных региональной группой кандидатов депутатских мандатов на число полученных ею голосов избирателей. При равных значениях указанного коэффициента депутатский мандат передается той региональной группе кандидатов, которая получила большее число голосов избирателей. Если после такого распределения число дополнительно распределяемых депутатских мандатов окажется больше числа региональных групп кандидатов, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом указанный коэффициент каждый раз вычисляется заново. Дополнительное распределение депутатских мандатов проводится также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
8. Если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же региональную группу кандидатов (общефедеральную часть федерального списка кандидатов), что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в соответствующей региональной группе кандидатов (в общефедеральной части федерального списка кандидатов) отсутствуют зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат подлежит распределению между другими региональными группами кандидатов того же федерального списка кандидатов в соответствии с методикой дополнительного распределения депутатских мандатов, предусмотренной частью 6 настоящей статьи.
9. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов Государственной Думы, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
Мандаты и списки: что значат «страшные» слова про выборы
Обозреватель, Политика, 8:03, 12.07.2021
За непонятными специальными выражениями чаще всего кроются не слишком сложные правила участия в избирательных кампаниях
Обычно выборы – захватывающее действо с внутренней драматургией, выпадами кандидатов в адрес друг друга, борьбой за голоса, «плюшками» для избирателей и так далее. Однако часто они сопровождаются «страшными» словами вроде «одномандатный округ», «партийные списки» и другими. Они не только не разжигают интерес людей к избирательной кампании, в которой они, вообще-то, главные герои, а, напротив, отбивают его напрочь. В преддверии 19 сентября, когда в стране и крае пройдут масштабные парламентские выборы, «Толк» объясняет, что кроется за непонятными терминами и как в них ориентироваться.
Каких депутатов выбираем 19 сентября?
Депутаты, как и вся система власти, бывают трех уровней.
Что такое одномандатный округ?
Это территория, на которой разыгрывается один мандат, то есть ее в парламенте будет представлять только один депутат.
Округа «нарезает» избирком исходя из численности избирателей, которых должно быть примерно одинаковое число на каждом. Например, для выборов в Госдуму страну поделили на 225 округов (только половина депутатов из 450 избирается по округам).
Ректора алтайского политеха на выборах заменит единоросс Мордовин
В региональном отделении партии власти говорят о том, что замена связана с большим объемом предвыборной работы на округе
В каждом – плюс-минус равное число избирателей с учетом географических особенностей и деления на регионы (в среднем от 400 до 650 тыс.). Например, в Алтайском крае таких округов вышло четыре, а в соседней Республике Алтай – только один.
На каждом округе сражаются представители разных партий и те, кто выдвинул свою кандидатуру сам (их называют самовыдвиженцами). Побеждает тот, кто получит наибольшее число голосов.
То есть наш регион будут в Госдуме представлять минимум четыре депутата.
Такая же схема действует и на выборах в АКЗС. Территорию края поделили на 34 округа. Некоторые объединяют по несколько районов, а некоторые «захватывают» только часть городов. Опять же главное мерило – численность избирателей.
Что такое партийные списки кандидатов?
Другая половина депутатов и в Госдуму, и в АКЗС избирается как раз по таким спискам.
Суть в том, что избиратель может проголосовать не просто за конкретного кандидата, который предлагает довериться его имени, личным качествам и т.д., но и за партию, то есть за определенную идеологию и систему политических взглядов. А партия уже сама определяет, кого направить в парламент. То есть избиратель доверяет партии в выборе конкретных ее представителей.
И это не игра вслепую, как может показаться. Каждая допущенная к выборам партия составляет список кандидатов. Есть, как правило, так называемая первая тройка/пятерка – это лидеры, которые ведут за собой партию и имеют наибольшие шансы избраться.
Также партия уже сама делит территорию на округа и в каждом создает свой список – территориальную группу.
Спикер АКЗС заявил о задумках, о которых еще не знает вице-премьер правительства
Председатель парламента Алтайского края считает, что региональному заксобранию можно добавить дополнительных полномочий
Например, «Единая Россия» на выборах в Госдуму объединила в один округ Алтайский край и Республику Алтай. И для этой территории сформировала свой список кандидатов.
На региональных выборах партийные округа чаще всего совпадают с одномандатными, это удобнее.
Избиратель, ставя галочку напротив партии, автоматически голосует за предложенный список кандидатов.
С определением победителей тут сложнее, чем на округах. Во-первых, имеет значение, сколько партия набрала в целом, – от этого зависит, сколько мандатов она получит всего. Если грубо, то кресла распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов, пропорционально полученному результату.
После этого уже сами партии смотрят, какие территориальные группы набрали больше всего, и, как правило, лидеры этих списков проходят в парламент.
Что такое представительный орган?
Это и есть парламент – орган власти, который представляет интересы избирателей.
У парламента две функции – законодательная и представительная. Разрабатывая и принимая законы, депутаты формируют условия и правила жизни населения. А представляя граждан разных территорий – отстаивают их интересы.
Чем отличается выдвинутый кандидат от зарегистрированного?
Каждая партия, выдвинувшая своих кандидатов, подает необходимый пакет документов в избирательную комиссию. Также может сделать и самовыдвиженец. Если эта процедура соблюдена и избирательная комиссия документы приняла, кандидат получает статус выдвинутого.
Сильный пол и женский пул: кто будет сражаться за места в Госдуму на Алтае
Самым конкурентным из четырех думских округов станет Рубцовский, где с выборов снялся главный фаворит от «Единой России» Виктор Зобнев
Однако с этого момента все только начинается. Например, партии, которые не получили право регистрации без сбора подписей (это, как правило, небольшие непарламентские партии), а также самовыдвиженцы должны собрать необходимое число подписей в свою поддержку. А требования к ним суровые, и на этапе проверки многие отсеиваются.
Но даже те, кто избавлен от сбора подписей, должны пройти через проверку документов, соответствия всем требованиям.
И только после того, как кандидатов исследуют и не найдут в них «изъянов», их регистрируют. После этого кандидат уже полноправный участник выборов.
Как узнать «своих» кандидатов?
Во-первых, самые активные из них будут вести агитацию – проводить встречи, заваливать газетами, брошюрами, «мелькать» на билбордах или на телеэкранах. К этой избирательной кампании некоторые из них освоили соцсети, и там тоже могут появиться.
Во-вторых, есть сайт Алтайкрайизбиркома, на котором выдвинувшихся и зарегистрированных кандидатов можно будет посмотреть.
В-третьих, их список с описанием каждого будет вывешен на избирательном участке.
Более четверти депутатов гордумы Барнаула могут уйти на повышение в сентябре
Самый большой пул депутатов может покинуть фракцию «Единая Россия», от которой в выборах в Госдуму и краевое заксобрание будут участвовать 10 человек
Как выбирают депутатов по партийным спискам
Статья 44. Поддержка выдвижения федеральных списков кандидатов, кандидатов
1. Необходимым условием регистрации федерального списка кандидатов, кандидата является поддержка их выдвижения избирателями, наличие которой определяется по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения.
2. Выдвижение политической партией федерального списка кандидатов, кандидата по одномандатному избирательному округу считается поддержанным избирателями на основании результатов последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не требует сбора подписей избирателей в любом из следующих случаев:
1) федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
2) список кандидатов, выдвинутый политической партией, был допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации созыва, действующего на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы;
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие части 2 настоящей статьи, федерального списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7 тысяч подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте Российской Федерации.
4. Выдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу политической партией, указанной в части 3 настоящей статьи и зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, считается поддержанным избирателями и не требует сбора их подписей.
6. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы составляет на основании данных, содержащихся в ГАС «Выборы», список политических партий, на которые распространяется действие части 2 настоящей статьи. Указанный список публикуется в общероссийском государственном периодическом печатном издании и размещается на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в сети «Интернет».
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
Выборы в Госдуму – 2021: итоги
koksikoks / Depositphotos.com |
Сегодня глава ЦИК РФ Элла Памфилова огласила окончательные итоги выборов депутатов Госдумы VIII созыва. В этот раз голосование длилось три дня – 17, 18 и 19 сентября. Одновременно с выборами в Госдуму проходили выборы глав 9 субъектов РФ и 39 региональных парламентов. По данным ЦИК РФ, в голосовании приняли участие 51,72% избирателей (это более 56 млн человек) от числа всех избирателей, включенных в списки.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин назвал прошедшие выборы одними из самых конкурентных за последнее время. Напомним, в них приняли участие 14 политических партий, 5 из которых набрали достаточное количество голосов для прохождения в новый состав Госдумы (более 5%).
Лидерами в избирательной гонке оказались политические партии:
Чтобы понимать, каких законодательных инициатив можно ждать от тех политических партий, которые сформируют новый состав Госдумы, кратко остановимся на ключевых приоритетах, отраженных в их партийных программах.
Партия «Единая Россия» позиционирует себя как партия, способная воплотить в жизнь свои программные цели, выражающие и защищающие интересы российского народа. В числе ее приоритетов значатся:
Является ли абсолютной неприкосновенность депутатов Госдумы на весь срок их полномочий? Узнайте ответ из Домашней правовой энциклопедии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Кроме того, сделан акцент на сохранении принципов федеративного устройства России, развитии культуры и науки, поддержке международной политики, направленной на повышение роли России в мире.
Партия «Единая Россия» по итогам выборов получила 324 мандата, из которых 126 – по федеральным избирательным округам и 198 – по одномандатным избирательным округам. Федеральный список партии по предложению Президента РФ Владимира Путина возглавили Министр обороны РФ Сергей Шойгу, Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Шмелева и уполномоченный при Президенте РФ по защите прав ребенка Анна Кузнецова.
В свою очередь, в программе-минимум политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» предусмотрены меры по:
Также в перечне программных целей партии – недопущение повышения пенсионного возраста, освобождение от уплаты налогов граждан с низкими доходами, расширение социальных гарантий для военнослужащих и работников правоохранительных органов, ограничение размера платы за ЖКУ.
КПРФ по итогам голосования получила 57 мандатов, из которых 48 – по федеральным избирательным округам и 9 – по одномандатным избирательным округам. Представлять партию в Госдуме будут Олег Смолин, Андрей Алёхин, Николай Коломейцев, Николай Осадчий и другие.
Программа социалистической политической партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду» основана на базовых ценностях социализма – справедливости, свободе и солидарности и имеет своей целью построение справедливого общества. Партия выступает за обеспечение гарантий достойной зарплаты и пенсии, бесплатной медицины, права на социальное жилье и нормированную плату за коммунальные услуги. В числе ее приоритетов – развитие культуры, науки и образования, в том числе путем увеличения расходов на эти сферы, защита интересов человека труда, изменение пенсионной системы.
В качестве конкретных предложений предусмотрены отмена обязательного ЕГЭ, повышение зарплат педагогам и медработникам, увеличение стипендий, повышение уровня оплаты труда и размера пособия по безработице, доведение минимального размера трудовой пенсии до размера величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, недопущение повышения пенсионного возраста и т. д. Особое внимание в программе партии уделено задачам поддержки и защиты семьи, материнства и детства, а также вопросам экономического развития.
Партия «Справедливая Россия – за правду» получила 27 мандатов, из которых 19 – по федеральным избирательным округам и 8 – по одномандатным избирательным округам. По словам лидера партии Сергея Миронова, в новый состав Госдумы попадет большинство тех депутатов, которые работали в Госдуме VII созыва, – Олег Нилов, Галина Хованская, Елена Драпеко, Валерий Гартунг, Анатолий Аксаков, Алексей Чепа, Вадим Белоусов и т. д.
Либерально-демократическая партия России предлагает альтернативу политике радикал-демократов. В ее программе выделены разделы, посвященные государственному устройству, национальной безопасности, экономике и социальной политике. Партия выступает за воссоздание мощного государственного сектора экономики, поддержку национального товаропроизводителя, развитие отечественной промышленности и сельского хозяйства. Например, предлагается ввести монополию на производство и продажу алкоголя, табака и сахара и провести полную всеобщую экономическую амнистию, создать новый государственный банк, подконтрольный Президенту РФ, Правительству РФ и Госдуме. Центральный постулат социальной политики ЛДПР – обеспечить всем трудящимся достаточное материальное благосостояние и цивилизованный образ жизни. В частности, партия предлагает исчислять зарплату, стипендии, пенсии и пособия в соответствии с реальными ценами на потребительские товары, услуги, жилье. Она пропагандирует повышение гарантий сохранности вкладов граждан в банках и реформирование системы социального страхования. Часть программных положений касается поддержки предпринимателей, пенсионеров и инвалидов, молодежи, детей. Также в приоритетах партии – развитие культуры, здравоохранения и экологии.
ЛДПР получила 21 мандат, из которых 19 – по федеральным избирательным округам и 2 – по одномандатным избирательным округам. В числе представителей партии – Владимир Жириновский, Алексей Журавлёв, Алексей Диденко, Сергей Леонов и другие.
Наконец, политическая партия «Новые люди» выступает за обновление действующих моделей управления, их замену более новыми, основанными на общем интересе, горизонтальных связях и открытости, а не на жесткой иерархии и подавлении. Она предлагает дать людям рычаги влияния на политику и ослабить контроль государства над всеми сферами жизни. Во главу угла партия ставит нового коллективного субъекта – самоорганизующиеся сообщества людей, объединенных общими интересами и проблемами, общей территорией, профессией, культурой. Речь идет о сообществах автомобилистов, экологов, урбанистов, родителей, домовладельцев и т. п.
Среди более конкретных программных мер значатся: повышение зарплат (доведение средней зарплаты за 5 лет до 100 тыс. руб. в месяц); введение пенсионного кешбэка (отчисление части подоходного налога на индивидуальный инвестиционный счет); установление налоговых льгот за трудоустройство выпускников; увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 50% в течение 10 лет; введение в оборот простаивающих земель; перезагрузка системы госзакупок, включая обновление законодательного регулирования при учете формулы цена / качество; сокращение в 10 раз количества контрольных и надзорных служб; переформирование судейского корпуса; отмена «палочной» системы; проведение масштабной амнистии; обеспечение доступности частной медицины по системе ОМС; запрет принудительной вакцинации; добровольность ЕГЭ и несколько попыток сдачи экзамена; введение кешбэка и скидок за использование экологичных товаров и т. д.
Партия «Новые люди» получила 13 мандатов – только по федеральным избирательным округам. Среди ее представителей – Владислав Даванков, Алексей Нечаев, Сангаджи Тарбаев и т. д.
Первое заседание Госдумы VIII созыва
Несмотря на то что конкретная дата первого заседания Госдумы VIII созыва еще не определена – напомним, по общему правилу, первое заседание должно состояться на тридцатый день после избрания, но Президент РФ своим указом может созвать заседание ранее этого срока – подготовка к нему уже идет полным ходом. Так, Председатель Госдумы Вячеслав Володин на днях подписал распоряжение об образовании временной депутатской рабочей группы по подготовке первого заседания Госдумы VIII созыва. Она сформирована из числа избранных на новый срок депутатов пропорционально количеству выдвигавшихся в качестве кандидатов каждой политической партией, федеральный список которой был допущен к распределению депутатских мандатов в Госдуме. Так, партию «Единая Россия» в составе временной группы представят Александр Жуков, Владимир Иванов, Андрей Исаев, Раиса Кармазина, Павел Крашенинников, Андрей Макаров, Олег Морозов, Евгений Москвичев, Ольга Тимофеева. Партию «КПРФ» – Николай Коломейцев и Николай Осадчий, партию «Справедливая Россия – За правду» – Валерий Гартунг, ЛДПР – Василий Власов, а партию «Новые люди» – Владислав Даванков.
Именно эта группа займется подготовкой проектов постановлений и других документов, связанных с началом работы нижней палаты парламента нового созыва. Она утвердит схему размещения депутатов в зале заседаний, сформирует проект порядка работы первого пленарного заседания, разработает предложения по составу Счетной комиссии, Временной комиссии по Регламенту и Временного секретариата Госдумы (ст. 2.2 Регламента).
Когда пройдет первое заседание нового созыва, временная депутатская рабочая группа перестанет исполнять свои полномочия. С того же момента прекратятся полномочия Госдумы прежнего созыва (ст. 99 Конституции Российской Федерации).
Поскольку помимо самовыдвиженцев, по одномандатным округам прошли представители еще трех партий в личном качестве, то в общей сложности в Госдуме будут представители восьми партий – «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия – За правду», ЛДПР, «Новые люди», «Гражданская платформа», «Родина» и «Партия роста». От последних трех партий в Госдуме VIII созыва будет по 1 представителю. Оставшиеся от общего числа (450 человек) членов нижней палаты парламента 5 мест займут самовыдвиженцы.