Как выбирают мэра города в россии

Последние новости

Все города в России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, являются муниципальными образованиями. Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения и являются субъектами Федерации. Глава (мэр) города – глава муниципального образования.

Мэр или глава города?

Глава (мэр) города – высшее должностное лицо муниципального образования. В разных регионах России должность главы муниципальных образований называется по-разному: «глава города (района, поселка, села)», «мэр города (района)», «глава местного самоуправления» и т.д. Это определяется уставом муниципального образования.

Деятельность главы муниципального образования регулируется Федеральным законом РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.

Сити-менеджер

1 января 2006 года вступила в действие новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где была изменена структура управления городом.

Было введено два термина – « глава муниципального образования (глава/мэр города и/или сельского поселения)» и «глава местной администрации (сити-менеджер)».

Теперь существуют две модели:

Муниципальное образование вправе выбрать ту или иную модель управления городом.

При выборе второй модели функции главы муниципального образования распределяются между двумя должностями.

Представительным органом муниципального образования объявляется конкурс на замещение должности главы местной администрации (сити-менеджер). Порядок проведения конкурса устанавливает представительный орган муниципального образования. По результатам конкурса назначается сити-менеджер. С сити-менеджером заключается контракт на срок полномочий представительного органа муниципального образования, но не менее чем на два года.

Наемный сити-менеджер – исполнитель, отвечающий за энергетику, ЖКХ, транспорт и остальные аспекты городского хозяйства. Также в обязанности сити-менеджера входят вопросы управления и контроля за бюджетом и вопросы управления муниципальной собственностью.

Глава (мэр) города – политик, осуществляющий общее руководство городом, работающий с Городским Советом депутатов, Городской думой.

Должность сити-менеджера на данный момент введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казани, Мурманске.

Выборы главы (мэра) города

Выборы главы (мэра) города регулируются уставом муниципального образования. Городским советом утверждается форма выборов – прямое тайное голосование или косвенные выборы.

На данный момент в большинстве городов глава (мэр) города избирается депутатами представительных органов из своего состава. Политологи видят в этом прямую связь с отменой в 2004 году прямых выборов глав субъектов РФ. Когда в 2012 году прямые выборы глав субъектов РФ были возвращены, политологи заговорили о необходимости обязательного прямого избрания главы (мэра) города.

На запрос журналистов «Газеты.Ru» в апреле 2013 года, Госдума ответила, что законопроект не будет рассматриваться, так как «инициатива признана нецелесообразной». http://www.gazeta.ru/politics/2013/04/29_a_5286317.shtml

Выборы главы (мэра) города в единый день голосования в 2013 году

В ходе прямых выборов будут избраны:

Источник

Выборы мэра

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и виды выборов мэра в России

Выборы мэра – это один из инструментов прямого участия граждан в осуществлении публичной власти, представляющий собой процедуру избрания местным сообществом главы города или муниципального образования другого вида.

В России выборы мэра или выборы главы муниципального образования осуществляются в соответствии с положениями, предусмотренными региональным законодательством и уставным документом муниципалитета.

Федеральным законодательством предусматриваются следующие виды процедур избрания мэра и главы муниципального образования:

Когда избрание происходит посредством организации выборов мэра местным сообществом, мэр либо становится председателем представительного органа публичного управления местного уровня, либо возглавляет местную администрацию.

Когда избрание мэра осуществляются представительным органом публичного управления местного уровня из числа депутатов, входящих в его состав, тогда мэр становится председателем местного парламента или главой местной администрации. Соответственно, когда мэр становится главой местной администрация с него снимаются полномочия депутата представительного органа.

Совмещение должностей председателя представительных органов публичного управления местного уровня и главы администрации муниципалитета прямо запрещено законом.

В том случае, когда мэр избирается представительным органом публичного управления местного уровня из числа кандидатов, отобранных на конкурсной основе специально учрежденной комиссией, он становится главой местной администрации.

Готовые работы на аналогичную тему

Процедура организации конкурса, опосредующего отбор кандидатов на должность мэра, определяется представительным органом публичного управления местного уровня. Такая процедура обязательно должна предусматривать порядок опубликования условий конкурса и информации относительно места, времени и даты его проведения. При этом законом установлено, что такое опубликование должно проводиться не позже чем за двадцать дней до начала конкурса. Избрание мэра представительным органом публичного управления местного уровня требует обязательного наличия как минимум двух зарегистрированных и отвечающих установленным в отношении выборных должностных лиц муниципального публичного управления кандидатов.

Требования к кандидату в мэры

Федеральным законодательством, устанавливающим основы организации самоуправления местными сообществами в России, предусматриваются требования к кандидатам на должность мэра. Кандидаты на должность мэра должны отвечать следующим требованиям: это должен быть гражданин России, который на момент организации конкурса в соответствии с положениями федерального законодательства, определяющими основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме населения страны, не имеет ограничений в отношении пассивного избирательного права, установленных касательно выборных должностей публичного управления местным сообществом. Кроме того, условия конкурса могут предусматривать дополнительные требования относительно профессионального образования или профессиональных навыков и умений, которые предпочтительны для реализации полномочий в должности мэра. Кроме того, такие дополнительные требования могут быть прямо закреплены положениями регионального законодательства.

Выборы мэра в зарубежных странах

Международные правовые акты содержат основные гарантии в области избирательных прав, стандарты их реализации. Положения международного права восприняты национальными правовыми системами большинства современных государств, в том числе и Россией. Принципы равенства в реализации избирательного права, прямого волеизъявления населения и тайного голосования восприняты всеми современными правопорядками. Так, положениями Всемирной декларации прав человека гарантированно, что воля народа составляет основу правительственной власти и должна отражаться в регулярных легитимных выборах на основе всеобщего, равного и тайного голосования или с применением иных демократических институтов. В Международном пакте о гражданских и политических правах также содержится указание на права каждого участвовать в голосовании или являться кандидатом на выборные должности на легитимных регулярных выборах, проводимых с соблюдением гарантий избирательного права.

В современных зарубежных странах мэр как глава местного сообщества избирается с применением следующих систем выдвижения кандидатов при организации выборов:

В большинстве европейских стран гражданин, чтобы заявиться в качестве кандидата на выборы мэра должен подать соответствующее заявление в уполномоченный орган публичного управления. Нередко такое заявление должно быть скреплено подписями определенного числа представителей населения местного сообщества. Таким образом, кандидаты, не поддерживаемые политическими партиями, могут быть заявлены на выборы в форме самовыдвижения, при этом они должны быть поддержаны установленным законодательством числом представителей местного населения, либо такие кандидаты должны быть выдвинуты с их согласия местным сообществом. Отечественным законодательством не предусматривается возможность выдвижения кандидата в мэры представителями местного сообщества, хотя установление в законодательстве требования о необходимости поддержки кандидата, который сам выдвинулся на пост группой избирателей, допускается.

Источник

Как отмена прямых выборов мэров привела к снижению эффективности муниципалитетов

Ключевым элементом реформы системы управления муниципалитетами в России стал переход от модели «избираемого мэра» к модели «сити-менеджера» и «назначаемого мэра». По замыслу авторов реформы, такой переход должен был встроить муниципалитеты в вертикаль власти и привести к более эффективному управлению ими. Однако этого не произошло — муниципалитеты лишились автономии, стали больше экономить на образовании, здравоохранении и ЖКХ, а эффективнее так и не стали. К такому выводу пришли эксперты Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР).

Модели управления муниципалитетами в России

На местном уровне в России есть несколько моделей управления:

Итогом реформы системы управления муниципалитетами в России стало то, что к 2018 году модель «избираемого мэра» была фактически вытеснена из городских округов и городских округов с внутригородским делением, а в муниципальных районах доля данной модели не превышала 20% от общего количества муниципальных образований. При этом наибольшее распространение получила модель «назначаемого мэра», которая постепенно заменяла и модель «избираемого мэра», и модель «сити-менеджера».

В 2018 году распределение моделей управления в муниципальных образованиях первого уровня выглядело так:

Эксперты ЦПУР отмечают, что в теории выбираемые мэры должны быть более чуткими к запросам населения (если они хотят быть выбранными еще раз), а «сити-менеджеры» более профессиональными и качественными управленцами, потому что их отбирают по их навыкам, а не в результате хорошо проведенной избирательной кампании. Однако в российском контексте все осложняется тем, что местное самоуправление не является в полной степени независимым, а все его реформы начиная с 2003 года были направлены на встраивание муниципальной власти в единую вертикаль.

Результаты реформы

Одна из основных черт местного самоуправления в современной России — политическая уязвимость глав муниципальных образований. Ослабление их положения во многом стало следствием попытки разрешить конфликты, возникавшие между губернатором и мэром крупного города за политическое влияние. Сильные мэры имели свои амбиции и противостояли губернаторам, стремившимся контролировать муниципалитеты через финансовые и административные инструменты. Реформы МСУ постепенно снижали потенциальную конфликтность с помощью уменьшения политической самостоятельности глав муниципалитетов.

Ослабляет позиции главы муниципалитета также практика уголовного преследования мэров или членов их команд. С 2008 по 2019 год 15% глав 109 крупнейших российских городов подверглись уголовному преследованию. Примечательно, что с 2000 по 2012 год

85% находившихся под арестом глав 207 крупнейших российских городов получили свой пост на прямых выборах.

В связи с тем, что сити-менеджеры и назначаемые мэры больше ориентируются на задачи регионального уровня власти и позицию губернатора, перед ними была поставлена задача сокращения расходов муниципального бюджета в целом. Исследование ЦПУР показало, что при переходе от модели «избираемый мэр» к моделям назначения общий объем расходов муниципального образования сокращается. Но при общем уменьшении объема расходов сама структура расходов муниципалитета почти не меняется. Статистически значимое падение расходов можно увидеть по всем проанализированным статьям расходов: на образование, ЖКХ и благоустройство, социальную политику, содержание работников. Относительно большее падение расходов можно заметить только по статьям, связанным с ЖКХ и благоустройством, однако этот тренд устойчив не во всех спецификациях моделей.

В докладе ЦПУР подчеркивается, что избираемый мэр, будучи заинтересованным в переизбрании, склонен к большему распределению социальных благ, особенно в направлениях наиболее заметных для электората — городская инфраструктура и ЖКХ, занятость в муниципальном секторе, образование и здравоохранение. А для назначаемого мэра население не выступает прямым заказчиком услуг, поэтому для них важнее достичь показателей эффективности, по которым будут оценивать результаты их работы другие заказчики, то есть региональные власти.

Кроме того, исследователи пришли к выводу, что та часть доходов муниципалитетов, которая зависит, скорее, от качества менеджмента, при смене модели на «назначаемого мэра» вообще не возросла. Рост показателей собственных доходов (связанный прежде всего с собираемостью налогов), также как и доходов от управления собственностью, статистически не значим. Не наблюдается улучшения и в области управления финансами — уровень кредиторской задолженности, включающий задержки по оплате труда, взносы в государственные фонды, не уменьшился в муниципалитетах, перешедших на услуги сити-менеджеров.

Роста качества управления муниципальным образованием при отказе от прямых выборов мэра и переходе к моделям сити-менеджера и избираемого мэра не обнаружено, говорится в докладе.

Как в Екатеринбурге пытаются вернуть прямые выборы мэра

В Екатеринбурге инициативная группа собрала 15 тыс. подписей в поддержку возвращения прямых выборов мэра. Более 11 тыс. из них в Заксобрании признали достоверными, и депутаты профильного комитета по местному самоуправлению обсудили идею, которая была оформлена в виде законопроекта. Но документ был отклонен, так как, по данным комитета, были получены четыре отрицательных заключения экспертизы.

Впрочем, активисты не считают это поводом сдаваться. Они настаивают на принятии законопроекта в первом чтении, а недочеты предлагают исправить ко второму.

Источник

10 российских городов, где еще выбирают мэров

Как выбирают мэра города в россии. Смотреть фото Как выбирают мэра города в россии. Смотреть картинку Как выбирают мэра города в россии. Картинка про Как выбирают мэра города в россии. Фото Как выбирают мэра города в россии

Автор фото, Donat Sorokin/TASS

Митинги жителей Екатеринбурга и противодействие мэра Евгения Ройзмана не помешали свердловскому заксобранию отменить прямые выборы главы города

После отмены прямых выборов мэра Екатеринбурга в России осталось всего несколько крупных городов, где жители по-прежнему могу выбирать себе градоначальников. Однако и в них выборы редко оказываются конкурентными: большинством руководят представители «Единой России», а в некоторых мэры не менялись больше 10 лет.

По итогам этой реформы в России осталось всего несколько административных центров, где выборы мэров сохранились. Однако в последующие годы и во многих из них прямое голосование отменили.

Русская служба Би-би-си рассказывает, жители каких крупных городов еще могут выбирать себе руководителей и кто их возглавляет.

Москва

В Москве, как в городе федерального значения, мэр имеет статус губернатора. После того, как в 2004 году заработал порядок, по которому глав регионов по представлению президента утверждали местные законодательные органы, выборы столичного мэра не проводились вплоть до 2013 года.

Автор фото, Sergey Bobylev/TASS

Ближайшие выборы мэра Москвы пройдут в сентябре 2018 года. О намерении участвовать в них говорил оппозиционер Дмитрий Гудков, помогавший независимым кандидатам на муниципальных выборах. Действующий глава города Сергей Собянин пока о планах по повторному выдвижению не объявлял.

Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге должность главы города занимает губернатор, который избирается сроком на пять лет. Последние выборы состоялись в 2014 году, победу на них одержал врио главы города Георгий Полтавченко при явке в 39,13%. Он набрал 79,3% голосов, второе место с результатом 9,37% заняла представитель КПРФ Ирина Иванова. Оппозиционные кандидаты Оксана Дмитриева («Справедливая Россия») и Анатолий Голов («Яблоко») не смогли пройти муниципальный фильтр.

Севастополь

После аннексии Крыма в 2014 году Севастополем несколько лет руководил Сергей Меняйло. В 2016 году он подал в отставку, вскоре после этого заксобрание приняло закон о прямых выборах главы города. В Севастополе выдвигаться в губернаторы по закону можно только от политических партий, имеющих право участвовать в выборах.

Кемерово

Единоросс Илья Середюк шел на выборы, которые состоялись в единый день голосования в сентября 2016 года, уже в статусе исполняющего обязанности главы города. Досрочные выборы потребовались после того, как предыдущий мэр Валерий Ермаков подал в отставку «в связи с выходом на заслуженный отдых». Кандидатуру Середюка поддержал губернатор Аман Тулеев, у которого тот работал заместителем. За Середюка проголосовали 78,8% избирателей при чрезвычайно высокой для выборов на местном уровне явке в 80,9%.

Автор фото, Alexander Patrin/TASS

Мэр Кемерова Середюк пытался успокоить горожан после пожара в «Зимней вишне». Толпа к нему не прислушалась

Абакан

За время работы на посту главы города Булакин успел стать подследственным в уголовного дела о халатности и превышении полномочий. Прокуратура утверждала, что глава Абакана назначил чиновникам мэрии незаконные надбавки, однако Верховный суд никаких нарушений не обнаружил. Дело Булакина дважды закрывали: сначала это сделало республиканское следствие, однако расследование возобновил федеральный СКР. В 2013 году дело было окончательно закрыто.

Новосибирск

Источник

Выжутович: В большинстве городов РФ сейчас действует система дуумвиратов

На «возвращении» прямых выборов мэров сейчас настаивают некоторые парламентские партии, включив этот пункт в свои предвыборные программы. Но почему «возвращение»? Федеральный закон прямые выборы мэров не запрещает, просто решения о них принимаются на уровне региональных заксобраний. Сейчас граждане могут избирать мэров Абакана, Анадыря, Новосибирска, Томска, Хабаровска, Улан-Удэ и Якутска. В остальных городах управленческие функции переданы сити-менеджерам.

То есть в большинстве городов России сейчас действует система так называемых дуумвиратов (двуглавая система управления): гордума утверждает главу муниципального образования, который всерьез ни на что не влияет, а губернатор заключает контракт с сити-менеджером. Лояльный региональному руководителю менеджер контролирует все финансовые потоки в городе. Официально считается, что только такая структура управления городами по-настоящему эффективна.

Она якобы помогает выстроить вертикаль власти и заставляет городских чиновников работать энергичней. На практике же это означает, что реальные полномочия по управлению городом переходят к нанятому администрацией сити-менеджеру, а мэр, избираемый городской Думой, становится декоративной фигурой. За последние пять лет число административных центров, управляемых сити-менеджерами, возросло более чем в три раза. Институт сити-менеджеров введен в 44 региональных столицах и почти в 5 тысячах муниципальных образований.

Первые места в рейтинге заняли Казань, Тюмень и Ростов-на-Дону. В нижней части рейтинга расположились Омск, Нижний Новгород, Владивосток, Махачкала. Среди аутсайдеров также Новосибирск (73-е место), Воронеж (66-е), Пермь (63-е), где власть, по мнению экспертов, неэффективно пользуется своими ресурсами. При этом, отмечают эксперты, эффективность власти не зависит от того, двуглавая или одноглавая система управления используется в городе, куда большее значение имеют бюджетная политика и финансовая обеспеченность.

Почему до последнего времени верховная власть поощряла отмену прямых выборов мэров, в общем, понятно. Такие мэры, по мнению центра, бывают излишне самостоятельны, строптивы, нередко на выборах бросают вызов кандидату от партии власти и, случается, побеждают. Тут, конечно, еще и ревность со стороны губернаторов, и земельные интересы, и борьба за финансовые потоки.

Всенародно же избранные мэры (там, где они еще остались) чувствуют шаткость своего положения. Согласно закону, их могут отправлять в отставку. Таким правом наделены депутаты городских собраний и глава субъекта Федерации. Мэр не может оспаривать свою отставку в суде, но если не согласен с ней, «имеет право изложить свое особое мнение в письменном виде».

Реформа местного самоуправления пока не приносит желаемых результатов. Результаты появятся только тогда, когда расширение полномочий местной власти будет подкрепляться финансово. А до тех пор, пока муниципальная казна бедна, населению будет все равно, избран городской глава или назначен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *