Как выбирают место для храма
Традиции строительства православных храмов
Строительство православного храма ‑ дело очень непростое. В храме важно все, в его устройстве не бывает мелочей. Каждая деталь в нем подчинена канонам и традициям, и даже современные проекты православных храмов разрабатываются с учетом строгого их соблюдения. Первое, на что обращают внимание, ‑ выбор места под строительство. Раньше на Руси, согласно традициям, место под строительство православного храма или монастыря выбиралось возвышенное, видное издалека. Церковный комплекс должен был доминировать среди окружающих застроек, напоминая людям о возвышенности духовного мира по сравнению с земным. Место, на котором будет стоять храм, старались выбрать так, чтобы оно «обдувалось четырьмя ветрами» ‑ звук от колоколов тогда был слышен за несколько десятков верст.
Церковные предания утверждают, что очень часто место для строительства православного храма или монастыря указывал Сам Господь, Богородица, или кто-то из святых угодников Божиих ‑ виденями, явлениями во сне, другими знамениями. Результатом такого скрупулезного выбора является то, что до сих пор, приходя на места даже разрушенных старых церквей, мы отчетливо ощущаем то, что они особенные, благодатные.
Проект православного храма и внешнее благоустройство
После выбора места, рабочими утрамбовывалась площадка под его строительство. Важным было и расположение православного храма: проект его всегда рассчитывался таким образом, чтобы церковный алтарь обязательно смотрел на восток. За неимением компасов и прочих измерительных приборов, восточное направление определяли следующим образом: просыпались до восхода, и на храмовой площадке проводили ось, строго параллельную первому лучу восходящего солнца.
Этот фактор при строительстве православного храма учитывается до сих пор, и исключения делаются только в очень редких случаях. Почему же это так важно? Одни исследователи утверждают, что в этом присутствует наследие древнего солярного культа славян, другие опираются на то, что в христианстве Восток всегда был связан со светлыми силами, а Запад ‑ с темными.
Не менее важной частью православного храма является и его верхняя часть, увенчанная куполами. Количество куполов всегда нечетное, и может доходить до тридцати трех, и все они увенчиваются крестом.
Прекрасным образцом храмового зодчества является 33-купольная деревянная церковь Николая Угодника на Троицкой горе в Санкт-Петербурге.
Главные части православного храма
При создании проекта православного храма строго учитываются все его составляющие. С давних времен церковь символизировала собой трехмерность Вселенной: божественную ее часть, небесную и земную. Именно поэтому православный храм состоит из трех частей: алтаря, где молятся священники, центральной части, предназначенной для молитвы верных (крещенных) христиан, и притвора, в котором раньше молились оглашенные ‑ те, кто только проходил катехизацию и готовился принять святое крещение.
Верхняя часть православного храма ‑ неф (потолок) ‑ символизирует небо, и покрывается росписями, изображающими Святую Троицу, Бога Отца, Господа Иисуса Христа и Божью Матерь. Пол под ногами означает землю, и поэтому он тоже украшается мозаиками и орнаментами.
Передняя часть православного храма ‑ западные, или красные, врата ‑ олицетворяют собой вход в Царство Небесное, поэтому всегда изготавливаются из ценных пород дерева и часто украшаются коваными узорами.
Как построить храм в деревне (+ комментарии юриста)
Это письмо мы получили на редакционную почту портала Православие.Ru и посчитали его заслуживащим публикации на нашем портале.
В духовной литературе не раз встречал утверждение, что после революции 1917 г. русские люди сделались как бы одержимыми. Многие святыни были осквернены, утрачены. Но, несмотря на годы богоборчества, русский народ Бога не забыл. Однажды я разговорился с таксистом, молодым парнем, прошедшим Чечню. На воцерковленного человека он похож не был, но твердо высказал решение построить в своей деревне храм. И совсем недавно у меня состоялся разговор со знакомым владельцем кафе, тоже человеком нецерковным (хотя в приготовлении пищи он и сверяется с православным календарем). Он также хочет в конце жизни построить храм в деревне.
Видя такую заинтересованность, я хотел бы поделиться личным опытом храмоздательства. При нашем участии был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы в д. Жудре и обустроен храм в здании бывшей школы в д. Алехино – все это в Хотынецком районе Орловской области.
Цель
Обычно желающие построить храм стремятся оставить после себя память. Лучше эту цель скорректировать: ведь мы делаем добрые дела для Бога и людей, а не с целью увековечить себя. Храм строится для молитвы, при нем должна быть общинка, чтобы люди спасались вместе – один другого назидали, помогали и любили. Когда есть такое стремление, уже можно идти дальше…
С чего начать?
Лучше всего начать с трезвого взгляда… Церковь поставить – это хорошо. Но еще лучше поставить церковь так, чтобы она была востребована. Есть примеры, когда храмы стоят закрытыми, в них служат раз в год или еще реже. При этом во многих населенных пунктах нет храма…
Если вы соберете небольшую общину – хотя бы человек 10, то за ними потянутся и другие
Строительство
Мое личное мнение: строить храм лучше не в одиночку. Даже если у вас есть средства, чтобы построить храм самому, нужно привлекать больше людей – так больше душ придет ко спасению. Пусть будут разные жертвователи – и внешние, которые никогда не были в этой деревне, и внутренние. Предостерегайте сельчан от потребительского отношения: «нам должны» построить храм, дать батюшку, служить у нас и т.п. Нужно вовлекать общину в вопросы строительства и благоустройства храма сразу – это всех сплотит, отсеет случайных людей и т.д.
Выбор места
Храм мы строим для Бога и людей, не для себя, поэтому его нужно ставить так, чтобы людям было удобно добираться. По возможности нужно позаботиться, чтобы храм был виден с дороги: проезжающие могли бы перекреститься, зайти, посмотреть расписание и прийти потом на службу. Это очень важно!
Выбор материала
По отзывам многих священников, деревянный храм требует больших затрат: он усаживается в течение нескольких лет, появляются щели, которые нужно заделывать. Поэтому, прежде чем выбрать материалом для строительства дерево, надо хорошо подумать.
Мы строили храм из СИП-панелей: внутри пенопласт, снаружи плиты ДВП. Затем обшивали его ламинированным металлом «под дерево». Внутри храм обшит блокхаусом. На пол положили специальную подложку, сделали теплый пол, сверху ламинат. Очень хорошее решение: по законам физики тепло поднимается снизу вверх.
Домокомплект для сборки здания храма делала одна орловская компания. Могу поделиться контактами. Фундамент делали свайный. При наличии фундамента (а свайный можно сделать за 1–2 дня) сборка и возведение здания занимает 1–2 недели. Далее предстоит установка купола и внутренние работы.
Важное уточнение! Для любых церковных зданий необходима вентиляция! По существующим нормам, для храма вместимостью до 600 чел. достаточно естественной вентиляции (храм в Жудре вмещает не более 50 чел.). Для создания здорового микроклимата в храме нужен естественный приток воздуха, наличие вытяжных каналов и свободная циркуляция воздуха между ними. Чистый воздух поступает через форточки или воздухозаборные клапаны. Нагреваясь в помещении, он вытесняет вверх более легкий отработанный воздух, который выходит через вентиляционные отдушины, за счет разницы давления и температур. Если вместимость храма более 600 человек, то рекомендуется установка гигрорегулируемой механической системы вентиляции.
Эскизный проект
Я ранее не строил храмов и не интересовался архитектурой, поэтому я искал консультантов. Пришлось потратить много часов на просмотр доступной информации в Интернете. Я не советую строить большие храмы, ведь кроме самого здания, должно хватить средств и на внутреннее убранство. Также потребуется огородить территорию храма, сделать подъезд к нему, провести коммуникации ― все это забирает много средств. Пусть процесс строительства и благоустройства храма идет постепенно и не быстро, может быть, даже десяток лет, чтобы многие люди смогли в нем поучаствовать, довести дело до ума. Это полезно для спасения: кто-то храмовую мебель изготовил, кто-то за территорией ухаживает, кто-то возводит ограду.
Лучше не делать высокие потолки – чем больше внутренний объем, тем его тяжелее обогреть. В маленьком храме так уютно! Представьте себе численность вашей общины и умножьте на два-три – столько прихожан будет у вас в праздники.
Иконостасы для обоих храмов мы печатали на своем иконном производстве по МДФ светостойкими УФ-красками. В отличие от натуральной древесины, МДФ хорошо выдерживает перепады температуры и влажности. Иконостас на липе можно делать, только если храм все время равномерно отапливается.
Отопление
Это не камень преткновения – храм можно ставить и без него. У нас в храме несколько лет не было никакого отопления, кроме нескольких электрических обогревателей. Когда поставили теплый пол, обогреватели стали не нужны.
Видел неоднократно в сельских храмах современные печки с системой конвекции. Это не слишком дорогое решение, одной загрузки дров хватает надолго. Минусы: алтарь отделен от основной части храма, тепло туда не проникает, здоровье батюшки под угрозой. В Алехино, где храм расположен в здании школы, священник благословил подумать про кирпичную печь.
Я готов делиться опытом строительства и обустройства маленького храма, дать контакты мастера, который рисовал эскиз со всеми размерами. Кто заинтересовался, приглашаю приехать в храм, посмотреть, как все сделано. Можем дать контакты строителей и юриста, который готовил документы.
И напоследок: нужно хорошо подумать!
Возможно, лучше помочь восстановить разрушенный храм
Возможно, лучше пожертвовать деньги туда, где действительно очень нужен храм. Или помочь восстановить разрушенный. Или принять решение не строить храм, а помочь кому-то материально. Можно разделить сумму на несколько храмов или пожертвовать в организацию, которая работает с бездомными, больными людьми, на приют, общину. Поездить по святыням, помолиться, попросить помощи Божией. Ищите нуждающихся! Действуйте по сердцу и по разуму!
Есть вариант – не строить храм, а устроить его в уже существующем здании (домовый храм), или оборудовать отдельно стоящее здание под храм (вам подскажут в администрации). В этом случае не так важно юридическое оформление. Главное, чтобы шла молитва, совершались таинства.
Отдельный вопрос – найти батюшку
Господь посылает пастыря по молитвам прихода
В деревнях это очень сложно. Господь посылает пастыря по молитвам прихода! Ситуация, когда у батюшки один храм, встречается крайне редко. У нас у о. Владимира 3 храма, у о. Валерия 3 храма и часовня. Бывает и до 7 храмов у священника!
Пользуясь случаем, хочу поднять вопрос о «попах на мерседесах». Посмотрите, что в деревнях творится! Многие сельские батюшки вынуждены выживать, семьи обычно многодетные, средств нет, живут в некрашеных халупах с покосившимися заборами, ездят на машинах, которые пора давно в металлолом сдать. Вот где истинное служение Богу! Помогите им! Они за вас молиться будут. Вот еще кому нужно помогать! Если будете благотворить батюшкам, то уточните сразу, что жертвуете лично для них, потому что они не возьмут себе ничего, а положат в храмовый ящик. И попросите помолиться о вас и ваших родных. Это очень важно.
Время было разрушать храмы, время их строить. Но при храме должна быть община
Кроме литургической, община имеет социальную функцию – в ней помогают каждому по его потребности, помощь идет и внутри общины, и вне ее. Людям нужна любовь, понимание, поддержка, совместный труд во спасение. Поэтому им нужен храм.
Первый этап – это выбор участка для будущего строительства
Участок нужно подбирать исходя из нескольких критериев. Один из основных – это категория и вид разрешенного использования земельного участка, он должен подходить для целей строительства определенной категории объектов, уточнить вид разрешенного использования можно в местной Администрации (отделы строительства, землепользования и застройки). Если в данной местности отсутствует нужный вид использования земли, можно осуществить перевод земельного участка из одной категории в другую. Для этого подбирается проектная организация, которая осуществляет обоснование перевода, делает схемы, планы и техническую документацию для участка, одновременно с этим у органов муниципалитета (город, область, район), в зависимости от того, где территориально расположен земельный участок, нужно получить разрешение на перевод категории земли. В случае получения положительного решения от органов муниципалитета на перевод и утверждение проектной документации по переводу проводятся публичные слушания среди граждан, на которых объясняют цель перевода и последствия. Если нет замечаний, вносятся изменения в планы землепользования и застройки, и участок получает нужную категорию для строительства.
После того как участок с видом разрешенного использования найден, нужно убедиться в технической возможности подключения его к коммуникациям (свет, газ, вода) – это все можно узнать в ресурсоснабжающих организациях. Проводится расчет мощностей, и, исходя из этого, осуществляется присоединение к сетям, если мощностей не хватает, возможна установка доп. оборудования, все это расскажет ресурсоснабжающая организация.
Далее определяемся со съездом к храму. Если рядом имеется дорога и нужно сделать подъезд, обращаемся в муниципалитет, узнаем, у кого на балансе основная дорога, кто ее обслуживает, просим у них разрешение на съезд к будущему храму, получаем тех. условия, выполняем их, затем собственник дороги все проверяет, и если нет замечаний, получаем согласие и официальный документ.
Самый главный и основной этап – само строительство
Для начала получаем разрешение на строительство, получают его в Администрации области, города, где расположен участок (отдел архитектуры и градостроительства). Для этого нужно: документы на землю – свидетельство о праве собственности/выписка из ЕГРН или договор аренды участка; градостроительный план земельного участка (можно получить в МФЦ или в управлении архитектуры); документы от проектной организации, которая может составить технический проект и построить сам храм, сюда входят результаты инженерных изысканий – это геологические и геодезические работы, плюс к этому потребуется схема планировочной организации земельного участка, проект организации строительства, разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, пояснительную записку к проекту постройки. Это минимальный перечень документов для получения разрешения на строительство, т.к. все зависит от самого строящегося объекта: если объект достаточно крупный, могут потребовать дополнительно проведения экспертиз и согласований. Т.к. храм – это объект массового пребывания людей, лучше найти организацию, имеющую все необходимые разрешения и способную подготовить полный пакет документов. После уточнения и согласования всех проектов с муниципалитетом получаем разрешение на строительство, заключаем договор со строителями и приступаем к стройке.
Ввод в эксплуатацию
После завершения этапа строительства необходимо ввести здание в эксплуатацию, для этого также нужно получить разрешение (в том же органе, что и выдавал разрешение на строительство). Список документов: документы на землю; разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства; акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации и т.д. в соответствии с градостроительным кодексом. Большая часть документов подготавливается строительной фирмой, конкретный список документов зависит от объекта постройки (масштаб, вместимость, этажность и т.п.).
После получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, само здание вносится на кадастровый учет, получаем выписку, в администрации получаем адрес – и все готово.
Как выбирают место для храма
❓ Чем отличается часовня от церкви?
💭 Главная часть церкви – алтарь. Он характеризует храм как сооружение культовое. В алтарной части совершается Евхаристия – главное христианское таинство. Часовни также имеют культовое значение, но в них нет алтаря. Соответственно, там не служится Литургия и не совершаются Таинства.
Часовня по сравнению с церковью значительно меньше по размеру. Храм предназначен для совершения церковного круга богослужений. В часовнях совершают общие молитвы и требы. Часовни часто строятся при дорогах, на святых источниках, на местах явления чудотворных образов, чтобы человек имел возможность зайти и помолиться.
У церкви есть статус. Она может быть приходским храмом или собором. У часовен статуса нет.
При церкви есть штат духовенства и настоятель. Регулярность служб в приходских церквях определяется возможностями священников. При часовне штат, как правило, отсутствует. Регулярных служб там нет.
Вокруг церкви обязательно имеется ограда с воротами и узкой калиткой. Традиционно, верующие входят именно через нее, как символ тесных врат, ведущих ко спасению. Только вокруг часовен, построенных в виде маленькой церкви, можно увидеть ограду, да и то не всегда.
Традиционно, церкви строились на самых видных местах. В настоящее время этому правилу не следуют. Часовни могут находиться в очень укромных местах. Построить часовню может любой человек. Даже у себя на участке. Строительство церкви совершается лишь с благословения правящего архиерея.
1. В храме есть алтарь и там служится Литургия. В часовне алтаря нет, и поэтому Евхаристия там не совершается.
2. Храм предназначен для совершения служб церковного круга богослужений. Часовня используется для общей или частной молитвы.
3. У церкви есть статус, у часовни его нет.
4. При церкви есть штат духовенства и настоятель, при часовне этого нет.
5. Перед церковью есть ограда. Для часовни она не обязательна, так как не несет особой духовной нагрузки.
6. Церкви строятся на самом видном месте и только с благословения правящего архиерея. Часовни могут располагаться в любом месте, и строить их может любой человек, не испрашивая благословения.
Почему церкви (храмы) возводились на возвышенностях и перекрестках?
В старину на Руси православные храмы строили только на благоприятных местах. Храмы старались строить на возвышенности, на перекрестках, так чтобы было видно другие церкви и колокольни — таким образом передавали информацию о пожаре или нападении. Подходящими местами для строительства были места языческих святилищ и памятных событий.
Иногда место выбирали таким образом: призывали лозоходца, который обламывал ветку лозы, ивы или орешника с развилинкой. Затем брал оба конца в руки так, чтобы третий, острый угол был обращен кверху, и начинал искать. Там, где лоза в руках склонится верхним концом вниз и строили церковь.
Также место выбирали, наблюдая за природой, поведением животных или особо чувствительных людей. Раньше таковыми считались юродивые. По легенде храм Василия Блаженного возвели в данном месте потому, что означенный Василий (популярный городской юродивый) обычно ложился здесь спать — прямо на землю. В старину было такое поверье: где хорошо и уютно юродивому, то место якобы выбрано Богом.
Строительство часто стоило очень дорого и велось очень долго, при этом каждый храм был архитектурным шедевром.
По ближе к небу. Про перекрестки впервые слышу.
по древнему мировозрению чем ближе церковь к небесам тем быстрее бог их услышит
«Проклятые» места на Руси: как их определяли?
Во все времена существовали поверья о так называемых «проклятых» местах, где опасно было находиться людям. На Руси прежде, чем строить дом, старались заранее определять, «благое» это место или «лихое».
Какие места на Руси считались «добрыми», а какие – «проклятыми»?
Это было не просто суеверие. Сегодня существование патогенных зон, губительных для всего живого, научно доказано. Например, в местах геологических разломов могут происходить выбросы магнитного излучения, угнетающе воздействующие на организм и психику человека. Но отрицательная энергетика, по словам экстрасенсов и парапсихологов, может возникать и там, где происходило что-то плохое. Так, «гиблыми» или «проклятыми» издавна считались дома и места, где случались убийства и самоубийства, жили колдуны или просто дурные люди, проводились ритуалы черной магии, где видели призраков. Иногда история места и впрямь была связана с проклятием.
В таком месте людям не было житья: они либо болели, либо у них случались какие-нибудь беды. Не приживались там часто и домашние животные, скотина. Деревья и растения засыхали, не цвели, не плодоносили.
Где было можно, а где нельзя ставить дома?
Но не всегда состояние «ауры» данного места являлось очевидным. На Руси издавна для определения этого приглашали «знающих» людей, проводили специальные обряды.
Так, при планировании жилых кварталов Санкт-Петербурга Петр I распорядился поступать следующим образом. В предполагаемых местах строительства на равном расстоянии друг от друга чертили линии, вдоль них вбивали колья, к которым прикрепляли куски сырого мяса. Там, где мясо дольше всего не портилось, потом строили дома. В наши дни этот «ритуал» получил научное обоснование: в геопатогенных зонах быстрее развиваются микроорганизмы, способствующие процессам гниения. Был еще такой способ: расставляли в «контрольных точках» горшки с молоком и ждали, где молоко скиснет быстрее всего, а где будет долго оставаться свежим.
При строительстве домов в старину на Руси соблюдали следующие правила. Место под постройку выбирали обязательно после праздника Покрова. Дом не должен был располагаться возле заброшенной старой дороги – считалось, что по ней будут «уходить» достаток и благополучие. Нельзя было строить дом на месте старой бани, пожарища или там, где когда-то пролилась кровь. И, конечно, нельзя было строиться на местах захоронений.
Как выбирали место для строительства?
Прежде чем окончательно определиться с местом, его долго и тщательно обследовали. В частности, наблюдали за поведением животных и насекомых. Например, выстилали место будущего строительства дубовой корой, а через три дня поднимали ее. Если под корой оказывались пауки или муравьи, то место считалось «лихим», и от строительных планов отказывались. Если же там были червяки, то место считалось «добрым». Качество места нередко определяли и по количеству мышиных нор – чем больше их было, тем здесь лучше и безопаснее. Однозначно не ставили дома на участках, которых избегали звери и птицы, где не росла трава. Зато благоприятным считалось место, где останавливался конь, запряженный в повозку, на которой везли первую лесину для строительства, или где ложилась на землю выпущенная из хлева молодая корова.
Определив место, будущий хозяин очищал его, опахивал участок по кругу, а внутри круга намечал квадрат для фундамента будущей постройки, который делился крестом на четыре части. Затем нужно было отправиться «на все четыре стороны» и с каждой стороны привезти по большому камню-валуну. Они закладывались как основание под углы будущего дома.
Но это было еще не все. В новый дом не зря было принято первой запускать кошку. Там, где она устраивалась, нельзя было ставить лавку или кровать. В наше время говорят, что кошки любят отрицательную энергетику…