Как выбрать 4х канальный усилитель
Выбираем автомобильный усилитель – основные критерии и характеристики
Достаточно часто автолюбители сталкиваются с проблемой выбора усилителя мощности в машину. При этом мало кто знает, на что именно обращать внимание при покупке. В данной статье мы рассмотрим основные критерии и характеристики для подбора, поскольку от правильного выбора автоэлектроники зависит качество звучания и класс всей стереосистемы в комплексе. Именно поэтому прежде чем остановиться на выборе усилителя той или иной модели, лучше, как говорят, «семь раз отмерить».
По сути, автомобильный усилитель мощности является одним из главных элементов стереосистемы и используется с целью усиления поступающего от магнитолы сигнала звука к желаемому уровню.
🔎 Какие бывают классы и ряды критериев в автомобильных усилителях?
Автомобильные усилители существенно отличаются друг от друга по цене, что определяется в зависимости от количества каналов усилителя, его класса и ряда других критериев (мощность, соотношение сигнал/шум и т.д.).
Рассмотрим более конкретно каждую из категорий.
По количеству каналов усилители разделяются на подвиды от одного до шести каналов.
☑ Одноканальный усилитель является моноблоком, наиболее простым видом. Он используется при наличии подключенного сабвуфера и бывает всего двух классов (AB и D). Моноблок класса D может работать как с обмоткой 1 Ом, так и с сабвуферами 2 и 4 Ом, в связи с чем, его использование более предпочтительно, и распространено, чем моноблока класса AB. Использование усилителя с низкой нагрузкой в 1 Ом позволяет получать высокую мощность сигнала при минимальной нагрузке на аккумулятор.
☑ Двухканальный усилитель более сложен в конструктиве и рассчитан на подключение двух динамиков или одного пассивного саба. Он способен поддерживать низкую нагрузку (1-2 Ома) и работает только с использованием мостового соединения. Данный вид усилителя поддерживает и дополнительные функции, среди которых наиболее распространенной является возможность плавного усиления уровня низких частот.
☑ Достаточно редко на практике встречаются трехканальные усилители. Это объясняется тем, что по своей сути они идентичны с 2-х канальными. Единственное их отличие – возможность работы в режиме tri-mode (одновременное подключение двух стерео и одной моно систем).
☑ Четырёхканальный усилитель – наиболее популярный вариант на практике. По конструктивным особенностям представляют собой два встроенных в один корпус двухканальных усилителя, в связи с чем, его возможности идентичны усилителю с двумя каналами. Их главное предназначение – усиление мощности тыловой или фронтальной акустической сцены. Усилитель с 4 каналами рассчитан на небольшую мощность (от 50 до 100 Вт на один канал). Дает возможность подключить 4 динамика или 2 саба (используя 2 канала на один саб и мостовое подключение).
☑ Пятиканальные усилители используются для одновременного подключения одного сабвуфера (с помощью моноканала) и 4 динамиков.
☑ Шестиканальный усилитель имеет наиболее высокую стоимость, за счет широкого выбора возможных вариантов подключения различных элементов акустики:
• шесть динамиков;
• сабвуфер (мостовое соединение) и четыре динамика;
• три сабвуфера (мостовое соединение) и т.д.
🔎 Среди классов усилителей выделяют: А, В, АВ и D классы.
Главный критерий разделения: КПД и искажение звукового сигнала.
☑ Класс «А» усилителей — позволяет получить наивысшее качество звучания при минимальном уровне искажения. Используется в дорогих акустических системах элитного класса. Главный недостаток данного класса усилителей — низкий КПД (20-25%), потеря мощности сигнала. На практике встречается довольно редко, что объясняется дороговизной и не идеальными техническими характеристиками.
☑ Усилители класса «В» имеют более эффективную мощность, по сравнению с классом «А», но проигрывают в уровне искажений. В связи с плохой «чистотой» воспроизводимого сигнала, данный класс усилителей также не часто используется в автоакустике при построении стереосистемы.
☑ «АВ» класс усилителей — наиболее распространен и востребован среди автолюбителей. Он характеризуется средним качеством звучания, достаточной мощностью сигнала, чистым звуком (низкий уровень искажений), а его КПД составляет 45-50%. Для данного класса характерна средняя стоимость и большие размеры усилителя. Идеально подходит для сабвуферов с мощностью от 500 до 600 Вт.
☑ Усилители класса «D» используются для обработки цифровых сигналов. Имеют компактные размеры и высокую мощность, но низкое качество звучания в сочетании с невысоким уровнем искажений. КПД в классе «D» — наивысший, и составляет 90-98%. В данном типе усилителей не используется радиатор охлаждения, так как они практически не греются. Также, имеют большую стоимость, в связи с чем, не пользуются особой популярностью у автолюбителей и аудиофилов.
Итак, мы разобралис
Выбираем хороший четырёхканальный усилитель
Представленные модели: Audison SR 4, Kicx Tornado Sound 150.4, STEG ST 402, Hertz HCP 4D, Alpine PDR-F50
Четырёхканальные усилители самые популярные, так как на одном усилителе можно построить хорошую систему начального уровня, например 2 канала кинуть на фронт, 2 канала в мост на сабвуфер и 2 канала задействовать от магнитолы на задние двери или полку для подзвучки.
Kicx Tornado Sound 150.4
Характеристики
Выходная мощность:
При нагрузке 4 Ома, номинальная мощность-150Wx4
При нагрузке 2 Ома, номинальная мощность-250Wx4
При нагрузке 4 Ом мост, номинальная мощность-655Wx2
Диапазон воспроизводимых частот, кГц:10-60
ФНЧ, Гц-50-8000
ФВЧ, Гц-20-8000
Входная чуствительность, В:0.2-6
Отношение сигнал/шум, дБ:105
Рабочее напряжение, В:12-16
Усиление басов, дБ:0-12
Защита:Термо/короткое замыкание/перегрузка-Да
Размер, мм-450x190x57
Что понравилось:большая мощность в мосту, плавный регулятор бас буста
Что не понравилось:нет сабсоника
Характеристики
4 Ом стерео RMS — 14.4 Вольт 120 Вт x 4
2 Ом стерео RMS — 14.4 Вольт 190 Вт x 4
4 Ом моно RMS — 14.4 Вольт 380 Вт x 2
Входная чувствительность RMS: 0,5 В — 9 В
HIGH Pass 15 Гц — 500 Гц
LOW Pass 50 Гц — 4000 Гц
Band Pass 15 Гц — 4000 Гц
BASS BOOST 0 +12 дБ
Размеры: 440 x 52 x 230 мм
Вес: 4.21 кг
2 Ом мост RMS-14.4 Вольт-более 600 Вт!, при коэффициенте демпфирования более 200- на тесте усилитель свободно раскачивает и контролирует сабвуфер FSD 1224!/750 Вт в номинале и 1500 Вт в максимуме
Что понравилось:Высокая мощность, планый регулятор баса, есть high Pass от 15гц, хорошее звучание
Что не пнравилось: не выявлено
Характеристики:
• Мощность RMS (4 Ом), Вт : 4 x 85
• Мощность RMS (2 Ом), Вт : 4 x 125
• Мощность RMS (4 Ом мост), Вт : 2 x 250
• Частотный диапазон, Гц : 8 — 45000
• КГИ + шум (Rated power, (4 Ом / (2 Ом), % : 106
• Коэффициент демпфирования : >500
• Чувствительность входа, В : 0,2 — 4
• Раздельная настройка для фронтальных и тыловых каналов
• Режимы работы кроссовера : OFF / HP / LP
• Фильтр ВЧ/НЧ : 50 — 400 Гц, 12 дБ/окт.
• Усиление басов для тыловых каналов, дБ : 0 / +6 / +12
• Переключатель режима работы входа : 2 / 4 канала
• Предохранители, А : 2 x 30
• Размеры, мм : 228,5 x 50,8 x 165
• Масса, кг : 2,5
Что понравилось:компактный красивый, Система тепловой защиты,
Высокий показатель сигнал/шум, высокий Коэффициент демпфирования, чистое звучание
Что не понравилось: ступенчатый регулятор бас буста, нет сабсоника, не высокая мощность.
По нашему рейтингу получилось следующее:
1 место STEG ST 402
2 место Alpine PDR-F50
3 место Kicx Tornado Sound 150.4
4 место Hertz HCP 4D
5 место Audison SR 4
4 канальные усилители в авто — пять флагманских моделей 2019 года
Лучшие 4 канальные усилители для автомобиля — подробное руководство пользователя
4 канальные усилители для установки в машину. Я с большим уважением отношусь к 4-х канальным автомобильным усилителям. Как установщик и фанат автомобильной аудиосистемы, я много лет устанавливал, тестировал и пробовал этот вид аудиотехники различных производителей. На мой взгляд, 4-канальные усилители являются одними из самых гибких и лучших по стоимости. Однако найти лучший 4-канальный автомобильный усилитель может быть непросто!
Чтобы помочь вам найти лучшие за ваши деньги, я написал полезное руководство для покупателей. А также предоставил для рассмотрения несколько отличных моделей, которые помогут вам выбрать именно тот, который вам понравится.
Что такое 4 канальный усилитель?
4 канальные усилители, как вы уже догадались, очень похожи на 2- и 5-канальные модели. Однако они разделяют несколько различий. Эти устройства, также используют один источник питания, чтобы обеспечить более высокое выходное напряжение, повышенное с 12 В, для управления динамиками с большей мощностью, чем это возможно при использовании только штатного бортового напряжения 12 В, подобных заводским системам.
Поэтому они содержат 4 независимых секции усилителя звука, которые в наши дни обычно разрабатываются таким образом, что каждая пара каналов может быть соединена для дополнительной мощности при желании. Некоторые из них имеют такие функции, как управление усилением низких частот, которое можно использовать только для 2 из 4 каналов. Это зависит от марки и модели, поэтому важно быть уверенным перед покупкой, что приобретаете именно то, что вам требуется.
4-канальный усилитель в основном такой же схеме, как и 2-канальный усилитель с 2 дополнительными аудиоканалами в более компактном исполнении. Тем не менее важно отметить, что некоторые, имеют специальные функции (например, возможность усиления низких частот). Такой 4-канальный усилитель класса A/B (см.картинку выше) имеет довольно много транзисторов с левой стороны, чтобы управлять выходами. Это одна из причин, по которой он длиннее двухканального усилителя.
Гибкость и преимущества 4 канальной системы
Современные 4 канальные усилители очень гибкие по функциональным возможностям и имеют ряд преимуществ перед другими моделями. Вы можете настроить (и легко перенастроить) множество различных типов звуковых систем в вашем автомобиле, например:
При добавлении второго усилителя возможности становятся еще более обширными! Помните, что это нормально, если вы не используете все каналы, присутствующие в усилителе — нет ничего плохого в том, что выход динамика отключен.
Какие имеют функции 4 канальные усилители
Существует ряд базовых функций, которые хотя и очень распространены в современных усилителях, но вы всегда должны проверять их наличие перед покупкой, а не предполагать.
Я рекомендую усилитель со встроенными кроссоверами высоких и низких частот. В идеале они должны быть регулируемыми, хотя это не главное. Но это действительно облегчает адаптацию звука по вашему вкусу, и это особенно актуально при использовании функции верхних частот для блокировки низкочастотных басов от громкоговорителей, которые не могут его обработать, чтобы предотвратить искажения и получить более чистый звук высокой верности.
В идеале у вас должны быть усилители с хорошими клеммами, к которым легко подключать источники питания и кабели динамика, и должны оставаться надежными и хорошо подключенными после установки.
4 канальные усилители — класс A/B против усилителей класса D
Технология значительно улучшилась за последние несколько лет, когда дело доходит до автомобильных усилителей. Хотя традиционные конструкции усилителей класса A/B, которые существовали на протяжении десятилетий, остаются все такими же. Принимая во внимание, что стандартные A/B усилители основаны на конструкции, в которой управляющие транзисторы в основном остаются включенными во время использования (даже если нет звука) и эффективны только на 65%, усилители класса D эффективны почти на 90% и могут быть рассчитаны на размещение в гораздо меньшее шасси. Усилитель класса D работает, переключая транзисторы, которые создают усиленную звуковую волну, невероятно быстро, экономя энергию и снижая уровень нагрева до невероятно низкого уровня.
Качество звука усилителя класса D
Усилители класса D имеют один недостаток: при работе у них минимальный уровень шума несколько выше, чем у усилителей A/B, которые вы можете услышать как слабый шипение, если внимательно слушать, особенно если усиление повышено. Крайне важно купить усилитель разработанный известным брендом, чтобы получить лучший звук и низкий уровень шума, так как усилители более низкого уровня не так хорошо сконструированы.
Сегодняшние 4-канальные усилители класса D с фирменным наименованием имеют пониженный уровень шума и в целом более качественный звук, чем другие, что подтверждают многочисленные довольные клиенты, которые говорили то же самое.
Усилители класса A имеют малошумную конструкцию, несколько похожую на A/B, но даже менее эффективную и, как правило, не столь распространенную. Они тоже часто намного дороже.
Усилители класса D используют относительно недавнюю технологию для выработки эффективной мощности и могут быть невероятно компактными, поскольку они не расходуют большое количество энергии в виде тепла, как старые усилители. Это отличный Alpine KTP-445U 45W x 4 мини-усилителя, например: размеры только 7 7/16 x 1,5 x 2,5″ (189 x 38,2 x 64,5 мм)!
Почему выбор класса D может быть лучшим выбором
Поскольку они малы по габаритам, то усилители этого типа открывают новые возможности для установки и могут помещаться в ранее недоступных областях! Это фантастическое преимущество, так как вы можете делать следующее:
Они настолько эффективны, что вы на самом деле можете обойтись проводом питания меньшего размера. Но нужно помнить, что у них большая выходная мощность, очень похожая на традиционные усилители, поэтому с выбором сечения силовых проводов нужно быть внимательным.
Однако, они потребляют намного меньше силы тока, и вам не понадобится провод питания с очень большим сечением. Поскольку цена на медную проволоку выросла за эти годы, это большое преимущество!
Если для вас в приоритете минимальный уровень шума, возможно, A/B — лучший вариант. Ниже я приведу несколько моделей, которые являются отличным выбором.
Какую мощность мне нужно?
Как установщик, я обычно рекомендую минимум 50 Вт RMS на канал на 4 Ом. Если вы будете устанавливать сабвуферы и вам, вероятно, понадобятся очень тяжелые, мощные басы, то вам следует выбрать модель с гораздо большей выходной мощностью.
Для большинства людей усилитель RMS x 4 мощностью 50 Вт подойдет, поскольку он обеспечивает достаточную громкость, а мостовое усиление обычно обеспечивает мощность около 150 Вт на 4 Ом, что достаточно для хорошего управления сабвуфером для получения отличного звучания низких частот.
Для отличного звука с дополнительными возможностями высокой громкости я бы выбрал 75 Вт на канал или более мощную модель.
★ 5 лучших 4-х канальных автомобильных усилителя за ваши деньги ★
1. Alpine MRV-F300 — Отличный звук в небольшом корпусе — оценивается как одна из лучших моделей, доступных сегодня!
Это один из самых компактных и лучших 4-канальных автомобильных усилителей на сегодняшний день. Он оснащен торцевыми заглушками, которые легко включаются и выключаются для более аккуратной установки, великолепным звуком, мощностью 50 Вт x 4 (4 Ом)/75 Вт x 4 (2 Ом) и является следующим развитием технологии автомобилей класса D. Он имеет небольшие размеры, всего 7 7/8″ W х 6,5″ D х 2 3/16″ H (200 х 165 х 55 мм) и настолько мал, что легко помещается под сиденьями. Он может быть подключен к акустике 150 Вт в 4 Ом.
Alpine провела дополнительные инженерные работы, чтобы уменьшить шум в модели, и это показывает… или я должен сказать, что это слышно! Немногие усилители класса D могут сказать то же самое.
Полные кроссоверы, как и ожидалось, усиление низких частот доступно также на 3/4 каналах. Также предусмотрены дополнительные входы громкоговорителей, если у вас есть заводская система, которую вы хотите обновить.
2. Rockford Fosgate Punch P400X4 — мощный, фантастический звук и дополнительные функции настройки
Если ваш бюджет позволяет вам потратить немного больше, то можете быть уверены — P400X4 является одним из лучших на рынке сегодня. Rockford Fosgate использует конструкцию класса A/B с собственной схемой Trans-ANA, чтобы обеспечить более низкий уровень шума и лучшее качество звука, доступно в ценовом диапазоне (около 200 долларов США).
Легендарный опыт компании в конструировании автомобильных аудиосистем позволяет получить все это в размере 11-1/8 x 2-7/16 x 8-13/16″. Это потому, что компания использует новейшие и лучшие электронные компоненты, а не самые дешевые, как у конкурентов!
Кроссоверы верхних и нижних частот регулируются до 250 Гц, в то время как Punch EQ2 уникален среди других брендов тем, что он регулируется как для низких, так и для высоких частот с уровнем 0-18 дБ на частотах 45 Гц и 12,5 кГц.
Для регулировки звука во время вождения можно добавить ручку дистанционного управления Punch EQ (продается отдельно). Он не поддерживает входы уровня громкоговорителей, но для входов RCA предусмотрен двухпозиционный переключатель входа.
То, что я действительно люблю — и что определенно отличает это от других, — это C.L.E.A.N. Функция системы настройки усиления, которая при использовании с прилагаемым тестовым тональным компакт-диском фактически позволяет усилителю отображать уровни сигнала, чтобы помочь в настройке мощности усилителя. Это позволяет вам добиться минимального шума и наилучшей оптимизации для вашего устройства.
Усилитель имеет консервативный рейтинг (фактически превышающий его номинальные характеристики): 50 Вт x 4 на 4 Ом (100 Вт x 4 на 2 Ом) и 200 Вт x 2 при мостовом соединении до 4 Ом. Сертификат проверки работоспособности прилагается!
3. MTX Audio Thunder 75.4 — 75 Вт x 4 чистого звука и надежного качества MTX в компактной упаковке
Если вы хотите абсолютно низкий уровень шума в своей музыке, но при этом хотите что-то доступное, Thunder 75.4 может дать вам это — и большую мощность в меньшем корпусе, чем другие подобные усилители!
MTX удалось разместить 75 Вт x 4 (@ 4 Ом) канала с четким, мощным музыкальным воспроизведением в корпусе размером всего 12-5/8″ W x 2-1/4″ H x 6-5/16″ D благодаря использованию технологии поверхностного монтажа (SMT). Он также может выдавать 100 Вт x 4 @ 2 Ом и 200 Вт x 2 с мостом до 4 Ом.
Кроссовер верхних частот настраивается и достигает 750 Гц, а нижний — 200 Гц. 4-контактные коннекторы для подключения питания и хорошо изготовленные, надежные клеммы для проводов колонок завершают прекрасный дизайн, который вам понравится. Однако он не обеспечивает входы уровня динамика.
4. Мини-усилитель Alpine KTP-445U — один из самых маленьких, но лучших на сегодняшний день мини-усилителей. Действительно отличный усилитель, который можно использовать практически везде.
Как я уже писал в своем обширном обзоре, KTP-445U — это чудо опыта Alpine в области компактного звука на основе технологии класса D. Поскольку не у всех из нас есть место для усилителя стандартного размера (даже перечисленных здесь компактных), это решает проблему ограниченного пространства для установки, обеспечивая при этом до 45 Вт чистой звуковой мощности на 4 канала! И он даже справляется с нагрузкой на 2 Ом.
Размер усилителя составляет 7 7/16 x 1,5 x 2,5″ (189 x 38,2 x 64,5 мм). Это меньше, чем у любого аналогичного усилителя, доступного сегодня в любой точке мира! Его можно установить с помощью прилагаемых скобок или даже с помощью стяжек, если вы работаете с более сложной установочной задачей, например, помещаете ее в отверстие на приборной панели.
Еще лучше то, что он имеет встроенные кроссоверы верхних и нижних частот, которые включаются переключателями внизу. Вы также можете использовать все 4 канала только с 2-канальным источником входного сигнала благодаря встроенной функции адаптера «Y». Оба RCA и входы уровня динамика предоставляются.
Alpine позаботился о собственной новой конструкции, чтобы свести к минимуму шум и сохранить качество звука отличным, отзывчивым и четким, с превосходным откликом высокого класса, который вам понравится. Он продается примерно за 160 долларов.
5. Planet Audio Anarchy AC1200.4 — 4 канала хорошего бюджета, мощности и звука
У вас есть меньше 100 долларов? Вам повезло, так как вы все еще можете приобрести хороший усилитель и множество отличных, мощных музыкальных звуков, которые просты в использовании и выглядят хорошо. AC1200.4, также может использоваться с заводскими акустическими системами. Благодаря традиционной конструкции AB вы можете тратить меньше и при этом получать более качественное звучание, чем некоторые из конкурирующих сегодня бюджетных продуктов.
Мощность составляет 113 Вт, среднеквадратичное значение x 4 на 4 Ом (225 Вт x 4 на 2 Ом) и 450 Вт x 2 на 4 Ом. Он имеет кроссоверы верхних/нижних частот 12 дБ и регулируемое усиление низких частот 0-18 дБ на каналах 3/4. Он также имеет схему защиты от перегрева и короткого замыкания.
Вы знаете, что усилитель Planet Audio имеет тот же базовый дизайн, что и бренд материнской компании Boss. Это не на уровне моделей, которые я перечислил выше, но предлагает достойное качество и мощность, чтобы вы могли наслаждаться великолепной системой в своем автомобиле.
Как правильно выбрать автомобильный усилитель
Предназначение автомобильного усилителя мощности звука — усиление входного сигнала до уровня, подходящего каждому конкретному водителю. На рынке усилителей звука нынче представлены варианты автоусилителей самых разных мощностей, выдающих сигнал на один канал от десятка Ватт до нескольких тысяч Ватт. Согласно выдаваемой мощности, а также качества звука варьируется и стоимость этих аппаратов, которая может колебаться в ценовом диапазоне от 40 долларов до нескольких тысяч у.е.
Авто усилители разделяют на два типа:
— Моноблок с одним сабвуферным каналом.
— Многоканальный усилитель, который может иметь более 5-и каналов.
Рынок автомобильных аксессуаров преимущественно представляет покупателю автоусилители, имеющие одну либо две пары выходных каналов. Реже сегодня выпускаются модели с нечетным количеством выходов, а именно от трех до пяти. Один из каналов служит выходом для подключения сабвуфера. В современном производстве все автоусилители снабжены дополнительными опциями, улучшающими характеристики получаемого звука, но как правило и увеличивающие стоимость усилителя.
Ниже представлены основные технические термины и понятия применяемые в автоусилителях:
• Класс усиления (A, AB, B, D и др.)
• Класс A – наиболее правильный и наименее эффективный способ усиления. Очень низкие искажения, высокое потребление и выделение тепла. Несмотря на все свои плюсы, в машине практически нежизнеспособен из-за высокой шумности салона и, соответственно, более высоких требований к громкости воспроизведения.
• Класс B – Полная противоположность классу А, высокая эффективность, термостабильность и искажения.
• Класс AB – Компромисс между A и B, именно он применяется в большинстве автомобильных усилителей, так как обеспечивает довольно высокий КПД при терпимом уровне искажений.
• Количество каналов. В зависимости от сложности аудиосистемы требуется различное количество каналов усиления. В идеальной схеме каждый динамик должен работать от своего канала усилителя, причем в каждом усилителе должно быть не более двух каналов. Именно такой подход применяется в бескомпромиссных инсталляциях. В системах, где используются акустические системы с пассивными кроссоверами, несколько излучателей могут подключаться к одному каналу усиления. Минимальное количество каналов – два, именно столько записано на CD диске.
Расмотрим несколько простых и популярных схем подключения:
• Фронт + Тыл – самая «массовая» схема, требует 4 канала усиления, не рекомендуется для систем ориентированных на качественное воспроизведение музыки, так как тыловая акустика оттягивает звуковую картину назад и вносит фазовые искажения. Подходит любителям эффекта «звук вокруг». Без сабвуфера низкочастотная часть звукового диапазона не воспроизводится.
• Фронт + Тыл + Сабвуфер – Аналогична схеме 1 с добавлением сабвуфера. Требует 5 или 6 (4 + «мост») каналов усиления.
• Мультимедиа 5.1 (фронт + тыл + сабвуфер + центр). Схема для автомобильного кинотеатра. Требует 6 или 7 (5 + «мост») каналов усиления.
В идеальном случае используются усилители с числом каналов усиления не больше двух, если это позволяет бюджет инсталляции. В случае, когда бюджет ограничен, можноиспользовать четырехканальные или шестиканальные усилители.
Мы определились с количеством каналов, можно приступать к подбору выходных характеристик усилителя.
На качество звучания выходная мощность в основном влияет отрицательно. При прочих равных более мощная модель будет звучать хуже менее мощной, при условии идеальной акустики. В реальных условиях это правило не обязательно выполняется.
• Частотный диапазон. Идеальное человеческое ухо способно услышать колебания воздуха на частотах от 20 Гц до 20 кГц. Такие же требования по диапазону предъявляются и к звуковоспроизводящей аппаратуре, правда удовлетворить их производителям обычно не составляет труда, поэтому нет никакого смысла учитывать этот параметр при выборе.
• Отношение Сигнал/Шум (SNR – Signal to Noise Ratio). Как следует из названия, указывает на отношение мощности полезного сигнала к мощности шума. Чем больше тем лучше, при выборе усилителя особо уделять данному параметру внимания не стоит, но и забывать про это не нужно.
• Переходное затухание. Если в двухканальном усилителе подать сигнал на левый канал, а динамик подключить к правому, то мы услышим «переходное затухание». Т.е. часть сигнала из одного канала проникает в другой. Чем выше этот параметр, тем лучше стереоэффект.
• Входная чувствительность. Диапазон напряжений, допустимых на входе, у большинства моделей вполне достаточный для согласования с современными головными устройствами.
• Скорость нарастания сигнала на выходе. Еще один «говорящий» параметр, в основном актуален при работе на сч/вч диапазон и практически бесполезен, если усилителю доверено управлять сабвуфером. Значение параметра должно быть не менее 2В/Мкс, желательно не менее 5В/Мкс, чем больше, тем лучше.
• Демпинг фактор. Коэффициент демпфирования нагрузки, оказывает влияние на контроль динамика, чем больше, тем лучше. Данный параметр отвечает за контроль баса и убирает бесконтрольное бултыхание динамика.
• Иногда в характеристиках указывают количество блоков питания в усилителе. В идеальном случае на один канал должен приходиться один БП, чтобы снизить взаимное влияние каналов друг на друга (в т.ч. «переходное затухание»), такая схема применяется в основном только в очень дорогих изделиях, поэтому в целях удешевления конструкции производители часто сокращают количество БП. Особенно вредно это если у каналов разная задача, например один канал работает на низкочастотный динамик, а другой на высокочастотный. В таких случаях часто бывает, что более требовательный к питанию канал сажает другие «на диету», что сильно сказывается на качестве выходного сигнала.
• Помимо собственно усиления сигнала, производители добавляют к своим устройствам некоторые полезные функции, которые могут пригодиться при построении аудиосистемы.
• Фильтры (hpf/lpf/bandpass). Самые первые громкоговорители состояли из одного динамика, воспроизводящего весь диапазон частот. Но, к сожалению, даже сейчас не существует динамика, который сможет не только воспроизвести все частоты, но и сделать это одинаково качественно во всей полосе. Чтобы обойти эту проблему придумали разделить полосу на части и раздать каждую часть специализированному излучателю. Чтобы отрезать часть сигнала, не предназначенную для определенного динамика, существуют фильтры.
Фильтры в общем случае могут быть трех типов:
• LPF (low pass filter, фильтр низких частот) – отрезает все что выше определенной частоты, в усилителях включается обычно в цепи сабвуфера или мидбаса для отсечения высокочастотной составляющей.
• HPF (high pass filter, фильтр высоких частот) – отрезает все что ниже определенной частоты.
• BP (band pass, полосовой фильтр) – является комбинацией первых двух, выделяет определенный диапазон. Используется в многополосных по канальных системах для мидбаса или средне частотного динамика.
• Усиление баса (Bass Boost, Bass EQ) – По сути обычный эквалайзер, настроенный на низкие частоты. Позволяет скорректировать низкочастотную область, при недостатке баса. Не рекомендую злоупотреблять этой функцией, т.к. она как правило негативно влияет на качество звука.
• Subsonic – Специализированный фильтр ультранизких частот. Используется для сабвуферов в оформлении типа «фазоинвертор» для их защиты от избыточного хода диффузора на частоте выше резонанса (специфика этого типа оформления).
• Дистанционный регулятор баса. Используется для регулировки уровня или подъема баса. Рекомендуется использовать регулятор головного устройства, чтобы сохранить согласованность системы автозвука.
• Прочие функции усилителей. Помимо основных функций, в усилителях иногда встречаются:
• DSP – процессор обработки сигнала, позволяет скорректировать недостатки салона и инсталляции. Без цифрового входа, из-за двойного преобразования (аналог-цифра-аналог), вносит дополнительные искажения в звук. Рекомендуется использовать полноценный внешний процессор, подключенный к головному устройству через цифровой вход.
• DAC – встроенный цифрово-аналоговый преобразователь, подразумевает наличие цифрового входа. Иногда DAC в усилителе может быть лучше, чем в головном устройстве, тогда использование оправдано.
• Балансные входы – при передаче сигнала по балансной линии снижается риск появления наводки от электрической сети автомобиля.
К сожалению даже прямое сравнение параметров не позволяет оценить самое главное – насколько хорошо усилитель звучит. Это можно выяснить только опытным путем, причем только в знакомой системе, уровень компонентов которой гарантированно выше, чем уровень тестируемого усилителя.
В заключение хочется дать еще несколько универсальных советов:
• Старайтесь выбирать усилители от известных своим качеством исполнения фирм, у них есть репутация, которая слишком дорого обошлась.
• Необходимо учитывать номинальную мощность излучателей, при выборе усилителя. Рекомендуемая мощность канала – 70-120% от мощности акустики. Усилитель слабее не справится с контролем динамика, мощнее – потеря в качестве.
• Если выбираете 4х канальный усилитель работы с фронтом и сабвуфером – выбирайте модели с двумя блоками питания.
• Отличные заявленные характеристики, к сожалению, не гарантия хорошего звучания.
• Перед покупкой усилителя проконсультируйтесь с мастером который будет строить вашу систему и/или не забудьте об особенностях и вариантах установки усилителя в автомобиль.
• Серьезно задавшись вопросом о том, как выбрать автомобильный усилитель стоит изначально обратить внимание на производителей с мировой известностью, положительно зарекомендовавших себя на рынке. Таких производителей на самом деле не так много, как кажется. Pioneer Carrozzeria, JVC, Sony, Alpine, Auditor, Audison, Challenger, Focal, DLS, Hertz, Helix, KICX, Kenwood, Power Acoustik – вот самые популярные из них. Менее известные компании-изготовители усилителей часто откровенно лгут о выходной мощности своих изделий. Поэтому при одинаковой покупной цене иногда можно приобрести усилители, совершено разные по качеству.
• Особый акцент следует сделать на качестве сборки изделия. Одним из признаков качества автомобильного усилителя служат его размеры и вес. Хороший усилитель должен иметь большой радиатор и быть несколько тяжеловесным. Это свойство предопределяет возможность эффективного отвода излишков тепла. Бывают, конечно и исключения, к примеру, фирма Genesis выпускает целую серию устройств, имеющих тонкий корпус и маленький вес. Благодаря новейшим разработкам в этом направлении, отпадает необходимость в большом весе и массивных радиаторах напрямую касается импульсных или цифровых усилителей.
• При выборе усилителей класса АВ, следует особо уделить внимание значению допустимого тока в предохранителе питания. Особенностью этих усилителей являются большие корпуса и большое выделение тепла при работе. А, к примеру, класс D представляет собой новое цифровое поколение усилителей звука за ними будущее.
• Не следует обращать внимания на слишком дешевые модели особенно Китайские если нужно получить действительно качественный звук. Они «косят» под всех мировых производителей в плане эмблемки только, а по факту «начинка» везде одинаковая будь то JBL или Pioneer 78.4 самое что смешное компания пионеер вообще никогда такие модели усилителей не выпускает, не выпускала и не собирается. Однако, если покупатель стеснен в средствах, можно присмотреться к производителям автоусилителей Power Acoustik и DLS, которые при сравнительно невысокой цене позволяют добиться приемлемого качества звука. К слову сказать и у фирменного заводского Китая есть более менее достойные вещи за их стоимость.