Как выбрать аккумулятор для лодочного электромотора
Выбор и эксплуатация аккумулятора для лодочного электромотора
Многие рыбаки и охотники в наше время обзаводятся лодками. В простейшем варианте приобретаются надувные лодки. Те, у кого денег больше, покупают маломерные морские и речные суда. Все эти катера, лодки и яхты оснащаются моторами. Есть, конечно, и те, кто ходит на вёслах, но таких становится всё меньше. Многие маломерные суда оснащены подвесными двигателями. Это могут быть бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания (ДВС), а также электромоторы. Нормальная эксплуатация всех типов лодочных моторов невозможна без нормального аккумулятора. Кроме того, аккумуляторная батарея на судне обеспечивает работу электрических приборов, системы навигации, освещения и т. п. Поэтому в этой статье мы поговорим о критериях выбора аккумулятора для лодочных электромоторов и ДВС.
Требования, предъявляемые к аккумулятору лодочного мотора
Прежде чем сказать о требованиях к аккумулятору лодочного мотора, нужно сказать пару слов об их видах. Без электромотора невозможна рыбалка в режиме троллинга, которая ведётся неподалёку от берега. Используя ДВС невозможно добиться скорости движения лодки со скоростью 3─5 километров в час. Зато это без проблем позволяет сделать электромотор.
К минусам следует отнести следующие моменты:
Теперь о требованиях, которые предъявляются к лодочным моторам. Ниже перечислены характеристики, на которые следует обращать внимание как при выборе аккумулятора для электромоторов, так ДВС. В принципе, ничто не мешает купить разные АКБ для этих моторов, если вы используете два. Многие так и поступают.
Классификация аккумуляторных батарей для лодочных моторов
Плюсы и минусы различных видов АКБ, используемых для лодочных моторов
Разберём основные виды аккумуляторов, которые применяются для лодочных моторов. Это следующие разновидности:
Свинцово-кислотные WET
Это наиболее распространённые аккумуляторы, но для электромоторов их лучше не использовать. Такие батареи хорошо подходят в роли стартерных для моторов ДВС. Современные модели выпускаются по технологии Са-Са. Это означает, что положительные и отрицательные пластины выполняются из сплава свинца с кальцием. Они относятся к необслуживаемым аккумуляторам. В процессе эксплуатации они не требуют доливки воды в банки.
Кальциевые аккумуляторные батареи имеют низкий саморазряд и могут быть использованы как с ДВС, так и с электромотором. Но проблема заключается в том, что эти АКБ плохо переносят глубокий разряд. При нём они теряют часть своей ёмкости.
На рынке представлен большой ассортимент моделей WET по цене 5─7 тысяч рублей. Но для использования с лодочным электромотором лучше покупать АКБ гибридного типа, которые лучше переносят глубокий разряд. Или батареи типа EFB (Enhanced Flooded Battery), которые используются в автомобилях с системами старт─стоп. Но последние по цене приближаются к AGM и гелевым АКБ, рассматриваемым ниже.
Вернуться к содержанию
Аккумуляторы AGM и GEL
Технология производства эти аккумуляторов уже достаточно отлажена, но цена на них по-прежнему остаётся высокой. Оба типа АКБ относятся к свинцово-кислотным, но электролит в них находится в связанном виде. В случае AGM электролитом пропитано стекловолокно, которое окружает решётки электродов. А в аккумуляторах типа GEL разноимённые пластины находятся в гелеобразной серной кислоте. Такое состояние достигается с помощью добавки соединений оксида кремния.
Литий-ионные
Использование литий─ионных аккумуляторов для лодочных электромоторов – это перспективное направление. Li─Ion батареи появились относительно недавно и постоянно совершенствуются. В конструкции этих аккумуляторов предусмотрен контроллер – печатная плата со схемой защиты от перезарядки литиевых элементов.
К плюсам Li─Ion батарей следует отнести:
Выбор аккумуляторной батареи для лодочного мотора
При выборе аккумуляторной батареи для лодочного электромотора нужно учитывать сам тип двигателя. Существуют электромоторы, работающие от 12 и 24 вольт. В последнем случае вам потребуется две последовательно соединённых батареи 12 вольт. Если у вас на судне ДВС и электромотор, то рекомендуется использовать пусковой (на ДВС) и тяговый (на электромотор) аккумуляторы. Естественно, что 2 АКБ покупать дороже, но в перспективе они проработают дольше.
Если будете использовать один аккумулятор для лодочного электромотора, то выбирайте AGM или GEL. Они подходят для работы в роли тяговых и стартерных батарей. Если позволяет бюджет, то можете взять литий─ионные АКБ. Они самые дорогостоящие, но лучше всего годятся на роль аккумуляторной батареи для лодочного электромотора.
Здесь была названа такая величина, как фунт мощности. Она заслуживает пояснения. Указание мощность в стандартных для двигателей величинах (лошадиные силы и киловатты) здесь не подходит. В случае лодочного электромотора используются понятия упора или тяги.
Упор представляет собой силу, развиваемую гребным винтом при вращении. В результате передачи этой силы судну, оно перемещается в горизонтальном направлении. Поскольку основные производители электромоторов для лодок – это американские компании, упор выражается не в килограммах или ньютонах, а в фунтах. А как известно, 1 фунт равен 0,453 килограмма.
Наглядно величину тяги можно посмотреть следующим способом. К лодке и неподвижному причалу нужно прикрепить безмен, а затем дать полную мощность двигателю. В результате на безмен покажет величину тяги. Тяга электромотора выбирается в зависимости от веса лодки, снаряжения, обводов, типа винта и т. п. Поскольку это не является темой статьи, просто скажем, что обычно на 45 килограмм массы судна требуется 2 фунта тяги. А ещё лучше брать с запасом 10%.
Специалисты по лодочным аккумуляторам и опытные рыбаки советуют подбирать батарею следующим образом. Тяговая АКБ должна обеспечивать запас хода судна на полной мощности мотора 2 часа и более. Если мотор работает на половине от номинальной мощности, то запас хода должен быть 4 часа.
Использование автомобильного аккумулятора
Стоит отдельно сказать об использовании автомобильных аккумуляторов с лодочными моторами. Туристы и рыбаки с опытом, а также специалисты по аккумуляторным батареям считают, что нецелесообразно использовать автомобильные аккумуляторы с лодочными электромоторами. АКБ для автомобилей работает следующим образом. Она отдаёт высокий ток в момент запуска двигателя, а затем заряжается от генератора во время поездки.
Что касается использования автомобильного аккумулятора в качестве тягового для электромотора, то это недопустимо. Он выйдет из строя после 5─7 глубоких разрядов. Для кальциевых батарей этот ресурс 2─3 раза и они безвозвратно теряют ёмкость.
Рекомендации по обслуживанию аккумуляторов для лодочных моторов
Ниже вы можете прочитать простые правила эксплуатации аккумуляторов для лодочных электромоторов:
Аккумулятор для лодочных электромоторов
Аккумулятор — это самое важное при эксплуатации лодки с электромотором. Последнее время электромоторы набирают популярность благодаря своей неприхотливости, тихой работе, не требовательности к обслуживанию. Но как выбрать аккумулятор, чтобы он полноценно раскрыл возможности электромотора, а также долго служил без особых проблем?
Обычный автомобильный (стартёрный аккумулятор) тут не подойдёт — жизнь в таких условиях будет недолгой! Поэтому нужны тяговые аккумуляторы, которые хорошо переносят глубокий разряд и не деградируют после полной высадки — происходит резкое падение характеристик и в частности емкости
Современные производители лодочных моторов для троллинга рекомендую к эксплуатации два вида тяговых АКБ, которые можно использовать для лодочных электромоторов: AGM и GEL
И сегодня мы хотим рассказать про аккумуляторную батарею Odyssey 34M-PC1500 TROLLING Thunder/Marine Dual Purpose емкостью 68Ач
Батарея выдерживает большое количество глубоких разрядов, может находиться без подзаряда длительное время, и после этого при заряде восстановить свою полную емкость.
Аккумулятор имеет удачное сочетание следующих параметров:
— Технология TPPL;
— 400 циклов при глубине разряда 80%. Быстрый прием заряда;
— Расширенный диапазон температур эксплуатации;
— Первичный свинец и сплав решетки пластин без примесей;
— Высокая удельная мощность;
— Усиленный корпус и толерантность к вибрациям;
— Необслуживаемая конструкция VRLA;
Самая лучшая цена, всегда в наличии на складе и самая свежая дата производства у нас — нажимаем чтобы перейти…
Как выбрать аккумулятор для лодочных моторов
Выбор аккумулятора для владельца лодки не менее важен, чем для автомобилиста. В этой статье вы найдете информацию про аккумуляторы для лодочных моторов и ознакомитесь с их характеристиками и ценами.
Основные типы
Аккумуляторов для лодочных моторов несколько типов:
Первые применяют для быстрого запуска дизельного или бензинового двигателя. Основной минус в том, что их нельзя сильно нагружать, и заряда хватает ненадолго.
Другое дело тяговые. У них есть стабильное высокое значение постоянного тока. Они могут долго работать. Им не страшно окисление из-за особенностей конструкции. Они относятся к аккумуляторам глубокого разряда, имеют повышенное количество циклов.
Универсальные аккумуляторы способны обеспечить высокий пусковой ток, а также работать в качестве глубокого разрядного источника питания.
Виды АКБ, их плюсы и минусы
Используются такие виды:
Свинцово-кислотные – самые часто используемые. Они являются необслуживаемыми. Доливать воду в банки используя их не нужно. Главный минус этих аккумуляторов: если их часто полностью разряжать, то часть ёмкости будет теряться.
AGM И GEL – часто используются с лодочными электромоторами. Они не боятся глубокого разряда и могут выдавать высокий пусковой ток для мотора, даже если разряжены. Заряжаются очень быстро, не выделяют газов и их не нужно обслуживать. Минусы в том, что их нельзя перезаряжать, а также высокая стоимость.
Литий-ионные – стремительно набирают популярность. Их постоянно улучшают, несмотря на то, что они появились совсем недавно. У них имеется защита от перезаряда.
Плюсы:
Из минусов можно назвать цену аккумуляторов. Приблизительная стоимость – 20 тыс. рублей.
Свинцово-кислотные – самые часто используемые, они являются необслуживаемыми
Выбор аккумулятора
Выбирая АКБ для своего мотора, смотрите на то, какого типа двигатель. Они могут быть 12В или 24В. Для 24В придётся последовательно соединять две по 12В.
Если в планах пользоваться одним АКБ нужно выбирать AGM или GEL. Если есть возможность, то купите литий-ионный аккумулятор. Он дорогой, но со своей задачей справится лучше других.
По поводу ёмкости. Она зависит от мощности мотора. Если мотор мощный, то и ёмкость требуется соответствующая. Потребление электромотора приблизительно равно одному амперу на фунт мощности мотора. Если у мотора 25 фунтов, то аккумулятора на 50 Ач ему хватит на 2 часа на максимальной скорости. На маленькой скорости его хватит на все выходные, возможно даже больше.
Мощность лодочных электромоторов нельзя измерять в лошадиных силах или киловаттах. Для них есть такие понятия, как упор и тяга.
Зачастую на 45 килограмм массы судна нужно 2 фунта тяги. Но лучше брать с запасом в 10%.
Подбирайте АКБ так, чтобы на полной мощности хода заряда хватило на два часа.
Смотрите на вес. Лучше, если он будет в пределах 20 кг, дабы не мешал управлению.
Выбирайте необслуживаемый аккумулятор. Вы должны только подзаряжать его. И хорошо, если у него будет минимальный самозаряд.
Потребление электромотора приблизительно равно одному амперу на фунт мощности мотора
Модели и стоимость
CROWN 12 В – тяговый аккумулятор для лодочных моторов, обладающий компактными размерами. Не портится от глубоких разрядов. Также имеет максимальное количество циклов глубокий разряд-заряд.
Характеристики:
DEKADP 24 серия MarineMaster (США) – АКБ глубокого разряда. Способен без проблем выдерживать полную разрядку и долгую перезарядку. Специально создан, чтобы работать в тяжелых условиях.
Характеристики:
DEKA DC31 DT серия Marine Master (США) 12 В – ещё один хороший аккумулятор того же производителя.
Характеристики:
DEKA DOMINATOR 8G24 (США) гелиевый 12 в – обладает уникальной технологией гелиевого электролита. Способен выдержать большое количество циклов заряда-разряда. Выдерживает любые нагрузки, что позволит долго находиться на воде.
Характеристики:
DEKA DOMINATOR 8G31DT (США) гелиевый 12 в – обладает многими преимуществами: герметичен, не требует обслуживания, электролит не протекает, ударостойкий.
Характеристики:
Зарядка аккумулятора
Лодочные аккумуляторы высокочувствительные, требуют точность в поддержании тока. Для этого нужно пользоваться зарядным устройством, которое имеет функцию автоматического отключения. В нём обязательно должен быть вентилятор, который защитит от перегрева электронные платы.
Полная зарядка происходит за 9-10 часов.
Если увеличивать силу тока, зарядка будет быстрее. Но от этого быстро испортится аккумулятор.
Можно ли использовать автомобильные АКБ
Эта тема стоит того, чтобы её обсудить. Опытные рыбаки, специалисты и туристы утверждают, что лучше так не делать. Автомобильные АКБ не подходят для лодочных моторов. Автомобильный аккумулятор работает так: в момент, когда запускается двигатель он отдаёт высокий ток, а потом во время поездки заряжается.
Не у каждой лодочной ДВС присутствует генератор. Они ставятся только на дорогих моделях. Большая часть лодочных моторов не рассчитана на то, что АКБ будет подзаряжаться во время работы.
Автомобильный АКБ ни в коем случае нельзя использовать как тяговой. Через 5-7 глубоких разрядов он прекратит работу.
Правила эксплуатации
Все правила такие же, как при эксплуатации автомобильного АКБ.
Блиц-советы
Производителям АКБ для лодок нужно искать компромиссное сочетание стартерных и тяговых качеств батарей. На данный момент ведутся исследования чтобы достичь этого.
Пример такого решения – тяговые литиевые АКБ RT-L. Специалисты из Российской академии наук участвовали в их разработке.
Отличия этих аккумуляторов:
Эти аккумуляторы невозможно утопить. Для изготовления применялись специальные материалы.
Какие бывают тяговые аккумуляторы для лодок и в чем их особенности
Бензиновые моторы работают на топливе. Это позволяет владельцу взять с собой определенный запас, чтобы дозаправить топливный бак, если горючее кончилось. В случае с электромотором с «дозаправкой», могут возникнуть трудности.
Перед покупкой проконсультируйтесь с продавцом и подберите себе оптимальный источник заряда для вашего электромотора. Какие бывают тяговые АКБ, а также как выбрать лучший аккумулятор для лодочного электромотора? Об этом и поговорим.
Особенности аккумуляторов для лодочных моторов
У электромоторов есть как положительные, так и отрицательные стороны эксплуатации. Например, если вы находитесь вдалеке от цивилизации, у вас нет доступа к электросети. А значит вы не можете зарядить аккумулятор для электромотора. Но, с другой стороны, стоимость, обслуживание таких двигателей будет дешевле, чем бензиновых. Начинающие лодочники, приобретая электромотор, также иногда забывают купить к нему тяговый аккумулятор.
Автономность тяговых аккумуляторов — это неоспоримое достоинство. При покупке тяговой АКБ нужно помнить о следующих правилах:
Лодочникам, приобретающим тяговый АКБ, нужно знать, что такие аккумуляторы не стоит хранить зимой в неотапливаемом помещении, так как при температуре ниже — 20 по Цельсию они могут прийти в негодность.
Виды тяговых аккумуляторов
Аккумуляторный лодочный мотор используется во многих видах транспорта, например, троллейбусы, электромобили, вилочные погрузчики. Преимущества — высокий запас хода по сравнению с бензиновыми моторами, экологичность и безопасность. Для начинающих рыболовов главным достоинством станет удобство настройки и быстрый запуск.
Виды тяговых аккумуляторов:
К положительным сторонам батарей данного типа можно отнести:
Единственным минусом является стоимость – от 20 до 25 тысяч рублей.
AGM батареи — новая технология среди аккумуляторных батарей. Это абсорбированное стекловолокно. Технология интересна тем, что в отличие от обычных свинцовых АКБ в них не используется жидкость в качестве электролита. Основу составляет пористый слой из спрессованного стекловолокна.
Свинцово-кислотные тяговые аккумуляторы — распространенный тип аккумуляторных батарей. Структурно это свинцовые пластины, погруженные в отсеки с кислотой. Они популярны в качестве стартовых аккумуляторов.
Главный плюс таких аккумуляторов — это доступная цена и высокий ресурс. Недостатки – необходимость регулярного обслуживания и риск выхода из строя при неустойчивом положении (нивелируется жесткой установкой или дополнительными элементами крепежа).
Эксплуатация автомобильных АКБ
Среди начинающих любителей рыбалки существует нездоровая тенденция устанавливать автомобильный аккумулятор в качестве тягового. Этого не следует делать по следующим причинам:
Несмотря на схожие функции, лодка используется не так часто, как автомобиль (за редким исключением). Поэтому следующим летом батарею придется менять по причине того, что она выдохнется. Не все лодочные моторы имеют генератор, что также накладывает ограничения на использования автомобильной АКБ.
Не надо экономить на тяговом аккумуляторе для лодочного двигателя. Если вас заинтересовала какая-то конкретная модель то поищите информацию о ней на тематических сайтах, посмотрите обучающее видео на хостингах. Не всегда доступная цена — это признак хорошего товара.
Что стоит учесть при выборе АКБ?
Покупая аккумуляторную батарею для лодочного мотора, учитывайте свой бюджет. Можно разделить тяговые АКБ на три условные категории по критерию «стоимость»:
Важно: Так как GEL и AGM батареи не любят перегрузки в процессе подзарядки, стоит приобрести специальное зарядное устройство с функцией ускоренного восстановления заряда.
Главное удобство состоит в том, что зарядник универсален для батарей разной емкости (10-150 А/ч), а значит будет работать как компенсатор при перезаряде.
При выборе подходящей тяговой АКБ для лодочного электромотора (на 12в) надо учитывать следующие факторы:
Советы экспертов по выбору
Для питания электродвигателя лодочного мотора используются тяговые аккумуляторы по технологии с жидким электролитом (обслуживаемые) или GEL (необслуживаемые и герметизированные) напряжением 6, 12 вольт. Емкостью от 100 до 200 ампер час. Перед покупкой аккумулятора на электромотор!
Пожалуйста, рассчитайте среднее время работы мотора исходя из примерных данных: мощность мотора (например, в паспорте написано 30 ампер, это означает, что при 100% заряженном аккумуляторе, емкостью в 100 Ah лодка проплывет 100/30=3.3час. Но это в теории! на практике до трех часов максимум, пока он новый.
Срок службы лодочных аккумуляторов? Первый и основной фактор «убивающий» аккумулятор раньше времени — это качество заряда. При несовпадении входящего тока и мощности АКБ будет, ибо медленно заряжаться либо быть перегруженной высоким зарядом.
Второй — сезонное хранение в недозаряженном состоянии при отрицательных температурах. Третий — глубина разряда!
Популярные производители и их особенности
Самыми известными брендами лодочных моторов и аккумуляторов являются Deka и Minn Kota. Рассмотрим несколько моделей:
Тяговые АКБ различаются по техническим характеристикам. Поэтому рекомендуем не спешить с выбором. Вы можете почерпнуть массу полезной информации просмотрев обзоры и учебные видео по этой теме. Вот несколько примеров:
Подводя итог
Выбор тягового аккумулятора на 12 вольт для лодочного мотора зависит от характеристик вашего двигателя и бюджета.
А если вы уже лодочник со стажем, не экономьте и купите хороший гелевый АКБ. АКБ на 150-200 А/ч есть смысл покупать только если у вас не лодка, а небольшая яхта.
Впрочем, для них существуют отдельная категория батарей. Главное, чтобы аккумулятор подходил к вашему электромотору и не отказал в неожиданный или неподходящий момент. Ведь неприятно застрять посреди водоема и выгребать потом на веслах.
Какой аккумулятор выбрать для лодочного электромотора
Статья обновлена: 2021-10-28
Статья обновлена: 22.12.2020
Для автономного питания электрического мотора маломерного судна нужна батарея тягового типа. Кроме электроснабжения мотора, она поставляет энергию для осветительных приборов, устройств навигации и остальных используемых на лодке электроприборов. Батареи для маломерных судов должны соответствовать следующим требованиям:
Типы лодочных АКБ по назначению
Какой аккумулятор нужен для лодочного электромотора – зависит от особенностей его предстоящей эксплуатации. По характеру работы аккумуляторные батареи делятся на стартерные, тяговые и универсальные.
Стартерные модели предназначены для запуска топливных двигателей, но не для использования в тандеме с электромотором. Их задача – мгновенно подавать солидный пусковой ток, а в процессе работы ДВС стартерный аккумулятор заряжается и восстанавливает затраченную емкость.
Для автономного питания электрических двигателей предназначены лодочные АКБ тягового типа. Они:
Поэтому в большинстве случаев, когда нужно подобрать аккумулятор для лодочного электромотора, предпочтение отдается тяговым моделям. Еще одна категория лодочных аккумуляторов – универсальные. Они сочетают возможности стартерных и тяговых батарей: способны выдавать большие пусковые токи и применяться в циклическом режиме.
Виды лодочных АКБ по химическому составу
Автономное питание электромоторов лодок, катеров, катамаранов на подводных крыльях и других плавсредств на электротяге обеспечивают АКБ разных типов:
Выбор батареи по характеристикам
В вопросе, как выбрать аккумулятор для лодочного электромотора, важно разобраться не только с типом АКБ, но и с подходящими рабочими характеристиками. Проще всего разобраться с вольтажом батареи – он должен соответствовать рабочему напряжению электромотора и может составлять 12, 24, 36 или 48 вольт.
Емкость батареи выбирается с учетом мощности электрического мотора. С увеличением мощности растет и необходимая емкость АКБ. Ориентировочное энергопотребление мотора составляет 1 А на фунт его тяги (1lbs). Например, при использовании с мотором тягой 25 фунтов (12,5 кг) АКБ емкостью 50 Ач запас хода составит 2 часа на высокой скорости. При более медленном движении запаса хода хватит на работу лодки в течение всего дня.
Обычно для маломерных судов рекомендуются тяговые АКБ, обеспечивающие 2-часовой запас хода при движении на 100% мощности мотора. При использовании электромотора на 50% от номинальной мощности время автономной работы возрастает до 4 часов. Масса АКБ для маломерных судов не должна превосходить 20 кг. Для сохранения ресурса и рабочих характеристик заряжать тяговый аккумулятор правильно после каждого выхода на воду, если остаточный заряд менее 50%.
В предыдущей статье блога Virtustec освещены плюсы и минусы литий-полимерных аккумуляторов.