Как выбрать free air сабвуфер
Выбор сабвуфера в оформлении «Free air»
Доброго времени суток! Задался вопросом установки саба. Рассматривается только оформление free air, отговаривать в сторону зя и фи не стоит, решение окончательное, изменению не подлежит. Почему именно free air? На то есть причины — машина седан, багажное отделение связано с салоном только полкой, которая соответственно будет усиливаться для данного оформления. На участие в соревнованиях не претендую, хочу лишь качественный и по возможности громкий звук в своем авто.
Теперь о главном: седан Audi A6 (C5), ГУ штатная Symphony 2 и система BOSE в моем автомобиле меня вполне устраивает! Силовые провода КГ-16. В процессе установки сабвуфера будет произведена полная ШВИ багажника, полки. Задняя полка будет вырезана из 20мм фанеры, так-же будет зашумлена и покрыта карпетом/алькой. Крыша и пол пока остаются без шви. Динамик будет один, 10-12 дюймов. Усь будет подбираться после.
Собственно, какой саб 12″ лучше выбрать?
Что хочу от фриэирного саба — ну во первых сочные, насыщенные низы. Музыкальные предпочтения: ну тут по настроению, в основном рок, изредка хиты 90х, 80х, пару нигерских тре ков.
Может у кого-то стояли, стоят фришные сабы, и можете посоветовать с выбором.
Заранее спасибо за ответы, и потраченное время))
Audi A6 2002, двигатель бензиновый 2.7 л., 254 л. с., полный привод, автоматическая коробка передач — автозвук
Машины в продаже
Комментарии 37
Вставлю свои 5 копеек.
Также задумал саб в заднюю полку FreeAir
Тоже встала проблема с выбором.
Пообщался с установщиком акустики в авто, со своим хорошим знакомым-аудиофилом.
Получил следующие рекомендации по головам:
— ставить 2 головы 8″ или 10″
— ставить 1 голову 12″
— ставить 2 головы 12″
При установке 12-ки или двух мы должны будем получить глубокий низкий мощный баз, НО не очень быстрый.
При установке 2-х 8″ или 10″ — получим не настолько глубокий бас, но достаточно мощный и быстрый — что позволит слушать абсолютно любые жанры.
Принцип такой — 1-ой 8″ или 10″ будет мало, так как подпором саба будет выступать объем багажника. А площади излучения одной такой головы будет мало.
Две 8″ будут иметь площадь 1-ой 12″. Что уже есть хорошо.
Две 10″ будут иметь площадь излучения больше чем площать 1-ой 12″.
Две 12″ будет «ЖИИЫЫР»
Для реализации одной из этих схем мне предложили следующие варианты головок:
— 8″ — Infinity KAPPA 800W
— 10″ — Infinity KAPPA 1000W
— 12″ — MD.Lab SW-B12F
— 12″ — Audio System R 12 FA
Себе решил, буду ставить 2 по 8″ Infinity.
Причина — слушаю все направления, в том числе и рок (12″ для рока не очень подходят).
И установщик, и мой товарищ слышали такой вариант установки в седане и высоко оценили качество звучания, что для меня говорит о том, что вариант проверенный.
Также мне сказали, что слышали и 12″ MD.Lab SW-B12F в седане. Тоже звук был отличный.
Поэтому решил написать сюда свои размышления и выбор.
А еще две 8″ можно разместить со скрытой установкой, то есть не потребуется резать заднюю полку (по крайней мере в моем авто).
Спасибо.Всё правильно расписал.Уже куплена 12, JL audio )))
А вот еще интересный форум «накопАл».
magnitola.org/sovety-po-a…ku-zadnego-sidenya-2.html
Так рекомендуют 1-у 12″.
Вот цитирую одного оратора под ником «КАТОК»:
«По-поводу количества.
Я лично больше сторонник 1х12″, чем 2х10″.
Трудоемкость ниже. 1х12″ будет легче чем 2х10″, и иногда проще обеспечить ему жесткую опору. 1х12″ дешевле.
Иногда говорят, что 2х10″ дают более быстрый бас. Иногда что площадь диффузоров 2х10″ больше чем 1х12″, и будет больше баса. Не знаю, мне лично кажется, что 1х12″ в глубине и скорости не проигрывает (если конечно вес подвижки у него не полкило).
Вобщем, я свои машины заряжаю одной двенашкой.
Про усилки.
Какого-то «любимого» усилителя, который считал бы «круче всех других» у меня нет. Считаю, что под саб лучше моноблоки: у них обычно БП получше и фильтровое оснащение, т.к. они изначально заточены под работу на НЧ.
У меня сейчас Audison SRx1 — нравится. Он работает в Dynamic AB, т.е. рабочая точка у него плавает: на малой громкости практически класс А, на большой — АВ. Два комплекта выходов с разным демпфированием (70 и 300), басовой эквалайзер, сабсоник и LPF с нормальной крутизной — вопщем, фсьо шо нада. Характер баса можно подстроить почти в любом случае.
Можно посмотреть и цифровые моноблоки, особенно если выбран саб с тяжелой подвижкой. DLS MAD11, например, очень неплохо себя зарекомендовал.
Если не увлекаться SPL, то можно глянуть на Sony XM-1S — слушал, неплохой усь за свои деньги. Он интересен размерами (особенно если машина спортивная, где обычно лишнего места нет), и экономичностью — 0.5А на ХХ, это впечатляет.
На абсолютное знание не претендую, может где и ошибаюсь. Просто делюсь своим скромным опытом. Последние годы варюсь в собственном соку, т.к. мало единомышленников. Все строят коробки. ФЭ не в почете, пообщаться, проверить свои догадки особо не с кем.»
30. Free-Air сабвуферы в полку (подбор)
Бодрый день, дамы и господа!
Некоторое время назад я рассказал о том, что захотел проапгрэйдить звук, заменой штатного сабвуфера в полке.
Напомню — с завода стоит 8-ми дюймовый блинчик, который я решил заменить на 10-ти дюймовый Challenger max-line 10wf, но «аппетит пришёл во время еды» и в итоге, установил 12-ти дюймовый Challenger max-line 12wf (об этом напишу как-нибудь потом).
Так вот, этот пост будет своеобразной подборкой имеющихся в природе сабвуферов фришек (фри эйр). Кстати, установленная мною фришка ощутимо придала глубины низам, да и громкости.
И так, список сабов в полку (градация по размерам и мощности):
____Сабвуферы 8 дюймов____ (такие сабики встанут в штатное отверстие Chrysler 300c):
Audiobahn AW 831T АвтоЗвук: сопротивление (Ом) — 4 + 4; мощность номинал (Вт) — 200.
MTX 5508-04 АвтоЗвук: сопротивление (Ом) — 4; мощность номинал (Вт) — 200.
Hertz HX 200 АвтоЗвук : сопротивление (Ом) — 4; мощность номинал/пик (Вт) — 300/600.
Kicker S8L5 АвтоЗвук: сопротивление (Ом) — 2 + 2; мощность номинал/пик (Вт) — 300/600.
____Сабвуферы 10 дюймов:____
Challenger Max-Line 10WF продаю его: сопротивление (Ом) — 3.3; мощность номинал/пик (Вт) — 200/300.
Maxwatt MS-10HQ АвтоЗвук: сопротивление (Ом) — 4; мощность максимальная (Вт) — 300.
Ivolga Drive 10F : сопротивление (Ом) — 4; мощность пик (Вт) — 400.
Macrom M3W.10 АвтоЗвук: сопротивление (Ом) — 4; мощность пик (Вт) — 500.
Macrom M1W-10 АвтоЗвук: сопротивление (Ом) — 4 + 4; мощность максимальная (Вт) — 600.
Challenger OPUS SD250FAсопротивление (Ом) — 4; мощность номинал/пик (Вт) — 200/400.
JVC CS-GD4250 АвтоЗвук: сопротивление (Ом) — 4; мощность номинал/пик (Вт) — 200/600.
Alpine SWE-1041: сопротивление (Ом) — 4; мощность номинал/пик (Вт) — 200/600.
Clarion SRW1043: сопротивление (Ом) — 4; мощность номинал/пик (Вт) — 250/500.
Challenger Pro-Line 10WF АвтоЗвук: сопротивление (Ом) — 4; мощность номинал/пик (Вт) — 250/500.
MTX T7510-4 АвтоЗвук: сопротивление (Ом) — 4; мощность номинал (Вт) — 400.
Hertz ML2500: сопротивление (Ом) — 4; мощность номинал/пик (Вт) — 400/800.
Hertz HX 250 АвтоЗвук (говорят, что топчик в своём классе): сопротивление (Ом) — 4; мощность номинал/пик (Вт) — 450/900.
Prology WOW-10F: сопротивление (Ом) — 4; мощность номинал/пик (Вт) — 500/1000.
Если есть, чем дополнить список — пишите.
Всё, всем добра.
Free Air — сабвуфер в полку автомобиля
Фриэйр (Free Air) это низкочастотный динамик, который не нуждается в замкнутом объеме — то есть корпусе.
Free— свободный, air – воздух.
Такой сабвуфер обладает быстрым, точным и артикулированным басом с минимальными временными задержками.
В этом материале рассмотрим плюсы минусы и отличительные особенности данных динамиков. Для какой музыки подходит фриэйр и как правильно его устанавливать такой сабвуфер в машину.
Особенности Free Air сабвуфера
Фриэйр сабвуфер может обладать преимуществами в благозвучности даже перед закрытым ящиком. Ему не нужен корпус, как таковой. А еще он может быть одним из лучших решений для седана с возможностью установки в полку.
Из-за отсутствия воздействий сжатого воздуха с обратной стороны такой сабвуфер выдает точный, быстрый, но при этом приятный бас в широком диапазоне звучания.
Он хорошо подходит для инструментальных жанров, рока и подобных направлений. При этом отлично справится и с популярной музыкой и различными хип-хоп, RnB и тому подобными композициями, да и вообще может быть довольно универсальным.
Но, как ни странно, в последнее время популярность его применения падает, да и производители уделяют ему не так много внимания.
Давайте разберем — почему такой хороший и простой, на первый взгляд, вариант не получает широкого распространения.
Но обо всем по порядку.
Принцип работы Free Air
Как правило, производители динамиков проектируют их таким образом, чтобы параметры Тиля-Смолла, которые влияют на звучание при помещении динамиков в определённый объем приходили в оптимальные значения.
Дело в том, что при помещении динамика в закрытый объем, у него поднимается резонансная частота и добротность. Если объем будет слишком мал, сабвуфер будет играть недостаточно низко и будет выдавать гулкий и не приятный бас. А если объем будет слишком велик, то бас будет размазанным и не внятным, при этом динамик может слишком рано выходить на максимальный ход, не реализуя свою мощность.
Основное влияние на характер баса в этом случае оказывает итоговая добротность (еще ее обозначают Qtc), которой динамик будет обладать в своем корпусе. Добротность показывает на сколько быстро динамик останавливается после прекращения подачи на него сигнала. Чем быстрее он это делает, тем эта самая добротность ниже и соответственно наоборот.
При проектировании закрытого ящика обычно стремятся к значению итоговой добротности (Qtc) 0,7 или 0,707 если точно. При таком значении низкие частоты имеют наиболее гладкий спад АЧХ, что благодатно воспринимается на слух. Либо 0,57 — в таком случае звучание характеризуется минимальными временными задержками.
Нужно понимать, что не всегда удастся получить любую нужную добротность в адекватном объеме. Она будет зависеть от изначальных параметров самого динамика.
А то, на сколько низко сможет играть сабвуфер определяет итоговая резонансная частота динамика в корпусе (Fc), так же можно ориентироваться на F3, это частота на которой спад по громкости будет составлять 3 децибела. И чем она будет ниже, тем ниже будет играть сабвуфер.
При установке динамика в определенный замкнутый объем, собственная резонансная частота (FS) и полная добротность (Qts) поднимаются и чем меньше будет объем, тем выше будут эти значения.
Поэтому динамик, который задумывался для применения в закрытом ящике должен обладать такими значениями, чтобы при помещении его в корпус они пришли в желаемые диапазоны.
Вот теперь возвращаемся к фриэйру. Так как никакого объема за динамиком не будет.
Теоретически объем воздуха перестает оказывать влияние на поведение динамика, если превышает эквивалентный объем динамика (Vas) в 3 раза.
Как выбрать сабвуфер для free air?
При выборе сабвуферного динамика стоит знать, что их делят на две группы: динамики для free air и ящичные.
Free air динамики предполагают установку в так называемый бесконечный акустический экран, которым обычно выступает задняя полка седанов. При этом акустическое оформление в виде корпуса им не нужно, важно лишь правильно подобрать динамик (так называемый фриэйрный) и грамотно подготовить полку. Для получения хорошего звука необходимо, чтобы размер акустического экрана был сопоставим хотя бы с длиной волны низшей воспроизводимой частоты.
Хорошие free air сабы очень музыкальные. При правильной инсталляции бас получается SQ-шный, то есть очень качественный, с отличными импульсными характеристиками — быстрый и чёткий. В некоторых случаях он может быть сравним со звуком ЗЯ или музыкального ЧВ. При этом сабвуфер не занимает места в багажнике, как в случае с корпусными сабами.
Чтобы сабвуфер типа free air заиграл в машине хорошо, необходимо устанавливать его в автомобиле с кузовом седан, в котором багажник хорошо изолирован от салона. Основная задача при инсталляции фриэйрного сабвуфера — добиться максимальной жесткости установки и отделить пространство багажника от салона.
В хетчбеках, универсалах, внедорожниках использование этого акустического оформления противопоказано, так как в кузовах такого типа невозможно добиться полной изоляции багажника. В результате из-за отсутствия герметичности будет происходить накладывание излучения от передней части диффузора с излучением от задней поверхности, в результате чего низкочастотные звуковые волны будут гаситься. То есть — будет происходить акустическое короткое замыкание (АКЗ). Из-за этого нормального баса или не будет вообще, или его будет значительно меньше, чем могло бы. А при попытке добавить громкость можно просто повредить динамик.
Требования к установке: полка должна быть максимально глухая и жёсткая, также она должна быть герметичной, что хорошо отделять пространство багажника от салона без АКЗ. Динамик в ней также должен быть максимально прочно закреплён. Варианты подбираются уже в конкретном автомобиле, но обычно при этом используется: фанера, МДФ, жесткая вибра, стеклопластик, болты. В полке не должно быть других динамиков («овалов», «блинов»), так как излучение сабвуфера будет мешать их работе и портить звук.
Фото взято отсюда: www.drive2.ru/l/485176274382225920
Кстати, вот ещё пример фанатичной обработки полки под фришный динамик: www.drive2.ru/l/8805380/
Резюмирую. Какие же преимущества и недостатки фришных сабов?
Плюсы: SQ-шный звук (при правильном выборе динамика и грамотной установке), экономия места в багажнике, не нужны расчёты и корпус, возможность получить отличный звук в седане.
Минусы: невысокая громкость и низкое звуковое давление (сравнительно с другими типами акустических оформлений), сложность правильной инсталляции динамика для free air, необходимость резать металл полки. Ну и при полной загрузке багажника характер баса меняется 🙂
Также не так просто сейчас найти хороший динамик для free air установки. Неплохие отзывы о сабах Challenger OPUS. Но они вроде встречаются как «фришные», так и ящичные. Это из того, что сейчас доступно в продаже. Если знаете другие бренды хороших динамиков для free air, на пишите их в комментариях.
Как же выбрать free air динамики по параметрам?
Обращаем внимание на такие параметры Тиля-Смолла: Fs, Qts, Vas. В первую очередь следует учитывать параметр Qts. Остальные вторичные.
Qts (полная добротность) — больше 0,55. Например, 0,7.
Fs (резонансная частота) — достаточно высокая, например, около 40 Гц.
Vas (эквивалентный объём) — около 70 и выше.
Также производитель может специально указать, что динамик предназначен для free air. Или же названии модели будет обозначение F, FA или IB.
В общем, free air — очень удачное и музыкальное акустическое оформление для сабвуфера, при условии, что вы подберетё качественный динамик, сможете его правильно «приготовить» и настроить.
Free Air как отличить?
Хочу купить Free-шный саб, но как его отличить? производители последнее время не особо афишируют, а подбор по параметрам и вовсе отсутствует, да и в самих параметрах я уже запутался почитав www.bluesmobil.ru/topic/9…air-ili-net-kak-otlichit/.
Помогите понять истину…
Вот Free air который можно вмонтировать в заднюю полку и багажник вместо короба… Обычному динамику понадобился бы короб литров на 20-30 и т.д., а этому никакого короба не надо долбит для салона хорошо…
Alpine разве есть фришные?
У меня на страничке зацени…
Единственное здесь коаксиалам не сладко приходится… Их давлением давит от Саба… Вот для них короб нужен…
звук думаю мягко говоря плохой, ибо блины портят + слабая гермитичность убивает весь смысл Free-шности, а так же я сомневаюсь в приспособленности Alpine к Free Air(но это на данном этапе, может я чего не знаю, где-то запутался). В общем нужно услышать так сказать гуру автозвука…)
Qts как можно ближе к 0.7, Vas не шибко большой, номинальная мощность не запредельная, легкая подвижка (mms), мягкий резиновый гофр и довольно жесткая центрирующая шайба… Усилитель так же «абы какой» не подойдёт, нужен с хорошим контролем (стабильный, с высоким демпфинг фактором).
Но это всё лишь ориентиры 🙂
По большому счету любой динамик можно заставить играть во фри, другое дело — как он будет себя там чувствовать и на сколько будет нравится владельцу 🙂
Проще будет озвучить номинантов, и тогда можно помочь определиться… Или наоборот — озвучить бюджет (новый или бу) и накидаем вариантов… Правда по итогу все равно Очень многое зависеть будет от того человека, который этот фри будет строить и настраивать 🙂
Ответили мне на Auto-HiFi:
«У фришного саба резонансная частота должна быть в районе 40-45гц. Но это желательно что бы так было, а не обязательно. На фриаер на самом деле можно взять абсолютно любой саб, просто надо обрезать его снизу сабсоником на 25-30гц, а иначе максимум акустического усиления будет приходиться на инфразвук тратя на неслышимые частоты 10-25гц лишние ресурсы усилителя и вашей бортсети и скажения звука.»
Затем я задал вопрос про добротность, т.е. что если ниже/выше чем 0,7 и получил такой ответ:
«Просто сабы с низкой добротностью и низкой резонансной частотой будут иметь акустическое усиление на очень низких частотах — не слышимых уху. Собственно этим только они и плохи.
Лично я бы ставя саб в акустическую полку полку взял как раз саб с низкой добротностью что бы он четче отыгрывал бас. «
Для сабвуфера с низкой добротностью во фри нужен довольно серьезный усилитель.
У меня самого для фри взят динамик с qts 0.55, fs 30…
Потому выше и писал, что это лишь ориентиры, а не безусловное правило…
так что тогда делать? я теперь вообще ничего не понимаю…(
Покупать и пробовать 🙂 фри оно такое
а что покупать-то? Походу придётся оставить свой kicker comp 104…
должна же быть некая отправная точка, уши у всех разные 🙂
Так он у меня стоял на семёрке и я знаю как он играет во фришке, просто я думал если взять конкретно фришный Саб то будет лучше…)
Попробуйте поставить с тканевым подвесом, что-нибудь короткоходное и с мощным магнитом. Может из колонок каких концертных получится выковырять? У саунстрима такие 12 были.
С уважением.
Если это например challendger maxline, то мне не понравилось…)
По ссылке среднечастотник 🙂
Но вообще да, вроде той же иволги, у них фришку приличные были (из бюджетного)
Я предлагаю рассмотреть только такого типа. Его еще найти где-нибудь надо. Причем 12″ почему то у стрима на сайте не нашел, хотя такие ставили лет 5 назад.
Ну, а то что он среднечастотник…любой динамик среднечастотник!
Да. И цена приличная. Мне кажется этот динамик не плохо должен панчевать. Попробуйте.
Не забудьте поделиться результатом…👌
постараюсь, но будет не быстро…)
Не забудьте поделиться результатом…👌
я тут почитал all-hi-fi.ru/obzory/teori…kusticheskie-sistemy.html
и понял для себя, что такой подвес рассыпится через 5-6 лет, есть у меня например «домашний» сабвуфер(на фото) 15″ так вот подвес уже клеили. А также я знаю как он играет + у друга Challenger Max-Line 10WF по сути технология та же, так вот у них очень слабый нижний бас, по ощущениям они играют ближе к миду, думаю это не мой вариант…(
Слушаю чаще рок, а там и так почти нет нижнего баса, тут думаю будет ещё хуже…
а что покупать-то? Походу придётся оставить свой kicker comp 104…
Для сабвуфера с низкой добротностью во фри нужен довольно серьезный усилитель.
У меня самого для фри взят динамик с qts 0.55, fs 30…
Потому выше и писал, что это лишь ориентиры, а не безусловное правило…
А может ещё какие сабы подскажете, из ныне выпускаемых?
12″. бюджет, наверное любой.
Ладно упростим мне задачу…)
Усь DLS MA23 (мост)
Бюджет 5 — 6 р. +-10% Желательно новый
Сам парочку нашёл, но как будет х.з.
Pioneer TS-SW2502S4, TS-W261D4, TS-W261S4
MdLab SW-B10F
SWAT SW M10
Kicker CWR104
Хватать будет однозначно, в семёрке хватало хоть и не слишком фришный был саб(Kicker comp 104).
А машина Ваз-21041, с оформлением знаю, уже придумал как отгородить конкретно…)
Challenger стоит у друга, как раз фришный но модель не помню, не понравился…(
уж точно нет, сзади кроме саба ничего нет и не будет(ну кроме усилков конечно)
Оказалось как раз MaxLine только 10 дюймов www.drive2.ru/l/6108856/
не, я в смысле у друга стоит такой, что мне не понравился по звуку, я вот про что…)
а по характеру звучания он не для давки. Больше упор на качество.
это понятно, но он играет больше как мид, может с 12-кой лучше дела, но 10-ка ну нафиг, хотя может усилок такой… стоит Steg
Вот такую штуку делал в 15 году, вот уже 2 года каждый день работает на улице и ничего жива. Как раз на аналогичном по конструкции саундстриме. Вы собираетесь на машине 5-6 лет ездить?
aespb.com/wp-content/uplo…%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80.jpg
А кто его знает, как жизнь завернёт…)
А так я что то сомневаюсь на счёт баса нижнего…
Без экспериментов ставьте мд лаб 10 и не парьтесь.
Если подходить основательно к делу, т.е. поставить так динамик чтобы все правильно заиграло как Вам надо акустически (без вмешательства настройками в электрический тракт) нужно сделать много экспериментов и измерений.
Это обычно или случай или удел немногих занудливых экспериментаторов (в хорошем смысле слова).
Обычно в опытных руках это компромисс.
Например, в последнее время пристрастились наши ребята ставить алпайна g серию, но с подрезкой снизу 12-24 дБ и сверху 24 дБ. Плюс если есть возможность коррекция горбика. Без хотя бы таких вмешательств — не играет.
Тут, как всегда, важно чего Вы от саба ждёте?
Я на сабы смотрю двояко. Во-первых как на генератор частот ниже основного диапазона. Здесь я смотрю на ровность планочки АЧХ (чтобы заполнение ровное было) и сфазированность с МИДами. МИДЫ для меня самые главные и именно они мне должны сделать звук. Из плюсов такого подхода все кроме получения сумашедшего драйва ограниченного МИДами. При установке сабдинамика фри эйр это можно сделать почти с любым.
Второй подход, это когда хочется слушать громко с хорошим панчем без сцены просто драйв. Фри эйр исполнение не самое лучшее акустическое оформление для этого. Тут лучше что-нибудь в коробке.
Немного это решается высокочувствительными головками большой площади с повышенной резонансной частотой, легким подвесом и мощным магнитом.
Как то так.
Интересен всё же 1-й вариант, громкость и давка не интересует, просто хочется чтобы всего хватало, т.е. как и должно быть. Значит всё же стоит рискнуть…)
Если есть возможность посравнивать.
Я бы рискнул (если что готов к любым камням и булыжникам в свой огород).
С уважением.
К тебе притензий не имею, просто есть параметры и как выясняется особо ни на что не влияющие, я запутался напроч, но риск благородное дело…)