Как выбрать хорошую гитару классическую
КАК ВЫБРАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ ГИТАРУ?
Классическая гитара для начинающих музыкантов – это наилучший выбор из всех возможных предложений. Само определений «классическая» возвышает музыканта в собственных, и не только, глазах, а про удобство игры на инструменте и его благородное звучание что и говорить! Но, если вы и вправду собрались купить классическую гитару, перед вами в первую очередь встаёт вопрос даже не о конкретной модели конкретного бренда, а том, как выбрать классическую гитару. Вот с этого вопроса, вынесенного в заголовок, и начнём.
Какие классические гитары лучше, а какие – хуже? Об этом говорить пока рано, надо разобраться, что это такое вообще – классическая гитара, точнее, каковы её особенности. Всех занимает вопрос, чем отличается акустическая гитара от классической – так вот, первым отличием является применение на инструменте исключительно неметаллических струн, что облегчает игру и делает её безопасной по сравнению с акустической гитарой с металлическими струнами. Струны чаще всего бывают нейлоновыми или карбоновыми, очень редко в наше время применяются и натуральные жильные струны. Из этой особенности следуют и все остальные: меньшая сила натяжения струн предопределяет конструкцию исключительно с вклеенным в корпус гитары грифом.
Существуют немногочисленные модели классических гитар с анкером (установленным внутрь грифа металлическим стержнем), как на акустической гитаре, но это именно исключение. Не самое бросающееся в глаза отличие – это относительно более широкий гриф, формирующий правильную постановку левой руки и облегчающий игру, что очень важно для начинающего музыканта. Метки ладов расположены на грифе сбоку, а не на его верхней плоскости, а лучшие классические гитары вообще подобных меток не имеют. Поскольку классическая гитара предназначена прежде всего для пальцевой игры, то на ней не устанавливается пикгард, хотя игры медиатором на подобном инструменте тоже никто не отменял.
И, конечно, лучшие классические гитары – это инструменты, изготовленные из тех пород дерева, комбинация которых обеспечивает наилучшее звучание – это красное дерево или палисандр (из них изготавливается задняя дека и обечайки корпуса), ель или кедр (верхняя дека) и кедр или красное дерево (гриф). Вопреки широко распространенному мнению, гитары с верхней декой из ели вовсе не являются бюджетными – подобная конструкция обеспечивает инструменту открытый и громкий звук, хорошо слышимый даже в относительно большом помещении. В свою очередь, верхняя дека из кедра обеспечивает сбалансированное звучание во всём частотном диапазоне. И мы не останавливаемся на гитарах с корпусами, частично или полностью выполненными из ламината: очевидно, что лучшие классические гитары – те, у которых корпус изготовлен из пластин пород дерева, упомянутых выше.
Но общих рекомендаций мало – в нынешнем многообразии предлагаемых на рынке инструментов не так просто купить классическую гитару, сбалансированную по параметрам цены и качества. Всякий, что-то слышавший о том, как выбрать классическую гитару, будет стремиться к своей мечте, имя которой – испанские классические гитары.
Однако нельзя забывать и о том, что классические гитары Yamaha сегодня определяют само понятие «классическая гитара для начинающих» и также рекомендуются для школьного обучения. На самом деле при выяснении вопроса, какие классические гитары лучше, Yamaha бьёт своих конкурентов одним тем фактом, что предлагает великолепный звук и завидную надёжность по доступной цене. Классические гитары Yamaha сегодня – это, прежде всего, тщательный подбор древесины, в том числе и для моделей начального уровня.
Школьные, скажем так, классические гитары Yamaha даже в минимальном комплекте предлагают выбор звука, который и должен оценивать будущий владелец инструмента: так, у модели C40 верхняя дека выполнена из ели, а у модели CG122MC – из древесины кедра. Прочие конструкционные материалы, из которых создаются классические гитары Yamaha – это индонезийское красное дерево (меранти), палисандр и древесина нато.
Остаётся ещё раз добавить, что целью приобретения инструмента, именуемого «гитара 6 струнная классическая», является не только его отличное звучание, но и долговечность, и просто удобство игры, обеспечивающее музыканту идеальное взаимодействие с инструментом. Поэтому если вы задумали купить классическую гитару, то не бойтесь не сразу определиться с выбором, но вдумчиво перебрать несколько моделей. Классическая гитара – это инструмент не на один день.
Как выбрать акустическую гитару
Для новичка и не только
Я играю на акустической гитаре восемь лет, за это время сменил три инструмента.
В статье расскажу, как выбрать гитару.
Как устроена гитара
Вкратце расскажу о главных терминах, которые относятся к гитаре.
Гриф — длинная часть гитары, вдоль которой натянуты струны. Фронтальная часть грифа — накладка. Гриф поделен металлическими порожками — ладами. Прижимая струну к ладу, мы меняем ее длину, от этого струна звучит выше или ниже. Внутри грифа есть металлический стержень — анкер. Без него гриф от натяжения струн выгибался бы, как плечи лука.
Голова — верхняя часть грифа, на которой с помощью колков зафиксированы струны.
Колки — механизм для натяжения струн. При вращении колка струна натягивается и звучит выше, при вращении в другую сторону — ослабляется.
Корпус состоит из двух дек, верхней и нижней, и обечайки — боковой стенки гитары. На верхней деке находится резонаторное отверстие, благодаря ему у гитары такие акустические свойства.
Струнодержатель, он же бридж, — механизм на верхней деке гитары, который фиксирует струны с противоположной от колков стороны.
Виды гитар
Сначала главное: гитары бывают с нейлоновыми и металлическими струнами, нейлоновые толще и выглядят как пластиковые. И это два разных вида гитар. На гитару с нейлоновыми струнами нельзя ставить металлические, и наоборот. Это связано с конструкцией: натяжение нейлоновых струн значительно ниже, и если поставить на такую гитару металлические струны, то ее может просто разворотить.
Соответственно, определить, какая гитара перед вами, можно по струнам.
Классическая шестиструнная гитара — та, что с нейлоновыми струнами. Произошла от испанской гитары 15 века. На ее основе позже возникли все современные разновидности. Играют на ней обычно пальцами. На таких гитарах играют классику, фламенко, босса-нову.
На классике преподают в музыкальных школах. Нейлоновые струны мягче и толще металлических, поэтому новичку будет комфортнее играть. Гриф таких гитар шире — будет легче перебирать струны благодаря большому расстоянию между ними.
При этом на такой гитаре сложнее играть боем и освоить аккорды с баррэ — это когда указательный палец одновременно зажимает все струны. И в целом звук при игре боем получится более глухой по сравнению с металлическими струнами.
Эстрадная гитара — та, что с металлическими струнами. Когда говорят «акустическая гитара», чаще всего подразумевают именно ее. В дальнейшем по тексту я тоже буду называть эстрадную гитару акустической. Появилась в начале 20 века. Она больше и тяжелее классической. Корпус дополнительно усилен ребрами жесткости.
Металлические струны более звонкие, но неокрепшим пальцам будет сложнее привыкнуть. На таком инструменте часто играют рок, поп, джаз, блюз, кантри. Извлекать звук можно ногтями или медиатором.
Гриф акустической гитары тоньше, чем у классической, и сильнее скруглен сзади — это позволяет зажимать верхние струны большим пальцем. Прогиб грифа можно регулировать: на анкере есть специальная гайка.
Гитары различаются по размеру в зависимости от роста и возраста музыканта
Размер гитары | Рост гитариста | Возраст |
---|---|---|
1/4 | До 115 см | 4—6 лет |
1/ 2 | 115—135 см | 5—8 лет |
3/ 4 | 127—145 см | 8—12 лет |
4/4 | От 145 см | Старше 12 лет |
Из каких материалов делают гитары
Корпус бюджетных гитар — до 15 000 Р — чаще всего целиком делают из ламината. Причем продавцы это иногда не указывают — пишут, например, просто «ель».
В основе такого корпуса лежат прессованные листы шпона. Перед покрытием лаком сверху наносится декоративный слой, имитирующий древесину. Отпадает необходимость шлифовки и полировки — производить такие инструменты дешево.
Ламинат устойчив к перепадам влажности и температуры, но уступает массиву дерева в звучании: натуральное дерево лучше передает вибрацию струн, звук получается более объемным.
стоит гитара из редкой немецкой ели
Корпус дорогих акустических гитар целиком выполнен из массива. Заднюю деку и боковые стенки обычно делают из одного материала. Чаще всего это красное дерево (махагони), индийский палисандр. Реже встречается клен, орех, гавайская коа.
Между тем в британском Ланкастерском университете исследовали влияние породы дерева на качество звука. В опыте участвовали шесть акустических гитар, задняя дека и обечайки которых были изготовлены из бразильского и индийского палисандра, красного дерева, ореха, клена, сапеле. Поиграть пригласили 52 гитаристов, которые не знали, где какая. Результаты показали, что материал дерева почти не влияет на акустические свойства и удобство игры.
Гриф и накладку гитары чаще всего делают из красного дерева, палисандра, клена. Еще встречается черное дерево — эбони, оно считается более твердым.
Материал накладки на бюджетных гитарах влияет разве что на декоративные свойства: разные типы древесины дают разные оттенки и фактуру дерева.
Колки регулируют натяжение струн и поддерживают строй. На классической гитаре они установлены горизонтально, на акустической — вертикально.
Основной параметр колков — передаточное число. Например, 16: 1 означает, что для одного оборота валика со струной нужно повернуть ручку на 360 градусов 16 раз. Для точной настройки инструмента подходит механика с большим передаточным числом.
Если колки не чистить и не смазывать, то механизм начнет прокручиваться. На классической гитаре это произойдет быстрее, так как нейлоновые струны нужно постоянно подстраивать.
Струнодержатель гитары — это цельный кусок дерева, который приклеивается к верхней деке, в нем есть отверстия для установки струн. Подставка передает вибрацию струн на корпус, тем самым придавая громкость. Ее изготавливают из палисандра, ореха, ованкола — в целом это не имеет значения.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Какие есть бренды гитар
Японские бренды — Yamaha, Ibanez, Fernandes, Takamine. Гитары, произведенные в Японии, считаются более качественными и стоят дороже. Например, модель Yamaha GC22C за 90 000 Р — целиком из массива кедра и с накладкой грифа из черного дерева.
Американские и европейские — Gibson, Martin, Taylor, Fender в США и Kremona, Hohner, Pro Arte в Европе. Компании производят классические и акустические гитары. Бюджетные серии, как и японцы, производят в Китае. Более дорогие — в США, Мексике, Франции, Германии.
Если выбираете бюджетную акустическую гитару, рекомендую искать недорогие модели перечисленных выше брендов: в большинстве случаев они будут лучше неизвестных фирм, на которые полтора отзыва в интернете.
Где покупать
Главное преимущество гитары из магазина — гарантия: если через пару месяцев обнаружится какой-то дефект, гитару можно будет сдать. Минус — цены порой кусаются. Крупнейшие магазины в России — «Музторг», «Поп-мьюзик», «Мир музыки». Вероятно, в вашем городе есть и небольшие местные музыкальные магазины.
Я никогда не покупал гитару в интернет-магазине: предпочитаю прийти и лично убедиться, что инструмент звучит так, как надо. Да и в случае с дефектами проще вернуть гитару в магазин, чем заниматься пересылкой. А вот аксессуары и расходники можно смело покупать в интернете.
С б/у гитарами все наоборот: можно купить дешевле, но никто не даст гарантии и выбирать нужно тщательнее. Ниже я расскажу, на какие дефекты обращать внимание, но если вы новичок, то рекомендую для поиска б/у гитары позвать с собой более опытного товарища.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Как выбирать
Первое, с чем нужно определиться, — акустика или классика. Нужно исходить из назначения инструмента. Например, для детей, поступающих в музыкальную школу, оптимально купить классическую гитару. Тем, кому инструмент нужен для песен с друзьями, больше подойдет акустика.
Все описанное ниже справедливо как для гитары из магазина, так и для б/у. Правда, б/у стоит осматривать еще тщательнее, потому что гарантии на нее никто не даст.
минимальная стоимость подходящей для обучения б/у гитары
В целом выбор гитары можно разделить на три этапа: сбор информации, внешний осмотр и пробная игра. На «Ютубе» можно найти подборки в стиле «5 лучших акустических гитар для новичков» — этого хватит для составления шорт-листа. Потом стоит изучить характеристики выбранных гитар, послушать студийные записи, посмотреть видео конкретно про эти гитары, почитать отзывы в интернете. Детально ознакомиться с инструментом можно на сайте производителя, где есть спецификация для каждой модели.
Трещины, сколы лака и выбоины на покрытии. На новой гитаре такого быть не должно, на б/у — допустимо, если это не огромные сколы и если трещины не в самой древесине, а в лаковом покрытии. Гриф и струнодержатель должны плотно прилегать к корпусу, без зазоров и трещин на лаке. Еще стоит осмотреть место, где гриф крепится к деке: там на лаке часто образуются трещины. Чаще всего трещины возникают от неаккуратного обращения с гитарой, неправильного хранения — рядом с батареей или у балкона — и резких перепадов температур.
Дребезг струн. Пройдитесь по каждому ладу на гитаре. Если нота будет звучать с излишним дребезгом, вовсе не будет звучать или оборвется слишком быстро — что-то не так. Причин дребезга может быть несколько. В лучшем случае у гитары слишком сильно затянут анкер — можно просто попросить продавца его ослабить. Это не брак, такое может быть и на новой гитаре.
Худший вариант — нарушена геометрия грифа: дерево повело и гриф пошел винтом. Визуально проверить геометрию можно, если взглянуть вдоль грифа со стороны колков: металлические лады должны выстраиваться в ровную линию.
Небольшой наклон грифа вперед — это не признак брака. Дело в том, что производитель часто ослабляет анкер перед отправкой гитары в другие климатические условия. Достаточно попросить продавца затянуть анкер.
Заедание и рывки колков. Стоит проверить каждый колок на гитаре: ударить по струне и покрутить колок. Механизм должен свободно и плавно проворачиваться, высота ноты должна меняться без скачков и резких обрывов. Какие-то проблемы решаются, если колки смазать, но, возможно, их придется менять — это дополнительные расходы. На новой гитаре такого быть точно не должно.
Аксессуары для гитары
В музыкальных магазинах продается множество комплектующих, гаджетов, приспособлений для гитаристов. Расскажу о тех, которыми я пользуюсь.
Гитарные чехлы различаются по степени защиты. Мягкие за 600 Р предназначены только для переноски инструмента: защитят от грязи и пыли, но бесполезны при ударах и падениях, не спасут от дождя. Полужесткие чехлы стоимостью 2000—15 000 Р имеют поролоновый слой, который защитит от механических воздействий. Такие модели морозостойкие и не пропускают воду. Жесткие кейсы с внутренней обивкой полностью защищают инструмент при транспортировке — в таком кейсе можно сдавать гитару в багаж самолета.
Тюнер упрощает настройку гитары: дергаешь струну — а он показывает, в какую сторону крутить колок. Раньше я пользовался мобильным приложением, но это неудобно: приходилось одной рукой держать телефон возле струн.
Рейтинг лучших классических гитар на 2021 год
Одним из самых часто используемых музыкальных инструментов является гитара. На ней довольно просто научиться играть, даже поверхностное обучение, позволит наиграть некоторую мелодию. По мере продолжения овладения нехитрой наукой игры, открывается большое количество техник исполнения, различных стилей, которые раскрывают преимущества и новые возможности воспроизведения музыкальных нот.
Какой инструмент выбрать: акустику или классику
Классическая гитара (испанская, шестиструнная) – это щипковый струнный инструмент, являющийся основным представителем среди классических и акустических устройств. Его используют в качестве аккомпаниатора, для сольного исполнения, либо в ансамблевом воспроизведении музыкальных мелодий. В традиционном виде берет начало своего существования с конца 18 века. Инструмент наделён большими преимуществами, в частности многочисленными исполнительскими возможностями, а также невероятным разнообразием тембрового звучания. Отличие обычной гитары от акустической – струны из нейлона, широкий гриф и конфигурация корпуса.
Конечно же, брендовый предмет — это хорошо, но нужно выбирать устройство по характеристикам. Сначала необходимо определиться с выбором подходящей конструкции:
Что необходимо учитывать при выборе
Перед тем, как отправиться в специализированную торговую точку, нужно ознакомиться с основными видами традиционных устройств, а именно с их составляющими и материалом, из которого изготавливаются гитары. Так будет намного легче определиться с покупкой музыкального аппарата.
Древесина, применяемая при изготовлении классического инструмента
Ни для кого не является секретом существенное влияние состава древесины на качество звучания готового музыкального устройства. Подобный формат очень важен, он вычисляет и устанавливает классовую принадлежность. Устройства для начального уровня, выполняются из недорогой фанеры, в производстве профессионального применяются только цельные пластины из качественного дерева.
Отталкиваясь от подобных критериев, можно разобраться с определением гитарного класса, согласно материалу, из которого она изготовлена. Существует несколько видов и критериев, а именно классовость и порода древесины, объясняющие разновидности устройств.
Размеры
Если гитарист принял правильное положение, значит, он без затруднения способен дотягиваться к колку, который ответственен за работу четвертой струны. Это означает свободное и прямое держание руки, хотя бы не полностью распрямлённое, а немного с изгибом в локте. Немного согнутые на изгибе пальцы: средний, указательный и безымянный, могут дотягиваться к первой, наиболее тонкой струне. Если получается дотянуться до неё, но ощущается дискомфорт, и рука упирается в гитару в локте, значит, инструмент слишком велик.
Виды классических гитар по материалу
Существуют три вида классических устройств:
Фанерные
Гитары состоят полностью из фанеры, название классические оправдывают только в некоторой степени, так как подобное устройство подходит для обучения и вполне отвечает ученическим целям. Они предназначены для первых шагов освоения музыкального инструмента. Существует лишь небольшая внешняя схожесть с классикой, так как в первую очередь это рыночный продукт с довольно низким качеством и небольшой ценой.
Комбинированные
Дно и обечайка данного вида — также фанера, но дека выполняется из цельной пластины породы кедровых, ели либо сосны. Разительно отличается от фанерных гитар, потому что дека сильно изменяет звучание, придавая смягчённый тембр.
Такие образцы отличаются достойным качеством, отменным звучанием и небольшой стоимостью, поэтому пользуются спросом у многих музыкантов. Играя на подобном устройстве, можно не только освоить правила игры, но и прикоснуться к миру классики.
Из цельных пластин древесины
Профессиональные классические устройства, гитарный класс полностью зависит от специалиста – изготовителя и породы дерева (ценится тот материал, который обладает самыми высокими звуковыми характеристиками) и от процесса заготовки.
На начальном этапе подбирается правильное дерево. По окончании подбора, разделяются бревна, получившиеся заготовки убирают для длительного хранения, чтобы материал сушился в естественной среде в течение нескольких лет. Происходящие во время сушки процессы показывают качество дерева и свойства акустики. После того, как материал достаточно высохнет, его ещё выдерживают, что значительно повлияет на качество, чем дольше выдержка, тем ценнее сама заготовка.
Рейтинг лучших классических гитар
Alhambra Open Pore 1 Op Senorita – классический музыкальный инструмент небольших размеров 7 / 8. Данное устройство подходит для начинающих и входит в линейку Classical Student. Изготовлена она из качественной древесины, с отличной отделкой и небольшим весом. Верхняя дека выполнена из кедрового массива, а задняя дека, обечайка и гриф — из красного дерева.
Деревянные участки остаются открытыми, благодаря прозрачному и матовому покрытию, таким образом, усиливается резонанс и уменьшается вес изделия. Его внешнему виду придаёт элегантности отделка, включая в себя розетку с красивым декором и светлой окантовкой. Другие особенности – это никелированная колковая механика, где используется индийский палисандр для накладки на гриф, а также положение пружин, согласно схеме Classical 3.
Оптимальное расстояние между ладами и хорошая высота струн над грифом говорит об удобстве гитары для начинающих музыкантов. Это ни в коем случае не отражается на мощности и громкости. Верхний (шириной 50 мм) и нижний порожки сделаны из синтетического материала меламина, замечательно передают вибрацию с внесением вклада в округлое и чёткое звучание.
Phil Pro AS – 3904 немного меньше традиционных дредноутов, соответственно на ней удобно играть, а также перемещать и перевозить. Корпус, выполненный из липы, придаёт лёгкости.
Демократичная цена соответствует чёткости и сбалансированности звучания с небольшим перкуссионным тембром.
Реализуется в трёх расцветках:
Phil Pro AS – 3904 подходит новичкам, а также любителям живой музыки на торжественных мероприятиях или на отдыхе.
Rockdale Modern Classik 100 – BK – это традиционная классическая шестиструнная гитара без звукоснимателя. Гитары подобной фирмы выделяются отличной звукоотдачей и небольшой ценой. Гитарный гриф выполняется из разновидности красного дерева (нато), а грифовые накладки — из искусственного чёрного дерева. Гитарная мензура — 650 мм, отделана дека глянцевым покрытием, агрегат чёрного цвета.
Верхняя и нижняя деки изготовлены из агатиса, так же как и обечайка. Инструмент порадует новичков своим приятным обертоном и сбалансированным звуком на весь диапазон. Верхняя дека некоторых моделей отделана элегантной окантовкой.
Yamaha C 40 – представлена японским производителем, как модель, относящаяся к линейке «С», имеющая полный размер. Она собрана из высококачественных материалов, издаёт отличный звук, достаточно комфортна во время игры и стоит не слишком дорого. Это прекрасный выбор для начинающих и проходящих первоначальное обучение. Как и другие модели рассматриваемой фирмы, прошла все необходимые тесты и проверку по качеству.
Не слишком громкий и приятный звук придаёт ещё большего энтузиазма и уверенности. Дека, находящаяся в верхнем уровне, имеет в составе еловую древесину, часто используемую в музыкальных конструкциях, обладающую положительными свойствами акустики. В составе корпуса CG содержится древесина меранти, носящая другое название – красное филиппинское дерево с покрытием глянца. Сам гриф — из древесины нато с 19-ю ладами без инкрустации и плоской палисандровой накладкой, как и гитарный бридж. Инструмент представлен в природном цвете с хромированными колками RM – 1252X. На модели YAMAXA C 40 установлены струны из нейлона.
Как выбрать классическую гитару
На сегодняшний день магазины предлагают огромный выбор гитар на любой вкус и кошелёк, что глаза аж разбегаются. И когда встаёт вопрос о приобретении гитары, многие впадают от такого изобилия в ступор. Так какую же гитару всё-таки выбрать и на что обратить внимание при покупке?
Прежде всего, большинство гитар, кроме отдельной экзотики, можно разбить на две основных категории: классическая гитара и вестерн-гитара. Вот два самых главных отличия, позволяющих при одновременном наличии этих признаков отличить классическую гитару от вестерна:
1) Синтетические или жильные струны
У классических гитар верхняя дека гораздо тоньше, а геометрия пружин – веерообразная. Это позволяет синтетическим струнам, натяжение которых гораздо легче, чем у металлических, раскачать деку, и заставить гитару звучать. Металлические струны на такие гитары ставить категорически нельзя. В лучшем случае, от напряжения согнёт гриф, который на ортодоксальной классике, как правило, не имеет анкерного механизма. В худшем оторвёт струнодержатель, отклеятся пружины или лопнет дека.
Классическая гитара заточена на игру пальцами, поэтому для удобства, расстояние между струнами у неё шире, чем у вестерн-гитары. Стандартная ширина грифа классики – 52мм, в то время как вестерна – 43мм, хотя бывают, конечно же, и исключения. Но гитару с нейлоновыми струнами и узким грифом правильнее отнести к кроссоверам, а гитару с металлическими струнами и широким грифом – к фингерстайл-гитарам.
Есть ещё ряд косвенных признаков, отличающих классику от вестерна: Узнаваемый силуэт корпуса. Прямой струнодержатель без пробок, где струны привязываются к подставке самозатягивающимеся узлами (на вестернах струнодержатель без пробок встречается гораздо реже), нижний порожек параллелен верхнему, а не под углом, как это чаще всего бывает на вестернах. 12 открытых ладов (на большинстве современных вестернов в открытом доступе 14 ладов, хотя встречаются и 12-ладовые, в основном среди компактных парлоров и старомодных переизданий в винтажном стиле). Головка грифа имеет 2 прорези (слоты), а на валы колков надеты пластиковые втулки. Хотя опять же, слоты встречаются и на вестернах, в основном на тех же переизданиях винтажных моделей. Кроме того, на верхней деке классических гитар отсутствуют пикгарды, за исключением фламенковых инструментов, на верхнюю деку которых могут быть наклеены гольпеадоры.
Однако, одновременного наличия первых двух признаков, выделенных цифрами, достаточно, чтобы отличить классическую гитару от вестерна.
В данном материале речь пойдёт о классических гитарах и их выборе, так что первое, с чего стоит начать – это определиться с целью.
Так для каких же целей стоит остановить выбор именно на классической гитаре?
1) Для музыкальной школы. Если вы или ваш ребёнок идёте в музыкальную школу не на эстрадное, а на классическое отделение, то, безусловно, вам понадобится именно классическая гитара. Весь репертуар, техника звукоизвлечения, и всё чему будут учить в музыкальной школе, рассчитаны именно на классическую гитару. Начиная от посадки и постановки рук, и заканчивая приёмами игры. Попробуйте взять в магазине какую-нибудь вестерн-гитару в корпусе супер-джамбо и вы поймёте, о чём идёт речь.
2) Для определённого репертуара. Конечно, классическая гитара используется в различных стилях, и рок, и джаз, и даже шансон, но если вы собираетесь играть академический репертуар или фламенко, то тут однозначно нужна классическая гитара. В случае фингерстайловых направлений кантри или джаза однозначно сказать нельзя, на чём остановить свой выбор. С одной стороны, если вы только осваиваете эти стили, на классической гитаре это будет проще, но если в репертуаре, который вы осваиваете широко применяются бенды (подтягивание струн пальцами), то тут всё же выбор будет в сторону вестерна.
3) Для определённого звука. Звучание нейлоновых струн тембрально отличается от металлических, они звучат не так ярко, но очень глубоко и выразительно. Послушайте гитаристов, звучание которых вам нравится больше всего, и выбирайте гитару, похожую на ту, на которой играют они.
Я бы разделил классические гитары на несколько категорий по назначению, которые чаще всего совпадают с ценовыми рамками, но чётких границ тут нет, у разных производителей и дистрибьюторов разное ценообразование, логистика и аппетиты. Кроме того, курс российского рубля настолько нестабилен, что ориентироваться на обозначенные ценовые рамки можно весьма приблизительно.
Первая ценовая категория – костровые инструменты, или, другими словами, просто дрова. Это те гитары, которые покупаются раз и на всю жизнь, потому что продавать их смысла никакого нет.
В эту категорию попадают инструменты стоимостью до 7,5 тысяч рублей. Сделаны эти гитары тяп-ляп, из дешёвой фанеры. Колковую механику на них устанавливают самую дешёвую. Лады забиты как придётся, не выравнивая по высоте и не заполировывая. Всё, что указано в спецификациях, касательно материалов и различных пород древесины – не соответствуют действительности, так как эти гитары не брэндовые, и производятся по ОЕМ-контракту для торговых сетей, а не для производителей, дорожащих своей репутацию. Сегодня эта гитара сделана на одной фабрике, а завтра на другой, где подешевле, да и спецификации эти пишет не производитель, а заказчик.
Такие гитары вполне годятся попеть песен в компании на шашлыках, или застолье. их не жалко оставить на даче или взять с собой в поход или на пикник, вместе с одноразовым мангалом. Но для серьёзного музицирования они непригодны.
Очень часто родители, отдавая в музыкальную школу ребёнка, стараются выбрать самую дешёвую гитару, мотивируя это тем, что неизвестно, будет ли у ребёнка желание продолжать обучение. Естественно не будет. На плохом инструменте играть гораздо сложнее, и когда у ребёнка ничего не будет получаться, больше вероятность, что он бросит музыку. Да ещё и испортит себе слух, ведь никто из производителей в этом сегменте не заморачивается тем, чтобы гитара строила по всему грифу. Почему-то, когда отдают ребёнка на фортепиано, таких вопросов не возникает, и родители без лишних разговоров покупают электропиано с полноразмерной с молоточковой клавиатурой или клавинову, а не самую дешёвую самоиграйку, или, того хуже, портативную MIDI-клавиатуру.
Вы можете купить костровые дрова себе, но ребёнок не должен мучиться на гитаре, которая недостаточно точно строит, прижимая струны, под которые можно просунуть палец. Для обучения существуют гитары следующей ценовой категории, которые могут быть ненамного дороже. Тем более, что всегда можно купить б/у гитару классом выше, попросив преподавателя выбрать инструмент.
Но давайте вернёмся к выбору. На что же стоит обратить внимание при покупке гитары самой низшей ценовой категории.
Первое, то бы я выделил – это цена. Покупая гитару в этой ценовой категории, цена совершенно не означает качество. В любо случае, это будут дрова. Либо дешёвые дрова, либо дорогие дрова.
Второе – ещё раз задался бы вопросом, а нужна ли вам именно классическая гитара? В музыкальную школу вряд ли в с ней пойдёте, так что ещё раз подумайте. Гитара с металлическими струнами будет звучать гораздо ярче и громче, что для посиделок на шашлыках немаловажно. Нейлоновые струны с трудом раскачивают деку их низкокачественной фанеры, и гитару еле слышно. Единственным аргументом в сторону классики тут может быть ширина грифа, если вы привыкли к более широкому.
Наконец, определившись и наметив кандидатов для покупки, можно приступать к выбору конкретного экземпляра.
Для начала следует обратить внимание на видимые дефекты. Осмотрите гитару на наличие трещин, особенно это касается соединения грифа с корпусом. Убедитесь, что подставка приклеена надёжно к верхней деке и не имеет щелей. Это можно проверить с помощью листка гитары, попытавшись просунуть его под подставку. Убедитесь, что косточка нижнего порожка стоит ровно, без наклона и плотно сидит в пазу. Очень часто при предпродажной подготовки, продавцы подсовывают под косточку спички, чтобы поднять струны и уменьшить дребезг струн об лады кривого грифа. Внимательно осмотрите и накладку грифа в районе соединения с корпусом. На ней не должно быть видимого горба. Прогиб грифа должен быть равномерным, без волн, и без загиба на первых ладах.
Поиграйте на гитаре. Старайтесь выбрать ту гитару, что звучит достаточно громко и звонко, обычно в этой категории они слишком глухие. Высота струн должна быть комфортной, иначе вы будете мучиться, пытаясь извлечь звук из гитары. Если струны всё же высоковаты, но не сильно критично, убедитесь, что запаса высоты косточки хватает, чтобы уменьшить высоту струн. Старайтесь выбирать инструменты, гриф которой оборудован анкерным механизмом. В дешёвом сегменте это серьёзный аргумент, которым лучше не пренебрегать. Убедитесь, что гайка анкерного механизма крутится без излишних усилий, и меняет прогиб грифа.
Убедитесь, что гитара строит и не затыкается хотя бы на первых пяти ладах, идеальную гитару за эти деньги вы всё равно не найдёте, но она должна быть хотя бы пригодна для элементарного дворового аккомпанемента. Покрутите колки, они должны двигаться ровно, без усилий, без рывков и заеданий.
Надавите на верхнюю деку, и прислушайтесь, нет ли шуршания, являющегося признаком отклеенных пружин.
Не придирайтесь слишком сильно, вы должны осознавать, что покупаете дрова, но и взвесьте все за и против, прежде чем принять решение о покупке, ведь, скорее всего вы будете для гитары первым и последним хозяином, не стоит надеяться, что она перейдёт по наследству вашим внукам.
В следующую категорию, ученические гитары, попадают инструменты, которые можно порекомендовать ученикам начальных классов музыкальных школ, тем, кто только начинает знакомство с гитарой и имеет серьёзные намерения освоить этот инструмент.
Сюда можно отнести гитары ценовой категории до 30 тысяч рублей, деки и обечайка которых изготовлены из ламината, с недорогой, но качественной колковой механикой.
Именно на эти гитары стоит обратить внимание, если вы выбираете первую гитару ребёнку. Даже если ребёнок бросит занятия, вы легко вернёте большую часть потраченных денег, предложив инструмент одноклассникам вашего ребёнка, продав на Авито, Юле, любом из многочисленных гитарных форумов, или просто обратившись к преподавателю. В любом случае много вы не потеряете.
Почему для начинающих гитаристов я рекомендую гитары именно из ламината, а не из массива? Дело в том, что гитары с верхней декой из массива, не говоря уж о тех, что изготовлены целиком из массива, требуют особого ухода, и соблюдения климатических условий для их хранения. Новички без достаточного опыта обращения с гитарами, легко могут испортить инструмент, по неопытности или не уделяя ему должного внимания.
В эту категорию попадают даже начальные серии испанских производителей, именно с которых я и рекомендую начинать поиск, ведь Испания – это родина классической гитары, и выражение «испанская гитара» является синонимом выражению «классическая гитара». Гитары Admira и Alvaro испанской фабрики Энрике Келлера, или младшие модели Camps, вполне попадают в эту категорию.
С азиатскими гитарами, всё гораздо сложнее. Корейцы, китайцы и индонезийцы научились изготавливать вполне сносные вестерны, но классические гитары им до сих пор даются с трудом. Главный недостаток азиатских гитар – очень тяжелые верхние деки, залитые толстым слоем полиэфира. Лёгкие нейлоновые струны просто не справляются с такими деками, их натяжения не хватает для того, чтобы достаточно раскачать деку. Поэтому при выборе гитары произведённой в Юго-Восточной Азии я рекомендую останавливаться на моделях с матовым покрытием.
Из всех гитар, произведённых на азиатских фабриках, единственные в этом классе, кому всегда удавалось проконтролировать надлежащие качество и добиться приличного звучания, были, пожалуй, только Yamaha и Takamine. Неплохое качество у Lag, попадающих в эти ценовые рамки, но это уже гитары из следующего класса, требующего более тщательного ухода за ними. В нижнем ценовом сегменте ученических гитар, долгое время лидирующие позиции удерживали Yamaha со своей моделью C40, но в последнее время их серьёзно потеснил Deviser. Единственное, что в них удручает, так это то, что они не жалеют лака на бюджетные классики.
Определившись с кандидатами, как обычно, начинаем осмотр с выявления видимых дефектов. Прежде всего, надо убедиться в отсутствии трещин сопряжения корпуса и грифа, чтобы струнодержатель был приклеен ровно, без щелей и задиров, чтобы колки крутились легко, плавно и без рывков. Убедитесь, что пружины не отклеились, нажав на деку и прислушавшись нет ли лишних шорохов.
Обязательно проверьте гитару на отсутствие горба, пробегитесь по хроматической гамме на каждой струне, убедитесь что все ноты звучат ровно и чисто, не зудят, и при этом высота струн не вызывает дискомфорта. В этой ценовой категории гитары стабильно держат заданный прогиб грифа и без анкера, но запас высоты порожка должен быть достаточным, если вдруг захочется в разумных пределах опустить струны пониже, испанцы любят задрать струны повыше, считая стандартом до пяти мм над 12 ладом, хотя трёх более чем достаточно.
Обычно ученические гитары не страдают склонностью к проявлению дефектов. Все они изготовлены достаточно аккуратно и на приличном уровне и неприхотливы к климатическим условиям их содержания, в отличие от гитар следующего уровня, способных при неправильном хранении и уходе даже не дожить до витрины.
Следующая категория, пожалуй, самая большая и самая массовая – студенческие гитары. Именно с этой категории начинаются те инструменты, которые можно по-настоящему назвать гитарой, которые пригодны не только для обучения, но даже для профессиональной работы. Ценник начинается примерно с 30 тысяч рублей, и верхняя планка уже растворяется среди профессиональных инструментов. Я отношу к этой категории инструменты с верхней декой из массива, и ламинированными нижней декой и обечайкой.
Лидерами этой категории являются всё те же испанцы, всех производителей и не перечислить: Francisco Esteve, Alhambra, Almansa, Prudensio Saez, Jose Antonio, Manuel Rodrigues и ещё множество других испанских фамилий и географических объектов. Про чехов, азиатов (кроме японцев), и прочих румынов лучше забыть, хотя помимо испанцев тут можно встретить достойных представителей Японии, Германии, Италии, Ирландии, Финляндии и даже обеих Америк. Конструктивно эти гитары отличаются от испанских, в результате они чего обладают своим собственным голосом, завоевавшим поклонников среди молодого поколения гитаристов, не столь консервативного, как ортодоксальные классики, воспринимающие в штыки любые нововведения, противоречащие конструкции сформированной Антонио де Торресом ещё в середине позапрошлого века. Эти инструменты в большей степени пользуются успехом у фингерстайлеров, исполняющих фолк, кантри и джаз.
Я не буду склонять вас к приобретению инструментов какой-либо модели или брэнда, у всех вкусы совершенно разные, а все гитары этой категории имеют ровное качество во всех ценовых диапазонах. На цену тут в большей степени влияет не разница в качестве изготовления, а в стоимости используемого материала. Красное дерево звучит ярче и звонче палисандра, палисандр, в свою очередь полнее и сочнее. Самые звонкие — фламенко гитары, легко узнаваемые по светлой обечайке и нижней деке из кипариса, платана или клёна. Определитесь с выбором сами, полагаясь на свои уши, пальцы и глаза: какая гитара вам больше нравится звуком, тактильно и визуально, какая на ваш вкус лучше звучит, на какой комфортнее играть и какая радует ваш глаз красотой древесины и внешней отделки. Совокупность этих трёх факторов и определит ваш выбор.
Но прежде, чем вы приступите к выбору инструмента из кандидатов, на которых вы положили глаз, я обязан провести небольшой ликбез посвящённый тому, как следует обращаться с гитарой этого и более высокого класса.
Когда дело касается массива дерева, тут же возникает архиважная задача, как это дерево сохранить и не испортить. Дело в том, что все фабрики, производящие гитары, расположены в морском или умеренном климатических поясах, для которых характерна высокая влажность. Даже если принудительно высушить древесину в печке, все равно в процессе изготовления древесина вберёт в себя влагу из окружающей атмосферы до уровня характерного для местных климатических условий.
Россия – одна из немногих стран мира, большая часть которой расположена резко-континентальном климате, с огромными сезонными перепадами влажности, которые усугубляются во время отопительного сезона. Зимой влажность в помещении может упасть ниже 20%, в то время фабрики изготавливают гитары при влажности 40-60%.
Когда влажность падает ниже критической отметки, с древесиной могут произойти необратимые изменения, приводящие к деформации. Всё это усугубляется разницей в сжатии разных пород дерева в местах их сопряжения, а также применением деталей, не подверженных климатическому влиянию.
Несоблюдение климатических условий грозит как мелкими неприятностями, в виде торчащих по краям накладки грифа ладов, так и весьма крупными в виде лопнувших дек. И для того, чтобы избежать их, достаточно соблюдать ряд необходимых мер:
1) Всегда храните гитару в кейсе. Никогда держите гитару на настенном крючке, он служит лишь временным средством, для того, чтобы сделать перерыв в занятии или студийной сессии. После завершения практического занятия или записи, убирайте гитару в кейс.
2) Купите увлажнитель для поддержания влажности в кейсе, или кейс со встроенным увлажнителем, и не забывайте его периодически заправлять. Я рекомендую использовать только дистиллированную воду, вода из-под крана может зацвести, и дерево помимо влаги впитает в себя неприятный запах. Для измерения уровня влажности в кейсе можно приобрести гигрометр, аналоговый или электронный.
3) Не оставляйте кейс с гитарой в багажнике машины на жаре или на морозе. Зимой, прежде чем вынести гитару на улицу, дайте ей полежать на застеклённом балконе или возле балконной двери. Вернувшись с улицы, повторите ту же процедуру, дав гитаре постепенно нагреться.
4) Научитесь вовремя выявлять признаки пересушки. Для этого достаточно провести пальцами по краям накладки грифа. Если лады начинают царапаться и кусаться – это первый признак того, что гитаре срочно требуется увлажнение и восполнение баланса.
Эти же знания понадобятся вам и при выборе гитары в магазине.
Как обычно, начинайте выбор гитары с внешнего осмотра, и, прежде чем перейти к выявлению видимых дефектов, о которых уже было упомянуто в предыдущих разделах, начиная от горба, и заканчивая колковой механикой, обратите внимание на один конструктивный элемент, а именно на клёцы (распорки в районе крепления грифа и соединения обечаек). Это касается самых недорогих моделей студенческих гитар, где клёц является отдельной деталью, а не продолжением грифа.
Во-первых, клёцы обязательно должны быть деревянными, в крайнем случае, из папье-маше, но ни в коем случае не из фанеры. Если вы заметите характерную структуру клёца, напоминающую разрез вафельного торта Шоколадница, не покупайте эту гитару. Даже при небольшом усыхании деки фанерный клёц, не подверженный климатической деформации, просто-напросто разорвёт деку, и вы получите две трещины вдоль грифа.
Во-вторых, направления волокон деревянного клёца должны быть параллельны деке, а не перпендикулярны, как у скрипки. У скрипок совершенно другая конструкция дек, и помимо этого используются душки, для гитары которые большая редкость, даже для джазовых арктопов. Усыхание клёца происходит в большей степени поперёк волокон, чем вдоль, и если они расположены перпендикулярно деке, то её может разорвать точно так же, как и от фанеры.
Если же используется традиционная конструкция типа «испанский сапог», гдё клёц составляет с грифом единое целое, то усыхание происходит равномерно, в более щадящем для деки режиме. Встречается такой конструктивный метод не сколько на более дорогих, сколько на более правильных испанских гитарах.
Обязательно осмотрите все сопрягающиеся элементы на наличие трещин или замутнений лака. Это касается не только сопряжения грифа с корпусом, но и всех мест, где склеены разные породы дерева, склонные к разному характеру усыхания. Переходы от одной породы к другой должны на ощупь быть гладкими, без ощутимых ступенек.
Обратите внимание на края ладов. При неправильном хранении или несоблюдении климатических условий в магазине они могут торчать аж на миллиметр с каждой стороны. Такая гитара уже может иметь внутренние дефекты, незаметные невооружённым взглядом. Особенно актуально это в зимний период, при включённом отоплении.
И, наконец, последняя, самая высокая категория – это профессиональные инструменты, изготовленные целиком из массива. Цена на низ переваливает за 100 тысяч рублей. Такие гитары требуют ещё более серьёзного ухода, чем студенческие гитары, у которых цельная только верхняя дека. Обязательно храните эти гитары в кейсе и следите за влажностью. Самые топовые профессиональные гитары изготавливаются ведущими мастерами. Это может быть серийная модель, доведённая мастером, или уникальный мастеровой инструмент. В любом случае, кроме логотипа фирмы, на ярлыке этих гитар обязательно присутствует имя и подпись мастера, и к инструменту прилагается соответствующий сертификат подлинности. В качестве примера приведу имена Manuel Adalid и Juan Hernandez, работающих на Francisco Esteve.
Каждый мастер обладает собственными секретами и ноу-хау, придающими гитаре свой собственный уникальный голос. Словами это не описать, это нужно почувствовать собственными руками и ушами.