Как выбрать кафедру на факультете

Что такое кафедра в университете, в чем заключается суть её работы

Выпускник, покинув школьные стены, сталкивается с огромным количеством информации, которая определяет множественные вопросы.

Так в поиске потенциального места учебы он не может разобраться в отличиях кафедр и факультетов, а значит и сориентироваться с местом приобретения будущей профессии.

Поступив в ВУЗ, он начинает гадать, к кому следует обратиться декану или руководителю кафедры: если у тебя появились проблемы в учебе, если ты затрудняешься с выбором темы курсовой работы, если есть место, где готовы тебя принять на практику.

Обо всем этом мы более подробно поговорим далее.

Кто кем в ВУЗе управляет

Современный ВУЗ представляет на сегодняшний день своего рода образовательное государство, с особой системой ветвей власти.

Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультете

Структура университета довольно сложна, и поначалу в ней легко запутаться

Главой данного государства является ректор, именно он является главным юридическим и физическим лицом, обеспечивающим качественную образовательную деятельность и создаёт оптимальные для этого условия.

Непосредственными помощниками ректора являются его замы проректоры, как правило количество их варьируется от трех до пяти (в зависимости от учебного заведения).

Одними из основных являются помощник по учебной работе, по воспитательной и по научной деятельности.

Сейчас в большинстве ВУЗов нашей страны данные должности упразднены, и ректор стал директором, а проректор начальником отдела по чему-либо.

Кстати, все выше перечисленные персоны могут также являться членами кафедр и преподавательского состава, а значит, кроме непосредственной административной работы, как и остальные педагоги, они ведут лекции, готовят дипломников и аспирантов.

Весь институт состоит из факультетов, подразделений, которые объединяют группы родственных по своей специфической деятельности кафедр.

Факультеты находятся в непосредственной власти ректората.

Управленческая деятельность на факультете принадлежит декану, который также является и председателем ученого совета факультета.

Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультете

Кафедра входит в состав факультета и отвечает за подготовку выпускников узкого профиля деятельности.

У каждого факультета имеется своя символика, особая форма документов и отличительная печать.

Воспитательную и учебную работу на факультете помогают осуществлять заместители декана по учебной и воспитательной работе.

В составе каждого факультета представлено определенное число кафедр подразделений, которые занимаются подготовкой выпускников узкого профиля деятельности.

Для простоты понимания факультет можно грубо сравнить с общим понятием «мебель», а кафедры в данном случае будут отдельными её представителями: мебель для спальни, для кухни, для гостиной и т.д..

У каждой кафедры есть свой руководитель, который непосредственно и занимается организацией всех рабочих вопросов между преподавательским составом и студентами.

Кроме того, в каждом ВУЗе существуют:

Большинство должностей в ВУЗе являются выборными, их избрание осуществляется путем тайного голосования, как правило, сроком на пять лет (декан, начальник кафедры, заместитель декана, проректор).

Что касается ректора, это лицо, назначаемое на должность государственными структурами высшего уровня власти.

Кафедра ВУЗа

Как уже было сказано ранее, понятие кафедра гораздо уже понятия факультета.

Разберем на конкретном примере.

В педагогическом ВУЗе существуют следующие факультеты: историко-филологический, физико-математический, биолого-географический, психолого-педагогический, физической культуры и спорта.

Факультет историко-филологический объединяет в общем смысле всех студентов-гуманитариев, они все подчиняются одному декану, занимаются в одном корпусе, но ходят на занятия с учетом того, к какой кафедре относится их специализация.

Это кафедры русского языка, кафедра литературы, кафедра истории и социально-гуманитарных наук.

Более узкий контакт между студентом и кафедрой происходит не на первых учебных курсах, а приблизительно на третьем, в момент написания первой курсовой работы.

К примеру, подготовительную деятельность по курсовой работе на тему «Особенности синтаксиса в произведении Л.Н.Толстого «Анна Каренина» (курсовая на знание основ русского языка) будет вести кафедра русского языка.

Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультете

Более тесно сотрудничать с кафедрой студенты начинают с третьего курса, когда определяются со специализацией

Точно таким же образом решается вопрос с написанием, подготовкой и защитой дипломных работ, а также организацией практики.

Бесспорно, кафедра не является абсолютно автономным объектом образовательной системы, члены всех кафедр работают взаимосвязано, но делая акцент на собственной специфике.

Членами кафедры являются все преподаватели, работающие по направлению узкопрофильных дисциплин.

Кстати, перед начальником кафедры в одинаковой мере имеют равенство как рядовые педагоги, так и доценты, доктора наук.

Студенту необходимо помнить, что в случае каких-либо сложностей в процессе обучения первым лицом, к которому необходимо обратиться, является начальник кафедры, а уже после декан.

Что главнее: кафедра или факультет

Поступая в ВУЗ, студент задается вопросом, куда же он зачислен: на факультет или на кафедру?

Зачислены вы будете на факультет (это будет написано даже в так называемой «шапке» листа о зачислении), а внутри факультета вы автоматически будете определены под «юрисдикцию» отдельной кафедры, работа которой отвечает подготовке вас по специальности.

В вашем итоговом документе об образовании зачастую может совпасть наименование факультета и направления или специальности.

В дипломе будет стоять подпись не начальника кафедры, а декана факультета, равно как и на каждой странице зачетной книжки в качестве свидетельства о переводе на курс выше.

На практике декан также стоит выше по административной лестнице, нежели руководитель кафедры.

Диплом и армейская служба

Военная кафедра, которая сейчас ведет свою работу во многих ВУЗах страны, считается легальным способом «откосить» от армии.

Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультете

В некоторых ВУЗах есть также военная кафедра

На практике все представлено следующим образом: при ВУЗе, не обязательно с привязкой к определенному факультету, функционирует подобная кафедра, осуществляющая подготовку бойцов запаса.

Поступить на военную кафедру на данный момент весьма проблематично кроме обладания хорошим здоровьем, физической подготовкой у вас также должны быть и хорошие баллы по ЕГЭ.

Учебные занятия на данной кафедре проходят по тому же принципу, что и все ВУЗовские: вам читают лекции, организуют практические занятия, зачеты, экзамены.

Кроме того, после всего курса обучения вас отправят на полевые сборы (1 месяц), после которых вам предстоит сдать итоговые экзамены, получить диплом и военный билет, в котором будет прописано «лейтенант запаса» (спустя пять лет вам нужно будет вновь пройти военные сборы, и вам будет присвоено звание «старшего лейтенанта»).

Кроме того, что от обычной армейской службы вы себя обезопасите, в случае дальнейшей деятельности в военных кругах у вас тоже появится много дополнительных преимуществ.

Стоит помнить главное: на каком бы вы факультет не числились и к какой бы кафедре не принадлежали, не забывайте о том, что все сотрудники ВУЗа работают, как единый механизм.

Так что в случае трудностей или успехов вы будете в одинаковой мере замечены как членами кафедры, работниками деканата, так и ректоратом, поэтому необходимо иметь хорошие отношения и с теми и с другими.

В этом видео вы узнаете о структуре ВУЗа на примере медицинского университета:

Источник

Как выбрать кафедру физфака

Введение

Статья написана в 2011-м году и была обновлена несколько раз. Последний апдейт сделан в 2021 году.

Общая информация

На физ-факе СПбГУ кафедры выбирают в конце второго курса. Затем кафедру ещё можно будет сменить после окончания бакалавриата, но если Ваша цель это престижная кафедра, в любом случае нужно будет иметь очень хорошую успеваемость.

Кое-где остались группы, которые держатся на плаву, но в основном всё завязано на заграницу.

Перспективы

Вариантов, после магистратуры, скорее всего будет четыре:

UPD: Пётр говорит, что 13000 рублей ещё нужно найти. Цитирую:

13000 только в нескольких НИИ в СПб. Средняя зарплата 10000 за полную ставку.

Я искал работу по специальности и обзванивал НИИ и КБ, в оптическом институте мне пообещали 9 000 в месяц

1. Научная работа в России

Желательно,чтобы они не ограничивались физфаковской конференцией «Физика и прогресс». Посмотрите сколько студентов участвуют именно в узкоспециализированных, т.к. если не участвуют, значит скорее всего нечего показывать, а раз нечего показывать, значит ничего и не делается.

Под неясной структурой, я понимаю наличие большого числа скрытых возможностей, и разного уровня зарплат при похожем статусе.

Одна и та же работа, требующая одинаковой квалификации может приносить в разы отличающийся доход.

Под порядком я понимаю тот факт, что на стипендию аспиранта во многих странах Европы можно вполне прилично жить.

То есть если человек получает PhD в Германии, Финляндии или, например, Нидерландах то понятно, что его чистая заработная плата колеблется от 1600 до 2200 евро.

2. Научная работа за границей «от кафедры»

Второй вариант требует научного руководителя, который мало того, что имеет связи с иностранными лабораториями, так ещё и использует их для привлечения студентов к научной работе.

Имейте в виду, что даже если на кафедре висят фото с преподавателями в CERN, преподавателями в асашай или на краю Земли, Вас это касается мало, ибо от того куда ездят лично препода студентам ни холодно ни жарко.

При повышенном патриотизме всегда есть возможность получить там бесценный опыт и вернуться (у нас пока ещё есть где работать, особенно специалистам с опытом работы за границей).

3. Самостоятельный отъезд за границу

Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультете

Третий вариант значительно сокращает требования к кафедре т.к. существуют программы в рамках которых можно даже сменить специальность.

В этом случае нужно постараться уделить повышенное внимание базовым предметами быть готовым к тому, что годы проведённые на кафедре, окажутся, не очень полезными для дальнейшей деятельности (в данный момент это как раз мой случай).

Если вы склоняетесь к эмиграции, следует заранее позаботиться об уровне своего английского, т.к. придется сдавать международный экзамен.

4. Переподготовка

«Радует», что многих IT-шников готовят так же плохо как и физиков, т.е. при должном усердии с ними можно успешно конкурировать даже заграницей.

Пара слов о переподготовке в 2021. ( пропустить эту чась )

За годы, прошедшие с написания этой статьи переподготовка несостоявшихся физиков и даже лириков превратилась в целую индустрию.

Крупнейшие компании проинвестировали огромные деньги в эту отрасль. Я могу перечилисть сразу несколько русскоязычных платформ:

Мне удалось получить много важных навыков благодаря англоязычным платформам. Потратить 100 килорублей на условный GeekBrains я до сих пор не готов

Советы

При выборе специальности, особенно если вы учились в физ-мат школах, абитуриенты зачастую подвергаются обработке со стороны шовинистически настроенных преподавателей. Эти дамы и господа смеются или злорадствуют над юристами и экономистами, которых, по их мнению, слишком много, которые ичего не делают, и т.д. (на эту тему советую смотреть кинофильм «Автострада 60»).

Суровая реальность

Также нужно иметь в виду, что первокурсник физ-фака должен каждую неделю совершать три поездки из Петегофа на Васильевский остров и обратно. Think about it, real talk.

Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультете

Источник

Как выбрать кафедру на факультете

живу здесь
Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультетеКак выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультетеКак выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультетеКак выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультетеКак выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультетеКак выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультетеКак выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультете

Группа: Гуру
Сообщений: 343

Предупреждения:
(0%) Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультете
Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть фото Как выбрать кафедру на факультете. Смотреть картинку Как выбрать кафедру на факультете. Картинка про Как выбрать кафедру на факультете. Фото Как выбрать кафедру на факультете

Уже давным-давно пришло время создать такой FAQ о том, как выбирать курсовую работу, а в перспективе и кафедру студенту физического факультета МГУ. Пока что это будет выглядеть в виде краткого списка действий.

0. Поймите или поверьте, что вам нужно выбирать не кафедру, а научного руководителя. Скорее всего, этот пункт многие будут пытаться оспорить – возражения не принимаются. Всё равно, вам придётся выбирать научника, так не лучше ли сразу выбрать нормального? Имейте в виду, что это один из самых важных выборов в вашей жизни, для некоторых он поважнее, чем выбор вуза (факультета), в который вы поступили.
1. Определитесь, хотите вы заниматься физикой, работать по специальности (это может быть, например, и контроль производства, и разработка технологий, и приборов в частных компаниях, и просто работа в научных группах) или вам по душе деятельность не связанная с физикой – может быть экономика, менеджмент.
2. Что бы вы ни выбрали, всё равно выбор кафедры должен основываться на выборе научного руководителя. Как заметил ниже Winnie-the не стоит вдумываться в название кафедры или лаборатории, названия эти в большинстве своём исторические и не всегда соответствуют нынешнему положению дел. Если вы хотите остаться в физике, то обращайте внимание на следующие параметры: количество публикаций у предполагаемого научного руководителя (чем больше, тем лучше), его связи с научным сообществом, в том числе и международным, техническое оснащение лаборатории, если она есть. Про публикации или связи можно посмотреть на официальном сайте кафедры или стендах, которые каждый год выставляют в холле ЦФА, оснащение лабы вам придётся оценивать самим. Не стесняйтесь задавать вопросы, типа что это такое? Для чего вы это используете? А для чего на самом деле это нужно использовать? Как и где эти вопросы задавать – пункт три.
Если вы решили «сбежать», то тут скорее важно обратить внимание на то, насколько «понимающий» человек будет ваш научник. «Понимающий» в том смысле, что вам, работая у него, вовсе не обязательно будет часто бывать в лабе, приносить ему результаты раз в неделю, продолжать образование. Естественно нельзя придти к человеку и спросить у него: «А можно я не буду у вас ничего делать, а потом спокойно сдам гос на «сдам», и вы мне поможете с дипломом?» Выяснять такие вещи надо приватно, для этого есть дубинушка и студенты, которые уже работают с этим человеком. Это так, в общих чертах.
3. Выбирайте себе всегда несколько кандидатур, желательно на разных кафедрах. И потом обязательно идите к ним в лабораторию и разговаривайте. Как правило, поводом для разговора служит простое: «Здравствуйте, я студент второго (третьего) курса. А чем вы тут занимаетесь?» Опять же, как правило, студент второго курса, слушая ответ на столь нехитрый вопрос, не понимает абсолютно ничего из тех звуков, которые он слышит. Но ничего страшного в этом нет. Мало того, я считаю, что понимать в этом случае даже вредно, потому что ваша задача в этом разговоре – оценить будущего научника как человека. Вот стоите (а лучше сидите, пьёте чаёк), слушаете все, что он говорит, а сами думайте: «А приятно ли мне будет с такими людьми? С этими аспирантами, студентами? А смогу ли я найти с ними общий язык? А мне вообще хочется с ними общаться?» если вам хоть что-то не нравится, например манера речи, стиль общения или его отношения к вам – смело идите к следующему кандидату. Правда помните, что внешность часто обманчива. В случае если вам понравился научник, и он отвечает тому курсу, который вы наметили для себя в первом пункте, вас можно поздравить.

Вопросы:
А как же я просто так приду в лабу и начну задавать глупые вопросы? Да меня там просто выгонят и всё!
Один из самых распространённых вопросов среди студентов второго курса. Во-первых, поймите, что вы очень нужны лаборатории, потому что всегда есть задачи, которые надо решать, есть новые направления, где нужны студенты как люди, которые будут помогать в научной работе. Студенты и аспиранты – это основные силы научной работы. Именно на их плечах держится большинство открытий и достижений физики. Поэтому любому появлению младшекурсников и младшекурсниц в лаборатории всегда рады. В том случае, если там, конечно, наукой занимаются. Если не занимаются, то им просто всё равно, кто к ним приходит, кроме того, это новые лица с которыми можно приятно поболтать, так что идите смело, а лучше всего прихватите для храбрости с собой одного-двух друзей.

Мне никто не нравится из тех научников, с которыми я разговаривал(а). Что мне делать?
Если не нравится никто, то нужно, во-первых, подождать, во-вторых, иногда помогает пройтись по второму кругу, может быть заглянуть туда, где вы ещё не были. Многие мои знакомые вообще выбирали кафедру по остаточному принципу: сюда я не хочу, это научник ничего не делает – к нему не пойду, с этим скучно, значит остаётся только тот. Вот и весь выбор. К тому же кафедру и научника всегда можно сменить. Не всегда это легко, но это всегда возможно.

Мне не нравится научник, но он занимается очень интересными вещами. Что делать?
Один только раз с таким встретился. Вообще в этом случае советую поискать похожую тему в других лабах или других кафедрах. Про интересующую вас тему всегда можно спросить на дубинушке. Как правило, похожие темы находятся – например полимерами занимаются как на кафедре полимеров и кристаллов, так и на ОФиВП.

Источник

Как выбрать кафедру:

попытка научного анализа проблемы

Введение

Эта заметка адресована студентам второго курса, которым предстоит сделать непростой выбор в условиях полной неопределенности. Для вас, будущие наши коллеги, кафедры являются «черными ящиками» (не в смысле цвета стен) с непонятными, хотя и звучными, названиями. Для нас вы – полная загадка с неясным будущим. В условиях такой неопределенности входных данных, осознанный (научный) подход к выбору кафедры представляет проблему. В большинстве случаев, однако, проблема выбора решается, отнюдь, не научным методом. Часто выбор основан на «стадном чувстве», которое у студентов второго курса еще вполне действенно. Тем не менее, научный подход возможен. Дальнейшая часть статьи адресована тем студентам, которые уже в состоянии преодолеть стадное чувство и ориентируются на свой развитый интеллект, эмоционально окрашенный интересом к науке и своему будущему. Кстати сказать, из таких ярких индивидуальностей, не подверженных стадному чувству, и формируется научная элита.

Нужно подчеркнуть, что цена выбора велика. Вы можете выбрать кафедру, где вам покажется слишком трудно или легко, скучно или не очень, и т.д. А это на несколько лет! К счастью, сейчас изменить выбор можно при поступлении в магистратуру. На самом деле вы выбираете не кафедру, а тот маленький коллектив, в пределе состоящий только из одного человека – научного руководителя, в котором вы будете развиваться. Темп и направление вашего развития, ваш интерес к науке вообще, и к конкретной области физики, в частности, зависит от этого маленького коллектива. Будьте внимательны!

Критерии выбора

Есть несколько объективных, и не очень объективных, критериев.

Сейчас естественным является стремление студента получить хорошее образование. Поверьте на слово, вы можете получить высокий уровень образования в отдельных научных группах в нашем университете, на уровне ведущих университетов мира. Не верьте тем статистикам, которые отодвигают наш университет в какую-то сотню. Фольклор утверждает, что есть ложь, наглая ложь и статистика. Наши выпускники востребованы во всем мире, учатся в аспирантуре, работают постдоками (PostDoc) в лучших лабораториях мира, ездят на научные конференции по разным странам. С другой стороны, не каждый студент может достичь этого высокого уровня. Может оказаться тяжеловато! Выбирайте по своим способностям, если вы уже в состоянии их оценить. Если же ваши способности еще не раскрыты – дерзайте!

На физ-факе вы, естественно, получите базовое образование по физике вообще и более углубленные знания по какому-то разделу физики. Нужно отметить, что у человека нет заложенной от рождения на генетическом уровне склонности к какой-то конкретной области физики, например, физике воды. Ваш выбор здесь достаточно произволен. Тем не менее, вы, может быть, уже почувствовали склонность писать формулы или, наоборот, разбирать приборы, чтобы посмотреть, что там внутри. Короче говоря, вы можете определиться – вы потенциальный теоретик или экспериментатор.

У нас есть сильные теоретики на теоретических кафедрах, а также в теоретических группах других кафедр, у которых можно многому научиться. Ищите таких научных руководителей! К слову сказать, теоретики бывают разные. Есть теоретики, которые создают новые теории, например, М-теорию (от слова mystic), теорию всемирного заговора и т.д. Есть теоретики, которые стремятся понять, что экспериментаторы наблюдают на своих приборах, и пытаются смоделировать это. Есть «матфизики», которым интересно поисследовать уравнение, полученное другим теоретиком, на устойчивость, существование и проч. Есть «вычфизики», которые «загоняют» это уравнение в компьютер.

Экспериментаторы тоже бывают разные. Есть экспериментаторы, которые пытаются разгадать загадки природы и ради этого готовы на все – купить дорогой прибора ради одного эксперимента, сделать прибор своими руками, договориться с лабораторией на другом конце света, поехать туда и сделать там эксперимент. Есть экспериментаторы, которым интересна техника эксперимента. Им интересны рекордные чувствительности регистрации сигналов, самые короткие импульсы, самые большие частоты и проч. В отдельных областях физики высоким статусом обладают технологи – специалисты, которые владеют «know how». Например, прогресс в физике наноструктур определяется прогрессом в нанотехнологиях. Умный теоретик, придумавший новый эффект, и умный экспериментатор, мечтающий этот эффект открыть, с замиранием сердца ждут, когда технолог испечет (сварит, вырастит) нужный образец высокого качества.

Более тонкие настройки.

Помимо этого радикального деления на теоретиков и экспериментаторов (оно, впрочем, условно), есть более тонкие настройки. Это выбор направления в физики, которых, несмотря на обилие кафедр, на физ-факе всего несколько. Можно заняться физикой Земли, атмосферы, околоземного пространства, солнца, космоса. Это физика большого масштаба. Можно заняться газами, плазмой, биологическими и другими молекулами. Это физика молекулярного масштаба. Можно заняться физикой твердого тела и наноструктур. Это нанофизика. Наконец, можно заняться физикой элементарных частиц и ядерных реакций. Есть соблазн назвать это элементарной физикой, но, в действительности, это очень сложная физика. Во всех этих направлениях есть теоретическая физика. Есть также междисциплинарная физика, например, нейтронная физика, когда ядерные реакции используются для исследования твердых тел.

Наконец, самый тонкий выбор – это выбор кафедры. Проблема очевидна: кафедр много, названия у них очень общие, чем там занимаются – непонятно. Поэтому ничего не поделаешь, надо ходить по кафедрам и узнавать, что же там делается. От выбора кафедры зависит несколько важных вещей. Во-первых, набор спецкурсов и, соответственно, круг преподавателей, которые читают эти спецкурсы. Преподаватели могут быть молодые или старые, читающие спецкурсы на высоком уровне или не очень, интересно или так себе. Попав к хорошему научному руководителю, но на неудачную кафедру, где лекции «не очень», вы оказываетесь ограниченными в своем развитии. С этим можно бороться, о чем написано в разделе «практические советы». Во-вторых, ваши потенциальные научные руководители «приписаны» к тем или иным кафедрам, поэтому выбирая кафедру, вы выбираете круг ваших потенциальных руководителей. С этим также можно бороться, но не очень просто. Наконец, выбирая кафедру, вы выбираете коллектив. В этом коллективе вы проведете несколько лет, а может быть и много лет, если пойдете по ступенькам: бакалавр, магистр, кандидат, доктор, профессор. Нужно подчеркнуть, что коллектив кафедры – это не только коллектив преподавателей, но и молодежный коллектив студентов и аспирантов. На сильных кафедрах молодежный коллектив имеет более высокий творческий и интеллектуальный потенциал, поэтому там можно достичь больших успехов. Впрочем, для ярких индивидуальностей коллектив может быть не определяющей ценностью. Можно вспомнить Резерфорда, который приехал из Австралии в Англию и сам создал лабораторию, получившую мировую известность.

Постарайтесь определиться со своим призванием. Самый трудный объект исследования – это вы сами. Цель всего, сказанного выше, это помочь вам оценить свои возможности. Тем не менее, если вы не определились со своим призванием в пятилетнем возрасте (хотя бы на уровне теоретик – экспериментатор), вам предстоит долгий путь. Нужно исследовать свои возможности, а для этого нужно пробовать. Не бойтесь рисковать! Вы можете пойти на экспериментальную кафедру и, углубившись в какую-то проблему, изучать ее теоретическими методами. К слову сказать, самые востребованные теоретики – это те, которые умеют общаться с экспериментаторами. Вы можете пойти на теоретическую кафедру и взяться за теоретический анализ эффектов, которые наблюдают экспериментаторы на другой кафедре. Постепенно вы можете включиться в экспериментальную работу. Можно привести много примеров такого рода. Вы можете попытаться сделать индивидуальный план обучения, комбинируя спецкурсы, читающиеся на разных кафедрах. Это достаточно просто для студентов магистратуры, но, к сожалению, не в бакалавриате. Тем не менее, если вы настойчивы, и ваш научный руководитель будет действовать энергично, деканат пойдет на уступки.

Ищите научную группу.

Долгая история кафедр физ-фака привела к тому, что кафедры сильно отличаются по своему уровню. Есть «полуживые» кафедры, на которых сотрудники ходят на работу два раза в неделю. Это не относится к теоретическим кафедрам, поскольку теоретики «витают в облаках» и редко спускаются на землю, т.е., на рабочее место. Вы можете определить степень «живости» кафедры, придя туда в неурочное время, обычно любой день, кроме вторника и пятницы. Если в эти дни двери кафедральных помещений закрыты, а в коридорах раздается гулкое эхо – вам туда не надо. Есть более живые кафедры. На них вы найдете одну-две научных группы, работающих в неурочное время. Пообщавшись сотрудниками этих групп, вы можете определиться, стоит ли туда идти. Есть активные кафедры. На них несколько активных научных групп, работающих каждый день. Характерным признаком активной группы является наличие там молодежи, занимающейся интересным, хотя пока и непонятным делом. Не стесняйтесь задавать «глупые» вопросы по физике и не только. В частности, спрашивайте о возможности оформиться на работу в этой группе. Если дела в научной группе идут хорошо, то она имеет научные гранты и, тем самым, деньги, чтобы платить молодежи. Задавая вопрос о трудоустройстве, вы косвенно выясняете успешность группы. С другой стороны, чтобы получить хороший уровень знаний вам надо погрузиться в физику, работать каждый день и не искать заработок на стороне, например, разгружая вагоны, или подрабатывая в банке. Не стесняйтесь задавать вопросы о перспективах. Активные научные группы хорошо интегрированы в международное научное сообщество. Молодежь этих групп активно ездит на конференции, стажируется в зарубежных лабораториях, получает именные премии, гранты и т.д., защищает диссертации.

Не все из вас призваны стать в будущем профессиональными физиками. Это вполне естественно. Тем не менее, хороший уровень образования по физике и математике позволяет быть успешными во многих областях жизни. Хорошо известно, что среди успешных банкиров в Петербурге много выпускников физ-фака. Знание математики хорошо дисциплинирует ум. Опыт изучения физики дает умение проникать в суть вещей и отделять ее от пиара. Кроме физики и математики, можно получить образование в других областях без «отрыва от производства». Прежде всего, это знание английского языка. Активные группы активно общаются с зарубежными коллегами, естественно на английском языке. Второй квалификацией является владение компьютером. Высшими формами этого искусства являются владение сложными программными средствами для решения математических задач, а также создание программ для управления экспериментальными установками. В последнем случае, студенты учатся делать приборы интеллектуальными, встраивая в них микроконтроллеры. В целом, можно получить столь широкое образование, что оно позволит выбирать разные варианты своего будущего. Поэтому не стесняйтесь спрашивать о сопутствующих квалификациях.

Субъективные заметки

В заключение, сделаю несколько субъективных замечаний. Занятие научными исследованиями очень увлекательно. С молодости меня не оставляет восхищение, что природу можно понять. Можно восхищаться гением Де-Бройля, открывшим, что все в мире является немножко волнами. Можно преклоняться перед создателями квантовой механики и пытаться понять ее. В последние десятилетия занятия физикой стали еще более интересными. Во-первых, появились мощные компьютеры, которые позволяют смоделировать то, что раньше было недоступно. Во-вторых, в технике эксперимента произошла революция. Теперь стали возможными для прямого исследования очень быстрые процессы с характерными длительностями в доли пикосекунд. Стало возможно не только наблюдение, но и манипулирование отдельными атомами. Появились практически совершенные технологии создания нано-объектов. Желаю всем студентам приобщиться к этому интересному миру физики!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *