Как выбрать каретку под квадрат
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Размеры кареток под квадрат: советы и рекомендации
Размеры кареток под квадрат
Это важная деталь велосипедного транспорта, вкручивающаяся либо впрессовывающаяся в соответствующий рамный стакан. Оснащается каретка подшипниками, обеспечивающими вращение шатуна. В велотранспорте такая точка считается довольно критической, потому что размещается низко к земной поверхности, на нее часто негативно воздействуют грязь и влага. Сегодня различают несколько разновидностей, имеющих особенности в сборке, монтаже шатунов, типе подшипников и использованных для изготовления материалов.
Разновидности кареток
Неразборная
В большинстве случаев ее устанавливают на велосипеды BMX, встречаются они и на старых модификациях, а также на великах для детей. Конструктивно все выполнено просто, всего один элемент, установка которого возможна на велики, кареточный стакан которых не оснащен резьбой. Подшипники обычные, шариковые.
Классическая
Как и в предыдущем варианте, в этой конструкции тоже нет ничего сложного. Каретка имеет ось, опорные чаши и подшипники. Основное преимущество заключается в несложном обслуживании и минимальных расходах, связанных с эксплуатацией. К сожалению, такой вариант кареток часто выходит из строя.
Картриджная
Основное отличие – закрытая конструкция, внутри которой находятся подшипники с осью. Такую каретку ввинчивают в раму, подшипники могут быть разные.
Приобретая каретку, учитывают вариант крепления шатунов, размер оси, ширину рамного стакана.
Виды и крепежные стандарты
С помощью каретки шатуны крепятся к велосипедной раме. Есть несколько стандартов, взаимозаменяемыми они не считаются, и, если ваш шатун под шлицевое соединение, на каретку с креплением в форме квадрата установить его не получится. Рассмотрим несколько вариантов, пользующихся спросом:
Крепления шатунов
С самого начала такая каретка оснащалась осью, посадочные места под шатуны на которой были выполнены в квадратной форме. Позже начали появляться соединения шлицевого типа, значительно улучшающие качество сборки оси с шатунами и добавляющие конструкции жесткость.
Диаметр стакана под каретку и его ширина
Популярностью пользуется английский стандарт, ширина каретки которого составляет 6.8 – 7.3 см, диаметр равен 1.37 дюйма. Встречаются и итальянские версии, ширина которых равна 7 см, осевой диаметр – 3.6 см, а также французские лучшие каретки под квадрат, соответствующие размеры которых равны 6.8 и 3.5 см. В двух последних вариантах нарезана правая резьба, и от этого появляется риск, что в процессе поездки опора справа может отвинтиться.
Как выбрать каретку
Приобретая интегрированную деталь, необходимо уточнить ее стандарт (изготовителя), длину стакана под каретку. Если необходима другая разновидность, появляются определенные сложности:
Инструменты для замены каретки под квадрат
Потребуется шлицевой ключ, который применяется для большинства кареток разборного типа. Иногда возникает необходимость использовать спецключи, обычный рожковый на 36 либо, на крайний случай, газовый. Обращаем внимание, что именно им чаще всего наносят повреждения рамной конструкции велосипеда.
Процесс разборки разнотиповых кареток и их регулировка различий не имеют, просто иногда используют для этого подходящие инструменты. Главная проблема заключается в том, что на правой стороне нарезана левая резьба, и при отворачивании требуется приложение немалых усилий.
Снимаем картриджную и разборную каретки
В первую очередь демонтируются шатуны. Потом каретка очищается от загрязнений, особое внимание уделяется чашечным шлицам, чтобы можно было установить съемник. Велосипед лучше всего перевернуть вверх колесами, чтобы было удобней работать.
Демонтаж начинается слева, где нет звездочек. Некоторые каретки здесь застопорены гайкой, которую откручивают специальным ключом. Резьба правая, для отворачивания придется приложить некоторое усилие. Действуем осторожно, чтобы не сорвало ключ, и гайка не получила повреждений.
Если гайки нет, работаем следующим образом. Берем кареточный ключ в соответствии с нашей конструкцией, устанавливаем в пазы, откручиваем левую чашку (правая резьба). Извлекаем ее вместе с подшипником, если работаем с разборной кареткой.
Приступаем к разборке с правой стороны, на которой стоят звездочки. Используем съемник и ключ с удлиненной ручкой. Выкручивая правую чашку, не забываем, что резьба на ней – левая. Извлекаем чашу с осью либо картридж.
Каретку демонтировали. Если модель разборная, вытаскиваем подшипники, удаляем старую смазку, промываем каждую деталь в керосине.
Как самостоятельно поставить каретку под квадрат на советский велосипед? Установку проводим в обратной последовательности, предварительно смазав кареточную резьбу и чашу-адаптер.
Популярные стандарты
Shimano Octalink – крепление шатуна выполняется шлицевым способом. Есть два вида стандарта – на восемь шлицов 5 на 2, позднее длина их увеличилась до 0.9 см.
ISIS – стандарт от компании Race Face, патента не имеет, пользуются им и другие изготовители, поэтому подобное кареточное крепление встречается в товарных линейках многих фирм. Отличительный признак – длина вала для разных шатунных типов остается неизменной.
Howitzer – стандартное шлицевое соединение, представленное фирмой Trivativ. Внешним видом напоминает предыдущий вариант, но совместимости между ними нет. Стандарт разрабатывался под втулки, имеющие внешние подшипники. Размещение подшипников не в узле каретки создает возможность для более прочного соединения. Power Spline – очередная разработка этой компании. В таком виде соединения предусмотрено двенадцать шлицов, вал отличается меньшим диаметром.
Помимо названных стандартов установки шатунов есть варианты креплений с интегрированной осью, которая может быть вставлена в один из шатунов либо сразу в оба. Этим способом соединения пользуются в производстве шоссейников, чтобы уменьшить общую массу велосипедного транспорта.
Интегрированные детали
Кроме каретки велосипеда под квадрат, существуют и такие варианты, которые устанавливают на дорогостоящем велотранспорте. В системе предусмотрена увеличенная по диаметру ось, полая внутри и соединенная с шатуном, с внешней стороны муфты располагаются подшипники. За счет того, что диаметр оси увеличился, а подшипники сместили за кареточные пределы, масса снизилась, а конструкция получила дополнительную жесткость.
Примером такой системы можно назвать прессованную каретку, в которую установлены подшипники, надежно защищенные от негативных воздействий. Помимо этого, решение дало возможность для использования подшипников с большим диаметром, общая ширина кареточного узла увеличилась, рамная конструкция стала прочнее. правда, в замене подшипников появились определенные сложности.
Заключение
Изготовители аксессуаров и запчастей для велосипедного транспорта ежегодно представляют нашему вниманию новые стандарты и технологии, проявляя заботу о комфортной и безопасной эксплуатации велосипедов. Велосипедисту-любителю по большому счету все равно, ось каретки выполнена под квадрат или ромб, либо имеет другую форму. Его в первую очередь интересуют безопасность транспортного средства, его надежность в поездке и ремонтопригодность основных деталей. Обращаем внимание, что огромное количество рамных стаканов под каретки и отличия в их размерных параметрах все равно почти к каждому варианту оставляют возможность подбора переходникового адаптера. Покупая новую рамную конструкцию, можно выбрать подходящий переходник, чтобы установить на нее старую каретку и шатунную систему.
Стандарты: Типы кареток для велосипеда
Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.
Алгоритм выбора каретки
Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:
1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.
Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.
Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.
ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.
Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.
Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.
Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.
2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.
Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.
Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?
Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.
Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.
3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.
Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.
Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.
4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.
5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.
Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.
Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.
Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.
Совместимость
Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.
Итоги
Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!
Видео по теме:
Как подобрать каретку для велосипеда
В велосипеде есть одна из важных его частей, отвечающая за крутку педалей, а именно – каретка. Так как она постоянно находится в работе, она иногда выходит из строя и приходится проводить замену. Если вы считаете, что достаточно лишь зайти в веломагазин и попросить какую-нибудь каретку, вы ошибаетесь. Выбор данной детали обладает множеством подвохов, и каретка для одного велосипеда может не подойти для другого. О том, как выбрать каретку правильно читайте далее.
Конструкция каретки
Данные детали по своей конструкции похожи, и каждая состоит из таких частей как:
Какие бывают каретки для велосипедов
Разнообразие кареток для велосипедов невероятно большое, они могут отличаться размерами, резьбой, способом крепления шатунов. Каретки могут быть разборные – конусные чашки, подшипники, и не разборные – механизм, который собирается на заводе и с запрессованными внутри подшипниками. Последний вариант отличается еще тем, что в системе меньше скапливается грязи, а значит срок службы дольше.
Также каретки делят на несколько видов относительно их типу конструкции, а именно:
При выборе каретки важно обращать внимание на два размера, а именно размерность тела каретки и длину оси. Ширина корпуса или тела данной детали велосипеда может составлять 68, 73 и 83 мм, в некоторых случаях – 100-120 мм. Чаще всего в велосипедах установлена каретка шириной 68мм. Зная размеры, которые подойдут вашему велосипеду, вы сможете точно определиться с кареткой при ее покупке.
Стандарт шатунов
Следующее, на что следует обратить внимание при покупке каретки – стандарт шатунов. Вариантов очень много, но мы предлагаем вам ознакомиться с самыми часто встречаемыми.
Виды резьбы
Кареточный механизм также следует выбирать относительно вида резьбы, так как она может быть разной. Но выделяют всего два самых распространенных варианта:
Если вы столкнулись с тем, что у вас тип нарезки резьбы швейцарский или французский, тогда вы можете обратиться в веломастерскую и заказать нужные и подходящие вам запчасти.
Как самостоятельно сделать выбор механизма каретки
Для определения того, какая именно каретка нужна вам и идеально подойдет для вашего велосипеда, необходимо провести несколько действий. Вам нужно провести замеры кареточного стакана, а если быть более точными, вы должны узнать, какая длина вала в вашем случае, и под какой стандарт подойдут ваши шатуны.
В первую очередь для получения данных о размерах вам нужно разобрать кареточный узел. Чтобы сделать это своими силами используйте специальный съемник, который изначально подбирается в соответствии с вашей кареткой.
Итак, чтобы разобрать кареточный узел сделайте следующее:
Но стоит отметить, что если вы не уверенны в своих силах и знаниях относительно разбора кареточного узла, и не знаете, сможете ли потом собрать все обратно правильно, лучше всего обращаться к профессионалам в веломастерские, которые точно не откажут в помощи. Возможно, что эти люди смогут помочь вам определиться с кареткой, и дадут важные советы.
Принимаясь за выбор данной детали с желанием ее приобрести, делайте это исключительно в магазинах занимающихся продажей товаров для велосипедов. Если вы решили заказывать деталь в онлайн-магазине можно предварительно прочитать отзывы других покупателей. Также рекомендуется проконсультироваться с теми, кто точно разбирается в данной сфере и может порекомендовать тот или иной вариант каретки для вашей модели велосипеда.
Наш магазин предлагает качественные детали для велосипедов, а специалисты, которые уже на протяжении не одного года предоставляют услуги и обслуживают клиентов всегда рады вам помочь. Для этого вам нужно лишь обратиться к нам рассказав о том, что вам точно необходимо, а наши работники быстро определят тип кареточного узла вашего железного коня и подберут вам тот вариант каретки, который точно подойдет.
Как выбрать каретку велосипеда
Кататься на байке весело и полезно, но приходит время, когда требуется заменить какую-нибудь деталь, которая вышла из строя. Когда это касается каретки велосипеда, возникает вопрос, как ее выбрать?
Эта деталь является узлом подшипниковым, и присоединяется к раме при помощи шатунов. Благодаря ей шатуны получают возможность двигаться. Крепится каретка велосипеда, которую помещают в стакан кареточный, в месте пересечения нижней трубы с перьями байка.
Кареточный стакан, получивший наибольшее распространение, т.е. ходовой, размером 68 миллиметров, но выпускается деталь в нескольких размерах: 73 мм (установлен в горниках), 83 мм (в байках для фрирайда и других экстремальных видов) и 70 мм. Последний разнится с предыдущими резьбой. Использовался он продолжительное время на советских шоссейниках, а сегодня, это продукция компании Campagnolo. Вал кареточный велосипеда тоже выпускается различной длины: 110 миллиметров, 113; 118,5;122,5; 127,5мм.
Виды выпускаемых кареток
По типу, они выпускаются открытыми и закрытыми. Последние являются картриджем с подшипниками, находящимися в надежном корпусе, который крепится на раму.
Закрытые каретки
Широкое распространение объясняется защищенностью от проникновения внутрь грязи, воды и пыли. Это сохраняет деталь от образования ржавчина и засорения. Но ремонту эти неразборные детали не поддаются, поэтому им не требуется техобслуживание. В использовании каретки велосипеда несложные, поскольку перекоса они не допускают, регулировки не требуют. Новыми заменяются при износе.
Открытый тип
Каретка велосипеда открытая — вал, вращающийся благодаря установленным в чашки подшипникам. Помешается она в стакан рамы. Рассматриваемый вид противоположен картриджному, поскольку от воды и грязи он не защищен. Эти каретки велосипеда разборные, поэтому техобслуживание требуется часто: в них изнашиваются, а также перекашиваться подшипники, следовательно, придется их менять. Но, именно то, что они разбираются, т.е. пригодность к ремонту, дающая возможно вовремя смазать и перебрать подшипники, считается преимуществом открытого типа.
Рекомендуем:
Какие известны способы соединения кареток и шатунов
Типов выделяют шесть:
Каретка велосипеда SQR
Соединение Стандарт – распространенное, наименее затратное и надежное. Выпускается предприятиями, делающими каретки велосипеда. Конструктивно оно представлено квадратом вдоль кареточного вала. По прошествии некоторого времени, ось начинает болтаться, что приводит к выпадению подшипников, влекущих за собой необходимость полной замены каретки новой.
Каретка octalink
Стандарт этот новый. Он представляет сцепление конусное шатунов и кареточного вала. Крепление шатунов осуществляется непосредственно к конусу, хотя присутствуют шлицы. Отличие от описанного выше типа, они меньше весят, более жесткие. Выпускают их ограниченное число компаний: Shimanо и FSA.Но, они встречаются двух типов: Octalink V1 и Octalink V2.У первого есть 8 шлицов длиной по 5 миллиметров, а шириной — по 2. У второго такое же количество шлицов, только более длинных и широких: длина достигает они 9 мм, а ширина – 2,8.
Каретка велосипеда ISIS Drive
Это шлицевое сочленение, отличающееся прочностью. Выпускаются они компаниями Race Face, FSA и Truvativ и полностью противоположно Octalink
Представлено оно широким выбором размеров шатунов и кареток велосипеда. Назначение его – езда более агрессивная по сравнению с предыдущими соединениями. Благодаря шлицам, отличается оно большей надежностью.
Тип HOLLOWTECH II
Это интегрированное соединение устанавливают от шатунов с правой стороны. Главное отличие – минимальное число соединений и малый вес, благодаря которым появляется отличная жесткость и увеличивается продолжительность периода эксплуатации.
Тип GXP
Аналогичное предыдущему соединение, только разработанное иной компанией – Truvativ, но не совместимое с Hollowtech II.
HOWITZER
Новейший стандарт со шлицами, внешними подшипниками и отдельной осью. Предназначен он для установки в экстремальные байки. Схожесть имеет с ISIS Drive
Видео: Как снять каретку
Автор и редактор обзоров по гаджетам и новой техники. Ведет работы по написанию свежих рейтингов к публикациям, проверки достоверности и актуальности информации уже опубликованных статей. Отвечает на вопросы в комментариях, пишет на авто темы.