Как выбрать колеса для тележки
Как правильно выбрать колеса для тележки
В разнообразии колес для тележек легко запутаться. Они выпускаются множества типов и размеров, производятся из разных материалов. Нет простой формулы, которой можно пользоваться при выборе. Чтобы получить максимальный эффект от колес, следует:
Правильный выбор очень важен, поскольку если установить неподходящие колесные опоры, то можно повредить тележку или оборудование, а также причинить вред оператору.
Грузоподъемность и диаметр
Первый вопрос, который нужно решить – определить общий вес оборудования и груза. Обычно, чем больше нагрузка, тем крупнее колеса нужно выбирать, так как они обладают лучшей несущей способностью и легче катятся. При этом учитывают, что на практике вес никогда не распределяется равномерно. Если на опорной поверхности находятся бугры или ямки, нагрузка на некоторые колеса повышается. Тоже случается при перевозке жидкостей. При бросании груза на тележку, нагрузка возрастает многократно.
Общая грузоподъемность колес должна быть на 33-100% выше общего веса тележки и груза. Например, если четырехколесная платформенная тележка с грузом весят 1200 кг, то каждое колесо должно выдерживать 400 кг (4 х 400 = 1600 кг), а для перевозки жидкостей – 600 кг (4 х 600 = 2400 кг). Только так можно сделать тележку надежной, а транспортировку безопасной.
При выборе колес по размерам (диаметру и ширине) учитывают состояние полов, наличие препятствий, внешний вид, необходимость тишины передвижения и другие факторы.
Общие правила выбора колеса к тележке по диаметру:
Подшипники в оси
Подшипники скольжения стоят дешево и нуждаются в регулярной мазке. Их устанавливают в колеса для тележек, перевозящих легкие грузы на короткие расстояния. Также их можно устанавливать на оборудование, которое редко передвигается.
Колеса с шариковыми подшипниками катятся легко и тихо, даже под большой нагрузкой, однако они не любят ударных нагрузок. Установка роликовых подшипников повышает грузоподъемность и стойкость к ударам, но колеса катятся тяжелее и шумнее, чем с шариковыми подшипниками. Шариковые и роликовые подшипники реже нуждаются в обслуживании (смазке).
Внешняя среда и материал колес
Условия внешней среды сильно влияют на выбор материала колес. Возможность контакта с кислотами, маслами и агрессивными химикатами вынуждает делать выбор в пользу колес из полимерных материалов: полиамида, полиуретана, полипропилена, фенопласта. Кронштейны должны быть выполнены из нержавеющей стали либо качественно оцинкованы. В агрессивных средах не рекомендуется использовать резину и чугун.
Также важно учитывать температурный режим. Помимо термостойких материалов шинки и обода, нужна термостойкая смазка.
Особенности полов
Если контактный слой колеса твердый, то оно будет лучше катиться по гладкому полу из более мягкого материала, и наоборот. Колеса с упругой резиновой шинкой лучше подходят для твердых и грубых полов, асфальтовых и бетонных поверхностей.
Важно принимать во внимание наличие препятствий (порогов, бугров, выбоин, луж, мусора). Чем крупнее и мягче колесо, тем оно легче перекатывается через рельсы, пороги и ямы. Мягкая, упругая шинка защищает полы от повреждений. Резина, особенно термопластичная серая резина, обеспечивает тишину передвижения и максимальную защиту полов от царапин и следов торможения. Полиуретановые шинки тверже резиновых, но тоже упруги. У них лучшее соотношение защиты пола и грузоподъемности.
Особые условия
В нашем каталоге вы обязательно найдете подходящий вариант! При затруднениях, позвоните нашему специалисту по телефону 8 (800) 350-36-61.
Выбираем колёса для тележек и тачек
В компании Метпроммебель представлен широкий выбор колёс и роликов для тележек и тачек. Колёса отличаются по типу назначения, габаритам, грузоподъёмности, материалу обода и шины. Рассмотрим основные типы колёс, которые можно приобрести в нашей компании:
Пневматические колёса
Пневматические колёса — это надувные колёса с нанесенным протектором. Отличаются высоким уровнем проходимости по земле, насыпи и грунту. Ещё одно достоинство — большая степень сжатия по сравнению с литыми колесами. Камера колеса имеет высокие вибрационно-погашающие характеристики и за счёт этого выполняет амортизирующую функцию.
Благодаря своим особенностям колёса данного типа часто используются на строительных площадках, в транспортных компаниях, а также на частных объектах. Основание пневматических колёс выполняется из металла или полипропилена и оснащается шариковым либо роликовым подшипником.
Максимально возможная грузоподъёмность — 260 кг.
Промышленные колёса
Промышленные колёса и опоры, как правило, применяются на производственных предприятиях, в складских помещениях, в цехах и т.п. Они обеспечивают плавный и тихий ход производственных тележек в цехах и складах. Лучше всего промышленные колёса показывают себя на таких поверхностях, как асфальт, бетон, плитка, деревянные настилы.
Шинки выполняются из чёрной литой резины, которая позволяет колесу отлично переносить динамические и статические нагрузки. Колесная опора выполняется из оцинкованного металла и не подвержена коррозии. Колёса данного типа способны выдерживать нагрузки до 180 кг.
Аппаратные колёса и ролики
Аппаратные колёса выполняются из серой эластичной резины и применяются для объектов, где требуется соблюдать особые правила эксплуатации передвижных конструкций, например, в медицинских, образовательных, торговых и других учреждениях. Такие колёса не оставляют следов на искусственном камне, белой плитке, линолеуме. Возможные типы соединения: платформенное, болтовое и «под болт». Максимальная грузоподъёмность — 150 кг.
Большегрузные колёса и опоры
Главное преимущество большегрузных колёс — повышенный уровень грузоподъёмности: такие колёса способны выдерживать нагрузку до 330 кг. Кроме того, колёса данного типа устойчивы к износу, отличаются высокой прочностью, низким уровнем шума, хорошими ходовыми характеристиками. Большегрузные колёса часто применяются на торговых предприятиях легкой промышленности и на крупных оптово-розничных складах.
Возможные материалы колеса: полиуретан, черная резина, полиамид. Полиуретан устойчив к высоким нагрузкам и подходит для использования на бетонном покрытии. Полиамид оптимален для помещений с высоким уровнем влажности. Чёрная литая резина хороша для использования на асфальте.
Колёса с литой резиной
Колеса с литой резиной (бескамерные) применяются на производственных предприятиях, строительных площадках, на дачных участках. Такие колёса отличаются хорошим уровнем прочности и устойчивости к проколам, а также высокими амортизационными качествами.
Лучше всего колёса с литой резиной показывают себя на плотных ровных поверхностях, также могут использоваться на территориях с плохим покрытием.
Колёса устанавливаются на ось 20 мм. Ступица может быть симметричной либо несимметричной.
Сферы применения: производственные предприятия, строительные площадки, дачные участки.
Термостойкие колёса
Термостойкие колёса могут либо изготавливаться из чугуна, либо иметь фенольное покрытие. Такие колёса выдерживают температуру до 280°C, не теряя физических свойств, за счёт чего они используются для печей с выкатным ходом, пекарен, производств.
Колёса устойчивы к абразивному износу, отличаются низким уровнем шума, не наносят вреда напольным покрытиям. Диаметры представленных колёс составляют 80 мм и 100 мм, опоры могут быть как поворотными, так и неповоротными.
Колеса для рохли
Колёса для рохли (гидравлической тележки) могут использоваться в температурном диапазоне –30С до +60 С. Максимально возможная грузоподъёмность — 750 кг.
Шариковый подшипник располагается в оси колеса. Обода колёс выполняются из серого чугуна и покрываются защитным лаком. Контактный с поверхностью слой изготавливается из полиуретана бордового цвета твердостью 92 Shore A. Полиуретан отличается хорошими эксплуатационными характеристиками, он не пачкает напольное покрытие, а также устойчив к вибрациям.
Колеса для покупательских тележек (траволаторные колёса)
Траволаторные колёса — специальный тип колёс, предназначенных, в первую очередь, для оснащения тележек в гипермаркетах, супермаркетах и других типов продуктовых магазинов. Такие колёса для покупательских тележек имеют особую конструкцию, благодаря которой тележка надёжно фиксируется на подъёмной ленте подвижной дорожки (траволаторе). Центральными элементами конструкции служат шарикоподшипник и специальные выступы (реборды). Обода колёса выполняются из полипропилена, покрытие — из полиуретана либо резины. Основа поворотного типа.
Важную роль в конструкции тележки играют колёса, так как от них зависит скорость перемещения тяжёлых предметов и срок эксплуатации самого передвижного устройства. Рассмотрим, какие виды колёс для тележек бывают и как их выбрать, а также основные характеристики данной конструкции.
Разновидности колёс
Изготавливают из полиамида, металла, полиуретана, полипропилена или резины. Производство в основном монолитное. В качестве креплений используются стальные кронштейны с платформой или «под болт», неповоротные и поворотные, а также оснащены тормозом или без него.
Диаметр варьируется от 75 до 250 мм, а их грузоподъёмность – от 50 до 210 кг. Они способны выдерживать температуры от –20°С до +60°С. Устанавливают на тележки, которые используются как на улице, так и в помещении.
Их производят из полиамида, полиуретана или термопластичной резины. Обод изготавливают из чугуна или полиамида. В конструкции устанавливают роликовый двухрядный подшипник, который защищён пластиковым пыльником. Кронштейн изготовлен из листовой стали, он дополнительно хромирован и полирован. Все элементы тормозной системы изготовлены из металла.
Диаметр варьируется от 80 до 250 мм, а их грузоподъёмность – от 160 до 900 кг. Они способны выдерживать температуры от –20°С до +80°С. Пригодны для службы на любых полах и дорожных покрытиях.
Их оснащают полиуретановым контактным слоем и различными типами сердечников из полиамида, стали или чугуна. Основание усиленное, выполнено из полиамида или сплава алюминия. Имеется два шарикоподшипника и нитезащита, установленные непосредственно в процессе литья.
Диаметр варьируется от 80 до 250 мм, а их грузоподъёмность – от 160 до 900 кг. Они способны выдерживать температуры от –20°С до +80°С. Широко применяются в складских и погрузочных тележках.
Контактная поверхность производится из не пачкающей полы термопластичной резины, диск выполнен из высококачественного полипропилена. Детали кронштейна спрессованы из листовой стали, а поворотный узел оснащён двухрядным шарикоподшипником. Кронштейны могут быть поворотными, неповоротными, поворотными с тормозом.
Диаметр варьируется от 50 до 150 мм. Они способны выдерживать температуры от –20°С до +60°С. Устанавливают на тележки медицинского, лабораторного и торгового назначения. Также подходят для использования на деликатных напольных покрытиях, так как не оставляют тормозных следов во время скольжения.
Они обладают повышенной прочностью, так как монолитный корпус выполняется из высококачественного полиамида. За счёт этого материала конструкция устойчива к воздействию агрессивных химических веществ. Также она хорошо моется, очищается паром и дезинфицируется.
Грузоподъёмность варьируется от 160 до 900 кг. Они способны выдерживать температуры от –20°С до +80°С. Используются для различных тележек, которые не должны пачкать полы следами торможения.
Они производятся монолитными из высококачественного алюминия с подшипником скольжения. Контактная поверхность выполнена из фенопласта или чугуна и имеет сферическую форму. Конструкцию оборудуют поворотным кронштейном из прессованной стали или без него, с тормозом или без него.
Их шины изготовлены из износостойкой резины, а каркас оборудован двухслойным либо четырехслойным кордом. Основание выполняется из металла или полипропилена. В оси устанавливаются подшипники или симметричная ступица.
Диаметр варьируется от 255 до 390 мм, а их грузоподъёмность – от 170 до 200 кг. Они подходят для перевозки грузов по неровным и грубым поверхностям, при этом они не портят поверхность полов. Также используются для садовых, строительных и ручных тележек.
Их оснащают литой (бескамерной) полиуретановой шиной, прочным стальным оцинкованным или крашеным ободом, а также качественными шариковыми подшипниками. Глубокий протектор цельнолитых колёс из износостойкой резины обеспечивает крепкое сцепление с поверхностью.
Диаметр варьируется от 240 до 400 мм, а их грузоподъёмность – от 200 до 300 кг. Их устанавливают на строительные тачки, так как они обеспечивают высокую грузоподъёмность, не подвержены механическим и химическим воздействиям.
Ролики и рулевые колёса
Ролики и рулевые колёса изготавливают в трёх вариациях:
Виды колёс для тележек по области применения
Для большегрузных и платформенных тележек
Используют колёса с контактным слоем из литой резины или полиуретана. Обода выполнены из прессованной стали, литого чугуна, полипропилена либо нейлона. Конструкция может быть оборудована подшипниками скольжения или качения, тормозом, поворотными или неповоротными кронштейнами.
Их внешний диаметр равен 75–250 мм, а грузоподъёмность варьируется от 50 до 900 кг.
Для мусорных контейнеров (ТБО)
Подойдут колёса с контактным слоем из литой резины или полиуретана. Ободья изготовлены из прессованной стали, литого чугуна, полипропилена. Конструкция может быть оборудована роликовыми подшипниками или подшипниками скольжения, тормозом, поворотными или неповоротными кронштейнами.
Их внешний диаметр равен 75–250 мм, а грузоподъёмность варьируется от 50 до 575 кг.
Для медицинской мебели и техники
Используют колёса с литой резиновой шинкой или нейлоном. Ободья выполнены из прессованной стали или полипропилена. Конструкция может быть оборудована поворотными или неповоротными кронштейнами.
Их внешний диаметр колёс для медицинской мебели и техники равен 50–200 мм, а грузоподъёмность варьируется от 25 до 750 кг.
Для торгового оборудования и покупательских тележек
Применяются колёса из термопластичной резины с ободом из прессованной стали или полипропилена. Конструкция может быть оборудована стальными кожухами по сторонам.
Их внешний диаметр колёс для торгового оборудования и покупательских тележек равен 50–200 мм, а грузоподъёмность варьируется от 25 до 180 кг.
Для пищевой промышленности
Используют колёса литые из нейлона с шариковыми подшипниками или подшипниками скольжения. Конструкция может быть оборудована поворотными и неповоротными стальными кронштейнами, а также тормозом.
Их внешний диаметр равен 65–200 мм, а грузоподъёмность варьируется от 120 до 750 кг.
Для хлебозаводов и пекарен
Используются 3 вида колёс:
Для вышек-тур и лесов
Подойдут колёса с контактным слоем из литой резины или полиуретана с роликовыми подшипниками и ободьями из стали или чугуна. Конструкция может быть оборудована поворотными и неповоротными стальными кронштейнами.
Их внешний диаметр равен 75–250 мм, а грузоподъемность варьируется от 50 до 575 кг.
Для садовых и строительных тачек
Используют пневматические или литые шины из износостойкой резины с ободьями из стали, оцинкованные или окрашенные. Конструкция может быть оборудована шариковыми или роликовыми подшипниками.
Их внешний диаметр колёс для садовых и строительных тачек равен 250–400 мм.
Для гидравлических тележек (рохлей)
Используют полиуретановые, нейлоновые или обрезиненные ролики и колёса.
Подойдут колёса с шинкой из полиуретана. Литые ободья изготовлены из высокопрочного чугуна. Конструкция может быть оборудована шариковыми подшипниками.
Их внешний диаметр колёс для супернагрузок равен 150–300 мм, а грузоподъёмность не превышает 4,8 тонн.
Как выбрать колёса для тележки, на что ориентироваться и обращать внимание
При выборе колёс для тележки рекомендуется придерживаться следующих правил:
Процесс выбора необходимого вида колёс можно условно разделить на три этапа:
Основные характеристики
Выделяют 5 основных характеристик колёс для тележек:
Подводя итоги, следует отметить, что разновидностей колёс для тележек очень много. Поэтому выбирать их следует предельно внимательно, руководствуясь необходимыми целями, правилами подбора и рекомендациями.
Как выбрать колёса, которые обеспечат лёгкое передвижение тележки
При всём многообразии тележек, для установки в них существует всего две категории колёс:
Основным отличием является тип конструкции. Цельнолитые колёса отливаются полностью из одного материала: полиамида-6 (нейлона), чугуна, полипропилена или полимерных смол. Обод и ступица в них выделены конструктивно, а в большегрузных моделях имеются дополнительные рёбра жёсткости.
В ошинованных колёсах обод (внутренняя часть) и шинка (контактный слой) изготавливаются из разных материалов и соединяются между собой методом вулканизации.
Обод колёс изготавливают из стали, лёгкого алюминиевого сплава, чугуна, полипропилена или другого вида пластика. Для изготовления шинки применяют резину (чёрную литую или серую аппаратную) или полиуретан. Колёса с тем или иным видом шинки выбирают в зависимости от назначения оборудования или техники, в которое они устанавливаются.
Серая (аппаратная) резина, в отличие от чёрной, не пачкает полы и используется для производства колёс, предназначенных для установки в медицинское оборудование и технику. Она хорошо поддаётся влажной обработке и более устойчива к контакту с агрессивными химическими соединениями.
С появлением полиуретана потребители всё чаще отдают предпочтение колёсам с ошиновкой из этого материала. По сравнению с литой резиной он имеет ряд преимуществ, но цена на полиуретановые колёса выше.
Преимущества шинки из полиуретана:
При существенной разнице в цене, колёса из полиуретана всё чаще устанавливают в тележки, предназначенные для использования в обычных условиях. Они прослужат долго, не требуя замены, и не повредят опорное покрытие.
Выбираем колеса для платформенных тележек
Самой важной деталью любой тележки являются колеса, без которых она становится почти бесполезной. От их характеристик во многом зависят такие важные качества тележек, как грузоподъемность, маневренность, проходимость, плавность и тишина передвижения, долговечность и даже гигиеничность.
При выборе колеса для тележки обращают внимание на следующее:
1. Кронштейны
Обычно колеса для тележек устанавливаются в специальные кронштейны, которые могут быть поворотными либо неповоротными. Поворотные кронштейны могут оснащаться тормозом или ограничителем поворота. Колесо в комплекте с кронштейном называют «колесной опорой».
Чаще всего на транспортных платформенных тележках устанавливают две поворотные опоры спереди и две неповоротные сзади, что дает сбалансированное сочетание маневренности и устойчивости прямолинейного движения. Установка четырех поворотных колесных опор значительно повышаем маневренность, но лишает тележку способности двигаться без вихляний. В таком случае желательно, чтобы такие опоры были оснащены фиксаторами, блокирующими вращательное движение кронштейна.
Существует 3 типа крепления опор:
Колесные опоры с платформенным типом крепления используются, в основном, на тяжелых большегрузных тележках. Иногда встречаются платформенные тележки с креплением колес не на кронштейны, а на оси.
Важно обратить внимание на материал кронштейнов. Наиболее часто используется оцинкованная листовая сталь, толщина которой зависит от грузоподъемности колесной опоры и может составлять от 1 до 6 мм. Для колес, которые часто контактируют с агрессивными средами или нуждаются в регулярной мойке, лучше выбирать кронштейны из нержавеющей стали.
2. Грузоподъемность
Чтобы правильно рассчитать необходимую грузоподъемность одной колесной опоры для платформенной тележки, необходимо сложить величины веса и грузоподъемности этого транспортного средства, а получившуюся сумму разделить на три. К примеру, если вес тележки – 13 кг, а грузоподъемность 200 кг, то считаем следующим образом: (200+13):3 = 71 кг. В результате, грузоподъемность одной колесной опоры должна быть не менее 71 кг. Почему учитываются только три, а не четыре колеса? Дело в том, что при передвижении по некачественной поверхности (с выбоинами, ямками и пр.) нагрузка может кратковременно распределяться только на три опоры.
3. Физические размеры
При выборе колес обязательно учитывают их внешний диаметр и диаметр оси, а также ширину обода. Колеса для тележек обычно имеют диаметр от 75 до 250 мм и ширину обода от 20 до 50 мм. Чем больше размеры, тем больше грузоподъемность и проходимость. Большинство специалистов не рекомендуют переезжать на полностью нагруженной тележке через препятствия, размер которых составляет больше 5% диаметра колеса.
4. Материалы шинки и обода
Для изготовления шинок используются самые различные материалы: большегрузная резина, черная и серая термопластичная резина, полиуретан. Ободья к ним производят из оцинкованной или нержавеющей стали, алюминия, полипропилена или полиамида (нейлона). Кроме того, существуют монолитные полипропиленовые и нейлоновые колеса.
Естественно, от вида используемых материалов будут зависеть многие важные качества колес:
Если планируется эксплуатировать тележку на улице или в помещении с грубыми полами, то оптимальным выбором станут колеса с резиновой или полиуретановой шинкой. Стоит отметить, что шинки из полиуретана и термопластичной серой резины хороши тем, что не оставляют тормозных следов на полах.
Монолитные полипропиленовые и нейлоновые колеса тоже не пачкают полы, но подходят для передвижения только по гладкой поверхности. Их основным преимуществом является отличная стойкость к воздействию влаги и многих агрессивных химических веществ. Кроме того, они прекрасно моются или очищаются паром.
5. Подшипники
В оси колес платформенных тележек чаще всего устанавливают роликовые или шариковые подшипники, но могут применяться и подшипники скольжения. Колеса с подшипниками скольжения стоят дешевле, но выбирать их следует только в том случае, если тележка будет использоваться нечасто, ездить только на небольшие расстояния и перевозить нетяжелые грузы.
Сегодня у потребителей появилась возможность выбрать и заказать колеса для платформенных тележек, а также тачек и различного промышленного оборудования на новом специализированном сайте www.casters.by. Все товары из каталога имеются в наличии на складе в Минске.