Как выбрать логопеда для ребенка

Как клиенты выбирают логопедов и как стать востребованным специалистом?

Количество речевых нарушений у детей и взрослых велико, и логопеды очень востребованны. Но и клиенты требовательны и тщательно подходят к выбору специалиста. Как люди подбирают логопеда, на что обращают внимание и как сформировать имидж мастера своего дела, к которому выстраиваются очереди?

На что обращают внимание клиенты при выборе логопеда

Клиенты принимают во внимание несколько факторов, включая репутацию логопеда.

1. Уровень профессиональной подготовки и стаж.

2. Профессиональное развитие. Наличие у логопеда удостоверений о повышении квалификации свидетельствует, что специалист совершенствуется и осваивает новые подходы. Даже если вы занимаетесь частной практикой и ни перед кем не отчитываетесь, желательно повышать квалификацию каждый год.

Тем более что сегодня нет проблем с выбором программ обучения, которые можно пройти дистанционно*. Например, АНО «НИИДПО» предлагает более 30 курсов для логопедов, а зачисление проводится регулярно, в течение всего года.

3. Опыт работы с конкретными нарушениями. Получив диплом, логопед теоретически может работать с любыми проблемами. На практике каждый специалист со временем выбирает определенную категорию клиентов.

4. Сотрудничество со смежными специалистами. Логопеды объединяются в команды с дефектологами, психологами, нейропсихологами. Если ребенку требуется помощь нескольких специалистов, удобнее, если они будут иметь возможность разработать совместный план действий.

5. Отзывы и рекомендации. Имеют значение не просто отзывы, а опыт людей с похожими проблемами, которым помог специалист.

6. Стоимость. Высокая цена не всегда служит гарантией профессионализма. А если вы только начинаете, честно признайтесь в этом и сделайте более низкую цену на свои услуги, компенсируя недостаток опыта добросовестным подходом.

7. Локация. Удобно, если кабинет логопеда находится рядом со станцией метро или остановками общественного транспорта с большим выбором маршрутов.

► Как сформировать образ логопеда и стать востребованным, если вы решили начать частную практику?

Что должен уметь логопед?

К логопеду часто обращаются, не зная точных диагнозов. Поэтому крайне важно уметь определить вид речевого нарушения и его возможные причины. С этой целью пациент проходит диагностику и консультируется с врачами. После ознакомления с медицинскими выписками проводится логопедическое обследование и составляется план коррекции.

Логопед должен ответить на вопросы: какие именно направления, методы и приемы коррекционной работы выбрать для конкретного пациента, каких результатов возможно достичь, сколько занятий потребуется. Конечно, есть сложные проблемы, работать с которыми требуется годами, но промежуточные результаты логопед назвать обязан. Пусть не в первый день, а после нескольких занятий. При этом оценивать тяжесть проблемы и давать прогнозы следует осторожно, учитывая, что даже легкие нарушения могут быть следствием заболеваний центральной нервной системы, несформированностью или недостаточным развитием внимания, памяти, мышления, восприятия.

Важно адекватно оценивать свой опыт и умения. Логопед, выбравший для себя узкую специализацию (по виду проблем, по категории или возрасту пациента), будет более профессиональным, чем тот, кто хватается за каждое предложение.

Логопед работает с человеком, и ему не обойтись без умения найти общий язык с пациентом, особенно с ребенком. Прежде чем начать коррекционную работу, необходимо установить контакт и настроить на взаимодействие. Особенно сложно, если у ребенка СДВГ, РАС или нарушения поведения, в этом случае логопеду будет полезно знание психологии.

Источник

“Начнем заниматься, а там будет видно” — как выбрать хорошего логопеда

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

Дает прогноз или “там будет видно”

— Родители приняли решение обратиться с ребенком к логопеду. Как понять, хороший это специалист или нет?

— Гарантий, к сожалению, нет. Стоит, мне кажется, обратить внимание вот на такие моменты:

Позволю себе ещё цитату логопеда в обсуждении на фейсбуке, который касается последнего пункта: «Никогда не даю прогноз, не обещаю за определённый срок убрать проблемы».

Меня это очень расстраивает, я посмотрела страничку логопеда – опытный. Так захотелось спросить: а если не будет называть сроки восстановления функции врач (я понимаю, что могут быть осложнения, нюансы в смене лечения)? Когда врач говорит «прогноза нет», это очень волнительно. Или юрист отводит на решение проблемы месяц, пусть с запасом, но прогноз по решению проблемы получен. Это показатель профессионализма во многих профессиях — и в логопедии тоже.

Очень хорошо, когда специалист планирует свою деятельность. Не так страшно, когда после дообследования вносятся корректировки, хорошо, когда идёт наблюдение в динамике. Хуже, когда прогноза нет совсем.

— А можете сказать конкретно, сколько времени нужно, чтобы поставить звуки или, например, звук [р], исправить дисграфию?

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

— Сразу договоримся, что информация по детям, у которых только нарушения речи, нет задержки психического развития (ЗПР), умственной отсталости.

Для постановки звука [р] в самом сложном варианте — полгода, а в основном гораздо быстрее.

Если у ребёнка дизартрия (нарушение произношения и просодики вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы) много звуков нарушено, то нужно учитывать, что большее время уйдёт на автоматизацию. Тут при самом хорошем подходе — два года.

Про дисграфию так. Если у ребенка до школы не было речевых проблем, либо было диагностировано фонетико-фонематическое нарушение, то год, при смешанной форме — два. Если было общее недоразвитие речи и появились не только нарушения письма, но и письменной речи (дизорфографии), то такой ребёнок занимается 3-4 года, то есть всю начальную школу.

Стоит уточнить, что в подгруппах работа может проходить дольше, чем на индивидуальных занятиях. Родителям я говорю, что если у ребёнка «4» и «5» по математике (в расчет идут объективные оценки), то по коррекции дизорфографии буду заниматься год, если вы будете выполнять домашние задания, два года – если мы занимаемся с ребёнком вдвоём, без помощи родителей.

Какие вопросы нужно ожидать от логопеда, и если он не задал их при знакомстве с ребенком, стоит насторожиться?

— Смотря с какой проблемой пришёл ребёнок. Если это тяжёлое нарушение речи, то, конечно, нужно время, чтобы оценить работоспособность ребёнка и уровень помощи семьи при выполнении домашних заданий. Через несколько занятий это уже будет понятно.

Конечно, дети, как и взрослые, живые люди со своими желаниями и настроением, это нужно учитывать при первом знакомстве. Может так быть, что сначала какую-то проблему логопед не обнаружил, но в процессе первых занятий всё встанет на свои места.

Иногда на консультации кажется, что проблема чуть легче или, наоборот, чуть тяжелее, но через несколько занятий всё будет понятно окончательно. Нужно немного сработаться и привыкнуть к друг другу.

Некоторые особенности развития можно оценить только процессуально. Например, ребёнок усваивает материал несколько дольше, чем изначально спланировал логопед. В течение совместного труда становится понятно кого из команды специалистов нужно подключить к работе, чтобы максимально эффективно решить задачу.

— Стоит ли родителям побывать на занятии?

— Решать по ситуации. У меня разный опыт. Когда я была школьным логопедом, то буквально уговаривала родителей посетить наши фронтальные занятия, но максимум, на что они соглашались, это раз в год — открытое занятие и родительское собрание.

В индивидуальной работе с точностью наоборот, многие родители почти всегда присутствовали на занятиях с тем, чтобы дома максимально делать, как я. Сейчас у нас в центре очень сложные дети, которые сильно отвлекаются на присутствие родителей, поэтому, несмотря на то, что запрета нет, ждут в коридоре, но при желании можно услышать всё, что происходит за дверью или записать на камеру/диктофон занятие.

“А нам он помог”

— Когда должны появиться результаты, как понять, есть они или нет? Как понять, что их нет и что дело – в непрофессионализме?

— Результаты есть всегда, можно сказать, почти с первого занятия. Вот, например, ребёнок не мог делать артикуляционное упражнение при постановке звука – стало получаться, не было указательного жеста – есть, не владел проверкой и нахождением места безударного гласного даже в простых словах – научился.

Нужно ставить промежуточные цели, но идти к генеральной.

У каждого занятия есть цель, которую ставит логопед себе и может соответственно поделиться с родителем. Если она выполнена, то всё идёт правильно.

— Если логопед предлагает что-нибудь дополнительно, как понять – это действительно нужно или нет?

— Логопед должен аргументировать. Если, например, в процессе занятий становится понятно, что материал усваивается медленнее, чем обычно это происходит у детей с похожей проблемой или, обнаруживаются другие дефициты, которые напрямую связаны с речью, но логопед с этим непосредственно не занимается, то специалист предлагает обратиться за помощью к коллегам – психологу, массажисту, нейропсихологу.

Я за разделение труда. Нельзя проводить логопедическое занятие и одновременно не развивать память или внимание, но и нельзя только этим заниматься, для этого есть другой специалист. Не нужно исправлять дисграфию на физкультуре, для коррекции нужны занятия в тетради, но если у ребёнка диспраксия (касается выполнения некоторых ежедневных действий, требующий сложной интеграции на уровне мозга между схемами движения и основными функциями), то ему будут показаны занятия, на которых непосредственно этим занимаются – сенсорная интеграция, кинезиология, нейропсихология, физическая культура.

Вот сегодня пришла на консультацию девочка, которая долго молчала, но сейчас уже говорит, и у мамы как раз вопрос – «справится ли на этом этапе один логопед». Только я хотела сказать «нет», как выясняется, что сад частный и там полный арсенал специалистов, которые комплексно занимаются с детьми: массажист, музыкальный педагог, психолог, тренер в бассейне и спортзале. Ответ в результате был другой – «справится», если он качественно подходит к проведению занятий.

— При выборе специалиста всегда ли полезны рекомендации знакомых, что вот, кому-то он очень помог?

— Мне кажется, что это важно. Особенно, если люди близкие, мнению которых уже доверяли в других ситуациях, у детей похожие диагнозы.

Если люди надёжные, то в данном случае это не просто «сарафанное радио», а удачный опыт людей. Тут же речь не идёт про рекламу и не обсуждается человеческий фактор, а только профессионализм.

Вот ребёнок долго молчит и ему помогли заговорить, у него было сложное поведение и семье помогли с ним справиться, на письме было много ошибок и ребёнок перестал их делать, не выговаривал звуки и за год полностью исправил недостатки звукопроизношения. Ряд можно продолжить.

Мне кажется, что самое важное именно то, что это конкретный опыт ребёнка и семьи, а не виртуальные рекомендации абстрактных людей.

Вы видите результат и можете его оценить, особенно, если до этого была действительно проблема.

Мы же даже в более простых вопросах, как, например, стрижка, не идём к первому встречному мастеру, а к тому, чьи результаты нам нравятся. Но в любом случае нужно понимать, что это будет лично наш опыт и ответственность, именно так к этому нужно относиться.

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

Закончил институт — специалист на века

— Родители нередко жалуются, что сегодня очень сложно самостоятельно выбрать хорошего логопеда. Почему сложно?

— Раньше, до 90-х годов, в нашей стране было всего несколько дефектологических факультетов при поступлении на которые проходил очень серьёзный отбор студентов, был стабильно высокий конкурс.

Но сегодня настало такое время, когда количество заболеваний, связанных с нарушениями речи, поведения, интеллекта увеличилось в разы.

Рухнуло классическое образование логопедов. Вуз берёт всех, кто пришёл, а студент руководствуется тем, что “высшей математики при обучении нет, как-нибудь два вопроса выучу”.

Дело уже не только в номинальной конкуренции, а именно в качественном отборе.

Кстати, и любовь к детям, и мотивация к профессии, и желание помогать, тоже ранее учитывали во время собеседования по профотбору, но и, кроме большой составляющей, которая заключается не только в душевности, но и умению найти подход к ребёнку, важное – знание, и главное, умение помочь ребёнку или взрослому.

Существует система контроля над работой логопедов?

— Системы контроля практически нет, во многих городах распущены даже методические объединения. Я была в одном учреждении — там три года подряд увольняли по логопеду. Год проработал, детям не помог, все нарушения и проблемы как были, так через год и остались – уволили, взяли нового — и так три года. То есть на протяжении этого времени дети в этом детском учреждении не получали помощь.

Логопеды отказываются работать с детьми, если проблема чуть сложнее, ссылаясь на отсутствие опыта, несмотря на то, что в дипломе написано, что это его профессиональная компетенция. Многие также пробуют, не получилось – оставили ребёнка совсем без помощи.

— Как можно изменить ситуацию?

— Специалистов спасёт только обучение, повышение своей квалификации. Мне пишут многие коллеги, готовые учиться.

У меня есть хорошая коллега, известный человек, которая, используя своё базовое образование, по сути освоила новую профессию, прошла массу серьёзных обучений, курсов, благо сейчас можно обучаться новому, даже не выезжая из страны. Авторы оригинальных методик приезжают в Россию.

У нас нет опыта повышать квалификацию путём разовых консультаций у более опытного коллеги — супервизии. Я могу ошибаться, но причины две – это стоит денег и как-то не принято, зазорно что ли, особенно, если уже есть какой-то опыт. Конечно, повезло тем, у кого были и есть учителя, с которыми добрые отношения как с наставниками. к которым можно обратиться за помощью, и тем, кто работает в команде, имеет возможность коллегиальных профессиональных разборов.

У нас практически нет профессиональных ассоциаций. А если и есть таковые, то они номинальные, работы они не ведут.

Также нет и ступеней роста специалиста.

Закончил институт, и всё, ты специалист на века. Нет промежуточных тестирований, если человек меняет специализацию. Нет периода, когда молодой специалист работает под руководством более опытного коллеги, а сразу идёт и, что называется, «пробует на детях». Наставничество – это скорее исключение.

Для контролирующих организаций — нужна система оценок, градаций, независимые аттестации. И опять речь не про то, что куплен сертификат, что просто написан реферат. Очень хочется качества.

Источник

Как выбрать хорошего логопеда: 5 советов, которые сэкономят время, нервы и деньги

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

Выбор логопеда — задача не из легких. Где искать? На что обратить внимание? А как понять, что есть прогресс? В блоге Авито Услуг на все эти вопросы отвечает молодой логопед из Коломны Кристина Кузьмичева.

1. Речь

При выборе логопеда прежде всего обратите внимание на речь самого специалиста: она должна быть четкой, понятной, без слов-паразитов. Ситуация «сапожник без сапог» здесь недопустима, ученик должен хорошо понимать преподавателя, кроме того, он неизбежно будет подражать ему в произношении.

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

Важно, чтобы логопед стал для ребенка хорошим товарищем, к которому тот охотно идет на занятие. Поэтому не бойтесь поменять нескольких специалистов, если сомневаетесь в том, что ребёнку комфортно на уроке.

Обсудите на берегу, что процесс должен быть прозрачным. Педагог должен ставить родителей в известность о результатах диагностики, плане коррекции, динамике занятий, объяснять все простым языком, не уходить от прямых ответов на вопросы о своих действиях.

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

2. Формат

Заниматься очно или онлайн — это ваш выбор, который будет зависеть от многих факторов. Я предпочитаю заниматься с детьми только лично, так как считаю, что при коррекции того или иного нарушения необходим контакт с педагогом и живые эмоции, которых в онлайне не увидишь и не почувствуешь. Кроме того, сейчас я не готова брать более 10 воспитанников одновременно: подготовка к занятиям отнимает достаточно много времени, так как для каждого я разрабатываю индивидуальный план, подбираю материал. Каждый месяц я трачу около 10000 рублей на расходные материалы — сюда входит покупка пособий, книг, одноразовых перчаток и шпателей, зондозаменителей для постановки звуков.

3. Не только по советам знакомых

Когда ищете логопеда, не ограничивайтесь только рекомендациями знакомых. Ищите на сайтах объявлений, в социальных сетях. Например, я нашла своих первых клиентов в сети — наудачу разместила бесплатные объявления на нескольких сайтах, хотя и не была уверена в успехе. Уже через три дня раздался звонок первого заказчика, который нашел меня на Авито, — с этим ребенком мы до сих пор занимаемся. Кстати, Авито и сегодня остается основным источником заявок, параллельно я ещё начала развивать инстаграм.

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

Чем хороши ресурсы с объявлениями — здесь можно сразу посмотреть рейтинг специалиста, ознакомиться с отзывами на его работу и его реакцией на критику. Удалить негативные отклики со страницы на Авито нельзя, в отличие от личной страницы в социальной сети, например.

4. Не бойтесь молодых специалистов

Разумеется, логопед с большой практикой вызывает больше доверия и наверняка имеет опыт работы с очень разными учениками. Зато у начинающего специалиста может быть куда больший запал пробовать новое и вкладываться в собственное обучение. Например, у меня в ближайших планах, помимо получения диплома педагогического вуза, курсы «Логопедический массаж», «Работа с детьми с заиканием», «Как разговорить молчунов».

На своих занятиях я применяю не только знания, которые получила в вузе, но и секретные приемы работы аниматора: вот уже три года я работаю в агентстве детских праздников.

Я считаю, что работа аниматора дала мне опору для взаимодействия с детьми: я не боюсь заговорить с ними, показать себя, умею быть на их волне. К примеру, был один случай в моей практике, когда мальчик вовсе отказывался говорить чётко звук «Ш». Пришлось, не задумываясь, фантазировать. Сказала, что, если он скажет правильно, будет посвящён в рыцари. Это сработало! В конце занятия я сделала меч из длинного шарика (в аниматорстве это называется твистинг-фигурка из шарика) и устроила церемонию посвящения.

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

Часто, чтобы успокоить ребёнка, на занятии я начинаю вести разговор о персонажах, которые ему интересны. И конечно, работа в сфере детских развлечений помогает развить целеустремлённость и стрессоустойчивость — это основные качества, которые мне сейчас помогают добиться успеха. В логопеде эти качества должны быть дополнением к общительности, доброте и профессиональным знаниям.

5. Не бросайте при первых признаках прогресса

Важно, чтобы семья и педагог были заодно. Попадаются родители, которые не осознают важности своего участия в процессе (например, необходимости выполнения домашних заданий во время каникул), или, напротив, те, кто считает, что занятия с логопедом можно прекратить и взяться за дело лично. Последнее — распространенная ошибка. Со стороны кажется, что поставить ребенку речь легко, но на практике каждый случай требует индивидуального подхода и только грамотный специалист может понять, какие техники использовать для достижения устойчивого результата.

Источник

Как выбрать логопеда для ребенка?

Как выстроить «маршрут» поиска подходящего логопеда и решения речевых проблем ребенка? На самые важные вопросы родителей отвечает директор медицинского центра «Логомед прогноз» Ольга Азова

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

Когда начинать тревожиться, а когда – просто ждать?

— Бывает, родители жалуются, что ребенок долго не начинает говорить. Что значит «долго»?

— У «безречья» могут быть разные причины. Не говорят дети не только с нарушением речи, но и при нарушении слуха, интеллекта, расстройствах аутистического спектра.

«Долго» — это когда ребенку год, а он не откликается на свое имя, не понимает простого обращения («идем спать», «мыть ручки» и т.п.). Либо когда после трех лет ребенок понимает обращенную речь, у него много жестов, но самостоятельной речи нет.

Если при этом ребенок излишне «самостоятелен», не смотрит в глаза, избегает телесного контакта или, наоборот, излишне любит объятия, если у него снижено чувство боли, то нужно быстрее обращаться к специалисту.

В этих случаях нужно в первую очередь проверить слух, лучше не один раз. Посетить невролога, в два года получить консультацию логопеда. Есть такое замечательное исследование – вызванные потенциалы (метод исследования нервной системы, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга в ответ на какое-либо воздействие – прим.Ред.), оно достаточно объективно.

— Какие особенности в развитии речи ребенка должны вызывать тревогу родителей? В каком случае нужно немедленно обратиться к специалисту, а когда лучше подождать?

— В том, что касается речи, я не люблю ждать. Допустимо до года не произносить слова, до двух лет может не быть короткой фразы, а до трех лет — развернутой. Если до двух лет ребёнок социален, коммуникативен, хорошо понимает обращённую речь, то ещё три-четыре месяца наблюдаем. Но три года – это «рубикон». В пять лет речь заканчивает своё развитие, оставляя возможность на протяжении всей жизни копить словарь. Если появление звукокомплексов (сочетания звуков, например «ау» — прим. Ред.), слов и предложений не укладывается в сроки, это повод показаться врачу и логопеду.

Тревожиться надо, если у ребенка бедный лексикон (словарь не по возрасту); неправильное употребление слов – речевые аграмматизмы; несвязная речь (плохо пересказывает сказки); не выговаривание звуков и, возможно, особенности формирования фонематического слуха.

Кроме этого, нужно обращать внимание на понимание обращённой речи, умение коммуницировать и эмоциональное развитие ребёнка.

— Наиболее часто встречающиеся причины нарушений речи – нейробиологические, анатомические (строение речевого аппарата), психологические или еще какие-нибудь?

— Чаще всего невозможно назвать одну конкретную причину. Скажем, мама курила по пачке в день (пример из практики) – это может быть причиной.

Если это проблемы со звукопроизношением, то причины могут быть и в нарушении строения артикуляционного аппарата или мышечного тонуса, и сочетанными.

Если ребёнок не говорит, например, при моторной алалии (отсутствии или недоразвитии речи у ребенка при нормальном слухе – прим. Ред.), чаще всего это патология беременности и родов: быстрые или затяжные роды, асфиксия.

Всё чаще первопричиной нарушений речи называют шейно-головные травмы во время родов.

Так считали, в частности, А. Ю. Ратнер и П. Г. Замаратский. «Достаточно 10-15 мин. кислородного голодания мозга, чтобы это отразилось на его функционировании. У 70-80% новорождённых детей страдает шейный отдел спинного мозга, у 35-40% — грудной и поясничный отдел», — писал профессор Ратнер. В будущем это выливается в головные боли, речевые проблемы, сложности с усвоением учебной программы, непослушание, неадекватное поведение.

Если ребенка дразнят за картавость-шепелявость

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

— Насколько усердно можно заниматься с ребенком развитием речи, чтобы не вызвать других проблем – психологических?

— Сейчас есть яркая тенденция к тому, чтобы поголовно со всеми детьми заниматься как можно раньше: «чтение с пеленок», «говорить раньше, чем ходить» и т. д.

Я категорически против, когда ребёнка развивают для профилактики: «пусть ребёнок позанимается, хуже не будет». Я считаю, что будет хуже.

И последствия могут быть отсроченными. Потому что те люди, которые в детстве вместо игры просиживали на занятиях, чтобы выучить пару-тройку английских слов, во взрослой жизни пытаются «поиграть в жизнь» и «в дочки-матери».

Дошкольник не обязан обучаться, у него другая ведущая деятельность – игра. До школы ребенок должен уметь качественно и много играть, уметь взаимодействовать в игре, понимать правила, соответствовать предложенной роли. Как это ни парадоксально прозвучит в устах логопеда, но лучше пусть шепелявят, но только катаются с гор и играют в прятки. Пользы для дальнейшей социальной жизни будет больше.

Единственно, когда логопед должен быть непримирим, это если у ребенка нет совсем речи и нарушена коммуникация.

— Часто ли родители жалуются, что их детей дразнят сверстники из-за нарушений речи?

— Дети не очень хорошо слышат и различают нарушения звукопроизношения. У меня было два прекрасных мальчика. Миша не выговаривал [р], учился во втором классе, на учёбу [р] не влияло, оценки были хорошие. Ничего исправлять он не хотел — его всё устраивало. Мама в качестве мотивации к занятиям сказала, что нужно исправить, иначе будут ребята дразнить. На что Миша ответил: «Какие они тогда друзья?»

Второй мальчик, Виталий, учился в шестом классе, звуков для исправления было чуть больше, в остальном ситуация похожая. Мама к сыну обратилась с той же мотивацией, ответ был такой: «С чего это вдруг будут дразнить? Почему раньше не дразнили?»

Звуки я рекомендую всё-таки поставить, и лучше до школы, чтобы в дальнейшем не сужать спектр доступных профессий. Дикторы, лекторы, политики – все они должны иметь чёткую, внятную речь с правильным звучанием звуков.

Кроме того, неправильное звукопроизношение часто сопровождается нарушением фонематического слуха, а значит, если не корригировать, то будут ошибки на письме.

Как проверить профессионализм логопеда?

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

— Когда специалист может помочь ребенку справиться с нарушениями речи, а когда — нет? Как определить, что проблема нерешаема и перестать досаждать ребенку упражнениями?

— Нельзя сдаваться и опускать руки. Помогают тем семьям, где есть железная воля и упорство родителей. Сам ребенок не может организовать себе занятия.

В детстве я часто ездила к бабушке в деревню. У бабушки была сестра. Во время своей беременности она упала с воза и сильно ударилась животом, ребенок родился больным. Не знаю, это семейная легенда или именно так всё и было, но Володя, ныне уже покойный, был из тех, кого беззлобно называют деревенскими дурачками. Он не говорил, если не считать пяти — десяти слов. Как профессионал я теперь понимаю, что Володе можно было помочь, если бы с ним занимались развитием речи в детстве. Но тогда это было невозможно, и родители, наверное, приняли случившееся как судьбу.

В институте нас учили: «любого ребёнка вы должны тянуть в норму». Конечно, не все, в силу тяжести проблемы, смогут дотянуть, но мы должны создавать все условия.

— Бывает, что один специалист помогает, а другой – нет. Как родителям правильно выстроить «маршрут» при поиске подходящего логопеда?

— Профессионализм – это моя больная тема. Я преподаю в университете и знаю, что вузы «трясёт» давно. Пересмотрены программы, сокращены часы преподавания. Но самая большая проблема, на мой взгляд, это заочная форма обучения логопедов, когда на практику отведено непозволительно мало времени. Клинические случаи, конкретные кейсы коррекции и обучения — это невозможно «пройти» самостоятельно.

Давайте попробуем дать конкретные советы по поиску логопеда:

Образование специалиста. Это диплом о высшем специальном (дефектологическом) образовании, лучше очной формы обучения.

Повышение квалификации и дополнительное образование. Например, если специалист позиционирует себя как профессионал в области коррекции речи детей с аутизмом, то он обязан знать АВА терапию. Если занимается коррекцией дизартрий (нарушением произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата – прим. Ред), то необходимы знания для проведения логопедического массажа, умение работать с просодикой (интонационно-выразительной окраской речи – прим.Ред.).

Преемственность: у кого логопед учился. Учитель должен быть уважаемым в профессии человеком. Конечно, хорошо иметь и обратную связь: знает ли учитель этого специалиста, ведь ученик — это «штучная» работа. Например, я ученица Марии Фёдоровны Фомичёвой.

В каких учреждениях работал специалист, и где работает сейчас. Есть так называемые «брендовые» места, которые позволяют судить о статусе. Правда, нужно еще спросить, как долго там человек проработал.

Следует задать конкретные вопросы по вашей проблеме. Например, умеет ли специалист работать с неговорящим ребёнком и какие системы работы знает. В логопедии, как ни странно это прозвучит, не существует методики работы с алалией. Есть методы, приемы, подходы, связанные с конкретными именами, но методики до сих пор нет. Важно, чтобы специалист не только назвал фамилии, но и рассказал, что именно он собирается делать.

Важно, сколько детей было в его практике. С малышом может заниматься и начинающий логопед, но родитель имеет право знать, что его ребёнок – профессиональный старт. Обычно такой специалист взамен предлагает старательность.

Логопед обязан дать прогноз и назвать количество необходимых занятий. Конечно, при сложных речевых нарушениях сделать это сразу не получится, но можно поставить промежуточные цели. Родителей не должен устраивать ответ «посмотрим, как пойдёт». Я обычно говорю: дайте мне несколько занятий, чтобы определить, как ребёнок со мной будет взаимодействовать. Ребёнок, как и взрослый, может быть не выспавшимся, взволнованным, «не в настроении» и т.д. А на следующем занятии всё будет по-другому: выспался, не капризничал, был сыт и работоспособен.

Важны профессиональные междисциплинарные связи – с кем сотрудничает логопед. Когда у ребёнка сложный диагноз, то важен комплексный подход в коррекции.

— Бесплатно консультацию логопеда можно получить только в детском саду или поликлинике. Как Вы оцениваете квалификацию логопедов, работающих в этих учреждениях?

— Бесплатные консультации есть только в государственных учреждениях, но там же могут быть и платные, сейчас это разрешено. Что касается квалификации, то она, как и совесть, или есть, или ее нет. Само учреждение ни при чём.

Мне кажется, проблема в формальном подходе к работе контролирующих органов, который сводится к проверке документации. Проблема еще и в том, что практически нет профессиональных ассоциаций. В профессиональном пространстве нет секций, круглых столов. А если есть, то они только платные. Вот здесь и ответ. Основной критерий – совесть специалиста. Только он сам, заплатив, может пойти и научиться — или купить сертификат, не обучаясь. Выбрать тему для самообразования и оттачивать мастерство — или остановиться на достигнутом.

Об очень конкретном

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

— Какие существуют современные эффективные способы коррекции дизартрии, дислалии, заикания, алалии, афазии и т.п., помимо занятий с логопедом?

— Способов три: медицинский, психолого-педагогический и аппаратный (немедикаментозный). Важен подбор методов работы по разным направлениям.

Для коррекции дислалии (нарушении звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении – прим. Ред.) достаточно знаний и умений логопеда. Логопед, который занимается дизартриями (нарушением произносительной стороны речи, обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата — прим. Ред.), ринолалиями (нарушением тембра голоса и звукопроизношения, обусловленным анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (врожденными расщелинами нёба) – прим. Ред.), заиканием, обязан знать приёмы логопедического массажа. При дизартрии необходимо, кроме классических приёмов по постановке звуков, работать с нормализацией мышечного тонуса, просодическим компонентом, дыханием. Для заикающегося ребёнка нужен общий и логопедический массаж по расслабляющемуся типу.

При дизартрии и заикании важно работать над постановкой длительного ротового выдоха и постановкой диафрагмального типа дыхания. Эта функция хорошо тренируется и стабилизируется на аппарате БОС-логотренажёр, ребёнок сам контролирует процесс.

На коррекцию нарушений речи направлен также очень большой блок физиотерапевтических процедур: амплипульстерапия, лазеротерапия, транскраниальная микрополяризация.

Речь требует качественного слухового восприятия и «фонематического слуха». С 1940 года существует слуховая терапия по методу Альфреда Томатиса. Более современный способ — компьютерная коррекционная речевая программа Fast ForWord, она развивает фонематический слух, концентрацию внимания и когнитивные функции.

Речь – координированный двигательный акт. Поэтому важно проводить не только логопедический, но и лечебный массаж, ЛФК, мозжечковую стимуляцию (упражнения в балансе), использовать БОС-миотренажёр.

Что касается занятий дома с родителями, то тут мы больше должны говорить о сотрудничестве логопеда и семьи. В трио: специалист-родитель-ребенок должны хотеть заниматься двое. Специалист априори хочет помочь. Если не хочет ребёнок, то профессионализм специалиста и любовь мамы помогут включить его в занятия. Если мама не участвует, то время на коррекцию растягивается.

Очень важно, чтобы родители с ребёнком много читали, играли и выполняли задания разных специалистов. Если мама берет на себя функции профессионала, то это чаще всего происходит тогда, когда она получает дополнительное образование (логопеда или психолога), либо в случае, когда по месту жительства нет конкретного специалиста.

Как связаны психика и речь?

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

— С какими психологическими особенностями ребенка могут сочетаться нарушения речи? Как это влияет на работу логопеда?

— Психологические проблемы возникают у совершенно разных людей, и запускают их отнюдь не речевые проблемы. Но вторичные факторы, связанные с речевыми нарушениями, могут иногда коррелировать с особенностями психологии.

Например, ребёнок при ринолалии много времени проводит в стационарах: операции, реабилитация. При этом нарушается процесс его социализации. Но я знаю огромное количество детей и взрослых, которые не испытывают никаких коммуникативных проблем из-за особенностей звучания голоса или следов перенесённых операций. В детстве у меня был такой друг, который вырос и стал успешным в бизнесе. Это касается и людей с заиканием, дизартриями. Если человек — душа компании, то заикание этому не помешает.

В случае речевого негативизма (отказа говорить – прим.Ред.) очень важно, как принимает ребёнка семья. Какие бы конфликтные ситуации не возникали «в песочнице», мама должна всегда быть на стороне своего ребёнка.

Что касается работы логопеда, то его компетенции позволяют учитывать любые особенности ребёнка, и психологические в том числе. Логопед обязан уметь увлечь, организовать игру, переключить. Сейчас малыша уже трудно заинтересовать картинками, вырезанными в прошлом веке и наклеенными на серый картон. Для занятий с детьми требуется знание и умение использовать компьютерные обучающие программы, сенсорные игры, современные девайсы, всякие хитрости, специально организованное особое рабочее пространство.

— Если у ребенка была дислалия или другие отклонения в развитии речи, это значит, что в дальнейшем ему будет трудно учить иностранные языки?

— Никаких ограничений и особых трудностей в изучении любого другого языка нет. Даже общее недоразвитие речи (ОНР) не является препятствием для этого. Мой опыт работы показал, что детям с ОНР в школе иностранный язык (английский, немецкий, французский) даётся проще, чем письменный русский.

У нас много общего в организации фонетической системы, звуки различаются по бинарным оппозициям (глухости — звонкости, твёрдости – мягкости и т.д.), а значит, и в устной речи, и на письме могут быть их замены.

Про нарушения письменной речи

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

— Каковы самые распространенные причины нарушений письменной речи, таких как дислексия и дисграфия?

— Самая популярная дисграфия – это нарушение языкового анализа и синтеза и акустические проблемы. Не последнюю отрицательную роль здесь выполняет фонематический метод обучения, который выбран за основу изучения грамоты в последние 20-30 лет.

Дети пропускают буквы и слоги, заменяют близкие по звучанию звуки. Многие авторы считают, что у детей нарушен фонематический слух. Но не может быть нарушение поголовным. При такой логике слабослышащие дети никогда не научились бы читать и писать.

При дислексии кроме основных симптомов нарушения (анализ и синтез, фонематический слух) чаще всего проблемой является скорость и способ чтения. Даже если дети не допускают ошибок, но читают медленно и по слогам, «угадывая» окончания слов и фраз – это дислексическое нарушение.

Области риска

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

— Как родители могут обнаружить проблему до того, как на нее укажет учитель?

— Есть так называемые группы риска: дети с перинатальными и натальными патологиями, дети с отставанием в речевом развитии, с задержкой психического развития, с выраженным отставанием формирования графических навыков, дети-билингвы, переученные левши.

Что делать родителям? Если у ребёнка есть речевое отставание до школы, то его нужно исправить, или, если это невозможно, то минимизировать. Не обучать детей слишком рано читать, потому что у них не сформировано селективное внимание, без которого невозможно чтение и письмо, а также не сформирована произвольность, память и речь.

Проблемы памяти – это результат сверхраннего обучения, потому что создаётся система неадекватных требований.

Вовлечение новых мозговых структур в организацию внимания начинается только в 6-8 лет, когда активно начинают созревать лобные доли и формироваться эффективные зрительные дифференцировки. Если же ребёнок начинает читать рано, то у него формируется неадекватный механизм чтения, при котором воспринимается несколько букв и взгляд убегает, а потом много раз возвращается. Формируется так называемое «угадывающее чтение».

Когда проблема обнаружена, то нужно идти к специалистам: неврологу, психологу и логопеду. Они предложат медикаментозную поддержку, методы и способы коррекции, посоветуют современные методы реабилитации.

— Дислексия и дисграфия корректируются, или ребенку придется просто приспосабливаться и как-то обходить возникающие при чтении и письме трудности?

— Если дислексия или дисграфия — это самостоятельное нарушение, без сочетанных проблем и вторичных нарушений в виде сохраняющихся проблем с речью, когнитивных трудностей, то они прекрасно поддаются коррекции. Важно вовремя начать.

В моей практике был ребёнок, у которого до школы отмечались речевые проблемы, они были скорректированы, в начальной школе он справлялся с программой, особенно хорошо успевал по математике. Но к средней школе, за счёт усложнения словаря и увеличения объёма заданий, начались серьёзные проблемы, сформировалась стойкая нелюбовь к предмету «русский язык».

Трудности проявлялись в следующих случаях: при подборе проверочных слов; при овладении морфемным анализом слов; при дифференциации приставок и предлогов; при выделении и дифференциации по значению словообразующих и формообразующих морфем. Когда мы в процессе коррекционных занятий достигли успеха, ребенок пришел к выводу, что русский язык не такой уж и сложный, у него улучшились оценки.

Но есть и те, кто просто приспосабливается, всячески избегая письменной речи.

Мозг развивается на кончиках пальцев

Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть фото Как выбрать логопеда для ребенка. Смотреть картинку Как выбрать логопеда для ребенка. Картинка про Как выбрать логопеда для ребенка. Фото Как выбрать логопеда для ребенка

— В школе детей нередко пытаются научить писать красиво. Надо ли это делать? Ведь сейчас людям чаще приходится писать с помощью клавиатуры, чем с помощью ручки или карандаша.

— Каллиграфия – это ещё одна моя любимая тема. Как говорится, мозг развивается на кончиках пальцев. Если ребёнок чисто и красиво пишет, то у него есть время на обдумывание. Небрежное письмо порождает ошибку. Письмо задействует разные группы мышц и суставов, а не только кисть и пальцы. Этот процесс заставляет мозг чувствовать ритм, темп, симметрию, развивает внимательность, наблюдательность и воображение.

Я предлагаю многим детям начинать обучение письму, каллиграфии перьевой ручкой. Когда мы пишем пером, то держим ручку физиологично, с правильным захватом, чтобы перо не скрипело. Письмо на скорости всегда ухудшает почерк, а перо не терпит суеты.

Я считаю, что современные дети достойны и каллиграфии, и чистописания. Главная проблема в том, что на развитие навыка письма в школьной программе отведено недостаточное количество времени. А освоить навык письма с помощью клавиатуры можно в любом возрасте.

— Существуют разные способы и методики обучения чтению. Какие кажутся вам наиболее удачными?

— Основных методов обучения чтению два: зрительно-логический и фонематический.

Первый всё реже используется. Есть дети, которые самостоятельно учатся читать. Например, дети с аутизмом могут самостоятельно научиться читать не только на родном, но и на любом иностранном языке. Они опираются на зрительный анализатор, на абрис слова. Правда, тут можно столкнуться с тем, что ребёнок не понимает, что читает.

Второй метод, фонематический, получил широкое применение на современном этапе. Но создал много проблем, потому что детей достаточно искусственно учат анализу и синтезу на письме, привязывая обучение к символике, транскрипции.

Раньше звуковой анализ проводили на слух: какой звук первый, придумай пять имён девочек на звук [А] и т.д. Потом показывали и заучивали букву, затем слияние букв в слоги, слогов в слово, слов в предложение. Собственно, всё.

Все методы уже давно испробованы, человечество читает давно. Поэтому хватить что-то придумывать и экспериментировать на детях. В 50-е годы XX века достаточно подробно было описаны механизмы формирования чтения и письма. Это работы фундаментальные.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *