Как выбрать между двумя вакансиями
Как выбрать работодателя, если выбор для тебя проблема
Сделать выбор и не пожалеть впоследствии ‒ тот ещё квест. Облегчили тебе задачу и рассказали, как выбрать из двух вакансий мечты ‒ без монетки, кофейной гущи и духа предков
Иногда самое сложное ‒ это выбор. Представь, у тебя два предложения работы ‒ зарплата примерно одинаковая, должность примерно одинаковая. Как выбрать работодателя, какие критерии поставить на первое место и как свести к минимуму неизбежные сожаления ‒ собрали полный гайд.
Как оценить надёжность работодателя
Для начала попробуй понять, насколько реально всё то, что написано в вакансии и сказано на собеседовании.
Вакансия мечты может оказаться мошеннической. Мы подробно описали схемы обмана соискателей в разделе «Виды мошенничества». Если в двух словах ‒ в вакансии должна быть конкретика. Много конкретики и реальные контакты. Чего уж точно не должно быть ‒ это требований оплатить что-либо или предоставить документы до оформления по ТК.
Если компания реально существует, проверь следующее:
К отзывам работников подходи критично. Они далеко не всегда объективны, но если негативных отзывов много на разных ресурсах ‒ не рискуй.
Как сделать выбор ‒ начни с методики
Если перед тобой несколько равнозначных вариантов ‒ придётся выбирать. Психологи, коучи и эксперты по саморазвитию постарались облегчить нам муки выбора и предложили такие методики.
Метод таблицы
Кому подходит: тем, кому нужны простые и чёткие аргументы.
Запасаешься листом бумаги, ручкой и временем. Делишь лист на два столбика ‒ плюсы и минусы. В случае с двумя привлекательными вакансиями ‒ сравниваешь их сначала по плюсам, потом по минусам.
Визуализация результата ‒ 100%.
Письмо из будущего
Кому подходит: тем, у кого с фантазией всё в порядке.
Представь, что выбрал компанию А. Напиши самому себе письмо «из будущего» и расскажи, как дела, что получилось, о чём сожалеешь. Теперь проделай то же самое для компании В.
На следующий день прочитай оба письма ‒ и прими решение.
Иду к цели
Кому подходит: тем, кто способен на долгосрочное планирование и привык рассчитывать всё заранее.
Придётся сесть и включить мозг на полную. Определись ‒ что для тебя самое важное? Карьера, стабильность, зарплата, гибкий график, дружеская атмосфера или семья?
Теперь подумай, какая работа приблизит к цели скорее.
Метод колонок
Кому подходит: тем, кто привык подходить к вопросу со всех сторон и учитывать мнение других.
Делишь чистый лист на 4 колонки. В первую записываешь свои желания. Во вторую ‒ интересы значимых людей (семьи или будущего работодателя). В третью ‒ ожидаемые последствия. В четвёртую ‒ насколько приблизишься к целям.
Подумай, какая колонка для тебя важнее всего, и оцени результат.
От противного
Кому подходит: тем, кто в первую очередь думает о рисках.
Представь, что отказался от вакансии. Запиши всё, что теряешь. При этом учитывай все нереализованные возможности.
О какой вакансии будешь жалеть больше?
По каким критериям выбирать компанию
Если нужен готовый рейтинг ‒ почитай результаты исследования Forbes о лучших работодателях России. В рейтинг вошли 50 российских компаний.
Если не нашёл работодателя в этом списке ‒ ранжируй компании по своим критериям:
Ты в выгодном положении и можешь позволить себе придирчиво выбирать работодателя. В конце 2019 года Росстат сообщил о рекордном количестве вакансий в России за последние 3 года. Работы действительно много ‒ в декабре 2019 на ГородРабот.ру опубликовано 2 243 000 вакансий.
Теперь подробнее поговорим о критериях.
Зарплата
Зарплата ‒ основной мотивирующий фактор для 61% россиян. В то же время 74% российских работников недовольны своей зарплатой.
По нашей статистике средняя зарплата в России на начало 2020 года составляет 40 559 рублей, а модальная (самая частая) ‒ 30 000 рублей в месяц. Подробно об итогах 2019 годах и о зарплатах в России рассказали в Статистике зарплат-2019.
Ты можешь посмотреть среднюю зарплату по своей профессии в любом городе России и объективно оценить предложение работодателя. Учитывай имеющийся опыт, квалификацию и дополнительные навыки.
Прими во внимание и неочевидные факторы: если до офиса можно добраться пешком ‒ сэкономишь стоимость проезда, обедать тоже можно дома. Прибавь к зарплате стоимость проезда и бизнес-ланча.
Если работодатель предлагает бесплатное питание, оплачиваемый фитнес, полис ДМС ‒ это тоже плюс к зарплате.
Перспективы роста
Можно обговорить на собеседовании. Хорошо, если есть куда расти и в профессиональном плане, и в плане карьеры. Помимо зарплаты карьерный рост повышает самооценку.
К перспективам роста можно отнести и обучение за счёт работодателя.
Стабильность
С одной стороны, стабильность ‒ это плюс. Если компания уже несколько лет на рынке, растут прибыль и штат ‒ можно быть уверенным в завтрашнем дне, планировать ипотеку или отпуск.
Но если под стабильностью в компании понимают отсутствие развития и повышения зарплаты ‒ это минус. Помни ‒ если нет движения вперёд, это означает регресс, проседание по навыкам и квалификации. И по зарплате, кстати ‒ не забудь про инфляцию.
Условия и график работы
Работодатели понимают, что одной зарплатой лучших специалистов не привлечёшь. Компании создают корпоративную культуру, геймифицируют рабочие процессы, вводят в штат психологов и даже массажистов.
Многие разрешают работать из дома или в удобные для сотрудника часы.
В то же время ещё есть компании, где штрафуют за опоздания и даже регламентируют походы в туалет. Эти моменты можно выяснить на собеседовании или почитать, что пишут сотрудники на форумах в интернете.
Когда выбор сделан
Выбор сделан ‒ выдохни. Но прежде чем приступить к новой работе, не забудь поставить работодателей в известность о своих намерениях.
Тому, кого выбрал ‒ позвони или напиши follow-up письмо. Поблагодари за потраченное время, уточни оставшиеся вопросы и дату выхода на работу.
Ни в коем случае не молчи, если решил отказаться от вакансии. Об отказе сообщи и в устной, и в письменной форме (по электронной почте):
Не забудь позвонить и повторить то же самое лично тому, кто проводил собеседование. Мы даже составили для тебя примерный текст отказа ‒ соберись с духом и позвони.
Как сделать правильный выбор из нескольких предложений о работе (офферов)
Когда вы успешно прошли собеседование, вам присылают оффер.
Не редко, на руках оказывается несколько офферов. Перед вами становится выбор, какой из них принять. И этот выбор я помогу вам сделать.
1.Понять личную мотивацию. Что вы ждёте от новой работы. Оцените компании с точки зрения помощи в достижении этих целей.
2. Определите цели, для этого надо понять что вас не устраивает сейчас и что хотите от будущего. Например, это могут быть: возможность обучения от работодателя, больше свободного времени, повышение зарплаты, комфортная работа.
3. Цели необходимо приоритизировать. Например, если вы хотите поднять вознаграждение за работу и сократить дорогу от работы до дома. Поймите, что вам важнее, деньги или время.
6. Таблица позволяет обратить внимание на предложения, лучше закрывающие важные для вас цели. На основе этих знаний можно более взвешенно принять решение о принятии оффера.
Не забывайте, что помимо этого метода, прислушивайтесь к себе, какой вариант вам подсказывает интуиция. Это позволит вам избежать потом сожалений что не попробовали этот вариант.
Не стесняйтесь искать информацию для более точной оценки у HR специалистов организаций, в интернете, спрашивать знакомых, у кого минут быть сведения об организациях.
На основе всех полученных знаний, вы сможете принять лучшее для себя решение.
Хотите узнать больше, подписываетесь на мой канал в Телеграм An Log.
Как выбрать «свою» вакансию
Большой опыт — это не всегда залог успеха
Как это ни парадоксально, но, если ваш опыт работы больше, чем того требует вакансия, вам могут отказать. Проблема кроется в том, что опытному специалисту нужны новые цели и горизонты, и если он много лет занимается одной работой, од-нажды она может ему надоесть. А это моментально скажется на качестве того, что он делает. По мнению Павла Беленко, в части опыта работы нужно полностью соот-ветствовать требованиям вакансии — не меньше, но и не больше.
«Часто бывает, что человек откликается на вакансию, которая требует опыта работы около 3 лет. А у этого человека опыт составляет 10 лет, и он уверен, что справится с предлагаемой работой. Вероятнее всего, в профессиональном плане он мог бы с ней справиться, но делать такую работу ему будет просто неинтересно. А сотрудник, которому неинтересно работать, отрицательно влияет на весь коллектив. Работодатель всегда исходит из этого, и поэтому часто отказывают кандидатам с большим опытом, если в вакансии заявлен меньший опыт работы», — поясняет эксперт.
Сила привычки: крупные и маленькие компании
Желание кандидата развиваться и расти понятно и объяснимо, но рынок труда диктует свои условия. Работодатели очень неохотно принимают в крупные организации специалистов из маленьких компаний — и наоборот, поскольку в них слишком сильно различается специфика работы. Разумеется, это не значит, что нельзя предпринять попытку и что-то изменить. Однако реалии рынка таковы, что приходится быть готовым к отказу.
«Предыдущее место работы имеет огромное значение. Работодателю очень важно, работал кандидат в большой компании или в маленькой. И даже если должность звучит одинаково — например, коммерческий директор или бухгалтер, — опыт в больших компаниях и в маленьких абсолютно разный. Поэтому в большие компании чаще берут из больших, а в маленькие, соответственно, из маленьких», — уверен Павел Беленко.
Российская vs иностранная компания
Как и в случае с масштабом организации, большое значение для работодателя имеет то, в какой компании работал кандидат раньше — в российской или иностранной. Корпоративная этика, деловая культура, особенности организации трудового процесса в российских и иностранных компаниях разительно отличаются. Именно поэтому попасть на работу в иностранную компанию без соответствующего опыта практически невозможно.
«У российских и иностранных компаний совершенно различные требования к сотрудникам. Для работы в иностранной компании недостаточно хорошо знать иностранный язык. Туда стараются брать сотрудников с вузовской скамьи, «пропускать» их через стажировки, либо приглашать работников из других иностранных компаний. Поэтому, если кандидату уже больше 27 лет и он решил сменить сферу и перейти из российской компании в иностранную, ему нужно быть готовым к отказу или как минимум к долгому поиску работы, даже при условии хорошего знания иностранного языка», — комментирует Павел Беленко.
Самый объективный показатель: функционал
Самый простой способ понять, ваша это вакансия или нет, — честно ответить на вопрос, умеете ли вы делать то, что нужно работодателю. В любой вакансии всегда подробно перечисляется необходимый функционал. И вероятность того, что на кандидата обратят внимание, если у него нет нужных знаний и опыта, весьма мала. Поэтому стоит оценивать предложение о работе объективно. Если навыки есть — смело откликайтесь на вакансию. Если навыков не хватает — отказ весьма вероятен.
«Очень важно, чтобы человек мог справиться с заявленным в вакансии функционалом. Если функционал вакансии не соответствует опыту кандидата, его, скорее всего, не возьмут на работу. По крайней мере, если поиск работы идет через интернет. Если кандидата порекомендуют знакомые, тогда работодатель может рискнуть. Если же отбор идет формально по резюме, то шансы невелики», — считает Павел Беленко.
Ранний старт — залог успеха
Опыт работы можно получить только в процессе работы. Даже самое лучшее образование не делает специалиста конкурентоспособным на рынке труда. Работодатели часто отказывают кандидатам без опыта даже не из-за того, что те ранее не работали. Дело в том, что выпускники, которые не попробовали себя «в деле», часто не умеют брать на себя ответственность, которую должен нести сотрудник организации. И работодатели стараются в этом вопросе не рисковать. Отсюда и отказы, которые получают выпускники без опыта работы.
«Чаще всего молодые специалисты (до 30 лет) уверены, что их образование позволит им справиться с профессиональными задачами, но это маловероятно. Работодатель предпочитает в таком случае не рисковать. Молодым специалистам лучше начинать развиваться еще во время учебы, приобретать опыт со студенческих лет, расти в рамках одной компании и уже потом, имея нужный опыт, переходить на другую работу. В интересах студента — начать работать примерно на третьем курсе и к моменту окончания вуза вырасти до конкурентоспособного специалиста», — уверен эксперт.
Время и терпение
Как бы то ни было, поиск «своей» вакансии и вместе с ней хорошей работы требует сил и времени. Не стоит бояться отказов или бросать попытки из-за того, что вам отказали. Рано или поздно хороший специалист все равно найдет свое место работы.
«Даже если кандидату понравилась вакансия и он на нее откликнулся, все равно должно пройти время, чтобы работодатель обратил на него внимание и пригласил на собеседование. Возможно, кто-то успел откликнуться на вакансию раньше. Или спрос на нее слишком велик — и работодатель рассматривает несколько возможных сотрудников. В любом случае качественный поиск работы требует не менее трех часов в день. Также важно помнить, что искать работу нужно не только на сайтах поиска работы, но и через знакомых. Сегодня на поиск хорошей работы уходит в среднем три-четыре месяца. Но тот, кто стремится, неизбежно добивается успеха», — заключает Павел Беленко.
Задайте себе эти 2 вопроса, чтобы сделать правильный выбор между более престижной и более интересной работой
Из практики системного рекрутера
Николай, москвич, 25 лет, инженер-электроник 2-й категории, работает больше четырех лет на государственном научно-производственном предприятии, обучается в аспирантуре. Есть публикации в научных журналах, выступает на конференциях, уже есть свой зарегистрированный патент. Откликнулся на вакансию аналитика-стажера с небольшой заработной платой в компанию системного интегратора.
На собеседовании пояснил, что решился на смену профессии, потому что не видит для себя перспектив развития в сфере электроники в России, переезжать же в страны, где такие специалисты нужны, он не хочет. А вот автоматизация процесса производства и продаж становится все более востребованной, и Николай в качестве аналитика мог бы преуспеть.
Мы подробно обсудили серьезность намерения. Потери в зарплате на ближайшие три месяца составляли бы третью часть от того небольшого уровня дохода, который Николай имеет на пятом году работы на НПП. Но уже через три месяца, закончив стажировку и сдав экзамен, он вышел бы на сегодняшний уровень, а через полгода готовился бы к переходу на новый.
В компании существует система грейдов, что и есть система зависимости заработной платы от профессионального роста. Что немаловажно, этот рост может быть разным, в зависимости от способностей и желаний специалистов. Можно идти по пути повышения статуса от постановки задач 2-3 коллегам до руководства проектом или проектами. А можно углубляться в экспертизу определенной платформы или нескольких продуктов, архитектуру, в одну из отраслей экономики или наставничество. Так, у аналитика-стажера, склонного к углублению в процессы, есть дорожная карта последовательного наращивания компетенций по уровням Junior, Middle, Senior, Lead Analyst или Expert, с сопровождением роста зарплаты и бонусов на каждом этапе.
Все это мы проговорили, я убедилась, что у кандидата есть все необходимые свойства для того, чтобы уложиться в испытательный срок и через три месяца освоить учебный план, сдать экзамен и выйти на уровень зарплаты его компании в должности младшего аналитика. Почему я в этом была уверена? Я увидела в резюме, а потом подтвердила на собеседовании наличие всех признаков основательного подхода к процессу работы и учебы, добросовестность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Николай обладает развитым аналитическим мышлением, что так необходимо для работы аналитика. Естественным для себя образом сосредоточен на деталях, в разговоре не стесняется задавать уточняющие вопросы, проясняет суть, имеет хорошую память, склонен к поиску новых знаний и под руководством опытного наставника быстро почувствует свои силы в новой профессии.
Определитесь, важна ли для вас карьера
Если вы хотите забраться как можно выше по карьерной лестнице, выбирайте работу с бóльшими перспективами, а от второго варианта откажитесь без сомнений. Не секрет, что некоторые компании не приветствуют слишком активное проявление инициативы со стороны сотрудников, предпочитая, чтобы они оставались всегда на первоначальной должности, выполняя не больше и не меньше намеченного плана.
Поэтому заранее говорите, к чему вы стремитесь, и уточняйте, может ли выбранный работодатель вам это предложить.
Мы идеально подходим друг другу, но будем ли мы вместе?
Единственное, что меня беспокоило — это расставание Николая с местом, на котором проработал больше четырех лет. Все вышеперечисленные качества говорят о том, что для такого человека новое — всегда стресс, а замена старого на новое — стресс вдвойне. Решиться на такой шаг ему будет сложно, и только обещанной перспективы, хоть и очень привлекательной, здесь мало. Обязательно должно быть еще побуждение с тыла, толчок к уходу из прежней компании. Это может быть обида на руководство, сокращение, кардинальные изменения или необходимость содержать семью, или вдохновение и поддержка близкого человека.
Для таких людей прошлое имеет больший вес, чем будущее. Быстрый карьерный рост, высокие зарплаты, бонусы за достижение результатов — это все не про них. Звучит неплохо, но не это главное. В душе отзываются теплотой воспоминания о первом месте работы, первом опыте, о коллегах, с которыми полпуда соли съели, благодарность наставникам, так много вложившим в начинающего специалиста за это время. Особую внутреннюю боль вызывают и незавершенные процессы. А у нашего кандидата остается незаконченной аспирантура, связанная с работой на предприятии. Прекращение работы влечет за собой уход из аспирантуры. Все это вместе вызывает ощущение предательства, чувство вины, недовольства собой.
Непростое состояние для человека, внутри которого происходит борьба двух сил: рациональной, движущей вперед, и тормозящей, оправдывающей и сохраняющей прошлое. Ведь в реальности существует и недостаток денег, и ощущение непризнанности, застоя, ведь вокруг люди за свой труд получают гораздо больше, создают что-то новое, важное для общества, понимая ценность своего вклада. И в то же время есть чувство, что главное — в стабильности имеющегося, страх перемен. Что же возьмет верх? Мы решили проверить.
Будьте честны с собой
Когда вы разобрались со всеми открывающимися перспективами, зарплатой и карьерным ростом, ответьте сами себе, зачем вам нужна эта работа, чего вы ждете от нового проекта, какой видите свою жизнь после принятия окончательного решения. Если вы выбираете «площадку для старта», отдайте предпочтение варианту с бóльшими возможностями для собственного развития. Если находитесь в поиске стабильности, выбирайте предложение с гарантированными неизменными условиями и так далее.
Какой бы вариант вы ни предпочли, никогда не стоит ни о чем жалеть. Помните, что каждый поворот и каждая новая дорога — это всегда дорога в будущее, и лишь от вас зависит, какие уроки вы извлечете из последствий принятых решений. Work.ua желает вам сделать правильный выбор!
Читайте нас в Telegram
Выбор или Вынужденность. Как Научиться Делать Выбор?
Конечно, это также учитывается, когда нужно принять решение, но в то же самое время они не смогут дать вам понять, что представляет собой сама компания.
Подберите для каждого из вариантов решения несколько прилагательных, а затем примените их по отношению к самому себе. Скажем, вы выбираете между 2 предложенными должностями: одна — динамичная, требующая коммуникабельности и постоянных передвижений, другая — стабильная, подразумевающая вдумчивый подход и внимание к деталям.
Со стороны это может выглядеть как легкая форма раздвоения личности, но попробуйте представить на своем месте другого человека (друга, коллегу). Сделайте вид, что проблема выбора — его, а не ваша. Абстрагируйтесь, отойдите в сторону, понаблюдайте, а затем дайте совет.
В самом начале компания решила, что нехватка людей лучше, чем неправильные люди. Поэтому поиск нового сотрудника представлял собой жесткий процесс систематического отбора.
Этот человек оказался в ситуации, когда изменения для него настолько жизненно значимы, что если они не наступят в самое ближайшее время, то душа окажется смертельно больной.
Мы, разумеется, решили взять тех, у кого было 9 и 10. Всех, у кого было меньше 7, мы вычеркнули. Теперь перед нами стояла неочевидная задача оценки промежуточных кандидатов с баллами 7 и 8.
В следующем абзаце мы попробуем проанализировать все важные пункты с целью помочь выбрать между двумя предложениями о работе, и самое главное, не пожалеть о своем выборе.
Например, многие до сих пор не понимают, как заводить ребёнка, когда у тебя много работы, хотя есть миллион тысяч нянь и сервисы доставки еды детского питания.
Например, вы можете устроиться на работу за меньшее количество денег, которая не будет идеальной для вас, но в такую компанию, которая делает ставку на эти три важнейших критерия. Если вы действительно хороши в своем деле, повышение будет обеспечено в любом случае.
Занимается ли компания обучением и, если нужно, переквалификацией своих сотрудников (известно, что не всегда возможно перенести опыт работы, который получен на предыдущем месте работы, и применить его на новом месте). Сегодня, на запрос «Как выбрать между…» поисковая система Google выдала около 8 млн. результатов. Конечно, подобный запрос очень широкий и пользователь интернета просто «утонет» в результатах поиска. Для этой цели мы предлагаем вам информацию о том, как выбрать между двумя предложениями о работе.
А теперь разберем подробнее. Хочу отметить, что практически все причины между собой связаны. Сейчас вы в этом убедитесь.
Игорь Кукшин 06.09.2016, 20:55
чем-то похоже на выбор любовницы…
Виктория Фёдорова 07.09.2016, 16:36
Все равно пока не поработаешь, не поймешь, поэтому методы таблицы, на уровне материального и тд и тп и др до одного места
Елена Полосмина 11.11.2016, 22:37
Сложно выбраьть даже из двух одну. Ведь первое впечатление о людях, атмосфере, финансах, месторасположении может быть обманчиво. На себе испытано.
Александр Бескоровайный 25.09.2018, 20:48
Игорь Троцько 27.09.2018, 11:51
Очень полезные советы, надо вдумчиво читать и размышлять как применять эти советы в своих обстоятельствах
Ольга Березовская 03.10.2018, 14:10
Спасибо команде Work.ua за дельные советы))
Юрий Вартик 31.10.2019, 05:45
Спасибо компании Work.ua за хорошие советы и рекомендации поиску работы.
Елена Коптева 25.02.2020, 22:23
Спасибо за полезные советы.
Інна Телешенко 30.06.2020, 21:53
Для какой страны эти советы, откуда Вы их скопировали. В нашей стране менталитет противоположный всем европейским странам. Даже в России по-другому. У нас : обмануть, выжать все что можно, унизить, выгнать — ВСЕ.
Ольга Русакова 22.07.2020, 13:53
Была у меня ситуация,два хороших варианта,похожи между собой,но один все таки выгоднее,устроилась,все шикарно,но……Через год условия работы изменились,вдруг,стало хуже,чем второй вариант.Уволилась,была возможность перейти ко второму варианту,устроилас шикарно и через год опять та же лажа.А оба варианта при поступлении были представлены на собеседовании идеально.
Юлія Сорока 13.08.2020, 23:58
Очень часто работодатели на собеседованиях любят приукрасить, а когда начинаешь работать оказывается все не так уж и хорошо.
Сергей Бабич 29.08.2020, 15:46
100% согласен. Да в принципе и кандидаты стараются себя приукрасить. Но, если работодатель натрындел, то и реакция работника будет соответствующая
Руслан Кашинський 26.03.2021, 19:47
Вот и у меня сейчас задача. Предложение с перспективой, или предложение денежной работи. И там и там деньги, но на денежной Джек пот-квартира, машина, а вторая виезд за границу-что там ждет неизвесно. А уже 45 лет скоро..
Инна Бабенко 01.04.2021, 21:56
В возрасте 50 лет не принимают на работу. Пенсию не платят еще. Опыт работы есть, но из за возраста отказывают.
Саморазвитие без фокусов
Представляете, какого успеха можно было бы достичь, если всегда легко и быстро делать правильный выбор? Поступать в самый перспективный вуз? Выбирать именно того партнера, который принесет истинное счастье в личной жизни? Правильно определять преимущества той или иной вакансии? Выбирать самые лучшие акции для вложения денег? Такой человек, наверное, стал бы властелином мира за пару лет. Оторвемся от мечтаний и вспомним, как мы обычно делаем выбор в реальной жизни. Депрессия, метания от одного к другому, желание совсем не выбирать или просто подбросить монетку…
Ремарка: Говорю, разумеется, попробовав на своей шкуре и понаблюдав за знакомыми. Пару дней терзался сложным выбором. Разозлился, собрал мысли в кучу, чтобы сделать алгоритм правильного выбора. У меня есть неписанное (уже писанное;) правило: если что-то получается плохо, сделай это лучше всех.
Итак, ситуация всем знакома: нужно принять какое-то решение, выбрать между несколькими вариантами чего-то (на какую работу устроиться, какую девушку выбрать, куда вложить деньги). Как же сделать правильный выбор? Давайте разбираться.
Для начала несколько замечаний.
1. Нужно понимать, что наша информация об имеющихся вариантах в любом случае неполна (увы, будущее мы прозревать не умеем, ситуация всегда может измениться). Поэтому сделанный самым тщательным образом, хорошо продуманный и обоснованный выбор может оказаться в итоге неверным.
Из этого факта есть два следствия:
— во-первых, делая выбор, неплохо быть чуточку фаталистом. Нужно говорить себе что-то вроде: «какой бы выбор я ни сделал, я сумею потом воспользоваться всеми выгодами и справиться с негативными последствиями». Зачем нужно понимание того, что идеальный выбор сделать принципиально невозможно? (Потому что возможно угадать с выбором и остановиться на идеальном варианте, но именно угадать) Так вот, это нужно для того, чтобы снизить напряжение в процессе выбора. Депрессия, плохое настроение – абсолютно не нужны и никак не способствуют правильному выбору. Да и вообще ничему хорошему;)
— с другой стороны, это означает, что снизить вероятность неправильного выбора можно, добывая новую информацию. Поэтому нужно стремиться как можно более полно изучить предметы выбора.
2. Зачастую нас посещает желание оставить все как есть и не выбирать как можно дольше. В большинстве случаев такая тактика не слишком разумна. Вы ведь хотите управлять своей жизнью? Или нет? Вам все равно, какой она будет?
Так что если есть желание не выбирать вообще, то лучше всего успокоиться, отдохнуть душой, и вновь взяться за решение проблемы выбора немного погодя. «Утро вечера мудренее». Можно выспаться и на свежую голову, не замусоренную негативными эмоциями все взвесить и сделать, наконец выбор.
Техники принятия решений.
Каким образом можно делать выбор? Есть несколько способов:
1. Просто сесть (прогуляться, лечь в ванну, и тд – кому где удобнее) и подумать. Покрутить в голове варианты, прикинуть что и как.
2. То же самое, но обдумывать варианты не бессистемно, а на бумаге или в компьютере. Написать: «Вариант 1» — и его характеристика, что нравится, что не нравится, каковы преимущества и недостатки. 3. Делаете табличку следующего вида (кликните, чтобы увеличить):
Она довольно очевидная, но все же поясню: вы оцениваете каждый из вариантов по нескольким (чем их больше, тем лучше) критериям. Например, в случае с выбором работы это могут быть: зарплата, наличие свободного времени, перспектива для роста, психологический комфорт, социальный статус и так далее. После оценки вы просто складываете результаты по отдельным вариантам и с легким сердцем выбираете вариант, заработавший наибольшее количество баллов.
Этот способ принятия решений хорош не только и не столько сам по себе, а тем, что позволяет взглянуть на различные варианты с разных сторон, проанализировать разные аспекты принимаемого решения. Благодаря этому методу выбора между альтернативами вы наиболее полно представляете себе общую картину.
4. Наоборот, никакой формалистики. Доверьтесь подсознанию: спросите себя, а какой вариант выбора принесет мне облегчение и хорошее настроение прямо сейчас?
Четвертый вариант, кстати, тоже имеет право на существование. Разным людям подходят разные методики, причем иногда стоит отказаться от обычного способа мышления (то есть людям с аналитическим умом попробовать расслабиться и сделать выбор интуитивно, а творческим натурам, напротив, кропотливо расчертить табличку). Это, опять же, позволит увидеть проблему и ваши варианты более полно.
Успехов! Пусть выбор всегда будет правильным!
Интересно? Полезно? Подписывайся на обновления, чтобы быть в курсе! Источник — Саморазвитие и успех
Как принять трудное решение: восемь надежных способов сделать правильный выбор
Как вы считаете: многие блестящие идеи так и не были реализованы из-за отсутствия денег? Или же деньги отсутствуют из-за того, что эти идеи не были реализованы? Откажете ли вы себе в развитии и движении вперед, если вам кажется, что у вас на это не хватает средств? Как бы фантастически это не звучало, но если вы сделали правильный выбор — деньги всегда найдутся.
Ваша вторая половинка хочет приятно провести вместе время. Ваш начальник с нетерпением ждет готовой работы. Если оценивать объективно, то ужин не был запланирован лично вами, а работа как раз стоит в графике невыполненных дел на этот вечер.
Если вы слышите много обвинений по поводу того, что много времени проводите на работе, нужно найти баланс. То есть понять, почему так сложилось, что вы должны чувствовать себя виноватым, и можно ли решить это диалогом или психотерапией. Это такая вещь про договор. Если договорённости не работают, отношения сами по себе разрушатся.
Выбор в пользу будущего — это риск и неопределенность. К чему приведет эта дорога можно только предполагать, а гадание на кофейной гуще не располагает к стабильности. Выбор в пользу будущего разрушает рамки зоны комфорта человека, а это — прогресс и развитие. Оставаясь в своем уютном коконе, сотканном из всего привычного, человек стоит на месте, он не движется вперед, а деградирует.
Как выбрать между двумя предложениями о работе
На этом этапе не делалось никакого предложения, чтобы обе стороны могли чувствовать себя максимально свободно. Если всё совпадало, то кандидат проходил финальное собеседование и получал предложение о работе. Если уверенность не была полной, то он получал отказ.
Мы хотим рассказать вам об удивительной и очень простой технике 7 вопросов, которые позволят оценить ситуацию с разных точек зрения, избавиться от сомнений и вывести умение совершать правильный выбор на новый уровень.
Этот метод подходит для разруливания текущих проблем в бизнесе, коллективе, личной жизни. Например, ваш сотрудник невежливо разговаривает с клиентами и не реагирует на замечания. Вопрос: сразу уволить его или пытаться перевоспитать? Попробуйте воспользоваться приемом “если — то”. Скажите себе: если он еще раз позволит себе некорректное обращение с клиентом, вы лишите его премии.
Учитесь отпускать прежний негативный опыт, ведь не только вы в тех ситуациях были учеником, но и люди, оказавшиеся с вами в событии тоже проходили опыт и он им был нужен точно также, как и вам.
Этот метод подходит для разруливания текущих проблем в бизнесе, коллективе, личной жизни. Например, ваш сотрудник невежливо разговаривает с клиентами и не реагирует на замечания. Вопрос: сразу уволить его или пытаться перевоспитать? Попробуйте воспользоваться приемом “если — то”. Скажите себе: если он еще раз позволит себе некорректное обращение с клиентом, вы лишите его премии.
Это не магия и не мистика. Уверяю Вас в том, что это может каждый. Вам больше не придется ходить кругами и ломать голову над тем как поступить.
Временно отключите информационный шум, расслабьтесь и позвольте своему разуму самостоятельно найти верный ответ, ведь неспроста многие ученые совершали свои великие открытия во сне. К определенному возрасту каждый из нас обзаводится собственным стилем поведения в целом и принятия решений в частности. Сломайте шаблон и поспорьте с самим собой, поставив под сомнение очевидные факты в отношении каждого варианта развития событий.
Постарайтесь встретиться как можно с большим количеством сотрудников из обеих компаний. Люди имеют большее значение, чем что-либо еще.
Легко определиться с выбором, когда один из вариантов очевидно лучше / выгоднее / перспективнее. И мучительно сложно, когда на чашах весов представлены равноценные альтернативы.
Верная и точная формулировка проблемы – это очень важно, поскольку уже в ней содержатся зерна ее решения.
Причем, чтобы открыть дело, нужно было переехать в другой город. Но его семья была категорически против.
Задайте себе вопрос: вам действительно это нужно или вы соглашаетесь из необходимости, хотя поворачиваетесь совсем не в том направлении, куда вы стремитесь? Ведь один из главных факторов успеха — последовательность, так что всегда имейте в виду, совпадает ли данное решение с вашим видением, и не сбивает ли оно вас с вашего курса?
Вроде бы совершенно простое слово – «выбор». Но как много всего в нём заключено! Сделать выбор – что может быть проще? Нужно всего лишь выбрать – определиться с каким-то вариантом. Но почему сделать этот самый пресловутый выбор бывает так сложно? И – вот парадокс – чем больше у человека вариантов, тем сложнее выбрать что-то одно.
В суете бытовых дел, не многие из нас могут услышать шепот души. Между тем, как голос эго (человеческой личности), громок и заглушает наше Истинное или Высшее Я.
Правильный выбор в жизни
Оценивать сложившиеся обстоятельства и делать выбор легче всего в спокойной обстановке, в комфортных условиях. Четко сформулируйте ситуацию и напишите это на листке бумаги. Это может быть вопрос: » какую работу или профессию выбрать?», «Какого мужчину выбрать?». Это может быть утверждением: «хочу жить самостоятельно от родителей!», «хочу найти новую жилплощадь!». Добавьте поясняющие слова:
на какую сумму рассчитываете; какой срок перед собой ставите.
Подумайте, кто из близких или знакомых может повлиять на ваш выбор. Разделите лист на две половинки и озаглавьте каждую из них в соответствии с вариантами решения. В столбцах укажите плюсы каждого варианта и минусы. Запишите количество возможных потерь и уровень риска.
Когда все расписано на бумаге, кажется, что выбор готов, но прислушайтесь к вашим сомнениям. Если их слишком много, обратитесь к родственникам, друзьям или старшим знакомым, которым доверяете. Расскажите подробно о положительных сторонах дела и о сомнениях, которые страшат.
Обязательно обсудите возможные жизненные перемены с родителями и с теми, кого они коснуться. Ведь эти люди должны знать, что происходит и они имеют право принимать вносить свою лепту.