Как выбрать мундштук для саксофона

Размеры мундштуков для саксофона

Какие бывают размеры мундштуков для саксофона? Что это такое, и как измерить? Как правильно подобрать раскрытие мундштука в зависимости от уровня владения инструментом, стиля и пристрастий? Как соотносятся размеры мундштуков для саксофона у разных производителей? В данной статье постараемся ответить на все эти вопросы. Рекомендуем прочитать наши рекомендации по выбору модели мундштука для саксофона в зависимости от стиля/исполнителя.

Размер мундштука для саксофона (или раскрытие/открытие пасти мундштука) — это расстояние между тростью и кончиком мундштука (отмечено на картинке как TIP SIZE). Это число обычно гравируется в хвостовой части мундштука или на площадке. Чем меньше размер, тем меньше раскрытие и, соответственно, это самое расстояние; чем больше размер, тем больше раскрытие/расстояние.

Популярные размеры мундштуков для саксофона

Как выбрать мундштук для саксофона. Смотреть фото Как выбрать мундштук для саксофона. Смотреть картинку Как выбрать мундштук для саксофона. Картинка про Как выбрать мундштук для саксофона. Фото Как выбрать мундштук для саксофона

По таблице выше видно, что, например, для саксофона-тенора исполнители классической музыки чаще всего используют размер 4, учащиеся используют размеры 3-5, для живых выступлений в составе группы подходят размеры 4-6, для игры в биг-бенде идеальны размеры 6-8, а для сольных партий в стиле джаз/рок лучше использовать размеры 7-9.

Соответственно, популярные размеры мундштуков для саксофона-альта следующие: 3-4 для классической музыки, 3-5 для учащихся, 4-6 для живых выступлений, 5-8 для биг-бенда, 7-9 для сольных партий в джазе/роке. По аналогии и для саксофона-сопрано, и для баритона, и для кларнета.

Довольно часто можно встретить промежуточные размеры, которые маркируются значком звездочки. То есть размер 7* — это больше 7, но меньше 8.

Характеристики мундштуков в зависимости от размера

Для разных стилей игры подходят разные открытия пасти мундштука (размеры), при этом чем чаще музыкант занимается, тем сильнее становится его амбушюр (положение губ, языка и лицевых мышц музыканта) и тем больше размер мундштука начинает использоваться. Поэтому нет какого-то универсального «правильного» размера мундштука. Используйте тот размер, который вам удобен.

Размеры 3-4 характеризуются легкостью звукоизвлечения, чистой интонацией. Есть негативные моменты: трость может «затыкаться», трудно делать бенды (подъезды к нотам). Лучше всего подходит для мундштуков без моста, либо со «скругленным» мостом, а не ступенькой. Важно выбирать мундштук с большой или средней камерой, иначе у звука не будет тела.

Размеры 5-7 также характеризуются легкостью звукоизвлечения, но уже требуют больше усилий. Хорошая интонация, при этом удобно делать бенды. Подходят все типы мостов, но мосты в виде ступеньки могут вызвать трудности. Особенно хорошо звучат мундштуки с большой камерой.

Размеры 8-10 характеризуются мощным звуком, но сложностью в звукоизвлечении (требуют очень много воздуха). Легко делать бенды (подъезды), но трудно чисто интонировать, нужны регулярные занятия. Лучше всего звучат мундштуки с мостом в виде ступеньки, безмостовые могут звучать скучновато. Мундштуки с большой камерой требуют ну очень много воздуха, средней камеры вполне достаточно.

Соответствие размеров у разных производителей

Ниже представлены сравнительные таблицы размеров мундштуков разных производителей, современных и винтажных.

Источник

Идеальный мундштук для начинающих

К нам довольно часто обращаются с вопросом: «Какой мундштук купить юному саксофонисту/начинающему для обучения?». Много денег тратить не хочется, так как нет уверенности, что чадо будет серьезно заниматься музыкой. При этом родители понимают, что дешевый китайский инструмент вряд ли будет способствовать обучению ребенка, но вот мундштуку внимание практически не уделяется. В лучшем случае преподаватель посоветует по старой памяти «какой-нибудь Vandoren с маленькой пастью», а то и предложит заниматься на комплектном мундштуке от купленного саксофона.

Профессиональные музыканты знают, что звук формируется в мундштуке саксофона (или «в голове», как любят говорить), поэтому качественный мундштук + средний саксофон позволяют прогрессировать значительно быстрее, чем кривой мундштук + профессиональный инструмент. И для начинающего очень важно учиться играть с правильной постановкой амбушюра и красивым звуком.

Мундштук для начинающих должен обладать следующими характеристиками:

Мундштуки «широкого потребления» от известных производителей (которые часто рекомендуют начинающим) редко соответствуют всем заявленным критериям, так как либо обладают серьезными погрешностями в размерах (встречаются сильно кривые экземпляры), либо заметна серьезная экономия на материалах, из-за стремления удешевить и больше заработать. Конечно, настоящий профессионал сможет красиво сыграть на любом инструменте и мундштуке (ну или почти любом), но вот для начинающего это превращается в каторгу и приводит к отказу от занятий.

Так какой мундштук выбрать?

Theo Wanne производит мундштуки для профессионалов мирового уровня, но не все модели можно рекомендовать начинающим из-за наличия моста и большой пасти. Так как чаще всего начинают занятия с саксофона альта, то и рекомендации мы дадим для альтовых мундштуков. Больше всего для начинающих подходят 2 модели:

Очень важно, что приведенные выше мундштуки не только полностью соответствуют высоким стандартам Theo Wanne, но и обладают приемлемой ценой, которая в 2 раза ниже других знаменитых профессиональных моделей Theo Wanne.

В рамках небольшой заметки трудно дать развернутые рекомендации, поэтому звоните и пишите, мы будем рады помочь!

Источник

Что нужно начинающему саксофонисту или как выбрать саксофон и комплектующие

Как выбрать мундштук для саксофона. Смотреть фото Как выбрать мундштук для саксофона. Смотреть картинку Как выбрать мундштук для саксофона. Картинка про Как выбрать мундштук для саксофона. Фото Как выбрать мундштук для саксофона

Алгоритм выбора саксофона и его аксессуаров.

1. Купить или арендовать? Новый или подержанный?
2. Сопрано, альт или тенор?
3. Выбор мундштука.
4. Выбор лигатуры.
5. Выбор стрэпа.

1. Купить или арендовать? Новый или подержанный?
Первое с чего начинается процесс обучения игры на саксофоне – это поиск инструмента. Вы можете купить или арендовать саксофон. Если Вы все-таки собрались покупать инструмент необязательно выбирать новый, самое главное чтобы все подушечки на инструменте плотно закрывали отверстия.

3. Выбор мундштука.
Для выбранного Вами саксофона нужно подобрать мундштук, так как «родной» мундштук в комплекте часто бывает не очень хорошего качества. Я рекомендую выбрать для начала обучения классический мундштук: для сопрано-саксофона Vandoren SL3; для альт-саксофона Vandoren A17, A27, A28; для тенор-саксофона Vandoren T20. Обязательно купите наклейку для мундштука, она защитит ваш мундштук от повреждений.

4. Выбор тростей.
Трости бывают разной толщины и в зависимости от этого они нумеруются от самой легкой №1 до самой тяжелой №5. Я выбираю Vandoren Traditional (синяя пачка), советую выбирать легкие трости, чтобы начинающему исполнителю было легко издавать звук. Для детей это №1, №1.5 (для сопрано-саксофона самые легкие №1.5); а для взрослых это №1, №1.5, №2. Номер трости каждый выбирает индивидуально, толщина трости не влияет на качество звука.

5. Выбор лигатуры.
Следующий шаг – это выбор лигатуры. Лигатуру можно взять «родную», которая есть в комплекте. Здесь важно, чтобы лигатура хорошо прижимала трость к мундштуку. Как это проверить? Ставите трость на мундштук, затягиваете лигатуру, закрываете ладонью «эску» и вытягиваете воздух из «эски», если вакуум сохраняется в течении 2-4 секунд, значит все в порядке. Для новичка дорогая, фирменная лигатура не имеет особого значения, так как на звук, еще несформировавшийся, сильно не влияет.

6. Выбор стрэпа.
Заключительный шаг – это выбор стрэпа (еще его называют гайтан, ремень, подвеска или ошейник). Это подвесная система которую Вы вешаете на шею или на плечи, а на крючок вешается саксофон. Выбор стрэпа играет важную роль, так как от комфорта зависят Ваши ощущения во время игры на саксофоне. Здесь смотрите на такой параметр как длина стрэпа, так как от расположения саксофона будет зависеть успешность звукоизвелечения.

Источник

Мундштук для саксофона: как выбрать?

Мундштук для саксофона в большинстве случаев влияет на звук больше чем сам инструмент (если он исправен конечно), поэтому покупка хорошего мундштука — это дело первостепенной важности для саксофониста.

Для начала нужно определить концепцию вашего звучания. Тео Ванн (США) разделяет тембр саксофона на 4 группы: темный винтажный звук, традиционный джазовый саунд, современный яркий звук и самый яркий/резкий звук. В приведенной выше таблице в левой половине Тео распределил легендарных саксофонистов по группам тембра. В следующем столбике указаны мундштуки разных производителей, которые позволяют достичь похожего звучания. Затем указана модель мундштука Theo Wanne, которая не просто похожа по звуку, но и улучшает тембр (расширяет низ, добавляет «песочек» в звук и т.д.) благодаря внедренным патентам, технологичности и точности производства. В последней колонке указаны современные саксофонисты, которые уже сделали свой выбор в пользу мундштуков для саксофона Theo Wanne.

«Самый лучший способ понять преимущества мундштука для саксофона Theo Wanne — это попробовать его лично. Сразу ощущается появление какого-то нового измерения в звуке, совершенно другая глубина и тембр.»

Как пользоваться таблицей?

В начале таблицы расположены исполнители с темным, мягким звуком. Самым темным и винтажным звуком из тенор-саксофонистов приведенных в таблице обладал Ben Webster, который играл на винтажном Otto Link «Master Link» 1940-х годов. Похожий звук можно получить на мундштуках Berg Larsen 3 Baffle и Mc Gregory. В линейке Theo Wanne данный тембр представлен линейкой мундштуков AMBIKA, которые благодаря ряду инноваций позволяют добиться более глубокого тембрального окраса. Современные звезды, которые играют на мундштуке AMBIKA: Reggie Padilla из оркестра Глена Миллера, Doug Lourence (Count Basie), Karl Hunter (Big Bad VooDoo Daddy).

Дальше расположены саксофонисты с традиционным темным джазовым звуком: John Coltrane, Cannonball Aderley, Dexter Gordon и кларнетист Benny Goodman. Их звук идеально повторяет и дополняет линейка мундштуков GAIA, а также недавно выпущенные альтовый NY BROS (улучшенный винтажный Meyer) и теноровый Slant Sig (легендарный Otto Link). На этих мундштуках играют такие звезды как Jan Garbarek, Tony Lakatos и многие другие.

Затем идут исполнители с ярким современным звуком: Kenny G, Art Pepper, Michael Brecker и Doc Kupka. Мундштук для саксофона DURGA полностью соответствует этой концепции. Многие звезды сделали выбор в пользу этой линейки: Gerald Albright, Najee, Adrian Crutchfield, Nelson Rangell и другие.

Как выбрать мундштук для саксофона. Смотреть фото Как выбрать мундштук для саксофона. Смотреть картинку Как выбрать мундштук для саксофона. Картинка про Как выбрать мундштук для саксофона. Фото Как выбрать мундштук для саксофона

Внизу расположились звезды с суперъярким, острым звуком. Прекрасный образец — David Sanborn и Lenny Picket. Для альта такой же звук позволяет получить кастомный мундштук от номинанта Грэмми Mindi Abair (American Idol, Aerosmith), а для тенора сложно превзойти по звуку мундштук SHIVA.

Почему стоит выбрать мундштук для саксофона Theo Wanne?

Самый лучший способ понять преимущества мундштука для саксофона Theo Wanne — это попробовать его лично. Сразу ощущается появление какого-то нового измерения в звуке, совершенно другая глубина и тембр. Это тяжело передать словами, но отрыв от остальных производителей современных мундштуков огромный. Поэтому сегодня остается только один выбор: какую именно модель Theo Wanne взять.

Источник

Лучший мундштук для саксофона альт!

Какой мундштук для саксофона альт самый лучший? Многих начинающих саксофонистов (и не только) мучает этот вопрос. На него нет и не может быть однозначного ответа, так как для разных стилей музыки подходят совершенно разные мундштуки. Но если выбирать лучший (или лучшие) мундштук для саксофона альта для конкретного стиля музыки, то у этой задачи решение есть!

Конечно, мундштук для саксофона альт– вещь в принципе очень индивидуальная, но статистика штука упрямая, и вполне можно оценить, насколько часто те или иные модели встречают восторженные отзывы и пользуются популярностью у известных исполнителей. Поэтому для каждого стиля приведу пример характерного исполнителя, которого можно взять за эталон.

Лучший мундштук для саксофона альт для исполнения традиционного джаза

Характерный исполнитель, являющийся одним из эталонов стиля — Cannonball Adderley.

Как выбрать мундштук для саксофона. Смотреть фото Как выбрать мундштук для саксофона. Смотреть картинку Как выбрать мундштук для саксофона. Картинка про Как выбрать мундштук для саксофона. Фото Как выбрать мундштук для саксофона

1. MEYER (все модели). Винтажные Майеры являются эталоном для традиционного джаза. Подробнее почитать о данных мундштуках можно в этой статье.
2. Theo Wanne NY BROS. «Доработанный» Meyer. Тот самый винтажный звук с расширенным низом, но без заоблачной цены. Немного ближе к современному звучанию будет Theo Wanne GAIA.
3. JODY JAZZ HR
4. MC GREGORY
5. SELMER HR

Современные саксофонисты с таким звучанием: Greg Abate (Phil Woods, Ray Charles), George Young (John Lennon, Madonna, Frank Sinatra, Rolling Stones).

Лучший мундштук для альт-саксофона для исполнения современного джаза

Характерный исполнитель, являющийся одним из эталонов стиля – Art Pepper.

Как выбрать мундштук для саксофона. Смотреть фото Как выбрать мундштук для саксофона. Смотреть картинку Как выбрать мундштук для саксофона. Картинка про Как выбрать мундштук для саксофона. Фото Как выбрать мундштук для саксофона

1. Theo Wanne DURGA. Уникальное сочетание яркого звука с «песком» и глубокого низа за счет технологии True Large Chamber.
2. LEBAYLE Metal Jazz и Studio
3. LAWTON
4. JODY JAZZ JET
5. BERG LARSEN 1 BAFFLE

Из современных саксофонистов характерно звучат Adrian Crutchfield (Prince, Bette Midler, Liv Warfield, Kim Waters) и Nelson Rangell (Gil Evans, GRP All Stars)

Лучший мундштук для саксофона альта для исполнения поп- и рок-музыки

Исполнитель с характерным звуком – David Sanborn.

Как выбрать мундштук для саксофона. Смотреть фото Как выбрать мундштук для саксофона. Смотреть картинку Как выбрать мундштук для саксофона. Картинка про Как выбрать мундштук для саксофона. Фото Как выбрать мундштук для саксофона

1. Dukoff
2. Beechler
3. Theo Wanne MINDI ABAIR CUSTOM
4. CLAUDE LAKEY
5. GUARDALA KING

Ярким примером такого звучания среди современных «модных» исполнителей является Mindi Abair (American Idol, Aerosmith, Bruce Springsteen).

Заключение

Любой мундштук для саксофона альт, из приведенных выше, является прекрасным выбором для саксофониста. При покупке важно проверить точность изготовления, так как многие производители грешат определенными неровностями площадки мундштука и рельсов. Такие мундштуки требуют доводки и выравнивания мастером. Высокоточное производство Theo Wanne и качество применяемых материалов позволяют изготавливать мундштуки с повторяемостью близкой к идеальной. Поэтому мы гарантируем: приобретенный мундштук Theo Wanne произведен с идеальной геометрией и не потребует последующей доводки мастером.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *