Как выбрать наставника в бизнесе
Путь истинный. 5 признаков хорошего бизнес-наставника
Кто такой ментор, чем он может быть полезен бизнесу и как его правильно выбрать? Как написано на сайте акселератора ФРИИ, для стартапа это одновременно и отец (дает полезные советы и показывает пример), и мать (подбадривает в случае неудач), и надсмотрщик с длинной плеткой (следит за фокусом на результат). Роль менторов в жизни предпринимателей в самом деле трудно переоценить. Как показало исследование международной сети Youth Business International (YBI), которая распространяет по всему миру программы бизнес-наставничества, 37% наставляемых на первом этапе опроса (февраль-март 2016 года) заявили о росте оборота предприятия в период работы с ментором. На втором этапе (июль-октябрь 2017 года) этот показатель вырос уже до 78%. Больше половины предпринимателей заявили, что без участия в программе наставничества положительные изменения в их бизнесе не произошли бы столь быстро, не были бы столь глубокими или вовсе не имели бы места. Один из российских предпринимателей, участник программы YBI, рассказал, что его выручка за период общения с бизнес-ментором выросла втрое, а клиентская база увеличилась почти в два раза.
Чтобы достичь такого результата, в YBI большое внимание уделяют выстраиванию отношений в паре «наставник — наставляемый». Например, предлагают менторам эталон для оценки эффективности их работы на каждом этапе общения с подопечными. В России профессия бизнес-ментора появилась не так давно, лет пять назад, поэтому предприниматели-ученики не всегда понимают, какие факторы могут повлиять на то, чтобы сотрудничество с ментором дало долгосрочный результат. Вот несколько правил выбора наставников, которые мы извлекли из собственного опыта и опыта других компаний:
Он умеет проигрывать
Менторами становятся не только предприниматели, имеющие богатый личный бизнес-опыт, но и топ-менеджеры компаний, инвесторы, консультанты, scrum-мастера. Большую пользу вашему стартапу принесет все-таки ментор-предприниматель, сам познавший и радость побед, и горечь поражений. Как отметил в одном из интервью основатель проекта Otus.ru Дмитрий Волошин, хороший наставник — тот, у которого было как минимум пять провальных бизнесов. Причины неуспеха обычно системные, объяснил он пользу такого опыта. И в этом смысле профессиональный неудачник ценнее как эксперт, чем тот, кто сделал успешный бизнес, возможно, по воле случая. Первый может подсказать много полезного — например, чего точно не стоит предпринимать. Успешный же бизнесмен зачастую грешит тем, что абсолютизирует свой частный опыт. По его мнению, если конкретная модель сработала в его ситуации, значит, она сработает и у других. Но такое случается не всегда.
Не давит авторитетом
Узнайте как можно больше о тактике ментора, с которым вам предстоит работать. Есть наставники, которые высказывают гипотезы, и есть те, кто не только подсказывает, но и помогает претворять решения в жизнь. Причем как именно они это делают — тоже важный момент. Есть те, кто буквально настаивает на своем мнении, что называется, «пушит» наставляемых. Однако хороший трекер не дает советов, он воздерживается от оценок — зато предлагает много полезной информации (находит, например, узкие места в бизнесе, точки роста, помогает выстроить взаимоотношения с людьми в команде) и рассказывает о собственном опыте, заставляя предпринимателей думать и самостоятельно приходить к тем или иным решениям.
Что касается нашего опыта, то в самом начале мы занимались организацией офлайн-хакатонов, но, оказавшись в «Лаборатории институционального проектного инжиниринга» (Лаборатория ИПИ) и начав общаться с ее председателем правления Артуром Пахомовым, поняли: технологические соревнования можно проводить и в режиме онлайн. Но польза от общения с ментором заключалась не только в этом. Раньше мы ориентировались исключительно на b2b-сегмент, а трекер показал нам возможности и в b2c-сегменте. Также по его подсказке мы решили проводить региональные офлайн-мероприятия не самостоятельно, а привлекать местных партнеров. Мы были уверены, что главное — продажи, гнались за операционной прибылью, а ментор направил нас в другую сторону, пояснив, что нужно развивать отношения с региональными организаторами и расширять сообщество пользователей платформы.
Потом компания приняла участие в конкурсе «Школы миллиардеров», нашим наставником стал Флориан Янсен, один из основателей и владельцев Lamoda. Его советы касались в основном управления. Благодаря ему мы поняли, как эффективнее контролировать работу подчиненных (в формате проверки, а не жесткой дисциплины), а также мы стали скромнее в вопросах начисления себе, как собственникам бизнеса, зарплат и бонусов, внедрили метод управления проектами OKR (Objectives & Key Results), который позволяет синхронизировать командную и индивидуальную работу за счет иерархии целей и показателей.
На рынке много примеров, как начинающие предприниматели, проанализировав предпринимательский опыт ментора, внедряли потом полезные решения в собственный бизнес. Так, известная интеллектуальной публике российская компания Level One (проводит офлайн-лекции на разные темы — от моды до искусства) в какой-то момент решила расширить сферу деятельности и выйти в онлайн-сегмент. Основателям бизнеса было интересно мнение со стороны, и они обратились за советом к своему ментору в той же «Школе миллиардеров» Александру Ларьяновскому, управляющему партнеру компании Skyeng. Он не скрывал от предпринимателей, как устроены бизнес-процессы в Skyeng и что привело к успеху его собственную компанию. Стало ясно, что в числе приоритетов должны стоять другие цели: менеджеры Level One сделали вывод, что уходить в интернет им сейчас невыгодно и что больше прибыли они получат, если продолжат развивать офлайн-направления.
Прошел сертификацию
То, что некоторые предприниматели и бизнес-ангелы сомневаются в эффективности работы с менторами, тоже, увы, справедливо. Основатели стартапов хотят знать, что это за специалисты и где их готовят. Во ФРИИ, где проводят сертификацию трекеров, считают, что нужно ввести единые стандарты оценки их компетенций (сейчас каждый акселератор выдвигает свой набор требований к бизнес-наставникам). Что это даст? Как заметил директор «Акселератор ФРИИ» Дмитрий Калаев, есть менторы, которые качественно продвигают стартапы, находящиеся на начальной стадии развития, а есть те, кто эффективнее помогает компаниям с миллионами долларов выручки. В этом смысле важна не просто сертификация, а сертификация по уровням, то есть с присвоением трекеру определенной категории. Это даст предпринимателям понимание того, какие конкретно бизнес-процессы поможет выстроить наставник.
Работает на результат
Почти каждый второй предприниматель больше думает о процессе, а не о результате. Точнее, цели — краткосрочные и долгосрочные — ставят все, но промежуточные результаты замеряют далеко не многие. Опытный наставник — как человек со стороны, специалист, не вникающий в детали конкретного бизнеса, — должен заставить вас думать короткими периодами. Например, компания запланировала в течение года привлечь несколько новых крупных клиентов, сменить бизнес-модель, осуществить первые международные продажи или выйти в новый клиентский сегмент. Чтобы понять, движется ли она к намеченной цели, необходимо оценивать работу каждую неделю или месяц, ведь может случиться так, что большинство функций, которые осуществляют сотрудники, быстро окажутся лишними и какие-то внутренние процессы придется перестраивать.
Умеет быть жестким
Что означает бурный рост института менторов в последние годы? Что бизнес, во всяком случае малый, становится и все более массовым, и все более профессиональным. А значит, в нем без наставников никуда. Как во всякой профессии.
Как найти бизнес-ментора/наставника?
Как-то давно я прочитал фразу «Я не знаю того, что не знаю». Проиллюстрирую её на двух примерах:
1. Я, как обыватель, могу не знать как сделать реактивный двигатель самолета, но тем не менее я знаю о его существовании и о принципе работы. («Я знаю то, что знаю»)
2. Я эколог, долгое время бьюсь над проблемой загрязнения окружающей среды пластиком. Но при этом я не знаю, что на другом конце света ученые уже нашли бактерии, которые его перерабатывают («Я не знаю того, что не знаю»).
В голове владельца бизнеса существуют такие же «пробелы» вне области знания. О них мы и поговорим.
Предприниматель — это комбайн
Возьмем любого современного предпринимателя. Кто этот человек? По большому счету — это комбайн, который должен знать множество вещей: бизнес-экономика, маркетинг, навыки общения и переговоров, навыки управления и построения команды, юриспруденция, бухгалтерия, дизайн. Этот набор можно продолжать бесконечно.
Тут встает резонный вопрос: «Не проще ли делегировать?».
Делегировать можно и нужно, но прежде каждому предпринимателю придется во многом разобраться самому. Где-то поверхностно, а где-то погружаться досконально.
Если не знать как развивать навыки переговоров, то бизнеса не построить.
Можно доверить маркетинг «молодым и амбициозным ребятам», которые через полгода скажут что они сделали все что смогли, но продажи практически не выросли. После этого жить с картиной мира, что ваш товар никому не нужен и маркетинг не работает.
Ну, а если полностью отдать бухгалтерию на аутсорс и не вникать в вопросы, то можно однажды получить весточку из налоговой с солидным штрафом или даже увидеть маски-шоу в собственном офисе.
Чтобы закрывать такие «пробелы» предпринимателя и получить взгляд со стороны на свой бизнес на Западе давно существует модель бизнес-менторства. В России это направление только зарождается.
Менторство
Начнем с понятия бизнес-ментора, он же наставник. Что это за человек?
Бизнес-ментор — это опытный предприниматель, который смог построить свою прибыльную компанию и готов делиться своим опытом. Ментор к тому же — это еще связи и полезные контакты, которые нарабатываются годами работы в нише бизнеса.
Из определения выше следуют то, что настоящий бизнес-ментор — это не инфобизнесмен или тренер, который зарабатывает исключительно на продаже своих знаний через лендинги с обратным отсчетом. Здесь акцент идет именно на живой опыт из бизнеса, который у ментора есть прямо сейчас.
Зачем предпринимателю становиться ментором?
Я тоже задавался таким вопросом. Если у владельца действующий бизнес, который приносит доход, зачем тратить время на помощь кому-либо?
Пообщавшись с ними напрямую услышал такие ответы:
— В свое время мне помогли другие люди, теперь я тоже хочу вернуть «долг».
— Летом (или осенью, зимой, весной) у меня не сезон в бизнесе, поэтому я готов в это время быть ментором.
— Отдавая — получаешь. Как бы банально это не звучало, некоторые отвечали фразами, которые сводились именно к такой формулировке.
— Мне это просто интересно.
Но были и те, кто отказывались стать ментором, ссылаясь на занятость.
Кому нужен ментор:
1) Начинающим предпринимателям для того чтобы быстро войти в рынок, совершив при этом меньшее число ошибок. А ошибки в бизнесе — это всегда потеря денег. Купил не правильное оборудование, поставил точку общепита в неудачном месте, заказал маркетинг у дилетантов. Тут может быть уйма проблем.
2) Действующим предпринимателям. Общаясь с разными владельцами бизнеса, вижу что многие годами бьются головой об одни и те же ворота. Прибыль только падает, сотрудники работают плохо, маркетинговой стратегии никакой нет. Здесь просто не хватает взгляда со стороны опытного человека.
Совсем недавно познакомился с владельцем компании, который продает климатическое оборудование в крупном городе. Сайт человек не обновлял 5 лет! Он выглядит как поделка студента: каталога нет, никакие формы не работают, дизайн как из 2005 года. Говорит, что из-за появления конкурентов прибыль сильно упала. Ну неужели!
Кому не нужен ментор:
1) Если у вас есть друг, успешный предприниматель, не тот, который щебень через лендинг продает, а тот, который зарабатывает хорошие деньги и готов погружаться в ваш бизнес и давать ценные рекомендации*. Этому можно только позавидовать.
2) Ваш бизнес цветет и растет в геометрической прогрессии.
* это может не сработать если друг продает фермерский сыр в Москве, а вы, к примеру, делайте стартап для американского рынка.
Как и где искать ментора?
1) Поспрашивайте своих друзей и знакомых, возможно, среди них найдется тот, кто захочет стать вам ментором.
2) Поищите в фейсбуке людей, создающих похожий (но не идентичный) товар или услугу.
3) Воспользоваться сервисами по поиску ментора. К примеру, United Mentors
Приготовьтесь что поиски могут занять некоторое время.
В обоих случаях не ищите «суперзвезд бизнеса», ментор необходим на 1-2 головы выше вас, не выше, иначе ему будет не интересно работать с вами.
Что предложить ментору?
Так что же предложить ментору взамен за его время?
1) С некоторыми менторами можно договориться бесплатно.
2) Установить фиксированную оплату раз в месяц.
3) Профессиональные менторы (те, которые преподают в разных технологических университетах) могут попросить долю в компании. Но на такое стоит идти только в случае с уже знакомым вам человеком. И заключать при этом договор.
Как работать с ментором?
Могу рассказать на своем опыте. Со своим ментором я созванивался каждую пятницу в одно и тоже время. Он спрашивал что я сделал за неделю, высказывал свое мнение, предлагал доработать какие-то моменты, задавал очень нужные вопросы, которые позволяли мне взглянуть на проблемы и новые грани в моем проекте. И так до следующей пятницы.
Кроме этого в течение недели я задавал срочные вопросы в мессенджере.
Если вас тоже интересует тема менторства, пишите вопросы в комментариях или ЛС.
Наставить на путь: зачем предпринимателю бизнес-ментор и как его найти
Софья Гаева – о поисках предпринимателя-наставника и его задачах
IT-инструменты, которые использует Софья Гаева
Менторство – явление для России достаточно новое. На Западе сотрудничество с бизнес-менторами – состоявшимися предпринимателями, которые могут помочь менее искушённому коллеге по цеху своими знаниями и опытом (причём, зачастую бесплатно) – довольно распространённая практика. В России же в силу разных причин менторство не столь популярно, но ситуация постепенно меняется. О том, чем может помочь ментор и где его найти, в своей авторской колонке для Biz360.ru рассказала директор веб-студии «Сеослон» Софья Гаева.
Софья Гаева, 29 лет, предприниматель из Красноярска, основатель digital-студии «Сеослон» . Окончила институт филологии и журналистики Сибирского федерального университета. Компании «Сеослон» шесть лет, за это время она продвинула на первые строчки в интернет-поисковиках более 350 сайтов, заняла второе место в рейтинге веб-студий по Красноярску по версии CMS-magazine и попала в список 100 лучших фирм России по версии SEOnews.
В поисках мотивации со стороны и интересного окружения я нахожусь довольно давно. Это одна из причин, по которой меня постоянно заносит то на бизнес-клубы, то на тренинги по бизнесу. В общем, давно думаю над этим вопросом. А в последнее время стала размышлять о том, чтобы найти себе бизнес-наставника. У меня есть ряд вопросов по своей компании, где не помешал бы взгляд опытного человека.
Когда-то у меня был такой наставник, и он дал мне много полезных светов. Я его обожаю до сих пор. Это Дмитрий Мартоник, мы учились с ним вместе на программе «Бизнес Молодости». Попали в одну группу, и он взялся мне помогать. Я тогда почти ничего не знала про предпринимательство и толком не умела считать важные показатели в своём проекте. А у него уже был успешный бизнес в охранной сфере.
Мы встречались с ним без какого-то определённого графика и договорённостей. У нас были дружеские отношения, но в таком формате он, по сути, оказывал мне консалтинговые услуги как менее опытному коллеге. Например, показал мне таблицу ведения расходов.
Его главный совет, который сильно запомнился, я с тех пор много раз повторяла другим предпринимателям-новичкам. Он сказал: «Соня, ты должна категорически перестать сама продвигать сайты». То есть очень просто объяснил мне суть делегирования. Бизнес я открыла в феврале, и благодаря Мартонику уже в мае перестала сама продвигать сайты и сосредоточилась на управлении.
К сожалению, в один из моментов общение с Дмитрием прекратилось, и больше у меня не было наставника в прямом значении этого слова.
Недавно мне рекомендовали прочитать книгу Александра Кравцова «Найди ментора. Как перейти на следующий уровень». Она ровно о том, о чём я веду речь. Что понравилось в этой книге: перечислены конкретные действия по поиску ментора. Никакой «воды». Мне сразу показалось, что советы действительно могут сработать.
Составьте список из тех, кто вам знаком и постарайтесь с ними пообщаться, подружиться и начать помогать бесплатно, как можете. Понятно, что здесь нужно знать границу, чтобы не выглядело как подхалимство. Далее переходите к пункту первому.⠀
В качестве эксперимента я попробовала сделать всё, что описано в книге. Для начала написала список «знакомцев»: у меня получилось шесть человек. Дело в том, что я близко дружу с очень небольшим количеством людей, и для меня загадка, как друзей может быть много. Именно поэтому мне нужно было начинать отсюда.
В моём списке оказался мужчина, с которым мы периодически дружески общаемся. У него сеть из десяти магазинов обуви. Даже до книжки я ему иногда звонила, чтобы посоветоваться. И он почему-то соглашался меня консультировать и тратил на меня по 20-30 минут. Что очень большая инвестиция в меня, учитывая стоимость часа этого предпринимателя.
Как-то я просила консультацию, скажем, насчёт того, что одна из моих менеджеров попросила увеличить себе оклад. Предприниматель посоветовал поставить сотруднику более амбициозную цель и увеличить ей процент с продаж. Он же давал свои рекомендации, как было бы лучше расстаться с предыдущим менеджером, который перестал меня устраивать.
Но потом неожиданно выяснилось, что он запускает сайт и ему нужно SEO-продвижение. Тогда я предложила обменять его наставничество на свою услугу. В данный момент меня интересуют его советы (когда потребуются какие-то конкретные) и его контакты в мире бизнеса. Пока нет точных договорённостей, так как начался сезон охоты, он уехал в тайгу и выкладывает сторис со снегом. Но, я надеюсь, он скоро вернётся и мы продолжим коммуникации.
Ещё ради эксперимента я попробовала и «холодную» рассылку. Выбрала предпринимателей, которые зарабатывают более 2 млн. рублей в месяц. В целом отправила 33 сообщения. Трое уже ответили, один дал свой номер телефона. А некоторые сразу начали писать некие советы.
Я написала даже одному долларовому миллиардеру из Эмиратов. Но он, конечно, ничего не ответил.
Итак, возможность сократить свой путь ошибок за счёт чужого опыта – прекрасна. Если чувствуете затык в бизнесе, обязательно попробуйте советы из книги. Мне лично ментор в своё время дал действительно немало.
Как найти и выбрать наставника по бизнесу?
Всем привет! Сталкивались ли вы когда-либо с понятием наставник в бизнесе? Рассмотрим ситуацию. Вы начинающий и на первый взгляд успешный предприниматель. В вашем арсенале великолепная идея для бизнеса и Вы полны решимости.
Но! Достаточно ли только этого?
Для чего нужен наставник в бизнесе
Ответьте мне на вопрос. Что именно нужно делать с этим самым бизнесом, чтобы он работал стабильно, устойчиво развивался и приносил все больше и больше прибыли?
Тут встает вопрос. Для чего нужен наставник в своем деле и нужен ли он Вам?
Если Вы мотивированы на успех, то Вам и Вашему бизнесу обязательно нужен наставник!
Критерии выбора наставника
Если вам хочется иметь самые лучшие результаты, разработать самую эффективную стратегию в вашем бизнесе, при выборе наставника необходимо проявить здравый смысл, прислушаться к себе и четко все проанализировать.
5 критериев, которыми следует руководствоваться при выборе наставника:
Цитата “Девиз хорошего наставника: Смотри как я это делаю, давай сделаем это вместе, делай это лучше меня”
Роль наставника в сетевом бизнесе
Сетевой бизнес, можно скакать, это феномен. Если подходить к наставничеству правильно, то можно построить очень эффективную модель. В сетевом бизнесе наставник напрямую заинтересован в вашем успехе. Успешны вы, значит успешен наставник. Это принцип работы онлайн маркетинга.
Как правильно выбрать наставника в сетевом бизнесе. 5 правил:
Заключение
Из своего личного опыта хочу сказать, когда я создавал этот блог я сразу решил, что делать это буду под наставничеством Василия Блинова. На данный момент я прохожу обучение по его курсу.
Бизнес наставник это мощный инструмент развития вашего бизнеса. Если у вас есть толковый наставник, то вы развиваетесь значительно быстрее. А Вы как считаете? Напишите ваше мнение или опыт в комментариях. Если Вам понравилась статья, поделитесь со своими друзьями. До встречи.
Как найти наставника по бизнесу
Любой новичок в спортзале нуждается в совете тренера, спрашивает и о глобальных вещах, и о мелочах. В бизнесе, как и в спорте, наставник может дать полезный совет и научить тому, до чего самостоятельно пришлось бы идти очень долго. Деньги, вложенные в обучение, помогут сэкономить в будущем на своих ошибках.
Почему же в бизнесе многие полагаются только на книги или интуицию? Не каждое обучение может оказаться полезным: некоторая информация устаревает еще до того, как солидный университет включит ее в свою программу, а кто-то наоборот торопится выпустить свой курс и набрать учеников, не разбираясь в теме. Такие создатели курсов чаще всего оказываются инфоцыганами, которые наносят репутации бизнес-тренеров наиболее серьезный урон. Это люди, выпускающие информационные продукты, не несущие практической ценности. Агрессивная реклама в социальных сетях, рассылки, взаимный пиар – создается ощущение, что все бизнес-коучи – это просто шарлатаны, продающие воздух. Как же отличить профессионала? Для начала давайте разберемся, какие виды бизнес-тренеров бывают, чтобы понять, какой конкретно специалист нужен.
Виды наставников
Ментор – это человек, который передает свои знания ученику, в его глазах наставник является экспертом и примером для подражания. Чем может быть полезен ментор:
Как найти наставника? В крупных компаниях есть программы менторства, где более опытные сотрудники и руководители помогают новичкам.
Если вы нуждаетесь в наставнике и есть эксперт, который, по вашему мнению, подходит на эту роль, можно попросить его об услуге напрямую. Менторство станет новым опытом и поможет структурировать свои знания. Но не все готовы курировать других, поэтому нужно быть готовым к отказу.
Как сделать взаимодействие наиболее продуктивным?
Юлия Пономаренко, руководитель отдела СМИ IT-стартапа SFERA:
«При выборе наставника, который поможет достичь цели, нужно обратить внимание на следующие критерии:
1. Навыки и опыт работы по обучению. Для оценки результатов его труда, можно ознакомиться с кейсами клиентов.
2. Обладание теми качествами, которые вы хотите развить в себе.
3. Компетентность в вашей сфере деятельности: без глубоких познаний он не сможет вам помочь.
4. Личная совместимость. Не пытайтесь построить отношения с наставником, у которого трудный характер, даже если он суперпрофессионал.
5. Искреннее желание помочь – учитель действительно должен быть заинтересован в успехе своего ученика.
6. Умение предоставлять качественную обратную связь. Только так вы сможете продвинуться вперед.
Проверить профессионализм наставника можно, к сожалению, только на личном опыте. Талантливые коучи и бизнес-тренеры производят впечатление уже при первом разговоре. Однако помните, что знания не работают без их практического применения»
Коуч – психологический консультант, который не передает знания, а решает конкретную задачу, стимулирует самостоятельную деятельность клиента, меняет паттерны его поведения. Коуч не дает советов и оценок, он задает направление развития, помогает максимально эффективно достичь определенной цели. В общении он занимает «коуч-позицию». Она подразумевает веру в успех клиента, беспристрастность и безоценочность. Коуч не может показывать свое отношение, согласие или несогласие, манипулировать клиентом, навязывать мотивацию. Используя специальные техники, бизнес-коуч помогает клиенту увидеть ситуацию шире, найти разные варианты ее решения. Какие плюсы в использовании коучинга для руководителя или собственника бизнеса?
Анна Чулкова, сертифицированный коуч, основатель «Карьерист SM»:
«Коучинг – способствующая развитию психологическая методика, которая только сейчас набирает популярность в России. За рубежом уже более 30 лет почти у каждого руководителя, команды или значимой персоны есть свой индивидуальный коуч.
Этот метод не похож ни на психотерапию, ни на консалтинг, ни на тренинг. Клиент в коучинговой беседе раскрывается и создает собственное уникальное решение, подходящее именно ему. Коуч не оценивает и не дает советов, лишь использует глубинное слушание, наблюдает и задает продвигающие «сильные» вопросы. Нарушение этих принципов сводит результат коучинга к нулю. Поэтому важно выбрать специалиста, соблюдающего профессиональную этику и следующего профессиональным компетенциям.
Искать коуча лучше через профессиональные организации, например, Федерацию коучинга. Это гарантирует высокий профессиональный уровень специалиста, который прошел сертификацию (он обучен и оценен согласно компетенциям и этике, регулярно отчитывается о своей работе, проходит супервизии, менторинги и повышает свою квалификацию). Выбрав 3-5 коучей на сайте сообщества, поговорите с каждым: задайте вопросы о том, как они пришли в профессию, что считают самым важным в своей работе. Обычно такая беседа-знакомство бесплатна, коуч «работает собой». Выбрать не только профессионала, но и личность, которая вас заинтересует, можно только на индивидуальной встрече»
Бизнес-тренер – преподаватель, который использует определенную систему обучения для освоения конкретных навыков, например, техники ведения переговоров. В процессе тренинга используются разные приемы: мозговые штурмы, отработка реальных ситуаций, командные игры и прочее. Что отличает профессионального бизнес-тренера?
Бизнес-тренер или продавец воздуха – как отличить?
Польза от обучения бизнесмена или топ-менеджера бесценна, бизнес не может выйти на уровень выше, чем тот, на котором находится его руководитель. Руководитель – ориентир, на который равняются его сотрудники. Если вы хотите прокачать свое сознание и увеличить свой доход в десятки раз, записывайтесь на наш вебинар. Торопитесь, специальная цена действует всего час!
Почувствовали неладное? Именно такие объявления дают сомнительные тренеры: обещают золотые горы, только заплати. Никакой конкретики и гарантий. Как же отличить инфоцыгана от опытного учителя?
Для начала нужно внимательно проверить сайт наставника, посмотреть, что ваш потенциальный бизнес-тренер публикует в социальных сетях и блогах, поискать, есть ли у него свое дело или практический опыт. Какие сигналы должны насторожить при выборе тренера:
1. Обещание волшебной таблетки
Пройдите часовой вебинар и вы сразу узнаете секрет успеха! Всего пара тысяч рублей, и вот вы обладаете сакральным знанием, которое поможет заработать миллионы. Многие хотят разбогатеть быстро и без особых усилий. Эта наживка очень примитивна, но часто работает. В качестве доказательства такой «тренер» рассказывает свою историю: в начале пути – бедность и лишения, а потом внезапно свалившийся на голову успех. Да, иногда такие случаи бывают. Но может ли качественно научить работе человек, которому все досталось как будто по взмаху волшебной палочки?
Казалось бы, если ты знаешь, как быстро построить бизнес с огромным доходом, зачем тратить время на обучение своих будущих конкурентов? Все просто – доход от продажи курсов выше, да и сложным это дело не назовешь: привлекай аудиторию с помощью рекламы, показывай свой высокий статус (тут пригодятся фото с дорогими автомобилями и известными людьми) и продавай-продавай-продавай.
2. Сапожник без сапог
Отсутствие реальных навыков и подтвержденного успеха у инфобизнесмена – тревожный сигнал. С одной стороны, если человек хорошо преподает, то ему не нужно покупать свечной завод, чтобы доказать, что его советы работают. С другой, если у тренера из достижений только страничка в Instagram, которая повествует о его победах, и нет даже ИП, это плохой показатель. «Успешный успех», демонстрируемый в социальных сетях, может быть просто подделкой. Сегодня есть и фотостудии, имитирующие салон личного самолета, и фирмы, предлагающие прокат статусных аксессуаров для фотосессий. Опять же, красивые фотографии не характеризуют человека как непрофессионала, но такого контента не должно быть больше, чем экспертных материалов.
Отдельная категория инфоцыган – «сбитые летчики». Это практики, которые были успешны в прошлом. На их сайтах много информации о былых победах, но никаких новых достижений. Да, человек, построивший империю в 90-е, может рассказать что-то нужное, но этим знаниям уже больше 20 лет. Насколько они актуальны?
3. Универсальный солдат
Если эксперт предлагает много инфопродуктов на различные темы, скорее всего, он не эксперт. Мода на знания в интернете меняется быстро, и вот продавцы воздуха один за одним выпускают курсы: про маркетинг, тайм-менеджмент, медитации и гадании на таро. Может ли человек одинаково хорошо и глубоко разбираться в нескольких темах? Вряд ли. Невозможно бесконечно продавать одной и той же аудитории одинаковый курс. Да, можно изучить вопрос глубже и делать курсы для продвинутых, но так уменьшается количество потенциальных покупателей. Приходится изобретать все новые и новые инфопродукты.
4. Только положительные эмоции
«Думайте позитивно, и богатство придет к вам само. Мало зарабатываете? Это ограничивающие установки! Вам нужно срочно менять образ мыслей!»
Часто на таких тренингах людей, которые сомневаются и задают неудобные вопросы, называют «токсичными». Таких якобы не должно быть в окружении по-настоящему успешных людей. Этим манипуляторы достигают сразу двух целей: показывают слушателям, что они избранные, и убирают помехи в виде тех, кто может заставить сомневаться в нужности курса.
Успешный инфоцыган – талантливый оратор, говорит хорошо поставленным голосом, с паузами и нужной интонацией, активно жестикулирует. Он может «зажечь» аудиторию и замотивировать ее, но обычно его речь – это рассказ ни о чем и немного полезной информации, которую можно получить и бесплатно.
Итак, первичный фильтр пройден, наставник действительно разбирается в предмете, а не просто пускает пыль в глаза. Какие шаги предпринять дальше?
5. Изучите резюме
Внимательно прочитайте послужной список тренера: в каких организациях он работал, с кем сотрудничал, ознакомьтесь с отзывами других учеников. Важно посмотреть, добились ли они каких-то успехов или польза от обучения была лишь формальной. Самый лучший показатель качества – внедренные проекты, технологии и приемы работы. Плюсами являются повторные заказы от одного заказчика, продолжительное сотрудничество, большое количество клиентов, пришедших по рекомендации и успешные кейсы, которые легко проверить. Самый лучший вариант – отзывы со ссылками на компанию или на социальные сети участников обучения. Так потенциальному клиенту будет легко запросить рекомендации и оценить эффективность обучения.
Профессиональный бизнес-тренер или коуч должны иметь соответствующее образование. Проверьте данные из диплома – существует ли такое учебное заведение, какой у него рейтинг? Есть ли у эксперта сертификаты, подтверждающие его квалификацию?
Отлично, если у тренера есть публикации: блог, статьи или книги. Если человек легко и понятно пишет, то, скорее всего, сможет четко и внятно провести обучение.
6. Познакомьтесь лично
Только при встрече можно понять, подходит вам бизнес-коуч или нет. В личном общении вы сможете рассказать о своих задачах, узнать, какие пути решения предлагает консультант. Если он не задает уточняющих вопросов, а сразу начинает презентацию своего тренинга, это не очень хороший показатель. Профессионал постарается вникнуть во все тонкости поставленной задачи, чтобы решить ее максимально эффективно. Доверяйте своей интуиции, только вы сами можете понять, какой конкретно человек вам подходит.
7. Посмотрите программу тренинга
Она должна включать тему, цели и задачи, которые решает тренинг, тезисное содержание, описание конечного результата, график занятий, время на работу с вопросами и обратную связь. Профессионал не боится общения с аудиторией, поэтому отводит на это достаточно времени. Если вы хотите получить максимум от обучения, не бойтесь задавать вопросы. Хороший тренер может внести изменения в программу, адаптируя ее для каждого клиента, а также подробно расскажет о каждом этапе работы.
Ольга Еремеева, Ex-CEO Pandora, основатель бизнес-школы SMITcoaching:
«При подборе коуча следует руководствоваться теми же принципами, что и при поиске профессионального специалиста:
1. Запросить диплом о получении квалификации и посмотреть, аккредитовано ли учреждение, выдавшее его, каким-либо крупным международным сообществом, например, Международной федерацией коучинга (ICF). Информацию об аккредитованных программах обучения можно узнать на сайте ICF.
2. Посмотреть на рейтинг университетов или иных учебных организаций, предлагающих услуги коучинга и сравнить с дипломом бизнес-тренера. Лучше всех на сегодняшний день зарекомендовали себя Международный Эриксоновский университет коучинга, Международный Университет Global Coaching, Европейский центр бизнес-коучинга.
3. Проверить наличие у коуча профессионального сертификата, подтверждающий его уровень. Так, ICF сертифицирует коучей по 3-м уровням:
— ассоциированный сертифицированный коуч (ACC), минимальное количество часов практики – 125 часов;
— профессиональный сертифицированный коуч (PCC), минимальное количество часов практики – 500 часов;
— мастер сертифицированный коуч (MCC), от 2500 часов практического опыта.
4. Обратить внимание на специализацию коуча. Посмотрите на наличие релевантного опыта работы. Такой коуч сможет помочь руководителю сфокусироваться на действительно важных задачах. Для работы с первыми лицами лучше выбирать executive и бизнес-коучей.
5. Запросить рекомендации.
6. Обязательно организовать встречу с руководителем. Первая встреча, как правило, ознакомительная и проводится бесплатно. На ней руководитель сможет понять, насколько специалист ему подходит. Уровень доверия должен быть высоким, поэтому важно, чтобы случилась «химия».
7. Поинтересоваться наличием драфта контракта на услуги коучинга, ознакомьтесь с условиями. У грамотного специалиста прописаны все детали, включая конфиденциальность»
Резюмируем
Обучение у профессионального бизнес-тренера или коуча полезно для предпринимателя – опытный человек поможет избежать типичных ошибок и быстрее приведет к успеху. Существуют 3 основные формы взаимодействия: менторство (наставничество), коучинг (психологическое консультирование) и бизнес-тренинг (отработка конкретных навыков).
В сфере бизнес-обучения сейчас много преподавателей, которые, по сути, ничего не знают, но штампуют бесполезные курсы. Таких дутых специалистов можно отличить по следующим признакам:
Хороший бизнес-тренер имеет опыт работы в той сфере, в которой преподает. Плюсами также являются внушительное резюме, положительные отзывы и рекомендации, публикации по теме. Всю эту информацию можно изучить в интернете, но понять, подходит ли этот тренер конкретно вам или вашей организации, можно только на личной встрече.