Как выбрать объектив для проектора
Projektornews
пятница, 16 августа 2013 г.
Оптика проекторов. Самое важное.
К проекционной оптике никто не относится с должным вниманием. Ну, максимум инсталляторы, которые встретившись с необычным загородным домом, начинают искать замену тому объективу, что идет с проектором по умолчанию. Однако, тема проекционной оптики довольно важна и особенно она важна для кинотеатральных проекторов и компактных презентационников. Ну, то есть почти для всех. Когда мы говорим про кинотеатральные проектора, мы должны думать о том как данная оптика впишется в конкретные условия вашего дома, позволит ли она поставить проектор там, где Вы хотели бы его установить. Ну, а когда мы покупаем портативные проектора для презентаций, мы начинаем вспоминать экономический кризис и те маленькие офисы, что теперь предпочитают снимать ваши партнеры.
Одним словом главное, на что мы обращаем мы оптике при покупке проектора это расстояние от самого проектора до нашего экрана и естественно размер изображения, которое мы при этом получим. Однако, кроме фокусного расстояния оптике существует также и понятное относительного отверстия, то есть светосилы того или иного объектива. Относительное отверстие часто еще называют диафрагмой, что не совсем верно по существу, но столь общепринято, что даже не оспаривается. И часто так бывает, что, купив проектор с релизным световым потоком в 2000 люмен подсчитанных по системе ANSI, Вы в итоге получаете реальных 1200-1400 люмен. Это часто просто видно невооруженным глазом, стоят два проектора с одинаковыми параметрами яркости, но с объективами с разными диафрагмами и все – яркость различна. Числовое значение диафрагмы (F) указываемое в спецификации находится обычно в пределах 2-3 единицы. Наименьшее число говорит о наибольшей диафрагме и, как следствие, о большей реальной яркости проектора. При одинаковом световом потоке, проектор со значениями F=1.9-2.4 будет более ярким, сем проектор диафрагмой F=2,2-2,9. Кроме того, существуют системы улучшения контраста, оперирующие так называемой «ирисовой диафрагмой». Относительное отверстие такой диафрагмы постоянно варьируется от наибольшего в самом ярком кадре до наименьшего в самом темном. Таким образом «ирис» будет постоянно менять светосилу объектива и для некоего среднестатистического кадра мы будем иметь среднее значение диафрагмы, а яркость среднестатистического кадра со включенной ирисовой диафрагмой по-определению будет ниже, чем без него.
Путь светового потока в 3LCD проекторе. Все что идет после разноцветного блока матриц и есть объектив проектора.
Объектив с моторизированными регулировками фокуса и зумма
Далеко не всегда параметры оптики проектора публикуются в релизах компании, но, тем не менее, у каждого проекционного объектива есть два фокусных расстояния – минимальное и максимальное, то есть при максимальном и минимальном увеличении изображения. Однако, за всеми этими умными словами всегда следует одно, широкоуголен ваш проектор или он длинофокусен.
Широкий угол очень удобная штука, но есть у него свои неприятные нюансы, такие как, например, искажение формы демонстрируемого изображения, да и что греха таить часто и детализация страдает в таких проекторах, и особенно в углах кадра. Мало того, на многих ультракороткофокусных проекционных объективах из-за свойств конструкции невозможно поставить ни зумм, ни кольцо фокусировки. То есть фокусное расстояние получается одно, фиксированное. С одной стороны может показаться, ну зачем регулировать фокусное расстояние у проектора, у которого высочайшая глубина резкости, однако, на крайне малых расстояниях от экрана это бывает полезно, а порой даже необходимо. С длиннофокусными таких проблем нет, зато появляется проблема размера помещений, потому как для установки такого проектора вам придется использовать большое, а самое главное глубокое в плане помещение. Средний фокус более распространен в объективах проекторов, и нивелирует недостатки обоих крайностей фокусного расстояния, но и имеет их недостатки, хотя и в меньшей степени.
Можно сказать, что сменные объективы сегодня прерогатива лишь страшно богатых проекторов. Мало того, если вы имеете дело с миром кинотеатральных проекторов для быта, то есть Full HD или максимум 2К, то чаще всего такие проекторы имею жестко встроенные объективы. А вот инсталляционные презентационные проекторы напротив чаще всего имеют как раз таки сменные объективы. Это понять легко, как правило такие проекторы и продаются без оптики и для каждого отдельного случая инсталляции выверяется и расстояние до экрана, и размер изображения на экране, а в таком случае принято рассчитывать оптическую группу исходя из того, что проектор жестко будет стоят в конкретной точке. То есть, подобрав среди ряда объективов свою оптику, пользователь решает все свои проблемы с инсталляцией.
Зумм, он же вариообъектив, он же переменно-фокусный объектив, он же объектив с трансфокацией используется в проекторах без сменной оптики повсеместно, так как даже при использовании портативных проекторов, и даже самый небольшой зумм, позволит вам не двигать лишний раз корпус самого проектора. Любопытно, что классический русский язык предполагает написание слово зумм, с одной буквой «м», но словообразование современного русского языка сегодня происходит столь энергично, что большинство, что технических журналистов, что простых людей не особо вдаваясь в «мелочи» пишет это слово, как им кажется правильнее. Вот и мы будем. Зуммы сегодня редко имеют большие значения трансфокации и редко когда он превышает 1,2, то есть изменение размера экрана после зуммирования будет не больше чем на 20%. Зуммирование, как правило, проводиться ручными поводками, расположенными на верхней или, в крайнем случае, боковой панели корпуса, в любом случае, как бы не стоял проектор в окончательном варианте, то есть прямо перед экраном, в варианте потолочного крепления, или даже просветного проецирования, ручка зумма, да впрочем, и ручка фокуса обязаны быть расположены удобно для регулировок. Но бывает, что конструкции проекторов не позволяют вынести на «поверхность» ручку управления зуммом, или еще того хуже, оптика столь сложна или, например тяжела, что руками ее трогать не получиться, тогда зуммы делают с электроприводом. А что приятно, наживаешь на кнопочку на пульте дистанционки, и вот тебе изображение начало расти как на дрожжах. Одно только плохо, моторизированные приводы оптики, что для фокусировки, что для зумма, страшно удорожают конечную стоимость.
Смещение оптической оси объектива
Часто данную функцию называют «шифт» или по-английски Shift. На самом деле страшно удобная, но очень редка функция для проекторов. На памяти возникают только довольно дорогие кинотеатральные проекторы с данной функцией от компаний Epson, Panasonic, Sony, JVC и Sanyo. У проекторов Epson серий TW до модели 2000 величина шифта, столь велика, что изображение по вертикали и по горизонтали смещается на величину большую, чем размер экрана по оптической оси проектора. То есть буквально со стола можно проецировать кино на пол с дистанции в полтора метра.
Понятно, что оптика довольно непростая часть любого проектора, она позволяет не только обеспечить удобное расположение проектора и получить нужный размер изображения, но еще и определяет итоговое качество картинки. Например, на Full HD проекторах низкое качество оптики может свести на нет все прелести высокой четкости. Ну и конечно же, выбирая проектор, стоит учитывать возможности его оптики, так, чтобы не возникло проблем с установкой. Подробнее о подборе проектора и тонкостях инсталляции мы расскажем в отдельном материал, а на сегодня все.
Как выбрать проектор
Долгое время проекторы оставались специфической офисной техникой для презентаций и для демонстрации слайдов во время лекций. Высокая цена, низкая контрастность и плохое качество изображения отпугивали массового покупателя.
Но времена изменились – по цене и качеству изображения проекторы вплотную приблизились к телевизорам, а вот диагонали в десятки метров для последних недостижимы
Домашний 3D кинотеатр с экраном на всю стену?
Яркая и привлекательная реклама на любой поверхности?
Быстрое оформление любого зала под любое выступление – от рок-концерта до научной лекции?
Проекторы позволяют сделать все это и многое другое, надо только разобраться в их параметрах и понять, какие из них важны в каждом конкретном случае.
Характеристики проекторов
Проекционная технология.
LCD. Проекторы на основе одной просветной LCD-матрицы – самые доступные из всех, представленных на рынке. К сожалению, никакими другими преимуществами, кроме низкой цены, такие проекторы похвастаться не могут.
Качество изображения позволяет смотреть на экран только издалека (вблизи картинка будет «рассыпаться» на разноцветные точки).
Контрастность изображения невысока, потому что между пикселями остается большое «пустое пространство».
А поскольку производитель одноматричного проектора изначально ориентируется на низкую цену, то обычно и разрешение матрицы далеко от HD, и лампа в проекторе стоит недорогая и неяркая. В результате яркость изображения позволяет полноценно использовать проектор только в полной темноте, а низкое разрешение «размыливает» картинку до полной потери мелких деталей.
Для офисных презентаций, для использования в аудиториях такие проекторы малопригодны. А вот в качестве основы домашнего кинотеатра они вполне подойдут для не самого притязательного зрителя – диагональ экрана в два с лишним метра по цене бюджетного телевизора заставляет закрывать глаза на недостатки изображения.
3LCD. В проекторах, использующих три просветные LCD-матрицы, изображение на разноцветные пиксели не «рассыпается», даже если подойти вплотную к экрану. Благодаря этой технологии, пиксели на экране способны отображать любые оттенки, да и полезная их площадь намного больше.
В 3LCD проекторах за каждую цветовую составляющую отвечает отдельная монохромная LCD-матрица. Лучи света проходят через каждую из них по отдельности, затем с помощью призмы соединяются в цельное многоцветное изображение.
3LCD проекторы отличаются хорошей цветопередачей и качественной «картинкой». В то же время, контрастность их не так высока, как у DLP проекторов – даже самая качественная LCD-матрица не может обеспечить полного непропускания света и «настоящего» черного цвета на 3LCD-проекторе добиться не просто. Кроме того, жидкокристаллические матрицы «не любят» высоких температур и требуют постоянного обдува воздухом для отвода тепла. Это приводит к тому, что на матрицах постепенно скапливается слой пыли, несмотря даже на наличие фильтров и их своевременную чистку/замену.
3LCD проекторы хорошо подходят как для офисов и образовательных учреждений, так и для домашних кинотеатров. Но выбирая проектор для домашнего кинотеатра, имейте в виду, что 3LCD-проекторы с высокой контрастностью стоят намного дороже DLP-проекторов с аналогичными характеристиками.
DLP. В DLP-проекторе изображение формируется с помощью специального DMD-чипа, на котором расположено множество микроскопических поворотных зеркал, образующих матрицу определенного размера и разрешения.
DMD-чипы с высоким разрешением содержат миллионы зеркал, размеры которых не превышают толщину человеческого волоса. На матрицу падает свет от лампы, проходящий через цветовое колесо – вращающийся прозрачный диск с секторами разных цветов. При работе проектора цветовые компоненты изображения формируются по очереди – по мере прохождения луча света через соответствующие сектора.
Управляющие элементы в DMD-чипе расположены за зеркалами, а не вокруг пикселей, как в LCD-матрицах, поэтому у DLP-проекторов практически отсутствуют зазоры между пикселями.
Проекторы, использующие эту технологию, способны обеспечить «чистый» черный цвет – микрозеркала, отвечающие за пиксели черного цвета, отражают падающий на них свет в сторону, полностью исключая его. Сформированное DLP-проектором изображение отличается четкостью и контрастностью.
DMD-чип менее подвержен воздействию высоких температур, кроме того, у него реализован эффективный теплоотвод с тыльной стороны чипа. Оптическая система DLP-проекторов находится в герметичном корпусе и не требует чистки.
В последнее время все большее распространение получают LED-DLP-проекторы.
В них цветные лучи формируются не при прохождении через цветовое колесо, а с помощью трех мощных светодиодов разного цвета, включающихся по очереди. К сожалению, их яркость не дотягивает до яркости газоразрядных ламп, поэтому световой поток у таких проекторов невелик. Зато LED-лампы малогабаритны и имеют продолжительный срок службы.
Основной недостаток DLP-проекторов – «радужный эффект». Поскольку цветовые компоненты изображения проецируются по очереди, при высокой частоте кадров они могут относиться к разным кадрам. Это особенно заметно на динамичных сценах. Также эффект проявляется, если просто резко изменить направление взгляда – в разные момент глаз улавливает различные цветовые компоненты, что приводит к появлению радужных размытий на границах цветовых переходов.
Производители по-разному борются с этим эффектом – увеличивают количество секторов в цветовом круге, увеличивают скорость его вращения, устанавливают 3 DMD-чипа – но все это приводит к удорожанию проектора.
Еще из недостатков DLP-проекторов можно отметить сложности с отображением оттенков серого цвета – чтобы глаз воспринял последовательно сменившиеся пиксели разных цветов как одну серую точку, микрозеркало должно повернуться особенно точно. На некоторых DLP-проекторах даже на статичном сером градиенте можно заметить цветные полосы.
DLP-проекторы также хорошо подходят как для домашних кинотеатров, так и для презентаций, хотя сильные их стороны больше востребованы при просмотре именно фильмов, а не графиков и схем.
Но выбирая модель для домашнего кинотеатра, сначала проверьте, насколько сильно вам мешает «радужный эффект» DLP-проекторов. Потому что влияние его во многом субъективно – некоторые его практически не замечают, а некоторых он сильно раздражает.
LCoS (SRXD, D-ILA, R3LCD) технология призвана объединить достоинства обеих вышеперечисленных технологий и избавиться от их недостатков.
В этой технологии изображение формируется тремя монохромными LCD-матрицами (как у 3LCD), но не на просвет, а с отражением от их зеркальной подложки (как у DLP). Управляющие элементы пикселей расположены на подложке, за пикселями, и полезную площадь матрицы не снижают – пиксели расположены вплотную друг к другу. «Радужный эффект» отсутствует, изображение четкое.
Недостаток один – пока это самая дорогостоящая технология – LСoS-проектор будет стоить заметно дороже как 3LCD, так и DLP проекторов с аналогичными характеристиками.
LCoS-проекторы, из-за их высокой цены, представлены пока только в профессиональном сегменте и используются для создания высококачественных презентаций, художественных инсталляций и т.д.
Карманный проектор. Развитие технологий привело к тому, что самые маленькие проекторы действительно можно уместить в кармане – по размерам и по весу они вполне сравнимы с крупными смартфонами.
Разумеется, возможности у них скромнее, чем у полноразмерных проекторов – малая яркость LED-ламп и слабая контрастность не позволяют использовать их в освещенной комнате. Но в полной темноте карманные проекторы способны создать довольно качественное изображение диагональю до 40-60 дюймов.
Наличие встроенного аккумулятора и возможность соединения со смартфоном позволяют владельцам таких проекторов в буквальном смысле носить кинотеатр в кармане и организовывать просмотр фильмов (или презентаций) в любых условиях.
К этому типу относится основная масса проекторов. Они достаточно мобильны и просты в установке и подключении, часто в комплекте к ним идет сумка для переноски.
Проекторы весом от 4 кг и больше предназначены, в основном, для стационарной установки.
К этому классу относится большинство профессиональных инсталляционных проекторов с высокой яркостью ламп, возможностью использования в больших залах и на открытом воздухе и т.д.
Минимальный и максимальный размер проекции по диагонали определяют возможные размеры проецируемого изображения.
Размер проекции соответствует проекционному расстоянию – к примеру, на минимальном проекционном расстоянии диагональ изображения будет равна минимальному размеру проекции по диагонали.
А проекционное расстояние, в свою очередь, соответствуют фокусному расстоянию объектива, которое может изменяться в ограниченном диапазоне. Поэтому получить четкое изображение размером больше максимального (или меньше минимального) будет невозможно.
Учитывайте также проекционное соотношение (отношение проекционного расстояния к ширине проекции).
Так, если максимальный размер проекции у модели составляет 100″(220х120 см), а максимальное проекционное расстояние – 5 м (проекционное соотношение = 2,27), то для получения изображения диагональю 80″(180х100 см) проектор понадобится расположить в 180*2,27 = 4 метрах от экрана. То есть, в 3-метровой комнате изображение максимального размера не получить.
Чтобы получить крупное изображение на небольшом расстоянии, существуют ультракороткофокусные проекторы – у них проекционное соотношение минимально.
Разрешение – это количество пикселей, из которых состоит изображение в ширину и в высоту. Чем больше разрешение, тем четче изображение и тем на больший экран можно его проецировать без заметной потери качества. Высокое разрешение важно, если изображение должно сохранять мелкие детали или читабельный текст.
Разрешение до 800х600 годится только для просмотра видео среднего (до DVD) качества. HD видео на таком экране тоже можно смотреть, но детали будут теряться.
Для презентаций, содержащих графики, схемы и некрупный текст рекомендуется разрешение от 1024х768.
Чтобы смотреть фильмы в формате HD без потери качества, разрешение должно быть соответствующим – 1920х1080. Для просмотра видео на больших (7-10 метров по диагонали и более) экранах и максимального качества при проигрывании контента 4К рекомендуется разрешение 3840х2160.
Соотношение сторон. Для офисных проекторов и в учебных заведениях лучше выбирать проекторы с соотношением 4:3 – презентации, документы и слайды на таких демонстрировать удобнее. А для домашнего кинотеатра оптимальным вариантом будет соотношение 16:9 или 16:10..
Световой поток влияет на яркость изображения. Чем больше световой поток, тем при более сильном освещении можно будет использовать проектор.
Световой поток до 400 лм подойдет только для демонстрации изображений относительно небольшого (60-80″) размера в полной темноте. Световой поток такого уровня характерен для карманных проекторов.
Световой поток 400-1000 лм годится для организации домашних кинотеатров начального уровня. С такими значениями можно создать достаточно яркое изображение размером до 100″ в неосвещенной комнате в вечернее время.
Световой поток в 1000-1800 лм позволит различать информацию на экране в условиях частичной освещенности.
Для работы в помещениях при освещении, достаточном для чтения, можно воспользоваться следующей таблицей:
Проекторы со световым потоком более 3000 лм пригодны для работы в больших хорошо освещенных залах или на открытом воздухе.
Контрастность проектора определяется отношением яркости черного цвета к яркости белого. Контрастность отвечает за глубину черного цвета (т.н. «чистый черный»), за насыщенность «картинки», за отображение слабоконтрастных элементов.
Для офисных проекторов этот параметр не очень важен – в презентациях и демонстрационных слайдах изображения сами по себе контрастные; полутона и переходы цвета встречаются нечасто. Да и о «чистом» черном цвете в освещенном офисе или аудитории говорить не приходится – самый «черный» цвет на экране все равно будет определяться не характеристиками проектора, а освещенностью комнаты.
А вот для домашнего кинотеатра показатель контрастности важен – изображение со слабой контрастностью будет выглядеть блеклым и невыразительным.
Среди недорогих проекторов технология DLP обеспечивает лучшую контрастность. У проекторов подороже показатели контрастности у DLP и 3LCD примерно сравниваются.
Какую конкретно контрастность выбрать? Вопрос сложный, поскольку существует несколько методов измерения контрастности и какой из них конкретно применил производитель – понять не всегда возможно. Наличие диафрагмы на проекторе позволяет производителю указывать динамическую контрастность, превышающую нативную (при неизменной диафрагме) в сотни раз. Поэтому дорогой проектор с паспортной контрастностью 2000:1 может давать куда более глубокую и насыщенную «картинку», чем дешевый с заявленной контрастностью 10000:1.
При выборе проектора обязательно обратите внимание на срок службы лампы – её цена порой близка к цене самого проектора. Лампы с ресурсом в 2000 часов при ежедневном просмотре фильмов хватит на год-другой работы, после чего потребуется дорогостоящий ремонт.
Если вы хотите, чтобы проектор можно было использовать автономно, без ТВ-приставки и компьютера, обратите внимание на наличие TV-тюнера и на воспроизведение с USB-накопителей.
Только имейте в виду, эти опции порой (особенно на недорогих моделях) реализуются производителем по остаточному принципу. Качество приема TV-тюнера может оказаться довольно плохим, встроенный медиапроигрыватель может игнорировать некоторые форматы аудио и видео, да и разъем USB может «забастовать» и отказаться читать какой-нибудь жесткий диск.
Поддержка 3D. Эта опция заявлена чуть не у половины проекторов, и многие покупатели (по аналогии с 3D-телевизорами) ждут от таких проекторов возможности показа поляризованной стереопары. Увы, сделать дома IMAX 3D на основе проектора c «поддержкой 3D» не получится.
У большинства проекторов под «поддержкой 3D» понимается всего лишь возможность вывода анаглифической картинки. При просмотре такого изображения через анаглифические (красно-голубые) очки действительно присутствует некоторый стереоэффект, но отвратительная цветопередача портит все впечатление.
Проекторы, отображающие поляризованные стереопары, существуют, но стоят весьма недешево и для них нужны специальные экраны, не нарушающие поляризацию.
Варианты выбора проекторов.
Если вам нужно мобильное устройство, с помощью которого можно организовать просмотр фильма «на большом экране» за минимальное время в любом затемненном помещении, выбирайте среди карманных проекторов. Но имейте в виду, что при дневном свете «пристойную» картинку они обеспечить не смогут.
Одноматричные LCD-проекторы дают не самое лучшее изображение, но их низкая цена позволяет обустроить настоящий домашний кинотеатр с экраном «на всю стену» практически каждому.
Если вы хотите получить качественный домашний кинотеатр по небольшой цене, выбирайте среди недорогих DLP-проекторов.
Для презентаций, лекций и тренингов в освещенных помещениях вам потребуется проектор с большим световым потоком, создающий яркое изображение, хорошо различимое даже при дневном свете.
Если проектор должен быть расположен близко к экрану, выбирайте среди ультракороткофокусных проекторов.