Как выбрать ответственных в классе
Самоуправление в классе
Человек – саморазвивающаяся личность. Его нельзя научить, он учится сам. Его можно обучать, создавая поле деятельности и среду общения для саморазвития и жизнетворчества.
Пояснительная записка
Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:
В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и состраданию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия.
Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.
Функции совета класса (СК)
Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.
Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного понятия выступают понятия «духовный коллектив», «морально-психологический климат», «морально-этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен руководствоваться нравственно-этическими ценностями, которые утверждаются в классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили не только морально-этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.
Правила для учащихся класса:
Высказывания о самоуправлении
форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002 год
это привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы.
Н.К. Крупская
метод организации воспитательного коллектива.
В.М. Коротов
Самоуправление – правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности учащихся.
Педагогический коллектив МОУ СОШ №2
Уровни ученического самоуправления
Нормативно-правовая база функционирования ученического самоуправления
Что дает ученическое самоуправление участникам педагогического процесса?
Учащимся:
Родителям:
Педагогам:
Организация ученического самоуправления в классе
Слайд 9
Организация деятельности
Классное собрание:
Актив класса:
Президент:
Министерство социальной защиты:
Министерство труда:
Член школьной организации:
Министерство печати и СМИ:
Министерство правопорядка:
Министерство здравоохранения:
Министерство культуры:
План работы ученического самоуправления
Должность | Основные функции | Сроки выполнения |
Президент КлассаЗаместитель | 1. Отвечает за посещаемость в классе, ведёт табель посещаемости. 2. Следит за соблюдением учащимися Устава школы. 3. Контролирует деятельность своих заместителей. | В течение года |
Министры Печати и СМИ | 1. Печатание заметок напоминаний для учащихся и их родителей. 2. Выпуск молний. 3. Оформление классной документаций. | По мере надобности и необходимости |
Министры культуры | 1. Организация внеклассной деятельности класса. 2. Подготовка и оформление открытых мероприятий. | Ноябрь-декабрь, Февраль, май. |
Министр труда | 1. Организация работы в школьном дворе. 2. Соблюдение правил гигиены в классе. 3. Организация генеральной уборки в классе. | Сентябрь-май. |
Министры Социальной защиты | Организация помощи ветеранам и людям, оказавшихся в трудных жизненных условиях | В течение года |
Министр здравоохранения | Организация и контроль за питанием в школьной столовой | В течение года |
Министр правопорядка | Организация дежурства в школе и в классе. Сохранность школьного имущества. Составление графика дежурств, контроль за выполнением дежурными своих обязанностей. Контроль за ведением учащимися дневников. | По мере необходимости |
Ди-джей (музыкальное оформление) | 1. Организация и набор музыки для проведения открытых мероприятий. 2. Отвечает за компьютер в классе, следит за потоком информации в компьютере. | По мере необходимости |
Секретарь-референт | Помощник председателя в вопросах посещаемости и выполнения поручений. | В течение года |
Наше понимание о самоуправлении
Сами проводим спортивно-оздоровительные мероприятия, ведем здоровый образ жизни
Активная жизненная позиция
Максимум усилий для нового начинания
Организуем дежурство в классе, осуществляем его в школе
Участвуем в общешкольных благотворительных акциях
Представители класса входят в состав школьного совета самоуправления
Разрабатываем и реализуем социально-значимые проекты и дела
Активно участвуем в жизни школы, знаем свои права и обязанности
Взаимоотношения учитель-ученик, ученик-ученик на уровне сотрудничества
Лидер должен уметь не только руководить, но и подчиняться
Если трудно – советуемся со своими старшими товарищами, педагогами
Не только критикуем, но и предлагаем собственное решение
Ищем выход из любого положения
Если не удалось дело, нужно проанализировать ситуацию
Слайд 8
Работа «Организация ученического самоуправления в классе» заняла 1 место в Ставропольском краевом конкурсе классных руководителей «Мудрая сова» в 2012 году.
Семь советов, как создать коллектив из класса
Наталья Березина
04 февраля 2020 • 17:48
Самой первой задачей для классного руководителя является создание коллектива учеников. Если у вас получится объединить детей, то классное руководство станет интересным делом и даже определенной инвестицией в будущее.
Все благодарные ученики вырастут и станут специалистами в своем деле — тогда у вас будет на кого опереться в разных жизненных ситуациях. Конечно, важно не только создать, но и развивать коллектив, проявив творчество и здоровую долю пофигизма ко всей канцелярской работе и неадекватным требованиям администрации.
Итак, несколько советов из личной практики.
1. Будьте авторитетом
2. Общее дело
Как только произошел процесс взаимного знакомства и взаимного приятия или неприятия, пора начинать действовать активно. Срочно организуйте общее дело: например регулярный выпуск газеты или КВН, на который ваши ученики вызовут на битву, например, старший класс, учителей и т.д. Самое главное, чтобы выбор мероприятия исходил от самих ребят и был им интересен. Навязанный сверху формат разрушит дело на корню (сами знаете, как готовить спущенные сверху мероприятия — ни уму ни сердцу). Подготовка конкретного дела будет объединять всех в достижении цели.
Такую газету мы выпускали в докомпьютерную эру.
Важно, чтобы у каждого было собственное задание, за которое он в состоянии отвечать. Общее дело поможет ребятам посмотреть друг на друга с другой стороны, увидеть положительные стороны каждого. Так будет сделан следующий шаг в становлении коллектива.
3. Да ошибкам
Если вам удалось выполнить п.1, ваши поступки и слова будут оказывать огромное влияние на ваших подопечных. Примите для себя некоторые правила, которые будут поддерживать хорошие отношения и укреплять их. Никогда не ругайте за ошибки. Это отбивает охоту двигаться вперед, рождает неуверенность. Учите ребят делать правильные выводы из неудач. Это очень полезный опыт. Я обычно говорила, что, ошибившись, стоит расстроиться… на пару минут. А потом нужно посмотреть на ситуацию со стороны и понять, а что было сделано не так, может, посоветоваться с кем-то. И сделать в следующий раз по-другому. Для ребенка важно ваше мнение, а не укор и овиновачивание. Перевод ошибки со знака «минус» на знак «плюс» очень сильно влияет на атмосферу в коллективе.
4. Нет фамилиям
Еще одно важное правило для создания положительной психологической обстановки в коллективе — намеренное избегание фамилий. Называйте учеников по именам. Собственное имя ласкает слух, располагает к учителю. Фамилию употребляйте только в случае совпадения имен, если нет возможности взглядом или жестом обратиться к ребенку. Подобный стиль общения с учениками дает им хороший пример для общения друг с другом. Уважительное обращение ребят к своим одноклассникам будет способствовать укреплению коллектива.
5. Бойкот бойкотам
— А кто первый продолжил? (Обычно такой вопрос застает ребят врасплох)
— Значит, ответственность за ситуацию 50 на 50.
В моей педагогической практике подобные конфликты обычно заканчивались извинениями друг перед другом за свой кусок вины, после чего ребята убегали вместе играть на переменку.
Используйте конфликты как способ укрепления взаимоотношений. Научите ребят находить в каждом положительные стороны, а не акцентируйте на недостатках. Никто не должен чувствовать себя отверженным. Демонстрируйте свое категорически отрицательное отношение ко всем видам доносам, сплетням, бойкотам. Выращивайте в учениках доверие друг к другу как основу крепкого коллектива.
6. Оценка не отражает истинного лица
Часто учителя грешат тем, что переносят учебные успехи или неуспехи в послеурочную жизнь. Забудьте об оценках в журнале в процессе общения с учениками. Не вспоминайте о них никогда и не попрекайте ими. Вы общаетесь прежде всего с человеком. Он может получать двойки за диктант, зато задачки по математике очень сложные решает или цветы дома экзотические выращивает. У каждого свои таланты. Найдите их, и как классный руководитель вы от этого только выиграете. А если он доверит вам свои тревоги и сомнения, значит, произошло чудо — он принял вас как старшего друга. Цените это. Вы ведь хотели создать коллектив, а душевная близость в коллективе — неотъемлемая его составляющая.
7. Забудьте, что вы учитель
2019 год. Встреча с классным руководителем 25 лет спустя. Это они делали газету.
Пример распределения обязанностей в классе
Распределение обязанностей в классе
1. Замещает классного руководителя в его отсутствие.
2. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует.
3. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией.
Редколлегия (газета и т.д.)
Организует и проводит творческие конкурсы, викторины, соревнования, выставки (Каникулы и выходные дни)
Готовит вместе с командами поздравление учителей с праздниками.
Выставляет информацию на сайт класса (1 раз в неделю)
1. 1 раз в триместр заполняет бланк рейтинга успеваемости: выписывает все текущие оценки учащихся по каждому предмету, подсчитывает общее количество оценок и средний балл с точностью до сотой.
2. Составляет рейтинг успеваемости, то есть распределяет места в зависимости от среднего балла и количество оценок.
3. Объявляет результаты рейтинга после каждого истекшего месяца.
Ассистент классного руководителя
1. Проверяет правильность оформления в дневниках общих сведений.
2. Еженедельно собирает дневники у всех учащихся класса на проверку.
3. Следит за ведением дневников: грамотностью, полнотой и эстетикой.
4. Выясняет, у кого нет подписей родителей.
5. Подает дневники на подпись классному руководителю
Вся команда пропагандирует различные виды спорта и привлекает ребят к занятиям в кружках и секциях (Постоянно)
Капитан поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.
Капитан помогает составлять заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях
Капитан участвует в организации и проведении спортивных соревнований в классе и в школе (1 раз в месяц)
Уход за цветами в классе и за растениями на закрепленном участке
2. Следит за возникновением заболеваний или появлением вредителей.
3. Осуществляет лечебно-профилактические мероприятия: опрыскивания, рыхление, удаление больных растений.
4. Организует пересадку цветов и смену грунта.
5. Раздает цветы на хранение на лето и собирает их перед началом учебного года.
Составляет график дежурства по классу, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем.
2. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку.
3. Обеспечивает результаты дежурства в конце дня: проветривание, влажную уборку, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски, двери и т.д.
4. Еженедельно организует мытье парт; ежемесячно – генеральную уборку.
5. Контролирует работу дежурных, выставляет за нее оценки и сообщает их всему классу
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-544349
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Актив класса. Наши обязанности
Выявить лидера класса.Выбрать состав актива класса.
Просмотр содержимого документа
«Актив класса. Наши обязанности»
* Замещает классного руководителя в его отсутствие.
* Координирует работу актива класса.
* Выполняет поручения классного руководителя, связанные с учебой и хозяйственной деятельностью.
* Следит за соблюдением дисциплины во время перемен.
* Заботится о товарищах, пропустивших занятия по болезни.
* Точно знает, когда у кого день рождения.
* В конце месяца подводит итоги своей работы.
Что получилось? Что не получилось? Почему? Кто помогал?
Подпись ___________ /___________ дата _________
* Замещает старосту в её отсутствие.
* Помогает старосте контролировать работу всего актива.
*Выполняет поручения старосты класса.
*Ежедневно контролирует посещаемость. учащихся. Составляет список отсутствующих для выяснения причин отсутствия.
* Ежедневно контролирует график дежурства по классу.
* Зорко следит за чистотой и порядком в классе и раздевалке.
* Своевременно напоминает ребятам о предстоящем занятии того или иного кружка.
* Отвечает за состояние дисциплины.
* В конце месяца подводит итоги своей работы. Что получилось? Что не получилось? Почему? Кто помогал?
Подпись ___________ /___________ дата _________
Вам доверили очень серьёзное поручение – учебные дела класса. Понаблюдайте за одноклассниками, может быть, кому-то из них нужна помощь.
Помните: нельзя смеяться над ошибками других, нельзя давать списывать. Лучше помогите, расскажите, посоветуйте прочитать и выучить.
С согласия педагога, проверяйте, как ваши одноклассники ведут дневник, в каком состоянии находятся их тетради.
*Ежедневно контролирует подготовку класса к уроку. (На парте должны находиться дневник, учебник, тетрадь для записей, книга для души, тетради рабочие, письменные принадлежности, карточки).
*Оказывает помощь отстающим учащимся.
* Проводит в классе викторины, интеллектуальные игры и конкурсы.
* В конце месяца подводит итоги своей работы. Что у вас получилось? Что не получилось? Почему? Кто помогал?
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Вы – книголюбы, – поэтому попытайтесь научить одноклассников любить книгу так, как её любите вы.
*Контролирует сохранность книг (наличие обложки, чистоту страниц, прочность переплета).
*Контролирует наличие закладок в учебниках.
*Следит за ведением читательского дневника. Проверяет, как одноклассники ведут записи в нем.
* Занимается подбором материалов для оформления уголка чтения.
*Раз в месяц проверяет состояние учебников.
* Проверяет состояние книг в классной библиотеке.
*Оказывает помощь и сотрудничество школьной библиотеке.
*Предлагает одноклассникам прочитать книгу, которая показалась интересной.
*В конце учебного года оценивает состояние учебников и обеспечивает передачу их в библиотеку.
* В конце месяца подводит итоги своей работы. Что у вас получилось? Что не получилось? Почему? Кто помогал?
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Вы – организаторы спортивной жизни класса.
*Организует ежедневную утреннюю зарядку.
*Помогает в проведении физкультминутки во время уроков.
*Организует построения и передвижения ребят. *Следит за результатами школьных и областных спортивных соревнований, рассказывает об этом одноклассникам.
* Размещает информацию о спорте и здоровом образе жизни на стенде «Это интересно».
*В конце месяца подводит итоги своей работы. Что у вас получилось? Что не получилось? Почему? Кто помогал? Кто мешал?
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Хозяйственный сектор ________________________________________
У вас поручение, которое приносит всем пользу. Внимательно следите за чистотой и порядком в классе.
* Своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем.
* Контролирует работу дежурных.
* Докладывает классному руководителю и классу о результатах дежурства.
* Следит за цветами в кабинете.
* Отвечает за сохранность и ремонт мебели в классе.
Если что-то сломалось, сообщает учителю.
* Проверяет порядок в портфелях, шкафах.
* Проверяет уличную и сменную обувь ребят.
*При проведении генеральных уборок определяет каждому из ребят участок их работы. Не забывает проверить, как выполнены поручения.
*В конце месяца подводят итоги своей работы. Что у вас получилось? Что не получилось? Почему? Кто помогал? Кто мешал?
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Культурный сектор ___________________________________________
Вы – организаторы творческой жизни класса.
*Отвечает за участие в школьных мероприятиях, праздниках, выставках, конкурсах, экскурсиях.
*Занимается подбором материалов для оформления классных уголков, стендов.
*Несет ответственность за оформление классного уголка
*В конце месяца рассказывает одноклассникам о своей работе. Кто помогал? Кто нарушал чистоту и порядок?
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
Подпись ___________ /___________ дата _________
1. Организационный момент.
— Сегодня на классном часе мы попытаемся с вами найти ответ на вопрос «Что такое выборы?» и сами поучаствуем в этом важном событии, мы будем выбирать старосту.
2. Вводная часть.
— Ребята, а вы знаете, какое мероприятие проходило в прошлое воскресенье?
— Да, действительно. 10 сентября все совершеннолетние граждане нашего района имели возможность принять участие в выборах _________________________
— Скажите, а вы знаете, что такое выборы?
— С какой целью они проводятся?
— А кто-нибудь ходил с родителями на выборы?
— Я думаю, что каждому из вас уже приходилось выбирать вещи, игрушки, угощения. А для чего вы это делали, почему не купили первую же попавшуюся вещь, игрушку, сладость?
— А когда и для чего можно выбирать людей?
Класс – это ваше отдельное государство, в котором предстоят выборы.