Как выбрать педагога по фортепиано
Что должен уметь репетитор по фортепиано
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему найти квалифицированного репетитора не так просто? Ответ – очевиден. Ведь компетентный педагог по фортепиано – это человек, который способен научить основам игры на фортепиано и нотной грамоте, а также сделать все возможное и невозможное для развития определенных навыков профессиональной игры. Но, к сожалению, такие ценные учителя сейчас большая редкость.
Профессиональные особенности репетитора по фортепиано
Одним из важных пунктов является наличие высшего педагогического образования. К тому же, кроме достаточных теоретических и практических знаний и навыков, хороший педагог по фортепиано должен смотреть на все со стороны психологии, понятно и в доступной для ребенка форме давать все необходимые академические знания, спокойно отвечать на все вопросы ученика, не вызывая агрессивных эмоций. Он должен владеть своим предметом в совершенстве, а также уметь говорить и объяснять материал на родном языке. Быть ответственным и воспитанным, контролировать свои чувства, уметь общаться с детьми, и обладать такими качествами, как:
— пунктуальность и отзывчивость;
— добродушие и человечность;
— грамотность и компетентность.
Основные критерии при выборе педагога по фортепиано
Огромным плюсом профессионального педагога является подготовка к каждому уроку, которая гарантирует, что занятие будет проведено последовательно и в соответствии с планом урока. Учитель должен создать уютную атмосферу для занятий, контролируя весь процесс обучения от начала до конца. Личные обстоятельства не должны влиять на настроение педагога во время урока, наоборот, он должен быть в хорошем расположении духа, не кричать и корректно отвечать на вопросы.
Немаловажным критерием является способность работать, как с новичком в этой сфере, так и с человеком, который имеет некоторые азы в игре на фортепиано. В последнем случае, он должен помочь с трудностями, направить в нужное русло, лояльно указать на ошибки и в минимальные сроки научить правильной игре.
Иногда, очень сложно добиться желания и стремления, но опытный репетитор обязан заинтересовать ученика, найти особый подход к нему и разрушить миф о том, что отсутствие музыкального слуха влияет на уроки по фортепиано, ведь научить – это истинное призвание каждого настоящего педагога.
Как выбрать преподавателя по фортепиано
Как найти «того самого» преподавателя фортепиано?
Преподаватель фортепиано из учебного заведения
Преподаватель фортепиано с сайта-базы репетиторов
Если у вас мало времени, то можно поискать преподавателя фортепиано и на сайте-базе репетиторов. Причем это можно перепоручить администратору веб-ресурса. Но лучше все же самому.
По каким критериям отбирать анкеты преподавателей фортепиано?
Есть несколько критериев отбора анкет преподавателей фортепиано:
1. Образование.
2. Достижения в профессии.
3. Возраст.
Остановимся на них.
Если у преподавателя фортепиано будет ученая степень, то вы должно сделать все, чтобы уговорить его обучать игре на пианино. Дело в том, что это бывает очень редко и говорит об интеллекте, целеустремленности и неравнодушности к профессии.
-Возраст преподавателя фортепиано
Возраст преподавателя фортепиано не менее важен, чем образование и достижения в профессии.
Студент
У студентов, которые еще только становятся преподавателями фортепиано, есть свои плюсы: свежесть ума, энергичность, настоящая увлеченность делом. Но брать у них уроки можно только тем, кто не нацелен на результат и кто ставит во главу угла атмосферу. Если у вашего ребенка серьезный потенциал в игре на пианино, то этот вариант не для него.
Студентам из-за недостатка опыта непросто систематизировать обучение, давать советы по преодолению проблем. Нет у них и багажа преподавательских приемов. А желание проявить свои амбиции и заработать, а не научить будущего великого музыканта игре на пианино могут сыграть злую шутку.
Пожилой
Практически все считают, что пожилые преподаватели фортепиано – чуть ли не гуру. Так ли это?
Несомненно, с годами человек накапливает опыт, и есть пожилые преподаватели фортепиано, которых можно назвать гениями. Но это – исключение, а не правило. К тому же, такие люди вряд ли есть на сайтах-базах репетиторов. Поищите, но особо не надейтесь.
Сильные стороны пожилого преподавателя фортепиано:
● внушительный багаж преподавательских приемов, такие преподаватели могут найти подход к любому, даже самому сложному, ребенку;
● предугадывание и предложение несколько способов решения проблем, с которыми может столкнуться ученик.
Слабые стороны пожилого преподавателя фортепиано:
● иногда использование устаревших преподавательских приемов;
● пониженная креативность или, вообще, ее полное отсутствие;
● стереотипность.
Кроме того, маленькие дети побаиваются пожилых людей, если у них нет обаяния от природы.
Преподаватель фортепиано в возрасте от 30-ти до 50-ти лет Преподаватель фортепиано в возрасте от 30-ти до 50-ти лет является той самой «золотой серединой». У него есть достаточно опыта как в исполнении, так и в обучении, и при этом он не растратил всю энергию.
Несмотря на то, что такие преподаватели придерживаются преподавательских приемов, они не против привнести что-то новое в обучение. Они с легкостью находят общий язык с ребятами – и с мальчишками, и с девчонками.
Если вы отдадите предпочтение преподавателю фортепиано в возрасте от 30-ти до 50-ти лет, то помните, что они не любят и отказываются от халтурщиков. Объясните ребенку, что если он не будет прикладывать усилия и нормально себя вести, то придется искать нового учителя.
Главное — это правильный педагог для обучения игре на музыкальном инструменте
Когда в семье подрастает ребёнок с музыкальными способностями, он с ранних лет начинает петь и танцевать, у него появляется чувство ритма и такта. Музыка касается детской души и становится важнейшей частью домашнего уклада, непременным условием гармоничного развития ребёнка. Тогда родители начинают задумываться о приобретении музыкального инструмента.
Конечно, большинство родителей отдаёт предпочтение пианино. Это классический инструмент, и такой выбор совершенно оправдан. Обучение игре на фортепиано великолепно развивает музыкальный слух и мелкую моторику.
Надо не забывать о том, что на раннем этапе обучения музыке, независимо от того, где будет учиться ребёнок, в музыкальной школе или у частного преподавателя, главное, чтобы он с первых дней занятий попал к квалифицированному педагогу. Важно найти наставника, который сумеет привить ребёнку любовь к искусству, — того, с кем ребёнок регулярно будет заниматься с великой радостью и удовольствием.
Конечно, педагог должен быть хорошим музыковедом, профессиональным преподавателем, и — самое основное — он обязан грамотно разбираться в детской психологии. Неправильным подходом к ученику и неверно подобранной методикой обучения можно просто-напросто навредить ребёнку, отбить у него желание заниматься музыкой. Так часто и происходило в советские годы.
Однажды мой близкий друг, заслуженный человек, произнёс фразу: «Не одарённых детей не бывает». И он прав. Слух надо развивать с раннего возраста. Даже ко мне как к мастеру настройщику фортепиано обращаются женщины в положении со словами: «Я когда-то в детстве училась в музыкальной школе и долгие годы не подходила к инструменту. Я в положении и очень хочу заниматься на фортепиано, чтобы восстановить те навыки, которые получила в детстве. Мне бы хотелось, чтобы мой ребёнок слышал великолепные классические произведения, формировался на их фоне».
Конечно, сегодня новое время. Когда я настраиваю пианино и рояли в музыкальных учреждениях, мне как-то удивительно видеть, что подход педагогов к ученикам действительно изменился. Приятно видеть, как педагоги стараются удержать внимание ученика, донести до него правильную мысль. И всё это в обстановке спокойствия и без всякого давления на ребёнка.
Я помню жёсткую советскую педагогическую систему работы отдельных «так сказать, педагогов». Помню, как некоторые из них позволяли себе кричать, подталкивать и даже, в некоторых случаях, линейкой ударять по пальцам ребёнка, если тот ошибался, читая с листа произведения. В итоге ребёнок в слезах приходил домой и категорически отказывался заниматься музыкой. А в музыкальных школах на таких детей ставился штамп «проф. непригоден». Подобных педагогов было немного, но они были, и я это помню.
Несмотря на некомпетентность отдельных преподавателей прошедших лет, наша страна в области культуры и искусства, а так же музыкального образования была, есть и будет самой сильной. Ученики наших музыкальных школ, училищ, консерваторий — пианисты, скрипачи, вокалисты и т.д. — покоряли и покоряют весь мир, где им аплодируют стоя. Честь и хвала нашим педагогам за их великий труд и огромный вклад в воспитание юных музыкантов, за их огромный талант и умение передавать знания детям!
Хочу сказать, что работать педагогом в музыкальном учреждении — это титанический труд. Как-то странно, что у нас очень мало говорят и пишут о непростой работе педагогов от музыкальных школ до консерваторий. У нас гордятся музыкантами: «Да, умница, трудоголик!», а вот о педагоге, который вложил в ученика частицу себя, — ни слова. Многие скажут, что педагог за свою работу получает зарплату, но я бы ответил, что вопрос зарплаты — это особая (подчас болезненная) тема для многих преподавателей.
В 90-х годах я работал в одном из музыкальных учреждений, и к нам приехал по частному приглашению педагога форт.отделения выпускник Веймарской Высшей школы музыки (Германия). Молодой пианист изъявил желание дать мастер-класс нашим студентам и выпускникам фортепианного отделения. Я настроил концертный рояль «August Forster» и остался в зале. Мне был интересен уровень музыканта, потому что реклама ему была сделана громкая. Представьте, как в перестроечные 90-е годы волновало слух само словосочетание «маэстро из Германии»!
По окончании выступления наши студенты были искренне удивлены уровнем услышанного. В зале рядом со мной сидела педагог форт.отдела, она обратилась ко мне с вопросом:
— Артур Суренович, Ваше впечатление?
— Он может поступить к нам в училище на 3-й курс форт.отделения, чтобы продолжить обучение уже у наших преподавателей.
Я ни в коем случае не хочу принизить высокий уровень школы, которую представлял пианист, но, видимо, дело не в образовательной системе, а в самом выпускнике.
Наши выпускники училищ и консерваторий фортепианного отделения, прошедшие нелёгкий путь к достигнутому, действительно являются прекрасными музыкантами. Во время концерта им, как говорится, клавиш не хватает, играют так, что дух захватывает. И всё это — благодаря нашим уникальным педагогам, высоким профессионалам, фанатично влюблённым в свою работу. Наша педагогическая школа была, есть и будет самой сильной.
Совет молодым родителям: ищите хороших, профессиональных преподавателей для ваших малышей. С первого дня обучения ребёнок должен заниматься у правильного педагога.
Сегодня очень много профессиональных преподавателей, которые не работают в музыкальных учреждениях, а занимаются частной практикой.
В 90-х годах ко мне обратилась семья, которой я когда-то настраивал рояль. С тех пор прошло 15 лет. Долгие годы семья жила в Нью-Йорке, а после перестройки они решили переехать на постоянное жительство в Москву. Для отца семейства открывались огромные возможности для бизнеса в России. На восстановление рояля у меня ушёл целый день. По окончании работы я попросил хозяйку проиграть инструмент, так как она в прошлом была пианисткой и заканчивала Московскую консерваторию. Она извинилась и сказала: «Артур Суренович, я бы хотела, чтобы сыграла моя дочь». Тогда девочке было 14 лет.
Когда она села за рояль и стала играть, я был ошеломлён виртуозностью владения инструментом. На вопрос о том, где училась её дочь, она ответила, что в Нью-Йорке, у эмигрантки, прежде преподававшей в Харьковской консерватории. Вот Вам и частный преподаватель.
В перестройку уехали за рубеж многие великолепные музыканты и педагоги. Люди искусства очень ранимы, чувствительны и обидчивы, и если кто-то поступил по отношению к ним несправедливо, эта обида может остаться в их сердцах на всю жизнь. Всякий раз, когда я встречаюсь с бывшей профессурой, работавшей в средних и высших музыкальных учреждениях, а ныне живущих за рубежом, на мой вопрос, как им живётся сегодня, они отвечают: «О хлебе насущном мы не думаем».
В Москве я познакомился с замечательным и уважаемым педагогом Эллой Юрьевной. Это педагог, который дарит каждому ученику частицу себя. Она находит в каждом ребёнке искру таланта, она — хороший психолог, и, самое главное, умеет донести до ученика правильную мысль.
В начале 2000-го года ко мне обратился дизайнер по интерьеру. По происхождению он был француз и плохо говорил на русском языке. Он попросил настроить и отрегулировать старинный антикварный рояль, привезённый из Парижа и купленный на одном из аукционов. Мы договорились и встретились уже на следующий день.
Самого хозяина не было дома. Передо мной предстал древнейший кабинетный рояль. Я был удивлён тем, что рояль был приобретён во Франции, а не у нас в России, где много своих древнейших инструментов. Как мастер я официально заявляю, что наша реставрация фортепиано намного лучше и качественнее европейской. Это касается как политуры, вербелей, так и всей механической части.
Я настроил и отрегулировал этот рояль. Дня через 3-4 — звонок. Позвонил сам хозяин рояля. Он поблагодарил за работу и сказал: «Артур Суренович, этот рояль предназначен у меня для интерьера моего зала. Я очень хочу заниматься музыкой, и для этого мне необходимо приобрести новое евро пианино в салоне. Прошу Вас помочь в выборе инструмента».
Я выбрал в салоне качественный инструмент и подстроил его уже дома. Владелец нового инструмента был очень доволен. Обратившись ко мне, он сказал: «Артур Суренович, Вы всю свою жизнь в профессии и наверняка знаете многих профессиональных преподавателей. У меня к Вам огромная просьба: я очень хочу играть на фортепиано. Самостоятельно у меня ничего не получается. В детстве мама нанимала мне каких-то дам для уроков музыки, но ничего из этого не получилось. Мне 33 года, и мне неудобно в таком возрасте искать педагога. Порекомендуйте мне хорошего преподавателя». Я незамедлительно ответил: «У меня есть такой педагог, но я не знаю, будет ли она с Вами заниматься».
Я позвонил Элле Юрьевне и сказал, что есть жаждущий занятий абитуриент, но у него комплекс: ему 33 года. На что Элла Юрьевна ответила: «А почему бы и нет? Пусть он мне позвонит».
И он позвонил. Левая рука в игре у него была просто нулевая, правой рукой он занимался какими-то изысканиями в клавире, но всё это было до начала занятий. Уроки проходили очень интенсивно. Через 6 месяцев они записали диск в малом зале консерватории. Конечно, это был не Ван Клиберн, но прошло всего полгода, а он уже играл классические произведения! Когда мне прислали в подарок диск, я позвонил Элле Юрьевне и спросил: «ЧТО ЭТО ЗА КОСМИЧЕСКИЕ СКОРОСТИ?!». Она скромно ответила: «Там один только мой процент, остальные 99% — великое желание научиться играть. Конечно, я отдала для этого много сил, но я им очень довольна. Он действительно талантлив».
Вот вам и частный преподаватель.
У меня найдётся ещё немало воспоминаний о добрых встречах, связанных с моей профессией. О них я расскажу позже.
Читайте также:
Как найти педагога по фортепиано: советы родителям
Время летит быстро, вот вашему ребенку уже 5, 6, 7 лет и родители мечтают увидеть своё чадо, виртуозно играющее на рояле. Вот тут мамы и папы часто в растерянности, ведь педагогов много, а выбрать нужно одного, да такого, чтобы учил ребенка минимум 7 лет.
Точно определите свои цели
Для начала определитесь, какой уровень подготовки нужен вашему ребенку? Тогда вам будет понятно, где ему лучше учиться:
Как правило, многие родители желают дать сыну или дочери профессиональную музыкальную подготовку и ведут его в музыкальную школу.
Это правильный выбор, если вы хотите дать ребенку всестороннее профессиональное музыкальное образование,
где по окончании он получит аттестат государственного образца. Документ говорит о том, что ребенок получил профессиональный начальный музыкальный уровень. И это старт для дальнейшего профессионального обучения в музыкальном колледже и консерватории.
Фортепиано требует терпения и дисциплины
Надо сказать, все приходят в школу с «желанием научиться играть» на том или ином инструменте, но буквально через полгода-год из 20-ти учащихся «желание» остаётся примерно у половины. Тут в первую очередь спешат винить учителя: не заинтересовал, не разбудил в нем любовь к предмету, предвзято относился и т. п. Да, бывают и такие педагоги, но поверьте,
чаще всего это происходит из-за отсутствия дисциплины, как в семье, так и в классе
Обучение игре на фортепиано — это многолетний процесс. Он требует терпения ученика и родителей, систематических занятий, как школьных, так и домашних! Не просто так ведь установили 7 лет школьного музыкального образования. Ребёнок растёт физически и интеллектуально, программа также рассчитана на то, чтобы развивать ученика согласно его способностям и физическим возможностям.
Чего ждать от музыкальных кружков и студий
Постарайтесь выяснить, какой уровень знаний они дают, какие требования предъявляются к обучению. Уточните, насколько профессионален педагогический состав. Если дети приходят туда весело проводить время, а в конце года вам демонстрируют шоу «Кто во что горазд», то это относится к любительскому уровню. Конечно, некоторым детям и родителям
будут интересны такие студии, центры и клубы, если ребенок плавает, играет в шахматы, скачет на коне, ходит на курсы «Кройки и шитья»
Такому вундеркинду, чтобы получить свою минуту славы, нужно где-то себя «выплеснуть».
Что дадут занятия на дому
Что касается занятий с педагогом на дому, то здесь тоже есть нюансы. Родители должны понимать, что педагог, приходя к вам, должен стремиться строить занятия по программе музыкальной школы. То есть задача педагога в целом — научить играть на фортепиано. Сюда входит:
Одним словом, педагог должен делать все, чтобы ребенок был грамотным, чтобы мог в будущем (лет через 10-15) открыть ноты с несложной фактурой и самостоятельно разобрать понравившееся ему произведение. И мог бы в музыкальном обучении при необходимости помочь своим детям.
Коммерсанты от музыки
Если вы попали в руки педагога, для которого обучение только бизнес, то вам можно только посочувствовать… Самое неприятное, что даже спустя годы вы можете не догадываться об отсутствии у ребенка профессиональных знаний. Он играет антипрофессионально, потому что так его обучил некомпетентный педагог, который просто заработал на этом деньги и будет вас убеждать, что пальцы перестанут торчать в разные стороны сами по себе через какое-то время, что знать и читать ноты ребенку необязательно, и т. п. И
все это для того, чтобы ничего не понимающие родители были счастливы, видя своё чадо играющим на инструменте, и хвастали перед соседями
Признаки халтурщика
Педагог должен быть профессионалом в своей работе. Десятки студентов ежегодно заканчивают консерваторию, но не все из них умеют преподавать! Хотя они и получают знания по предметам «Методика» и «Педагогика», но учить и объяснять дано не каждому. Для того, чтобы понять, насколько профессионален педагог, вам нужно посмотреть его работу,
послушать игру его учеников на концертах, конкурсах или посмотреть видеозаписи их выступлений
На что обращать внимание:
Постановка рук! Если все его ученики
то рекомендую вам расстаться с таким «специалистом»! Это говорит о том, что педагог либо не владеет методикой обучения, либо относится к работе как к халтуре.
Педагога без диплома не бывает
Убедитесь, что педагог действительно закончил музыкальное училище (сейчас это колледж) или консерваторию по отделению фортепиано и в дипломе ему присвоена квалификация «Преподаватель фортепиано».
Многие родители даже не задумываются о том, что упуская этот пункт, обманывают себя. Как неприятно спустя 5 лет выяснить причину плохой подготовки из-за того, что, к примеру, ваш «учитель» обучался по классу скрипки, домбры, хорового дирижирования и т. п. Самое удивительное, что
такие педагоги считают себя правыми до последнего момента
Уважаемые родители, возьмите на заметку — официально такие педагоги не имеют права работать! Адекватный педагог-пианист не будет обучать игре на скрипке, виолончели или заниматься профессиональной постановкой голоса, потому что не владеет методикой преподавания в этом направлении.
Вы спросите, почему же все остальные так уверено берутся преподавать фортепиано? А потому, что у всех инструменталистов, дирижеров, вокалистов в консерватории был и есть обязательный предмет «Общее фортепиано», где студентам дают не специальные знания, а основы владения инструментом. Дело в том, что ни один инструменталист, дирижер, вокалист без поддержки пианиста не выступает. Задумайтесь — зачем делить музыкантов на отделения, если они после окончания консерватории «на все руки музыканты»?! Но если вас устраивает общее знакомство с инструментом «на два пальца», без профессиональных знаний, то вам такой педагог вполне подойдет.
Ошибки профессиональных преподавателей
Но случается также, что и квалифицированные педагоги-пианисты работают некомпетентно, не выполняя элементарных требований. Поэтому смотрите на работу педагога. Итог его работы — не рекомендация довольной мамы, а игра учеников. Если педагог работает ответственно, любит свое дело, имеет творческий подход и требователен к ученикам, тогда можете смело учиться у него. И неважно, где он будет обучать вашего ребенка — в школе или на дому.
Ошибки родителей в погоне за результатом
У родителей иногда бывают неоправданные ожидания. К примеру, не огорчайте педагога таким вопросом: «Почему он 3 месяца занимается и до сих пор не играет «Лунную сонату» Бетховена или концерт №2 Рахманинова?». Задумайтесь, почему Бетховен и Рахманинов, прежде чем написать такие произведения, сами учились не один год? Ответ очевиден.
Не удивляйтесь, если ваш педагог после такого вопроса откажется заниматься с ребенком. Очевидно, цель у вас, мягко говоря, некорректная, ни один педагог не сможет соответствовать таким запросам. Во-первых, эти произведения играют либо в колледже и консерватории, либо в специальной музыкальной школе для одаренных детей. И даже в школе такого уровня не стоит задавать таких вопросов — вас там точно не поймут…
обучение игре на фортепиано — это не веселье на батуте и не игры с клоуном, а серьезный творческий многолетний труд
Причем совместный труд учителя, ребенка и родителей! Обратите внимание, что как правило,
за каждым гениальным музыкантом стоят профессиональные преподаватели и гениально-терпеливые и настойчивые родители
Задача родителей
В первую очередь родители должны выстроить хороший контакт с педагогом. Ответственность за результат возложен как на педагога, так и на ребенка. Если вы будете ходить на занятия к высокопрофессиональному педагогу, но не будете закреплять их ежедневными домашними тренировками, результат будет минимальный.
Вам необходимо настроить ребенка на то, что это обучающий процесс, требующий терпения и многих часов занятий. И родители должны быть с ним вместе в процессе обучения год или два.
Помните! Если педагог будет авторитетом для вас, значит он будет авторитетом и для вашего ребенка! Научиться игре на фортепиано прежде всего необходимо ребенку. А учитель помогает ему в этом нелегком процессе обучения, который требует терпения.
Татьяна Тайматова, преподаватель детской музыкальной школы «Елiм ай»
Специфика работы преподавателя игры на фортепиано
Разделы: Музыка
В этой работе хотелось бы поделиться своими наблюдениями и 34-летним опытом работы в музыкальной школе.
Достижения музыкального образования в нашей стране широко известны и признаны во всем мире. Но жизнь идет вперёд и предъявляет к музыкантам всё возрастающие требования. Перед нами, музыкантами-педагогами, стоят нелёгкие задачи: воспитывать массового слушателя, повышать его культуру и приближать профессиональную музыкальную школу к требованиям жизни.
В последнее десятилетие к великому нашему сожалению интерес к классической музыке несколько снизился. Мир, в котором живут сегодняшние дети, полон насилия. Равнодушие, жестокость, показ “дешёвых” сериалов – всё это наносит огромный ущерб детской психике. Век компьютера и Интернета оттеснил живое исполнение на второй план. Почти нет конкурса для поступления в музыкальную школу, берем практически всех, недобор абитуриентов в музыкальные училища. Родители одаренных детей выбирают им другой путь – престижные вузы и получение хорошо оплачиваемой специальности. Поэтому наша главная задача – духовная направленность нашей деятельности: знать, о чем думает ученик, что делает, а наше общение – это связь с ребёнком через язык музыки.
Первая встреча педагога с учеником – волнующий момент. Для ребенка это впечатление бывает решающим. От того, как выглядит учитель (даже внешне), манера общения, умение расположить ребёнка к себе, понравиться ему и заинтересовать музыкой – очень важно для обеих сторон. Уже на первых уроках беседую с учеником на самые разнообразные темы, определяю степень подготовки, отношение к музыке, узнаю о семейной обстановке, о его времяпрепровождении. Все это подсказывает наилучший для начала метод работы с ним. Рассказываю о нашей школе, о предстоящих занятиях, поём знакомые песенки. И если вижу радостные глаза ребенка и его желание прийти на следующий урок – это уже для меня маленькая победа. На следующих уроках занимаемся подбором на слух простых песен – развиваем слух. Знакомимся с фортепиано, его возможностями, изучаем нотную грамоту и штрихи. Большое значение имеет слушание музыки. Произведения, как правило, доступны по содержанию и форме. Например:
Майкапар “Маленький командир”;
Чайковский “Болезнь куклы”;
Кёрнер “Малыш”;
Моцарт “Менуэт” и другие.
В этот период надо не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Ученик верит учителю и через него ещё больше любит музыку. Если учитель, показывая простую песенку, сам поддаётся её обаянию, ему легче передать это настроение ребёнку. А у него, в свою очередь появляется интерес сыграть, и не просто сыграть, пусть неумело, но по-своему, донести смысл музыки.
Это пробуждение инициативы – первый успех в работе и правильный подход к ученику.
Одна из особенностей игры на фортепиано состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен охватить все элементы музыкальной ткани, донести до слушателя, как крупный план, так и мельчайшие детали замысла композитора. Можно сказать, что в руках пианиста заключен целый оркестр, в котором он и дирижёр, и исполнитель всех партий. Поэтому, чтобы выполнить эти задачи у пианиста должна быть хорошая координация рук – над этим работаем на протяжении всего периода обучения в школе.
Основой системы исполнительских навыков является звукоизвлечение. Необходимо стремиться к тому, чтобы пальцы “пели”, звук “тянулся”, был глубоким и полным. С первых шагов обучения у ребенка должны развиваться музыкальные представления, воспитываться художественный вкус. Когда мы говорим “красивый звук” – это значит звук живой, полный. Наиболее важным в овладении навыками звукоизвлечения является “подготовка рук” к исполнению. “Приготовиться” – значит заранее представить себе характер звучания.
“Приготовить руки” – то же, что взять дыхание в пении.
С первых же уроков учеников надо приучать к точной аппликатуре: важно взять верную ноту и именно соответствующим пальцем. Небрежность в отношении аппликатуры входит в привычку и с трудом искореняется. Поэтому аппликатура должна быть проанализирована преподавателем в соответствии с намеченной фразировкой и характером.
Исполнение музыкального произведения – это сотворчество с композитором. Пьеса “живёт”, когда она озвучена в соответствии с её замыслом. Задача исполнителя не только “прочитать” текст, но и проникнуть в сущность нотной записи. Чтоб удивить кого-то – надо самому удивиться. Процесс работы над произведением происходит следующий путь: от эскизного воспроизведения до постепенного вырисовывания замысла. Огромную роль играют здесь словесные указания преподавателя и наглядный показ произведения.
Объясняю материал и общаюсь с учеником в зависимости от его возраста. В младших классах сочиняем стихи, придумываем небольшие рассказы, дети с удовольствием рисуют услышанное. В старших – опираемся на знания из музыкальной литературы, гармонии и сольфеджио. Процесс разучивания музыкального произведения сложен и трудоёмок.
Наиболее существенным является правильное прочтение текста. Использую несколько способов:
Наблюдая за учениками, отмечаю, что каждый ученик индивидуален и разбор зависит от знаний, подготовленности, его эмоциональности. Для большинства главная цель – сыграть от начала до конца, не заставляя себя обдумывать проигранное. А наша главная задача – научить учеников самостоятельно мыслить и работать. Поэтому необходимо знакомить со строением музыкальной речи, будить творческую фантазию, кропотливо работать над деталями, уметь вычленить технические трудности, приучать ученика вслушиваться в исполняемую музыку. Наконец произведение выучено наизусть, тщательно разобрано и наступает последний, заключительный этап работы – найти художественный образ и отразить его в исполнении.
Задача музыки – не точное описание, а пробуждение чувств. Их нельзя изобразить, их надо пережить. Необходимо постараться передать поэтическую атмосферу произведения, вникнуть в мелодию, форму, гармоническое строение и другие средства выразительности. Важно чувствовать живой пульс исполнения, дыхания, цезуру.
Музыка – искусство, развивающееся во времени, поэтому важно найти кульминации частей и всего произведения в целом. И одно из самых важных моментов – воспитать правильное отношение к публичной игре. Выступление – это очень серьёзно. Ученикам разъясняю, что он несет ответственность перед слушателями, автором произведения, перед самим собой, своими педагогами.
Очень важен выход на сцену: отрабатываем перед концертом умение правильно и достойно выйти, поклониться (поздороваться со слушателями), настроиться (мысленно проиграть одну фразу), а затем после исполнения опять поклониться (поблагодарить слушателей) и уйти. На репетициях отрабатываем это по несколько раз.
Наши ученики – активные пропагандисты музыки в нашем городе. Каждый год проводим немало концертов для учеников и преподавателей общеобразовательных школ города, воспитанников детских садов, для приюта “Надежда”, населения города. Тематика самая различная:
В заключении хочу сказать, что музыка является важнейшей составной частью духовной жизни человека. И то, как мы воспитываем подрастающее поколение, будет зависеть насколько интересен, человек, как богат будет его духовный мир и мировоззрение. И мы, педагоги – музыканты, несём ответственность за свою педагогическую и воспитательную деятельность.