Как выбрать председателя родительского комитета
Права и обязанности родительского комитета
Что входит в обязанности родительского комитета:
Кто и как выбирает родительский комитет
Многие мамы и папы уверены, что права и обязанности родительского комитета в школе до сих пор регулируются традициями в большей степени, чем законодательством.
Отчасти это верно. Единого прописанного нормативного акта нет, есть п. 7 ст. 44 Закона «Об образовании в РФ», согласно которому родители вправе «принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации», и п. 6 ст. 26: для учета мнения обучающихся, родителей «создаются… советы родителей (законных представителей)…».
Таким образом, родительские комитеты — добрая воля всех заинтересованных лиц.
Выборы происходят на классном собрании, а из представителей комитетов классов выбирается общешкольный.
И участие в такой общественной деятельности, и распределение обязанностей среди родительского комитета — дело сугубо добровольное: обычно актив состоит из трех-четырех человек, из них выбираются председатель и казначей, ответственный за сбор и распределение денег на нужды класса. Последнее — веяние времени, и возмущаться, похоже, бесполезно, но контролировать финансы вполне реально. Комитет обязан регулярно отчитываться о своей деятельности, и если с работой он не справляется, собрание вправе его заменить, не дожидаясь ежегодных выборов.
Обязанности родкома
Непосредственные права и обязанности родительского комитета в классе — помочь учителю (и другим родителям) организовать учебу и внеклассную жизнь своих чад. А именно:
Избранные представители классов решают общешкольные вопросы — обязанности и полномочия родительского комитета в школе касаются всего образовательного учреждения:
Права родительского комитета
В свою очередь, родители вправе написать родительскому комитету про неуправляемые обязанности и получить по этому поводу разъяснения.
Методическая разработка «Знакомство с родителями и учащимися. Выбор родительского комитета. Протокол»
Протокол №1 от 14.09.2016 года.
Родительское собрание в 1 классе.
Тема: Знакомство с родителями и учащимися. Выбор родительского комитета.
Присутствовали: классный руководитель, родители – 12 человек.
Отсутствовали: родители – 4 человека.
1. Лекторий «Режим дня первоклассника» « Первый раз в первый класс» (адаптация первоклассников в школе)
2. Определение задач на учебный год;
3. Выборы родительского комитета.
4. Обсуждение возникших вопросов.
По первому вопросу выступила классный руководитель Переведенцева М.В.
Рассказывая лекцию на тему «Режим дня первоклассника» было выведено следующее:
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Познакомила с физиологическими и психологическими условиями адаптации и особенностями первоклассника.
Вспомните все себя в возрасте ваших детей, вспомните школу, в которой вы учились и скажите, изменился ли современный ребёнок-первоклассник, по сравнению с ребёнком вашего детства? Изменилась ли школа?
Обобщим сказанное: «Да, современный ребёнок не тот, который был несколько лет, тем более несколько десятилетий тому назад».
Современный первоклассник имеет следующие особенности:
1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
5. У современных детей более слабое здоровье.
Физиологические условия адаптации первоклассника
Психологические условия адаптации первоклассника.
Возможности детей 7 – 8 летнего возраста.
1. Ребёнок хочет учиться. Родителям следует стараться подкреплять интерес к учению знаниями, прочными навыками и умениями в учебной работе, иначе интерес угаснет.
2. Этот возраст благоприятен для усвоения моральных норм. Воспитывайте добрые и полезные привычки в своих детях в этом возрасте.
3. Ребёнок добивается признания со стороны взрослого. Используйте этот период для воспитания основных качеств личности.
4. Ребёнок добивается признания среди сверстников. Отрабатывайте это желание стремления к успеху в учебной деятельности.
Решили: принять к сведению выше изложенное и постараться сделать период адаптации безболезненным. Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим дня и выполнять его.
По второму вопросу выступила классный руководитель: Переведенцева М.В.
Определили основные задачи на 2016 – 2017 учебный год.
Создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности.
Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.
Создать условия для развития нравственных качеств личности.
Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива.
Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Организовать работу по созданию дружеского коллектива, создавать благоприятные условия для воспитания и обучения детей.
Воспитывать и развивать моральные качества, поощрять за искренние проявления наилучших качеств.
Развивать навыки и умения по самообслуживанию в школе и дома, формировать навыки личной гигиены.
Широко изучать историю и географию края, воспитывать патриотические чувства.
Систематически привлекать родителей учащихся к организации интересной и разнообразной жизни класса.
Привлекать детей к посещению кружков и секций, следить за физическим и нравственным здоровьем детей.
Развивать интеллектуальные, эмоциональные умения и навыки детей.
Решили: одобрить поставленные задачи на учебный год.
По третьему вопросу были заслушаны предложения родителей для выбора родительского комитета. После обсуждений и согласований с кандидатурами родители пришли к общему мнению.
Решили: утвердить родительский комитет в следующем составе:
Родители & Школа
Как организовать родительский комитет класса? Кто и как будет избран в родительский комитет класса? Варианты организации классного комитета.
Кто и как будет избран в родительский комитет класса?
Обычно это решают или учитель класса или инициативные родители на собрании. Расскажем вам о некоторых вариантах организации родительского комитета, их плюсах и минусах.
1. Родительский комитет избирается в первом классе и практически не меняется до 11 класса. В этом случае, основные преимущества и недостатки вытекают из большого опыта работы в комитете, а также долгого общения родителей между собой и с учителем.
Плюсы:
Минусы
2. Весь класс делится на группы. Группа берут на себя обязанности родительского комитета по очереди. Например, смена происходит каждую четверть, или каждый сезон, или каждое полугодие. Группа назначает одного человека, который становится главным контактным лицом для учителя.
Плюсы
Минусы
Как организовать родительский комитет класса, определяют на собрании, учитывая пожелания учителя. Возможно, стоит учесть плюсы и минусы обоих вариантов. Например, председатель комитета будет всегда один, а вот остальной состав меняется. В этом случае, учитель всегда имеет одно контактное лицо, а председатель обладает всей информацией о классе, школе и мероприятиях.
Вопрос передавать или нет ведение бюджета (или иметь одного бухгалтера на все время) также решает родительское собрание.
Я состою в родительском комитете
И распоряжаюсь деньгами 25 семей
Второй год подряд я веду бюджет нашего класса. Мы собираем по двести рублей в месяц с ребенка и ни в чем себе не отказываем.
Я расскажу, как мы планируем, учитываем и тратим родительские деньги. Моя статья пригодится, если вы только организуете родительский комитет или не понимаете, зачем вообще сдавать деньги в классе.
Что такое родительский комитет
Родительский комитет — это посредник между администрацией школы, учителями и родителями. Администрация доносит через него нужную, с их точки зрения, информацию — о том, что деньги собирать нельзя, туалетную бумагу и мыло каждый ученик должен носить в портфеле, а дарить подарки учителям — грех. Чтобы не собирать всех родителей, они просят прийти двух-трех активистов от каждого класса и сообщают все новости. Активисты затем рассказывают новости остальным родителям.
Учитель использует родительский комитет в качестве помощника — вывезти детей на экскурсию, провести мероприятие или закупить материалы для уроков. Даже если родители не собирают деньги в фонд класса, родительский комитет все равно нужен. Учителю удобнее и быстрее решить вопрос с тремя родителями, чем опрашивать мнение тридцати пап и мам.
Юридически статус родительских комитетов в российском законодательстве не закреплен. Их упоминают в нескольких документах, но только косвенно.
Если родители выберут не менее трех участников, организуют общее собрание, где примут решение о создании комитета, оформят протокол и утвердят устав, то такой комитет станет общественным объединением без образования юридического лица. Но на практике я таких случаев не встречала.
Как мы создали родительский комитет
На первом собрании нашего класса родители подняли вопрос, нужно ли создавать фонд класса. Решили, что нужно, поэтому, когда понадобились активисты, я подняла руку. Мне хотелось разобраться, на что тратятся родительские деньги и на какую сумму в месяц класс может «ни в чем себе не отказывать». Пару мне составил еще один доброволец — так у нас появился родительский комитет.
Создание фонда класса — дело добровольное, заставить родителей сдавать деньги никто не может. Нам повезло — у нас не было тех, кто против. Если бы нашлись, было бы два пути.
Первый — спросить отказавшихся родителей, как поступим, если сломается принтер, закончится бумага, а дети будут ждать подарки на праздник. Второй — собирать деньги и знать, что не все родители будут сдавать. Но здесь тонкий вопрос с подарками — покупать ли их детям родителей, не сдававших деньги, или вообще убрать эту статью расходов. Здесь все решается обсуждением.
Хотя учительница помогла нам создать родительский комитет, от фонда класса она дистанцировалась. Обычно учителя предпочитают не касаться денежного вопроса, чтобы не спровоцировать лишнюю проверку и не услышать в свой адрес нареканий.
У государства на этот счет однозначная позиция — оно против незаконных денежных сборов и разрешает только добровольные пожертвования образовательной организации на расчетный счет.
Сколько и когда собираем
Существуют разные способы сбора денег: регулярные — каждый месяц или раз в год, и по ситуации — от случая к случаю. Мы выбрали первый — определили фиксированную сумму и сдаем каждый месяц. Мне нравится этот способ, и вот почему.
Можно планировать бюджет на праздники. Основная нагрузка на бюджет класса приходится с сентября и до 8 марта. Мы закупаем подарки на День учителя, Новый год, 23 Февраля и 8 Марта. После этого расходы падают: требуются только мелочи вроде туалетной бумаги, мыла, воды или заправки картриджа. Даже если сломается принтер в конце года — мы уверены, что нам хватит на ремонт.
Можно оптимизировать траты. В прошлом году учителю требовались апельсины и лимоны для опытов на уроке. В классе 26 человек — даже если каждый принесет по штуке, окажется слишком много. Мы уточнили нужное количество, купили 4 апельсина и 4 лимона на всех и потратили 230 Р — по 8,85 Р на человека. Если бы мы собирали от случая к случаю, то каждый сдал бы по 8,85 Р или покупал самостоятельно.
Позволяет каждому выбрать свой темп сдачи денег. По нашей системе одни родители сдают сразу всю сумму до конца года, «чтобы никто больше не дергал». Другим удобно сдавать каждый месяц по чуть-чуть. Нам повезло — у нас большинство родителей сдают сразу всю сумму, поэтому наша система работает без сбоев.
Интуитивно мы остановились на сумме 200 рублей в месяц за ребенка. Если в классе учится двое детей из одной семьи — 300 рублей за обоих. Такая сумма не обременительна для бюджета большинства семей, поэтому ни один родитель не отказался сдавать деньги. Решили, если хватать не будет — пересмотрим и повысим. Но мы не прогадали, и на все хватило.
Как ведем учет
Я стараюсь все упорядочить, поэтому придумала несколько форм учета.
Форма «Приход». Мы договорились с родителями сдавать по двести рублей в месяц, поэтому я создала таблицу и напротив фамилии ребенка ставлю «200» за тот месяц, за который родитель сдал деньги. Если сдают сразу тысячу, разбиваю сумму на пять месяцев. Так я всегда знаю, кто, сколько и за какой месяц сдал.
Я распечатала эту форму и заполняю от руки, поскольку беру ее на собрания, где родители сдают деньги наличными. Получается небрежно, зато не трачу время на перенос данных с листочков и не боюсь ничего потерять.
Форма «Расход». В этой форме я записываю, когда и на что потратила деньги, а также сумму. Если ее вести в экселе — сможете считать общую сумму расходов автоматически.
Конвертик для чеков. Я завела конверт и складываю в него все чеки, чтобы не потерялись. Если кто-то из родителей захочет их изучить — готова предъявить в любой момент.
На что тратим деньги класса
Все расходы за прошлый год я разделила на несколько категорий — так проще увидеть схожие траты и не потеряться в цифрах.
Оргмоменты. Это расходы на вещи, на которые у школы нет денег, но они нужны: облегчают работу учителя и помогают детям быстрее привыкнуть к школе. Например, мы купили папки-сегрегаторы и скоросшиватели, чтобы оформить личные дела всех детей, обновили старую табличку на двери класса, отремонтировали и заправили принтер, а также купили бумагу. Еще пополнили запас карандашей и ручек: дети часто переживают из-за забытой дома ручки или карандаша. Теперь учительница выдает их по мере необходимости.
Расходы за год на оргмоменты — 10 840 Р
Папки-сегрегаторы | 3250 Р |
Ремонт и заправка принтера | 2100 Р |
Методички | 1600 Р |
Распечатка документов | 970 Р |
Личные карточки учащихся | 700 Р |
Заправка картриджа | 530 Р |
Файлы | 400 Р |
Папки-скоросшиватели | 360 Р |
Табличка на дверь | 300 Р |
Пачка бумаги | 250 Р |
Простые карандаши | 170 Р |
Шариковые ручки | 130 Р |
Журнал | 80 Р |
Хозяйственные нужды. Сюда я включаю вещи, необходимые для жизнедеятельности класса: воду, расходы на принтер и материалы для урока. Хотя руководство школы против любых сборов, остаются неясными следующие моменты:
Расходы за год на хознужды — 4262 Р
Вода в класс | 1120 Р |
Наклейки в дневник | 832 Р |
Влажные салфетки | 355 Р |
Туалетная бумага | 340 Р |
Жидкое мыло | 260 Р |
Самоклеящиеся закладки | 250 Р |
Бумага | 245 Р |
Фрукты для опытов на урок по окружающему миру | 230 Р |
Удлинитель | 180 Р |
Печать фотографий на «доску почета» | 140 Р |
Мяч | 85 Р |
Ограничители открывания на окна | 80 Р |
Тетради | 75 Р |
Пакеты для мусора | 70 Р |
Праздники и подарки детям. Мы закупаем подарки и организуем праздники, чтобы дети с интересом ходили в школу. Помимо общих праздников — Нового года, 23 Февраля и 8 Марта — мы отмечаем еще День святого Николая 19 декабря. В этот день дарим детям сладкий подарок и выдаем шаблоны, чтобы они написали письмо Деду Морозу. В прошлом году были еще два внеплановых праздника — «Посвящение в первоклассники» и «Прощание с азбукой».
Расходы за год на праздники и подарки — 16 269 Р
Новогодние подарки | 5980 Р |
Подарки детям на 23 Февраля и 8 Марта, игрушки | 4645 Р |
Украшения из шаров для праздника «Посвящение в первоклассники» | 1100 Р |
Шоколадные батончики на 23 Февраля | 1040 Р |
Пончики на 8 Марта | 972 Р |
Сок в индивидуальных упаковках на 8 марта | 650 Р |
Дипломы первоклассника | 468 Р |
Конфеты на День св. Николая | 430 Р |
Шаблоны писем Деду Морозу | 416 Р |
Конфеты на праздник «Посвящение в первоклассники» | 360 Р |
Дипломы для праздника «Прощание с азбукой» | 208 Р |
Подарки учителю. Мы создали фонд класса, чтобы тратить его на нужды детей. В начальной школе учитель уделяет много внимания нашим детям, поэтому я тоже стараюсь порадовать его. Еще для нас это способ обратной связи — показать, как мы благодарны и ценим труд учителя. Кроме основного учителя со второго класса мы покупаем подарки к праздникам еще педагогам по английскому языку. Администрации школы, сотрудникам столовой, медсестре и секретарю от класса подарки не покупаем.
Учителю подбираем полезный или вкусный подарок. Мы не спрашиваем совета у посторонних или родителей, а стараемся узнать мнение учителя через подруг или знакомых. Нам повезло, одна из мам нашего класса раньше работала в школе, поэтому по-дружески спрашивает нашу учительницу о предпочтениях. Так мы покупали чай и кофе на День учителя и праздничное украшение для дома на Новый год.
В этом году не стали повторяться и подарили на День учителя комнатный цветок и флешку на 16 Гб — учительница любит комнатные растения, а флешка небольшого объема ей требуется по работе.
Мы стараемся не дарить личные вещи, например сертификаты в магазины косметики, книги или билеты на мероприятия. Угадать вкус учителя в книгах или мероприятиях сложно, а сертификат привязывает человека к конкретному магазину.
Если у нас иссякнут идеи подарков, подарим три тысячи рублей. Так больше шансов, что подарок принесет радость или уйдет на полезное дело.
Расходы за год на подарки учителю — 9350 Р
День рождения: подарок | 3000 Р |
День учителя: чай, кофе и цветы | 2000 Р |
Новый год: украшение для дома | 1100 Р |
8 Марта: подарок | 2000 Р |
8 Марта: упаковка сладостей | 700 Р |
8 Марта: цветы | 500 Р |
8 Марта: открытка | 50 Р |
Прочие расходы. Часть этих расходов связана с организационной деятельностью школы — встречей ветеранов или поздравлением выпускников. Средств на это не выделяют, а оставить ветеранов или выпускников без подарков неудобно, поэтому мы покупаем их за счет фонда.
Еще случаются неожиданные расходы. Например, в прошлом году у нас был выездной мастер-класс по выпечке пиццы. Когда пиццу испекли, оказалось, что напитки не включены в стоимость и продаются за дополнительную плату. Свою воду дети уже выпили, а возможность купить новую была не у всех.
У нас было два варианта. Первый — предложить покупать детям воду самостоятельно, а если у ребенка нет денег — заплатить за него и потом собрать с родителей. Но благодаря фонду класса мы пошли другим путем и заказали на всех четыре пачки сока. Возможно, острая жажда мучила не всех, но у всех была возможность попить — кто-то сделал один глоток, а кто-то выпил за соседа.
Незапланированные расходы за год — 3818 Р
Пилотки для участия в конкурсе | 1750 Р |
Подарки одиннадцатиклассникам на последний звонок | 800 Р |
Сок детям в кафе во время экскурсии | 768 Р |
Билет в развлекательный центр для учителя в качестве сопровождающего (дети ходили по бесплатным билетам) | 350 Р |
Печенье для общешкольного подарка ветеранам на 9 Мая | 150 Р |
мы потратили за год
Как получится в этом году — не знаю, поскольку расходы меняются из года в год. В этом году нам уже не нужны ни папки-сегрегаторы, ни табличка на кабинет, ни наклейки, зато понадобились рабочие тетради по-английскому. Думаю, что на подарки детям и учителю потратим примерно ту же сумму, но возможны и новые непредвиденные расходы.
Общий бюджет в 2017 году
Собрали за год | 45 900 Р |
Праздники и подарки детям | 16 269 Р |
Орграсходы | 10 840 Р |
Подарки учителю | 9350 Р |
Хозрасходы | 4262 Р |
Прочие расходы | 3818 Р |
Остаток на май 2017 года | 1361 Р |
Где и как покупаем
Мы с коллегой по родительскому комитету специально скидок и низких цен не ищем — покупаем там, где удобнее и ближе, но если узнаем о скидках, то не поленимся и съездим. То, что требуется часто — туалетную бумагу, пакеты для мусора и влажные салфетки для класса — я покупаю вместе с покупками для своей семьи в сетевом супермаркете. Покупки для класса стараюсь пробивать отдельным чеком, чтобы потом не высчитывать сумму для отчета из семейных покупок.
Что нужно для класса, что закончилось и надо докупить — узнаём у учителя. Опытным путем я поняла: если учитель говорит, что еще есть целая пачка бумаги, значит уже пора покупать. У учителей много обязанностей, поэтому они звонят, только когда все закончилось.
Большие запасы не делаем — их негде хранить: шкафы в классе заняты книгами, пособиями, детскими вещами и канцтоварами для уроков труда.
О чем советуемся с другими родителями
Я пришла к выводу, что советоваться нужно только по поводу дополнительных расходов. Иначе можно долго обсуждать в чате и ни к чему не прийти. Если родительскому комитету доверяют бюджет класса, то доверяют и выбор подарков.
Мы приглашаем родителей поздравить учителя и стараемся не забывать выкладывать в чат фото подарков. Если предлагают идеи подарков, мы их рассматриваем, но они поступают редко. Вот какие вопросы я рекомендую выносить на голосование или обсуждение в общий чат класса.
Непредвиденные расходы. В середине года наш класс переехал в новый кабинет. Начиналась весна и солнце светило детям прямо в глаза, поэтому решили заказать жалюзи. В чате я написала цену и свой отзыв о фирме. Я заказывала там жалюзи себе домой и осталась довольна: сделали они хорошо, а цену взяли среднюю по рынку. Предложила высказать другие предложения, если есть, и писать сразу по существу, с конкретным телефоном, по которому можно позвонить и пригласить замерщика. Это помогло мне избежать ответов в стиле «вот там знакомым делали, вышло недорого».
наши незапланированные расходы в 2017 году
Крупные покупки. Мы долго обсуждали, стоит ли заказывать воду в класс. Спор разгорелся нешуточный. Одни утверждали, что пить воду из кулера нельзя, поскольку она вредная. Другие были недовольны тем, что дети, приносящие воду с собой, делятся с остальными и так передают им микробы. В итоге решили, что воду стоит все-таки заказывать.
Подарки. Обычно я покупаю подарки сама, но новогодние подарки детям вынесла на обсуждение из-за размера покупки и существенного бюджета. Я выбирала из двух подарков одной фирмы — большого и среднего. По предварительным подсчетам на средний вполне хватало денег из фонда класса, но я подумала, что родителям такой подарок покажется маленьким. Для большого подарка понадобилось бы собрать еще по сто рублей. В итоге большинство проголосовало за средний.
На что собираем отдельно
Экскурсии, походы в театр, цирк и другие внеклассные развлечения. Учитель предлагает поездку, а желающие пишут в чате. Когда известно количество детей, мы определяем сумму на одного ребенка и собираем деньги. Как правило, указываем дату, до которой нужно сдать всю сумму, а дальше покупаем билеты и заказываем транспорт.
Видеосъемка. Мы заказали профессиональную видеосъемку на праздник «Посвящение в первоклассники». Инициатором выступила мама не из родительского комитета, что меня очень обрадовало. Я стараюсь поддерживать любые инициативы родителей.
За прошлый год родители нашего класса потратили на год пребывания ребенка в школе по 2400 Р — 1800 Р в фонд класса и 600 Р на покупку жалюзи. Если кто-то ездил на экскурсии и покупал видеосъемку, вышло дороже.
Если не сдавать деньги
Сдавать или не сдавать деньги — решает каждый сам. Но прежде чем отказаться, подумайте вот о чем. Три тысячи рублей на подарок учителю — это много или мало? Большинство людей примеряет на себя всю сумму. Готов ли я потратить три тысячи на подарок родственнику или что купил бы себе за эти деньги. Это неправильный подход.
Правильно взять и разделить сумму на количество человек, сдавших деньги. В нашем случае это 25 родителей, по 120 Р на каждого. Это и есть та сумма, которую родитель потратил на поздравление педагога. Если бы не было фонда класса и мы не покупали подарок совместно, придумать подарок за 120 Р было бы проблематично.
Все эти расходы нужны только для одного — повысить уровень комфорта детей и учителя. Бесспорно, класс проживет и без них: мир не перевернется и учебный процесс не сорвется. Учитель не распечатает дополнительные задания, а будет строго следовать учебнику. Каждый купит подарок ребенку от Деда Мороза сам. Но хочется, чтобы в 21 веке мыло и туалетную бумагу дети все-таки уже не носили в портфеле.