Как выбрать проектор для уличного просмотра
Лучшие уличные проекторы 2021 года
Руководство по покупке лучших наружных проекторов: добро пожаловать в обзор лучших уличных проекторов, которые вы можете купить в 2021 году, в What Hi-Fi? .
Фильмы 1950-х годов о поездках на автомобиле, может, и ушли в прошлое, но лучшие фильмы на открытом воздухе проекторы означают, что вы можете наслаждаться просмотром фильмов на свежем воздухе в любое время и в любом месте! Независимо от того, выбираете ли вы теплый вечер или груду уютных одеял, нет лучшего способа превратить ваш сад, крышу или патио в домашний кинотеатр. Возьмите шезлонг, пока мы изучаем лучшие проекторы для улицы 2021 года …
Самые маленькие и самые портативные проекторы оснащены встроенными батареями, что делает их универсальным решением. Но будьте осторожны: исключительная портативность может быть достигнута за счет первоклассного качества изображения.
Встроенные динамики пригодятся, но качество не будет лучшим. А проектор с аудиовыходом 3,5 мм или Bluetooth даст вам возможность подключиться к портативному беспроводному динамику, который должен значительно усилить звук.
Яркость и контраст также являются ключевыми, особенно если вы живете в городе или где-нибудь с сильным световым загрязнением. Для получения наилучших результатов настройте проектор вечером, но чем выше уровень контрастности вашего проектора, тем лучше будет смотреться изображение.
Вы также захотите подумайте об источниках. Собираетесь ли вы отследить проигрыватель Blu-ray снаружи, чтобы подключить его к входу HDMI проектора? Вы можете использовать потоковый ключ, такой как Chromecast Ultra, для получения изображения, если вы можете получить приличный сигнал Wi-Fi в своем саду. Самый простой способ решить эту загадку — выбрать проектор со встроенным Wi-Fi и видео.
Вы должны сэкономить часть своего бюджета на портативном экране для проектора. Теоретически вы можете проецировать видео на белый лист или белую стену, но качество изображения будет ухудшено. Ознакомьтесь с нашим удобным руководством о том, как выбрать экран для проектора, чтобы узнать об этом подробнее.
Хорошо, вы готовы к покупке. Вот полный список лучших уличных проекторов, которые мы протестировали, включая варианты HD и 4K …
Кинотеатр на открытом воздухе: установка и настройка проектора в саду
Руководство по превращению сада в летний кинотеатр
Сохранить и прочитать потом —
Организовать кинотеатр на открытом воздухе у себя во дворе гораздо проще, чем вы думаете. Цены на уличные проекторы начинаются с достаточно низких значений, при этом даже самые доступные модели потенциально позволяют получить огромную картинку. Встроенные акустические системы и самодельные проекционные экраны могут удешевить процесс, однако подходящая для уличных условий модель и специальные колонки позволят получить гораздо более высокое качество изображения и звука (если впишутся в ваш бюджет).
Стоит еще раз напомнить, что мы говорим о просмотре на открытом воздухе. Естественная подсветка может оказаться неподвластной вашему контролю, и даже большие колонки, возможно, заиграют слишком тихо вне помещения. Поэтому стремление к совершенству приведет только к разочарованию. Успокойтесь и постарайтесь добиться максимума в имеющихся условиях. Не стоит доводить себя до срыва в борьбе со стихией.
Процесс создания садового кинотеатра включает определение необходимых функциональных возможностей, выбор подходящего оборудования, учет бюджета и соблюдение интересов соседей. Не забудьте о таких дополнениях, как сидячие места и прохладительные напитки, чтобы ваш вечер стал еще более увлекательным.
Чтобы вам не пришлось все это выяснять своими силами, мы провели исследование за вас. Независимо от того, нужен вам только уличный проектор или полный комплекс оборудования, у нас есть соображения по всем вопросам, касающимся кинотеатра в вашем саду.
От источника до экрана, от кабелей до подключений – в этом обзоре вы найдете все, что нужно знать для организации просмотра фильмов на открытом воздухе.
Проектор для уличного кинотеатра: выбор оптимальной модели
Прежде всего, следует выбрать проектор, поскольку именно на него вы потратите большую часть бюджета. Важно помнить о том, что не существует какого-то одного подходящего типа – и порой лучшим уличным проектором вполне может оказаться тот, который у вас уже есть.
Не обязательно использовать портативную модель или подыскивать вариант с наклейкой «специально для сада». Нам не попадался ни один водонепроницаемый или защищенный от воздействия атмосферных явлений проектор – и это логично: никому не захочется сидеть на улице и смотреть фильм под проливным дождем.
Вместо этого подумайте о том, где и как вы собираетесь использовать аппарат. Будет ли он предназначен только для садика у дома, или вы планируете брать его с собой в поход? Некоторые переносные модели снабжены аккумуляторами, но в первом случае для организации питания хватит удлинителя приличной длины.
Стоит подумать и об источнике сигнала. Нужен ли вам встроенный Wi-Fi для воспроизведения фильмов и спортивных трансляций с Netflix, iPlayer или других интернет-сервисов? Хватит ли для этого пропускной способности вашей домашней беспроводной сети? Нужно ли покупать для сада беспроводную точку доступа? Может быть, стоит ограничиться заранее сохраненными в цифровых файлах фильмами, воспроизводимыми с USB-накопителя или даже из внутренней памяти проектора? Есть о чем подумать! И это мы еще не перешли к звуку.
Все эти дополнительные возможности – встроенные динамики, интеллектуальная платформа, собственный аккумулятор и диск для хранения данных – увеличивают цену проектора, в результате на качество изображения остается меньше средств. Поэтому для начала убедитесь, что они вам действительно нужны.
Проекторы для домашнего кинотеатра
Вам вполне может подойти традиционный проектор для ДК – такой как Epson EH-TW650 или Epson EH-TW7000. Добавьте к нему удлинитель и недорогой сетевой медиаплеер, и вы получите гораздо более качественное и яркое изображение, чем у любого портативного проектора стоимостью менее 100 тысяч рублей. Одна из самых важных характеристик, на которую обязательно следует обратить внимание – это яркость или сила светового потока, измеряемая в люменах ANSI.
Яркость имеет ключевое значение, поскольку в отличие от специально подготовленного домашнего кинозала при просмотре на открытом воздухе обычно приходится иметь дело с окружающим освещением той или иной степени интенсивности. Даже в звездную ночь вам может мешать свет от вашего или соседского дома либо от уличного фонаря. Чтобы полностью избежать стороннего освещения, придется уехать далеко за город.
Более того, летом солнце заходит довольно поздно, так что просмотр с высокой вероятностью будет проходить в сумерках или поздним вечером – особенно если вы собираетесь устроить показ прямой трансляции спортивного мероприятия. Поэтому чем выше показатель в люменах, тем лучше.
Переносные проекторы
С другой стороны, есть портативные проекторы; это качественные, удобные и гибкие решения «все в одном». Возможно, их яркость исчисляется сотнями люмен по сравнению с тысячами у традиционных моделей для домашних кинотеатров, но они компенсируют этот недостаток множеством полезных функций. Некоторые переносные модели – такие как Xgimi Halo с яркостью 800 люмен – выдают вполне четкое изображение.
Более того, переносные проекторы часто превосходят стационарные модели в плане звука – почти все они оснащены довольно приличными акустическими системами. Например, Epson EH-TW650 может похвастаться яркостью 3000 ANSI люмен, но его единственный динамик с двухваттным усилителем не сравнится с разработанной компанией Yamaha стереосистемой 2х5 Вт, встроенной в Epson EF-12. Отличной картинке нужен и звук под стать. Тем, кому это по карману, рекомендуем LG Cinebeam HU80KSW – переносной и очень яркий проектор с заявленными 2500 ANSI люмен.
Чтобы получить максимально мобильный проектор, выбирайте тот, которому вообще не требуется питание от сети. Большинство встроенных аккумуляторов обеспечивают всего несколько часов работы, но этого вполне достаточно для просмотра пары фильмов. Одним из лучших примеров может оказаться Nebula Solar, однако есть и более доступные по цене модели, включая популярные Nebula Capsule и Nebula Mars 2, а также Xgimi MoGo и MoGo+ Pro.
UST (ультракороткофокусные проекторы)
UST-проекторы не относятся к переносным, но они обычно оснащены приличными встроенными акустическими системами и при этом наделены высокой яркостью, свойственной проекторам для домашнего кинотеатра. Они довольно дороги, но для уличного кинотеатра могут быть лучшим решением.
Специально для гостиных разработаны такие модели, как Optoma UHZ65UST и BenQ V6050 – лазерные UST-проекторы с яркостью более 3000 ANSI люмен и аудиосистемой мощностью до 19 Вт. С учетом поддержки интеллектуальных платформ, это может оказаться именно тот вариант, который вам нужен.
Кинотеатр на открытом воздухе: звук
Когда речь идет об устройстве садового кинотеатра, звук требует особого внимания. К счастью, имеется множество вариантов решения – от больших колонок до встроенных динамиков.
Еще одно предупреждение: не надейтесь, что ваши комнатные колонки будут работать так же, как в закрытом помещении. Диалоги и детали будут достаточно четкими, однако им будет трудно воссоздавать масштабные изменения динамики и ощутимые басы.
Для получения более качественного звука следует приобрести аудиосистему, предназначенную для использования на открытом воздухе. Такую можно купить или даже арендовать в местной прокатной компании. Если же вы предпочитаете ограничиться домашними аудиосистемами, к вашим услугам – целый спектр вариантов.
Встроенные динамики
Самый простой из всех – использовать проектор со встроенным динамиком. Выбирайте модель, которая подается как портативный проектор или UST – и получите достаточно громкий звук. В идеале ориентируйтесь на стереосистему общей мощностью от 8 Вт. Чем менее закрытое помещение вы используете и чем больше ваша аудитория, тем более высокая мощность вам потребуется.
Колонки со встроенным усилителем
Такие колонки могут обеспечить больший простор для проведения мероприятий; конечно, лучшим вариантом будет уличная система озвучения и звукоусиления. Вам понадобятся кабели и, возможно, переходник в зависимости от наличия 3,5-миллиметрового аудиовыхода или разъемов RCA. Более качественный звук можно получить при использовании специальных стоек под акустику, однако для садового кинотеатра подойдет и обычная твердая поверхность. Среди колонок со встроенным усилителем для домашнего прослушивания лучше всего выбирать модели, специально предназначенные для использования на открытом воздухе.
Саундбар
Относительно недорогим вариантом будут саундбары. При скромных затратах они обеспечивают достаточную громкость. Кроме того, у многих из вас такое устройство уже имеется. Нужно только помнить о том, что для работы им требуется питание от сети, а проектор должен быть оснащен разъемом HDMI ARC. Возможны и другие способы подключения – такие как 3,5-миллиметровый аудиовыход или Bluetooth – но HDMI будет самым простым.
Беспроводная колонка
Сегодня беспроводные колонки есть практически у всех; как и саундбар, это простой и эффективный способ создания звука в кинотеатре под открытым небом, особенно если вы находитесь вдали от дома. Подключите портативную беспроводную колонку к переносному проектору, работающему от аккумулятора – и вы сможете смотреть кино где угодно. Проекторы, оснащенные аудиовыходом по Bluetooth, не так легко найти, но кабель с 3,5-миллиметровыми штекерами вполне подойдет для соединения устройств.
Наушники
Не хотите беспокоить соседей? Как насчет безмолвного просмотра со звуком в наушниках? Если вы смотрите фильм в одиночку, то можете подключиться прямо к проектору, используя гнездо для наушников и разветвитель для возможного компаньона. Беспроводные наушники придут на помощь тем, кто хочет организовать просмотр для большой аудитории. Поищите модель с беспроводным модулем-передатчиком, который можно подключить к проектору, и узнайте, сколько пар наушников он «потянет». Имейте в виду, что чем больше слушателей, тем дороже это вам обойдется. Для более масштабного мероприятия можно арендовать комплект для беззвучной дискотеки на 25 человек.
Экран для уличного кинотеатра
После выбора самого проектора следующей по важности покупкой будет экран для него. Он должен подходить для выбранного места и остального оборудования.
Всегда заманчиво использовать пустую стену или даже простыню, но важно понимать, что по качеству изображения они не сравнятся со специальным экраном, любой из которых отражает свет и дает гораздо более приятную для глаз картинку. Мы настоятельно рекомендуем заложить его стоимость в бюджет.
Забор или стена?
При наличии подходящей опоры легко использовать любой выдвижной рулонный экран, а если поставить около стены стол, то и натяжной тоже найдет применение. Рекомендуем прикрепить их чем-нибудь к забору или стене на случай порывов ветра.
Более важными факторами, которые обязательно следует учесть, являются размер изображения и коэффициент усиления. Подумайте о том, насколько далеко от экрана вы собираетесь сидеть. Узнайте проекционное соотношение проектора и, выполнив простую математическую операцию, определите максимально возможный размер картинки.
Коэффициент усиления относится к отражательной способности экрана; она оказывает значительное влияние на изображение в зависимости от яркости проектора и состояния окружающей среды. На открытом воздухе важно выбирать экран с более высоким коэффициентом усиления – там, скорее всего, будет довольно светло, а портативные проекторы, как правило, наделены не слишком выдающимися показателями яркости.
Значение коэффициента усиления, равное 1,0, говорит о том, что экран отражает весь свет, который на него попадает; при более высоком изображение на экране будет более ярким, если смотреть на него прямо, и менее впечатляющим при просмотре под углом.
Свободно стоящий экран для уличного проектора
На открытом пространстве даже легкий ветерок может стать причиной катастрофы. Экраны для проекторов похожи на паруса – очень легкие и с большой площадью поверхности – и при любой возможности они будут вести себя так же. Обязательно закрепите основание экрана в земле. В случае умеренно плохой погоды стоит подумать о переносе просмотра на другой день.
Как и в ранее рассмотренных случаях, следует обращать внимание на размер и коэффициент усиления; однако вариантов у вас меньше. В сущности, их всего два: надувная конструкция и свободно стоящий каркас. Надувные модели часто оказываются очень габаритными и тяжелыми, к тому же их может сносить ветром. Для поддержания их в надутом состоянии необходима постоянная подача воздуха с помощью насоса, что требует наличия источника питания и создает изрядный шум. В этом случае ваша аудиосистема должна быть очень громкой, чтобы «перекричать» компрессор экрана.
Надувной уличный экран Celexon INF200 – отличный вариант для британских и европейских покупателей. В комплект входят компрессор, тросы и сумка для переноски, в которую можно все это упаковать. За эту цену вы получите экран диагональю 140 дюймов, приличный уровень усиления и угол обзора 120 градусов.
Киноманам из США стоит взглянуть на надувной проекционный экран Kodak Inflatable Projector Screen. По характеристикам он аналогичен вышеупомянутому Celexon: 145-дюймовый экран, насос, тросы и сумка для переноски.
Складные каркасные экраны собираются из комплектов металлических шестов и упаковываются в более компактные и удобные сумки, чем их надувные собратья. Для них не нужны компрессоры, однако они более хрупкие и могут быть дорогими – это еще один аргумент в пользу выбора экрана с установкой на заборе или стене.
Аксессуары для кинотеатра на открытом воздухе
Итак, проектор, экран и звук у вас уже есть. Стоит приобрести еще пару дополнительных аксессуаров для полноты вашего комплекта уличного кинотеатра. Некоторые из них необходимы, другие просто удобны. Мы рекомендуем следующие дополнения в порядке важности.
Уличный удлинительный кабель
Независимо от того, есть ли в вашем проекторе встроенный аккумулятор, работать с ним гораздо проще при наличии подключения к сети электропитания. Уличные удлинители – имеют большой метраж, они защищены от непогоды и относительно недороги. Оптимальным будет вариант с катушкой и, как минимум, четырьмя розетками. С его помощью можно обеспечить питание проектора, звуковой системы, компрессора и, возможно, даже аппарата для попкорна или смесителя для напитков (см. ниже).
Штатив
Главный секрет любителей кинотеатров на открытом воздухе – это штатив для камеры. Большинство переносных проекторов не имеют объективов с переменным фокусным расстоянием, поэтому установка их на нужной дистанции и под нужным углом для точного заполнения экрана картинкой требует изрядных навыков позиционирования. К счастью, у них есть крепления для штативов, и это значительно упрощает процесс. Вам не придется искать подходящий по высоте столик или стопку книг, чтобы приподнять устройство. Штатив гарантирует идеальное «попадание» во всех случаях. К тому же эти устройства довольно недорогие и компактные.
Потоковый медиаплеер
Многие яркие проекторы для помещений не оснащены интеллектуальными платформами, и даже переносные модели зачастую не поддерживают такие популярные приложения, как Netflix. Подключите недорогой потоковый медиаплеер к одному из HDMI-портов проектора – и вам хватит доступного контента на несколько дней вперед, если ваша домашняя сеть находится в пределах досягаемости. Самыми логичными вариантами будут Amazon Fire TV Stick или Chromecast с Google TV.
Внешний жесткий диск
Подключение к Интернету не всегда доступно, зато можно носить с собой фильмы в виде файлов. Большинство проекторов оснащены USB-входами, поэтому все, что вам нужно – это флешка приличного размера или даже целый жесткий диск.
Дополнения (попкорн, сиденья, джакузи)
Итак, мы позаботились обо всем, что необходимо для кинотеатра на открытом воздухе; но если от запланированного бюджета у вас что-то осталось, есть множество способов сделать просмотр еще более увлекательным. Самые тривиальные дополнения известны всем – это печи для пиццы и барбекю; но почему бы не расширить их спектр?
Аренда джакузи
Гидромассажные ванны стоят дорого и нечасто встречаются на садовых участках, поэтому лучше всего взять их в аренду. В итоге вы получите в пользование джакузи на длинные выходные, включая профессиональную установку и демонтаж.
Смеситель для напитков
Как насчет просмотра фильма «Коктейль» в джакузи с коктейлем в руке? Купите аппарат для смешивания напитков и поставьте рядом столик с экзотическим алкоголем, безалкогольными напитками, ликерами и льдом. Только держите электроприборы на безопасном расстоянии от емкости с водой.
Дополнительные места для сидения
Если вы планируете устроить большой кинозал на заднем дворе и пригласить друзей, вам может понадобиться еще несколько сидячих мест. Кресла-мешки и надувные матрасы – экономичная и удобная альтернатива стульям; только убедитесь, что они предназначены для улицы.
Попкорн
И последнее, но не менее важное – попкорн. Без него и кино – не кино. Купите сразу большой мешок; а может быть, стоит вместо него приобрести аппарат для изготовления попкорна? Они просты в использовании и не особенно дороги. Предлагаются даже подписки на попкорн для гурманов, в которых представлены необычные вкусы, включая печеное яблоко с корицей, карамель и бельгийский шоколад.
Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», май 2021 г.
Как выбрать проектор — полное руководство
Последнее обновление и актуализация данных в посте — 4 марта 2020.
Опыт нашей службы поддержки показывает, что очень немногие разбираются в проекторной (или «проекционной») технике. Если вы задумались о приобретении проектора, то наверняка встанете перед нелегким выбором. Тем, кто не сталкивался ранее с этим видом техники, сложно сориентироваться в огромном ассортименте, который предлагают магазины, и выбрать оптимальный проектор для конкретных целей. В этой статье мы расскажем об основных типах проекторов, а также о наиболее важных характеристиках проектора и помещения, на которые следует обратить внимание при выборе устройства:
Пост получился объемным, потому что мы постарались собрать всю информацию, которая может понадобиться при выборе проектора, в одном месте и разложить ее по полочкам.
Условия использования
Проекторы можно условно разделить на три класса по типу помещений, в которых они используются.
Основная масса проекторов — это устройства, предназначенные для работы в офисах, аудиториях и классах и прочих помещениях, в которых обычно присутствует свет. Задача таких проекторов — производить хорошее изображение, невзирая на искусственное освещение. Безусловно, свет можно и отключить, но способность проекторов для офисов и образовательных учреждений давать высокую яркость стала обязательным требованием. Такие проекторы часто называют «мобильными», поскольку их довольно легко переносить с места на место. Также для подобных целей предлагаются устройства, классифицированные по типам «проекторы для образования» или «проекторы для бизнеса»
Второй тип проекторов — это проекторы для домашнего кинотеатра, предназначенные для работы при выключенном свете. В этих условиях проекторам не требуется высокая яркость, зато хорошо заметны и очень ценятся точная цветопередача и высокий уровень контрастности.
Третий класс — это инсталляционные проекторы, обладающие очень высокой яркостью и большими габаритами и массой. Такие проекторы используются в больших помещениях типа конференц-залов, актовых и концертных залов, как и для инсталляций под открытым небом. Данный тип проекторов способен дать вам яркость изображения, находящуюся далеко за пределами возможностей обычных «офисных» проекторов.
Возможно, это несколько упрощенный взгляд, но при выборе проектора стоит, прежде всего, определиться, к какому из вышеупомянутых классов относится проектор, который нужен вам. Итак, первый параметр, на который стоит обратить внимание, — это яркость.
Яркость проектора
На самом деле, яркость изображения во многом зависит от размера экрана и других факторов, а не от самого проектора! Поэтому, в отличие от телевизоров, яркость в спецификациях проектора указывать бессмысленно. Вместо яркости указывается световой поток, единица, характеризующая световую мощность проектора и измеряющаяся в люменах (Лм), хотя для упрощения ее часто называют «яркостью». Приводимая в характеристиках яркость (световой поток) измеряется по методике ANSI, то есть, в самом ярком режиме проектора и по белому экрану. При этом, проекторы, как правило, позволяют выбирать режим вывода изображения, балансируя между максимальной яркостью и наилучшей цветопередачей. Как правило, можно выделить три основных режима:
То есть, приходится иногда задумываться о том, получится ли на практике воспользоваться 100% яркостью проектора.
Как правило, в полной темноте вам хватит и 1500 люмен даже для диагонали экрана в 130 дюймов. А для 80-ти дюймов хватит и 600 Лм яркости. Излишняя яркость в темноте соверешенно ни к чему! С освещенными помещениями дело обстоит сложнее и вы вряд ли найдете точные рекомендации. В таких условиях яркость проектора должна в несколько раз превышать уровень освещения, а во сколько — это уже вопрос. Чем больше — тем лучше (разборчивее, контрастнее) будет изображение. Большинство офисных/школьных проекторов имеют световой поток в районе 3000 Лм. Эта цифра устоялась в качестве своего рода стандарта. Инсталляционные проекторы обладают яркостью от 4000 до 11000 люмен, а иногда и больше.
Кстати, именно благодаря тому, что в темноте нет необходимости «гонять» проектор на номинальной яркости в, скажем, 3000 люмен, переключив аппарат в т.н. «экорежим» вы дополнительно увеличите ресурс источника света. К примеру, с 5000 часов до 7000 и более, а сам проектор будет работать намного тише, чем в режиме максимальной яркости.
Цветовая яркость
На этом тема яркости не исчерпывается, поскольку проекторы могут быть построены на различных технологиях и по-разному создавать белый цвет. Существуют трехматричные и одноматричные проекторы. Все проекторы Epson относятся к первой группе (технология 3LCD по определению — трехматричная).
Разница между этими двумя типами проекторов состоит в том, что трехматричные проекторы способны разделить белый свет лампы на красный, зеленый и синий, а затем «собрать» воедино, получив на выходе готовое изображение, тогда как одноматричные проекторы вынуждены работать с одним цветом за раз, каждый раз теряя остальные цвета, а значит и яркость.
Схема проектора с тремя матрицами:
Схема одноматричной технологии проецирования:
В итоге, при одинаковой мощности лампы, трехматричный проектор, «разделяющий и собирающий» свет, дает более высокую яркость, чем одноматричный, «отбрасывающий» определенне длины волн света по очереди (потому что закон сохранения энергии никто не отменял).
Чтобы формально достичь максимальную яркость на уровне трехматричных моделей, одноматричные проекторы умеют усиливать белый свет за счет ослабления цветов. Поэтому, чтобы уточнить параметр «максимальная яркость», производителями трехматричных проекторов (не только 3LCD) используется понятие «цветовая яркость». Если цветовая яркость равна максимальной, а это так у всех трехматричных проекторов, то проектор даст вам цветное изображение, адекватное его максимальной яркости по всем каналам: R, G и B.
Если цветовая яркость ниже максимальной, то проектор даст вам черно-белое изображение одной яркости и цветное изображение другой яркости. При отображении текста такой проектор может работать, как проектор с яркостью 3000 Лм, а при отображении цветного мультфильма или логотипа вашей компании — как проектор с яркостью, скажем, в 1000 Лм! При одновременном выводе на экран яркого цветного и яркого белого объекта (синее небо и облака, белый фон и логотип и пр.), между ними будет сильный дисбаланс по яркости. Как правило, оттенки кожи при низкой цветовой яркости выглядят неестественно — слишком темными, с коричневатым оттенком. Примерно так это может выглядеть:
Иначе говоря, есть два типа яркости — цветовая и черно-белая. Если черно-белая яркость не соответствует цветовой, то для получения качественного изображения яркость проектора должна быть уменьшена до его цветовой яркости, что можно сделать через различные настройки в меню проектора. Преимуществом проекторов Epson и технологии 3LCD является тот факт, что максимальная яркость у них всегда равна цветовой. Это позволяет получить качественное цветное изображение с яркими цветами даже в самом ярком режиме проектора. Это не отменяет того факта, что цветопередача в самом ярком режиме менее точна, но яркий режим нужен при работе в освещенном помещении, где качество изображения и так страдает. Высокая цветовая яркость позволяет вам использовать 100% светового потока проектора без каких либо компромиссов.
Подробнее о цветовой яркости можно почитать здесь или здесь. Поверьте, цветовая яркость — это не «выдуманный маркетологами» параметр, а характеристика, которая реально позволяет до покупки устройства оценить, каких показателей яркости при выводе реального видеоматериала от него можно ожидать.
Контрастность
Контрастность изображения — это отношение яркости белого к черному. К сожалению, далеко не всегда получается однозначно привязать реальную контрастность изображения к указываемой в спецификациях. В ярко освещенных помещениях контрастность не играет роли, поскольку «черные» участки изображения сильно засвечены и без участия проектора. Основная рекомендация для тех, кто берет проектор для ярко освещенных помещений — не обращать внимания на данный параметр, поскольку контрастность изображения будет определяться исключительно яркостью проектора.
При выборе проектора для затемненного домашнего кинотеатра контрастность имеет первостепенное значение. Чем лучше помещение соответствует требованиям, предъявляемым к домашнему кинотеатру, тем меньше лишнего света падает на экран и тем ближе контрастность изображения становится к заявленной производителем контрастности самого проектора (которая была получена в лабораторных условиях).
В итоге, в домашнем кинотеатре максимальная яркость ограничена комфортным для глаз уровнем и не должна быть слишком высокой. В этих условиях, когда верхняя планка ограничена, контрастность проектора позволяет увеличить динамический диапазон, или количество градаций по яркости, которое проектор способен показать. Также, чем выше контрастность, тем в большей степени черный цвет похож на черный, а не на серый. У неконтрастного проектора это можно увидеть по хорошо заметной «рамке» границ изображения при выводе полностью черной заливки на экране.
Параметр контрастности зависит от множества факторов, в том числе — от особенностей матрицы. К примеру, проекторы Epson для домашнего кинотеатра с технологией матриц «C2 Fine» позволяют добиться значительно более высоких уровней контрастности. Опять-таки — только в полной темноте и с минимальной паразитной засветкой!
Еще один нюанс — это использование в проекторах автоматической диафрагмы — приспособления, которое снижает яркость проектора на темных сценах и обеспечивает более глубокий черный цвет. Данная функция крайне полезна, но ее эфект достигается при отображении темных сцен без ярких объектов. Такая контрастность называется «динамической», или «on/off» контрастностью, ее и указывают в характеристиках проектора, что может сбивать с толку. Это — еще один пример, почему указываемых производителями характеристик не всегда достаточно для понимания возможностей проектора.
При работе с темными сценами также проявляется различие в технологиях. К примеру, в сегменте самых недорогих проекторов одноматричные DLP устройства могут дать более высокую контратсность, которая будет сопровождаться заметным «эффектом радуги» (ярким цветным шлейфом при перемещении глаз по экрану) на темных сценах с контрастными объектами.
Примечание от 4.03.2019 — было время, когда это было справедливо. Однако с выходом проекторов Epson серии 5600 даже недорогая full HD-модель 3LCD-проектора для домашнего кинотеатра в состоянии достигать весьма впечатляющих показателей нативной контрастности (т.е. честной контрастности, безо всяких «маркетинговых приколов») — 1500:1 или даже 2000:1 в зависимости от яркости и режима работы (для сравнения — у среднестатистического IPS-монитора реальная контрастность в районе 1000:1). Нативная контрастность — это соотношение светопропускаемости матриц проектора в полностью закрытом положении (при выводе черного экрана) к полностью открытому (при выводе белого поля) без использования разнообразных «приемов», к примеру, таких как автодиафрагма, о которой говорилось выше. В самом деле, на дворе уже 2019-й год, времена неконтрастных 3LCD-проекторов уже давно канули в Лету.
Баланс между яркостью и контрастностью
Качество изображения
Мы уже говорили о цветовой яркости. Образно говоря, она позволяет оценить, получен ли белый цвет из смеси ярких красного, зеленого и синего, либо же эта смесь сильно разбавлена и на яркие цвета рассчитывать не приходится. Это — важная для покупателя информация, но она не дает понимания, смешаны ли цвета в правильных пропорциях и т.п. Как правило, в спецификациях проектора не найти параметра, который описывал бы цветопередачу — эту информацию можно почерпнуть только из обзоров. Тем не менее, перечислим кратко основные моменты, на которые в этих обзорах обращают внимание:
1. Баланс белого — он же — «цветовая температура». Правильный баланс белого достигается, когда при отображении серого или белого цвета изображение действительно абсолютно бесцветно. Глаз далеко не всегда может с достаточной точностью определить это, иногда можно принять синеватый цвет за серый, при сравнении с которым настоящий серый будет выглядеть желтоватым, поэтому профессионалы используют для измерений специальные приборы и методики.
2. Цветовой охват определяет, насколько насыщенные цвета проектор способен показать. Как правило, при тестировании проекторов замеряются характеристики красного, зеленого и синего. Считается, что проектор способен отобразить все цвета внутри этого треугольника. Цветовой охват, требуемый для большинства задач, от чтения страниц в интернете до просмотра Blu-ray фильмов, определяется стандартом «sRGB» и включает в себя 35% видимых человеком цветов. Хорошая новость в том, что стандарт этот довольно старый и многие проекторы обладают близким к нему охватом. В будущем можно ожидать, что с окончательным становлением формата 4K будет и новый стандарт для цветового пространства. Пока же, в некоторых дорогих проекторах в качестве бонуса предлагается расширенный цветовой охват с очень насыщенными цветами.
3. Гамма. Если вы берете проектор для офиса, то вам важно, чтобы темные объекты не оказались слишком темными, вплоть до неразборчивости, но если сделать их слишком яркими, то изображение будет неконтрастным. Если упрощенно, то правильная гамма — это когда проектор принимает команду «30% белый» или «70% белый» и отображает именно это, не завышая и не занижая яркость.
На самом деле, проектор просто должен показывать правильно каждый конкретный цвет: с правильной яркостью, правильной насыщенностью и правильным оттенком. Иногда даже широкий цветовой охват не гарантирует, что внутри этого охвата все правильно. Резюмируя данный раздел, я повторюсь, что оценку цветопередачи проектора нельзя почерпнуть из характеристик. Нужно либо смотреть воочию, либо покупать аппараты с поддержкой режима sRGB, если вы доверяете производителю (если что, нам доверять можно, у нас в режиме sRGB цветопередача максимально соответствует стандарту sRGB/REC.709).
Разрешение
Наконец, один из главных параметров проектора — это его разрешение (количество пикселей, из которых состоит изображение). С одной стороны, чем выше разрешение — тем более четкой и детализированной будет картинка.
С другой стороны, разрешение обладает фиксированной формой экрана. К примеру, проекторы с разрешением 1024×768 (XGA) обладают соотношением сторон 4:3, а проекторы с разрешением 1920×1080 (full HD) — 16:9. 4:3 более квадратное, 16:9 вытянуто по горизонтали и является стандартным для форматов HDTV и Blu-ray, 4:3 благодаря своей форме удобен для просмотра документов и веб-страниц.
Выбор разрешения напрямую зависит от ваших задач и исходных материалов, которые вы планируете показывать. К примеру, для просмотра фильмов в full HD формате вам нужен full HD (1920×1080) проектор, который позволит не потерять детали в процессе преобразования в другое разрешение. В качестве бюджетного варианта можно использовать проектор с разрешением WXGA (1280×800, 16:10). Формат WXGA, по большей части, заменил формат HD Ready (1280×720, 16:9), будучи приспособлен не только для кино, но и для рабочих задач. Это разрешение особенно актуально, если вы предполагаете, что зрители будут расположены далеко от экрана и в любом случае не обратят внимания на детали.
Если вы, к примеру, демонстрируете классу видео в формате DVD, то вам должно хватить даже разрешения 800×600 (SVGA, 4:3). Этого же разрешения достаточно для большинства презентаций, хотя наиболее распространенными форматами в школах и офисах, все же, являются XGA (1024×768, 4:3) и WXGA (1280×800, 16:10) — на них можно работать с более мелкими объектами, такими как таблицы с данными. Если же вам необходимо работать с еще более мелкими деталями, то вам, как и большинству киноманов, необходимо разрешение 1920×1080 или более вытянутое по вертикали 1920×1200 (WUXGA, 16:10).
Говоря о киноманах, стоит отметить, что последнее время стал появляться контент в формате 4K (4096×2160 и 3840×2160), поэтому уже появились проекторы категории High-End, поддерживающие такие разрешения. Но они чрезвычайно дороги! К счастью, у Epson есть очень интересное программно-аппаратное решение, которое позволяет реально выводить 4K-контент с помощью full HD-матрицы. Мы называем его «4K Enhancement». Для тех, кто еще не слышал принцип работы такой технологии, поясню, что суть «4K-улучшения» состоит примерно в следующем: каждый второй кадр изображение сдвигается на полпикселя по диагонали, в результате чего каждый пиксель делится на четыре субпикселя:
По сути, создается визуальное поле с разрешением 4K. Хотя каждым отдельным пикселем этого поля управлять невозможно, все же, из изначально 4K-контента можно извлечь детали, которые было бы невозможно отобразить на full HD или WUXGA-проекторе. Спросите: «зачем»? Отвечаю: для возможности отображать 4K-контент без громадной переплаты. Ведь теперь можно купить проектор, который стоит ненамного дороже модели с разрешением full HD, но в состоянии реально выводить 4K-контент, а не выпускать модель с настоящими 4K-матрицами, которые будут стоить «как самолет». Точнее, выпускать-то можно, но позволить их себе могут единицы.
Многие проекторы для домашнего кинотеатра предлагают функционал, позволяющий сделать изображение визуально более четким, находясь в пределах имеющегося разрешения проектора. К примеру, у Epson такая функция называется «Super Resolution». Мы между собой зовем его «Unsharp Mask», по названию одноименного фильтра из Adobe Photoshop: и резкость повышается, и микроконтраст на переходах между участками изображения, что визуально, в самом деле, увеличивает воспринимаемую резкость изображения.
Установка и параметры помещения
Возможно, именно с этого стоило бы начать статью. У каждого проектора есть параметр, именуемый «отношение проекции», или «throw ratio», указывающий отношение расстояния от проектора до экрана к ширине экрана.
Проекторы с высоким проекционным отношением, называются длиннофокусными. К примеру, при отношении 2.0:1, проектор даст вам изображение шириной 2 метра с расстояния 4 метра. Хватает ли вам длины стен? Не находятся ли на расстоянии 4 метра от экрана объекты, делающие установку проектора в этом месте сложной?
Проекторы с небольшим проекционным отношением считаются короткофокусными. К примеру, Epson называет короткофокусными проекторы с проекционным отношением 0,55:1, тогда как другие производители иногда короткофокусным считают проекторы с отношением менее 1,5:1.
Наконец, есть класс ультракороткофокусных проекторов. У Epson такие проекторы обладают проекционным отношением 0,27:1, что позволяет устанавливать устройство на расстоянии всего 10-20 см от экрана. При этом проецируется большое изображение, а докладчик не находится на пути света и не бросает тень на экран. Это — идеальный вариант для презентаций и предпочтительный вариант для интерактивных проекторов и досок (подробнее об интерактивных проекторах можно узнать в этой статье). Безусловно, короткофокусная оптика существенно повышает стоимость проектора. Стоит отметить, что из-за особенностей корпуса объектив УКФ проектора может оказаться в задней его части, и реальное расстояние до стены окажется меньше, чем если рассчитывать с помощью проекционного коэффициента.
Инсталляционные проекторы могут обладать сменной оптикой, позволяя докупить объектив, который подойдет для конкретных задач — длиннофокусный или короткофокусный.
Да, еще один момент: очевидно, что проектор может быть установлен в «настольном варианте» либо закреплен на стационарном потолочном креплении. В последнем случае он будет перевернут, в результате чего свет будет падать на экран под углом сверху, а не снизу. В ряде случаев это позволит зрителю или докладчику находиться ближе к экрану, не отбрасывая тень. Это работает не только у ультракороткофокусных проекторов, но и у проекторов для домашнего кинотеатра и любых других. Короткофокусные проекторы обычно крепятся на настенном креплении с или без выдвижной штанги.
Подробнее о том, как рассчитать параметры установки проектора, а также о таких важных функциях, как оптическое масштабирование (зум) и «сдвиг линз» — здесь.
Быстрая установка
Иногда требуется в минимальные сроки развернуть мобильный экран и настроить изображение. Проектор при этом может оказаться расположен ниже необходимого уровня, например на тумбе, а не на столе. Если смотреть на экран под углом, не равным 90 градусам, изображение проектора искажается и вместо прямоугольного становится трапецевидным. Для быстрого исправления данной проблемы используется «трапецеидальная коррекция геометрии» («keystone»). Эта функция есть, пожалуй, у всех проекторов, и управлять ей можно прямо со встроенной в проектор панели управления. Помимо вертикальной, есть также и горизонтальная коррекция геометрии, позволяющая расположить проектор левее или правее относительно центра экрана. У большинства проекторов Epson имеется оба варианта, что автоматически делает доступной функцию «Quick Corner», которая позволяет корректировать форму экрана, меняя положение его четырех углов.
Многие проекторы оснащены автоматической вертикальной коррекцией геометрии.
У некоторых проекторов Epson имеются дополнительные функции, упрощающие установку. «Screen Fit» позволяет определить экран по черной рамке и мгновенно скорректировать геометрию единственным нажатием кнопки. «Focus Help» позволяет идеально сфокусировать объектив, не бегая от проектора к экрану.
Безусловно, упомянутые функции приводят к некоторому ухудшению четкости изображения, но не до такой степени, чтобы они изображения значительно потеряли привлекательность, а текст — читабельность.
Разъемы и интерфейсы
В стандартный набор разъемов большинства проекторов входят HDMI- и VGA-интерфейсы. Оба позволяют без проблем принимать сигнал до 1080p. Правда, если вы хотите показывать 3D в формате Blu-ray 3D, потребуется HDMI версии 1.4 или выше.
У большинства проекторов, кроме инсталляционных и домашних премиум-класса, имеется встроенный звук. В большинстве случаев речь идет об одном динамике с мощностью от 2 до 16 Ватт (чем больше — тем громче). Если у вас нет под рукой внешней звуковой системы, то передать звук на проектор вы сможете либо вместе с видео по HDMI, либо отдельно, для чего потребуется разъем Audio In. В свою очередь, аудио вход может быть как RCA (тюльпан), так и 3,5мм миниджек, как у наушников. Проекторы для образования могут также оборудоваться микрофонным входом.
Ряд проекторов обладает выходными разъемами VGA и аудио (VGA Out, Audio Out), позволяющими передать сигнал дальше, на другие устройства, позволяя проектору работать в роли разветвителя. USB разъемы могут играть различные роли:
В общем, с USB функционалом зачастую бывает не разобраться, не прочитав инструкцию. К примеру, если поддерживается подключение внешних носителей, то какие форматы файлов проектор способен воспроизводить? USB входы могут быть тоже различных форматов — Type A (как у флешек), Type B (как у принтеров), mini-USB.
В образовании могут быть востребованы старые разъемы, такие как RCA (Тюльпан) и S-Video.
В инсталляционных проекторах популярностью пользуется интерфейс HDBaseT, позволяющий передавать видео и другую информацию на большие расстояния с помощью дешевого сетевого провода cat5/6.
Сетевые возможности
Подключив проектор к сети организации, можно решить две задачи: первая — удаленное управление проекторами и мониторинг их состояния с помощью специального программного обеспечения. Вторая — использование проектора в качестве общего и передача на него изображения через сеть.
Также существует возможность проецирования через беспроводную сеть с мобильных устройств. Подробнее — см. «Сетевые возможности проекторов Epson». Еще один вариант подключения мобильных устройств — через интерфейс HDMI с поддержкой MHL. Этот вариант подключения позволяет дублировать на проекторе экран мобильного устройства (если оно поддерживает MHL).
Ресурс лампы
Производители всегда публикуют оцениваемый ресурс используемой в проекторе лампы. Сам проектор может использовать лампу в «обычном» либо «экономичном» («Эко») режиме. Яркость последнего, как правило, бывает ниже примерно на 20-30%, зато это приводит к более долгому сроку работы ламп. Также у многих проекторов Epson имеется функция «A/V mute», которая позволяет прерывать презентацию на время, не выключая проектор. В этом режиме лампа временно затемняется уже на 70%. У современных проекторов, особенно тех, что используются в образовании и бизнесе, стоимость замены лампы не очень высока, но ее все же приходится иметь в виду, особенно — при закупке партии проекторов.
Позитивно влияет на ресурс лампы наличие воздушного фильтра, исключающее попадание на лампу пыли. Кстати говоря, система охлаждения и режим, в котором используется лампа, влияют и на шумность проектора. Особенно важно принимать данный параметр во внимание в небольших помещениях и комнатах.
Но не лампой единой! С 2015-го года в каталоге Epson имеется широкий ассортимент лазерных проекторов. Т.е. проекторов с лазерным источником света. Главное их преимущество: ресурс источника света 20 000 и более часов! Первой ласточкой стал ныне архивный Epson EH-LS10000, а затем появились целые серии лазерных проекторов для самых разных задач: «классические» инсталляционные и даже необычный Epson LightScene EV-100, выполненный в форме прожектора. Такие проекторы ко всему прочему отличаются еще и возможностью установки в любом положении. Появление более бюджетных, «домашних» лазерных проекторов в каталоге — теперь лишь вопрос времени.
Примечание от 4.10.2019 — а вот и первая ласточка в линейке компактных домашних/универсальных лазерных проекторов Epson: Epson EF-100.
Это аппарат с полностью лазерным источником света (как у «старших» братьев) яркостью 2000 люмен. Узнать о нем подробнее можно из данного поста на Хабре.
Поддержка 3D
При отображении 3D с компьютера необходимо быть уверенным, что проектор поддерживает тот формат стереопары, который вы на него отправляете. Пример форматов — «сверху-снизу», «бок-о-бок», «frame packing». Для отображения 3D Blu-ray дисков необходим интерфейс HDMI версии начиная от 1.4.
3D в той или иной степени поддерживается многими проекторами, хотя наилучшее качество дают устройства, специально спроектированные для этой задачи. Любая 3D технология работает за счет того, что от каждого глаза скрывается не предназначенное для него изображение. К примеру, активные очки по очереди закрывают то левый, то правый глаз LCD экраном. Это приводит к многократному падению яркости 3D изображения, что и является основной проблемой любой 3D системы. Благодаря сочетанию изначально высоких максимальной и цветовой яркостей самого проектора и 480-Гц технологии активных очков Epson, позволяющей сократить временные интервалы, во время которых закрытыми оказываются обе створки, 3D проекторы Epson обеспечивают более высокую яркость 3D изображения, делая его ярким и живым.
Примечание от 4.03.2019 — система спаренных проектов снята с производства и больше не продается, ибо можно смело считать, что «эпоха возрождения 3D» благополучно завершилась и подавляющему большинству покупателей (в т.ч. в сфере бизнеса и инсталляции) проекторы с 3D попросту неинтересны. Поэтому на данный момент в ассортименте Epson выводить изображения в 3D умеют только 3D-проекторы для домашнего кинотеатра.
Требования к обслуживанию проектора
Напоследок расскажем о таком важном компоненте проектора, как пылевой фильтр. Многие производители заявляют, что в их проекторах нет фильтров, которые требуют чистки и замены, а значит — нет ещё одного расходного материала. Но они умалчивают о том, что наличие фильтра от пыли помогает продлить срок службы проектора и избежать больших расходов на ремонт. Для сравнения, проекторы DLP можно чистить от пыли только в сервисной службе за деньги, а прочистить съёмный фильтр у 3LCD-проектора может любой желающий в домашних условиях. Чистить фильтры следует не реже, чем раз в три месяца.
Вместо вывода
Надеемся, что, учтя все рекомендации из данного поста, вы сможете сделать правильный выбор, и тогда проектор не только поможет вам в работе, но и доставит немало радости, хорошего настроения и незабываемых впечатлений от просмотра кино и игр на большом экране.
Наши самые популярные публикации о проекторах на Хабре, которые рекомендуем к прочтению, если вам интересны наши проекторы):