Как выбрать профессиональный фотоаппарат для начинающих
Как правильно выбрать фотоаппарат для начинающего фотографа
Сейчас сделать хорошие фотографии на память может каждый. Однако ни один смартфон никогда не сравнится с профессиональной фотокамерой. Поэтому если вы решили всерьез заняться фотографией, стоит задуматься о покупке фотоаппарата. Но как правильно сделать выбор и не потеряться в таком большом разнообразии вариантов? Из этой статьи вы узнаете, какой фотоаппарат купить начинающему фотографу и почему.
На что обратить внимание при выборе фотокамеры? Ответ ниже!
Виды цифровых камер
Поделить все фотоаппараты для начинающих фотографов можно на:
В этой статье мы подробно поговорим о первом виде, так как сменный объектив — это тот параметр, который отделяет профессиональные фотоаппараты от любительских мыльниц.
Устройство фотоаппарата
Любая фотокамера состоит из:
Устройство любого фотоаппарата выглядит таким образом
Зеркальные фотоаппараты почти полностью унаследовали свою конструкцию от пленочных фотокамер. Раньше функции матрицы, процессора и памяти выполняла фотопленка. Производители зеркалок просто заменили пленку на матрицу.
Матрица
Матрицы фотокамер тоже унаследовали свои типовые размеры у пленки 36х24 мм, которая пользовалась наибольшим спросом у фотолюбителей. Матрица 36х24 мм получила название Fullfreim, т.е. полный кадр. Матрицы более малого размера стали называться CROP с указанием коэффициента 1,5 1,6, 2 и т.д.
Коэффициент показывает, во сколько раз CROP матрица меньше полнокадровой. Обратите внимание, количестве пикселей в полнокадровой матрице может быть меньше, чем в КРОП, но камера с ней обычно стоит в разы дороже из-за более дорогого и сложного производства.
Плюсы полнокадровой матрицы заключаются в более светочувствительных датчиках (пикселях) и большом расстоянии меж ними. Именно поэтому они не так сильно греют друг друга при высоком ISO, из-за чего уменьшается количество шума на фотографии. Еще к преимуществам полнокадровой матрицы можно отнести больший угол обзора.
Наглядное сравнение матриц
Пиксели
Но почему тогда изготовители не увеличивают количество пикселей в подобных матрицах, как это делают производители смартфонов? Все просто. Разработчики смартфонов считают, что потребителя нужно завлекать чем-то понятным. Именно поэтому в рекламе они ассоциируют качество фото с количеством пикселей. Но часто заявленные 42 Мп являются фальшивыми и достигаются путем серийной съемки на 12 Мп матрицу. После кадры объединяются устройством в один снимок с заветным разрешением.
Еще каких-то 10-15 лет назад количество пикселей действительно играло роль, а прирост от 0,3 Мп до 1 Мп был реально существенный и важный. Но уже после 13 Мп вы вряд ли сможете заметить разницу, т.к. в Ultra HD и 4K всего порядка 8 Мп, а для просмотра фотографий на смартфоне будет достаточно даже и 3 Мп.
Пиксели уже давно не играют важной роли
Главный параметр пикселей – это их физический размер. Чем «жирнее» датчик на матрице, тем больше он света получит. В таком случае сигнал будет четче и правильнее, а значит на фотографии будет меньше шумов. По этой причине смартфонам тяжело дается съемка в условиях плохого освещения. Матрица в них маленькая, а пикселей — много. Именно поэтому смартфоны вряд ли смогут когда-либо снимать так же хорошо, как фотоаппараты.
Отличия «зеркалок» и «беззеркалок»
Некоторые считают, что фотографии получаются такими сочными и четкими именно благодаря секретной конструкции с зеркалами. На самом деле нет, ведь за качество фотографий в основном отвечает матрица. Возникают закономерные вопросы: для чего эти зеркала тогда нужны и почему «зеркалка» — это стандарт качества в умах обывателей? И как выбрать зеркальный фотоаппарат? Об этом поговорим в данном разделе.
Принцип работы зеркала в фотокамере
Зеркало есть не только в современных дорогих камерах, оно присутствует и в старых Зенитах. Оно всегда было нужно для видоискателя. Благодаря ему фотограф мог видеть то, что появится на пленке после нажатия на кнопку спуска затвора.
Сейчас пленку заменяет матрица. Изображение через объектив попадает на зеркало, установленное под углом перед матрицей, и отражается в видоискатель и на датчик автофокуса. После нажатия на спусковую кнопку затвора зеркало поднимается, затвор матрицы открывается и изображение попадает на датчики матрицы. В этот момент в видоискателе темнота, т.к. в нем ничего не отражается, а зеркало закрыто.
На схеме вы можете увидеть принцип работы зеркала в фотокамере
Автофокус
Из-за системы зеркал в зеркальных фотокамерах автофокус, на который падает отражаемый свет от зеркал, является отдельным модулем. Называется он фазовым. В базовых беззеркальных устройствах за автоматическое выставление фокуса отвечает процессор на основе сигналов, подаваемых от матрицы. Он называется контрастным.
Есть 2 режима работы автофокуса:
На «автоматических» настройках эти два режима объединены в один.
Особенности фазового автофокуса
Такой автофокус является менее энергозатратным, быстро работает и может фокусироваться даже при очень слабом освещении. На этом, к сожалению, его преимущества заканчиваются. Среди недостатков:
Особенности контрастного автофокуса
Контрастный автофокус работает медленнее фазового. Быстродействие такого способа прямо привязано к стоимости устройства, т.к. вся нагрузка по вычислению резкости ложится на процессор. Преимущества контрастного автофокуса:
Гибридный автофокус
Разумеется, существуют и камеры с сочетанием контрастного и фазового автофокуса в одном устройстве благодаря различным решениям. Это может быть неподвижное полупрозрачное зеркало, например, как у Sony. Или встроенные датчики фазового автофокуса в матрицу. У Canon есть своя технология раздвоения пикселей на матрице для определения фокуса Dual Pixel CMOS AF.
Гибридный автофокус позволяет добиться высокой скорости работы и точности
Наличие и принцип работы видоискателя
У всех зеркалок видоискатель присутствует, а у беззеркальных аппаратов его можно найти только в дорогих моделях. Причем у беззеркальных в видоискателе находится маленький экранчик, который транслирует изображение с матрицы после обработки процессором.
У наличия видоискателя есть один плюс – в солнечную погоду в нем четче выглядит картинка. Дисплеи есть у всех камер, поэтому обсуждать их мы не будем.
Преимущества зеркальных видоискателей очевидны: они не расходуют энергию, т.к. мы видим изображение, отраженное от зеркал, и по той же причине быстрее работают, т.к. там не задействован процессор. К недостаткам можно отнести то, что мы видим реальное изображение, а не то, каким оно будет после обработки процессором в соответствии с выставленными настройками. Также на дешевых устройствах обычно поле зрения видоискателя составляет около 90% от всего изображения, попадающего в объектив. Получается, что матрица во время съемки увидит больше, чем вы видите в видоискатель.
В зеркальный видоискатель вы можете смотреть даже при выключенной камере
Недостатком видоискателя беззеркального аппарата можно назвать более медленную работу. Зато есть ощутимый плюс — будет показана та же картинка, которая останется в памяти фотоаппарата. В том числе, по полю зрения.
В электронном видоискателе вы увидите куда больше подробностей о съёмке
Размеры
Еще одним отличием зеркалки и беззеркалки можно назвать размер. Беззеркалки более компактны из-за отсутствия системы зеркал. Но бывают и «полноформатные» беззеркальные камеры для тех, кому более удобен форм-фактор зеркалок.
Зеркальный фотоаппараты, по сути, унаследовали свои объективы у пленочных камер. Для беззеркалок же были разработаны более компактные объективы, которые удобно носить с собой. Но несмотря на это выбор объективов для зеркальных камер все равно больше, но по качеству они не являются лучше или хуже.
Сравнение зеркалки и беззеркалки
Надежность
В зеркальном аппарате есть механизм поднятия зеркала, который может износиться и требовать калибровки. В беззеркальном аппарате затвор срабатывает в 2 раза чаще, чем на зеркальном: после «прицеливания» ему нужно закрыться для сброса заряда на матрице, открыться для самого снимка, снова закрыться для фиксации и передачи изображения, а потом снова открыться для нового визирования. Из этого же проистекает и больший лаг затвора на беззеркалке, т.к. на зеркальном аппарате затвор всегда закрыт и открывается он только для фотографирования. Однако в оба механизма заложена прочность, которую любителю-новичку будет крайне сложно исчерпать (от 100 до 300 тысяч снимков), а задержки весьма малы и вряд ли кто их реально может заметить.
Выводы
Зеркальные аппараты из-за меньшей энергозатратности, «аналоговости» при фокусировке и видоискателю больше подходят для работы в «поле»: на спортивных соревнованиях, при фотографировании животных, детей и т. д. То есть везде, где важна скорость реакции и нельзя заряжаться от розетки. Беззеркальные камеры — это оптимальный вариант для студийной съемки, где все размеренно и не спеша. Благодаря контрастному автофокусу можно расставить нужные акценты на фото.
Дополнительные функции в фотоаппаратах
В этом разделе поговорим про другие полезные функции, которые часто присутствуют как в зеркальных, так и в беззеркальных устройствах. Внимательно изучите его, чтобы выбрать хороший профессиональный фотоаппарат для начинающих.
Диоптрийная коррекция видоискателя
При близорукости дальнобойный объектив не поможет: картинка будет размыта, ведь настройки видоискателя рассчитаны на стандартное зрение. Если у фотографа нарушено зрение, то диоптрийная коррекция видоискателя необходима. Однако она поможет тоже не всем, т.к. регулировка рассчитана не больше, чем на 2 диоптрии в каждую сторону. Людям с очень плохим зрением придется докупать специальную насадку.
Колёсико диоптрийной коррекции
Стабилизация
Стабилизация бывает цифровой и оптической. В первом случае подергивание картинки компенсируется при обработке информации процессором. Во втором — путем компенсации тремора картинки подвижным модулем с линзой в объективе или подвижной матрицей в тушке фотокамеры, а еще лучше когда там и там одновременно. Обычно качество стабилизации производители указывают в ступенях выдержки или экспозиции: чем больше ступеней, тем более долгая выдержка может быть компенсирована в нормальных условиях.
Цифровая стабилизация
Цифровая стабилизация осуществляется путем обрезания краев изображения. Фактически картинка как бы гуляет в пределах неподвижной матрицы, и чем агрессивнее будет работать такая стабилизация, тем сильнее будет обрезано изображение по краям. Это бюджетное решение, которое почти не используется при фотосъемке в камерах со сменным объективом. В качестве исключения можно назвать Sigma fp Body. Однако цифровая стабилизация периодически используется при видеосъемке, но очень аккуратно.
Чем больше применено стабилизации — тем хуже качество картинки
Оптическая стабилизация в корпусе фотокамеры
Стабилизация со смещением матрицы более эффективна. Чем выше стоимость «коробки», тем больше положений матрица может принять. В таком случае все объективы можно использовать без встроенной стабилизации, а они дешевле.
Такой вариант может быть выгоднее, если у вас в планах покупка нескольких объективов или «объективный» рост от стартовых до более серьезных и дорогих. Но стоит отметить, что устройств с таким решением не так уж и много. Если вы хотите зеркалку, то придется выбирать между моделями фирмы Pentax.
Стабилизация в объективе
Старое-доброе решение, проверенное временем. Плюс у такого решения один — возможность сэкономить на корпусе. В дальнейшем можно купить объектив со стабилизацией. Выбор большой, каких-либо особенностей в плане совместимости нет.
К минусам можно отнести увеличенный размер и вес объектива, и дополнительный оптический элемент, который может отрицательно влиять на качество изображения.
Дополнительные способы стабилизации
Еще один вариант стабилизации – это штатив для фотосъемки или маятниковый стедикам для видео. Поэтому подумайте: а стоит ли переплачивать за стабилизацию в фотокамере? Ведь она действительно необходима только при макросъемке, при работе с дальнобойными объективами или при большой выдержке.
Видеосъемка
Если вы хотите еще и снимать качественные видео на ваш фотоаппарат, то стоить обратить внимание на следующие нюансы при выборе техники:
Дисплей
Дисплеи могут быть поворачивающимися и сенсорными. Первая особенность важна при съемках из нестандартных положений (сверху/с земли) или съемки «себяшек», а вторая при управлении автофокусом на нужном участке изображения.
Дисплеи есть на всех камерах. Если в беззеркальных может быть только он без видоискателя, то в зеркальных всегда присутствуют оба решения. Режим работы через дисплей называют Live View. При выборе зеркального фотоаппарата для начинающего фотографа стоит обратить внимание на доступные функции в этом режиме. Например, проверить наличие автофокуса и понять принцип его работы.
Wi-Fi и/или Bluetooth
Используется для передачи файлов и для удаленного управления со смартфона.
Режимы съемки и коррекции
Топовые фотоаппараты могут все, что умеют флагманские смартфоны. В подобных камерах вы сможете выполнить как коррекцию цвета, так и убрать оптические искажения. И все это — в автоматическом режиме с использованием технологий искусственного интеллекта.
В бюджетных устройствах также имеется ряд программных «примочек». Но нужно четко понимать, что работать с ними гораздо удобнее на беззеркальных устройствах. На зеркалке же стоит перейти в режим Live View, так как в оптическом видоискателе внесенных изменений вы увидеть не сможете. Это бывает не очень удобно.
Данный функционал, несомненно, будет полезен тем, для кого фотосъемка является работой. Например, свадебным и семейным фотографам. В таком случае можно без особой подготовки и проблем делать много кадров в разных условиях.
Если фотоаппарат приобретается для хобби, то все эти возможности не так сильно нужны. Увлечение фотографией подразумевает глубокое погружение в процесс и съемку на ручных настройках. Но если бюджет позволяет и хочется красивых фотографий без особого изучения матчасти, то вы не разочаруетесь в возможностях топовых устройств.
Цифровой затвор
Наличие данной функции имеет как плюсы, так и минусы. К положительным моментам относится беззвучность и скорость фотосъемки, т.к. не задействуются механические части.
Пример камеры с цифровым затвором
Минусы: искажение изображения или эффект «rolling shutter». Считывание изображения с матрицы происходит построчно (сверху вниз), поэтому при съемке движущихся объектов нижняя часть «уезжает» вперед на фото. Часто встречается функция электронной первой шторки, что ускоряет фотографирование в режиме Live View или на беззеркалках.
Горячий башмак
Используется для крепления, питания и синхронизации дополнительно устанавливаемой вспышки. Но нужно обратить внимание на контакты горячего башмака. Иногда производители располагают их так, чтобы подключить можно было только их фирменные аксессуары. Само по себе использование вспышки негативно сказывается на изображении, поэтому нужна она в крайне редких случаях. Башмак может быть и не горячим, т.е. без контактов питания. Такой вариант необходим для крепления дополнительного микрофона и иных аксессуаров, поэтому лучше чтобы башмак все-таки присутствовал.
Байонет
При выборе фотоаппарата обратите внимание на тип крепления объектива (или байонет). Он отличается не только между разными производителями, но и между разными сериями моделей у одной фирмы. Существуют переходники, позволяющие установить объектив другого производителя на ту или иную «тушку», но они дорогие. Поэтому перед покупкой фотокамеры стоит посмотреть на выбор объективов под этот тип байонета и их цену.
Крепления фотоаппарата «Зенит»
Объективы
Решить, какой фотоаппарат купить — это лишь половина задачи. Объективы — вторая неотъемлемая часть фотокамеры после матрицы. Они решают разные задачи и стоят достаточно дорого, поэтому к выбору стоит отнестись серьезно.
Основные параметры объективов
Указывается как f/число. Чем меньше число после дроби, тем больше открытие диафрагмы и больше света попадет на матрицу. На объективах с переменным фокусным расстоянием в параметрах диафрагмы указывается 2 числа: максимальное открытие диафрагмы на минимальном и максимальном фокусном расстоянии.
Чем оно выше, тем больше приближение фотографируемого объекта и уже угол обзора. И наоборот. Объективы делятся на:
У фиксированного расстояния есть свои преимущества, но для начинающего фотографа более подходящим является объектив с изменяемым фокусным расстоянием, т.е. с возможностью приближения объекта съемки.
Объективы могут быть со встроенной стабилизацией или без и этот момент мы рассмотрели ранее, поэтому не будем подробно останавливаться на нем.
Объектив может быть как с автофокусом, так и без него. В любом случае он не занимается определением резкости изображения – этим занимается тушка. Все объективы с автофокусом можно разделить на:
Первый вариант более современный. Если вы хотите использовать старые «отверточные» объективы, нужно изначально выбрать тушку с такой возможностью. Такие фотоаппараты могут работать и с «безотверточными» объективами.
«Китовые» объективы
Фотокамера может поставляться с объективом в комплекте или без него. Комплектные камеры обозначаются в названии словом «kit», а объективы, идущие в комплекте, часто называют «Китовыми». Они бюджетные, поэтому не могут похвастаться выдающимся качеством съемки, однако для новичков подойдут. На зеркальных фотокамерах фокусное расстояние китового объектива обычно 18-55 мм, а на беззеркальных — 15-45 мм. Максимальное открытие диафрагмы на обоих вариантах f/3.5-5.6.
Какой фотоаппарат лучше выбрать
Начинающим фотографам рекомендуем обратить внимание на следующие модели:
Самый дешевый фотоаппарат со съемным объективом
Canon EOS 4000D Kit черный 18-55mm f/3.5-5.6 DC III
Стоимость: от 18 770 рублей.
Это зеркальная камера со всеми минусами бюджетных аппаратов такого типа. Здесь есть Wi-Fi и фирменные приложения для управления устройством со смартфона. Если выбираете первую камеру, то данный аппарат для вас. Вы будете потрясены качеством снимков, даже если до этого пользовались смартфоном за 100 000 рублей.
Этот фотоаппарат является самым дешевым экземпляром со сменным объективом (в комплекте). Производитель в данном устройстве сэкономил практически на всем: сделал байонет пластиковым, убрал отдельную кнопку включения и вставил старый разъем USB. А там, где возможности сэкономить не было, просто выкинул часть функции чтобы пользователь покупал только фирменные аксессуары.
Для видеосъемки данная модель подходит мало, т.к. отсутствует разъем для микрофона и следящая фокусировка во время записи. Но за такие деньги — это лучшее решение. Ближайший «одноклассник» 2000D стоит почти на 10 тысяч дороже.
Самый дешевый фотоаппарат для съемки видео
Fujifilm X-A5 Kit 15-45mm
Стоимость: от 29 990 рублей.
Беззеркальная камера со всеми «прелестями» таких устройств, но и с определёнными плюсами в виде гибридного, а не только контрастного автофокуса.
Благодаря датчикам фазового фокуса на матрице автофокус работает быстрее, но все же медленнее по сравнению с зеркалками по той же цене. Несомненный плюс такого решения – это рабочий автофокус во время записи видео. Ролики пишет в FullHD при 60 к/с и 4K при 15 к/с. Для видео этого, конечно, мало, но зато из таких записей можно вытаскивать отдельные фотографии с соответствующим разрешением.
Также тут имеется разъем под микрофон и поворотный сенсорный дисплей. Для связи с камерой используется Bluetooth и Wi-Fi. Объектив с электронным зумом и с оптической стабилизацией. Такое решение подойдет тем, кто планирует снимать и видео.
Самый дешевый фотоаппарат со стабилизаций
Olympus OM-D E-M10 Mark II Kit 14-42 EZ или R
Стоимость: от 28 990 рублей.
Беззеркалка с Oled-видоискателем и коррекцией диоптрий. Стабилизация осуществляется путем подвижной матрицы по 5 осям. Автофокус, к сожалению, только контрастный. Имеется функция электронного затвора. КРОП фактор 2 (в 2 раза меньше полного кадра). Микрофон отдельно не подключить, видео снимает в FullHD при 60 к/с. В остальном все обычно: Wi-FI, поворотный сенсорный дисплей и прочие атрибуты и фишки современных камер (типа Slow motion и разных интеллектуальных режимов) присутствуют. Продается в разных комплектациях по объективам. В данном случае — R и EZ. Первый более крупный и с ручным зумом, а второй компактный и с электронным.
Самый дешевый зеркальный фотоаппарат для съемки 4K видео
Canon EOS 250D Kit 18-55mm IS STM
Стоимость: от 37 900 рублей.
Самый дешевый зеркальный фотоаппарат с возможностью записи видео в формате 4K при 25 к/с, имеет разъем для выносного микрофона, поворотный сенсорный экран, Wi-Fi и Bluetooth для подключения. Также тут есть видоискатель с коррекцией диоптрий.
Основная фишка — это Dual Pixel CMOS AF, технология, лишающая недостатков классической зеркальной камеры при съемке видео или производство фотосъемки через дисплей. Производитель сделал пиксели на матрице, которые выполняют функцию фазового автофокуса, благодаря чему доступно 3975 точек для ручного выбора фокусировки в режиме Live View на ЖК-экране.
В целом, это очень достойный «Кит» по вполне демократичной цене, но не без изъяна – стабилизации здесь нет. Придется докупать объектив самостоятельно.
Подводим итоги
Как же выбрать фотоаппарат? Нет хороших или плохих фотокамер. Все фотоаппараты со сменной оптикой подходят для серьезного увлечения фотографией. Самое главное – заранее определиться, в каких условиях вы собираетесь использовать свою камеру, а только после этого совершать покупку.
Как подготовиться к покупке своей первой зеркалкии
Содержание
Содержание
От съемок портретов, пейзажей и фоторепортажей до видеоблогов, клипов, концертов и даже фильмов — во всех этих сферах зеркальные камеры дадут фору большинству конкурирующих девайсов из той же ценовой категории. Поэтому интерес к зеркалкам возникает у многих начинающих фотографов и клипмейкеров, вот только нередко это путь по одному и тому же сценарию: купил, поснимал китовым объективом и забросил с разочарованием. Радость от покупки пропала, мотивация улетучилась.
Определяем направление
Главная причина такого развития событий в том, что одной лишь камеры недостаточно для получения крутых кадров. Работа фотографа состоит в постоянном поиске объектов для съемки. Поэтому очень важно подумать над тем, что интересно снимать, к чему лежит душа. Если совсем обобщить, есть три условных жанра фотографии:
Студийная съемка. Это портреты, натюрморты, предметная съемка. Например, товары для рекламы и всего, что можно затащить в студию. В случае с видео — запись видеоблогов, клипов, скетчей и т.п.
Пейзажи, виды и объекты на открытом воздухе. Например, виды города или природы, включая специфические эффекты — панорамы, таймлапсы, аэрофотосъемка, съемка космоса и т.п. Сюда же можно включить съемку различных объектов — поездов, самолетов, а также фотоохоту (съемку диких животных), макросъемку (цветов, насекомых) и т.д.
Репортажная съемка. События и городские праздники, митинги и встречи политиков, свадьбы и концерты, документальные фото, городская хроника и т.п.
Соответственно, подбирать камеру и комплектующие к ней нужно исходя из жанровых предпочтений и устанавливаемых ими требований.
Выбираем «тушку»
Если рассматривать выбор, как говорят фотолюбители, тушки аппарата (от английского body — тело, корпус без объектива) в этом контексте, то детальные разборы характеристик оказываются не нужны. Действительно важными в данном случае будет лишь небольшая группа критериев.
Система автофокуса. Автофокус не особенно нужен, если планируется только снимать пейзажи или заниматься макросъемкой. В большинстве остальных случаев фотографы полагаются на автофокус, и очень обидно, когда аппарат не успевает навести резкость, упуская хороший кадр.
Чем больше система предоставляет точек фокусировки — тем лучше. Тем проще будет снимать движущиеся объекты: спортсменов, автомобили, самолеты. Чем большую площадь покрывают точки автофокуса — тем стабильнее он работает, тем больше объектов будут резкими и тем проще будет фотографу делать свою работу. Большое количество точек полезно и при портретной съемке — это помогает выбрать в кадре ту точку, где находится глаз модели, ибо резкость портрета всегда должна быть на глазах.
Скорость съемки. На записях пресс-конференций при появлении важного лица всегда слышен шум фотоаппаратов — это репортеры снимают серии фотографий, чтобы затем выбрать наиболее эффектный кадр. Соответственно, чем больше аппарат сможет нащелкать этих кадров — тем выше шанс запечатлеть тот самый идеальный момент. Это необходимо, если планируете снимать репортажи, спорт, детей или животных.
Матрица. Это сердце зеркалки, именно от качества преобразования попавшего на нее света в нули и единицы и зависит качество изображения. Однако при покупке первой камеры обращать большое внимание на матрицу не обязательно — разрешения любой камеры из любительской касты хватит для качественной широкоформатной печати. Хотя матрица большого разрешения и позволяет получить более качественную картинку в темных условиях, а также красиво размывает фон, тем не менее, многие профессиональные аппараты имеют даже более скромную матрицу, чем любительские. К примеру, у Nikon D3500 — 24,7 Мп, а у Canon EOS 1D X Mark III — 21,5 Мп.
Видоискатель. Оптический тип видоискателя передает изображение с помощью системы зеркал. Электронный — более современный тип — формирует изображение на встроенном дисплее, что, с одной стороны, позволяет оценить кадр по экспозиции (предпочтительней для новичка), с другой — с аппетитом ест аккумулятор.
Дисплей. Многие свежие модели камер оснащаются тач-скрином, что очень удобно. Если планируете снимать из сложных положений, поворотный дисплей будет весьма кстати. В остальном разница только в размере и разрешении экрана.
Видео. Все современные камеры умеют снимать видео в Full HD, поэтому здесь нужно смотреть на частоту кадров. Если есть 60 кадров в секунду, тогда аппаратом можно снять неплохое слоу-мо.
Стоит также добавить про появление Wi-Fi в некоторых свежих моделях камер, например Canon EOS 4000D. Он позволяет скинуть снимки на смартфон, а иногда и управлять фотоаппаратом дистанционно. В остальном различия между разными моделями камер в одном ценовом сегменте сведены к минимуму. То же касается разницы между брендами — все производители делают качественную технику, но немного по-своему, поэтому тут вопрос личных предпочтений.
Разумеется, все вышеперечисленное справедливо лишь для камер любительского сегмента. Это техника для начинающих: основной упор сделан на простоту и легкость в управлении, набор настроек сокращен до разумного минимума, всегда есть авторежим, позволяющий делать неплохие кадры сходу — навел и щелкнул.
Начинать с профессиональной тушки новичку не стоит — от любительской она отличается, в первую очередь, количеством тонких настроек всего и вся. Все камеры этого сегмента подчиняются единой философии — фотограф должен все контролировать. Поэтому для каждой съемочной функции на аппарате есть отдельная кнопка. Подразумевается, что фотограф прекрасно знаком с технической стороной фотографии и сам в состоянии разобраться, на какие кнопки и сколько раз нажать, чтобы заснять шедевр. Многие профессионалы управляют ими вслепую, потому что за годы труда выработалась мышечная память.
Множество тонких настроек способно ввести новичка в заблуждение. Одним только настройкам автофокуса в каком-нибудь Canon EOS 5D Mark IV нередко посвящена огромная вкладка меню. Да, профессиональная техника крепче, надежнее, часто имеет пыле/влагозащиту и огромный ресурс затвора, но это накладывает отпечаток на габариты, вес и стоимость девайса — она в 3-4 раза дороже любительской техники.
Таким образом, выбор любительской модели оказывается предпочтительнее. На начальном этапе приобретение периферии — объективов, штатива, света и т.п. — подарит больше творческих возможностей и радости от процесса и результата, чем десятки непонятных настроек в меню.
Выбираем объектив
Одно из главных преимуществ зеркалки — возможность смены оптики. У профессиональных фотографов для каждой творческой задачи есть свой объектив. Они дают возможность снимать по-новому, открывают новые творческие возможности. Однако объективов на рынке больше, чем елок в лесу — заблудиться здесь легко.
Совсем новичкам удобнее будет купить камеру в «китовой» комплектации (от англ. kit — комплект) со штатным зум-объективом, возможностей которого достаточно для любительской съемки. Он весьма универсален и в комплекте с камерой стоит копейки. Некоторые считают, что китовые объективы недостаточно качественные — да, они уступают в резкости более дорогим моделям, но эта разница не сопоставима с разницей в цене. Китовый объектив позволит разобраться в основных понятиях оптики и узнать, в каком направлении интересно будет работать в будущем.
Главное в объективе — фокусное расстояние, оно указывается в миллиметрах. Это расстояние от оптического центра передней линзы до плоскости сенсора. От фокусного расстояния зависит угол обзора, перспектива и степень увеличения объекта съемки. Большинство китовых объективов имеют переменное фокусное расстояние, чаще всего от 18 до 55 мм, что делает их универсальными и хорошо подходящими для репортажной съемки, путешествий и других выездных ситуаций. Соответственно, есть смысл подобрать объективы, расширяющие этот диапазон:
Телеобъектив с большим фокусным расстоянием для съемки небольших предметов крупным планом. Телеобъективы дают минимальную глубину резкости, то есть сильно размывают фон, что выглядит красиво при портретной и предметной фотосъемке. Также они позволяют снимать далекие объекты крупным планом, например, диких животных. Некоторые модели оснащены функцией макросъемки и дадут возможность поснимать выразительные лица насекомых и капли росы на листве.
Телеобъектив дисциплинирует фотографа, заставляя его думать о самом главном, выбросить из кадра все ненужное и выхватывать наиболее важную деталь. Он — шаг навстречу художественным снимкам. Как правило, китовый объектив заканчивается на 55 мм, так что стоит выбрать телеобъектив, диапазон которого начинается там, где заканчивается диапазон китового, например, Canon ef-s 55-250 с шаговым автофокусом для плавной видеосъемки и стабилизатором изображения. Но нужно быть готовым к тому, что он будет довольно большим и увесистым.
Широкоугольный объектив с фокусным расстоянием до 35 мм. Для съемки больших объектов в маленьких помещениях (квартирах, кабинетах, небольших кафе), а также для создания специфического эффекта. Часто используется для съемки пейзажей и видов, позволяя захватить в кадр больше пространства, при этом мало подходит для портретной съемки, так как дает большую глубину резкости и искажения перспективы из-за того, что видит шире глаза человека. Сверхширокоугольные объективы типа рыбий глаз (fisheye), например, Зенит Зенитар C 16mm F2.8 MC, дают угол обзора 180 градусов, а некоторые и больше. Они позволят сделать необычные и очень эффектные кадры.
Светосильный объектив. Как правило, это объективы с фиксированным фокусным расстоянием — чтобы приблизить объект, придется подойти к нему ногами. Да, это неудобно, зато такой объектив обладает большей светосилой и позволит снимать в темных условиях (концерты, ночь и сумерки, квартира с плохим освещением) а также даст более эффектное, красивое и художественное размытие фона (боке). Эти объективы хороши для портретной и предметной съемки, они позволяют ощутимо отделить главный объект от фона. Хороший пример — Сanon ef 50mm f-1.8 stm, который улавливает в 8 раз больше света, чем китовый.
Так выглядит боке, рисуемое Сanon ef 50mm
У объективов часто есть встроенная система стабилизации. Это набор датчиков и плавающая линза, которые компенсируют вибрации. Очень полезно для репортажной фотографии, съемки в темноте, съемки видео и т.п. Эта функция крайне желательна во всех объективах, кроме светосильных и широкоугольных.
Если в планах снимать видео, тогда нужно обратить внимание на систему автофокуса. Самым плавным и бесшумным считается автофокус с шаговым приводом.
Выбирая объектив, нужно внимательно смотреть на его совместимость со своей камерой — байонет. Он зависит от производителя, типа системы крепления и формата камеры.
Что еще может пригодиться
Штатив. Он позволит экспериментировать с длинной выдержкой, размыть все движущиеся объекты, а то и убрать от прохожих всю улицу. Штатив желателен при съемке на выдержках длиннее 1/30 секунды. Также он незаменим при производстве таймлапсов и видеороликов.
Фильтры. Самый популярный фильтр, который до сих пор трудно эмулировать в фотошопе — поляризационный. Он удаляет блики и отражения с поверхностей: вода в озере будет прозрачная, листва без бликов станет ярче и сочнее.
Аккумулятор. Его нехватка будет преследовать любого фотографа на цифровую камеру всю его жизнь. Миллионы удачных кадров были упущены из-за отсутствия запасного аккумулятора, поэтому сразу после приобретения камеры следует озаботиться покупкой такового — он выручит и на длинных фотосессиях в студии, и на больших фотопрогулках по природе.
Карта памяти. Лучше иметь несколько карт памяти на 8-16 Гб, чем хранить все яйца в одной корзине на 64 Гб и потерять ее вместе с содержимым. Современные камеры требуют скорость записи от 30 Мб/сек и выше.
Салфетка и чистящий карандаш для оптики. При съемке в тумане или переходе с мороза в тепло линза запотевает, под дождем и снегом на ней остается грязь. Так что каким бы аккуратным ни был фотограф, чистить линзу придется часто, и не делать же это рукавом.
Фотосумка или фоторюкзак. Казалось бы, неприметный и необязательный аксессуар, о котором обычно не пишут в серьезных статьях про фотографию. Однако отношение к своей фотосумке определит то, захочет ли фотограф брать ее с собой и браться за камеру в принципе. В неудобных условиях удобная сумка позволит быстро поменять объектив или достать карандаш для оптики. В нее должны помещаться фотоаппарат, зарядка с дополнительным аккумулятором, необходимые объективы и чистящие средства.