Как выбрать репертуар для театра
Зритель и выбор репертуара
Вопрос, который тоже непосредственно связан с взаимодействием актера и зрителя, это то, как зритель влияет на выбор пьесы, распределение ролей и репетиционный процесс?
Взглянешь иногда на сводки: какие пьесы, сколько раз, в скольких театрах игрались, и не знаешь, что надо — плакать или смеяться? Почему, например, примитивный детектив занял такое почетное место в сводке? Зрители виноваты? А может быть, театры? Нет, винить зрителей художники не имеют права. Надо думать, как жить дальше, как исправить ошибки прошлого, как не допустить их впредь. Ведь худо не то, что известная часть зрителей недостаточно эстетически воспитана. Это дело сложное, но поправимое. За эстетическое воспитание уже взялись университеты культуры и искусств, народные театры, сотни и тысячи музыкантов, поэтов, артистов, художников. И результаты этой благородной работы налицо. Худо, что зрители, их культура и вкусы все растут, а представление мастеров искусства о зрителях не меняется.
Подбор репертуара, распределение ролей — это всегда, как план генерального сражения: куда пойдет этот взвод, эта рота, этот полк, эта часть. При формировании репертуара театр, несомненно, должен удовлетворить вкусы всех категорий публики. Если театр хочет вести диалог, он, прежде всего, должен выбрать пьесу, которая вызовет активность партнера — зрителя. Если где-нибудь, в каких-то городах, в каких-то театрах зритель требует только развлекательных спектаклей, то в этом большая вина театра. Оправдывая себя «требованиями зрителя», он пошел по пути наименьшего сопротивления.
У героев опубликованных пьес, в частности в «Современной драматургии», язык безупречен. Но до чего же эти пьесы скучно читать! Невыносимо скучно! Трудно это понять:
Тонко разлитая по всему тексту фальшь. Поневоле видишь в авторе лгуна очень высокой квалификации и все в тебе противится его страстному желанию обмануть тебя.
Текст очень записан. Может, и начинал автор пьесу писать страстно, с увлечением, но дописывал холодной рукой, посматривая телевизор.
Неискренность автора. В пьесе есть две-три знакомые по жизни ситуации, воспринимаемые практически однозначно, а у автора нравственные акценты в оценке этих событий несколько смещены. И дальше по тексту автор, человек явно неглупый, делает вид, что ничего не произошло.
Если проанализировать, какой репертуар имеет успех у зрителей, то можно увидеть, что во многих театрах самым большим успехом пользуются не развлекательные, а очень серьезные, глубоко содержательные спектакли с высокой драматургией.
Как подобрать репертуар к поступлению в театральный ВУЗ
Начало лета — для многих время поступления в театральный ВУЗ. Кто-то впервые это будет делать, кто-то будет пробоваться уже в четвертый раз. Неотъемлемой частью поступления является представление подготовленной программы, она же репертуар.
В интернете много статей, советов к выбору репертуара. Мне же стало интересно живое мнение. На вопросы отвечает актер, режиссер, педагог, руководитель актёрского агентства и, в прошлом, преподаватель ВГИКа Саид Дашук-Нигматулин.
-насколько сам репертуар играет важную роль на прослушивании?
-как должен отличаться репертуар на каждом этапе прослушивания?
— обычно те, кто слушают, несильно просят, чтобы репертуар отличался, т.е. они прямо говорят: «Читайте тоже самое на каждом этапе». Но всегда в запасе должно быть что-то, что можно предложить, если вдруг захотят послушать другое. И это что-то должно быть по качеству не хуже, чем основная программа.
-обычно готовят несколько произведений разных жанров. Что делать, если никак не лежит душа к прозе, или к стихотворениям, или ни одна из басен не нравится. Как быть?
Я когда обучал абитуриентов и готовил их к поступлению, они мне приходили с подобным вопросом, и мы брали любое произведение, начинали разбирать, и они сразу хотели брать его в программу поступления! Но я просил их самих найти тот материал, который их зацепит. И после того, как они находили, мы начинали его разбирать, они в этот материал влюблялись.
Но вообще, надо воспитывать в себе чувство материала, чувство текста, когда нам начинает он нравится. Вот мы читаем, даже первое прочтение, столько всего фантазируем, представляем. Нам уже нравится. И еще важный момент, чтоб оно понравилось, нужно читать его вслух: с выражением, в образе какого-то героя, своих фантазий. Тогда оно понравится.
-разные статьи в интернете, разные мнения: кто-то пишет, что комиссия любит классику, поэтов 20 века лучше не брать; кто-то пишет, что должен быть разный репертуар, кто-то делится, что стихотворение Маяковского про СССР не одобрили на консультации, т.к. уже СССР нет, стих неактуален. Как же найти свою «золотую середину»?
-есть такое мнение, что где-то одни любят одно, другие любят другое, но в 99% случаях это домыслы. Просто кого-то, видимо, не взяли с их материалом, вдруг пошла молва, что такой-то мастер не любит такой-то материал. Редко бывает, что совпадает с действительностью.
И не надо подстраиваться под того, кто что любит. Подстраивайтесь под себя, что Вы любите, что Вы чувствуете, что Вам нравится.
И опять же, повторюсь: не надо читать, чтобы поступить. Надо читать, потому что Вы не можете это не читать, и не можете об этом не говорить, и не можете об этом не рассказать. Т.е. ставьте себе сверхзадачу, сверхмиссию Вашего прочтения: не просто поступить в ВУЗ, а донести что-то яркое, интересное.
Желательно не переусердствовать и не пытаться натянуть какой-то смысл на какое-то классическое произведение, придуманный, высосанный из пальца псевдо-смысл. И, конечно, мы всегда отталкиваемся от текста, а не так, что мы играем совершенно другую историю, а текст у нас для того, чтобы что-то говорить.
— есть такое мнение, что репертуар, сделанный с репетитором, сразу заметен для комиссии. Как же себя готовить к поступлению?
Почему видно, когда кто-то готовился? Потому что убраны все ошибки, то есть актер еще эмоционально не готов, не чувствует текст, но ошибок нет. И сразу становится очевидно, что с ним поработали, убрали ошибки, люфты понаставили, где нужно, акценты расставили, то есть такое, знаете, получается очень искусственно. Когда ему говорят «здесь надо сделать паузу» и он делает паузу, он ее не чувствует. А когда Вы разбираете текст логически, но не с точки зрения знаков препинания, а с точки зрения мысли и эмоции, эти паузы возникают сами. Они рождаются у актера. И тогда появляются те же самые паузы, но органичные, а не искусственные, эта паузы «рождены» актёром.
Поэтому очень важно, кто занимается и кто готовит материал. Более того, нельзя человека надрессировать, если он еще не готов. Пускай он будет делать неправильно, но он органичен, постоянно смущается, стесняется, но в нем есть энергия, есть жизнь. Я, когда готовлю абитуриентов, как раз работаю над этой «жизнью». Это самое ценное. Пускай неправильно сделает, но если в нем есть энергия, есть жизнь, его допустят, как минимум, до 3 тура, а там дальше уже нужно смотреть, на что он способен.
— многие «раскрываются», когда читают детские произведения. Можно ли их посоветовать, как «палочка-выручалочка» поступающему?
— я, если честно, ничего не знаю про это, что кто-то раскрывался, читая детские произведения. Но, может быть, просто детские произведения ближе человеку, потому что он все еще ребенок. Советовать как «палочка-выручалочка»? Ну, если у него лучше получается, почему бы нет.
Опять же, у меня целая часть моего обучения была посвящена тому, что мы готовились психологически к разным моментам, которые могут появиться на выступлении. И кроме психологической подготовки, нужно было понимать, как с этим работать, и я давал еще инструменты. То есть там такие «костыли», как мы их называли, которые всегда выручат.
Вот таких приемов их много и это чисто техника. Просто нужно понимать, как это работает, знать несколько приемов, и всегда будете готовы к любым неожиданностям.
Современный театр: как выбрать спектакль и не облажаться
Если вы полчаса бродите по подвалу, в котором подозрительно выглядящие личности что-то неразборчиво кричат (матом), не торопитесь называть это современным искусством, и бежать прочь, обещая себе «больше никогда и ни за что». Вероятно, вы просто выбрали не тот спектакль.
Найди свою любовь
1. Афиша. Как угадать, стоит ли идти на спектакль, с одного взгляда
В большинстве случаев афиши вполне достаточно, чтобы определиться, стоит ли вообще задумываться о покупке билета на спектакль. Если цветовая гамма рождает ассоциации с эпохой диско, в списке актеров те, кого вы недавно видели в телешоу, а спектакль проходит в ДК, скорее всего, вам не туда.
2. Современные режиссеры. Кто все эти люди?
Актуальные спектакли лучше выбирать не по театрам, а по режиссёрам, ведь театр сейчас — это скорее площадка, чем показатель качества.
Персоналий, за которыми стоит следить, немало. Но если вы только начали знакомство с современным театром, обратите внимание на спектакли Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова, Андрея Могучего, Юрия Бутусова, Тимофея Кулябина, Андрия Жолдака, Марата Гацалова, Максима Диденко, Бориса Павловича, Яны Туминой, Семена Александровского, Дмитрия Волкострелова, Клима, постановки Мастерской Дмитрия Брусникина и Школы Драматического искусства.
Кроме того, стоит присмотреться к анонсам показов работ российских и европейских режиссеров в рамках театральных фестивалей. Участие в фестивалях и выдвижение на премии — это почти всегда безусловная рекомендация. Почти — потому что не все фестивали и премии одинаково полезны.
3. Театральные фестивали. Чем они могут помочь?
Как минимум, это сэкономит вам массу времени. Например, если спектакль есть в списке номинантов «Золотой маски», — российского театрального «Оскара», — смело покупайте билет. Организаторы фестиваля — NET («Новый европейский театр»), привозят в Москву лучших современных европейских режиссеров. Еще одна программа, без которой не обойтись при разговоре об актуальном театре, а тем более о театре экспериментальном — международный фестиваль «Территория», на котором можно увидеть работы главных театральных «ньюсмейкеров» от Томаса Остермайера до Яна Фабра.
Следить за программами московских фестивалей полезно, даже если вы не собираетесь тратиться на театральный уикенд в столице. Особенно это может помочь тем, кто живет в Петербурге. Очень вероятно, что через несколько месяцев те же спектакли покажут в рамках местных специальных программ, а вы уже будете в курсе.
Главная петербургская театральная премия «Золотой софит» поможет выбрать спектакль, на котором вас точно ничего не шокирует. Программа недавно созданного форума «Площадка» — наоборот, для тех, кто хочет посмотреть экспериментальные постановки. Определиться, со спектаклями молодых режиссеров поможет шорт-лист фестиваля «Прорыв», с театром в нетеатральных пространствах и спектаклями-бродилками — летний фестиваль «Точка Доступа». К тому же в рамках его программы можно посмотреть работы ведущих западных режиссеров-экспериментаторов. Например, спектакли главных театральных выдумщиков Европы — Rimini Protokoll. Понятно, может, и не будет, но интересно — точно.
4. Отзывы критиков и зрителей. Кому верить?
Кстати, о мнениях. Конечно, перед тем, как отправиться за билетами, полезно почитать рецензии экспертов — театральных критиков и обозревателей. Часто ссылки на тексты о спектаклях доступны на сайте театра или в официальных группах в соцсетях. Правда, критики тоже люди — со своими собственными пристрастиями и представлениями о прекрасном. Поэтому лучше сравнить несколько точек зрения. Но если времени на лонгриды нет, можно просмотреть отзывы зрителей. Часто модераторы удаляют негативные комментарии, но, чтобы сделать выбор, и положительных ремарок окажется вполне достаточно. Главное — честно ответьте себе на вопрос: согласны ли вы с теми критериями, которые отметили зрители, или ищите чего-то другого.
5. Билеты куплены. Стоит ли готовиться к просмотру?
Конечно, стоит. Но это не значит, что вам нужно провести неделю за изучением всего, что удастся найти. Скорее, подготовиться в этом случае, — значит быть готовым ко всему. Прежде всего, к тому, что театр давно перестал быть местом, где актеры по ролям рассказывают зрителю историю с перерывом на буфет.
Если вы идете на спектакль, поставленный по литературному тексту, конечно, неплохо было бы его прочитать. Прочитали? А теперь забудьте.
В современном театре любая заимствованная основа – чаще всего только отправная точка. Поэтому лучшее, что вы можете сделать, — не ждать точного повторения всех деталей фабулы и перестать сравнивать. Режиссёр всегда создает собственное произведение, а не иллюстрацию к книге/фильму/картине. Он вправе обращаться с ними, как захочет: переписать финал, изменить состав действующих лиц, оставить от текста одну реплику или вообще отказаться от слов. Это нормально.
Мало того, вам может показаться, что у спектакля вообще нет сюжета, а то, что происходит на сцене, похоже на никак не связанные между собой картинки. В таком случае перестаньте злиться на современное искусство и потерпите немного. Скоро причинно-следственная логика отключится, начнет работать воображение, сюжет сложится из возникающих ассоциаций, и, возможно, все детали происходящего наконец соберутся воедино.
Но даже если спектакль вам не понравился, помните: современный театр очень разный. Не судите о нём по одной постановке.
6. Где посмотреть спектакли, кроме театра?
Сейчас современный театр — это огромное пространство, которое вбирает в себя все художественные процессы. Если вы узнаете о нем чуть больше, то начнете лучше разбираться в современном искусстве вообще.
Но что делать, если вы хотите посмотреть спектакль, а попасть на него невозможно не потому все билеты раскупили, а потому что он просто не идет в Петербурге? Прежде всего, не отчаиваться, потому что выход есть.
Принято считать, что театральные постановки нужно смотреть вживую. Да, конечно, видеоверсия вряд ли сможет подменить эффект присутствия. Но если мысль о путешествии в другой город или страну ради спектакля не кажется вам заманчивой, забудьте об условностях и отправляйтесь смотреть на театр в кино. А тем, кто будет пытаться отговорить вас от этой затеи, напомните, что создание видеоверсий постановок в последнее время оформляется в отдельное направление искусства.
Кроме того, европейские и российские театры часто устраивают видеотрансляции спектаклей в интернете и даже выкладывают некоторые постановки в открытый доступ. Конечно, вряд ли получится посмотреть видеоверсию сразу после премьеры. Но если вспомнить о том, что большинство этих спектаклей, никогда не доедут до России, «разница во времени» тут же перестанет казаться такой уж существенной.
Текст: Маргарита Спасская
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵
Сходить в театр, а не с ума: краткий гид по театральным вопросам
Рассказываем, как избежать неловких ситуаций в театре и подготовиться к первому походу на спектакль. Наши подсказки помогут справиться с тонкостями театральных правил от начала до конца: с момента выбора пьесы до поклона артистов
Как выбрать спектакль?
Для начала стоит определиться, какой театр вам ближе: музыкальный, драматический, иммерсивный, документальный? И в традиционном, и в современном театре легко подобрать постановку на любой вкус.
Сузить круг можно за счёт объективных факторов: локации, даты и времени спектакля, жанра или стоимости билетов. Конечно, важны возрастные ограничения и предпочтения тех, с кем собираетесь на представление.
Имеет смысл почитать анонсы и описания постановок: новичкам в театральном мире проще разобраться в обзорах на сайтах с афишами, бывалым зрителям подойдут тематические издания.
Не можете определиться между двумя-тремя спектаклями? Тогда лучше выбрать постановку, которую сложно будет посмотреть позже: антрепризу, фестивальный или гастрольный спектакль. И точно стоит при любой возможности ходить на признанных мэтров.
Что, ещё и антреприза какая-то?
Антреприза — это коммерческий театральный проект. Под антрепризную постановку приглашают актёров из разных театров и стран. Пьесы выбирают по мотивам книг-бестселлеров или пишут сценарий специально под проект. У театральных снобов принято морщить нос при слове «антреприза» — мол, попсовые сюжеты, плохо сыгранные роли и прибыль во главе угла. На самом деле, как и любой спектакль, антреприза может быть хорошей и не очень. Главное — не ждать от таких постановок особой глубины, это больше развлекательный жанр и шанс увидеть вблизи любимых актёров. Но встречаются и исключения, например, антреприза «Мизери» по роману Стивена Кинга — глубокий и не самый лёгкий для восприятия спектакль, заставляющий задуматься о многом.
В театре тоже есть сезон? А когда?
Театральный сезон — это те месяцы, в которые театры дают в основном спектакли из своего репертуара и с участием своей труппы. Параллельно могут проходить фестивали, биеннале, театральные конкурсы или спектакли с участием приглашённых трупп. Сезон обычно длится с августа-сентября до мая-июня. Это не значит, что все театры на лето закрываются — они отправляют свои труппы в турне и принимают на своей сцене гастрольные спектакли других театров.
Как выгодно купить билеты?
Обычно выгоднее покупать билеты заранее, хотя бы за месяц до представления: так шире выбор мест, а значит, и цен. Купить билеты без переплаты можно на сайте или в кассе самого театра, через приложения-афиши и на некоторых сайтах-агрегаторах, в том числе и на МТС Live. У большинства театров есть скидки для студентов, пенсионеров, детей и других категорий зрителей. А на МТС Live — кешбэк до 25%, который начисляется в сервисе МТС Cashback. Сумма кешбэка зависит от суммы вашего заказа и указана на карточке мероприятия.
Цена на спектакли в выходные почти всегда выше, чем в будни. Основная сцена театра дороже, чем малые и дополнительные. Билеты на премьеру спектакля обычно стоят больше его последующих повторов. Летом билеты в среднем дешевле, чем в сезон.
Можно попытаться поймать билеты за полчаса-час до спектакля в кассе театра — в это время снимают бронь на невостребованные билеты и продают их с заметной скидкой. Или купить бюджетные билеты куда-нибудь на галёрку и пересесть позже на свободные места ближе к сцене, правда, не раньше антракта.
Как выбрать места в зрительном зале?
Места с лучшим обзором часто дороже, но это не означает, что самые дорогие места — всегда самые лучшие. Первые ряды партера, например, дают очень ограниченный обзор для балета. В том же партере часто есть откидные сидения, они стоят существенно меньше обычных кресел, а расстояние до сцены такое же.
Учитывайте особенности зала и спектакля. Например, для оперы, особенно на иностранном языке, актуально видеть не только сцену, но и экраны с субтитрами. Обратите внимание, есть ли в зале колонны или другие детали интерьера, загораживающие обзор.
Не стоит бояться бельэтажа и дальних рядов: театральный бинокль обычно решает проблему видимости, а акустика в театрах позволяет хорошо слышать актёров даже с галёрки. Но, конечно, самые удачные места — это центр партера примерно с третьего ряда и до середины зала.
Что надеть для похода в театр?
Строгий вечерний дресс-код давно уже не обязателен для театра, но это не значит, что театралы отказались от него совсем. Сейчас считается уместным стиль кэжуал, однако одежду лучше выбирать нарядную и аккуратную.
Недопустимы спортивные или излишне открытые наряды, также лучше отказаться от клубного стиля и коктейльных платьев. В театре неуместны зимняя обувь и объёмные сумки. Парфюм допустим, но освежать его прямо перед входом в зал считается дурным тоном.
Есть негласное правило — ваш наряд должен быть не дешевле билетов на выбранный спектакль. Чем традиционнее театр, тем строже дресс-код: джинсы уместны для иммерсивного шоу в заброшенном цеху, но будут странно смотреться на премьере в Большом.
А если мы идём с ребёнком?
Кроме возрастных ограничений, установленных театром, стоит ориентироваться на характер и интересы именно вашего ребёнка. Для малышей лучше выбирать кукольные спектакли и не очень длинные сказки. Знакомство с оперой и балетом начинайте с адаптированных детских спектаклей и не раньше, чем лет с пяти. А шумные музыкальные шоу лучше начать посещать с детьми от семи лет и старше.
В любом случае на детскую постановку необходимо приобрести билет и для себя — маленького ребёнка нельзя оставлять в зале одного. Для малышей лучше не брать билеты в первый ряд: сказочный злодей может напугать ребенка всерьёз. Если это первый поход, по возможности выберите места ближе к проходу: так будет проще выйти, если возникнет необходимость.
Детей в театр принято приводить нарядными, но не забывайте об удобстве вашего ребёнка — шуршащее платье или надетый первый раз в жизни пиджак не должны отвлекать маленького зрителя от представления. В холодное время года обязательно захватите сменную обувь.
Можно принести с собой бутылочку воды и лёгкий перекус. Нет, есть в зале нельзя, но в антракте могут быть очереди в буфет.
Читать ли пьесу, по которой поставлен спектакль?
Лучше читать, но это совершенно не обязательно. Если мы говорим о спектакле по мотивам классической литературы, постановщик исходит из того, что условного Гамлета многие читали хотя бы в школе. Учитывая театральные современные тенденции, нужно быть готовым, что в пьесе может измениться какая-то сюжетная линия, мужской персонаж станет женским или действие будет перенесено в другую эпоху. Поэтому лучше хотя бы примерно понимать, какой была исходная история.
Однако, если вас пригласили на спектакль, не стоит отказываться только потому, что не успеваете прочитать или освежить в памяти оригинальную пьесу. Прочитать её можно и после спектакля, если захочется лучше понять режиссёрскую задумку.
За сколько до начала лучше прийти?
В идеале — за 20-30 минут до начала спектакля, особенно в холодное время года, когда гардероба не миновать. Если билеты вы зарезервировали, но не выкупили, посмотрите в них время снятия брони: вам нужно подойти в кассу до этого момента, иначе билеты могут уйти.
Если вы на машине, помните, что проблем с парковкой нет только в огромных концертных залах подальше от центра города, например, в «Крокус Сити Холле». Заложите дополнительное время на поиск свободного места или платного паркинга перед театром.
Зачем в театре три звонка перед спектаклем?
Звонки ориентируют зрителя, сколько осталось до начала представления и не пора ли занимать свои места. Первый звонок дают за 15 минут до начала представления, после него открывают двери в зал. Второй звучит за пять минут до начала спектакля, после третьего закрывают двери в зал, и начинается представление.
Если ваши места в середине ряда, лучше занять их пораньше, на боковые места уместно садиться ближе к третьему звонку — так вам не придётся постоянно вставать, чтобы кого-то пропустить. Помните, что проходить к своему месту надо обязательно лицом к уже сидящим зрителям.
Если мы всё же опоздали?
Тут всё зависит от театра: в некоторых после третьего звонка в зал вас не пустят. Работник театра может предложить опоздавшему на первый акт зрителю войти в бельэтаж или амфитеатр, даже если билеты у него в партер.
Если вам всё же разрешили зайти в зал, не ищите своё место — садитесь на ближайшее свободное, пересядете в антракте.
Если наши места заняты?
Стоит вежливо объяснить, что место ваше, при необходимости показать билет. Иногда на одно место по ошибке выписывают два билета, или посетитель отказывается его покидать. В таких случаях не вступайте в конфликты — просто позовите служителя театра.
Ваше место вполне могут занять, если вы заходите в зал после начала спектакля. В таком случае займите любое свободное, а на своё законное место пересядете после антракта.
Программка и бинокль: брать или не брать?
Бинокль нужен не всегда — в партере можно обойтись без него. Для дальних рядов, бельэтажа и амфитеатра его можно взять, а если вы часто ходите в театр — то и купить, это выгоднее, чем каждый раз арендовать.
Программку лучше приобрести, чтобы не искать во время представления описание сюжета или информацию об актёрах в интернете — пользоваться в зале телефоном очень некрасиво. К тому же это память о приятном вечере, а понравившегося актёра можно попросить оставить на ней автограф. Не используйте программку в качестве веера, это считается неприличным, как и рассматривать в бинокль других зрителей.
Что делать с телефоном во время спектакля?
В идеале — включить режим полёта, убрать в сумку и забыть. Если по каким-то причинам вы не можете отключить телефон, поставьте его на беззвучный режим, отключите вибросигнал и понизьте яркость экрана до минимума. Излишне говорить, что в зрительном зале нельзя отвечать на звонки, но переписка и постоянно мерцающий экран тоже мешают другим зрителям.
И, конечно же, в театре нельзя снимать спектакли на видео. Если хотите сделать фотографию на память, дождитесь поклонов после представления.
Можно выйти?
Нет. Выходить из зала во время представления и уж тем более заходить обратно — нельзя.
Конечно, если вы вдруг почувствовали себя очень плохо или случился форс-мажор, вас выпустят из зала. В таком случае постарайтесь выбраться со своего места максимально быстро, шёпотом извинитесь перед соседями. Если вы заранее знаете, что вам придётся уйти до окончания спектакля, займите место в последних рядах и максимально близко к проходу.
Если вам настолько не понравился спектакль, что хочется уйти, дождитесь окончания первого акта.
Браво! Бис! А теперь можно идти?
Проталкиваться через аплодирующих соседей сразу после окончания представления некрасиво, так что постарайтесь дождаться, когда артисты выйдут на поклоны и покинут сцену. Если не очень спешите, после окончания спектакля прогуляйтесь в фойе или зайдите в буфет — так можно будет избежать очереди в гардероб.
Приносить ли в театр цветы?
Да! Эта привычка считается старомодной, но актёрам очень приятно получать такие знаки внимания.
Не стоит подниматься с букетом на сцену — лучше дождаться поклонов и подарить цветы понравившемуся артисту из прохода между сценой и первым рядом кресел.