Как выбрать спектакль в театре
Ладно, я решил пойти в театр! Как подготовиться, какой спектакль выбрать, что надеть: инструкция от театрально критика
Многие считают, что театр – это скучно, непонятно и консервативно. Да и в целом, по сравнению с кино, это искусство умирает. На самом деле все совсем не так. Мы поговорили с театральным критиком Алексеем Стрельниковым и сделали инструкцию-памятку, чтобы вам стало понятнее, как и главное зачем ходить в театр. Что надеть в театр, можно ли уйти посреди спектакля и как подготовиться, чтобы поход в театр вам точно понравился? Обо всем этом вы узнает в нашей статье.
Алексей Стрельников – театральный критик, театровед, менеджер театральных проектов
Многие не ходят в театр или были там очень давно. Как обычно туда попадают и почему после первого спектакля не всегда приходят снова?
Люди ходят в театр «по-разному». Да, большая часть зрителей – женщины. Студенты и взрослые люди ходят в театр чаще, чем молодежь 25-35 лет. Чаще всего посещение театра – это коллективное действие. Мол, собрались компанией, решили как-то провести время и выбрали театр. У меня тоже так было. В театр обычно приводят. А потом уже те, кому понравилось, приводят других.
Почему не все после первого похода возвращаются снова? Дело в том, что театр очень разный. Если попадешь на тот спектакль, который тебе не близок, то эмоция остается негативная. Надо понять, что вам нравится, а это метод проб и ошибок. И да, это требует времени.
Есть такое мнение, что театр – это сложно. В кино купил билет, захватил попкорн – и сиди, наслаждайся.
Это миф. Дело в том, что в кино больше легких жанров. Можно пойти на романтическую комедию или фильм от Marvel, но также можно выбрать и ретроспективу Тарковского. А театр сам по себе как фильмы Тарковского, это «взрослое» искусство.
Проблема в том, что в Беларуси мало театров (всего 28 на страну), и они занимаются всем подряд: комедиями, детскими спектаклями, сложными драмами. Это нормально, но именно поэтому зритель зачастую не понимает, на что идет. А если пришел и не понравилось – разочаровался и вернуться не хочется. В Германии, например, есть чистый жанр кабаре-театра. Ты приходишь и понимаешь, что там обязательно снимут штаны. Есть городские театры, где показывают классику, Шекспира. У нас не так, поэтому нужно подготовиться к походу на спектакль.
Спектакль «Шлюб з ветрам» в РТБД, фото с сайта театра
Но если я не разбираюсь в театре, то как подготовиться?
Во-первых, я бы не шел в театр один, а собрал компанию. Если вам не понравится спектакль, вы будете не одиноки: разочаровываться вместе всегда веселее, вечер не будет потрачен. Заранее запланируйте поход в бар или кафе после театра. Как правило, даже если спектакль неудачный, при обсуждении всегда находишь что-то хорошее. Вообще, это проблема, что люди после спектаклей сразу идут домой. Например, в Италии меня поразило, что сразу после аплодисментов зрители остаются стоять на своих местах и друг с другом обсуждают увиденное. Это другая культура общения, но стоит взять пример.
Как выбрать хороший спектакль?
По возможности почитайте отзывы на спектакли – они часто бывают на сайтах театров, узнайте рекомендации, включите интуицию, подходит ли постановка именно вам. Если ты идешь в театр кукол на вечерний спектакль и ждешь, что там будут куклы, а их нет – это не значит, что спектакль плохой. Но ожидания не оправданы, отсюда возникает разочарование. Поэтому стоит хотя бы загуглить название и прочитать какую-то статью про спектакль, в идеале – следить за советами критиков. Но помните, что ваши вкусы могут не совпадать. Если хотите подготовиться по полной – узнайте, кто режиссер, прочитайте пьесу, по которой поставлен спектакль.
Негативное впечатление всегда мгновенно, а позитивное подготовлено. Если вы в курсе, о чем спектакль, насколько он экспрессивный или спокойный, что будет происходить – вам будет комфортнее его воспринимать
Спектакль «Интервью с ведьмами» в Театре кукол, фото с сайта театра
А если я не готовился, как понять, что спектакль хороший?
С первого раза это сделать практически невозможно, как и попасть на хороший спектакль и полностью его оценить. Зритель должен понимать, что он соучастник спектакля: от того, как он смотрит спектакль, как реагирует и о чем думает, зависит очень многое. Зачастую хороший спектакль – это когда твоим вниманием ловко управляют и ты не задумываешься, на что обратить внимание и в какую реплику вслушаться. Неопытный зритель сможет воспринять постановку, а опытный почувствует и увидит намного больше.
Зрительские навыки нарабатываются со временем. Театр развивает способность к эмпатии, умение считывать эмоционально-психологические коды, расширяет визуальный опыт. Люди, которые регулярно ходят в театр, способны обрабатывать большие массивы информации.
Как развить зрительский навык?
Помогает, когда ходишь на один спектакль несколько раз. Многие относятся к такому со скепсисом, но воспринимайте это как своеобразное упражнение: ты начинаешь замечать новые детали и новые смыслы. В первые разы зритель обычно задает много вопросов, но чем чаще ходит в театр, тем их меньше. Они никуда не исчезают, но становится понятно, что театр – это место для постановки вопросов, а не для готовых ответов. Ведь театр – это про человека, на сцене показано все его противоречие.
Опера «Саломея» в Большом театре Беларуси, фото с сайта театра
Ладно, я решил идти в театр. Что надеть?
Дресс-код в театре все-таки есть, но какого-то конкретного правила нет. Уже последние лет сто происходит демократизация театра. Есть спектакли и театры, в которые нормально прийти в джинсах. А есть те, для которых вечерние платья и пиджаки – это часть нормы.
Недавно я попал на обсуждение спектакля в «Новом драматическом театре», и там была пара в спортивных костюмах. Так вот все те, кто пытались их пристыдить, поддержки не получили. Но вообще, будем честны: красиво одеться в театр – это часть удовольствия, ведь не всегда мы «при параде». Я сам с радостью надену пиджак, хоть обычно хожу в джинсах в театр, потому что в нем работаю.
Ну вот я пришел, на что мне смотреть в первую очередь?
Театр – это про актеров, и в первую очередь надо смотреть на них. Они первичны, и именно ради них многие начинают ходить в театр. Следите, как артисты исполняют роли: это бесконечное удовольствие. Возьмите билеты на места поближе и внимательно рассматривайте, как они себя ведут, как себя чувствуют на сцене. Старайтесь предугадать и уловить их эмоции. Можно выбрать какого-то актера, который нравится, и сходить на разные спектакли с его участием, посмотреть на него в разных ролях, чтобы понять, как он меняется. Режиссура? В ней должны разбираться критики, директора театров, зрители, которые сами это хотят.
Спектакль «Сірожа» в РТБД, фото с сайта театра
Если в театр ходят «на актеров», а у нас нет знаменитостей, что тогда?
У нас серьезная проблема с суверенностью медийного пространство. И влияет на него не только Россия: скажите еще, что Голливуд не диктует, кого нам любить. Театр, конечно, в этом случае страдает, он всегда привязан к локальному контексту, местным актерам. Как критик могу сказать, что белорусские актеры в плане таланта ничем не уступают актерам других стран. На зарубежных фестивалях их хвалят, вручают им премии. Не всем, конечно, поэтому надо разбираться. Более того, они не избалованы славой и искренни в своих отношениях со зрителями. Ну и мы все понимаем, что «раскруткой» артиста надо заниматься, у нас этого не делают.
А если я боюсь, что ничего не пойму?
Это нормально! Я 20 лет хожу в театр и ничего не понимаю. А те, кто говорит, что все поняли, меня пугают. Как можно все понять? Из-за школы и нашего воспитания считается, что если ты чего-то не понимаешь, то это плохо. А на самом деле это значит, что ты столкнулся с неразрешимой проблемой или сложным вопросом. И это круто, это философская плоскость, в которой существует искусство. Развитие невозможно без противоречий, а театр – это про противоречие человека. И если вас, например, раздражает спектакль, то значит вы живой человек.
Спектакль «Записки юного врача» в Театре кукол, фото с сайта театра
Но если мне совсем не нравится спектакль, этично ли уходить?
Я поддерживаю право зрителя уходить со спектакля. Во-первых, не все так свободно решают встать и выйти, во-вторых, оставшиеся зрители еще ценнее. Остаться – это осознанное решение. Ты пришел на спектакль, тебе что-то рассказывают. А если ты уходишь от общения, ты сам себя обедняешь. Но бывают разные случаи, конечно. Зритель должен понимать, что от его реакций зависит то, как проходит спектакль. Уйти с него – это не самая этичная реакция. Представьте: актеры два месяца работали над ролями, режиссер выстраивал концепцию, художник рисовал декорации… Важно взаимное уважение. Ну или хотя бы до антракта потерпеть можно, если он есть.
Говорят, что театр начинается с вешалки или буфета. Стоит ли зайти в бар перед спектаклем?
Это расхожие фразы, но хорошее кафе в театре действительно должно быть. На спектакль нужно настроиться. Кому-то переключиться с будних дел поможет чашка чая с шоколадкой, кому-то – аперитив. Только помните, что напиваться перед спектаклем – плохая идея, это вообще не про этикет.
В кинотеатрах Германии распространены видеопоказы спектаклей. Ты приходишь в кино смотреть оперу, этажом ниже продают колу и чипсы, а для тех, кто пришел на показ спектакля, предоставляют оперный кейтеринг – белое вино и закуски. Это создает атмосферу, которая важна для восприятия. У нас такой традиции не хватает, так или иначе буфет помогает настроиться.
Балет «Анна Каренина» в Большом театре Беларуси, фото с сайта театра
А если не получается отключиться от проблем? Например, бегу в театр с работы и думаю о ней?
Это тоже нормально. Есть высказывание, что «концепция спектакля лежит в зрительном зале». Ты живой человек и член общества, когда приходишь на спектакль, имеешь право на искренность, право быть самим собой. И если в этот момент тебя затрагивает спектакль, попадает в болевые точки, в этом и есть смысл, в этом чудо спектакля. Диалог здесь и сейчас. Как раз за стенами театра не стоит оставлять все проблемы. Театр – это то место, где их можно и нужно решать.
Но все-таки, почему именно театр, а не кино, выставка, концерт?
А почему нет? Билеты в театр недорогие, попробовать сходить можно. Если не понравится, то это не проблема, культурный досуг разнообразен. А если понравится – то здорово, это может стать открытием.
Сверхпричины для того, чтобы посетить театр, нет. Нужно идти, потому что они просто существуют. Театры создали, чтобы люди туда ходили, как и в любые другие заведения. Театры созданы для удовольствия.
Современный театр: как выбрать спектакль и не облажаться
Если вы полчаса бродите по подвалу, в котором подозрительно выглядящие личности что-то неразборчиво кричат (матом), не торопитесь называть это современным искусством, и бежать прочь, обещая себе «больше никогда и ни за что». Вероятно, вы просто выбрали не тот спектакль.
Не пропусти!
1. Афиша. Как угадать, стоит ли идти на спектакль, с одного взгляда
В большинстве случаев афиши вполне достаточно, чтобы определиться, стоит ли вообще задумываться о покупке билета на спектакль. Если цветовая гамма рождает ассоциации с эпохой диско, в списке актеров те, кого вы недавно видели в телешоу, а спектакль проходит в ДК, скорее всего, вам не туда.
2. Современные режиссеры. Кто все эти люди?
Актуальные спектакли лучше выбирать не по театрам, а по режиссёрам, ведь театр сейчас — это скорее площадка, чем показатель качества.
Персоналий, за которыми стоит следить, немало. Но если вы только начали знакомство с современным театром, обратите внимание на спектакли Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова, Андрея Могучего, Юрия Бутусова, Тимофея Кулябина, Андрия Жолдака, Марата Гацалова, Максима Диденко, Бориса Павловича, Яны Туминой, Семена Александровского, Дмитрия Волкострелова, Клима, постановки Мастерской Дмитрия Брусникина и Школы Драматического искусства.
Кроме того, стоит присмотреться к анонсам показов работ российских и европейских режиссеров в рамках театральных фестивалей. Участие в фестивалях и выдвижение на премии — это почти всегда безусловная рекомендация. Почти — потому что не все фестивали и премии одинаково полезны.
3. Театральные фестивали. Чем они могут помочь?
Как минимум, это сэкономит вам массу времени. Например, если спектакль есть в списке номинантов «Золотой маски», — российского театрального «Оскара», — смело покупайте билет. Организаторы фестиваля — NET («Новый европейский театр»), привозят в Москву лучших современных европейских режиссеров. Еще одна программа, без которой не обойтись при разговоре об актуальном театре, а тем более о театре экспериментальном — международный фестиваль «Территория», на котором можно увидеть работы главных театральных «ньюсмейкеров» от Томаса Остермайера до Яна Фабра.
Следить за программами московских фестивалей полезно, даже если вы не собираетесь тратиться на театральный уикенд в столице. Особенно это может помочь тем, кто живет в Петербурге. Очень вероятно, что через несколько месяцев те же спектакли покажут в рамках местных специальных программ, а вы уже будете в курсе.
Главная петербургская театральная премия «Золотой софит» поможет выбрать спектакль, на котором вас точно ничего не шокирует. Программа недавно созданного форума «Площадка» — наоборот, для тех, кто хочет посмотреть экспериментальные постановки. Определиться, со спектаклями молодых режиссеров поможет шорт-лист фестиваля «Прорыв», с театром в нетеатральных пространствах и спектаклями-бродилками — летний фестиваль «Точка Доступа». К тому же в рамках его программы можно посмотреть работы ведущих западных режиссеров-экспериментаторов. Например, спектакли главных театральных выдумщиков Европы — Rimini Protokoll. Понятно, может, и не будет, но интересно — точно.
4. Отзывы критиков и зрителей. Кому верить?
Кстати, о мнениях. Конечно, перед тем, как отправиться за билетами, полезно почитать рецензии экспертов — театральных критиков и обозревателей. Часто ссылки на тексты о спектаклях доступны на сайте театра или в официальных группах в соцсетях. Правда, критики тоже люди — со своими собственными пристрастиями и представлениями о прекрасном. Поэтому лучше сравнить несколько точек зрения. Но если времени на лонгриды нет, можно просмотреть отзывы зрителей. Часто модераторы удаляют негативные комментарии, но, чтобы сделать выбор, и положительных ремарок окажется вполне достаточно. Главное — честно ответьте себе на вопрос: согласны ли вы с теми критериями, которые отметили зрители, или ищите чего-то другого.
5. Билеты куплены. Стоит ли готовиться к просмотру?
Конечно, стоит. Но это не значит, что вам нужно провести неделю за изучением всего, что удастся найти. Скорее, подготовиться в этом случае, — значит быть готовым ко всему. Прежде всего, к тому, что театр давно перестал быть местом, где актеры по ролям рассказывают зрителю историю с перерывом на буфет.
Если вы идете на спектакль, поставленный по литературному тексту, конечно, неплохо было бы его прочитать. Прочитали? А теперь забудьте.
В современном театре любая заимствованная основа – чаще всего только отправная точка. Поэтому лучшее, что вы можете сделать, — не ждать точного повторения всех деталей фабулы и перестать сравнивать. Режиссёр всегда создает собственное произведение, а не иллюстрацию к книге/фильму/картине. Он вправе обращаться с ними, как захочет: переписать финал, изменить состав действующих лиц, оставить от текста одну реплику или вообще отказаться от слов. Это нормально.
Мало того, вам может показаться, что у спектакля вообще нет сюжета, а то, что происходит на сцене, похоже на никак не связанные между собой картинки. В таком случае перестаньте злиться на современное искусство и потерпите немного. Скоро причинно-следственная логика отключится, начнет работать воображение, сюжет сложится из возникающих ассоциаций, и, возможно, все детали происходящего наконец соберутся воедино.
Но даже если спектакль вам не понравился, помните: современный театр очень разный. Не судите о нём по одной постановке.
6. Где посмотреть спектакли, кроме театра?
Сейчас современный театр — это огромное пространство, которое вбирает в себя все художественные процессы. Если вы узнаете о нем чуть больше, то начнете лучше разбираться в современном искусстве вообще.
Но что делать, если вы хотите посмотреть спектакль, а попасть на него невозможно не потому все билеты раскупили, а потому что он просто не идет в Петербурге? Прежде всего, не отчаиваться, потому что выход есть.
Принято считать, что театральные постановки нужно смотреть вживую. Да, конечно, видеоверсия вряд ли сможет подменить эффект присутствия. Но если мысль о путешествии в другой город или страну ради спектакля не кажется вам заманчивой, забудьте об условностях и отправляйтесь смотреть на театр в кино. А тем, кто будет пытаться отговорить вас от этой затеи, напомните, что создание видеоверсий постановок в последнее время оформляется в отдельное направление искусства.
Кроме того, европейские и российские театры часто устраивают видеотрансляции спектаклей в интернете и даже выкладывают некоторые постановки в открытый доступ. Конечно, вряд ли получится посмотреть видеоверсию сразу после премьеры. Но если вспомнить о том, что большинство этих спектаклей, никогда не доедут до России, «разница во времени» тут же перестанет казаться такой уж существенной.
Текст: Маргарита Спасская
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵
Сходить в театр, а не с ума: краткий гид по театральным вопросам
Рассказываем, как избежать неловких ситуаций в театре и подготовиться к первому походу на спектакль. Наши подсказки помогут справиться с тонкостями театральных правил от начала до конца: с момента выбора пьесы до поклона артистов
Как выбрать спектакль?
Для начала стоит определиться, какой театр вам ближе: музыкальный, драматический, иммерсивный, документальный? И в традиционном, и в современном театре легко подобрать постановку на любой вкус.
Сузить круг можно за счёт объективных факторов: локации, даты и времени спектакля, жанра или стоимости билетов. Конечно, важны возрастные ограничения и предпочтения тех, с кем собираетесь на представление.
Имеет смысл почитать анонсы и описания постановок: новичкам в театральном мире проще разобраться в обзорах на сайтах с афишами, бывалым зрителям подойдут тематические издания.
Не можете определиться между двумя-тремя спектаклями? Тогда лучше выбрать постановку, которую сложно будет посмотреть позже: антрепризу, фестивальный или гастрольный спектакль. И точно стоит при любой возможности ходить на признанных мэтров.
Что, ещё и антреприза какая-то?
Антреприза — это коммерческий театральный проект. Под антрепризную постановку приглашают актёров из разных театров и стран. Пьесы выбирают по мотивам книг-бестселлеров или пишут сценарий специально под проект. У театральных снобов принято морщить нос при слове «антреприза» — мол, попсовые сюжеты, плохо сыгранные роли и прибыль во главе угла. На самом деле, как и любой спектакль, антреприза может быть хорошей и не очень. Главное — не ждать от таких постановок особой глубины, это больше развлекательный жанр и шанс увидеть вблизи любимых актёров. Но встречаются и исключения, например, антреприза «Мизери» по роману Стивена Кинга — глубокий и не самый лёгкий для восприятия спектакль, заставляющий задуматься о многом.
В театре тоже есть сезон? А когда?
Театральный сезон — это те месяцы, в которые театры дают в основном спектакли из своего репертуара и с участием своей труппы. Параллельно могут проходить фестивали, биеннале, театральные конкурсы или спектакли с участием приглашённых трупп. Сезон обычно длится с августа-сентября до мая-июня. Это не значит, что все театры на лето закрываются — они отправляют свои труппы в турне и принимают на своей сцене гастрольные спектакли других театров.
Как выгодно купить билеты?
Обычно выгоднее покупать билеты заранее, хотя бы за месяц до представления: так шире выбор мест, а значит, и цен. Купить билеты без переплаты можно на сайте или в кассе самого театра, через приложения-афиши и на некоторых сайтах-агрегаторах, в том числе и на МТС Live. У большинства театров есть скидки для студентов, пенсионеров, детей и других категорий зрителей. А на МТС Live — кешбэк до 25%, который начисляется в сервисе МТС Cashback. Сумма кешбэка зависит от суммы вашего заказа и указана на карточке мероприятия.
Цена на спектакли в выходные почти всегда выше, чем в будни. Основная сцена театра дороже, чем малые и дополнительные. Билеты на премьеру спектакля обычно стоят больше его последующих повторов. Летом билеты в среднем дешевле, чем в сезон.
Можно попытаться поймать билеты за полчаса-час до спектакля в кассе театра — в это время снимают бронь на невостребованные билеты и продают их с заметной скидкой. Или купить бюджетные билеты куда-нибудь на галёрку и пересесть позже на свободные места ближе к сцене, правда, не раньше антракта.
Как выбрать места в зрительном зале?
Места с лучшим обзором часто дороже, но это не означает, что самые дорогие места — всегда самые лучшие. Первые ряды партера, например, дают очень ограниченный обзор для балета. В том же партере часто есть откидные сидения, они стоят существенно меньше обычных кресел, а расстояние до сцены такое же.
Учитывайте особенности зала и спектакля. Например, для оперы, особенно на иностранном языке, актуально видеть не только сцену, но и экраны с субтитрами. Обратите внимание, есть ли в зале колонны или другие детали интерьера, загораживающие обзор.
Не стоит бояться бельэтажа и дальних рядов: театральный бинокль обычно решает проблему видимости, а акустика в театрах позволяет хорошо слышать актёров даже с галёрки. Но, конечно, самые удачные места — это центр партера примерно с третьего ряда и до середины зала.
Что надеть для похода в театр?
Строгий вечерний дресс-код давно уже не обязателен для театра, но это не значит, что театралы отказались от него совсем. Сейчас считается уместным стиль кэжуал, однако одежду лучше выбирать нарядную и аккуратную.
Недопустимы спортивные или излишне открытые наряды, также лучше отказаться от клубного стиля и коктейльных платьев. В театре неуместны зимняя обувь и объёмные сумки. Парфюм допустим, но освежать его прямо перед входом в зал считается дурным тоном.
Есть негласное правило — ваш наряд должен быть не дешевле билетов на выбранный спектакль. Чем традиционнее театр, тем строже дресс-код: джинсы уместны для иммерсивного шоу в заброшенном цеху, но будут странно смотреться на премьере в Большом.
А если мы идём с ребёнком?
Кроме возрастных ограничений, установленных театром, стоит ориентироваться на характер и интересы именно вашего ребёнка. Для малышей лучше выбирать кукольные спектакли и не очень длинные сказки. Знакомство с оперой и балетом начинайте с адаптированных детских спектаклей и не раньше, чем лет с пяти. А шумные музыкальные шоу лучше начать посещать с детьми от семи лет и старше.
В любом случае на детскую постановку необходимо приобрести билет и для себя — маленького ребёнка нельзя оставлять в зале одного. Для малышей лучше не брать билеты в первый ряд: сказочный злодей может напугать ребенка всерьёз. Если это первый поход, по возможности выберите места ближе к проходу: так будет проще выйти, если возникнет необходимость.
Детей в театр принято приводить нарядными, но не забывайте об удобстве вашего ребёнка — шуршащее платье или надетый первый раз в жизни пиджак не должны отвлекать маленького зрителя от представления. В холодное время года обязательно захватите сменную обувь.
Можно принести с собой бутылочку воды и лёгкий перекус. Нет, есть в зале нельзя, но в антракте могут быть очереди в буфет.
Читать ли пьесу, по которой поставлен спектакль?
Лучше читать, но это совершенно не обязательно. Если мы говорим о спектакле по мотивам классической литературы, постановщик исходит из того, что условного Гамлета многие читали хотя бы в школе. Учитывая театральные современные тенденции, нужно быть готовым, что в пьесе может измениться какая-то сюжетная линия, мужской персонаж станет женским или действие будет перенесено в другую эпоху. Поэтому лучше хотя бы примерно понимать, какой была исходная история.
Однако, если вас пригласили на спектакль, не стоит отказываться только потому, что не успеваете прочитать или освежить в памяти оригинальную пьесу. Прочитать её можно и после спектакля, если захочется лучше понять режиссёрскую задумку.
За сколько до начала лучше прийти?
В идеале — за 20-30 минут до начала спектакля, особенно в холодное время года, когда гардероба не миновать. Если билеты вы зарезервировали, но не выкупили, посмотрите в них время снятия брони: вам нужно подойти в кассу до этого момента, иначе билеты могут уйти.
Если вы на машине, помните, что проблем с парковкой нет только в огромных концертных залах подальше от центра города, например, в «Крокус Сити Холле». Заложите дополнительное время на поиск свободного места или платного паркинга перед театром.
Зачем в театре три звонка перед спектаклем?
Звонки ориентируют зрителя, сколько осталось до начала представления и не пора ли занимать свои места. Первый звонок дают за 15 минут до начала представления, после него открывают двери в зал. Второй звучит за пять минут до начала спектакля, после третьего закрывают двери в зал, и начинается представление.
Если ваши места в середине ряда, лучше занять их пораньше, на боковые места уместно садиться ближе к третьему звонку — так вам не придётся постоянно вставать, чтобы кого-то пропустить. Помните, что проходить к своему месту надо обязательно лицом к уже сидящим зрителям.
Если мы всё же опоздали?
Тут всё зависит от театра: в некоторых после третьего звонка в зал вас не пустят. Работник театра может предложить опоздавшему на первый акт зрителю войти в бельэтаж или амфитеатр, даже если билеты у него в партер.
Если вам всё же разрешили зайти в зал, не ищите своё место — садитесь на ближайшее свободное, пересядете в антракте.
Если наши места заняты?
Стоит вежливо объяснить, что место ваше, при необходимости показать билет. Иногда на одно место по ошибке выписывают два билета, или посетитель отказывается его покидать. В таких случаях не вступайте в конфликты — просто позовите служителя театра.
Ваше место вполне могут занять, если вы заходите в зал после начала спектакля. В таком случае займите любое свободное, а на своё законное место пересядете после антракта.
Программка и бинокль: брать или не брать?
Бинокль нужен не всегда — в партере можно обойтись без него. Для дальних рядов, бельэтажа и амфитеатра его можно взять, а если вы часто ходите в театр — то и купить, это выгоднее, чем каждый раз арендовать.
Программку лучше приобрести, чтобы не искать во время представления описание сюжета или информацию об актёрах в интернете — пользоваться в зале телефоном очень некрасиво. К тому же это память о приятном вечере, а понравившегося актёра можно попросить оставить на ней автограф. Не используйте программку в качестве веера, это считается неприличным, как и рассматривать в бинокль других зрителей.
Что делать с телефоном во время спектакля?
В идеале — включить режим полёта, убрать в сумку и забыть. Если по каким-то причинам вы не можете отключить телефон, поставьте его на беззвучный режим, отключите вибросигнал и понизьте яркость экрана до минимума. Излишне говорить, что в зрительном зале нельзя отвечать на звонки, но переписка и постоянно мерцающий экран тоже мешают другим зрителям.
И, конечно же, в театре нельзя снимать спектакли на видео. Если хотите сделать фотографию на память, дождитесь поклонов после представления.
Можно выйти?
Нет. Выходить из зала во время представления и уж тем более заходить обратно — нельзя.
Конечно, если вы вдруг почувствовали себя очень плохо или случился форс-мажор, вас выпустят из зала. В таком случае постарайтесь выбраться со своего места максимально быстро, шёпотом извинитесь перед соседями. Если вы заранее знаете, что вам придётся уйти до окончания спектакля, займите место в последних рядах и максимально близко к проходу.
Если вам настолько не понравился спектакль, что хочется уйти, дождитесь окончания первого акта.
Браво! Бис! А теперь можно идти?
Проталкиваться через аплодирующих соседей сразу после окончания представления некрасиво, так что постарайтесь дождаться, когда артисты выйдут на поклоны и покинут сцену. Если не очень спешите, после окончания спектакля прогуляйтесь в фойе или зайдите в буфет — так можно будет избежать очереди в гардероб.
Приносить ли в театр цветы?
Да! Эта привычка считается старомодной, но актёрам очень приятно получать такие знаки внимания.
Не стоит подниматься с букетом на сцену — лучше дождаться поклонов и подарить цветы понравившемуся артисту из прохода между сценой и первым рядом кресел.