Как выбрать тему учебного проекта
Как выбрать тему проектной работы
Содержание
Выбор темы является не только первым этапом написания проектной работы, но и одним из самых важных, ведь тему в большинстве случаев нельзя изменить, а порой даже видоизменить, она должна быть интересна и понятна автору проекта, помимо этого, она не должна повторяться с темой, выбранной одноклассником или одногруппником, при этом она должна быть актуальной на момент написания проектной работы, но и не должна быть полностью изучена, а также по выбранной теме должно быть достаточно информации для выполнения работы.
В большинстве случаев перечень тем предоставляется руководителем, куратором или преподавателем (учителем) выбранной для написания проекта дисциплины. Если перечень тем предоставлен, то следует выбрать наиболее понравившуюся тему, если существует сомнение, на какой теме для написания проекта остановится можно воспользоваться критериями выбора темы проектной работы.
Критерии при выборе темы
При выборе темы проектной работы важно учитывать, что от правильности выбора зависит не только качество проектной работы, но и возможность её выполнения.
Основными критериями при этом являются:
В том случае если перечень тем не был предоставлен тема подбирается автором проектной работы самостоятельно.
В некоторых случаях если ни одна из предложенных к выбору тем не устраивает, можно предложить собственную (о такой возможности следует поинтересоваться у руководителя или куратора), при этом выбор темы необходимо будет аргументировать.
Этапы выбора темы проектной работы если перечень тем не предоставлен
При самостоятельном выборе темы проектной работы критерии сходи с выбором темы из предложенного перечня, но существуют и дополнительные требования, которые необходимо учитывать:
Кроме описанных требований, следует правильно формулировать тему проекта, тема должна отражать суть проекта, при этом она должна быть краткой (желательно не более 8-10 слов), не иметь двоякой трактовки, а также сформулирована без стилистических и речевых ошибок.
Пример (алгоритм) выбора темы
Каждый обучающийся сталкивается с проблемой выбора актуальной, интересной и познавательной темы для выполнения проектной работы, примерные темы проектных (исследовательских) работа по своему предмету (дисциплине) могут разрабатываться преподавателями (учителем), при этом не исключается возможность предложения темы проектной работы самим обучающимся, если темы для выбора не предоставлены или не одна из предложенных тем для выполнения проекта не устроила, рассмотрим, как подобрать тему.
Подобрать тему можно несколькими способами, рассмотрим каждый из них подробно:
Придумать тему, самостоятельно опираясь на свои предпочтения и увлечения
На первом этапе необходимо определиться с предметом (дисциплиной), по которой будет выполняться проектная работа, при выборе предмета (дисциплины) следует опираться на собственные интересы и увлечения, проектная работа выполняется не для получения оценки, а для получения новых знаний как самим автором работы, так и теми, кто будет так или иначе вовлечён в её выполнение.
Выбрав предмет (дисциплину), которая не нравится или является сложной для понимания будет сложно, а порой невозможно подготовить проектную работу, что приведёт к неудовлетворительному результату на защите.
Итак, для выбора предмета необходимо ответить на следующие вопросы:
Какой или какие предметы являются более понятными (интересными)?
Что больше всего нравится (какое хобби)?
Для примера мы будем подбирать тему, следуя представленному алгоритму.
На втором этапе следует сравнить перечень предметов со своими интересами, и убрать лишние предметы и перечень интересных направлений.
Соотнеся перечень предметов (дисциплин) и перечень интересов следует убрать «Биологию» и «Географию» (ни один из интересов не связан с данными предметами), из перечня интересов следует убрать «Футбол», так как выполнить проектную работу в рамках математики и информатики будет достаточно сложно.
После того, как убрано лишнее остаётся:
На третьем этапе следует придумать несколько тем, которые бы объединяли как предмет, так и увлечения, тема должна подразумевать проведение какого-либо исследования.
На четвёртом этапе следует провести анализ наличия источников информации для написания теоретической главы, наиболее простым способом будет поиск информации в интернете.
Если информации достаточно и тему нет необходимости утверждать у руководителя, можно начинать писать проектную работу.
В том случае если тему проектной работы необходимо утверждать лучше выбрать 2-4 темы, в таком случае руководитель (куратор) сможет помочь с выбором темы.
При желании написать проектную работу по теме, которая ранее не использовалась для написания проектов можно воспользоваться поиском Яндекса, в поисковой строке необходимо выбранную тему взять в кавычки (как показано на рисунке ниже), кавычки используются для поиска точного совпадения поисковой фразы.
Перефразировать существующую тему проектной работы, добавить новый аспект или провести исследование отдельного направления в существующей теме
Для составления темы проектной работы можно использовать тему, по которой ранее была написана проектная работа при этом исследовать в ней какой-либо отдельный аспект, провести сравнение, выяснить влияние на что-либо.
Для примера воспользуемся поиском темы (перейти на страницу поиска можно по ссылке), для этого следует указать параметры поиска:
Так как не известно о чём интересно выполнять проектную работу поле «Ключевые слова» оставляем пустым и нажимаем на кнопку «Мне повезёт!».
Из полученного перечня выберем 2 темы (помечены на рисунке ниже) и добавим в них какой-либо аспект или уточнение.
Поиск темы проектной работы
Тема 1. Загрязнение природных вод.
Возможные варианты темы:
Тема 2. Исследование пищевых продуктов.
Возможные варианты темы:
Найти тему проекта в интернете
Данный вариант является наиболее простым, для этого следует обратиться к сети интернет, где, используя любую из поисковых систем, можно найти либо перечни тем, либо посмотреть уже готовые проектные работы и выбрать понравившуюся тему.
Выбор темы группой обучающихся
Cледует учесть, что возможно предоставление права выбора группой обучающихся одной темы, при этом необходимо учитывать:
Ошибки при составлении темы проектной работы
При самостоятельном формулировании темы проектной работы необходимо понимать, что придётся писать теоретическую часть и выполнять практическое исследование по выбранной теме, существуют темы по которым сложно выполнить проектную работу или какю-либо часть (теоретическую или практическую), например:
Порой для проектных работ используют темы дипломных и магистерских:
Тема имеет большой охват информации, обычно такие темы состоят из 1-2 слов, например:
Написать качественную проектную работу по столь обширным темам будет достаточно сложно, так как необходимо не только представить теоретический анализ выбранной темы, но и провести практическое исследование.
При этом если тема проектной работы состоит из 1-2 слов это не показатель её не проработанности, например:
Такие темы могут быть использованы при написании проекта, так как они описывают небольшое направление.
Подводя итог выше написанному, написать качественную проектную работу можно абсолютно по любой теме, всё зависит от желания и возможности, поэтому подбирайте такую тему, по которой будет интересно выполнять проектную работу, узнавать новую информацию и выполнять практическое исследование, ведь даже самая простая тема не вызывающая интереса не будет.
Как выбрать тему школьного проекта? Примеры тем.
Можно выделить несколько общих советов, которые помогут выбрать интересную тему для проекта:
1. Выбирайте и предлагайте сами тему, которая будет вам интересна. Она может быть связана с вашими мечтами и спорами, различными случаями из жизни, хобби, потребностями людей и т. д. Цель вашего проекта — помочь другим людям. Поэтому тему нужно выбирать актуальную для них.
2. При наличии трудностей с выбором темы проекта можно обратиться за помощью к другим людям.
3. Если тяжело выбрать одну тему, необходимо составить перечень из 5-10 самых интересных тем, оценить каждую из них с точки зрения актуальности, интереса и сложности разработки. Такой анализ поможет выбрать единственную нужную тему.
4. Попросите помочь учителя подготовить перечень тем, если у вас нет личного интереса.
5. Подготовьте правильную и увлекательную формулировку темы проекта.
6. Воспользуйтесь проектной деятельностью для выполнения задания.
7. Вы должны испытывать увлечение к теме проекта.
Для реализации выбранного проекта нужно учитывать собственные возможности, использовать необходимые инструменты.
Сначала нужно определиться с видом проекта согласно классификации:
— В зависимости от продолжительности работы проект бывает кратко-, средне- и долгосрочный.
— В зависимости от количества участников проект бывает индивидуальный, групповой.
— В зависимости от характера контактов проект бывает внутриклассный, внутришкольный, межшкольный, региональный и международный.
— В зависимости от области содержания проект бывает моно- и надпредметный.
— В зависимости от направленности проект бывает научный, социальный, образовательный.
Следующий шаг — выбрать один из следующих типов проекта:
1. Практико-ориентированный. Его цель — решение задач практического характера.
2. Исследовательский. Данный проект направлен на подтверждение или опровержение определенной гипотезы.
3. Информационный. Его цель — поиск и подготовка сведений, их анализ, представление информации аудитории.
4. Творческий. Данный проект направлен на привлечение внимания людей к выбранной проблеме.
5. Игровой. Его цель — передача опыта в решении проблемы.
Для проектной деятельности можно использовать следующие продукты:
— электронные (например, интернет-сайты, дискуссии в режиме онлайн);
— печатные (например, статьи и публикации);
— творческие (например, видеофильмы, различные мероприятия);
— аналитические (например, доклады, модели, бизнес-планы);
— результаты систематизации (например, справочники, инструкции).
Таким образом, проектная деятельность — личная или совместная деятельность, у которой есть цели, задачи, методы. Она направлена на получение определенного результата, запланированного заранее, представляющего собой конечный продукт данной деятельности.
Прикрепляем примеры тем для начальной школы общей тематики:
А прочно ли куриное яйцо?
Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
Детские фантазии
Загадка клавиатуры
Искусство создания книги
Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
Краски в нашей жизни
Маленькая история о моей большой семье
Математика на кухне
Метеоцентр «Народные приметы» сообщает…
Мультфильмы: что это?
Мир ребёнка: взгляд сквозь время
Молодежный жаргон в речи современных школьников
Образ дракона в детской литературе
О некоторых способах выжить в природе
О чем рассказывают следы на снегу
Оригами и математика
Откуда в хлебе столько дырочек
Откуда хлеб на стол пришёл?
Польза бумаги
Почему вода в небольших водоемах зеленая?
Почему высохла лужа
Почему корабли не тонут
Почему море солёное
Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
Почему скисает молоко?
Почему стреляет попкорн?
Почему сугроб полосатый?
Почему хлеб бывает чёрный и белый?
Почему чай заваривают в горячей воде?
Путешествие водяной капельки
Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов
Русский богатырь: воплощение моей мечты
Сказка – ложь, да в ней намёк…
Спать или не спать? Вот в чем вопрос!
Хлеб всему голова!
Цвет и дети
Что такое микроскоп?
Что такое эксперимент?
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Чудесные превращения, или Что такое сыр?
Примеры тем для 10-11 классов:
Темы для школьной проектной деятельности
Проектная деятельность в школе (готовые проекты) — это требование к обучению современных школьников. Федеральные государственные образовательные стандарты рекомендуют такой подход, чтобы развивать индивидуальные способности каждого ребенка.
Для чего делают проекты в школе
Правильное использование проектной деятельности дополняет классическую систему образования, учит школьников самостоятельно добывать знания. Современная проектная работа для начальных классов помогает развитию личности ребенка с раннего возраста.
Проектная деятельность — это часть требований ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов). Проектная деятельность бывает творческой, игровой, учебно-познавательной. Результат такой деятельности — решение определенной проблемы, которое ученик подробно описывает в проекте.
Чему учит такая деятельность
В младших классах метод проекта помогает мягче втянуться в учебу. Дети изучают то, что им интересно, а игровая, творческая форма делает такую работу интереснее, увлекательнее.
Когда ребенок готовит проект, он запоминает новую информацию и учится рассказывать о своих открытиях другим. Важный итог представления проекта учителю и одноклассникам — гордость за проделанную работу.
В средней школе проектная деятельность усложняется, у нее появляются дополнительные задачи. Школьники изучают примеры проектов по проектной деятельности из тех учебных предметов, которые им близки, и выбирают то, что им интересно.
Чему учит метод проектов в средней школе, чем он полезен:
Цели проектной деятельности
Основная цель выполнения ребенком проекта — научить его не просто зазубривать готовую информацию от учителя, а самостоятельно находить, изучать и разбираться в новых темах.
Цели проектной деятельности в школе:
Ставить задачи | Школьник учится ставить задачу, прикидывать варианты ее решения. |
Учиться искать информацию | Нет готовой информации. Ее приходится искать в библиотеке, интернете, спрашивать родителей, преподавателей. |
Учиться работать в команде | Если проект дети выполняют в паре или в группе, им приходится договариваться, идти на уступки, слушать других и учиться отстаивать свое мнение. |
Преодолеть страх выступлений | Ребенок плавно, постепенно учится выступать перед другими детьми, учителями. Уходит страх выступлений перед публикой. |
Ощутить самостоятельность | Ребенок чувствует ответственность за свое дело. Работает с интересной для него темой, вкладывается в нее и гордится результатами. |
Интересные темы для начальной школы
В первом классе детям предлагают проекты творческие, легкие, в игровой форме. Главная задача проектов в начальной школе — показать детям, что учиться интересно, а готовить что-то самостоятельно — интереснее вдвойне.
Первый класс
Примерные темы проектных работ для 1 класса (выполняются индивидуально, в паре или группе):
Второй класс
Темы работ для 2 класса:
Третий класс
Интересные темы проектных работ для 3 класса (примерные темы по разным школьным предметам):
Четвертый класс
В четвертом классе школьники берут в качестве тем для исследования страны, заповедники, достопримечательности края, народные промыслы, народные загадки. Особо интересные проекты о собственных хобби и увлечениях.
Темы проектов для 4 класса:
Интересные темы для средней школы
В средней школе проектная деятельность учит детей учиться, самостоятельно добывать и усваивать знания. Когда ребенок выбирает тему, важно, чтобы она ему нравилась, чтобы горели глаза, а руки чесались найти ответы на поставленные вопросы.
Пятый, шестой классы
У школьников 5-6 классов особенно популярны темы хобби, увлечений, проектов по биологии.
Интересные темы для 5, 6 классов:
Седьмой класс
В 7 классе ребята выбирают темы проектов из любимых предметов. Стабильной популярностью пользуются темы по биологии.
Необычные проекты для 7 класса по проектной деятельности, подборка неизбитых тем:
Восьмой, девятый классы
Актуальные темы для проектной деятельности 8 класс, 9 класс:
Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ
Проектная деятельность школьников
Что такое учебный проект для ученика и для учителя
Организация проектной деятельности
Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:
1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.
Виды проектов
Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.
Выбор темы и постановка цели проекта
Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Вид проекта
Цель проекта
Проектный продукт
Тип деятельности учащегося
Формируемая компетентность
Как выбрать тему проекта?
«Опять эти проекты! Надоело! Скучно! Не интересно!»
Если вы когда-нибудь слышали такие слова от своих друзей или говорили их сами – поздравляем! Вы уже имеете большой жизненный опыт! Вам можно начинать писать книгу «Самоучитель – как сделать себя несчастным» («Как сделать свою жизнь невыносимой», «Как успешно превратиться в скучного взрослого» и т.д.)! Впрочем – это вы всегда успеете. Ведь скучной или увлекательной делаем свою жизнь только мы сами. Всегда можно попробовать что-то изменить! Так как выбрать действительно интересную тему для проекта? Вот несколько советов:
1. Старайтесь предложить тему проекта сами. Ведь тогда вы будете точно уверены, что все ваши усилия отвечают вашим собственным интересам и увлечениям. Для этого можно вспомнить: о чём вы мечтали? Что вас когда-либо удивляло? О чем спорили вы или другие люди? Чем вы любите заниматься в свободное время? В чём вы сомневаетесь? Что «на слуху» и часто обсуждается? Какая школьная наука нравится вам больше всего? Наконец, о чем чаще всего «срашивают Яндекс»? и т.п.. Материалом для размышлений могут стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Вы можете так же обратиться к потребностям людей в разных сферах – наблюдайте жизнь людей, беседуйте, анализируйте фильмы или книги. Ведь ваш проект может в чем-то помочь другим людям, сделать их жизнь удобнее (интереснее, понятнее, радостнее и т.п.). Помните, тема вашего проекта должна быть актуальнойдля вас на столько, чтобы вы могли убедить в необходимости её разработки хотябы нескольких других людей!
2. Если вы всёже испытываете трудности с самостоятельным выбором темы, помните, что вокруг вас есть много людей, к которым вы можете обратиться за помощью. Не бойтесь показаться глупым или надоедливым – учитесь использовать этот важный ресурс. Помните, ваша заинтересованность в собственном саморазвитии, в познании, всегда будет вызывать уважение и отклик у окружающих. Жизнь помогает только тем, кто хочет действовать! Определитесь с отправной точкой (например, «я хочу проверить, насколько интересно быть доктором (или инженером, или бизнесмоном)) и задавайте уточняющие вопросы (например, «как я могу исследовать эту тему в учебном проекте?»).
3. Если вы не смогли определиться с единственной темой (у вас широкий круг интересов), составьте список из 5-10 тем, которые показались вам интересными. Оцените по 10-бальной шкале актуальность, «интересность», простоту\сложность разработки каждой темы. Поразмышляйте над возможной формой продукта своей проектной работы, изучите возможности поиска материалов по этой теме, оцените время, которое есть у вас для реализации проекта. Сопоставив свой анализ с составленным вами рейтингом тем, определяйтесь с «той самой единственной».
4. Если вам так и не удалось обнаружить свой собственный интерес самостоятельно, вы можете просто подойти к учителю, который будет вашим консультантом в работе над проектом, и попросить список тем для проектной работы. Читайте список и постарайтесь найти созвучие предлагаемых тем музыке вашего сердца! Наконец, вы можете присоединиться к теме, которую решил разрабатывать кто-то другой, стать членом чьей-то команды.
6. Возможно, вдохновение посетит вас быстрее, если вы хорошо изучите свои возможности в рамках проектной деятельности (например, см. разделы: типы проектов, виды продуктов проектной деятельности).Мечтайте широко, и не забывайте, что ваш проект должен быть реально выполним, иначе вы останетесь только романтичным мечтателем.
7. Никогда не сдавайтесь! Добейтесь, чтобы в результате ваших поисков, тема будущего проекта действительно вас увлекла!
Вы когда-нибудь путешествовали? Ходили в походы? Скорее всего, да. Тогда вы хорошо помните все эти приготовления. «Какой рюкзак взять? Или лучше ехать с сумкой? Что взять с собой? и т.п.». Чтобы путешествие было удачным, при сборах учитываются разные обстоятельства: вы поедете в одиночестве или с друзьями; в санаторий или в лес с палаткой; для отдыха или в экспедицию и т.д..
Чтобы ваш проект состоялся, вам тоже потребуется выбрать, что и как вы будете делать. Итак,
ваши возможности:
Виды проектов
Значит, если вы решили пойти в поход с одноклассниками на один день, то это будет, например, ваш краткосрочный, групповой, внутриклассный, надпредметный, социальный проект! А чем можно заниматься в таком походе? Давайте посмотрим, какие бывают
Типы проектов
Тип проекта | Цель проекта |
Практико-ориентированный | Решение практических задач. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, семьи и. т. д. (от проекта ремонта своей комнаты, благоустройства школьной территории до пакета рекомендаций по уменьшению «экологического следа» от промышленного производства). |
Исследовательский | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы |
Информационный | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью ее анализа, обобщения и представления аудитории. |
Творческий | Привлечение интереса публики к проблеме проекта |
Игровой или ролевой | Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта |
перечень возможных «продуктов» проектной деятельности:
Электронные | Печатные | Творческие | Аналитические | Систематизация |
· Web-сайт · Электронная газета · Электронный журнал · Мультимедийный продукт · Виртуальная дискуссия · Компьютерная графика | · Письмо в… · Публикация · Статья · Сценарий · Сборник сочинений · Главы из несуществующего учебника (учебного пособия) · Интервью · Обзор материалов · Сказка · Рекламный проспект | · Видеофильм · Видеоклип · Дизайн макет · Конструкторская модель · Музыкальное произведение · Серия иллюстраций · Дневник путешествий · Ролевая игра · Мероприятие (концерт, праздник, игра, состязание, викторина, экскурсия, театральная постановка, пресс-конференция, литературное кафе) Поделки, рукоделие | · Научный доклад · Анализ данных социологического опроса · Бизнес-план · Модель · Прогноз · Сравнительно-сопоставительный анализ · Памятка · Дебаты · Отчёт о работе экспедиции | · Атлас · Законопроект · Карта · Коллекция · Пакет рекомендаций · Инструкция · Путеводитель · Справочник · Словарь · Отчёт об исследовании (эксперименте) |
Ну, вот теперь есть из чего выбирать. Даже если вы идёте в поход, чтобы просто общаться с друзьями, вам всё равно потребуется как-то организовывать жизнь в течение дня. Кто-то должен будет собирать ветки для костра, приготавливать чай или печь сосиски к обеду, строить сиденье вокруг вашего лесного очага, играть на гитаре или управляться с радиоприёмником, может быть предлагать игры или другие занятия. Так или иначе будет происходить распределение ролей в общем деле. Здесь каждый сможет применить и показать опыт, которым уже владеет, научиться чему-то у товарища. Значит, вы имеете дело с ролевым проектом. Когда вы вернётесь домой, возможно, захотите рассказать о походе членам вашей семьи или другим своим друзьям. Это «продукт» вашего проекта. Он может быть разным: серия фотографий с комментариями; письмо другу; статья на вашей страничке ВКонтакте; наконец, просто рассказ за ужином, который повеселит ваших домашних.
А ещё может быть поход-экспедиция, поход-исследование, поход- социальная акция «Чистый лес» и так далее.
Подведём первые итоги: проектная деятельность – это ваша индивидуальная или совместная деятельность, имеющая цель, задачи, способы деятельности и направленная на достижение конкретного результата. Этот результат планируется заранее и обязательно включает в себя конечный продукт деятельности.
Осваивая любую область своей жизни, вы всегда знакомитесь с новыми словами – со специальным языком. Пример «корпоративного языка» – специальные «школьные» словечки: шпора (шпаргалка), «бомба» (разновидность шпаргалки, содержащая полный ответ на вопрос), «домашка» (домашняя работа) и пр.. Пример специального языка – ваше общение с компьютерным миром. Теперь всем понятно, что такое «жесткий диск», «флэшка», «смайлик», что значит «кликнуть ссылку» или «свернуть окна». Но когда-то эти слова (термины) вам пришлось освоить.
Язык проектирования
Для простоты будем придерживаться этапов вашей проектной деятельности.