Как выбрать трость для кларнета
Особенности выбора трости для кларнета
Особенности выбора трости для кларнета
Чтобы добиться от кларнета идеального звучания, следует внимательно отнестись к выбору трости. Именно этому изделию приходится создавать вибрации, которые, спустя мгновение, станут волшебными звуками, завораживающими слух.
Трость – важнейшая деталь инструмента
Эту узкую пластину, крепящуюся к мундштуку с помощью лигатуры, изготавливают из натурального и редкого тростника. При интенсивном использовании трости для кларнета растительные волокна быстро изнашиваются, поэтому музыканту желательно обладать определенным запасом указанных деталей. Производители специально продают их целыми упаковками, содержащими 3,5 или 10 штук.
Чем сильнее будет поток вдуваемого в полость воздуха, тем окончательный износ изделия наступит раньше. Если пользоваться кларнетом ежедневно (примерно по 2 часа) то продолжительность эксплуатации трости не превысит и 2-х недель. В результате без замены изношенного изделия новым не обойтись.
Разновидности
Все трости для кларнета принято разделять по уровню мощности (твердости). Подобных уровней существует 5. Для тростин с низким номером характерна повышенная мягкость. Если приобретаются они для начинающего музыканта, оптимальным станет деталь со 2-3 уровнем твердости. Изделие с подобной характеристикой подойдет и ребенку.
Перед покупкой стоит внимательно изучить особенности того или иного производителя, поскольку у разных компаний значения твердости могут немного отличаться. Для сравнения тростин разных марок целесообразно ознакомиться со специальным графиком, доступным в интернете. Благодаря такой подсказке можно без труда разобраться в специфике производителя и не совершить ошибку при покупке:
Изделие с большей твердостью сможет создавать более низкие и полные звуки. Поменять свойственную такой трости для кларнета высоту звука будет сложно, что дает музыканту и определенные преимущества. С деталью повышенной твердости низкие мягкие тона играть трудно, а вот с альтиссимо не будет никаких проблем.
Игра на мягкой тростине станет более легкой. Издаваемые инструментом звуки отличаются легкостью и громкостью. Легко во время игры меняется и тон, поэтому для его эффективного исправления обычно пользуются амбушюром. Сложного звучания от «мягкого» элемента добиться не просто.
В предложенной продавцом упаковке находятся изделия с одним номером. С увеличением толщины рабочей поверхности будет расти и нумерация. На языке музыкантов тростины с низким номером называются «легкими», а с «высоким» – тяжелыми. Выбор в пользу элементов с «высокими» номерами, как правило, делают опытные кларнетисты. Замена такой тростины обычно проводится 1 раз в месяц.
Особенности использования
Все трости для кларнета отличаются своей повышенной хрупкостью, поэтому эксплуатироваться они должны аккуратно. Чтобы не нарушить целостность непрочной детали случайным движением, рекомендуется пользоваться специальными колпачками (пластмассовыми либо металлическими). Если музыкальный инструмент в настоящее время не используется, защитный колпачок следует надевать на мундштук.
Справочник по тростям для кларнета и саксофона
Трость – это один из основных расходных материалов, в котором нуждаются исполнители на язычковых инструментах из группы деревянных духовых. Если гобоисты и фаготисты пользуются в основном мастеровыми тростями либо делают их сами, то исполнители на кларнете и саксофоне играют преимущественно на тростях заводского изготовления.
Трость – это один из основных расходных материалов, в котором нуждаются исполнители на язычковых инструментах из группы деревянных духовых. Если гобоисты и фаготисты пользуются в основном мастеровыми тростями либо делают их сами, то исполнители на кларнете и саксофоне играют преимущественно на тростях заводского изготовления.
Производителей тростей сегодня известно великое множество, и подбор подходящей трости оказывается делом непростым. Как правило, у каждого производителя есть несколько серий. Кроме того, нужно также правильно выбрать трость по тяжести – в каждой серии обычно представлено от трех до семи вариантов жесткости трости. Вопрос этот сугубо индивидуальный, причем со временем предпочтения музыканта могут изменяться, как часто и бывает.
Однако, мы убедились, что при существующем разнообразии тростей есть еще и другая проблема – не только выбрать, но и купить трости нужной серии и номера бывает проблематично. Понятно, что находясь в одном из наших магазинов непосредственно, Вы можете обратиться за помощью к сотруднику, который направит Ваши поиски в нужном направлении. А как быть тому, кто делает заказ на сайте?
Чтобы помочь любому музыканту с легкостью найти и заказать нужную коробку тростей, мы составили справочник, который содержит артикулы тростей для кларнета и саксофона двух наиболее популярных производителей – Vandoren и Rico. Введя этот артикул в поисковую систему на нашем сайте (специальное окошко отображается в верхней части экрана на любой странице), Вы можете с легкостью получить выход либо на страницу конкретного товара, либо подборку тростей разных номеров какой-либо серии.
Трости Vandoren
Кларнет | ||||
Traditional | V12 | 56 Rue Lepic | V21 | |
Кларнет Eb | CR11. | CR61. | — | — |
Кларнет Bb | CR10. | CR19. | CR50. | CR80. |
Бас-кларнет | CR12. | CR62. | — | — |
Саксофон | |||||||
Traditional | Java | Java Red | V16 | ZZ | V12 | V21 | |
Сопрано | SR20. | SR30. | SR30. R | SR71. | SR40. | SR60. | — |
Альт | SR21. | SR26. | SR26. R | SR70. | SR41. | SR61. | SR81. |
Тенор | SR22. | SR27. | SR27. R | SR72. | SR42. | SR62. | SR82. |
Баритон | SR24. | SR34. | SR34. R | — | SR44. | — | — |
Трости Rico
Кларнет | Grand concert select | ||||||||||
Rico | Rico Royal | Reserve | Reserve Classic | Traditional | Thick Blanc | Evolution | Mitchell Lurie Premium | Mitchell Lurie | La Voz | Plasticover | |
Bb | RCA10… | RCB10… | DCR10… | DCT10… | RGC10BCL… | RGT10BCL… | RGE10BCL… | RMLP5BCL… | RML10BCL… | RCC10… | RRP05BCL… |
Бас | REA10… | REB10… | RER05… | — | RGB05SCL… | — | — | — | — | REC10… | — |
Саксофон | Select Jazz | ||||||||
Rico | Rico Royal | Grand concert | Hemke | Reserve | PlastiCover | La Voz | Filed | Unfiled | |
Сопрано | RIA10… | RIB10… | RGC10SSX… | RHKP5SSX… | RIR05… | RRP05SSX… | RIC10… | RSF10SSX… | RRS10SSX… |
Альт | RJA10… | RJB10… | RGC10ASX… | RHKP5ASX… | DJR10… | RRP05ASX… | RJC10… | RSF10ASX… | RRS10ASX… |
Тенор | RKA10… | RKB10… | RGC05TSX… | RHKP5TSX… | DKR05… | RRP05TSX… | RKC10… | RSF05TSX… | RRS05TSX… |
Баритон | RLA10… | RLB10… | RGC05BSX… | RHKP5BSX… | RLR05… | RRP05BSX… | RLC10… | RSF05BSX… | RRS05BSX. |
К указанным в таблицах буквенно-цифровым значениям нужно добавить обозначение жесткости тростей. Vandoren для всех серий использует следующее обозначение жесткости: 15, 2, 25, 3, 35 и т.д. Rico для большинства серий обозначает номера так: 15, 20, 25, 30, 35 и т.д. Исключение составляют серии Select Jazz и LaVoz. Трости Rico Select Jazz имеют более мелкое деление жесткостей, каждый номер делится на Soft, Medium и Hard, что в артикуле обозначается как 2S, 2M, 2H, 3S, 3M, 3H и т.д. Трости Rico LaVoz имеют всего 5 обозначений жесткости: Soft (в артикуле SF), Medium Soft (MS), Medium (MD), Medium Hard (MH) и Hard (HD).
Всё о тростях для саксофона и кларнета
Как выбрать трость
Трость является одной из главных частей саксофона или кларнета. Благодаря ее колебаниям под воздействием проходящего воздуха эти духовые инструменты «звучат», а от материала и конструкции (заточки) звук приобретает свою неповторимую индивидуальность и красоту. Строй инструмента напрямую зависит от ее состояния и качества.
Необходимо учитывать еще и тот факт, что, как правило, данный элемент изготавливается из растения, поэтому его приходится довольно часто менять, поэтому музыканту приходится всегда иметь под рукой определенный запас. В этой связи выбор трости для духовых инструментов является делом весьма ответственным, так как неправильный подход приведет не только к плохому звуку и проблемам при его извлечении, но еще и к бесполезным финансовым затратам.
При выборе трости следует всегда учитывать два очень важных фактора: она должна точно подходить к мундштуку вашего инструмента и соответствовать определенной жесткости вне зависимости от материала, из которого она изготовлена. Жесткость маркируется номерами: 1- самая маленькая, 5 – самая высокая. Очень редко встречаются трости, имеющие номер жесткости выше «5».
Жесткость трости – почему это очень важно?
Следует четко понимать принцип звукоизвлечения в духовых инструментах, чтобы разобраться с тем, какую трость для саксофона купить вам будет необходимо. Дело в том, что при прохождении воздуха через мундштук в духовой инструмент в нем (благодаря его конструкции) всегда будет возникать определенное воздушное давление. Воздух проходит через зазор между мундштуком и тростью, отгибая последнюю. Под действием окружающего давления воздуха создавшегося в инструменте и силы упругости самой трости она возвращается в исходное состояние, издавая в тандеме с мундштуком характерный для инструмента звук. Таким образом, использовать будет комфортно такую трость, которая будет соответствовать по жесткости давлению вашего, естественного воздушного напора. Тем, кто постоянно дует с сильным напором и чувствует в этом определенную потребность, нужна более жесткая трость, чем тем, у кого такой напор слабее. То есть, если вам комфортнее играть с более мягкой тростью – следует выбирать именно такую. В противном случае, будучи, например, начинающим музыкантом и выбрав данный элемент не той жесткости, вы можете вообще бросить данное занятие, так как оно не принесет вам никакого удовольствия.
Существует ошибочное мнение, что «чем выше жесткость трости, тем сильнее звук». Данный момент уже неоднократно опровергался знаменитыми музыкантами и специалистами по духовым инструментам. Подбирать трость необходимо таким образом, чтобы при свободном, расслабленном продувании без напряжения – звука не было, но если дуть с небольшим напором, то инструмент должен его издавать. Таким методом достигается идеальный баланс сопротивления воздушного потока в инструменте, который даст наилучший контроль при игре.
Трость трости рознь
На практике довольно часто встречаются и другие случаи, когда используя ранее трости определенной фирмы, вы приобрели данное изделие от другого производителя. Но хорошо, когда музыкант уже имеет определенный опыт и ему сразу станет понятно, в чем дело. Но когда дело касается, например, ребенка, которому вы купили трости с тем же самым номером, но от другой фирмы – в этом случае вам может показаться, что он просто начал «капризничать» жалуясь на то, что стало «трудно играть», или вы можете и сами заметить, что напряжение при игре стало намного больше. В последнем случае причина очень проста. Дело в том, что из-за разницы в используемом материале, конструкции (заточки) и технологий изготовления жесткость тростей с одинаковыми номерами у разных производителей, как правило, не совпадает. Отсюда и возникают подобные проблемы. Для того, чтобы иметь возможность ориентироваться в относительной жесткости тростей, выпускаемых разными производителями можно воспользоваться специальной таблицей, полученной опытным путем. Следует правда иметь в виду, что это не абсолютно точное совпадение в жесткости, поэтому всегда следует «попробовать» трость, что называется «в деле», а уже потом принимать решение о закупке необходимого количества.
Как выбрать трость для саксофона и кларнета
Чтобы духовой инструмент звучал правильно, красиво и индивидуально, для него требуется подобрать определенные части, благодаря которым в нем и создается звук. Но если для большинства духовых требуется лишь выбрать только мундштук, то для саксофона и кларнета необходимо тщательно выбрать такой элемент, как «трость».
Трость является одной из главных частей саксофона или кларнета. Благодаря ее колебаниям под воздействием проходящего воздуха эти духовые инструменты «звучат», а от материала и конструкции (заточки) звук приобретает свою неповторимую индивидуальность и красоту. Строй инструмента напрямую зависит от ее состояния и качества.
Необходимо учитывать еще и тот факт, что, как правило, данный элемент изготавливается из растения, поэтому его приходится довольно часто менять, поэтому музыканту приходится всегда иметь под рукой определенный запас. В этой связи выбор трости для духовых инструментов является делом весьма ответственным, так как неправильный подход приведет не только к плохому звуку и проблемам при его извлечении, но еще и к бесполезным финансовым затратам.
При выборе трости следует всегда учитывать два очень важных фактора: она должна точно подходить к мундштуку вашего инструмента и соответствовать определенной жесткости вне зависимости от материала, из которого она изготовлена. Жесткость маркируется номерами: 1- самая маленькая, 5 – самая высокая. Очень редко встречаются трости, имеющие номер жесткости выше «5».
Жесткость трости – почему это очень важно?
Следует четко понимать принцип звукоизвлечения в духовых инструментах, чтобы разобраться с тем, какую трость для саксофона купить вам будет необходимо. Дело в том, что при прохождении воздуха через мундштук в духовой инструмент в нем (благодаря его конструкции) всегда будет возникать определенное воздушное давление. Воздух проходит через зазор между мундштуком и тростью, отгибая последнюю. Под действием окружающего давления воздуха создавшегося в инструменте и силы упругости самой трости она возвращается в исходное состояние, издавая в тандеме с мундштуком характерный для инструмента звук. Таким образом, использовать будет комфортно такую трость, которая будет соответствовать по жесткости давлению вашего, естественного воздушного напора. Тем, кто постоянно дует с сильным напором и чувствует в этом определенную потребность, нужна более жесткая трость, чем тем, у кого такой напор слабее. То есть, если вам комфортнее играть с более мягкой тростью – следует выбирать именно такую в нашем магазине «БитКом». В противном случае, будучи, например, начинающим музыкантом и выбрав данный элемент не той жесткости, вы можете вообще бросить данное занятие, так как оно не принесет вам никакого удовольствия.
Существует ошибочное мнение, что «чем выше жесткость трости, тем сильнее звук». Данный момент уже неоднократно опровергался знаменитыми музыкантами и специалистами по духовым инструментам. Подбирать трость необходимо таким образом, чтобы при свободном, расслабленном продувании без напряжения – звука не было, но если дуть с небольшим напором, то инструмент должен его издавать. Таким методом достигается идеальный баланс сопротивления воздушного потока в инструменте, который даст наилучший контроль при игре.
На практике довольно часто встречаются и другие случаи, когда используя ранее трости определенной фирмы, вы приобрели данное изделие от другого производителя. Но хорошо, когда музыкант уже имеет определенный опыт и ему сразу станет понятно, в чем дело. Но когда дело касается, например, ребенка, которому вы купили трости с тем же самым номером, но от другой фирмы – в этом случае вам может показаться, что он просто начал «капризничать» жалуясь на то, что стало «трудно играть», или вы можете и сами заметить, что напряжение при игре стало намного больше. В последнем случае причина очень проста. Дело в том, что из-за разницы в используемом материале, конструкции (заточки) и технологий изготовления жесткость тростей с одинаковыми номерами у разных производителей, как правило, не совпадает. Отсюда и возникают подобные проблемы. Для того, чтобы иметь возможность ориентироваться в относительной жесткости тростей, выпускаемых разными производителями можно воспользоваться специальной таблицей, полученной опытным путем. Следует правда иметь в виду, что это не абсолютно точное совпадение в жесткости, поэтому всегда следует «попробовать» трость, что называется «в деле», а уже потом принимать решение о закупке необходимого количества.
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для кларнета
Gonzales RC | 1.5 | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 | 4.75 | 5 |
Gonzales FOF | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 | ||||
Vandoren Traditional | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | ||||||
Vandoren V.12 | 2.25 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | 5+ | ||||||||
Vandoren 56 R Lepic | 2.5 | 3 | 3.5 | 3.5+ | 4 | 4.5 | 5 | ||||||||
La Voz | S | MS | M | MH | H | ||||||||||
Rico | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||||||||
Rico Royal | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | |||||||
Rico Reserve | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | ||||||||||
Plasticover | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | |||||||
Rico Grand Concert Select | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 |
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для кларнета немецкой системы
Gonzales Deutscher Schnitt | 1.5 | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 | 4.75 | 5 |
Vandoren White Master | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | ||||||
Steuer Solo White Master | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | ||||||
Steuer Blue Line S100 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | |||||||||
Rico Grand Concert Select | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 |
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для саксофона
Vandoren Traditional | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | |||
Vandoren Java | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||||
Vandoren V16 | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||
Vandoren ZZ | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | ||||||
Rico Orange Box | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | ||||||
Rico Royal | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||
Rico Select Jazz | 2S | 2M | 2H | 3S | 3M | 3H | 4S | 4M | 4H | |||
Rico La Voz | S | MS | M | MH | H | |||||||
Rico Frederick L. Hemke | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||
Fibracell | Soft | Med. Soft | Medium | Med. Hard | Hard | |||||||
Glotin | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | ||||||
Guardala | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | |||||
Guardala Brecker | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 5 | |||||
Mitchell Lurie | 1 | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | 5.5 | ||
Legere Alto | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 |
Legere Alto/Tenor Studio | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | ||||
Legere Tenor | 1.75 | 2 | 2.25 | 2.5 | 2.75 | 3 | 3.25 | 3.5 | 3.75 | 4 | 4.25 | 4.5 |
Zonda | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | |||||
Oliveri | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | ||||
Alexander Superial | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||||||
Vintage Australia | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 |
Таблица соответствия жесткости тростей разных производителей для саксофона, изготовленных из синтетических материалов (пластиков)
Hahn Reeds | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||
Fibracell | MS | M | MH | H | |||||
Fibracell Premier | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | 5 | 5.5 |
Legere Alto Sax | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | ||||
Legere Tenor Sax | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||
Legere Studio Cut | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | ||||
Legere Clarinet | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | |||
Bari | S | M | H | ||||||
Rico | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 | 4.5 | |||
Vandoren | 1.5 | 2 | 2.5 | 3 | 3.5 | 4 |
Начинающие музыканты, в особенности дети и те, кто в силу природных особенностей не имеет «сильного» дыхания используют при игре трости наименьшей жесткости с номерами «1.5» и «2», боле опытные музыканты, как правило, с номерами – «2.5» и «3». Следует иметь ввиду, что в случае с тростями, изготавливаемыми из натуральных материалов, каждая трость имеет свои индивидуальные особенность и отличается от других даже в рамках одной «жесткости». Поэтому не следует ожидать того, что при замене этих элементов «из одной коробки» звук и усилия при игре будут на 100% одинаковыми.