Как выбрать цап для компьютера
Выбираем лучший ЦАП: однобитники и мультибитники (часть 1)
Винил, конечно, сейчас — модная штука, друзья, но побороть цифровую дистрибуцию музыки ему не придется никогда. Цифровые источники звука вот уже более полутора десятка лет прочно удерживают доминирующее положение как в профессиональном, так и в бытовом секторах электроники. Поговорим о том, как выжать максимум Hi-Fi-соков из ассортимента плодов — от интернет-радиостанций до 24-битового аудио.
Когда-то проигрыватель компакт-дисков был единственным решением, и вообще поначалу считался крутым High End, но сегодня эту тему, похоже, можно считать морально исчерпанной. Да, по старинке еще многие держат CD в коллекциях, но как физический носитель он проигрывает винилу, который банально красивее выглядит, а технически уступает по параметрам HD-аудио, которым уже вовсю торгуют в интернете не только аудиофильские, но и мейджор-лейблы. Таким образом, вместо CD-плеера нам нужно более универсальное устройство с внешними входами, которое могло бы преобразовать двоичный код из нулей и единиц в аналоговый сигнал, который далее подавался бы на усилитель и колонки в итоге.
ЦАПы есть везде
Блоком с цифроаналоговым преобразователем (ЦАПом, конвертером, DAC) оснащен и AV-ресивер, и CD-, и в принципе любой медиаплеер. Как самостоятельное устройство ЦАПы появились в качестве High-End-апгрейда существующему CD-проигрывателю. Конструкторы полагали, что плеер разумнее разнести в отдельные блоки с собственным электропитанием.
Один из первых внешних ЦАПов Sony DAS-R1, выпущен в конце 1987 года
В первом устанавливалась собственно механическая часть со считывающей оптической системой и цифровым выходом. Это называлось CD-транспорт. Во втором блоке движущихся узлов уже не было — лишь плата ЦАПа, значение которого в настоящее время выросло до звания цифрового хаба. Кстати, очень часто бывает и так, что в современном CD-проигрывателе найдется пара цифровых входов для подключения внешних источников.
Жизненный цикл звука от источника, последующей записи и оцифровки, обработки, и обратного цикла — цифроаналогового преобразования
Современный конвертер взаимодействует с целым рядом источников сигнала — главное, чтобы для всех нашлась соответствующая коммутация. Источником может быть и старенький DVD-плеер – обычно они подключаются через оптический TosLink или коаксиальный кабель. Последний выглядит как обычный «тюльпан» из стереопары. Дорогие модели могут еще используют соединение разъемами типа XLR. С помощью USB входа к ЦАПу можно подключить компьютер или портативный источник звука.
Помимо этого, портативные ЦАПы делают совместимыми с источниками на основе iOS- или Android-телефонами, айподами, планшетами и другими гаджетами. Фактически во всех этих случаях конвертер становится внешним звуковым модулем с отдельным питанием и хорошей начинкой, которые не снились в штатной мультимедийной технике. А еще современные ЦАПы нередко оснащают усилителем для наушников.
Мультибитные и однобитные ЦАПы
До 21 века цифроаналоговые преобразователи оперировали только с 16-битным аудио, согласно формату Red Book для компакт-диска. Другого просто не было. Частота дискретизации у CD была 44 кГц, у профессиональных DAT-рекордеров капельку выше — 48 кГц. Сначала все ЦАПы работали по «параллельному» принципу — все 16-разрядов «взвешивались» на R-2R матрице (резисторной схеме лестничного типа).
Пример схемы R/2R ЦАПа
Знатоки знают наизусть и ценят такие марки чипов, как Burr-Brown PCM63 или Philips TDA1541. Однако R-2R матрицы оказались дороговатым и не слишком технологичным удовольствием. Требовалась точная лазерная подгонка всех номиналов сопротивлений. В противном случае при работе неточный замер битов приводил к нарушению линейности сигнала.
Поэтому на смену R-2R пришли ЦАПы с 1-битовым преобразованием, получившим название «дельта-сигма». Если мультибитники выдавали напряжение сигнала напрямую, исходя из всех поступивших на матрицу 16-битовых данных, то в дельта-сигме напряжение колебалось в зависимости от того «ноль» пришел на приемник или «единичка». 1 — означала увеличение напряжения аналогового сигнала, а 0 — уменьшение.
Микросхема мультибитного ЦАПа Burr-Brown PCM63
Старые аудиофилы нет да и вспомнят музыкальность R-2R чипов, но и деваться некуда. Дельта-сигма оказались и практичнее в настройке, и дешевле в производстве. Да и качество SACD-формата доказало, что 1-битовое преобразование отлично умеет справляться с High-End задачами. Частота дискретизации SACD измеряется уже не кило-, а мегагерцами, поэтому в схеме можно обойтись совсем простыми аналоговыми фильтрами.
В классических схемах на базе PCM до сих пор приходится фильтровать помехи квантования цифровым способом — их существует несколько и некоторые модели ЦАПов предоставляют возможность выбрать один из них.
Сами же дельта-сигмы прогрессировали в сторону гибридных схем, где поток обрабатывался каскадами, как по 1-битной, так и параллельной схеме. Но самое главное, величина цифрового слова выросла в них сначала до 24, а потом и до 32 бит. Кроме того, перспективным направлением являются ЦАПы на программируемых вентильных матрицах (FPGA), где и вовсе нет традиционных конвертеров.
Современный ЦАП Mytek Manhattan работает с потокоми РСМ 32 бит / 384 кГц, DXD, DSD-DS-DSD256 (11.2 MHz)
Для чего такая расширенная разрядность? Для достоверности. В профессиональной индустрии сегодня используются 24-битная запись, обеспечивающая более точное описание оригинального сигнала. Как уже упоминалось, ряд музыкальных изданий уже доступен в формате высокого разрешения. Так что можно, конечно, послушать урезанную версию на компакт-диске или МР3, но согласитесь, интереснее встать на одну ступеньку ближе к звукорежиссерам, которые возились с вашим любимым альбомом. И поэтому ваш ЦАП должен быть полностью готовым для приема контента высокого разрешения — как по USB, так и по остальным протоколам передачи данных.
Как выбрать преобразователь аудиосигнала
АЦП, ЦАП: зачем нужен преобразователь аудиосигнала?
ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь – нужен для преобразования аудиосигнала из цифрого формата в аналоговый; обычно, для передачи в усилитель или немедленного озвучивания.
Все современные форматы записи аудио используют цифровое представление. И треки на CD или blu-ray дисках, и mp3-файлы, и музыка с iTunes – все они хранятся в цифровом формате. И для того, чтобы воспроизвести эту запись, её надо преобразовать в аналоговый сигнал – эту функцию и выполняет цифро-аналоговый преобразователь. Встроенный ЦАП присутствует в любом устройстве, воспроизводящем музыку. Но часто бывает, что качество проигрывания одних и тех же аудиофайлов (или треков с одного и того же диска) на разных плеерах заметно отличается. Если при этом используются одинаковые усилители и наушники, значит, проблема в ЦАП плеера.
Аудиосигнал, прошедший через низкокачественный ЦАП
ЦАПы бывают разные: дешевые преобразователи с низким энергопотреблением (часто используемые производителями в мобильных устройствах) имеют низкое быстродействие и малую разрядность, что сильно сказывается на качестве звука.
Кроме того, внешний ЦАП может оказаться очень полезным при прослушивании музыки, записанной в loseless-форматах (форматах записи аудио без потерь качества) с высокой дискретизацией, обеспечивающей максимальное подобие записи и оригинала. Поскольку распространяются такие записи, в основном, через Интернет, часто их прослушивают прямо с компьютера. Но качественная звуковая карта редко встречается на ноутбуках и планшетах, да и встроенные в материнскую плату десктопного компьютера звуковые карты не отличаются высоким качеством. И в этом случае весь смысл прослушивания loseless музыки теряется абсолютно. Ситуацию можно исправить, если на компьютере есть цифровой аудиовыход, например, S/PDIF. Подключив к нему ЦАП с частотой дискретизации и разрядностью не меньшей, чем у прослушиваемой записи, можно получить аналоговый сигнал высокого качества.
Еще один приятный бонус можно получить, приобретя ЦАП с поддержкой Bluetooth. Это позволит слушать отличную музыку на подключенных к преобразователю динамиках, не будучи «привязанным» к нему проводами. Для мобильного компьютера (планшета или ноутбука) это может оказаться очень удобным. Кроме того, с таким преобразователем вы сможете проигрывать музыку с других устройств, поддерживающих Bluetooth и легко переключаться между ними.
АЦП – аналого-цифровой преобразователь – нужен, наоборот, для преобразования аналогового аудиосигнала в цифровой формат. АЦП будет незаменим при оцифровке (переводе в цифровой формат) старых аналоговых записей: на грампластинках, аудио и видеокассетах. Также АЦП потребуется при записи в цифровом виде «живого» звука с микрофона. Плееры с функцией записи и компьютерные звуковые карты имеют встроенный АЦП, но если вам важно качество оцифровки, лучше доверить эту задачу специализированному устройству.
Несмотря на совершенно противоположные задачи, АЦП и ЦАП обладают некоторыми общими характеристиками, оказывающими большое влияние на качество преобразования.
Характеристики преобразователей аудиосигнала.
Для АЦП частота дискретизации определяет, с какой частотой преобразователь будет измерять амплитуду аналогового сигнала и передавать её в цифровом виде. Для ЦАП – наоборот, с какой частотой цифровые данные будут конвертироваться в аналоговый сигнал.
Чем выше частота дискретизации, тем результат преобразования ближе к исходному сигналу. Казалось бы, чем выше этот показатель, тем лучше. Но, согласно теореме Котельникова, для передачи сигнала любой частоты достаточно частоты дискретизации, вдвое большей частоты самого сигнала. С учетом того, что самая высокая частота, различимая на слух – 20 кГц (у большинства людей верхняя граница слышимого звука вообще проходит в районе 15-18 кГц), частоты дискретизации в 40 кГц должно быть достаточно для качественной оцифровки любого звука. Частота дискретизации audio CD: 44.1 кГц, и максимальная частота дискретизации mp-3 файлов: 48 кГц, выбраны как раз исходя из этого критерия. Соответственно, ЦАП, проигрывающий аудиотреки и mp3-файлы, должен иметь частоту дискретизации не менее 48 кГц, иначе звук будет искажаться.
Зеленым цветом показан исходный аудиосигнал, состоящий из нескольких гармоник, близких к 20 кГц. Малиновым цветом обозначен цифровой сигнал, дискретизированный с частотой 44.1 кГц. Синим цветом обозначен аналоговый сигнал, восстановленный из цифрового. Хорошо заметны потери в начале и конце отрезка.
Теоретически, такой частоты дискретизации должно быть достаточно, но практически иногда возникает надобность в большей частоте: реальный аудиосигнал не полностью отвечает требованиям теоремы Котельникова и при определенных условиях сигнал может искажаться. Поэтому у ценителей чистого звука популярны записи с частотой дискретизации 96 кГц.
Частота дискретизации ЦАП выше, чем у исходного файла, на качество звука не влияет, поэтому приобретать ЦАП с частотой дискретизации выше 48 кГц имеет смысл, только если вы собираетесь прослушивать с его помощью blu-ray и DVD-аудио или loseless музыку с частотой дискретизации, большей 48 кГц.
Если вы твердо нацелились на приобретение преобразователя с частотой дискретизации выше 48 кГц, то экономить на покупке не стоит. ЦАП, как и любое другое аудиоустройство, добавляет в сигнал собственный шум. У недорогих моделей шумность может быть довольно высокой, а с учетом высокой частоты дискретизации, на выходе такого преобразователя может появиться опасный для динамиков ультразвуковой шум. Да и в слышимом диапазоне шумность может оказаться настолько высокой, что это затмит весь выигрыш от повышения частоты дискретизации.
Чем выше разрядность, тем выше точность измерения или восстановления амплитуды сигнала
Разрядность – вторая характеристика, непосредственно влияющая на качество преобразования.
Разрядность ЦАП должна соответствовать разрядности аудиофайла. Если разрядность ЦАП будет ниже, он, скорее всего, просто не сможет преобразовать этот файл.
Треки audio CD имеют разрядность 16 бит. Это подразумевает 65536 градаций амплитуды – в большинстве случаев этого достаточно. Но теоретически, в идеальных условиях, человеческое ухо способно обеспечить большее разрешение. И если о разнице между записями с дискретизацией 96 кГц и 48 кГц можно спорить, то отличить 16-битный звук от 24-битного при отсутствии фонового шума могут многие люди с хорошим слухом. Поэтому, если ЦАП предполагается использовать для прослушивания DVD и Blu-ray аудио, следует выбирать модель с разрядностью 24.
Чем выше разрядность АЦП, тем с большей точностью измеряется амплитуда звукового сигнала.
При выборе АЦП следует исходить из того, какие задачи с его помощью предполагается решать: для оцифровывания «шумных» аудиозаписей со старых магнитофонных лент высокая разрядность АЦП не нужна. Если же вы планируете получить качественную цифровую запись со студийного микрофона, имеет смысл воспользоваться 24-битным АЦП.
Количество каналов определяет, какой звук сможет преобразовывать устройство. Двухканальный преобразователь сможет обрабатывать стерео и моно звук. Но для преобразования сигнала формата Dolby Digital или Dolby TrueHD понадобится, соответственно, шести- или восьмиканальный преобразователь.
Соотношение сигнал/шум определяет уровень шума, добавляемого в сигнал преобразователем. Чем выше этот показатель, тем более чистым остается сигнал, проходящий через преобразователь. Для прослушивания музыки нежелательно, чтобы этот показатель был ниже 75 дБ. Hi-Fi аппаратура обеспечивает минимум 90 дБ, а высококачественные Hi-End устройства способны обеспечить отношение сигнал/шум в 110-120 дБ и выше.
Преобразователи аудиосигнала скорее относятся к студийному и домашнему оборудованию, поэтому питание большинства преобразователей производится от сети 220В. Но существуют и преобразователи, которые питаются от аккумуляторов и могут быть использованы автономно. Это может оказаться удобным при использовании преобразователя с мобильным устройством – ноутбуком, планшетом, смартфоном или плеером.
Некоторые преобразователи получают питание через разъем micro-USB, при этом получать (или передавать) аудиосигнал через этот разъем они не могут. Если вам важно, чтобы ЦАП мог читать аудиофайлы на USB-носителях, перед покупкой убедитесь, что USB на устройстве используется не только для питания.
Варианты выбора.
Если вам нужно устройство, с помощью которого можно будет оцифровать старые магнитофонные записи или записать на компьютер звук с микрофона, вам нужен аналогово-цифровой преобразователь. Цены на них начинаются от 1100 рублей.
Если вы желаете получить устройство для качественного проигрывания аудифайлов со смартфона с возможностью беспроводного соединения, выбирайте среди ЦАП с поддержкой Bluetooth. Такое устройство обойдется вам в 1400-1800 рублей.
Если же вы желаете услышать все богатство звука, записанного в loseless-формате с высокой частотой дискретизации и битностью 24, вам понадобится соответствующий ЦАП. Стоить он будет от 1700 рублей.
Топ-5 – стационарные USB-ЦАП
Сравниваем модели до 50 000 рублей
Топ-5 – стационарные цифро-аналоговые конверторы с USB
Сравниваем модели до 50 000 рублей
На момент публикации этой статьи курс доллара плавал чуть выше отметки 70 рублей, давая понять, что в наши дни ЦАП до 50 000 рублей – это отнюдь не аудиофильский уровень. Но и рынок насыщен! Найти прилично звучащий конвертор несложно даже за такую сумму. Предложений хватает, поэтому мы отобрали пять самых интересных, по нашему мнению, вариантов.
Критерии отбора
Помимо лимитированной цены, всех участников теста объединяет совместимость с интерфейсом USB и поддержка аудиопотоков высокого разрешения (вплоть до 24 бит / 192 кГц). Почему это так важно? Потому что из-за несовершенства оптических носителей формата Audio CD получить качественный цифровой поток с таких дисков можно только при помощи очень дорогих транспортных механизмов. Производители CD-проигрывателей крутыми технологиями борются с джиттером и ошибками чтения, работают над виброизоляцией и другими аспектами. Но если файл считывается с HDD, то хлопоты такого масштаба попросту не нужны! По этой и ряду других причин файлы стремительно вытесняли оптические носители все последние годы. Сегодня многие меломаны перевели свои фонотеки в удобный формат, но в полный рост встала другая проблема: на чем этот контент воспроизводить? Хорошие специализированные плееры и различные аудиосерверы имеют не менее кусачий ценник, чем толковые «оптические» источники, и это обстоятельство привело к обильному использованию в стационарных системах компьютеров как функциональных и недорогих средств воспроизведения и хранения музыкальных коллекций. Однако ни одна внутренняя звуковая карта ПК не способна обеспечить искомое искушенными меломанами качество звучания, это под силу только внешнему цифро-аналоговому конвертору с независимым питанием и собственным тактовым генератором. Общается тандем именно по USB, поэтому наличие такого порта для сравнительно недорогого внешнего ЦАП является весомым аргументом в борьбе за покупателя.
Готовим компьютер
Для аудиосистемы идеален тот компьютер, который не шумит вовсе. Если говорить про готовые решения, то лучше ноутбука или ультрабука не найти, особенно если у него вместо традиционного жесткого диска установлен твердотельный накопитель (SSD). Также в почете неттопы (компактные системные блоки с «ноутбучной» электроникой) или так называемые платформы – почти готовые миниатюрные системные блоки-конструкторы, которые нужно дооснащать по желанию. Хорошим примером можно назвать серию NUC от Intel. С полноразмерным системным блоком хлопот больше, поскольку сделать махину по-настоящему бесшумной за полчасика не получится. Требуется комплексный подход к решению данного вопроса. Во-первых, понадобится «тихий» корпус. Это должна быть массивная конструкция с минимальным количеством отверстий и посадочными местами под вентиляторы диаметром не менее 12 сантиметров. Корпус желательно оклеить изнутри специальными материалами для улучшения шумо- и виброизоляционных свойств ящика. Удобнее всего пользоваться самоклеящимися листами битумной резины и вспененного полимера для тюнинга автомобилей. Разумеется, эти доработки не должны мешать нормальной работе электроники и снижать пожаробезопасность конструкции. Во-вторых, нужно использовать максимально тихие компоненты – уже упомянутые SSD, видеокарту с пассивным охлаждением, крупные и тихоходные вентиляторы для процессора и проветривания корпуса. Если этого будет мало, потребуется дополнительно замедлить вентиляторы до минимально возможной скорости. Это делается с помощью блока управления вентиляторами или простых резисторов, подключаемых в разрыв цепи. Совершенно очевидно, что ввязываться в процесс построения тихого системного блока имеет смысл только в том случае, если вам позарез нужна высокая производительность для решения разнообразных задач. Если же выбираете сугубо музыкальный компьютер, то с полноразмерными машинами лучше не связываться.
Указанные в статье цены являются ориентировочными. Актуальны на конец декабря 2015
Производитель называет модель irDAC новой вехой в развитии данного семейства техники. Среди прочего упоминается о наличии пульта дистанционного управления, с которого можно командовать громкостью, выбирать вход и управлять воспроизведением в тех случаях, когда происходит проводное сопряжение с совместимым устройством. Правда, выглядит пульт так, будто куплен в ближайшей палатке у метро за пару сотен рублей. Формально Arcam irDAC «заточен» под продукцию Apple, но фактически нет никаких ограничений для работы с любыми другими гаджетами и компьютерами, благо вход USB тут стандартный, поддержка 24/192 наличествует. Аппарат базируется на TI PCM1796. Это действительно классные чипы, которые могут обеспечивать феноменальное качество звука. Но короля в значительной степени делает свита, то есть «обвязка» микросхем ЦАП, а Arcam irDAC в этом плане похвастать нечем: внутри алюминиевого корпуса находится печатная плата с хорошим, но отнюдь не сенсационным набором сопутствующей электроники и вполне «земными» конденсаторами. Блок питания внешний. Честно говоря, при взгляде на конструкцию возникает недоумение, на каком основании сие устройство оценено почти в 50 000 рублей. Однако во время прослушивания характер эмоций меняется: звучит аппарат чисто, ритмично и детально. Тем не менее, Arcam irDAC все равно переоценен, особенно если учесть отсутствие выхода для наушников и балансного выхода. Коли вы не склонны болезненно реагировать на такого рода нюансы, берите смело, ведь звучит Arcam irDAC действительно живо и сочно. Ну а мы хоть и включили его в пятерку достойных, дальше пятого места не пустили: за такую цену есть варианты и получше.
Плюсы: компактность, достойные конверторы, энергичный звук, пульт в комплекте.
Минусы: скромный внешний вид, слишком аскетичный на вид пульт, нет поддержки DSD, нет балансного выхода и выхода на наушники.
Вывод:
Конструкторы создали весьма неплохой конвертор среднего уровня, «научив» его интересно звучать. Оснащение базовое, хотя поддержка 24/192 есть. Все бы ничего, но цена кажется высокой.
Модель не новая, но по-прежнему актуальная. Среднеразмерный компонент представляет собой цифро-аналоговый конвертор с функцией предусилителя и встроенным усилителем для наушников, который запросто «раскачивает» модели с сопротивлением до 600 Ом. Сигнал может поступать по шине USB или через входы S/PDIF. Поддержка 24/192 реализована для всех интерфейсов. В основе декодирующей секции устройства лежат конверторы Wolfson WM8740 и цифровой фильтр Analog Devices ADSP21261, в аналоговой части можно встретить не только стандартный выход RCA, но и балансный XLR. Питается устройство от внешнего блока питания. О звучании ничего плохого сказать нельзя, хотя и звезд с неба аппарат не хватает. Очевидно, что если бы не предусилитель, выход на наушники и балансный выход, DacMagic Plus мог бы стоить значительно дешевле, поскольку по звуку это «просто хороший конвертор», класс которого с легкостью угадывается при подключении к дорогой аппаратуре. Но для оборудования среднего уровня вариант отличный. Вдобавок, DacMagic Plus позволяет создать стереосистему на базе пары активных студийных мониторов, которые в ряде случаев дает возможность добиться очень интересного и точного звучания акустической музыки и при этом сэкономить место за счет отсутствия внешнего усилителя и деньги на лишних кабелях.
Плюсы: привлекательное соотношение цены и возможностей, встроенный предусилитель, усилитель для наушников, балансный выход
Минусы: нет поддержки DSD
Вывод:
Несмотря на четвертое место в нашем тесте, обусловленное незначительным отставанием от лидеров в оценке звучания, этот конвертор предлагает много интересного при относительно невысокой цене. И если у вас система не за миллион рублей и установлена не в специальной комнате прослушивания, то Cambridge Audio DacMagic Plus вас едва ли разочарует.
Плюсы: хороший усилитель для наушников, раздельная регулировка громкости наушников и предусилителя, детальное и ясное звучание, возможность тонкого тюнинга путем самостоятельной замены ОУ, очень привлекательная цена.
Минусы: нет поддержки DSD, балансного выхода и порта USB-А для подключения смартфона/планшета.
Вывод:
Если наличие балансного выхода и поддержки DSD не является для вас обязательными атрибутами, а цена, напротив, имеет значение, то обратить внимание на ASUS Xonar Essence STU определенно имеет смысл. С точки зрения соотношений «звук/цена» и «возможности/цена» это самый выгодный конвертор в нашем тесте. Однако если судить о звучании в отрыве от стоимости, то на следующих страницах найдете варианты покруче.
Дизайн устройства можно назвать дискуссионным, зато «подкапотное пространство» вызывает гораздо меньше противоречий: начинка однозначно хороша. Преобразователи TI PCM1795 работают в связке с отдельным тактовым генератором и процессором, обеспечивающим реализацию фирменной технологии Advanced AL32 Processing. Ее суть заключается в 32-битной обработке любого аудиопотока, декодирование также происходит в 32-битном формате. Производитель уделил внимание и остальной «обвязке». В совокупности эти меры позволили наделить Denon DA-300USB не просто достойным, а отличным звучанием. Саунд аналитичный, детальный, многогранный. Порой кажется, что маркетологи Denon даже слегка продешевили, но это ощущение уходит после использования встроенного усилителя для наушников. Его мощность (50 мВт/32Ом по паспорту) явно недостаточна для высокоомных моделей, поэтому универсальным такой модуль назвать едва ли можно. А еще тут нет балансного выхода и порта USB для подачи аудиосигнала с гаджетов. Зато аппарат умеет декодировать не только стандартные форматы, вроде FLAC, но также и DSD, что позволит слушать соответствующие записи без предварительной конвертации, наслаждаясь шикарной детализацией и широчайшим динамическим диапазоном. Стоит ли упоминать про наличие поддержки режима 24/192?
Плюсы: детальное и богатое звучание, поддержка DSD, выход для наушников, цена не шокирует
Минусы: скромная отдача встроенного усилителя для наушников, нет балансного выхода и порта USB-A для подключения смартфона/планшета
Вывод:
Denon DA-300USB – безусловно интересный конвертор, который привлекает не только отличным для данного класса звучанием, но также поддержкой DSD и выходом на наушники, пускай и не очень мощным. При таком раскладе цена устройства выглядит обоснованной.
Если бегло читать характеристики «триста первого» может показаться, будто это клон Denon DA-300USB, только в более солидном корпусе и с более дерзким ценником. По некоторым параметрам оба устройства действительно пересекаются: ЦА-конверторы PCM1795, небольшой корпус, встроенный усилитель для наушников, поддержка 24/192 и DSD. На этом различия заканчиваются! Во-первых, у Teac UD-301 более мощный усилитель для наушников, выдающий 100 мВт на канал (32 Ом). Этого вполне хватает для нормальной работы даже 300-омных моделей. Во-вторых, у Teac UD-301 есть балансный выход, который по достоинству оценят владельцы активных студийных мониторов. По желанию пользователя уровень всех выходов устройства может быть фиксированным, либо регулируемым, превращая этот аппарат еще и в предусилитель. В-третьих, отметим применение высококлассных операционных усилителей NJR и ряда средств минимизации джиттера. А есть еще и «в-четвертых»! Это встроенный блок питания на базе тороидального трансформатора. Главное же – качество звучания. Уж насколько нам понравился Denon DA-300USB, но Teac UD-301 еще лучше. Пускай эти различия нельзя сравнить с пропастью, однако они очень хорошо слышны, особенно на хорошей аппаратуре. В голосе лидера нашего теста еще больше деталей, тембры еще сложнее по структуре, сцена точнее и глубже, а в целом звучание чуть более бархатистое и очень, очень комфортное.
Плюсы: шикарное звучание, солидный внешний вид, балансный выход, хороший усилитель для наушников, поддержка DSD.
Минусы: нет порта USB-A для подключения смартфона/планшета.
Вывод:
Превосходный аппарат, который не просто благородно звучит, но также является полноценным предусилителем и усилителем для наушников. Плюс к этому отличный внешний вид и продуманная эргономика. Разве можно желать чего-то еще? Можно: чтобы такой аппарат оказался под елкой в Новый год.