Как выбрать цифровой оптический кабель

Оптический кабель для звука

Волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) служат человеку более 40 лет. Изначально такие системы применялись для передачи больших объемов цифровой информации в компьютерных глобальных и локальных сетях.

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

По мере развития технологий качество оптоволоконики повышалось, ее стоимость падала. Уже в средине 80-х годов прошлого века появились первые устройства передачи аудиосигнала по ВОЛС. В начале текущего века оптический кабель для звука занял доминирующую позицию в технологии качественной передачи звуковых сигналов.

Преимущества оптического выхода

Главное преимущество оптоволоконных линий пересылки аудиосигнала – это практически полное отсутствие искажения звука от электромагнитных полей, которые с избытком присутствуют в среде обитания человека. Здесь кабели с металлическими жилами-проводниками могут заметно проигрывать оптоволоконным системам в качественной передаче аудиосигнала. В результате акустическая система будет воспроизводить звук с искажением.

Кроме того, при использовании оптического канала передачи достигается полная гальваническая развязка между передающим и приемным устройствами. Это также положительно влияет на качество передачи аудиосигнала. Паразитные наводки по плохим шинам «земли» (Ground) – бич звуковой аппаратуры. Сами оптические системы не создают электромагнитные помехи.

Типы оптоволоконного кабеля

Для пересылки аудиосигнала по оптическому каналу звук вначале преобразуют в цифровую форму, затем с помощью светодиода или твердотельного лазера отправляют по оптическому аудио кабелю получателю сигнала – фотоприемнику.

Оптоволоконные проводники делятся на два основных вида:

В мультимодовых световые потоки могут иметь разброс в длинах волн и траекториях, что на больших длинах проводников может приводить к искажениям сигнала. Светоизлучателями в таких каналах передачи звука являются светодиоды, недорогие и долговечные полупроводниковые приборы. Длина соединителей не превышает 5 метров. Диаметр центрального светопроводящего волокна – 62,5 мкм. Внешняя оболочка световода имеет размер 125 мкм.

К сведению. Основное достоинство мультимодового кабеля – относительная дешевизна, поэтому он получил широкое распространение.

В мономодовом проводнике лучи света движутся прямолинейно, затухание и искажение сигнала минимально. Диаметр светового волокна равен 1,3 мкм, длина волны сигнала – тоже 1,3 мкм. Такой соединитель может иметь большую длину, чем мультимодовый. Источником света в этом случае является полупроводниковый лазер, излучающий сигналы с жестко регламентированной длиной волны. Однако лазер – устройство более дорогое и менее долговечное, чем светодиод. В результате система становится более дорогой, чем мультимодовая, хотя и имеет лучшие параметры, в частности, длина проводника может составлять десятки метров.

Типовая конструкция оптоволоконного кабеля

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Оптическое волокно может быть изготовлено из:

Полимерное волокно, как правило, более стойкое к механическим воздействиям, более дешевое. Однако со временем может терять прозрачность, что отрицательно сказывается на долговечности изделия.

Стеклянные световоды имеют лучшие оптические характеристики, но более дороги и хрупки.

Сравнение с HDMI

У оптоволоконных систем связи начала 2000-х лет появился серьезный конкурент. Это устройства передачи цифровой информации, в том числе звукового сигнала через кабель HDMI.

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

HDMI (High Definition Multimedia Interface) – интерфейс для мультимедийных систем высокой четкости.

Большим плюсом HDMI соединения является возможность передачи одновременно в высоком качестве цифровых сигналов, как видео, так и звука. Причем звук может пересылаться по восьми каналам с 24 битным разрешением и частотой 192 кГц. При этом в акустической системе легко реализуется объемный звук. По количеству передаваемой звуковой информации интерфейс HDMI превосходит оптоволоконные системы. Для бытового использования кабели HDMI имеют длину 1,5-3 метра, но могут достигать и 15 м.

Единственным минусом HDMI проводника можно считать передачу сигнала по металлическим проводникам. Хотя они надежно экранированы, вероятность помех от местных электромагнитных полей остается.

Вытеснит ли HDMI оптоволоконику? В ближайшее время вряд ли. Выпущено множество акустических систем, музыкальных центров с применением оптического аудио канала, и их выпуск продолжается. Выбрать должен будет потребитель.

Оптоволоконный кабель для аудио устройств

Практически все высококачественные системы воспроизведения звука имеют оптический канал.

Передача звука в цифровом формате между удаленными устройствами подчиняется протоколу SPDIF (Sony*/Philips* Digital Interface Format). Его реализация в оптическом варианте была сделана фирмой Toshiba и стала общепризнанным стандартом под названием TOSLINK.

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Для портативных устройств, например, ноутбуков, могут применяться более миниатюрные разъемы Mini TOSLINK.

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Кабель для домашнего кинотеатра и телевизора

Подключить акустическую систему «Домашний кинотеатр» к телевизору можно четырьмя основными способами:

Аналоговый кабель

Подключение аналоговым электрическим проводником является самым простым и «древним» способом. Потребуется двухканальный соединитель с 2 + 2 разъемами «Тюльпан» (RCA), двух цветов красного и белого.

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Подключается аналоговый аудиовыход телевизора «AudioOut» к входу ресивера домашнего кинотеатра «AudioIn». Цвета «Тюльпанов» соответствуют цветам гнезд ресивера и телевизора.

Качество пересылки сигнала при таком соединении невысокое.

Коаксиальный цифровой кабель

Лучшее качество достигается при применении коаксиального кабеля. Аудиосигнал передается в цифровом виде, согласно протоколу S PDIF,по экранированному проводу.

Кабель соединяет гнездо телевизора с маркировкой «COAXIALOUT» или «S/PDIF-OUTCOAXIAL» и гнездом ресивера «COAXIALIN».

Внимание! Необходимо соблюдать направленность подключения соединителя для правильной передачи аудиосигнала от телевизора к домашнему кинотеатру. Маркировка направления имеется на изделии.

Качество звучания высокое, однако вероятность помех от электромагнитных полей имеется.

Оптоволоконика

Оптический аудиокабель подключается к гнезду телевизора с маркировкой Optical-Outили Out-Toshlink и гнезду ресивера Optical-In или Toshlink-In.

Внимание! При установке оптического соединителя следует стараться лишний раз не перегибать его и не перекручивать в продольном направлении.

Качество передаваемого звука при применении оптоволокна считается наилучшим.

HDMI кабель

Для передачи сигнала на домашний кинотеатр следует убедиться, что и телевизор, и аудиосистема поддерживают интерфейс ARC(Audio Return Channel). Коммутация соответствующих гнезд «HDMI-ARC» телевизора и аудиосистемы производится соединителем HDMI версии v 1.4, вариант «b».

Подключение производится просто, качество звука не хуже, чем у оптического канала.

Параметры оптического кабеля для качественного соединения

При покупке оптоволоконного проводника следует обратить внимание на следующие факторы:

Аудио системы пользуются заслуженным признанием у профессионалов-звуковиков и фанатов-меломанов: у всех тех, для кого высококачественное воспроизведение звука является главным фактором в работе, хобби или просто отдыхе.

Видео

Источник

Коаксиальный, оптический и HDMI: какой тип подключений предпочесть?

Сохранить и прочитать потом —

Вы уже изучили разъемы и купили все нужные кабели. Осталось решить, какой из цифровых аудиоканалов использовать. Какой вариант обеспечит оптимальное воспроизведение аудио и видео? Наш краткий обзор поможет вам разобраться.

Если у вас когда-то был телевизор, DVD-проигрыватель, телеприставка или саундбар, вы уже наверняка имели дело с коаксиальным или оптическим разъемами, а в последние годы – и с HDMI-портами.

Все три вида подключений являются цифровыми. По коаксиальному и оптическому кабелям можно передавать только аудиосигнал, HDMI поддерживает одновременно и аудио, и видео. Если вы не вполне четко представляете себе, какой разъем выбрать, прочтите наш материал.

Коаксиальное цифровое подключение

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Вероятно, самый редкий тип подключения у современных аудио- и видеокомпонентов – коаксиальное – предполагает использование электричества для передачи аудиосигнала.

Соответствующий разъем представляет собой всем знакомый круглый RCA-штекер, которым с обеих сторон оканчивается пара аналоговых межблочных кабелей.

Но не поддавайтесь искушению использовать стандартный аналоговый RCA-кабель вместо специального цифрового коаксиального! Он выглядит похоже и даже вполне работоспособен, однако его волновое сопротивление меньше, чем у цифрового (50 и 75 Ом, соответственно), поэтому хороших результатов вы не получите. Для большинства систем вполне подойдет кабель начального уровня – например, QED Performance Coaxial.

Сегодня коаксиальные подключения распространены меньше, чем оптические, но их все еще можно встретить на задних панелях некоторых AV-ресиверов, усилителей и телевизоров.

По нашему опыту, по сравнению с оптическим коаксиальное подключение обычно обеспечивает лучшее звучание. У него более высокая пропускная способность, благодаря чему поддерживаются более качественные форматы файлов с дискретизацией до 24 бит/192 кГц. Оптический канал обычно ограничен 96 кГц.

Главный недостаток коаксиального соединения заключается в потенциальной возможности переноса электрического шума между устройствами системы. Он всегда снижает качество звука и в той или иной степени присутствует во всех компонентах. К сожалению, при использовании коаксиального подключения помехи могут передаваться от источника к усилителю.

Кроме того, пропускной способности коаксиального кабеля недостаточно для передачи высококачественных форматов окружающего звучания – таких как Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio, Dolby Atmos и DTS:X. Поэтому в системе современного домашнего кинотеатра возможности его применения невелики.

Оптическое цифровое подключение

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

При оптическом цифровом подключении данные передаются по оптоволоконному кабелю (волокна которого могут быть изготовлены из пластмассы, стекла или кварца) посредством света. В таком случае шум из источника на контур ЦАП не переносится, как это может произойти с коаксиальным, поэтому его разумно использовать при подключении устройства напрямую к ЦАП саундбара или AV-ресивера.

Традиционно в системах ДК оптические кабели используются для передачи сжатого многоканального звука в форматах Dolby Digital и DTS. Те, что с разъемом Toslink (Toshiba Link), подключаются к соответствующим портам источника и AV-ресивера. Неплохим начальным вариантом будет кабель QED Performance Graphite Optical.

Многие производители перешли на HDMI в качестве основного типа разъемов, однако оптические выходы все еще регулярно встречаются у таких устройств, как игровые консоли, Blu-ray-проигрыватели, ТВ-приставки и телевизоры. Соответствующие входы можно обнаружить на стороне усилителя или ЦАП – например, в саундбарах или AV-ресиверах.

Как и в случае с коаксиальным подключением, одной из проблем оптического оказывается недостаток пропускной способности для передачи аудиоформатов без потерь – например, Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio, в которых записаны большинство саундтреков на Blu-ray-дисках. Кроме того, оптическое подключение не способно передавать сигналы более двух каналов несжатого потока в PCM. И, наконец, оптический кабель можно повредить, если слишком сильно согнуть его.

Как насчет HDMI?

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Главным преимуществом представленного в 2002 году стандарта HDMI является возможность одновременной передачи видео- и аудиосигнала. У него значительно более высокая пропускная способность по сравнению с оптическим подключением, что позволяет передавать аудиофайлы в форматах без потерь – таких как Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Если оптическое и коаксиальное подключения можно назвать конкурентами, то у HDMI соперников нет.

HDMI-входы и выходы давно завоевали прочное положение в телевизорах, Blu-ray-проигрывателях и AV-ресиверах, а также все чаще встречаются в саундбарах. Кабель начального уровня – например, AudioQuest Pearl HDMI – подойдет широкому спектру систем.

Стандарт HDMI постоянно развивается, его новые версии обеспечивают все более широкую полосу пропускания и повышенную пропускную способность, позволяя передавать саундтреки с большим числом аудиоканалов – например, в форматах Dolby Atmos и DTS:X. Он также поддерживает имеющиеся и новые видеоформаты – в том числе с разрешением Ultra HD 4K и различные версии HDR – а также такие дополнительные функции, как высокая частота кадров (HFR) и eARC (обеспечивающий передачу до 32 каналов аудио).

На данный момент общепринятым считается стандарт 2.0, однако HDMI 2.1 (поддерживающий контент с разрешением 8K) постепенно прокладывает себе путь на рынок.

Итак, какой же тип подключения выбрать?

Ответ зависит от имеющейся у вас системы. Если необходимо сделать выбор строго между коаксиальным и оптическим подключениями, выбирайте первый вариант. По нашему опыту, коаксиальное подключение за счет большей детальности и повышенной динамики обычно обеспечивает более высокое качество звучания, чем оптическое.

Однако мы живем в эпоху, ориентированную на максимальное удобство. HDMI сегодня стал стандартом для любых аудио- и видеоустройств, и кажется разумным использовать именно его, если все компоненты системы им располагают.

Функциональность HDMI, пригодность к обновлению и возможность одновременной передачи аудио- и видеосигналов дают счастливую возможность забыть о нагромождениях кабелей вокруг устройств. А главное – при этом не придется жертвовать качеством.

Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», март 2020 г.

Источник

Оптический кабель, порекомендуете?

Ситуация следующая. Некоторое время использовал для соединения транспорта с ЦАП оптический кабель одного известного бренда. Не шибко дорогой, но и не из самых дишманских. Кабелю лет семь — восемь, то есть «прогрет» он до этого был основательно. И что-то мне ударило взбрело в голову, и для эксперимента я его поменял на чёрный оптический кабель, купленный за 75 рублей в Ашане :). Я им телик подключал к ресиверу, он практически новый. Так вот что поразительно: звук изменился в лучшую сторону! Детализация стала намного отчётливее, вокал, как бы яснее, прозрачнее. Верхи стали мягче при этом не заглушились.

Я вот теперь думаю, какую оптику за не слишком сумасшедшие деньги прикупить? Звук предпочитаю нейтральный.

Ответы

Че Вы минусуете тему? То, что описывает автор, вполне возможно. Я выше объяснил почему.

Это не эксперты минусуют, Андрей :))

Да уж «повеселился» «Икзперд» как мог :)) Всем вроде поправил.

Все очень просто! Качественный оптический кабель обнажает недостатуи оптического выхода Вашего ТВ, бюджетный все мылит и это Вам кажется более интересным в саунде. На мой взгляд, для ТВ ставить дорогую оптику, вообще, не имеет особого смысла.

А если Вы хотите услышать разницу в саунде между дорогим и дешевым оптическим кабелем, то следует провести эксперимент, подключите к Вашему CXN приличный CD плеер и сравните звук с дешевой и дорогой оптикой.

Вы не вполне поняли. С телика без разницы по какому кабелю гнать звук. Я как раз таки и брал дешевый в Ашане, для вывода звука с телевизора на ресивер. Но Ашановский кабель очень даже поёт в чисто музыкальной связке: Marantz+CA CXN, вот что меня удивило.

Оптика, она такая. Я однажды с удивлением обнаружил, что кабель просто перестал выполнять функцию. Пришел к выводу, что имеет место недолговечность, деградация от времени.

Вадим, согласен! Особенно заметна деградация по звуку на пластиковой оптике, она мутнеет со временем. Стекло служит намного дальше и не теряет своих свойств, как пластик. )))

Я тоже прихожу в этому же выводу.

Что, собственно, я могу сказать:

Чоуж кабель, надо телевизор к едрене фене менять, выход то дешманский по словам Алекса)))) пошутил

У меня 14 лет оптическим кабелям купленным в радиотоварах. Живые. Причем используются интенсивно. Но я предпочитаю коаксиал.

А преобразования из оптического в электрический и обратно куда девается?

Пару вопросов к автору :как вы прогревали кабель? Разительна перемена при прогреве?

Бывает и такое. Мне один товарищ жаловался, что купленный дорогой оптический кабель плохо звучит и при каждом неловком движении норовит выскочить. Разъёмы блин металл, тяжёлые:)) Пришлось заехать к нему домой и воткнуть их до упора. И, о чудо, откуда то появился звук. И хороший звук:))

Некоторые производители аппаратуры указывли в мануалах предельную длину оптического кабеля, может в этом дело?

Бывает. ), но не мой случай.

Некоторые производители аппаратуры указывли в мануалах предельную длину оптического кабеля, может в этом дело?

Не думаю что 1.5 метра для оптики критическая длинна.

Некоторые производители аппаратуры указывли в мануалах предельную длину оптического кабеля, может в этом дело?

предельная длина определяется в числе прочего и типом кабеля, стекло может быть раз в десять длиннее чем POF

Для того, чтоб понять этот феномен достаточно задуматься о том, что представляет из себя

Не шибко дорогой, но и не из самых дишманских.

P.S. У меня телевизор подключён вот этим

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

А у меня через HDMI(ARC) звук лучше, чем через оптику, даже дорогую, даже из «хирургического стеклянного оптоволокна» :))

А у меня через HDMI(ARC) звук лучше, чем через оптику,

Ну и охота аппаратуру от телевизора гальванически изолировать

Спасибо! Вот это ответ, ради которого начиналась тема.

нет никакой дисперсии и тем более ее влияния на звук в кабелях длиной в несколько метров.

я фигею с вас, товарищи

а еще нравится читать как USB кабели влияют на звук

какая нафиг дисперсия. что вы несете.

Мда, ну хорошо, каков вопрос таков и ответ, будем как дети:

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Не подскажете, почему собственно передача данных через toslink ограниченна «несколькими метрами»?

Просто для разминки можно прикинуть: волокно 980/1000 при длине волны 650nm ( максимум тослинковского передатчика ) будет СКОЛЬКОмодовое? Термин modal dispersion вам ведь наверняка знаком

Постановка второго вопроса из этого сообщения уже выдает в Вас человека, с которым нет смысла всерьез говорить про ВОЛП.

но ответить то вы на него можете? Элементарно ведь считается, длинна волны известна, радиус сердечника известен, NA известна… Посчитаете?

милая получилась дискуссия, в стиле

«Я сам программист и знаю что такое цифровой сигнал. По проводу всего лишь бегут нули и единицы с гарантированной доставкой и контролем ошибок…»

никаких ответов и никакой дискуссии не будет. я совершенно не собираюсь тратить на это время.

ок, дисперсия влияет. я согласен. вы лучше разбираетесь в вопросе.

Каких маркетологов, ашановских?

Я попытался найти рациональное объяснение наблюдаемому ТС явлению,

вывод к которому я пришёл: Если покупаешь в Ашане toslink кабель длинной

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Источник

Путеводитель по аудиокабелям и переходникам

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Содержание

Содержание

Количество разъемов даже на бытовом ресивере может шокировать, а звуковые карты, синтезаторы, DJ-пульты и другое музыкальное оборудование прибавляет к списку еще дюжину профессиональных портов. К любому разъему нужен свой кабель. От каких зависит качество звука, какие нужно выбирать с мультиметром, а какие не имеют значения?

Аналоговые кабели

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Аналоговые кабели бывают балансными и небалансными:

Всем известные колокольчики постоянно встречаются как в бытовой аудиотехнике, так и в диджей-пультах, усилителях и другом профессиональном оборудовании.

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Разъемы RCA легко узнать — они маркируются белым и красным, как в Denon AVR-X250BT

Уровень линейного сигнала сертифицирован:

Существует множество переходников для линейных разъемов. Самый популярный — с RCA на 3,5 мм TRS, например, для подключения плеера к усилителю. Но при подключении CD-плеера в студийный микшер нужно помнить, что сигнал будет тихим из-за разницы в сертификациях.

Сам акроним RCA означает Radio Corporation of America — эта компания в сороковых годах прошлого века применило их в фонографах. Это позволило проигрывателям подключаться к усилителям. На старой технике такие разъемы назывались Phono. В некоторых виниловых проигрывателях до сих пор встречается маркировка Phono Out.

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

RCA представляет собой небалансное моно соединение. Из-за этого они очень уязвимы к качеству провода. Его следует выбирать таким коротким, каким это возможно. Требования к любым кабелям довольно просты: чем толще сигнальная жила — тем лучше. Производители не всегда пишут сечение жилы, поэтому понять качество шнура обычно можно по его толщине и жесткости.

Кабели с разъемом XLR всегда балансные. Они разрабатывались для подключения микрофонов и успешно с этим справляются и поныне. Второй популярный способ использования — передача линейного симметричного сигнала между профессиональной или Hi-End аудиотехникой. Иногда переходники XLR/TS используются для подключения звуковой карты к активным колонкам.

Разъемы XLR бывают двух типов: «мама» и «папа», для гнезд противоположного пола в подключаемом устройстве. Неверно их не подключишь. Благодаря балансному подключению в сигнале нет шумов, а у кабеля — ограничений по длине. Защищенность от помех снижает требования к качеству кабеля, но рекомендуется выбирать шнур с максимально широким сечением и надежными разъемами во избежание скрипов и шуршаний.

Tip-Sleeve — всегда небалансные кабели для инструментального моно сигнала. Обычно оснащаются джеками диаметром 6,5 мм, бывают линейными и инструментальными. Первые часто применяются для передачи сигнала от выходов звуковой карты к активной аудиосистеме. Вторые используются для подключения гитар, басов, синтезаторов и цифровых пианино к усилителю, DI-Box или звуковой карте. Инструментальный кабель экранируют, чтобы он не ловил помехи.

Низкий уровень сигнала и специфическая область применения предъявляют высокие требования к качеству кабеля. Ключевые параметры для определения качественного шнура — емкость и индуктивность. Чем провод длиннее, тем его емкость выше. Чем выше емкость, тем больше кабель становится похожим на конденсатор, который превращает электрическую цепь в фильтр высоких частот. На практике это означает, что инструментальный кабель длиннее 10 метров будет делать сигнал глуше. Поэтому следует выбирать инструментальный кабель с минимальной емкостью и хорошим экранированием, надежными джеками и минимально возможной длиной.

Tip-Ring-Sleeve — кабели из трех проводов, широко применяемые в профессиональной и бытовой технике. TRS встречается в трех исполнениях:

● 6,3 мм — для студийной и старой бытовой техники: наушников, микшеров, звуковых карт, микрофонов для караоке и т.п.

● 3,5 мм — самый привычный стереоджек для бытовой аудиотехники: наушников, плееров и смартфонов, акустических систем и т.д.

● 2,5 мм — миниатюрный разъем для портативной техники: гарнитур, сменных шнуров для наушников и т.п.

Существуют десятки переходников с одного калибра на другой, разветвителей и хабов для разъемов TRS. В некоторые встроен ЦАП, позволяющий заменить собой аудиокарту, если в ноутбуке сломался 3,5 мм джек.

Конструкция из трех проводов дает возможность превратить кабель в балансный. При моно подключении к приборам с балансным подключением, это позволяет устранить шумы. При стерео подключении это небалансный кабель, поэтому его качество влияет на качество звука. Слишком длинный (более 10 метров) кабель может привести к потерям высоких частот, рекомендуется обращать внимание на минимально возможную длину. TRS постепенно исчезают из современной техники, стремящейся избавиться от проводов в пользу Bluetooth, Lightning и USB type C. Чтобы подключить любимые наушники к современному смартфону, все чаще используется специальный переходник.

SpeakON

Спикерный кабель передает сигнал от усилителя к колонкам. Это уязвимая часть аудиосистемы, и от качества кабеля зависит качество аудио. Чем меньше сопротивление жилы, тем меньше будет потерь сигнала. Чтобы уменьшить сопротивление, производители увеличивают сечение кабеля, используют проводники из бескислородной меди и доходят до абсурдных аудиофильских решений, разбираемых на мемы. Однако на практике серьезно навредить звуку можно только при использовании шнура длиной в десятки и более метров.

Спикерные кабели делают без экранирования.

Цифровые кабели

AES/EBU

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Audio Engineering Society/European Broadcast Union — цифровой формат передачи данных на скорости до 3 мегабит в секунду. Разработан в восьмидесятых для профессиональной техники и мультиканальной передачи звука, поэтому его редко можно найти в бытовой аппаратуре. Определенную популярность получил только в устройствах класса Hi-End. В качестве интерфейса используется разъем XLR, но для передачи данных на большие расстояния применяются специализированные кабели, чтобы избежать потерь данных. Микрофонные кабели обладают слишком большой емкостью, поэтому портят сигнал и не годятся для AES/EBU.

S/PDIF

Sony-Philips Digital Interconnection Format — бытовая инкарнация AES/EBU, разработанный в конце восьмидесятых цифровой формат передачи звука со скоростью до 3 мегабит в секунду. Это намного больше необходимой для передачи стерео с CD скорости, поэтому по S/PDIF можно передавать и многоканальный звук форматов 5.1 и 7.1 со сжатием. Такой порт встречается во многих DVD-проигрывателях, ресиверах, ТВ и других бытовых устройствах.

Интерфейс S/PDIF может быть цифровой и оптический Toslink (о нем ниже). В первом случае используются привычные RCA-кабели, во втором — оптоволокно.

Все RCA-кабели — коаксиальные (сигнальный провод у них запечатан в экранный, все кабели такой конструкции называются коаксиальными), но сложилось так, что именно напротив цифрового разъема S/PDIF на бытовой технике пишут «coaxial».

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Коаксиальный вход на усилителе Denon PMA-800NE

Формат очень требователен к качеству кабеля, по которому течет как сам цифровой поток, так и синхронизирующая информация. Последняя необходима, чтобы принимающее устройство опознало и привязалось к передающему, иначе будут появляться артефакты, именуемые джиттером — треск, гудение, шум и т.п. Как правило, в джиттере виноват именно некачественный кабель. Однако это имеет значение только при больших расстояниях. Обычный качественный RCA в пределах двух метров отлично справится и с цифровой передачей данных. Если же нужен более длинный шнур, тогда по стандарту его сопротивление должно быть 75 Ом.

Когда-то с помощью S\PDIF даже подключался CD-привод к аудиокарте. Современная техника переходит на HDMI, но часто телевизоры имеют только цифровой S/PDIF для вывода звука.

Чтобы подключить к такому ТВ внешнюю акустику, понадобится преобразователь цифрового сигнала в аналоговый с обычными RCA выходами.

Toslink

Toshiba Optical Link — оптический интерфейс для S/PDIF. По своей сути представляет собой коаксиальный кабель, в котором вместо сигнального провода используется оптоволокно.

Это дает кабелю полную защиту от электромагнитных помех и некоторых других проблем, но прибавляет больше требований к кабелю.

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Toslink часто носит маркировку Optical, как на DENON DCD-600NE

Из-за хрупкой оптоволоконной сердцевины дешевые кабели легко ломаются, а дорогие оказываются очень жесткими и не подходят, если нужно проложить шнур с перегибами. При передаче данных на большие расстояния сигнал легко теряется, появляется джиттер, поэтому кабель Toslink длиннее пары метров должен быть максимально качественным.

Alesis Digital Audio Tape — разработанный в девяностых годах формат передачи многоканального звука. В то время он умел передавать 8 каналов в разрешении 48 кГц по одному проводу для записи на кассету S-VHS. Современная версия S/MUX умеет также передавать 4 канала с частотой семплирования 96 кГц, или 2 канала для аудио в 192 кГц.

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

ADAT в варианте S/MUX на звуковой карте Tascam SERIES 102i

В качестве интерфейса применяется оптический разъем TosLink, иногда промаркированный как ADAT Lightpipe. ADAT, наряду с S/PDIF, часто встречается в современной профессиональной технике — звуковых картах, ЦАПах, микшерах.

Word Clock

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Иногда на профессиональных звуковых картах или ЦАП класса Hi-End (а также в ресиверах, усилителях и проигрывателях, оснащенных таким ЦАП) можно найти разъемы Word Clock просто Word, похожие на колокольчики. Этот порт используют цифровые подключения S/PDIF, AES/EBU и ADAT для более точной синхронизации между устройствами. По Word Clock передается синхронизирующий сигнал, позволяющий избежать джиттера и эффекта рассинхронизации звука с изображением в домашних кинотеатрах. В качестве интерфейса используется разъем BNC и коаксиальные кабели, требования к ним такие же, как к S/PDIF.

Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть фото Как выбрать цифровой оптический кабель. Смотреть картинку Как выбрать цифровой оптический кабель. Картинка про Как выбрать цифровой оптический кабель. Фото Как выбрать цифровой оптический кабель

Такие кабели передают MIDI информацию от синтезаторов, миди-клавиатур, процессоров эффектов и другой музыкальной техники к звуковой карте или контроллеру. Состоят из двух сигнальных кабелей в экране и 5-контактного разъема DIN (используется только 3 контакта). Управляющей информации передается не очень много, поэтому особых требований к MIDI-кабелям не предъявляется, любой исправный шнур длиной до 15 метров будет передавать сигнал без потерь и ошибок.

Современный цифровой стандарт для бытовой техники передает видео и многоканальный звук. Есть два типа сертификации кабелей HDMI: Standard (разрешение видео до 1080i) и High Speed (видео до 4K с 3D и Deep Colour). Оба поддерживают передачу многоканального звука до 7.1 с частотой дискретизации до 192 кГц.

Любой исправный кабель длиной до 5 метров не будет портить качество изображения и ловить помехи. Для больших расстояний следует выбирать качественные кабели, здесь следует общее правило: чем более толстый и более жесткий — тем лучше.

Множество аудиокарт, ЦАП, наушников, микрофонов, усилителей и ресиверов подключаются к компьютеру с помощью интерфейса USB. Самая популярная версия все еще остается 2.0, обеспечивающая скорость до 480 Мбит/с (хотя где-то 300 мбит\с будут ближе к реальности). На практике этого хватает для одновременной записи около 50 треков в разрешении 48 кГц\24 бит.

При увеличении частоты дискретизации вдвое, количество возможных треков уменьшается в два раза, поэтому для записи аудио в высоком разрешении лучше подойдет аудиокарта с интерфейсом USB-C. Он по характеристикам соответствует USB 3.1 (скорость до 10 Гбит\с, в 20 раз быстрее). Также USB-C умеет работать в альтернативных режимах, заменяя, в частности, Thunderbolt и HDMI при наличии маркировки совместимости и соответствующего переходника.

Аудиофилия добралась и до USB кабелей, в Сети можно найти сравнения звучания дорогих шнуров. Такое случилось из-за того, что USB передает данные без проверок сумм на предмет утраты пакетов, как в HDMI. Однако на практике это не критично, и для небольших расстояний достаточно обычного качественного USB кабеля, чтобы получить четкий сигнал без потерь.

Firewire (IEEE 1394)

Уходящий в закат разъем Firewire когда-то широко применялся в звуковых картах, ЦАП класса Hi-Fi и в студийной технике. Хотя первая инкарнация 1394a даже уступала USB 2 по теоретической скорости (до 400 Мбит\с). На практике она могла похвастаться более стабильным подключением, меньшими потерями данных и меньшей задержкой при записи.

Главная проблема с Firewire не в качестве шнура, а в качестве контроллера: для стабильной работы нужны контроллеры сертифицированных для конкретной аудиокарты производителей. Встроенный в материнскую плату дешевый чип часто оказывается бесполезен.

Thunderbolt

Хорошо известный владельцам Mac разъем обладает скоростью до 40 Гб\с в актуальной инкарнации Thunderbolt 3. Сегодня разъем используется в студийных звуковых картах и пытается пробраться на рынок пользователей Windows, появляясь в материнских платах.

Thunderbolt является продолжением и заменой Firewire, поэтому к ПК с современным разъемом можно подключить звуковую карту с 1394 с помощью переходника.

Заключение

Беспроводное подключение постепенно вытесняет кабели в бытовой технике, Bluetooth колонки заменяют аудиосистемы, а саундбары уже научились передавать по воздуху многоканальный звук и конкурируют с домашними кинотеатрами. Современные кодеки позволяют передавать сигнал в высоком разрешении без каких-либо потерь. Но пока старая техника еще работает, в продаже всегда можно будет найти соответствующие шнуры и переходники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *