Как выбрать усилитель для акустики
Как подобрать усилитель к колонкам
Сегодня на рынке массовой компьютерной акустики (да и не только) преобладают активные колонки. Усилитель уже встроен в их корпус, а это значит, что их достаточно подключить к источнику звука (кабелем или по Bluetooth) и к источнику питания.
Однако старые добрые пассивные колонки тоже не сдаются. Как правило, они применяются в профессиональной сфере и в сегменте Hi-Fi и Hi-End. Высококачественные акустические системы часто не имеют встроенного усилителя: владельцу предлагается докупить подходящий отдельно.
Как выбрать усилитель для колонок правильно? Задача не такая простая: неверный подбор усилителя в худшем случае может привести к их перегрузке и порче. А в самом невинном случае колонки просто не раскроют свой потенциал и не обеспечат вам качественный звук. Поэтому перед тем, как подобрать усилитель к колонкам, надо узнать параметры своих колонок.
Рассмотрим самый простой случай: вы решили купить полный усилитель, а не набор из предварительного и оконечного. Сегодня выпускается достаточно много.
Что надо знать о колонках для выбора
Предположим, колонки у вас уже есть. Вы начали собирать с них свою аудиосистему по советам знатоков (если так, то они правильно вам посоветовали), или просто по случаю выгодно купили комплект акустики. На что надо обратить внимание?
Таким образом, перед тем, как выбрать усилитель звука для колонок, надо знать их данные. Усилители тоже имеют соответствующие параметры — выходная мощность и сопротивление. И они должны соответствовать у обоих устройств. Однако в реальности, конечно, сопротивление и мощность могут отличаться. Так ли это страшно?
Опасности неверного подбора усилителя
Что может пойти не так при неправильном выборе? И как подобрать усилитель к колонкам по мощности так, чтобы избежать возможных проблем?
Рассмотрим такие случаи:
Что же до сопротивления (импеданса), то сочетания сводятся к следующим вариантам:
Некоторые усилители оснащаются либо селектором импеданса, либо разными каналами с разным сопротивлением. Такую модель можно просто переключить в режим, соответствующий вашим колонкам. Другие модели совместимы как с 4-омными, так и с 6- и 8-омными колонками, однако мощность будет падать обратно пропорционально сопротивлению. Выигрыш здесь будет в гарантии того, что колонки будут работать исправно. К тому же, если вы однажды задумаетесь, как подобрать колонки под усилитель, у вас будет более широкий выбор.
Вопросы вкуса
Какой звук вы любите: старый мягкий, или современный, «во все частоты»? От этого тоже зависит ответ на вопрос, как подобрать усилитель к колонкам к вашему удовольствию. Ведь если звук вам не по душе, то правильный подбор параметров не спасёт.
Здесь можно рассмотреть два наиболее распространённых типа усилителей:
Принципы подбора по совместимости остаются в силе для обоих типов.
Как выбрать усилитель и не ошибиться
Покупаем понимая
Как выбрать усилитель и не ошибиться
Покупаем понимая
Усилитель низкой частоты, наряду с акустическими системами, является неотъемлемым элементом любой AV-системы, будь то навороченный стереокомплекс или многоканальный домашний кинозал. В качестве источника контента в конкретном случае могут выступать самые разные устройства – от проигрывателей виниловых пластинок до смартфонов, но аудиосигнал от них рано или поздно всегда попадет на усилитель. Какие они бывают и чем отличаются? Попробуем в этом разобраться.
Усилительная часть любой AV-системы структурно состоит из предварительного усилителя и усилителя мощности. Даже если эти блоки объединены в одном корпусе и имеют общий блок питания, функции их различны. Предварительный усилитель занимается повышением напряжения полезного сигнала до уровней, достаточных для работы выходных каскадов (усилителя мощности). В нем же обычно реализуют все сервисные функции – коммутатор входов, регулятор громкости, темброблок и тому подобное. Задачей же усилителя мощности является подача в цепь нагрузки, в качестве которой могут выступать акустические системы или наушники, достаточной для их нормальной работы мощности. Несмотря на разное функциональное назначение, классификация и принципы, заложенные в усилительные каскады, общие, потому в дальнейшем мы не будем разделять эти понятия. Для каждой категории приведем пример наиболее характерного представителя.
Классифицируют усилительные каскады по самым разным признакам. Попытаемся выделить основные. Итак, усилители можно разделить по :
– По типу использованных в усилительном каскаде активных элементов :
1. Ламповые усилители
Как следует из названия, активными элементами в таких усилителях выступают электровакуумные лампы. Преобладали до начала 70-х годов прошлого века. Отличаются низким КПД, существенным весом и большим тепловыделением. Кроме того, лампа уступает другим типам усилительных приборов в части стабильности характеристик во времени. Тем не менее, этот тип усилителей востребован в среде любителей аудио до сих пор. Причиной стали «ламповые искажения», которые субъективно воспринимаются ухом более лояльно, чем искажения, привносимые активными элементами других типов.
Интегральный ламповый усилитель Audio Research VSi75
Тип – интегральный ламповый усилитель | Название – Audio Research VSi75 | Лампы – 6H30 (2), KT150 (4) | Выходная мощность, Вт – 75 x 2 ( продолжительная 20 Гц — 20 кГц ) | Частотная характеристика, Гц – 1 — 70 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения, % – 0,05 (1 Вт), 1,5 (75 Вт) | Отношение сигнал/шум, дБ – 88 | Входное сопротивление, кОм – 52,5 | Аудиовходы – стереопары RCA (5) | Аудиовыход – стереопара RCA (Tape) | Энергопотребление (максимальное), Вт – 600 | Дополнительно – пульт ДУ, информационный дисплей | Габариты, см – 43 x 18,5 x 39 | Масса, кг – 24
2. Транзисторные (дискретные) усилители
Усилительными элементами здесь выступают биполярные или полевые транзисторы. К достоинствам этого типа усилителей можно отнести компактность, сравнительно высокий КПД, небольшой вес, прочность и стабильность характеристик. То есть, все то, с чем у вакуумных ламп имеются проблемы. Кроме того, транзисторы дешевле ламп. В результате к началу 80-х годов прошлого века транзисторные усилители практически вытеснили лампу с рынка бытовой аппаратуры, оставив последней лишь часть самого верхнего ценового сегмента.
Усилитель мощности Accustic Arts AMP II mk3
Цена – 1 000 000 руб.
Тип – стереофонический усилитель мощности | Название – Accustic Arts AMP II mk3 | Выходная мощность, Вт – 275 x 2 (8 Ом), 450 x 2 (4 Ом), 675 x 2 (2 Ом) | Усиление, дБ – 31 | Входное сопротивление (баланс./небаланс.), кОм – 20/100 | Разделение каналов, дБ – 109 | Отношение сигнал/шум, дБ – 103 | Гармонические искажения, % – 0,001 | Аудиовходы – балансные XLR, аналоговые RCA | Максимальная потребляемая мощность, Вт – 2 200 | Габариты, см – 48,2 x 35,0 x 43 | Масса, кг – 55
3. Усилители на интегральных схемах
В принципе, такие усилители – это частный случай предыдущей категории, поскольку интегральная схема по сути – множество тех же самых транзисторов, объединенных в одном компактном корпусе (отсюда и название – интегральная). Но, все же, принято разделять эти типы, и мы здесь не будем упорствовать. Главное преимущество таких усилителей – компактность и небольшой вес. Поэтому в портативной технике это, пожалуй, безальтернативное решение.
Интегральный усилитель Devialet Expert 140 Pro
Тип – интегральный усилитель со встроенным блоком ЦАП и платой сетевого стриминга | Название – Devialet Expert 140 Pro | Выходная мощность, Вт – 2 х 140 (6 Ом) | Частотная характеристика, Гц – 0 — 95 000 (–3 дБ) | Гармонические искажения + шум (для полной мощности), % – 0,0005 | Отношение сигнал/шум, дБ – 130 | Коэффициент демпфирования – 8 000 | Выходное сопротивление, Ом – 0,001 | Аудиовходы – конфигурируемые цифровые или аналоговые 4 х RCA (2 цифровых коаксиальных, cтереопара), Phono MM/МС (2), цифровой оптический TosLink, Gigabit Ethernet, USB type B | Дополнительно – Wi-Fi 802.11ac (2,4 / 5 ГГц) | Габариты, см – 38,3 x 4,0 x 38,3 | Масса, кг – 5,65
4. Гибридные усилители
Усилители, каскады которых относятся к разным типам, описанным выше. Чаще всего это комбинации лампы и транзистора. А среди этого варианта наиболее популярна концепция, когда предварительные каскады выполняют на лампах, а выходные – на транзисторах, что позволяет наилучшим образом использовать достоинства разных типов и нивелировать недостатки.
Интегральный гибридный усилитель McIntosh MA252
Тип – интегральный гибридный усилитель | Название – McIntosh MA252 | Лампы – 12AX7a (2), 12AT7 (2) | Выходная мощность, Вт – 100 x 2 (8 Ом, продолжительная 20 Гц — 20 кГц), 160 x 2 (4 Ом, продолжительная 20 Гц — 20 кГц) | Частотная характеристика, Гц – 10 — 100 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения, % – 0,03 | Отношение сигнал/шум, дБ – 97 (80 – Phono MM) | Входное сопротивление, кОм – 20 | Коэффициент демпфирования – > 200 (8 Ом), > 100 (4 Ом) | Аудиовходы – Phono, XLR, стереопары RCA (2) | Аудиовыход – RCA (сабвуфер) | Энергопотребление (максимальное), Вт – 600 | Габариты, см – 30,5 x 19,4 x 45,7 | Масса, кг – 12,7
– По виду согласования выходного каскада усилителя с нагрузкой :
1. Трансформаторные усилители
Конечно, речь здесь идет вовсе не о силовых трансформаторах в блоке питания, а о трансформаторах, работающих с аудиосигналом, в задачу которых входит согласование выходного каскада усиления с нагрузкой – акустическими системами или наушниками. Чаще всего трансформаторное согласование используется в ламповой технике, поскольку необходимо согласовывать большое выходное сопротивление лампы с малым импедансом колонок. Для транзисторных аппаратов эта проблема не столь критична, но и здесь в дорогом сегменте порой встречается такой вариант. Ограничением здесь выступает сложность производства и высокая стоимость трансформаторов, способных эффективно работать во всей полосе звуковых частот.
Интегральный ламповый усилитель Audio Note Jinro
Цена – 1 750 000 руб.
Тип – интегральный ламповый усилитель | Название – Audio Note Jinro | Лампы – 5R4WGB (2), 211 (2), ECC82/5814a, 7044 | Выходная мощность, Вт – 20 x 2 (4 / 8 Ом) | Входное сопротивление, кОм – 100 | Чувствительность входов, мВ – 450 | Аудиовходы – стереопары RCA (4) | Энергопотребление (максимальное), Вт – 200 | Габариты, см – 30,5 x 30,5 x 64 | Масса, кг – 38
2. Бестрансформаторные усилители
Транзисторный выходной каскад, построенный на комплементарной паре транзисторов и работающий в двухтактном режиме, в сравнении с ламповым имеет низкое выходное сопротивление, потому здесь вполне можно обойтись без дорогостоящего трансформатора. Именно этот тип усилителей наиболее распространен. В ламповых моделях усилителей такой тип встретить сложнее. Без выходных трансформаторов обходятся либо усилители, работающие на высокоомную нагрузку, либо схемотехнически сложные устройства с множеством выходных ламп, работающих параллельно.
Интегральный усилитель Chord Electronics CPM 3350
Тип – интегральный усилитель | Название – Chord Electronics CPM 3350 | Выходная мощность, Вт – 220 x 2 (8 Ом) | Усиление, дБ – 30 | Частотная характеристика, Гц – 0,8 — 46 000 (по уровню –1 дБ) | Гармонические искажения, % – 0,05 | Отношение сигнал/шум, дБ –
– И, наконец, по режиму работы выходного каскада усилители различаются по классам :
1. Класс «A» — лампы или транзисторы выходного каскада постоянно работают в линейном режиме. Проблема здесь в том, что только довольно узкий участок вольт-амперной характеристики активного элемента является линейным, и для того, чтобы использовать именно этот участок, необходимо задавать смещение (рабочую точку), что приводит к высокому току покоя. Именно по этой причине усилители, работающие в классе A, интенсивно греются даже при отсутствии полезного сигнала на входе, а радиаторы выходных каскадов таких аппаратов напоминают порой батареи отопления. К достоинствам таких усилителей можно отнести минимальные искажения сигнала. Угол отсечки активного элемента при этом равен 360°. В классе «A» работают все линейные однотактные усилители.
Усилитель мощности Gryphon Mephisto
Цена – 3 500 000 руб.
Тип – стереофонический усилитель мощности | Название – Gryphon Mephisto | Выходная мощность, Вт – 175 (8 Ом), 1 400 (1 Ом), 6 000 (пиковая 0,5 Ом) | Усиление, дБ – 31 | Частотная характеристика, Гц – 0 – 400 000 (по уровню –3 дБ) | Выходное сопротивление, Ом – 0, 025 | Входное сопротивление (баланс., 20 — 20 000 Гц), кОм – 20 | Разделение каналов, дБ – бесконечно | Отношение сигнал/шум, дБ – 83 | Гармонические искажения, % – 1 (175 Вт), 0,06% (50 Вт) | Аудиовходы – балансные XLR | Максимальная потребляемая мощность, Вт – 2 650 | Габариты, см – 52 x 34 x 71 | Масса, кг – 108
2. Класс «B» — режим работы двухтактного выходного каскада, когда каждый усилительный элемент из пары обрабатывает полезный сигнал одной полярности. Угол отсечки каждого элемента в этом случае равен 180 градусам. Для уменьшения нелинейных искажений при переходе сигнала через ноль выходные элементы работают с небольшими, но ненулевыми токами покоя. Эти токи существенно меньше, протекающих в каскадах, работающих в классе «A», потому и КПД такого усилителя куда выше, и греется он не настолько сильно. Но здесь нас подстерегает другая проблема – при открытии усилительного элемента всегда будет нелинейность, что приведет к искажениям типа «ступенька», когда один элемент закрывается, а второй только открывается. По этой причине усилительные каскады, работающие в классе «B», в аудиотехнике не применяются.
3. Класс «AB» — как следует из названия, этот тип выходного каскада должен сочетать в себе преимущества классов «A» и «B». Здесь усилительные элементы работают с большими углами отсечки (превышающими 180 градусов). Как и в классе «A», им задается смещение — меньшее, чем в классе «A», но достаточное, чтобы избежать роста искажений в переходном режиме, как в классе «B». Варьируя рабочую точку активных элементов (регулируя ток покоя), можно делать усилитель по характеру ближе к классу «A» или «B». К примеру, если приоритет отдается классу «A», то до определенной мощности такой выходной каскад будет работать в «чистом» классе «A», а в «AB» будет переходить только на высоких уровнях мощности. К подобному типу относится подавляющее большинство современных усилителей, применяемых в бытовой аппаратуре.
Интегральный усилитель Gryphon Diablo 300
Цена – 1 000 000 руб.
Тип – интегральный усилитель | Название – Gryphon Diablo 300 | Выходная мощность (8/4/2 Ом), Вт – 300/600/950 | Усиление, дБ – 38 | Частотная характеристика, Гц – 0,1 – 350 000 (по уровню –3 дБ) | Выходное сопротивление, Ом – 0, 019 | Входное сопротивление (баланс./небаланс., 20 — 20 000 Гц), кОм – 40/20 | Разделение каналов, дБ – >120 | Отношение сигнал/шум, дБ – 85 | Гармонические искажения, % – менее 0,1 | Аудиовходы – балансные XLR (2), аналоговые RCA (3) | Аудиовыходы – небалансный RCA (2) | Максимальная потребляемая мощность, Вт – 1900 | Габариты, см – 48 x 23,5 x 46 | Масса, кг – 38,1
4. Класс «D» — этот тип усилителей переживает в наше время настоящий бум, связанный с тем, что производители все уверенней решают проблемы, возникающие при работе таких усилителей, связанные с линейностью их работы и уровнем искажений. Еще не так давно усилители, работающие в классе «D», можно было встретить лишь в сабвуферах, а сегодня на их базе создаются полнодиапазонные компоненты очень высокого класса. Активный элемент здесь работает в ключевом режиме, что снимает проблему использования лишь линейного участка его характеристики, а для усиления полезного сигнала используется широтно-импульсная модуляция (ШИМ). Полезный сигнал преобразуется специальным блоком в последовательность промодулированных по длительности (ширине) импульсов, которая управляет выходными ключами большой мощности. На выходе ключей стоит простой LC-фильтр, в задачу которого входит усреднение импульсного сигнала — таким образом происходит восстановление усиленного полезного сигнала. Главным достоинством усилителей, работающих в классе «D» — КПД, приближающийся к 100 процентам. За этой цифрой стоит очень многое — нет необходимости проектировать мощные блоки питания и строить огромные системы охлаждения выходных каскадов со всеми вытекающими из этого нюансами, а для портативной техники это означает ощутимо более продолжительную работу на одном заряде аккумулятора.
Интегральный усилитель Devialet Expert 250 Pro
Цена – 1 083 000 руб.
Тип – интегральный усилитель со встроенным блоком ЦАП и платой сетевого стриминга | Название – Devialet Expert 250 Pro | Выходная мощность, Вт – 2 х 250 (6 Ом) | Частотная характеристика, Гц – 0 — 95 000 (–3 дБ) | Гармонические искажения + шум (для полной мощности), % – 0,0005 | Отношение сигнал/шум, дБ – 130 | Коэффициент демпфирования – 8 000 | Выходное сопротивление, Ом – 0,001 | Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, конфигурируемые цифровые или аналоговые 6 х RCA (4 цифровых коаксиальных, cтереопара), Phono MM/МС (2), цифровой оптический TosLink, Gigabit Ethernet, USB type B | Дополнительно – Wi-Fi 802.11ac (2,4 / 5 ГГц) | Габариты, см – 40,0 x 4,0 x 40,0 | Масса, кг – 9,7
Выбираем усилитель и акустику
Ссылка на сайт первоисточник ЗДЕСЬ
Предлагаемая вашему вниманию статья, на наш взгляд, полезна тем, что в ней затрагиваются фундаментальные, можно сказать — извечные, вопросы High Fidelity. Автор, хорошо понимающий суть проблемы, не понаслышке знаком с тяготами, которые преследуют неподготовленных к самостоятельному выбору покупателей. Для начинающих аудиолюбителей материал ценен тем, что авторский опыт изложен в виде краткого перечня практических советов: «не так страшен черт, как его малюют»…
Форумы профильных порталов интернета заполнены вопросами: как усилитель Х работает с акустикой Y? Ответы либо отражают специфические вкусы владельца конкретной системы, либо порождают сонм встречных вопросов. Кроме того, словесное описание характера звучания редко содержит достаточное количество сведений, необходимых для индивидуального выбора аудиотехники. С чего начать несчастному неофиту, удрученному обилием самой разной по классу и цене аппаратуры? С приобретения акустики (опытные мужи советуют на ней не экономить)? Или — с усилителя? Какой из возможных вариантов поведения выбрать? Возьмем на себя смелость дать потенциальному покупателю достаточно простые рекомендации, которые родились из опыта, благоприобретенного автором на практике…
Выбрать недорогой Hi-Fi-усилитель (или AV-ресивер) можно, предъявив к нему четыре элементарных требования.
Первое: минимально допустимая нагрузка должна быть не 8 (или 6), а — 4 ома. В этом случае вы не будете связаны какими-либо ограничениями по допустимым сопротивлениям нагрузки со стороны акустических систем (АС). Полное сопротивление АС (импеданс) принято указывать в виде числа из ряда 2, 4, 6, 8, 16 Ом. Чаще всего встречается 4-, 6- или 8-омная акустика, хотя, строго говоря, импеданс меняется от частоты и может падать до 1–2 Ом (обычно в НЧ-области) или, наоборот, взлетать до 30–50 Ом. Представляется, что безопасность работы усилителя должна быть на первом месте. Если его выходной каскад по каким-либо причинам выйдет из строя и возникнет необходимость обращаться в сервисный центр, то в проведении гарантийного ремонта вам могут отказать на основании нарушения правил эксплуатации. Поэтому лучше, если ваш избранник (стереоусилитель или AV-ресивер) будет «официально» готов к работе с минимальной нагрузкой 4 ома, что косвенно свидетельствует о качестве блока питания.
Второе: максимальная выходная мощность должна соответствовать… размеру помещения. Например, величина 30–50 Вт на канал прекрасно подойдет для комнаты площадью 12–15 кв. м. Для жилища в 20–30 «квадратов» такая мощность при определенных условиях может показаться скромной (крайне нечувствительная акустика, страсть к концертному уровню звучания). Чтобы не выкручивать до предела регулятор громкости и не испытывать по этому поводу комплексов неполноценности, запас мощности не помешает. Есть и более серьезный резон: работающий на пределе возможностей усилитель — потенциальный источник нелинейных искажений, связанных с появлением высших гармоник, которые, в свою очередь, увеличивают риск погубить ВЧ-динамики. Значит, полезно брать аппарат помощнее, например, по 100–120 Вт на канал. А как же — колонки? Не надо пугаться этой цифры, даже если акустика рассчитана на меньшую мощность, просто старайтесь, что называется, контролировать процесс.
Третье: приличный усилитель обязан иметь выходные винтовые клеммы для всех каналов, а не отверстия с пружинными защелками для кабелей. Эта нехитрая деталь конструктивного оформления указывает на уровень претензий самого разработчика. Известно, что при выпуске массового товара счет идет по каждому элементу. Например, лицевая панель из металла, а не из пластика, тяжелый трансформатор и могучие радиаторы охлаждения выходных транзисторов (не микросхем!) в определенном смысле служат признаком Hi-Fi-класса.
Четвертое: не всегда следует безоговорочно стремиться приобрести самую новую модель. Зачастую стереоусилитель, пролежавший на складе год-другой, серьезно дешевеет без всякого ущерба для качества. После первого включения питания достаточно оставить аппарат на пару часов под током без подачи сигнала, чтобы утечка электролитических конденсаторов снизилась до нормы. Устаревшая модель AV-ресивера — другое дело; здесь надо точно знать, какие декодеры многоканального звука вам нужны, а какие — нет.
Вы спрашиваете, а как же многочисленные технические параметры, напечатанные мелким шрифтом на последней странице инструкции по эксплуатации? Подавляющее большинство современных усилителей бюджетного класса имеет очень близкие характеристики, что существенно упрощает проблему выбора. Конечно, если на усилитель предполагается потратить совсем «другие» деньги, то и размышлять придется дольше. И последнее: некоторые с виду малосущественные детали могут сильно повлиять на ваш выбор (автор, например, терпеть не может корпуса золотистого цвета). Подумайте, нужен ли вам пульт дистанционного управления, вход для подключения проигрывателя виниловых грампластинок или выход предусилителя?
Напольник против полочника
Как бы нас не уговаривали покупать аккуратные колоночки для книжной полки, народ с большей охотой продолжает выбирать акустику напольной конструкции — у нее, как правило, динамики большего диаметра, больше объем корпуса, а, следовательно, глубже бас. Примечательно, что по всем правилам АС полочного типа надо устанавливать на стойки, поэтому в итоге они займут столько же места, сколько и напольники, а суммарные затраты (АС плюс стойки) будут соответствовать стоимости напольной системы более высокого класса. Если вы — специалист в области аудио, то допустимую мощность, которая может быть подведена к акустике, и чувствительность колонок следует рассматривать в комплексе, учитывая размер комнаты. Остальные потребители могут спокойно обойтись без расчетов: вся современная акустика Hi-Fi-класса готова к работе в типичных городских квартирах. Если есть возможность, обратите внимание на колонки, имеющие большую массу и габариты. Впрочем, эта рекомендация имеет второстепенное значение, как не имеет решающего значения и конкретный материал диффузоров (иначе все производители динамиков давно бы использовали один-единственный конструкционный материал).
Аудиофилы из числа минималистов скорее всего предпочтут классический двухполосник (два динамика: высокочастотник и СЧ/НЧ-головка), но если вы решили купить напольные колонки, лучше поищите среди них 3- или так называемые 2,5-полосные АС, в которых громкоговорители низкочастотного диапазона дублируются, чтобы уменьшить рабочее смещение диффузоров (обычный способ снизить нелинейные искажения). Любители авторитетных мнений могут сами убедиться, что лучшие профессиональные контрольные аудиомониторы и дорогие High End-системы часто делаются по четырех- или даже по пятиполосным схемам. Желающие проверить этот факт могут посмотреть сводную таблицу параметров акустики; числа в графе «количество полос», как правило, возрастают с увеличением цены. Кстати, известно, что принц Чарлз (наверное, вместе с королевой Великобритании) слушает пятиполосные колонки… Эти рассуждения можно не принимать к сведению в отношении тыловых АС для домашнего кинотеатра (они вполне могут быть и двухполосными). Акустика центрального канала обязательно должна быть очень хорошо экранированной. Это избавит ваш кинескопный телевизор от появления цветовых пятен на изображении. Проверка элементарная: поднесите громкоговоритель к экрану работающего телевизора.
Теперь можно создать таблицу предпочтительных вариантов, сведя в нее данные по моделям АС, которые устраивают по цене, количеству полос и величине импеданса. С чувством некоторого удивления вы обнаружите, что список стал заметно короче. Вооружитесь телефоном или через интернет узнайте реальные цены на выбранные модели. Выяснится, что часть моделей на рынке попросту отсутствует, часть можно купить только без прослушивания, например, с доставкой на дом или по заказу с предоплатой. Покупать такие АС, конечно, не стоит. Нет смысла реагировать и на заклинания типа: такая же акустика — у господина N. В вашей комнате она может звучать совершенно по-другому. Вообще, в области аудио личные предпочтения и субъективизм ваших знакомых — плохие советчики.
В результате предыдущих манипуляций список скорее всего сократится до 3–5 моделей, которые можно начинать прослушивать. Вооружитесь CD или DVD с хорошо известными вам музыкальными произведениями, записанными с высоким качеством, а также захватите с собой тестовый компакт-диск с записью скользящего по всему частотному диапазону тону и с синусоидальным сигналом 315 Гц (уровень 0 дБ). Посетите большой салон по продаже аудиотехники, в котором представлены, по крайней мере, две облюбованные модели колонок. Заметим, что, как правило, в Hi-Fi-салонах для демонстрации используются высококлассные усилители. Далее самое сложное: попросите подключить к левому каналу усилителя одну АС первой модели, а к правому каналу — одну АС второй претендентки. В ответ на возмущенные заявления продавца, что так не делается, примите многозначительный вид искушенного специалиста (должно сработать). Как только колонки заиграют, вы немедленно услышите разницу в звучании. Обратите внимание на тональный баланс (тепло/холодно), после чего сможете смело ставить галочку в своем списке. Не забудьте при необходимости выровнять громкость звучания с помощью регулятора баланса (колонки разных моделей могут иметь отличия в чувствительности) и попросите снять защитные грили с лицевых панелей. Если повезло, и в салоне есть еще варианты акустики из вашего списка, попросите заменить не приглянувшуюся по звучанию колонку на новую. Таким же способом подключая две разные колонки одновременно к левому и правому выходам усилителя, можно сравнить АС центрального канала, тыловые громкоговорители. Заметим, что предложенный метод на самом деле весьма далек от совершенства. Речь идет всего лишь о достаточно быстром выборе «вкусного» звука, звука, который должен понравиться по наиболее явным тональным признакам (как цвет крема, который украшает торт). Разумеется, более глубокая оценка таких тонких вещей, как динамические возможности системы, способность колонок воспроизводить пространственные нюансы в звуковой картине, рисовать сцену по глубине и ширине панорамы, конечно же, предполагает классическое прослушивание стереопары.
Что делать, если на слух сразу не удалось определить свои предпочтения (например, тональный баланс, уровень нелинейных искажений и чувствительность разных АС оказались очень близки)? Поставьте тестовый CD с синусоидальным тоном 315 Гц (уровень 0 дБ) в проигрыватель, выведите регулятор громкости на минимум. Последнее указание особенно важно: если вы испортите акустику слишком мощным сигналом, это вряд ли понравится администрации салона. Отключите один из каналов усилителя, а затем плавно и осторожно добавляйте громкость, прослушивая характер довольно неприятного гудящего звука. В какой-то момент звук станет искаженным, как бы жужжащим. Запишите или запомните соответствующее показание индикатора уровня на усилителе. Убавьте громкость, а затем проделайте тот же трюк с другой АС. Если чувствительности обеих претенденток близки, то колонка с наибольшим показателем имеет больше шансов быть избранной, поскольку она при более высокой громкости дает звук без искажений. Контрольное прослушивание неплохо дополнить пробежкой «свип-тоном» по всему частотному диапазону. Здесь не надо мучить колонку высокой громкостью: даже тихого звука достаточно, чтобы оценить, нет ли посторонних призвуков, резонансных всплесков или негармонических проявлений типа дребезга элементов конструкции (пластиковые накладки, грили, платы кроссоверов и т.п.). Подчеркнем еще раз, что столь необычный способ сравнения нельзя признать корректным на все 100%, однако в его эффективности может убедиться каждый.
Напоследок…
Покупая акустику с рук или на рынке, попросите подключить пару АС к усилителю. На среднем уровне громкости внимательно прослушайте работу каждого динамика, приблизив к нему ухо. Вы должны отчетливо слышать работу в частотных полосах от самой верхней головки до басовой. Осторожно приложите подушечки пальцев к краям диффузоров НЧ- и СЧ-динамиков вблизи подвесов — вы должны ощутить уменьшение амплитуды колебаний при поочередном «ощупывании» басового динамика и СЧ-драйвера. Этот эффект укажет на отсутствие короткого замыкания в цепях кроссовера. Внимание! Никогда не касайтесь купольных мембран высокочастотных излучателей — металлические и шелковые полусферы микронной толщины очень легко повредить! На приличной громкости хорошо ощущается поток воздуха в трубе фазоинвертора. Плотно прижмите ладонь к отверстию фазоинвертора и убедитесь, что звучание несколько изменилось. Снижение уровня баса свидетельствует, что труба фазоинвертора случайно не перекрыта изнутри демпфирующим материалом (очень распространенный дефект сборки). Разумеется, было бы неплохо принести свой свежеприобретенный усилитель и испытывать его при работе с разными АС, но далеко не в каждом салоне согласятся с вашим предложением. Оптимальный выход — получение комплектов акустики под залог для проведения испытаний в домашних условиях. Однако в нашей действительности этот вариант выглядит совсем уж фантастическим.
Перечисленные рекомендации, конечно, не являются исчерпывающими или обязательными. И все же… Не забудьте испытать свою систему упомянутым сигналом (315 Гц с уровнем 0 дБ), запишите где-нибудь на видном месте показания регулятора громкости на усилителе, соответствующие началу искажений, и никогда их не превышайте. Помните, акустика боится не громкого, а искаженного сигнала.