Как выделить глаголы в тексте

Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры

В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»

Как выделить глаголы в тексте. Смотреть фото Как выделить глаголы в тексте. Смотреть картинку Как выделить глаголы в тексте. Картинка про Как выделить глаголы в тексте. Фото Как выделить глаголы в тексте

Что мы знаем о частях речи

Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.

Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.

Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)

Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.

Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.

Что такое синтаксическая роль

Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.

Например, было предложение «Как красив лес ранней осенью!» и на интересует слово «ранней». Мы пишем: «осенью какой? ранней» и подчеркиваем «ранней» волнистой линией.

Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.

Как и что подчеркивается?

В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:

Подлежащее – одной чертой

Сказуемое – двумя чертами

Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)

Определение – волнистой линией

В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.

Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.

Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.

Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи

Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).

Рассмотрим пример с существительным.

Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения.

Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)

Читать – ее страсть. (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)

В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.

Исключение – приложение, которое чаще всего стоит в том же падеже, что и определяемое существительное, то есть, если относится к подлежащему, то стоит тоже в именительном падеже.
Река Нева протекает по Ленинградской области. Нева – приложение (река какая? Нева)

Я прочитал статью. (прочитал что? статью; это дополнение)

У меня есть юбка в клетку. (юбка какая? в клетку; это определение)

Мы уехали из города. (уехали откуда? из города; это обстоятельство)

Таблица-помощник

Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.

Член предложения

Как подчеркивается

Вопросы

Части речи

Кто? Что? о чем говорится в предложении?

Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)

Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?

Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)

Вопросы косвенных падежей

Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание

Какой? чей? который по счету?

Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное

Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив

Что мы узнали?

Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.

Источник

Как выделить основу глагола?

Зачёт по русскому языку по теме «Глагол», 4 класс

1. Что такое глагол? Что он обозначает? На какие вопросы отвечает?

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? что делал? что сделал?

Неопределённая форма глаголов.

Это начальная форма глагола. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

Что сделать? выучить

У глаголов в неопределённой форме нет окончания!

Как изменяются глаголы?

Глаголы изменяются по временам:

Настоящее время – показывает, что действие происходит в момент речи (что делаю? говорю, смотрю)

Будущее время – показывает, что действие будет происходить после момента речи (что сделаю? что буду делать? посмотрю, буду говорить)

Прошедшее время – показывает, что действие происходило до момента речи (что делал? что сделал? говорил, сказал)

Глаголы изменяются по лицам:

I лицо – я, мы (говорю, говорим)

II лицо – ты, вы (говоришь, говорите)

III лицо – он, она, оно, они (говорит, говорят)

Глаголы изменяются по числам:

Единственное число – смотрит

Множественное число – смотрят

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам:

Мужской род – он (смотрел)

Женский род – она (смотрела)

Спряжение глаголов.

Изменение глаголов настоящего и будущего времени пол лицам и числам называется спряжением.

По личным окончаниям глаголы делятся на два группы: глаголы

I спряжения и глаголы II спряжения.

Ко II спряжению относятся:

— все глаголы, оканчивающиеся на – ить, кроме брить, стелить;

7 глаголов, оканчивающихся на – еть:

терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, видеть.

слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к I спряжению.

Алгоритм определения спряжения

I. Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное или безударное.

II. Если ударное – ставлю глагол в форму 3 лица мн.числа. если окончание

III. Если безударное:

1. Ставлю глагол в начальную форму.

2. Смотрю, какой суффикс перед -ть-.

5. Обозначаю орфограмму (выделяю окончание, указываю спряжение)

Спряжение глаголов настоящего и будущего простого времени
I спр.II спр.
-у (-ю) -ушь (-ёшь) -ет (-ёт)-у (-ю) -ишь -ит
-ем (ём) -ете (ёте) -ут (-ют)-им -ите -ат (-ят)

Каким членом предложения может быть глагол? Привести примеры.

В предложении глаголы чаще всего бывают сказуемыми и подчёркиваются двумя чертами.

Как проверить безударные личные окончания глаголов? Орфограмма «Буквы Е –И в окончаниях глаголов».

Чтобы определить, какую гласную букву писать в личном окончании глагола, нужно:

1. Поставить глагол в неопределённую форму;

2. Выделить глагольный суффикс, который стоит перед суффиксом –ТЬ:

3. По глагольному суффиксу определить спряжение глагола:

Решать (I спр.), любить (II спр.);

4. Вспомнить личные окончания глаголов этого спряжения и написать нужную гласную в окончании:

Ь пишетсяЬ не пишется
у глаголов в неопределённой форме кататься, смеятьсяУ глаголов 3-го лица (он) катается, (они) смеются

Чтобы не ошибаться в написании –тся и –ться, нужно ставит к глаголам вопросы:

Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он пишется и в глаголе.

Если в вопросе мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он не пишется.

Орфограмма « Мягкий знак (Ь) после шипящих в неопределённой форме глагола и во 2-м лице единственного числа».

Ь пишется
В неопределённой форме глаголов после шипящихберечь, стеречь, сжечь
В окончаниях глаголов 2-го лица единственного числапосле шипящихпишешь, читаешь, играешь, смотришь, говоришь.

Орфограмма «Написание частицы не с глаголом».

Не с глаголом пишется раздельно.

Возвратные глаголы.

Глаголы с суффиксом –ся (-сь) называются возвратными.

Суффикс –ся пишется после согласных и после мягкого знака (Ь):

Суффикс –сь пишется после гласных:

Как выделить основу глагола?

Источник

Как подчеркиваются части речи?

Как выделить глаголы в тексте. Смотреть фото Как выделить глаголы в тексте. Смотреть картинку Как выделить глаголы в тексте. Картинка про Как выделить глаголы в тексте. Фото Как выделить глаголы в тексте Как выделить глаголы в тексте. Смотреть фото Как выделить глаголы в тексте. Смотреть картинку Как выделить глаголы в тексте. Картинка про Как выделить глаголы в тексте. Фото Как выделить глаголы в тексте

Всего получено оценок: 623.

Всего получено оценок: 623.

В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»

Как выделить глаголы в тексте. Смотреть фото Как выделить глаголы в тексте. Смотреть картинку Как выделить глаголы в тексте. Картинка про Как выделить глаголы в тексте. Фото Как выделить глаголы в тексте

Что мы знаем о частях речи

Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.

Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.

Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)

Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.

Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.

Что такое синтаксическая роль

Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.

Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.

Как и что подчеркивается?

В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:

Подлежащее – одной чертой

Сказуемое – двумя чертами

Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)

Определение – волнистой линией

В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.

Приложение – это вид определения, поэтому оно тоже подчеркивается волнистой линией.

Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно сильно ошибиться.

Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи

Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).

Рассмотрим примеры с существительным.

Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)

В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.

Я прочитал статью . (прочитал что? статью; это дополнение)

Таблица-помощник

Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.

Член предложения

Как подчеркивается

Вопросы

Части речи

Кто? Что? о чем говорится в предложении?

Существительное, местоимение, числительное, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)

Что делает? Что это? Каков? Что сообщается о подлежащем?

Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)

Вопросы косвенных падежей

Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание

Какой? Чей? Который по счету?

Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени?

Наречие, деепричастие, существительное, местоимение, инфинитив

Как выделить глаголы в тексте. Смотреть фото Как выделить глаголы в тексте. Смотреть картинку Как выделить глаголы в тексте. Картинка про Как выделить глаголы в тексте. Фото Как выделить глаголы в тексте

Что мы узнали?

Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.

Источник

Дополнение

Как выделить глаголы в тексте. Смотреть фото Как выделить глаголы в тексте. Смотреть картинку Как выделить глаголы в тексте. Картинка про Как выделить глаголы в тексте. Фото Как выделить глаголы в тексте

3 класс, 4 класс, 5 класс, 8 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое дополнение

Дополнение в русском языке — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект.

Дополнения в предложении могут отвечать на такие вопросы:

Родительный падеж: кого? чего?

Дательный падеж: кому? чему?

Винительный падеж: кого? что?

Творительный падеж: кем? чем?

Предложный падеж: о ком? о чем?

Дополнение может быть связано с подлежащим, сказуемым, определением. Во время разбора предложения по членам его выделяют пунктирной чертой.

Пример

Как выделить глаголы в тексте. Смотреть фото Как выделить глаголы в тексте. Смотреть картинку Как выделить глаголы в тексте. Картинка про Как выделить глаголы в тексте. Фото Как выделить глаголы в тексте

Чем выражены разные виды дополнений?

Ухватился (за что?) за забор

Разделить (на что?) на три

Причастие в роли существительного

Взглянул (на кого?) на входящего

Прилагательное в роли существительного

Думал (о чем?) о давнем

Неопределенная форма глагола

Просил (о чем?) приехать

Словосочетание из существительного и количественного числительного

Говорили (о ком?) о трех бардах

Наречие в значении имени существительного

Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня

Мы услышали громкое (что?) «мяу» из комнаты

Неделимое словосочетание, в которое входит существительное в косвенном падеже

Ехал (к кому?) к бабушке с дедушкой

Прямое дополнение

Прямое дополнение относится к переходным глаголам и обозначает предмет, на который направлено действие. Такие дополнения выражаются в виде существительного или местоимения в винительном падеже без предлога. Иногда — в родительном.

Рассмотрим примеры предложений, чтобы понять, чем бывают выражены прямые дополнения.

Если есть частица ни, глагол с не, отрицательное местоимение или наречие, которое усиливает отрицание:

Никогда никому не доверял своей тайны

Если дополнение выражено существительным с конкретным значением:

Не наклоняй знамя-то.

Если по смыслу дополнение выражает часть от целого:

Не купил конфет к чаю

Если дополнение стоит перед управляющим словом:

Землю не отнимут у них

Если дополнение выражено отвлеченным существительным:

Утро не принесло ясности

Если есть конструкция не + вспомогательный глагол в личной формате + управляющий глагол в неопределенной форме + дополнение:

Не хочу вспоминать про Оренбургскую осаду

Косвенное дополнение

Все дополнения, которые нельзя отнести к прямым, называют косвенными.

Как выражены косвенные дополнения

Обратился к сестре

Причастие в роли существительного

Взглянул на входящего

Неопределенная форма глагола

Наречие в значении имени существительного

Завтра не будет похоже на вчера

Словосочетание из существительного и количественного числительного

Говорили о трех бардах

Неделимое словосочетание, в которое входит существительное в косвенном падеже

Ехал к бабушке с дедушкой

Мы услышали громкое «мяу» из комнаты

Проверьте себя

Выделите дополнения в этих предложениях и укажите, чем они выражены.

Она читала ему стихи о подорожнике и звоне колоколов над Луарой.

Он выбежал во двор, не надевая куртки.

Всю ночь он видел яркие сны о трех королевствах.

Оказалось, свежих цветов в этом доме давно не было.

Старики просили навестить их зимой, когда в деревне особенно одиноко.

Мы всю ночь проговорили о тех трех историях и не сразу заметили, как скоро наступил рассвет

Готовьтесь к ОГЭ по русскому языку на курсах от Skysmart! Вас ждут интерактивные задания и домашки, примеры из современных текстов и стопроцентное внимание преподавателя.

Источник

Работа с малым текстом при изучении темы «Глагол»

Цель: повторение и углубление знаний о глаголе, формирование умения работать с текстом и выполнять его комплексный анализ, умения воспринимать чужую речь и составлять свою; воспитание любви к природе.

Оборудование: спроецированный на интерактивной доске текст; диск “Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 классы” под редакцией О.И.Руденко-Моргун с уроком в виртуальном классе “Глагол как часть речи”; раздаточный материал с текстами для самостоятельной работы.

Ход урока.

I. Актуализация прежних знаний.

II. Комплексная работа с текстом.

1. Выразительное чтение текста, спроецированного на интерактивной доске.

— Попробуем вставить эти глаголы в текст и прочитаем, что получилось.

— Есть ли еще глаголы в данном тексте? (Присел, слушаю, радуюсь.) Что они обозначают? (Действия человека, его состояние, чувства.) Скажите, пожалуйста, какую роль играют глаголы в нашей речи? (Глаголы обозначают действие, движение, его динамику, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и т.д.)

— Назовите формы слова КАРКАЕТ (каркаю, каркаем, каркаешь, каркаете, каркает, каркают) и подберите однокоренные слова (каркать, каркали, Каркуша). Выполним синтаксический разбор предложения с данным словом.

— Попробуем дать определение, что же такое глагол? Посмотрим по учебнику правило, правильно ли мы все сказали.

III. Закрепление изученного.

1.Просмотр урока виртуального класса.

-А теперь посмотрим урок в виртуальном классе и определим, все ли мы знаем о глаголе как о части речи. ( Просмотр урока.)

Конспект урока виртуального класса.

“Что за часть речи глагол?”.

Учитель: Знаете ли вы, что такое глагол?

Вася: Конечно. Это часть речи.

Анфиса: Это самостоятельная часть речи.

Учитель: Но давайте посмотрим на ответ Лизы. Он кажется мне очень интересным.

Восстань, пророк!
И виждь, и внемли!
Исполнись волею моей.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Учитель: Как вы думаете, правильно ли наши предки словом “глагол” называли любое слово, речь вообще? За что глаголу такая честь? Может быть, эта часть речи самая важная в языке?

Анфиса: По-моему, тоже неправильно. Я бы назвала “словом” существительное. Это оно называет всё, что существует: землю, солнце, людей. Учитель: Все ребята в какой-то степени правы.

Учитель: Права и Анфиса. Действительно, всему дают имена и названия существительные.

Учитель: Но я собираюсь вам доказать, что без глагола язык мёртв. Учитель: О! Что это у нас появилось?

Анфиса: Кот и собака.

Учитель: Сколько существительных вы назвали!

Учитель: Ну, что? Интересно? Вася: Пока не очень. Вот если бы узнать, что случилось.

Учитель: Есть волшебные слова, с помощью которых мы можем это узнать. Учитель: Попробуем? Откроем сундучок? Класс: Да!

Учитель: Ну, а теперь смотрите внимательно.

Учитель: Какие волшебные слова помогли нам рисунки превратить в мультфильм?

Учитель: Да, с помощью глаголов мы смогли “оживить” рисунки.

Учитель: Глаголы способны “оживлять”, потому что обозначают действие.

Учитель: Анфиса права. Этот глагол обозначает чувство.

Учитель: С помощью глаголов можно рассказать не только о действиях, но и о состоянии человека и природы, передать движение, поведать о чувствах и переживаниях, назвать признак.

Учитель: Но когда мы даём определение глаголу в морфологии, мы обобщаем различные значения глагола и говорим, что он обозначает действие в широком смысле слова.

— Во всем ли мы были правы, ничего не забыли? Тогда посмотрим, внимательно ли вы посмотрели фильм и хорошо усвоили тему.

2. Выполнение заданий.

— Выполним задания. (Задания по теме даны в том же диске, их можно выполнять коллективно или отправить по сетевой связи на компьютеры для индивидуальной работы.)

Задание 1.Вспомни, что ты знаешь о глаголе. Отметь правильные утверждения.

2, Глагол в начальной форме отвечает на вопрос что делать?

3 Начальная форма глагола называется инфинитив.

Задание 2. Какое значение имеют выделенные глаголы. Ответ выбери из списка: действие, состояние, движение, чувство, признак.

Задание 3. Посмотри! Всё это может обозначать глагол. Но какая характеристика самая общая? С помощью какой из них мы характеризуем глагол как часть речи?

IV. Самостоятельная работа. Задание: вставить подходящие по смыслу глаголы; выполнить комплексный анализ текста.

V. Домашнее задание. Написать сочинение “Скоро весна” по данному началу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *