Как выделить общую часть дроби
Смешанные числа
Среди обыкновенных дробей различают два разных вида.
Правильные и неправильные дроби
Обратите внимание, что в двух первых дробях (
3 |
7 |
и
5 |
7 |
) числители меньше знаменателей. Такие дроби называют правильными.
У правильной дроби числитель меньше знаменателя. Поэтому правильная дробь всегда меньше единицы.
Рассмотрим две оставшиеся дроби.
Дробь
7 |
7 |
имеет числитель равный знаменателю (такие дроби равны единицы), а дробь
11 |
7 |
имеет числитель больший знаменателя. Такие дроби называют неправильными.
У неправильной дроби числитель равен или больше знаменателя. Поэтому неправильная дробь или равна единице или больше единицы.
Любая неправильная дробь всегда больше правильной.
Как выделить целую часть
У неправильной дроби можно выделить целую часть. Рассмотрим, как это можно сделать.
Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть надо:
Полученное число выше, содержащее целую и дробную часть, называют смешанным числом.
Мы получили смешанное число из неправильной дроби, но можно выполнить и обратное действие, то есть представить смешанное число в виде неправильной дроби.
Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби надо:
Пример. Представим смешанное число в виде неправильной дроби.
Любое смешанное число можно представить как сумму целой и дробной части.
Любое натуральное число можно записать дробью с любым натуральным знаменателем.
Частное от деления числителя на знаменатель такой дроби будет равно данному натуральному числу.
Как выделить целую часть дроби
Как неправильную дробь перевести в правильную? Для этого надо выделить из нее целую часть. А как выделить целую часть дроби? Рассмотрим, как это следует делать, в теории и на примерах.
Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, нужно:
1) Разделить с остатком числитель на знаменатель.
2) Неполное частное записать в целую часть.
3) Остаток (если он есть) записать в числитель.
4) Знаменатель оставить тот же.
Теперь рассмотрим, как выделить целую часть дроби, на конкретных примерах.
Перевести неправильные дроби в правильные:
1) Делим с остатком числитель на знаменатель:
Неполное частное равно 8. Это — целая часть. Остаток от деления равен 3. Его записываем в числитель. Знаменатель 7 переписываем без изменения:
так как числитель делится на знаменатель нацело.
Каталог статей
Смешанные числа. Выделение целой части
Среди обыкновенных дробей различают два разных вида.
Правильные и неправильные дроби
Рассмотрим дроби.
Обратите внимание, что в двух первых дробях (3/7 и 5/7) числители меньше знаменателей. Такие дроби называют правильными.
Рассмотрим две оставшиеся дроби.
Дробь 7/7 имеет числитель равный знаменателю (такие дроби равны единицы), а дробь 11/7 имеет числитель больший знаменателя. Такие дроби называют неправильными.
Любая неправильная дробь всегда больше правильной.
Как выделить целую часть
У неправильной дроби можно выделить целую часть. Рассмотрим, как это можно сделать.
Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть надо:
1. разделить с остатком числитель на знаменатель;
2. полученное неполное частное записываем в целую часть дроби;
3. остаток записываем в числитель дроби;
4. делитель записываем в знаменатель дроби.
Пример. Выделим целую часть из неправильной дроби 11/2.
• Разделим в столбик числитель на знаменатель.
• Теперь запишем ответ.
Мы получили смешанное число из неправильной дроби, но можно выполнить и обратное действие, то есть представить смешанное число в виде неправильной дроби.
Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби надо:
1. умножить его целую часть на знаменатель дробной части;
2. к полученному произведению прибавить числитель дробной части;
3. записать полученную сумму из пункта 2 в числитель дроби, а знаменатель дробной части оставить прежним.
Пример. Представим смешанное число в виде неправильной дроби.
• Умножаем целую часть на знаменатель.
3 • 5 = 15
• Прибавляем числитель.
15 + 2 = 17
• Записываем полученную сумму в числитель новой дроби, а знаменатель оставляем прежним.
Любое смешанное число можно представить как сумму целой и дробной части.
Частное от деления числителя на знаменатель такой дроби будет равно данному натуральному числу.
Примеры.
«Выделение целой части из неправильной дроби» (урок «Открытие нового знания»). 4-й класс
Разделы: Математика
Класс: 4
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: действие по аналогии, анализ, обобщение.
1) Формула деления с остатком.
2) Алгоритм выделения целой части из неправильной дроби.
3) Знаковая форма выделения целой части из неправильной дроби.
1) листочки с заданием (к этапу 2)
Опеределите по числовому лучу какому смешанному числу соостветствуют дроби
2) Подробный образец для самопроверки (к этапу 6)
1 Самоопределение к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1.
— На протяжении нескольких уроков мы работали с некоторыми числами. С какими числами мы работали? (С дробными числами).
— Какие знания у нас есть об этих числах? (Умеем их читать, записывать, сравнивать, решать задачи).
— Предлагаю продолжить нашу плодотворную работу. Вы готовы? (Да).
— Сегодня мы продолжим работать с дробными числами. Я уверена, что у нас с вами все получится на отлично. Но сначала повторим материал предыдущих уроков.
2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цели:
1. Актуализировать умение находить правильные и неправильные дроби, смешанные числа, определение правильной и неправильной дроби, смешанного числа.
2. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала.
3. Зафиксировать ситуацию, когда учащиеся не смогут выделить целую часть из неправильной дроби.
Организация учебного процесса на этапе 2.
— С какими числами мы познакомились на предыдущем уроке? (Со смешанными числами).
— Из чего состоит смешанное число? (Из целой и дробной части).
На доске записаны дроби и смешанные числа.
— На какие группы можно разделить представленные числа?
— Правильные дроби ().
— Какие дроби называются правильными? (Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. Правильная дробь меньше единицы).
— Неправильные дроби. (…..)
— Какие дроби называются неправильными? (Дробь, у которой числитель больше знаменателя или числитель равен знаменателю).
— Какие из неправильных дробей можно представить в виде натурального числа?
— Какую дробь можно представить в виде смешанного числа? (Неправильную дробь, где числитель больше знаменателя).
— Определите с помощью числового луча, какому смешанному числу равна дробь
У учащихся лист с заданием (Р-1), один ученик работает у доски, комментирует.
— Назовите наименьшее смешанное число?( )
— Наибольшее? ()
— Какое арифметическое действие вам помогло? ( Деление. Деление с остатком).
— Докажите. (На доске: Д-1).
— 12:7=1 (ост.5); 15:7=2 (ост.1); 25:7=3 (ост.4); 31:7=4 (ост.3)
— Выделите целую часть дроби , запишите смешанное число. Дети работают на обратной стороне листочка. Разные варианты ответов выносятся на доску.
— Как вы действовали?
3 Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 3.
— Какое задание вы выполняли? (Надо выделить целую часть из дроби ).
— Чем это задание отличается от предыдущего? (Тот способ, который нам помогал выделять целую часть из неправильной дроби не подходит для дроби . Эту дробь неудобно показать на числовом луче).
— Что же мы видим? (У нас получились разные ответы).
— Почему? (Мы пользовались разными способами. У нас нет алгоритма выделения целой части из неправильной дроби).
— Какова же цель нашего урока? (Построить алгоритм и научиться выделять целую часть из неправильной дроби).
— Подумайте и сформулируйте тему нашего урока. («Выделение целой части из неправильной дроби»).
На доске открывается название темы урока.
4 Построение проекта выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4
— Каким способом вы предлагаете найти, сколько в дробном числе целых единиц? (Числитель разделить на знаменатель).
— Какой знак в записи дроби вам подсказал, как надо действовать? (Черта дроби – знак деления).
числитель
разделить
на знаменатель
a : b
— Запишем дробь в виде частного: 65 : 7.
— Какой это вид деления? (Деление с остатком. На доске: Д-1).
— Найдите результат. (65 : 7 = 9) (ост. 2)
— Что означает в полученном равенстве частное 9 и остаток 2? (Частное 9 означает, что в 65 содержится 9 раз по 7 и 2 остается).
— Что будет обозначать частное 9 в смешанном числе? (9 – это целая часть смешанного числа).
— Что будет обозначать остаток 2 в смешанном числе? (2 – это числитель дроби смешанного числа).
— А знаменатель? (Он остается, не изменяется).
знаменатель ( b )
не изменяется
— Какое смешанное число у нас получилось?
— Выполнили мы задание? (Да).
— Какое математическое действие нам помогло? (Деление с остатком. На доске: Д-1).
Учитель возвращается к ответам на листочках, обобщает, поощряет словом тех, кто выполнил правильно. В групповой форме учащиеся выводят новый способ в знаковой форме на листочках. Выбирается правильный вариант.
— Запишите, пользуясь формулой деления с остатком (Д-1), какому смешанному числу равна дробь ?
— Как из неправильной дроби выделить целую часть?
— Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, надо её числитель разделить на знаменатель. Частное будет целой частью, остаток – числитель, а знаменатель не изменяется.
— Давайте всё же проверим наше мнение с мнением учебника. Откройте страницу 26, Математика 4 (2 часть), прочитайте правило сначала про себя, а потом вслух.
Физминутка (по выбору учителя).
5 Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
Зафиксировать способ выделения целой части из неправильной дроби во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5.
— Давайте ещё раз повторим алгоритм выделения целой части из неправильной дроби. Д-2
— Мы с вами составили алгоритм выделения целой части из неправильной дроби. Какова цель нашей дальнейшей деятельности? (Потренироваться).
№ 4 (а,б,в) стр. 26 – с комментированием по образцу.
№ 4 (г, д) стр. 26 – в парах.
6 Самоконтроль с самопроверкой.
Организация учебного процесса на этапе 6.
— Вы сумели вывести алгоритм выделения целой части из неправильной дроби и потренировались в решении примеров. Я думаю, теперь вы сможете выполнить задание сами.
№ 3 стр. 26 – 1 вариант – 1 и 2 столбик;
2 вариант – 3 и 4 столбик;
— Кто желает, может выполнить задание и другого варианта.
Учащиеся выполняют работу, по окончании которой проверяют себя по образцу для самопроверки. Используется карточка Р-2.
— Проверьте себя по образцу для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?» зеленой ручкой.
— Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)
Можно организовать работу по коррекции ошибок в группах или фронтально. Консультантами назначаются учащиеся, которые не допустили ошибок.
7 Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
Тренировать способности выделять целую часть из неправильной дроби.
Организация учебного процесса на этапе 7.
— Попробуем применить наши знания при сравнении дроби и смешанного числа.
— Найдите неравенство, в котором надо сравнить правильную дробь с неправильной.
— Выделим целую часть из неправильной дроби.
— Значит?!
— Неправильная дробь больше правильной. Мы это доказали, выделив целую часть.
— Закончите задание, сравните.
8 Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 8.
— Чему научились на уроке? (Выделять целую часть из неправильной дроби).
— Какой алгоритм мы построили? (Можно проговорить алгоритм Д-2).
— У кого были трудности? Как будете, действовать?
— Кто сегодня доволен собой? Почему?
— Оцените объективно свою работу на уроке, выбрав соответствующее смешанное число. Число запишите зеленой ручкой на полях тетради.
— мне было трудно на уроке.
— я понял урок, но мне нужна тренировка.
— я хорошо понял урок, но нужна помощь.
— я молодец, понял урок на отлично.
Домашнее задание: придумать пять неправильных дробей и выделить целую часть; №10, №11 стр. 28 – по выбору; № 15 стр. 28 (а или б) – по желанию.
Обыкновенные дроби
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Доля целого
Доля — это каждая равная часть, из суммы которых состоит целый предмет.
Для примера возьмем два мандарина. Когда мы их почистим, то получим в каждом мандарине разное количество долек или долей. В одном может быть 6, а в другом — целых 9. Размеры долей у каждого мандарина тоже разные.
У каждой доли есть свое название: оно зависит от количества долей в конкретном предмете. Если в мандарите шесть долей — каждая из них будет определяться, как одна шестая от целого.
Понятие доли можно применить не только к предметам, но и величинам. Так, например, картина занимает четверть стены — при этом ее ширина треть метра.
Чтобы быстрее запомнить соотношения частей и целого, можно использовать наглядную табличку:
Понятие дроби
Дробь — это запись числа в математика, в которой a и b — числа или выражения. По сути, это всего лишь одна из форм, в которой можно представить число. Есть два формата записи:
Виды дробей:
Какие еще бывают дроби:
Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.
Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3\5.
Выделение целой части из неправильной дроби — это запись неправильной дроби в виде суммы натурального числа и правильной дроби. Например, 11/5 = 2 + 1/5.
Онлайн-курсы математики для детей помогут подтянуть оценки, подготовиться к контрольным, ВПР и экзаменам.
Как устроена обыкновенная дробь
Обыкновенная дробь — это запись вида m/n, где m и n любые натуральные числа.
Такие дроби записываются с помощью двух натуральных чисел и горизонтальной черты, которая называется чертой дроби. Иногда ставится не горизонтальная черта, а косая.
Числитель обыкновенной дроби m/n — это натуральное число m, которое стоит над чертой. Числитель это делимое — то, что мы делим.
Знаменатель обыкновенной дроби m/n — натуральное число n, которое стоит под чертой. Знаменатель это делитель — то, на сколько делим.
Черта между числителем и знаменателем — символ деления.
Равные обыкновенные дроби — обыкновенные дроби a/b и c/d, для которых справедливо равенство: a * d = b * c. Пример равных дробей: 1/2 и 2/4, так как 1 * 4 = 2 * 2.
Неравные обыкновенные дроби — обыкновенные дроби a/b и c/d, для которых равенство: a * d = b * c не является верным.
Как устроена десятичная дробь
В десятичной дроби знаменатель всегда равен 10, 100, 1000, 10000 и т.д. Выходит, что десятичная дробь — это то, что получается, если разделить числитель на знаменатель. Десятичную дробь записывают в строчку через запятую, чтобы отделить целую часть от дробной. Вот так:
Конечная десятичная дробь — это дробь, в которой количество цифр после запятой точно определено.
Бесконечная десятичная дробь — это когда после запятой количество цифр бесконечно. Для удобства математики договорились округлять эти цифры до 1-3 после запятой.
Свойства дробей
Основное свойство дроби: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится дробь, равная данной. Формула выглядит так:
где a, b, k — натуральные числа.
Обыкновенная и десятичная дробь — давние друзья. Вот, как они связаны:
У нас есть отличные курсы по математике для учеников с 1 по 11 классы, записывайтесь!
Действия с дробями
С дробями можно выполнять те же действия, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. А еще дроби можно сокращать и сравнивать между собой. Давайте попробуем.
Сравнение дробей
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.
Сравним 1/5 и 4/5. Как рассуждаем:
Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, нужно привести дроби к общему знаменателю. А после приведения дробей к общему знаменателю, можно применить правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
Пример. Сравнить 2/7 и 1/14.
Важно запомнить: любая неправильная дробь больше любой правильной. Потому что неправильная дробь всегда больше или равна 1, а правильная дробь всегда меньше 1.
Чтобы сравнить дроби с разными числителями и знаменателями, нужно:
Чтобы привести дроби к наименьшему общему знаменателю, нужно:
Сокращение дробей
Сокращение дроби — это деление числителя и знаменателя дроби на одно и то же натуральное число. Сократить дробь значит сделать ее короче и проще для восприятия. Например, дробь 1/3 выглядит намного проще и красивее, чем 27/81.
Сокращение дроби выглядит так: зачеркивают числитель и знаменатель, а рядом записывают результаты деления числителя и знаменателя на одно и то же число.
В этом примере делим обе части дроби на двойку.
Можно никуда не спешить и сокращать дроби последовательно, в несколько действий.
Сложение и вычитание дробей
При сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями к числителю первой дроби прибавляют числитель второй дроби (из числителя первой вычитают числитель второй) и оставляют тот же знаменатель.
Не забудьте проверить, можно ли сократить дробь и выделить целую часть.
При сложении и вычитании дробей с разными знаменателями нужно найти наименьший общий знаменатель, сложить или вычесть полученные дроби (используем предыдущее правило).
Для этого запишем в столбик числа, которые в сумме дают значения делителей. Далее перемножаем полученное и получаем НОК.
НОК (15, 18) = 3 * 2 * 3 * 5 = 90
Полученные числа запишем справа сверху над числителем.
Ход решения одной строкой:
Сложение или вычитание смешанных чисел можно привести к отдельному сложению их целых частей и дробных частей. Для этого нужно действовать поэтапно:
Необходимо приводить к общему, если знаменатели разные. Для этого воспользуемся знаниями из предыдущего примера.
Если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, нужно выделить ее целую часть и прибавить к полученной ранее целой части.
Умножение и деление дробей
Произведение двух дробей равно дроби, числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель — произведению знаменателей:
Не забываем про сокращение. Это может облегчить вычисления.
Чтобы умножить два смешанных числа, надо:
Чтобы разделить дробь на дробь нужно выполнить следующую последовательность действий:
Другими словами это правило звучит так: чтобы разделить одну дробь на другую, надо первую умножить на обратную от второй.
Числа, произведение которых равно 1, называют взаимно обратными.
Как делить дроби с разными знаменателями? На самом деле одинаковые или разные знаменатели у дробей — неважно, потому что все дроби делятся по правилу, описанному выше.
Для деления смешанных чисел необходимо: