Как выделить обстоятельство в предложении
Обстоятельство
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, цель, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? куда? зачем? для чего? и т. д. Обстоятельство подчёркивается штрихпунктирной линией. Например:
Экскурсия будет проходить (где?) в музее (когда?) в пятницу.
Виды обстоятельств
По значению, которое выясняется вопросами, обстоятельства делятся на следующие основные виды:
Вид | Вопросы | Пример |
---|---|---|
Времени | когда? как долго? с каких пор? с какого времени? до каких пор? | приеду летом, занимаюсь два года |
Меры и степени | насколько? в какой степени? сколько раз? как много? в какой мере? | ошибся трижды, слишком страшный |
Места | где? куда? откуда? докуда? | повернуть налево, вокруг дома |
Образа действия | как? каким образом? | бегу быстро, появился внезапно |
Причины | почему? отчего? по какой причине? | опоздал из-за пробок, сказал сгоряча |
Сравнения | как? | льёт, как из ведра, разрисовал узорами |
Условия | при каком условии? | принять при температуре, сделаю при необходимости |
Уступки | несмотря на что? вопреки чему? | тренировался, несмотря на усталость, добрался, вопреки погоде |
Цели | зачем? для чего? с какой целью? | пришёл поздравить, толкнул специально |
Обстоятельства сравнения с союзами как, словно, будто, как будто называются сравнительными оборотами:
А сама-то величава, выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, словно реченька журчит. (А.С. Пушкин)
Сравнительные и деепричастные обороты, а также обстоятельства уступки с предлогом несмотря на выделяются запятыми:
Способы выражения обстоятельств
Я добрался до берега (как? каким образом?) вплавь.
Дима (как?) с любопытством разглядывал нового друга.
Пчелы кружили около улья, (как?) громка жужжа.
Обстоятельства образа действия могут относиться к прилагательным и наречиям и указывать на степень качества:
Чай был очень сладкий,
сладкий в какой степени? — очень.
Ему было слишком тяжело,
тяжело в какой степени? — слишком.
Обстоятельства образа действия могут быть выражены сравнительными оборотами с союзом как:
Дождь льёт, как из ведра.
Машина остановилась (где?) перед гаражом.
Мне нужно встретить сестру (когда?) вечером.
Я не мог уснуть (до каких пор?) до утра.
(Когда?) Уходя, я оставил ключи на столе.
(Отчего?) От горя старуха заплакала.
(Почему?) Отчаявшись выиграть, я покинул казино.
(По какой причине?) Сдуру я согласился на сделку.
Я пошёл в парк (зачем?) подышать свежим воздухом.
Мама купила мне платье (для чего?) для танцев.
Я сломал компьютер (зачем?) назло брату.
Неопределённая форма глагола имеет значение обстоятельства цели после глаголов движения. Перед таким обстоятельством цели можно поставить союз чтобы:
Маша приехала в Москву (чтобы) навестить родителей.
(При каком условии?) При дождливой погоде река может выйти из берегов.
(При каком условии?) Выиграв в лотерею, я смог бы отправиться в путешествие.
(Вопреки чему?) Вопреки воле родителей, Костя стал музыкантом.
(Несмотря на что?) Несмотря на нехватку времени, он старался помогать всем.
Библиотека
Обособление обстоятельств
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Обособление обстоятельств
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией (тире, точка, тире). Обстоятельства необходимо выделять запятыми в трех случаях. Рассмотрим каждый из них по очереди.
Первый случай
Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи:
Кроме этого, обстоятельство может быть выражено цельным по смыслу выражением, например: Дождь шел две недели подряд.
Необходимо запомнить, что выделять запятыми нужно обстоятельства, которые выражены деепричастием или деепричастным оборотом. Сравните: Он сидел, листая журнал, и скучал и Он сидел на скамейке. В первом предложении обстоятельство листая журнал выделяется, так как оно выражено деепричастным оборотом, а во втором обстоятельство на скамейке не обособляется, так как оно выражено существительным с предлогом.
Второй и третий случаи
По значению обстоятельства делятся на следующие основные группы:
В классификации обстоятельств по значению одним из восьми видов являются обстоятельства сравнения: они отвечают на вопрос КАК? и начинается с союзов КАК, СЛОВНО или БУДТО. Например: У нее были длинные волосы, мягкие, как лен. В некоторых учебниках и справочных пособиях обстоятельства сравнения называют также сравнительными оборотами. Необходимо запомнить, что обстоятельства сравнения в предложениях выделяются запятыми.
Еще один вид обстоятельств, который необходимо выделять запятыми, это обстоятельства уступки. Такие обстоятельства отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? и начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА (или, реже, ВОПРЕКИ). Например: На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.
Итак, следует запомнить три случая, когда обстоятельства необходимо выделять запятыми:
Еще раз рассмотрите примеры. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. (Лермонтов) Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника (Лермонтов). Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.
Это правило имеет несколько важных примечаний:
От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча.
Не выделяются также обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, например: Они работали засучив рукава или Верчусь целый день как белка в колесе.
Кроме обстоятельств уступки, которые выделяются всегда, могут факультативно обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, например: Благодаря хорошей погоде, мы купались в реке все лето. Обычно такие обстоятельства обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.
Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство?
Дополнение подчеркивается штриховой линией, определение — волнистой линией, обстоятельство — линией «штрих-точка-штрих-точка».
Узнаем, как подчёркивается дополнение, определение и обстоятельство, какие вопросы следует задавать к этим второстепенным членам, чтобы правильно определить их в предложении.
В распространенном предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены:
Каждый из этих видов второстепенных членов при выполнении синтаксического разбора предложения подчеркивается определенной линией. Уточним, как следует подчеркнуть дополнение, определение и обстоятельство, какие вопросы задавать к ним в предложении.
Какой линией подчеркивается дополнение?
Вспомним, что такое дополнение.
У костра Иван Петрович размешивал (чем?) ложкой (что?) кашу в котелке.
Нас (кого?) окружает зеленый мир растений (Д. Трайтак).
Как отличить дополнение от подлежащего?
Чаще всего дополнение выражается существительным или местоимением. Как отличить его от подлежащего, которое может быть выражено словами этих же частей речи?
Запомним, что подлежащее выражается существительным в форме именительного падежа, который называются прямым. Подлежащее со сказуемым составляют грамматическую основу предложения. Дополнение же обозначается существительными в форме косвенных падежей и зависит от сказуемого. Действие, обозначенное сказуемым, переходит на предмет, обозначенный существительным в форме косвенного падежа, например:
Как найти дополнение в предложении?
Чтобы найти дополнение в предложении, предпримем несколько последовательных шагов:
Котенок вылакал (что?) молоко из блюдечка.
Как подчеркивается определение?
На каменных (на каких?) ступенях многоэтажного (какого?) дома лежал (какой?) обычный серый кот (М. Пришвин).
Как выражается определение в предложении?
Определение выражается словами разных частей речи:
В зависимости от способа выражения этого второстепенного члена различают в предложении согласованные и несогласованные определения.
Определение может быть выражено прилагательным с зависимыми словами и причастным оборотом, например:
Как подчеркивается обстоятельство?
Обстоятельство зависит от сказуемого, от которого к этому второстепенному члену предложения следует задавать синтаксический вопрос:
А в конце зимы (когда?) мы своих снегирей выпускали (куда?) на волю (В. Песков).
Какие вопросы задаются к обстоятельству?
По значению различают разные виды обстоятельств, к каждому из которых задается свой синтаксический вопрос:
отправимся несмотря на что? несмотря на мороз;
не прибудет вовремя при каком условии? в случае задержки рейса;
Обстоятельства выражаются словами разных частей речи и сочетаниями слов:
Как подчеркивается дополнение, определение, обстоятельство?
Дополнение подчеркивается штриховой линией, определение — волнистой линией, обстоятельство — линией «штрих-точка-штрих-точка». Узнаем, какие вопросы следует задавать к этим второстепенным членам.
В распространенном предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены:
Каждый из этих видов второстепенных членов при выполнении синтаксического разбора предложения подчеркивается определенной линией. Уточним, как подчеркивается дополнение, определение и обстоятельство, какие вопросы следует к ним задавать в предложении.
Какой линией подчеркивается дополнение?
Вспомним, что такое дополнение.
ОпределениеДополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
У костра Иван Петрович размешивал (чем?) ложкой (что?) кашу в котелке.
Нас (кого?) окружает зеленый мир растений (Д. Трайтак).
Как отличить дополнение от подлежащего?
Чаще всего дополнение выражается существительным или местоимением. Как отличить его от подлежащего, которое может быть выражено словами этих же частей речи?
Запомним, что подлежащее выражается существительным в форме именительного падежа, который называются прямым. Подлежащее со сказуемым составляют грамматическую основу предложения. Дополнение же обозначается существительными в форме косвенных падежей и зависит от сказуемого. Действие, обозначенное сказуемым, переходит на предмет, обозначенный существительным в форме косвенного падежа, например:
Победитель шахматного турнира получил (что?) награду.
Дополнение подчеркивается в предложении прерывистой штриховой линией.
Маша усердно готовилась (к чему?) к экзамену.
Как найти дополнение в предложении?
Чтобы найти дополнение в предложении, предпримем несколько последовательных шагов:
Котенок вылакал (что?) молоко из блюдечка.
Дополнение бывает прямым и косвенным.
Как подчеркивается определение?
Определением является второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
На каменных (на каких?) ступенях многоэтажного (какого?) дома лежал (какой?) обычный серый кот (М. Пришвин).
В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Как выражается определение в предложении?
Определение выражается словами разных частей речи:
В зависимости от способа выражения этого второстепенного члена различают в предложении согласованные и несогласованные определения.
Определение может быть выражено прилагательным с зависимыми словами и причастным оборотом, например:
В окна, косо вырезанные в крыше, были видны темные силуэты фруктовых деревьев и далекое, сплошь белое от лунного света поле.
Как подчеркивается обстоятельство?
ОпределениеОбстоятельство обозначает различные условия протекания действия, признак предмета или другого признака и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? зачем? по какой причине? с какой целью?
Обстоятельство зависит от сказуемого, от которого к этому второстепенному члену предложения следует задавать синтаксический вопрос:
А в конце зимы (когда?) мы своих снегирей выпускали (куда?) на волю (В. Песков).
В предложении обстоятельство подчеркивается линией «штрих-точка-штрих-точка».
Какие вопросы задаются к обстоятельству?
По значению различают разные виды обстоятельств, к каждому из которых задается свой синтаксический вопрос:
обстоятельство образа действия
обстоятельство меры и степени
отправимся несмотря на что? несмотря на мороз,
не прибудет вовремя при каком условии? в случае задержки рейса,
Обстоятельства выражаются словами разных частей речи и сочетаниями слов:
Обстоятельство — это второстепенный, но важный член предложений
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы подробно поговорим о таком понятии в русском языке, как ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.
Сразу хочется оговориться, чтобы вы не путали значение этого термина с более распространенным значением самого слова.
Когда мы говорим «обстоятельства так сложились», «обстоятельства были сильнее нас», имеются в виду какие-то причины, по воле которых что-то получилось или не получилось.
Так вот к терминологии русского языка это не имеет никакого отношения.
Обстоятельство — это.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который чаще всего зависит от сказуемого. Оно обозначает признак какого-либо действия или признак другого признака. В качестве определения могут выступать существительные, наречия, деепричастия, деепричастные обороты и целые фразеологизмы.
Приведем самые простые примеры:
НА УЛИЦЕ было холодно
Бабушка приедет ЗАВТРА
Начальник был СИЛЬНО недоволен
Солдаты маршируют КАК ОДИН ЧЕЛОВЕК
Слезы выступили ОТ РАДОСТИ
Он заявился БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Обстоятельства в этих примерах выделены крупными буквами. Как можно заметить, все они имеют отношения к каким-то действиям и поясняют их, например, когда и где оно совершается («завтра» и «на улице»), по какой причине («от радости»), на каких условиях («без предупреждения») и так далее, а также указывает степень действия («сильно»).
На какие вопросы отвечают и как подчеркиваются обстоятельства
На самом деле, все зависит от того, к какому виду относится данное обстоятельство. Чуть ниже вы найдете перечисление всех возможных разновидностей и перечень вопросов, на которые эти члены предложения отвечают.
Общую информацию можно посмотреть на приведенном рисунке:
Так же можно увидеть, как подчеркивается обстоятельство при разборе предложения: точка — тире. Все просто.
Виды обстоятельств и на какие вопросы они отвечают
В первую очередь все обстоятельства можно поделить по их значению. Выделяют следующие категории:
Он пошел гулять (куда?) В ЛЕС
Они решили покупаться (где?) В ОЗЕРЕ
Вышел (откуда?) ИЗ-ЗА УГЛА
Экзамен состоится уже (когда?) ЗАВТРА
Не люблю манную кашу (с каких пор?) С ДЕТСТВА
Отстранен от работы (до каких пор?) НА МЕСЯЦ
Он укололся (по какой причине?) СОСЛЕПУ
Было стыдно (из-за чего?) ИЗ-ЗА своего ПОСТУПКА
Ушел (почему?) ОБИДЕВШИСЬ
Уехал (зачем?) ОТДОХНУТЬ
Сделал это (с какой целью?) НАЗЛО
Было отдано все (для чего?) РАДИ ПОБЕДЫ
Он пел (как?) ОЧЕНЬ ГРОМКО
Они шли (каким образом?), ВЗЯВШИСЬ ЗА РУКИ
Это стоило ему (сколько?) СЛИШКОМ ДОРОГО
Был красный (подобно чему?) КАК ПОМИДОР
Он мурлыкал (словно кто?) СЛОВНО КОТ
Он продолжал работать (несмотря на что?) НЕСМОТРЯ НА УСТАЛОСТЬ
Сделал по-своему (вопреки чему?) ВОПРЕКИ СОВЕТАМ
Будем ночевать в лесу (при каком условии?) ИМЕЯ ПАЛАТКУ
Смогу выйти на работу (в каком случае?), когда ВЫЗДОРОВЕЮ.
Какими словами могут быть обстоятельства
В качестве обстоятельства могут выступать различные части речи:
Город сиял ОГНЯМИ
Хлеб сыпался КРОШКАМИ
Обещал стереть В ПОРОШОК
Был вне себя ОТ ЗЛОСТИ
Он шел ПЕШКОМ
Умение рассказать СМЕШНО
Правду НИКОГДА не узнаем
Громкие голоса слышались ОТТУДА
Он вошел, ОТВОРИВ ДВЕРЬ
Говорил, ЗАДЫХАЯСЬ ОТ ЗЛОСТИ
Смотрел на них УЛЫБАЯСЬ
Она легла ОТДОХНУТЬ
Он поспешил УВИДЕТЬ
Пришли в клуб ПОВЕСЕЛИТЬСЯ
Это случилось МНОГО ЛЕТ НАЗАД
Они не виделись С ТЕХ ПОР
И наконец, в качестве обстоятельств могут выступать фразеологизмы. Это те же словосочетания, но прочно укоренившиеся в культуре речи. Другими словами – стали устойчивыми выражениями и даже крылатыми фразами.
Прочитать книгу ОТ КРОКИ ДО КОРКИ
Что ты орешь НА ВСЮ ИВАНОВСКУЮ?
Бежал на свидание СЛОМЯ ГОЛОВУ
Обособленные обстоятельства
Очень часто лингвисты отдельно выделяют так называемые ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.
Хотя по этому поводу в научных кругах еще ведутся споры. Дело в том, что это не какая-то отдельная категория обстоятельств, а просто второстепенная часть речи, которая в предложении выделяется знаками препинания или просто с помощью интонации.
К обособленным обстоятельствам относятся:
Сейчас расскажем про каждый из этих пунктов подробнее.
Примеры деепричастий в качестве обособленных обстоятельств
В случае с деепричастиями и деепричастными оборотами действует простое правило.
Независимо от их положения в предложении они должны быть выделены запятыми. При этом все слова в деепричастном обороте являются единым обстоятельством.
Он выдохнул с облегчением, ВЫЙДЯ ИЗ ЛЕСА
НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ, поезд двигался очень быстро
Девушка шла по улице, ПРЯЧАСЬ ОТ ДОЖДЯ ПОД ЗОНТОМ
Есть, правда, несколько исключений.
Существительные в качестве обособленных обстоятельств
Обособленные обстоятельства в этом случае также выделяются запятыми. А распознать их несложно, так как известны все возможные формы. Вот они:
Цветы, БЛАГОДАРЯ ДОЖДЮ, стали пахнуть сильнее
Офицер, СОГЛАСНО ПРИКАЗУ, стоял на посту
Он был одет легко, НЕСМОТРЯ НА МОРОЗ
Сравнительный оборот — это еще один вид обособленных обстоятельств
Это те обстоятельства, которые строятся на сравнении. Здесь также существуют слова, по которым эту часть предложения легко распознать. Это «словно», «будто», «как», «подобно» и прочие.
Он махал руками, ПОДОБНО ПТИЦЕ
Дети в карнавальных костюмах, БУДТО ЮНЫЕ АКТЕРЫ
Вместо заключения
И еще один маленький нюанс касательно обстоятельств. При разборе предложений, которым часто дети занимаются в школе, эта часть подчеркивается особой линией – штрих-пунктиром.
Если говорить проще, он выглядит как чередование точек и небольших черточек. Опять же, подчеркивается все обстоятельство, независимо от того, сколько в нем слов.
Вот и все, что нужно знать об обстоятельствах.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Если бы этого второстепенного члена не было бы в предложении, то что бы тогда было? Ощущение возникает, что обстоятельства занимают львиную долю смысла в тексте.
Я то в школе давно учился, уже и подзабыл все эти правила, потому хорошо, что есть статьи на подобные темы, ведь и ребёнку можно объяснить, не ударив в грязь лицом. Учителя же не будут возиться с каждым учеником по отдельности, вот теперь приходится второй раз в школе учиться.