Как выделить окончание по брайлю
Общие правила и особенности шрифта в русском языке
Для изображения заглавной буквы по «русскому» Брайлю применяется особый символ, состоящий из точек 4, 5. Он ставится перед необходимой буквой и указывает, что она заглавная. Со временем в целях экономии места данное обозначение стали сокращать, «по умолчанию» определяя имена, названия городов и начало предложения. Однако этот признак необходимо сохранять перед словами, которые только в определенном контексте являются названиями (фирмы, марка, модель и т.д.). Также, необходимо выделять заглавные буквы у малоизвестных аббревиатур, чтобы при прочтении не возникали вопросы.
Если необходимо записать временной период (годы начала и окончания правления, жизни, войны и т.д.), то используется следующий порядок: каждое число в годе начинается с цифрового признака (точки 3, 4, 5, 6); при этом между числами ставится тире без пробелов. При записи телефонного номера (с использованием кода страны, региона, оператора) цифровой признак ставится только перед первой цифрой номера, остальные цифры записываются без пробелов.
Выделение основных членов предложения
Выделение второстепенных членов предложения
Для выделения дополнений применяется вертикальная черта (точки 4, 5, 6). Пример: (Он) ((Положил)) |книгу| *на стол*. Определения выделяются знаком, состоящим из точек 1, 2, 4, 5, 6; а для выделения обстоятельств используется звездочка – точки 3, 5.
Каждый член предложения выделяется соответствующими знаками с обеих сторон (перед и после слов, являющихся тем или иным членом). Принцип определения членов предложения повторяет логику и последовательность традиционных обозначений русского языка
Как выделить окончание по брайлю
Буквы русского алфавита. Система Брайля.
Общайтесь электронно по брайлю в социальных сетях.
Пишите друг другу на бумаге.
Для общения в соц-сетях нужна картинка с алфавитом шрифта Брайля, практика, память.
Писать справа налево. Читать слева нараво.
Для обучения зрячих письму на бумаге рекомендую использовать повязку на глаза, чтобы не портить зрение и избежать искревление позвоночника. Зрячие опускают голову вниз, чтобы увидеть что они написали.
Читать глазами шрифт Брайля на бумаге не рекомендуется. Портится зрение.
Писать справа налево. Читать слева нараво.
Если у вас двузначное (или более) число, то цифровой знак ставится один раз перед числом.
Если надо далее указать какой-то из математических знаков, например плюс, то после него, не пропуская клетки, снова ставим цифровой знак и пишем следующую цифру.
Пример: один плюс два.
Обучение чтению и письму по системе Брайля.
Брайль по-прежнему остается единственной универсальной системой чтения и письма без зрения.
Строение прибора для письма по брайлю.
В методике процесс обучения грамоте традиционно делится на три периода: добукварный (доазбучный), букварный (азбучный) и послебукварный (послеазбучный)1.
Каждый из периодов обучения грамоте незрячих школьников направлен на формирование определенных умений и имеет специфическое содержание.
Так, в ходе добукварного периода основное внимание уделяется работе по таким направлениям:
1) развитие осязательного восприятия;
2) развитие слухового восприятия;
3) охрана и развитие остаточного зрения;
4) развитие ориентировки в малом пространстве;
5) подготовка руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта;
6) развитие речи незрячих школьников.
В ходе работы по развитию осязательного восприятия у слепых учащихся формируются следующие умения:
— умение обследовать предмет двумя руками (при ведущей роли правой руки) на рабочей поверхности стола;
— умение последовательно (сверху вниз) и активно обследовать предмет;
— умение использовать все способы осязательного восприятия: пальцевый, ладонный, кистевой;
‘ В условиях реализации четырехлетней программы начальной ступени образования, предусмотренной для школ слепых, в ходе процесса обучения используется «Русская азбука».
-умение различать признаки предметов по фактуре (гладкость, шероховатость), температурным качествам и др.;
-умение определить материал, из которого сделан
предмет.
В ходе работы по развитию слухового восприятия у незрячих школьников формируются следующие умения:
— выделять звуки из окружающей дейс i ви i ельности,
— различать звуки из окружающей деиствигельности;
— соотносить звук с источником звука;
— локализовать звук (по направлению, по расстоянию до источника звука, по силе звука).
В ходе работы по охране и развитию остаточного зрения у учащихся формируются такие умения, как:
— различать и узнавать по цвету, форме, величине предметы — натуральные, муляжи, игрушки — и предметы, изображенные на цветных рельефных рисунках, аппликациях, крупных, четких, не перегруженных мелкими деталями иллюстрациях;
— соотносить по цвету, форме, величине указанные предметы и изображения предметов;
оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) в самостоятельной деятельности.
В ходеразвития ориентировки в малом пространстве у учащихся формируются умения:
ориентироваться на рабочей поверхности стола;
— ориентироваться на странице;
ориентироваться в книге;
— ориентироваться в кассе и работать с ней;
ориентироваться в брайлевском приборе и работать с ним.
При подготовке детей к школе мы знакомим их с прибором Брайля, шеститочием. Они учатся узнавать различные сочетания точек как на увеличенной колодке со вставными штифтами, так и на бумаге. Одновременно ведется изучение нумерации точек при письме и чтении.
Дети легко запоминают место точек в шеститочии после нескольких занятий. Следует больше заниматься играми с брайлевскими колодками и настоящим, уменьшенным шеститочием, обучая детей целостно охватывать сочетание точек, а не определять место каждой точки. Слишком длительная задержка на счете точек влечет за собой удлинение срока обучения чтению, так как дети при чтении отдельных букв воспринимают не их целостную структуру, а отыскивают каждую точку внутри буквы, производя множество лишних движений.
На занятиях следует познакомить детей с грифелем, научить правильно его держать, легко накалывая точки. При этом большое внимание нужно обращать на то, как дети сидят: не опускают ли низко голову, не искривляют ли позвоночник. Нужно научить правильно располагать прибор на столе, а в дальнейшем, планомерно передвигая левую руку одновременно с правой, справа налево, следить за строчкой. Писать отдельные точки шеститочия нужно, ориентируясь на их местоположение.
Работа по уточнению и закреплению образов букв на уроках письма и чтения предусматривает: Формирование глобального образа-представления изучаемой брайлевской буквы. Складывается сенсорная база для изучения рельефно-точечных букв по системе Брайля: с использованием специальных тифлотехнических («Разборная азбука по Брайлю», «Кубик буква», «Колодка шеститочия») и наглядных пособий разного масштаба создавались тактильный и зрительный (при наличии остаточного предметного зрения) образы каждой буквы.
При подборе материала педагогами детского сада обязательно учитывается индивидуальный подход исходя из диагноза, остроты зрения, характера зрения, зрительные наброски, согласно рекомендации врача офтальмолога.
Учителя-дефектологи в течение дня ведут работу по компенсации и коррекции зрительных нарушений и вторичных дефектов. Они осуществляют:
1. Целевые экскурсии детей раннего и младшего дошкольного возраста в ближайшее окружение: кухня, мед.комната, территория детского сада для возможности контакта с изучаемыми предметами и системной практической ориентировки в окружающей действительности с целью социальной адаптации.
2. Коррекция нарушений хроматической чувствительности. Работа с формой, величиной. Обогащение сенсорного опыта.
3. Обучение конструктивному праксису. Анализ формы, цвета, величины, что способствует развитию бинокулярного зрения.
4. Работа по развитию тактильной чувствительности и ориентировки на микроплоскости. Изучение ближайшей окружающей среды на ощупь, развитие мелкой моторики. Упражнения на тифлографических пособиях (колодка, шеститочие, кубик), с альбомами и тактильной книгой. Обследуя предъявленные выпуклости, развиваем чувствительность пальцев. Так создаются хорошие предпосылки для обучения системе Брайля.
Дифференцированный и индивидуальный подходы:
Дифференцированный подход к детям в изучении шрифта брайля проявляется в уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники, числа уроков.
Индивидуальный подход проявляется в способах освоения рельефно-точечного шрифта, чтения и письма по брайлю каждым ребенком с учётом его ограниченных возможностей здоровья.
Обучение слепого ребенка чтению и письму при помощи системы Брайля — это обходной путь освоения грамоты, без которого такой ребенок не сможет освоить письменную речь.
Трансляция первого международного образовательного реабилитационного форума ВОС «ИНТЕГРАЦИЯ 2018»
Шрифт Брайля в средней школе: русский язык, математика, химия
Общие замечания
Для письма по брайлю могут использоваться или особый, так называемый, брайлевский прибор и грифель, или механическая пишущая машинка. В любом случае процесс письма по Брайлю имеет следующие особенности. Каждый символ записывается в строго определенной позиции (в клетке), его нельзя написать выше или ниже основной строки, а также нельзя изменить размер. Каждая строка имеет строго определенное число позиций для записи символов (в том числе и пробелов). В традиционном брайлевском приборе строка имеет 24 клетки. Очевидно, что 24 символа – это очень мало для записи литературного текста или формул по математике или физике. Поэтому в процессе письма постоянно приходится использовать переносы (слов и формул). О записи математических формул рассказано в соответствующем разделе этой статьи. расстановка переносов в словах полностью подчиняется правилам переносов русского языка, т.е. переносить можно только по слогам, причем запрещено отрывать от слова одну букву, оставляя ее в конце текущей строки или перенося на следующую. Однако разрешено оставлять на текущей строке предлог или союз, а слово, к которому он относится, переносить на следующую строку. Из брайлевского шеститочия можно составить 63 комбинации, включающие одну, две, три, четыре или пять точек. Само шеститочие символом не является. Очевидно, что этого числа символов недостаточно, чтобы изобразить буквы цифры, буквы других алфавитов, различные символы, используемые в научных текстах. Для решения этой проблемы предусмотрено большое число признаков, а также в отдельных случаях используются, так называемые, двухклеточные символы.
Признак – это такое сочетание точек, которое само по себе не является каким-либо символом, но влияет на значение следующего (или нескольких следующих) символов. Например, цифры от единицы до нуля обозначаются теми же сочетаниями точек, что и первые десять букв латинского алфавита. Однако для различения цифр и букв предусмотрен особый признак, который называется цифровой знак. Символ (или непрерывная последовательность символов), стоящий после цифрового знака, обозначает цифру, а не букву. Аналогичные признаки предусмотрены для обозначения малых и заглавных букв русского, латинского и греческого алфавитов. Существуют признаки курсивного и жирного шрифта и т.д. Использование признаков, с одной стороны, ведет к увеличению объема текста и к усложнению его прочтения, но с другой стороны, без них нельзя было бы записать конструкции, выходящие за пределы начальной школы.
Необходимо помнить, что пробел (пустая позиция в брайлевской строке) является полноправным символом. Его отсутствие или ошибочная постановка в математической, физической или химической формуле может привести к абсолютно неверному прочтению брайлевского представления формулы.
Русский язык
Оформление литературного текста при использовании шрифта Брайля имеет ряд особенностей, отличающих брайлевский текст от плоскопечатного или рукописного. Одной из таких особенностей является отсутствие заглавных букв. Традиционные правила оформления текста требуют, чтобы каждое предложение начиналось с заглавной буквы, а так же с заглавных букв должны начинаться все имена собственные, многие аббревиатуры целиком состоят из заглавных букв. Как уже отмечалось выше, в шрифте Брайля любой символ имеет строго определенные размеры и строго определенное расположение в строке.
Для изображения заглавной русской буквы имеется особый признак, состоящий из точек под номерами 4, 5, который должен ставиться точно перед буквой, к которой он относится. Буква, стоящая непосредственно после этого признака, считается заглавной. Однако с целью экономии места этот признак ставится крайне редко. По общим правилам русского языка каждое из слов Александр Сергеевич Пушкин начинается с заглавной буквы. Это ни у кого не вызывает сомнений или каких-либо разночтений. Именно поэтому признак заглавной буквы здесь не используется. С другой стороны, этот признак рекомендуется ставить перед словами, которые в своем основном значении не являются именами собственными, но в определенном контексте используются в качестве названий. Например, конфеты «Белочка». Также, признак заглавной буквы рекомендуется ставить перед малоизвестными аббревиатурами, чтобы при чтении текста не возникало сомнений по поводу встречающихся неизвестных сокращений.
Для оформления красной строки в брайлевском тексте первый символ первого слова нового абзаца должен находиться во второй позиции от начала строки. Пустая строка используется только для отделения разных текстов или двух больших частей одного текста, а также перед новым заголовком. Между абзацами одного текста пустая строка не допускается.
С целью экономии места на странице в брайлевском тексте применяется особая расстановка пробелов и знаков пунктуации, отличающаяся от аналогичных правил обычного текста. Между знаками запятая или точка с запятой и следующим за этими знаками, словом пробел не ставится. Если знак тире используется между словами в поясняющем значении, то между предшествующим словом и знаком тире пробела нет, а между знаком тире и следующим за ним словом пробел есть. Если этот же знак используется для оформления прямой речи, то после него и следующим за ним словом пробела нет. Слова типа «что-то», «где-либо» и «когда-нибудь» пишутся целиком без пробелов.
Написание аббревиатур и инициалов так же имеет некоторые отличия. В частности, при сокращении оборотов типа «и так далее», «и тому подобное», «до нашей эры» пробел между первыми буквами слов не делается: и т.д., и т.п., до н.э. Это же правило относится к написанию инициалов: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой. При записи общепринятых сокращений времени, веса или расстояния никаких особых правил не используется: 5 кг яблок; время в пути 7 ч. 25 мин.
Если необходимо указать годы начала и окончания какого-нибудь исторического периода или годы жизни человека, то это записывается следующим образом. Каждое число (год) начинается с цифрового знака (точки 3, 4, 5, 6); между числами ставится тире без пробелов с обеих сторон. При записи телефонного номера (с кодом страны и города или с кодом сотового оператора) цифровой знак ставится только один раз перед первой цифрой номера, остальные цифры (группы цифр) записываются без пробелов, группы цифр оделяются знаком тире.
Одно из упражнений на уроках русского языка заключается в нахождении членов предложения. Для выделения каждого члена предложения, обычно, используются различные виды подчеркиваний (подчеркивание одной чертой, двойной, волнистой и т.д.). В шрифте Брайля невозможно подчеркнуть часть текста. Вместо подчеркиваний используются особые знаки, которые ставятся в начале и в конце выделяемого фрагмента.
Для выделения подлежащего используются круглые скобки, а для выделения сказуемого используются двойные круглые скобки. Например: ((посадил)) (Дед) репку. Для выделения дополнений применяется вертикальная черта (точки 4, 5, 6). В данном примере это выглядит так: ((посадил)) (Дед) |репку|. Определения выделяются знаком, состоящим из точек 1, 2, 4, 5, 6; а для выделения обстоятельств используется звездочка – точки 3, 5.
Каждый член предложения выделяется соответствующими знаками с обеих сторон (перед и после слов, являющихся тем или иным членом). Логика таких обозначений в точности повторяет логику традиционных обозначений и не ведет к разночтениям.
Еще одним традиционным упражнением является разбор слова. В ходе этого упражнения необходимо найти и выделить в предлагаемом слове приставку, корень, суффикс (или несколько суффиксов) и окончание. Для обозначения каждой части предусмотрены следующие символы.
Между последней буквой приставки и первой буквы корня слова ставится дефис; корень слова с обеих сторон выделяется вертикальными чертами; суффикс (или каждый суффикс, если их несколько) заключается в круглые скобки; окончание отделяется от всех предыдущих частей с помощью дефиса. Пример: |телефон|(н)-ый – здесь телефон является корнем слова, н – суффиксом, а ый – окончанием.
Математика
В этом разделе будут описаны самые основные правила записи математических формул. Однако при необходимости записать какое-нибудь достаточно сложное выражение, относящееся к началам математического анализа или геометрии, рекомендуется обратиться к более полным справочникам по системе брайлевских обозначений.
Целые числа. Запись любого целого числа начинается с цифрового знака (точки 3, 4, 5, 6); после цифрового знака без пробелов должна стоять одна или несколько цифр. Целое число заканчивается, если в тексте встречается любой нецифровой символ.
Десятичные дроби. Запись любой десятичной дроби начинается с цифрового знака (см. выше). После последнего знака целой части без пробела ставится запятая, а после запятой без пробела и цифрового знака записываются десятичные знаки. Десятичная дробь завершается, как только в тексте встречается какой-либо нецифровой символ.
Простые дроби. Запись простой дроби немного сложнее, по сравнению с целыми числами и десятичными дробями.
Сниженные цифры. Для записи цифр от единицы до нуля используются только сочетания точек верхней части шеститочия: 1, 2, 4, 5. Кроме этого часто приходится использовать сниженные цифры, они записываются сочетаниями точек нижней части шеститочия: 2, 3, 5, 6. Единица вместо первой точки изображается второй точкой, двойка вместо точек 1 и 2 изображается точками 2 и 3 и т.д. Сниженные цифры используются для записи верхних и нижних индексов, а также в записи простых дробей.
Запись любой простой дроби начинается с цифрового знака, вслед за которым без пробела записываются цифры числителя. Сразу после последней цифры числителя без пробела и цифрового знака записывается знаменатель сниженными цифрами. Если после простой дроби есть какой-нибудь знак препинания, то между последней цифрой знаменателя и этим знаком препинания необходимо поставить шестую точку. Она символизирует конец простой дроби.
Проценты. Знак процентов состоит из двух брайлевских символов: сначала пишется цифровой знак (точки 3, 4, 5, 6), а затем без пробелов пишется сниженный ноль (точки 3, 5, 6). Между числом и знаком процентов пробел не ставится.
Рациональные выражения. Запись дроби, где и в числителе, и в знаменателе находятся какие-нибудь выражения, состоит из трех элементов: признак начала дроби, признак дробной черты и признак конца дроби. Как уже было сказано в водной части, шрифт Брайля не позволяет располагать символы выше или ниже уровня основной строки. Поэтому дробное выражение записывается линейно – элемент за элементом – причем между соответствующими частями выражения ставятся особые брайлевские признаки, символизирующие тот или иной способ записи этой части выражения плоскопечатным образом.
Признак начала дроби пишется точками 2, 3. После него без пробела записывается выражение, которое должно стоять в числителе (при необходимости, его можно переносить со строки на строку, как было описано выше). После последнего знака числителя ставится пробел, а затем признак прямой дробной черты: точки 1, 2, 5, 6. В след за ним, без пробела, записывается выражение, стоящее в знаменателе дроби (при необходимости его можно переносить со строки на строку, как было описано выше). После последнего знака знаменателя ставится признак конца дроби: точки 5, 6.
Верхний и нижний индексы. Для записи выражения в виде верхнего или нижнего индекса применяются специальные признаки. Признак нижнего индекса записывается точками 1, 6. после него без пробела записывается число, буква или выражение, стоящее в нижнем индексе. После последнего знака этого выражения без пробела ставится признак конца индекса: точки 1, 5, 6. Признак верхнего индекса записывается точками 3, 4. К нему применяются те же правила.
Если в верхнем или нижнем индексе стоят только цифры, то их следует записать сниженными брайлевскими цифрами без цифрового знака. Признак конца индекса в этом случае не указывается.
Арифметические знаки действий. Знак плюс пишется точками 2, 3, 5. Перед ним всегда должен быть пробел, отделяющий плюс от предыдущего выражения. После плюса может стоять цифровой знак, буква или левая круглая скобка. Знак минус пишется точками 3, 6, к нему применяются те же правила. Знак умножения «точка» записывается одной точкой 3, пробелы отсутствуют и перед, и после знака умножения. В ряде случаев знак умножения можно опустить. Знак деления «две точки» записывается сочетанием точек 2, 5, 6. На него распространяются те же правила, как и на знаки, плюс и минус.
Знак равенства записывается точками 2, 3, 5, 6. Перед знаком равенства обязательно должен быть пробел, после знака равенства пробела нет. Знаки меньше и больше пишутся точками 2, 4, 6 и 1, 3, 5 соответственно. Пробелы есть и перед, и после этих знаков.
Перенос математической формулы. В строке длиной 24 символа нельзя уместить сколько-нибудь длинное математическое выражение. Поэтому математические и физические формулы приходится часто переносить. Для переноса математического выражения следует поставить тот или иной знак арифметического действия, в следующей клетке необходимо поставить точку 5, а всю остальную часть выражения перенести на следующую строку. Таким образом, перенос математического выражения разрешен на знаке арифметического действия. Сам знак ставится в конце текущей строки, пятая точка является знаком переноса формулы. Если перенос приходится делать на знаке умножения, то его следует обязательно поставить в конце текущей строки, хотя если бы в этом месте не было бы переноса, то знак умножения можно было бы не указывать.
Признаки алфавитов. В математических, а особенно в физических, формулах часто используются буквы разных алфавитов. Для обозначения того или иного алфавита в шрифте Брайля применяются специальные признаки. Признак ставится непосредственно перед буквой или последовательностью букв, после чего все буквы, стоящие после этого признака, считаются буквами соответствующего алфавита. Если букв другого алфавита в текущей формуле нет, то никаких алфавитных признаков нигде ставить больше не надо, если же в формуле встречается буква другого алфавита, то перед ней необходимо поставить соответствующий алфавитный признак.
Признак заглавной русской буквы записывается точками 4, 5, но в большинстве случаев он не используется, так как считается, что по умолчанию текст написан на русском языке. О правилах указания заглавных букв см. в соответствующем разделе. Признак малой русской буквы записывается точкой 5. Признак заглавной латинской буквы записывается точками 4, 6, а признак малой латинской буквы – точкой 6. Признак заглавной греческой буквы записывается точками 4, 5, 6, а признак малой греческой буквы – точками 5, 6.
Буквы русского, латинского и греческого алфавитов в шрифте Брайля записываются одними и теме же сочетаниями точек. Например, буква «а», «эй» и «альфа» обозначаются первой точкой; буквы «в», «дубль в» и «омега» так же обозначаются одним и тем же знаком, состоящим из точек 2, 4, 5, 6. Правильное прочтение буквы, а, следовательно, и правильное понимание формулы, зависит от алфавитного признака, стоящего перед буквой.
Тригонометрические функции и логарифмы
Для обозначения тригонометрических функций (и многих других именованных функций) в шрифте Брайля предусмотрены немного странные обозначения. Запись названия функции всегда начинается с буквы «я», после которой пишется полное или сокращенное название функции. Эта странность имеет очень простое объяснение. Русская буква «я» ни при каких условиях не может встретиться в физической или математической формуле, поэтому в данном случае этот символ является признаком светлого прямого шрифта, который обычно используется в плоскопечатных текстах в таких случаях.
Признак светлого прямого шрифта записывается точками 1, 2, 4, 6. За ним следует имя функции. Для школьных тригонометрических функций применяются сокращенные названия. Функция обозначается первой буквой от своего традиционного написания. Например: синус записывается как яs, косинус – яc, тангенс – яt, котангенс – яct.
Аналогичным образом записываются названия логарифмических функций. Обычный логарифм – яl, натуральный логарифм – яln, десятичный логарифм – яlg.
Перед буквой, стоящей непосредственно после именованной функции, обязательно следует указывать алфавитный признак, иначе эта буква будет сливаться с именем функции.
Химия
Общие принципы записи химических формул
Все химические элементы имеют стандартные обозначения, состоящие из одной или двух заглавных латинских букв. Любая формула химического вещества состоит из названий химических элементов и числовых индексов, указывающих число атомов каждого входящего в формулу элемента. Для записи химических формул в шрифте Брайля применяются упрощенные правила расстановки алфавитных признаков и признаков индексов.
Запись любой химической формулы в шрифте Брайля начинается с признака, состоящего из точек 4, 5, 6. Вслед за этим признаком пишется стандартное сокращенное название химического элемента. Если вещество содержит более одного атома данного элемента, то необходимо указать их число. Это число записывается сниженными Цифрами без признака начала индекса. Если название следующего элемента состоит из одной буквы, то оно записывается непосредственно в следующей позиции брайлевской строки; если название следующего элемента состоит из двух букв, то перед ним следует поставить признак заглавной латинской буквы: точки 4, 6. Примером первого вещества может служить формула воды: H2O; примером второго вещества может служить формула поваренной соли: NA CL.
Структурная формула органического вещества
При записи формулы органического вещества необходимо не просто перечислить входящие в нее элементы, но и указать их расположение. Для этого используются структурные формулы, схематически изображающие расположение элементов. Для записи структурной формулы шрифтом Брайля необходимо сначала тщательно рассчитать количество строк и клеток в строке, которые понадобятся для записи. Например, для записи структурной формулы метана (CH4) необходимо выделить на странице 5 строк. Структурная формула метана будет иметь приблизительно такой вид: