Как выделить ударный слог 2 класс
Ударный слог
Ударный слог — это слог, в котором гласный произносится с бо́льшей силой голоса и длительностью, чем другие гласные слова.
С понятием «ударный слог» ребят знакомят в 1 классе школы.
Чтобы узнать, что такое ударный слог, вспомним, что обозначает термин «слог».
Понятие о слоге
В нашей речи мы пользуемся словами, с помощью которых в предложении можно сообщить о чём-то, попросить что-либо или спросить о том, что нас интересует. Каждое слово произносится на выдохе. Учтём, что при этом выдыхаемый воздух расходуется постепенно, небольшими порциями или толчками. Чтобы убедиться в этом, поднесём ладошку ко рту и произнесём слова:
Как видим, при произношении слова́ делятся на небольшие звуковые части — слоги. Каждый слог произносится одним толчком воздуха. Главным в слоге является гласный звук, который составляет его основу. К гласному впереди присоединяется один или несколько согласных, и так рождается слог. В слоге всегда один гласный звук, который является слогообразующим.
Понаблюдаем:
Что такое ударный слог?
Слоги в словах произносятся по-разному. Послушаем, как звучат эти слова:
В первом слоге гласный звучит более длительно и с бо́льшей силой голоса. Голосом выделяется гласный первого слога.
Понаблюдаем, как произносятся вот эти слова:
В них более протяжно звучит гласный звук второго слога. Он произносится ясно и чётко, с бо́льшей силой, чем гласный первого слога. Голосом выделяются гласные второго слога.
При произношении этих слов мы как бы ударяем гласные первого или второго слога с помощью невидимого молоточка. Такой слог в слове является ударным.
Остальные слоги в слове являются безударными. Гласные в безударном слоге звучат коротко и менее чётко.
Для обозначений ударного слога используется вертикальная наклонная чёрточка, которая ставится над гласной буквой, обозначающей ударный звук.
Ударным может быть не только первый или второй слог слова, но и третий и даже четвёртый, как например в словах:
Чтобы определить ударный слог в слове, произнесем его целиком с интонацией удивления или вопроса:
Итак, в каждом слове можно указать ударный слог. Ударение — это важный фонетический признак слова. С помощью ударения различают некоторые слова, которые пишутся одинаково, но звучат по-разному:
Видеоурок «Как определить ударный слог?»
Конспект урока по русскому языку на тему: Как определить ударный слог? (2 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 36. Как определить ударный слог?
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
Ежи в тишине чащи шипят на шишки.
— Запишите предложение под диктовку.
— Подчеркните знакомые орфограммы.
— Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно написать слова? (ШИ и ЖИ пиши с буковой И. ЧА пиши с буквой А.)
— Вертикальной чертой разделите слова на слоги.
— В каком слове больше всего слогов? (Тишине.)
— В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы? (Ежи.)
— Подчеркните основу предложения. (Ежи шипят.)
2. Словарная работа
Стоит матрешка на одной ножке,
Закутана, запутана. (Капуста.)
(Учитель записывает слово на доске.)
— Какую букву нужно запомнить в слове? (А.)
— Запишите слово в тетрадь, подчеркните букву А.
— Подберите однокоренные слова. (Капустный, капусточка, капустница, капустник (пирог).)
— Выделите корень, подчеркните букву А.
III . Самоопределение к деятельности
Коля нарисовал замок.
— К какому рисунку подходит эта запись? (Ответы детей.)
Итак, оба рисунка могут быть правильным ответом, все зависит от ударения.
— Что же такое ударение?
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 67. Прочитайте тему урока. (Как определить ударный слог?)
— На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (Дети называют вопросы по теме.)
— Чем необычна запись стихотворения? (Слова разделены на слоги.)
— Что показывает знак над буквами? (Ударение.)
— Прочитайте строки, выделяя ударение голосом.
— Запишите слова без деления на слоги.
— Прочитайте правило самостоятельно.
— Что такое ударение?
— Как произносится ударный слог? (Тянется дольше, произносится громче, сильнее.)
— Сколько ударных звуков может быть в слове? (Только один.)
Уходи в дремучий бор
И сиди там на полянке,
Где живут одни поганки.
— Приготовьте молоточки — кулачки. Кулачок поможет нам найти ударный слог.
На зарядку солнышко
VI. Закрепление изученного материала
— Каким образом можно определить ударение в слове? Обсудите с соседом.
— Какие у вас получились советы? (Дети рассказывают, к какому мнению они пришли.)
— Спишите, обозначьте ударение.
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
«!» — молодец, поставил ударение правильно.
«+» — хорошо, ошибся 1 раз.
«—» — еще допускаешь ошибки, нужно учиться ставить ударение. Упр. 101 (с. 68).
— Что будете делать в этом упражнении? (Разделим слова на четыре столбика, в зависимости от того, на какой слог падает ударение.)
(Самостоятельное выполнение. На обратной стороне доски работают два ученика: один выписывает слова к схемам 1 и 2, другой — к схемам 3 и 4.)
— Проверьте ребят, которые работали у доски. Какие есть замечания?
— Кто не сделал ни одной ошибки? Поставьте на полях «!». Упр. 102 (с. 68).
— Прочитайте задание. Что такое диалог? (Разговор двух или более лиц.)
— Как обозначается диалог на письме? (Слова каждого действующего лица начинаются с новой строки, с тире.)
— Какие слова вежливости употребляют герои диалога? (Здравствуйте, милая, извините.)
— Когда в речи употребляют слова извините, простите?
— Слово извините словарное. Какие буквы нужно запомнить в этом слове? (ИзвИните.)
— Спишите диалог, обозначьте в словах ударение.
— Ударение в каких словах у вас вызвало затруднение? (Проверка — чтение с выделением голосом ударного слога.)
Прочитай, поставь ударение.
Вечером над озером
Это рыбы в озере ставят самовар.
(Фронтальная проверка. Дети читают слово с выделением ударного слога, называют букву, над которой стоит знак ударения.)
— Оцените с помощью «светофора», как вы поняли сегодня тему.
Зеленый — все понял.
Желтый — понял, но еще сомневаюсь.
Красный — ничего не понял.
VIII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы сегодня вспомнили? (Определение ударения в словах.)
— На какие из поставленных вопросов мы не ответили? Кто сможет ответить на эти вопросы?
Поставь в словах ударение.
По свидетельству ученых,
Ходят все на головах!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1437559
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку на тему «Как определить ударный слог?» ( 2 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как определить ударный слог?
П редмет: русский язык
Тип урока: задание открытия свежих познаний.
Задача урока: составление представления студентов об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
— Создавать представление об одушевлённых существительных и неодушевлённых существительных.
— Создавать умение назначать вопрос к тексту и отличать по вопросу одушевлённые существительные и неодушевлённые имена существительные, отыскивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте.
— гарантировать нужные обстоятельства для продуктивной познавательной работы студентов, снятию интеллектуального и физиологического напряжения.
Задание ориентирован на достижение обучащимися надлежащих итогов:
Предметные – предопределять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать вопрос к текстам.
Регулятивные УУД:умение предопределять и выражать тему, задача, задачки на уроке с поддержкой учителя; проговаривать очередность поступков на уроке; расценивать корректность выполнения воздействия на уроке; задумывать своё воздействие в согласовании с установленной задачей; заносить нужные коррективы в воздействие впоследствии его окончания на базе его оценки и учёта нрава изготовленных ошибок; выговаривать своё подозрение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе познаний: различать свежее от уже популярного, с поддержкой учителя промышлять свежие познания: отыскивать ответы на вопросы, применяя учебник, личный житейский навык и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять собственные думы в устной форме; выслушивать и воспринимать речь иных,оказывать взаимопомощь, воплотить в жизнь взаимоконтроль,адекватновзаимодействовать с партнёром
— воспитывать культуру поведения при передней работе, персональной работе, работе в парах.
Формы организации работы ребят:передний выборочный опрос, работа в парах, персональная, независимая работа студентов, работа с материалом учебника(чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)
Используемые способы:разработка проблемного изучения (с внедрением составляющих игровой технологии), технологии сотрудничества, здоровьесберегающих, развивающих, ИКТ.
Урок 36. Как определить ударный слог?
Цели : повторить понятие ударение; формировать умение ставить ударение.
Планируемые результаты : учащиеся научатся находить в словах ударный слог; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
Ежи в тишине чащи шипят на шишки.
— Запишите предложение под диктовку.
— Подчеркните знакомые орфограммы.
— Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно написать слова? (ШИ и ЖИ пиши с буковой И. ЧА пиши с буквой А.)
— Вертикальной чертой разделите слова на слоги.
— В каком слове меньше всего слогов? (В предлоге на.)
— В каком слове больше всего слогов? (Тишине.)
— В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы? (Ежи.)
— Подчеркните основу предложения. (Ежи шипят.)
2. Словарная работа
Стоит матрешка на одной ножке,
Закутана, запутана. (Капуста.)
(Учитель записывает слово на доске.)
— Какую букву нужно запомнить в слове? (А.)
— Запишите слово в тетрадь, подчеркните букву А.
— Подберите однокоренные слова. (Капустный, капусточка, капустница, капустник (пирог).)
— Выделите корень, подчеркните букву А.
Коля нарисовал замок.
— К какому рисунку подходит эта запись? (Ответы детей.)
Итак, оба рисунка могут быть правильным ответом, все зависит от ударения.
— Что же такое ударение?
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 67. Прочитайте тему урока. (Как определить ударный слог?)
— На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (Дети называют вопросы по теме.)
— Чем необычна запись стихотворения? (Слова разделены на слоги.)
— Что показывает знак над буквами? (Ударение.)
— Прочитайте строки, выделяя ударение голосом.
— Запишите слова без деления на слоги.
— Прочитайте правило самостоятельно.
— Что такое ударение?
— Как произносится ударный слог? (Тянется дольше, произносится громче, сильнее.)
— Слово ударение однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек? (По гласному.)
— Сколько ударных звуков может быть в слове? (Только один.)
Уходи в дремучий бор
И сиди там на полянке,
Где живут одни поганки.
— Приготовьте молоточки — кулачки. Кулачок поможет нам найти ударный слог.
На зарядку солнышко
VI. Закрепление изученного материала
— Каким образом можно определить ударение в слове? Обсудите с соседом.
— Какие у вас получились советы? (Дети рассказывают, к какому мнению они пришли.)
— Спишите, обозначьте ударение.
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
«!» — молодец, поставил ударение правильно.
«+» — хорошо, ошибся 1 раз.
«—» — еще допускаешь ошибки, нужно учиться ставить ударение. Упр. 101 (с. 68).
— Что будете делать в этом упражнении? (Разделим слова на четыре столбика, в зависимости от того, на какой слог падает ударение.)
(Самостоятельное выполнение. На обратной стороне доски работают два ученика: один выписывает слова к схемам 1 и 2, другой — к схемам 3 и 4.)
— Проверьте ребят, которые работали у доски. Какие есть замечания?
— Кто не сделал ни одной ошибки? Поставьте на полях «!». Упр. 102 (с. 68).
— Прочитайте задание. Что такое диалог? (Разговор двух или более лиц.)
— Как обозначается диалог на письме? (Слова каждого действующего лица начинаются с новой строки, с тире.)
— Какие слова вежливости употребляют герои диалога? (Здравствуйте, милая, извините.)
— Когда в речи употребляют слова извините, простите?
— Слово извините словарное. Какие буквы нужно запомнить в этом слове? (ИзвИните.)
— Спишите диалог, обозначьте в словах ударение.
— Ударение в каких словах у вас вызвало затруднение? (Проверка — чтение с выделением голосом ударного слога.)
Прочитай, поставь ударение.
Вечером над озером
Это рыбы в озере ставят самовар.
(Фронтальная проверка. Дети читают слово с выделением ударного слога, называют букву, над которой стоит знак ударения.)
— Оцените с помощью «светофора», как вы поняли сегодня тему.
Зеленый — все понял.
Желтый — понял, но еще сомневаюсь.
Красный — ничего не понял.
VIII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы сегодня вспомнили? (Определение ударения в словах.)
— На какие из поставленных вопросов мы не ответили? Кто сможет ответить на эти вопросы?
Конспект урока по русскому языку на тему «Как определить ударный слог?» ( 2 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Как определить ударный слог?
П редмет: русский язык
Тип урока: задание открытия свежих познаний.
Задача урока: составление представления студентов об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
— Создавать представление об одушевлённых существительных и неодушевлённых существительных.
— Создавать умение назначать вопрос к тексту и отличать по вопросу одушевлённые существительные и неодушевлённые имена существительные, отыскивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте.
— гарантировать нужные обстоятельства для продуктивной познавательной работы студентов, снятию интеллектуального и физиологического напряжения.
Задание ориентирован на достижение обучащимися надлежащих итогов:
Предметные – предопределять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать вопрос к текстам.
Регулятивные УУД:умение предопределять и выражать тему, задача, задачки на уроке с поддержкой учителя; проговаривать очередность поступков на уроке; расценивать корректность выполнения воздействия на уроке; задумывать своё воздействие в согласовании с установленной задачей; заносить нужные коррективы в воздействие впоследствии его окончания на базе его оценки и учёта нрава изготовленных ошибок; выговаривать своё подозрение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе познаний: различать свежее от уже популярного, с поддержкой учителя промышлять свежие познания: отыскивать ответы на вопросы, применяя учебник, личный житейский навык и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение оформлять собственные думы в устной форме; выслушивать и воспринимать речь иных,оказывать взаимопомощь, воплотить в жизнь взаимоконтроль,адекватновзаимодействовать с партнёром
— воспитывать культуру поведения при передней работе, персональной работе, работе в парах.
Формы организации работы ребят:передний выборочный опрос, работа в парах, персональная, независимая работа студентов, работа с материалом учебника(чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)
Используемые способы:разработка проблемного изучения (с внедрением составляющих игровой технологии), технологии сотрудничества, здоровьесберегающих, развивающих, ИКТ.
Урок 37. Как определить ударный слог?
Цель : формировать умение ставить ударение.
Планируемые результаты : учащиеся научатся находить в словах ударный слог; анализировать, делать выводы, сравнивать.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
По лесам гуляет осень,
Краше этой нет поры.
— Прочитайте строки из стихотворения А. Балонского. Какую картину представили? (Ответы детей.)
— Сколько предложений здесь записано? (Одно.)
— Найдите основу этого предложения (Осень гуляет.)
— Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— В каких словах можно проверить безударные гласные? (По лесам — лес, осень — осенний, поры — пор.)
— Какие еще орфограммы есть в словах? (Мягкий знак — показатель мягкости.)
— Прочитайте стихотворение так, как записано.
— Проговорите шепотом, расскажите соседу.
— Все вместе проговорим так, как будем писать.
(Проверка. Сверка с образцом. Самооценка.)
(Учитель читает стихотворение, слова с выделенным ударением на карточке читают учащиеся.)
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! — и ударил в безударный слог,
И сразу же исчез огромный зАмок,
И появился маленький замОк.
Опять, озорничая, не солги.
Шли по морю пирОги,
Вдруг вместо них поплыли пирогИ!
(Учитель вывешивает слова на доску парами.)
— Чем различаются пары слов? (Слова различаются ударением.)
— Отличаются ли слова по смыслу? Да. ЗАмок — строение, замОк — приспособление, чтобы что-то закрывать. ПирОги — индейские лодки, представляющие собой деревянный каркас, обтянутый шкурами животных или корой деревьев, пирогИ— кулинарное блюдо.)
— Почему важно правильно ставить ударение? (Неправильная постановка ударения может изменить лексическое значение слова.)
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении? (Поставить правильно ударение.)
— Прочитайте первое предложение. На какой слог падает ударение в выделенном слове? (ДорогА.)
— Объясните значение этого слова. (Картина вызывает приятные воспоминания, имеет ценность.)
— Прочитайте второе предложение. На какой слог падает ударение? (ДорОга.)
— Подберите синонимы к этому слову. (Тропинка, шоссе.)
(Далее вариант I разбирает предложения под пунктом 2, вариант II — предложения под пунктом 3.)
Почему повсюду лужи?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Мама зонтик свой берет.
(Раскрыть воображаемый зонтик.)
Почему же? Почему же?
(Развести руки в стороны, пожать плечами.)
Потому что дождь идет!
VI. Закрепление изученного материала
— Что нужно сделать в этом упражнении? (Изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.)
— Прочитайте слова, которые записаны. Сколько предметов они обозначают? (Один предмет.)
— Измените слово так, чтобы слова обозначали много предметов.
— На какую букву падает ударение?
(Дети по цепочке комментируют выполнение задания.)
— Соедините линией гласные в ударном и безударном слогах.
Итак, безударные гласные пишутся так же, как ударные в этом корне.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Что значит подвижное ударение! (Это ударение, которое может переходить с одного слога на другой.)
(Работа в парах. Самопроверка. Ученики по цепочке читают слова, называют букву, на которую падает ударение. Самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведение итогов урока
— Над какой темой мы сегодня работали? (Ударение.)
— Какова роль ударения в русском языке? (Ударение помогает различать слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение.)
— Кто помог понять тему урока?
Выполнить упр. 104 (с. 69).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.