Как выделяется монолог в тексте

Знаки препинания при диалоге

Диалог — это разговор, беседа двух людей. Речь каждого участника диалога — это реплика.

Кроме осуществления коммуникации между людьми диалог используется в литературе, кино, при передаче философских идей и обучении иностранным языкам (в качестве упражнений).

Диалог и монолог

ДИАЛОГМОЛОГ
1. Диалог — от греч. dialogos — разговор двух или нескольких лиц.1. Монолог — от греч. monos — «один» + logos — «речь». Монолог — речь одного человека, обращенная к слушателям или к самому себе.
2. Диалог состоит из реплик2. Не предполагает непосредственного отклика.

Расстановка знаков препинания в диалоге

Расстановка знаков препинания в диалоге проста. Важно запомнить, что существенные различия бывают в двух случаях: если есть слова автора или слов автора нет. Кроме этого, есть разница при написании реплик — с новой строки или подряд.

Примечание. Если прямая речь начинается с нового абзаца, перед каждой репликой ставится тире.

-Я откажусь от вашего предложения.
-Как скажете.

Примечание. Если прямая речь идёт в строку, без абзаца, то она заключается в кавычки.

Пример: Она отказалась: «Я не хочу всем рисковать».

Примечание. В печатных текстах каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В данном случае кавычки не употребляются, перед каждой репликой ставится тире, а после реплики — необходимый знак препинания.

-Ты не сможешь долго это терпеть.
-Я постараюсь.

1. Если диалог без слов автора, а реплики пишутся с новых строк, то перед ними ставится тире.

2. Если в диалоге без слов автора реплики пишутся одна за другой, то каждую из них заключают в кавычки и отделяют друг от друга тире.

3. Если в диалоге прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора должно ставиться двоеточие, а сама прямая речь заключается в кавычки.

4. Когда прямая речь сразу перед словами автора, то заключается в кавычки, после которых ставится тире.

5. Если прямая речь разрывается словами автора, то после первой части ставятся запятая и тире, то же самое ставится после слов автора. Вся фраза заключается в кавычки.

Источник

Знаки препинания при прямой речи, диалоге и монологе. Цитирование

Как выделяется монолог в тексте. Смотреть фото Как выделяется монолог в тексте. Смотреть картинку Как выделяется монолог в тексте. Картинка про Как выделяется монолог в тексте. Фото Как выделяется монолог в тексте Как выделяется монолог в тексте. Смотреть фото Как выделяется монолог в тексте. Смотреть картинку Как выделяется монолог в тексте. Картинка про Как выделяется монолог в тексте. Фото Как выделяется монолог в тексте Как выделяется монолог в тексте. Смотреть фото Как выделяется монолог в тексте. Смотреть картинку Как выделяется монолог в тексте. Картинка про Как выделяется монолог в тексте. Фото Как выделяется монолог в тексте Как выделяется монолог в тексте. Смотреть фото Как выделяется монолог в тексте. Смотреть картинку Как выделяется монолог в тексте. Картинка про Как выделяется монолог в тексте. Фото Как выделяется монолог в тексте

Как выделяется монолог в тексте. Смотреть фото Как выделяется монолог в тексте. Смотреть картинку Как выделяется монолог в тексте. Картинка про Как выделяется монолог в тексте. Фото Как выделяется монолог в тексте

Как выделяется монолог в тексте. Смотреть фото Как выделяется монолог в тексте. Смотреть картинку Как выделяется монолог в тексте. Картинка про Как выделяется монолог в тексте. Фото Как выделяется монолог в тексте

Прямая речь— это точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес или написал.

Прямая речь (П) сопровождается словами автора (а).

«И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!»» (М. Лермонтов).

Прямая речь может состоять из одного, двух или нескольких предложений и стоять перед или после слов автора. Слова автора могут делить прямую речь. Каждое предложение в прямой речи пишется с большой буквы, и в конце его ставится тот знак, который нужен по цели высказывания и интонации. Если прямая речь — предложение повествовательное, а слова автора следуют за ней, то вместо точки на конце прямой речи ставится запятая, а затем, перед словами автора — тире («П», — а).

Если прямая речь стоит перед словами автора, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире: «»Сено «,думал он и вспоминал старшего конюха Назара. » (А. Куприн) — «П», — а.

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, а сама она выделяется в кавычки (а: «П»): «Наконец к вечеру приехал он один с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром»» (А. Пушкин).

Слова автора делят прямую речь, состоящую из самостоятельных предложений. В этом случае после слов автора ставятся точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

«П, — а. — П». «»Да ведь это школа, — радостно сказал шофер. — Тут учительница живет «» (К. Паустовский).

«П! — а. — П». «»Вот Шмидт!сказала она.Почему вы так мало пишете о человеческом мужестве?»» (К. Паустовский).

«П? — а. — П». «»Что давно не приходишь? — спросил Червонец с удивлением. — Ты, гляди, нас, не бросай»» (К. Паустовский).

Слова автора делят прямую речь, состоящую из одного предложения. В этом случае перед словами автора и после них ставятся запятые и тире, а вторая часть прямой речи начинается с маленькой буквы.

« «Я не совсем еще разобралась в ваших словах,сказала Сметанина, — но, кажется, вы правы»». — «П, — а, — П».

Диалог

Диалог — это разговор нескольких лиц, а монолог — речь одного лица.

Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строчки с большой буквы; перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

«Наконец последний, удивленный таким странным недоумением, решается спросить:

Что ж барин? у себя, что ли?

Здесь хозяин,сказал ключник.

Где же? — повторил Чичиков.

— Что, батюшка, слепы-то, что ли?сказал ключник. — Эх ва! А ведь хозяин-то я!»

Диалог может оформляться и по-другому: реплики пишутся подряд, каждая из них берется в кавычки и отделяется от другой тире, например:

«Когда она от нас отошла, тогда я шепнул Григорию Александровичу: «Ну что, какова?» — «Прелесть! — отвечал он. — А как ее зовут?» — «Ее зовут Бэлою»,отвечал я» (М. Лермонтов).

Предложения с косвенной речью

Предложения с косвенной речью позволяют передать чужую речь от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произносит. Предложения с косвенной речью представляют собой сложные предложения, в которых простые (слова автора и косвенная речь) соединяются словами что, чтобы, будто, и (или), местоимениями и наречиями кто, что, как, где, какой и т. д., частицей ли.

При помощи союзов что, будто передается содержание повествовательных предложений, при помощи союза чтобы — побудительных.

«Чичиков поблагодарил хозяйку, сказавши, что ему не нужно ничего. » (Н. Гоголь).

«Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой, я хочу к тебе поехать»» (И. Тургенев). (Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову, чтобы он взял его с собой, что он хочет поехать к нему).

Местоимения и наречия, а также вопросительная частица ли используются для передачи предложений вопросительных. При замене прямой речи — вопросительного предложения — косвенным вопросом вопросительный знак не ставится: «А как ваше имя?— спросила помещица» (Н. Гоголь). (Помещица спросила, как его имя).

Слова автора, как правило, предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.

Косвенная речь передает только содержание чужой речи, не передавая все особенности ее формы и интонации, она менее эмоциональна и выразительна. Имеющиеся в прямой речи, которая передается косвенной, обращения, междометия, частицы при ее замене опускаются. Они могут быть переданы другими словами, близкими к ним по смыслу, — тогда получается приблизительный и неточный пересказ прямой речи.

Как выделяется монолог в тексте. Смотреть фото Как выделяется монолог в тексте. Смотреть картинку Как выделяется монолог в тексте. Картинка про Как выделяется монолог в тексте. Фото Как выделяется монолог в тексте

«»Пожалуй, я тебе дам девчонку; она у меня знает дорогу; только ты, смотри! Не завези ее, у меня уже одну завезли купцы «» (Н. Гоголь). (Коробочка сказала Чичикову, что даст ему в провожатую девчонку, которая знает дорогу, но предупредила его, чтобы он не завез ее куда-нибудь).

Цитата — это разновидность прямой речи, представляющая собой дословные выдержки из каких-либо высказываний или сочинений.

Если цитата сопровождается словами автора, то она заключается в кавычки и начинается с большой буквы, а остальные знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи.

В. Белинский писал о повестях Н. Гоголя: «Совершенная истина жизни в повестях г. Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Повести г. Гоголя народны в высочайшей степени».

«Истинный юмор г. Гоголя все-таки состоит в верном взгляде на жизнь и нимало не зависит от карикатурности представляемой им жизни», — отмечает великий критик.

Если цитата включается в авторский текст как часть предложения, то она пишется с маленькой буквы и заключается в кавычки.

В статье утверждается, что «. замечательный памятник русской словесности — «Слово о полку Игореве» — был открыт собирателем древнерусской письменности графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII века».

В случае если цитатой является стихотворный текст, то, как правило, в нем точно соблюдаются строки и строфы, а также знаки препинания. Кавычки при этом не ставятся.

В ответ на гибель А. Пушкина молодой российский поэт М. Лермонтов, гневно обличая палачей великого поэта, писал:

Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда — все молчи!

Эпиграф

Эпиграф — изречение, цитата откуда-либо; обычно помещается перед произведением и отражает его основную идею. Эпиграф не заключается в кавычки, а ссылка на автора помещается под эпиграфом на следующей строке. Например, стихотворение М. Лермонтова «Смерть поэта» открывается эпиграфом: «Отмщенье, сударь, отмщенье!»

Если эпиграф на иностранном языке (такое тоже возможно), то снизу сноской дается перевод.

Источник

Формы речи в тексте копирайтера (монолог и диалог)

Видеоверсия лекции А. Назайкина » Формы речи в тексте копирайтера (монолог и диалог) «

(готовится к публикации)

Текстовая версия лекции А. Назайкина » Формы речи в тексте копирайтера (монолог и диалог) «

И слова, и то, как они произносятся, характеризуют персонажей. Вслушиваясь в речь героев, можно легко узнать их уровень интеллекта, образования, а также, возможно, место жительства, характер.

Очень показательным является следующий анекдот:

Монолог в тексте копирайтера

Монологи обычно разделяют на обращенные и уединенные. Первые направлены к другим людям, могут быть включены в диалоги. Они не требуют от адресата или адресатов безотлагательного отклика. Таким образом от одного лица другому (другим) передается какая-либо информация.

Монологи менее – чем диалоги – ограничены объемом, местом и продолжительностью представления. Поэтому в монологе какая-либо тема может быть раскрыта очень широко.

Обращенный монолог – это часто речь проповедника, политика, профессионального оратора, преподавателя и т.д.

Уединенны е м онологи – это высказывания письменно, вслух или про себя без наличия аудитории. Часто это размышления наедине с собой.

Уединенный монолог может представить личные переживания героя, его интимный мир такими, как он их себе представляет.

В текстах монологи используют для раскрытия внутреннего мира героя, для показа его отношения к окружающей действительности.

Один из самых известных монологов звучит из уст шекспировского Гамлета:

«Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть. и видеть сны? Вот и ответ…»

Диалог в тексте копирайтера

В диалоге каждая последующая реплика зависит от предыдущей, является откликом на нее. «Посредством диалогов люди ориентируются в повседневной жизни, устанавливают и упрочивают контакты друг с другом, общаются интеллектуально и духовно».

Диалог вскрывает настоящее поведени е ч еловека в присутствии других, реальные взаимоотношения с обществом. Эти возможности в частности использовал Сократ, который с помощью дискуссионных диалогов выявлял суждения, определенные знания или незнания.

Вот отрывок из знаменитых диалогов Сократа:

«– Безрассудные поступки совершаются по безрассудству, а рассудительные благодаря рассудительности?

– Стало быть, если что совершается с силой, это будет исполнено силы, а бессильное действие – это слабость?

– И если действуют быстро, то это быстрый поступок, а если медленно – медленный?

– И если что совершается одинаковым образом, то, значит, совершается по одной и той же причине, а противоположным образом – то по противоположным причинам?

– Скажи-ка мне, пожалуйста, – продолжал я, – бывает ли что-нибудь прекрасным?

Протагор допустил, что бывает.

– Существует ли иная его противоположность, кроме безобразного?

– Дальше: бывает ли что-нибудь хорошим?

– Существует ли иная его противоположность, кроме плохого?

– Пойдем еще дальше. Бывает ли звук высоким.

– Но ему нет ведь другой противоположности, кроме низкого звука?

– Не значит ли это, – сказал я, – что каждой вещи противоположно только одно, а не многое?

Диалоги, как и монологи, могут быть сбивчивыми, содержать недомолвки, намеки, заставляющие читателей самостоятельно продолжать или заканчивать мысль. Один участник может перебивать другого, усложняя коммуникацию, но таким образом продолжая раскрывать себя.

Диалог более свойственен человеку. Человек часто говорит сам с собой, в уме или даже вслух. Поэтому диалоги широко представлены в текстах самых разных типов. Драматические же произведения фактически построены на диалогах.

Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…

Источник

всех правил не сформулируешь, все тексты не прочтешь, всю правку не внесешь.

но к этому надо стремиться

Длинный и сложно организованный почти монолог

Имеется текст, разбитый на главы. В пределах одной главы текст может идти от третьего лица, в форме диалога или монолога, перемежаемого авторскими вставками. Это общая вводная. Вопросы:

1. При монологе реплика очень длинная и разбивается на абзацы. Насколько понимаю, верно оформлять так:
— Ппппппппппппппппп.
П. Ппппппппппп.
П. П. Ппп.

2. Внутри монолога, оформленного как в пункте 1, может встретиться диалог. Его обязательно давать в кавычках? Например, так:
— Пппппп.
П. Пппп.
Ппппппппппппп. П. Пп:
«Ввввв?»
«О!»
«Ввв. Ввв».
«Ооо? О. «
«В! В! Ввввввв!»
Ппп. П.

Или есть другие верные варианты? Вподбор в кавчках не подходит, реплики большие, трудно восприниматься будет. А если реплики через тире, нормально ли это?

3. Если в тексте цитируются известные стихи (не автора произведения и не автора реплики), нужны ли кавычки? Допустим, тут:
— Ппппп. И тут мне вспомнились стихи Пушкина:
Я вас любил. Любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем.

5. Ну и, наверное, простой вопрос, но я уже не соображаю. Объясните на пальцах или пошлите почитать, когда возможны, а когда нет такие варианты пунктуации:
Ляляляляля ляля: «Пппппппп» ляляля.
Ляляля ляля ля «Ппппппп» ляля.
Ляляля ля ля: «п» ляля ля.
Ляляля ля ля «п» ля.

Comments

3. Без кавычек оформляются стихотворные цитаты, если они приводятся с сохранением авторской строфы. Выделительную функцию берет на себя позиция в тексте. Так что в вашем случае кавычки не нужны.

4. Есть такой Розенталь «Справочник по пунктуации». Хорошая книжка, там все подробнее, чем в традиционном Розентале. В справочнике Лопатина неплохой раздел. Нюансы есть.

5. Ляляляляля ляля: «Пппппппп» ляляля.
Не сталкивалась. Обычно после прямой речи ставится как минимум запятая.

Ляляля ляля ля «Ппппппп» ляля.
Сказав «Утро вечера мудренее», он пошел спать. Но и тут запятая затесалась.

Ляляля ля ля: «п» ляля ля.
Тоже слабо себе представляю. Только если речь идет не о прямой речи, а о закавыченном слове.

Ляляля ля ля «п» ля.
Тоже, наверное, будет что-то с цитатами. Но вряд ли удастся совсем обойтись без других знаков препинания.

Источник

Правила оформления прямой речи и мыслей

Диало́г — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами, вопросами и ответами) между двумя и более людьми, также бывает письменный диалог между двумя или более людьми посредством написания текста в письмах или другими методами; специфическая форма общения и коммуникации, диалог — это вопросы и ответы двух и более оппонентов, участвующих в разговоре или обсуждении чего-либо.

Почти во всех книгах присутствует разговоры между персонажами (диалоги) и их мысли. Но очень часто натыкаюсь в книгах на неправильное их оформление. Вот и решила еще раз заострить на этом внимание.

Оформление диалогов

При оформлении диалогов используются пробелы и тире. Однако часто пробелы просто игнорируют или тире пишут слитно с последующим текстом, особенно первое. А некоторые просто ставят дефис вместо тире. Ниже приведен пример из рассказа, опубликованного на сайте.

-Уважаемый,-поперхнулся Харон,- мне это точно не грозит.

Пробелы ставятся после каждого тире и перед всеми, кроме первого, тоже должен иметься пробел. Также пробелы ставятся после всех знаков препинания, кроме дефисов (не путать с тире).

— Уважаемый, — поперхнулся Харон, — мне это точно не грозит.

Но заметить дефисы на тире очень легко, так как на АТ предусмотрена функция «Оттипографить».

Как выделяется монолог в тексте. Смотреть фото Как выделяется монолог в тексте. Смотреть картинку Как выделяется монолог в тексте. Картинка про Как выделяется монолог в тексте. Фото Как выделяется монолог в тексте

Просто в режиме редактирования нужно выделить текст и нажать на данную кнопку. Все дефисы автоматически заменятся на тире, а еще все кавычки «» станут «».

Если с пробелами и тире все понятно и просто, то со знаками препинания и строчными или заглавными буквами возникает путаница, что приводит к ошибкам при оформлении диалогов. Но начнем разбираться по порядку:

Запятая и строчная буква

В русском языке, предложение, содержащее прямую речь и слова автора, является сложным бессоюзным. Вспоминая пунктуацию сложных предложений, можно сделать вывод, что между частями ставится запятая, а не точка. Следовательно, когда речь персонажа закончилась и должна стоять точка, но дальше имеются слова автора, ставится запятая. Исключением являются имена собственные.

— Спасибо, милорд, вы вовремя подоспели иначе мне бы уже не жить, — и рыцарь поднял забрало, под которым оказалось лицо двадцатилетнего юноши.

— Ушедших не вернуть, Стиви, — Дана свернула губы в трубочку и сочувственно склонила голову набок.

Точка и заглавная буква

Существует только один случай, в котором точку можно употребить при написании прямой речи.

Если слова автора никак не комментируют прямую речь, то ставится точка.

То есть, опираясь на случай с запятой, можно сказать, что это не сложное бессоюзное предложение.

— Ты уж постарайся. — Блондин продолжил свой путь.

Слова автора не содержат ничего, что говорило бы о том, к кому шло обращение, с какой интонацией и какими эмоциями. Это просто два разных предложения, никак не поясняющие друг друга.

P.S. Но если поставить запятую и продолжить писать с маленькой буквы, вы никогда не ошибётесь. Точки и большие буквы — уже на усмотрение автора.

Вопросительный знак и строчная буква

Иногда можно встретить вот такое предложение:

С вопросительными предложениями всё обстоит достаточно просто: слова автора после них всегда пишутся с маленькой буквы. Исключением являются только имена собственные, которые всегда пишутся с большой буквы.

— Как ты, друг? — Гарри швырнул стерильные перчатки в мусорное ведро.

Восклицательный знак и строчная буква

С восклицательными предложениями ситуация аналогична: слова автора опять идут с маленькой буквы, если не стоит имя собственное.

— Спускайтесь аккуратней, миссис Винсент! — крикнула Дана, когда клиентка пошатнулась на каблуках.

— Вот повезло! — Сергей светился от радости.

Многоточие и строчная буква

Также среди остальных знаков реже, но все же встречается многоточие. Оно свидетельствует о неуверенности персонажа или незаконченности мыслей, или когда говорящего перебивают. Но и с этим знаком все обстоит просто: после многоточия слова автора пишутся с маленькой буквы, если не начинаются с имени собственного.

— Ты бы это, Петрович. — нестройно начали «делегаты», а самая смелая соседка шагнула едва не на грядку.

— Не везёт. — Сергей посмотрел вслед уходящей подруге.

Теперь рассмотрим оформление диалогов, в которых слова автора располагаются внутри прямой речи.

В таких предложениях уже нужно думать над тем, с какой буквы начать писать вторую часть речи персонажа, да и опять могут возникнуть вопросы по поводу знаков препинания перед словами автора. Разберём подробно каждый случай.

Слова автора, расположенные внутри одного предложения персонажа

Первый случай: персонаж не закончил и одного своего предложения, а автор уже оставляет свой комментарий к его словам.

В данном случае получается, что перед словами автора будет ставиться запятая и текст после неё, естественно, пишется с маленькой буквы. Но, так как персонаж не закончил предложение, в конце слов автора снова ставится запятая, и речь продолжается с маленькой буквы. То есть, чтобы было проще понять: убрав авторский комментарий, мы получим обыкновенное предложение, возможно, простое. Как и ранее, исключение составят только имена собственные.

— Ага, — подтвердил Харон, — вредные привычки для бессмертного это круто!

— И звать его, — Тристан перевёл взгляд на их лидера, — Илларион.

Убирая авторские комментарии в обоих случаях, мы получаем одно предложение, которое, по сути, никак не делится на два. А если поделить, то выйдет откровенный бред.

Второй случай: не всегда при написании можно поставить запятую после первой части, иногда так и тянет влепить многоточие. Данный случай почти не отличается от предыдущего, только на месте первой запятой будет стоять многоточие. Остальные знаки и строчные буквы не меняются. С именами собственными та же ситуация.

— Я понимаю тебя, но всё же. — большая яркая бабочка опустилась ему на палец, заставив на секунду замолкнуть, — постарайся следовать принятым правилам.

— Ну. — Илларион перевёл безразличный взгляд на провинившуюся парочку, — а мне что делать прикажете?

— Тогда. — он хитро улыбнулся, — Вирджин и пояснит всё.

Повествование. Слова автора расположены между двумя предложениями

Теперь, когда разобраны два самых затруднительных случая, пойдём по стандартной схеме. Как обычно, начнем с простых повествовательных предложений. С ними дела обстоят так же, как и в случае, где после слов автора персонаж ничего больше не высказывал. То есть, говоря проще, перед комментарием автора ставится запятая, и текст продолжает писаться с маленькой буквы. В конце слов автора ставится точка, и дальше текст пойдёт с большой буквы. В виде исключений снова выступают имена собственные.

— Жалко Гермиону, — посочувствовал Уизли. — Хотя она, конечно, и задавака.

— Не моё дело, — Селевк был спокоен и безразличен, впрочем, как и всегда. — И не надо дуть губы на каждый мой отказ.

Тут всё просто, только добавилось ещё одно предложение после слов автора.

Вопрос. Слова автора между двумя предложениями

Случай почти не отличается от вопросов, рассматриваемых ранее. Снова появляется дополнительное предложение после слов автора, которое, кстати, может и не являться вопросом. Сейчас всё внимание стоит сконцентрировать на первой части, идущей до авторского комментария. Именно она заканчивается вопросом. Слова автора пишутся с маленькой буквы, в конце ставится точка, а новое предложение пишется с большой буквы. Имена собственные снова исключаются из общих правил.

— Ты что, интернет не читаешь? — удивился Петрович и отряхнул от сахарной пыли крепкие рабочие руки. — В тюрьму писак уже год как не сажают. Тюрьма ещё никого не перевоспитала.

— А тогда ты о чём думала? — Тристан недовольно глянул на шатенку, которую нисколько не мучила совесть. — Думаешь, я снова так легко тебе поверю?

Восклицание. Слова автора между двумя предложениями

Вот так неправильно писать.

После восклицательного знака слова автора пишутся с маленькой буквы. В конце ставится точка, а новое предложение будет писаться с большой буквы. Имена собственные — исключение.

— Отпусти, говорю тебе! — Лина не оставляла попыток не только вырваться, но и оглушить блондина своим звонким голосом. — Отпусти!

Многоточие. Слова автора между двумя предложениями

А теперь пришло время разобраться еще с одним знаком препинания — многоточие. В одном из ранее разобранных случаев было ясно видно, что знак этот не так прост. То ли после него речь будет с большой буквы, то ли с маленькой. У многих часто возникает путаница в этих случаях. Ранее рассматривалось многоточие как знак, свидетельствующий о незаконченности предложения с имеющимся продолжением после слов автора. Сейчас же поговорим о том, когда предложение всё же закончено или не имеет логического завершения, или у говорящего произошла в голове быстрая смена мыслей, что напрямую отразилось в его речи. В этом случае после многоточия слова автора по-прежнему пишутся с маленькой (строчной) буквы, в конце ставится точка, а речь будет писаться с прописной (большой) буквы. Имена собственные — исключение.

— Эх. — тяжело вздохнул юноша, подпирая голову рукой. — И что мне с вами делать?

— Ты достал. — Мэрикейт смотрела полным ненависти взглядом на парня. — Продолжишь и дальше приставать — убью.

Двоеточие. Знак после слов автора

Однако слова автора, прерывающие прямую речь, которые кажутся на первый взгляд практически аналогичными тем, которые не прерывают, имеют и ещё свои подводные камни. Если раньше были рассмотрены только те случаи, когда после слов автора ставится точка или запятая, то следует упомянуть и двоеточие. Когда и где ставится знак двоеточия: если последнее предложение слов автора комментирует или поясняет ту часть речи персонажа, которая идёт после них, ставится двоеточие, тире, а предложение пишется с прописной буквы; если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причём первое слово второй части начинается с прописной буквы.

— А я же тебе говорила, что он связан с Советом! — не унималась Каролина, укоризненно смотря на опечаленного парня. Такой его вид просто не мог не вызывать жалости, отчего у девочки возникло желание успокоить друга: — Ну. ты, Ил, не расстраивайся так.

— Я думаю, — нерешительно проговорил он и добавил: — Мне нелегко принять сразу это решение.

С оформлением диалогов немного разобрались, а теперь остановимся на правилах оформления мыслей.

Оформление мыслей

По своей структуре мысли очень сильно схожи с диалогами, так как в данном случае происходит тот же разговор, но он не озвучивается присутствующим. Например, это может быть телепатический разговор, простые мысли, беседа со своим внутренним «Я» у сумасшедших людей и так далее.

Главное — мысль не может услышать каждый, как обыкновенную речь. Все неозвученные фразы персонажа оформляются так же, как и в обычной речи, но разница только в том, что отсутствует тире в самом начале и слова заключаются в кавычки. Но и тут имеются свои трудности, потому что в кавычках пишется не всё.

Слова автора после мыслей. Постановка кавычек

В этом случае все достаточно просто относительно знаков препинания: они ставятся так же, как и при оформлении диалогов, слова автора всегда пишутся с маленькой буквы. Однако есть одно «но». При оформлении мыслей со словами автора после них никогда не ставится точка. Да, она была в диалогах, но в мыслях её быть не может. Совсем не может. Ещё одна особенность постановки кавычек: слова автора, стоящие после мысли персонажа, не включаются в кавычки.

«Она. » — без особого удовольствия девушка всё же удостоила вниманием ребёнка.

Пример хорошо отражает все нюансы, оговоренные ранее: первое тире отсутствует, слова автора пишутся за пределами кавычек. Также обратим внимание ещё на несколько вещей: открывающаяся кавычка пишется слитно с первым словом, то есть в отличие от прямой речи здесь не ставится пробел; тире, стоящее после прямой речи, пишется после закрывающей кавычки и отделяется от неё пробелом. В остальном никаких изменений не произошло.

Но особенность мыслей ещё в том, что не все знаки ставятся внутри кавычек, поэтому более подробно остановимся на этом.

Знак препинания внутри кавычек

Просто нужно запомнить, что многоточие, вопросительный и восклицательный знаки всегда пишутся внутри кавычек!

«Да им-то что? Мирон математику сечёт, а Илья. » — Вадим фыркнул.

«Ну и где вы?» — мысленно спросил он.

«Вот дурак!» — недовольно цокнула языком блондинка, наблюдая за товарищем.

Знак препинания за пределами кавычек

Еще раз напомню, что при оформлении мыслей точка не ставится. А ставится запятая, но именно её постановка требует отдельного внимания. Запятая — единственный знак, стоящий после закрывающей кавычки. Никогда она не может писаться внутри них.

«Она бы не успела усвоиться», — пожал плечами Вадим.

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что запятая пишется, не отделяясь пробелом от закрывающей кавычки. Перед тире пробел ставится, а дальше всё оформляется так же, как и с прямой речью.

Мысли без слов автора. Постановка кавычек

Редко, но бывают случаи, когда мысли персонажа никак не комментируются. В этом случае знаки в конце предложений пишутся внутри кавычек.

Однако из этого правила есть одно маленькое исключение. Если нет слов автора, а предложение повествовательное, без каких-либо посторонних интонаций, то запятую в конце уже не поставишь. Следовательно, нужна точка. Этот знак препинания ставится только после закрывающей кавычки и только в том случае, если слова автора отсутствуют.

В этом случае отсутствует тире. Точка, как и запятая, пишется слитно с закрывающей кавычкой, не отделяясь пробелом.

Исключение: если стоящая внутри кавычек фраза заканчивается на «и т. д.», «etc.» и тому подобные вещи, то точки в данном случае будет стоять две. Одна — внутри кавычек, вторая — за их пределами. Точка, что пишется внутри кавычек, относится к сокращению, а вторая — уже обозначает непосредственно конец предложения и, как полагается правилами, стоит за кавычками.

Слова автора внутри и после мыслей. Постановка кавычек

Данный случай основывается на тех же правилах, что и все другие, но сложность только в том, что не всегда понятно, когда слова автора пишутся внутри кавычек, а когда за их пределами.

Слова автора внутри мыслей персонажа

Слов автора, как известно, может быть неограниченное количество, но они обязаны чередоваться со словами персонажа. В данном случае с мыслями. А это значит, что в конце окажутся либо слова автора, либо мысль персонажа. Однако сейчас рассмотрим случай, когда последней располагается мысль. В данной ситуации и авторский комментарий будет расположен внутри кавычек.

«Харэ эфир засорять, — оборвал их болтовню Ибрагим. — У нас еще Илья и Мирон».

«А как? Тогда надо было совсем завалить экзамен, — Список ободряюще фыркнул. — Да ну его. На фига нам эта математика?»

Слова автора внутри и после мыслей персонажа

А теперь рассмотрим более сложный вариант: мысли-слова-мысли-слова. Вся эта цепочка заключается в кавычки, кроме последних слов автора. В данном случае такая же ситуация, как и в пункте с авторским комментарием после мыслей, но до этого имеется ещё некоторое количество мыслей, разорванных словами автора.

«Который раз. — вздохнул парень, — они попадают в неприятности, а отвечать за всё мне», — голубые глаза сурово смотрели на близнецов.

Надеюсь, что этот материал пригодится многим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *