Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Однородные члены предложения
Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения или поясняются одним и тем же членом предложения.
Сравните два предложения:
В первом предложении два дополнения отвечают на вопрос ЧТО? и относятся к одному и тому же сказуемому, а во втором предложении два сказуемых поясняются одним общим дополнением.
Однородные члены в предложениях могут быть распространены, то есть могут иметь зависимые слова. Рассмотрите внимательно следующее предложение.
Здесь два однородных сказуемых (СНИМАЛИ и КЛАНЯЛИСЬ): первое распространено обстоятельством (С ГОЛОВЫ) и дополнением (ШАПКИ), а второе не распространено (у него нет зависимых слов).
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Например:
Первый ряд однородных членов в этом предложении создают сказуемые, второй – дополнения.
Однородные и неоднородные определения
К одному и тому же слову в предложении может относиться несколько определений, которые могут быть однородными и неоднородными. Научиться различать эти два вида определений необходимо, так как однородные определения на письме разделяются запятыми, а между неоднородными определениями запятая не ставится.
1. Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее.
В этом предложении четыре определения к слову ЛИСТВА, они однородные, так как все называют цвет и произносятся с интонацией перечисления.
Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например:
Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев).
Определение ЖАРКИЙ сообщает нам о погоде, а определение ИЮЛЬСКИЙ о том, в каком месяце был этот день.
Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить. Сравните три предложения, расположенные ниже.
Он владел немецким, французским, английским языком. Он владел немецким, французским и английским языком. Он владел и немецким, и французским, и английским языком.
2. Однородные определения не могут быть выражены прилагательными, относящимися к разным лексическим разрядам.
На крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке (Пушкин).
У слова ДУШЕГРЕЙКА два определения: ДОРОГОЙ (качественное прилагательное) и СОБОЛЬЕЙ (относительное прилагательное).
3. Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.
Рассмотрите примеры на иллюстрации.
Почему ты не надеваешь свое новое платье? Наконец мы дождались первых теплых дней.
4. Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые.
Прочитайте предложения из произведений И. А. Бунина и А. П. Чехова. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.
Пунктуация в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами
Значение соединительных союзов можно условно обозначить фразой: «И ЭТО, И ТО». Они соединяют два однородных члена между собой. Значение разделительных союзов можно определить так: «ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО». Такие союзы указывают на возможность только одного однородного члена из нескольких или на их чередование. Значение противительных союзов выражается иначе: «НЕ ТО, А ЭТО». Противительные союзы противопоставляют один однородный член другому. Рассмотрите примеры союзов каждого разряда на иллюстрации.
Соединительные союзы
Противительные союзы
Разделительные союзы
И ЭТО И ТО
НЕ ТО, А ЭТО
ИЛИ ТО, ИЛИ ЭТО
ИЛИ, ИЛИ… ИЛИ, ЛИБО, ЛИБО … ЛИБО, ТО… ТО, НЕ ТО… НЕ ТО, ТО ЛИ … ТО ЛИ
Без нитки да иголки шубы не пошить.
Без нитки и иголки шубы не пошить.
Мал золотник, да дорог.
Мал золотник, но дорог.
Некоторые сочинительные союзы состоят из нескольких слов, например, КАК… ТАК И; НЕ ТОЛЬКО… НО И. Такие союзы называются составными.
Постановка запятых в предложениях, где однородные члены связаны сочинительными союзами, зависит от того, к какому разряду они принадлежат.
Перед сочинительными союзами, соединяющими однородные члены, запятая ставится в трех случаях:
1) если в предложении однородные члены связаны противительным союзом: Ягодка красна, да на вкус горька. Задача трудная, зато интересная;
2) если однородные члены связаны повторяющимися союзами: В лесу одному шумно, и жутко, и весело (Фет);
Теперь обратимся к случаям, когда запятую перед союзами, соединяющими однородные члены, ставить не нужно.
1. Если однородные члены соединены одиночным соединительным или разделительным союзом, например:
2. Если союзы объединяют однородные члены в пары, например:
3. Если два однородных члена соединяются повторяющимися союзами, но образуют устойчивое сочетание: И ДЕНЬ И НОЧЬ, И СМЕХ И ГРЕХ, НИ ДА НИ НЕТ, НИ ДВА НИ ПОЛТОРА, НИ ВЗАД НИ ВПЕРЕД и другие.
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами
Внимательно прочитайте предложение.
В этом примере четыре подлежащих, но назвать их всех однородными нельзя, потому что первое из них – слово ДЕРЕВЬЯ – объединяет в своем значении последующие, или, наоборот, три последних подлежащих конкретизируют, уточняют значение первого. Между первым подлежащим и последующими можно вставить вопрос: «А какие именно?».
Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения, например:
Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство – ничто беды не может миновать (Пушкин) или Так было всегда: и сто, и триста лет назад.
Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями, например:
Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу : щук, язей, голавлей, линей, окуней (Аксаков).
В этом предложении обобщающим будет сочетание РАЗНУЮ КРУПНУЮ РЫБУ.
В предложениях с обобщающими словами знаки препинания ставятся в соответствии с правилом из трех основных пунктов.
1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья.
3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.
Обобщающие слова при однородных членах предложения
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, соединяются друг с другом сочинительной связью.
Обобщающее слово – общее название предметов или признаков, которые перечисляются при помощи однородных членов.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.:Просвещение, 2016. – с. 96-97
1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.:МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 132
2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.167.
3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А – М.: Русское слово, 2008. – с. 332.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007. – с. 281.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Некоторые слова обозначают обобщённые, широкие, родовые понятия. Например, слово мебель – родовое понятие для слов шкаф, стол, стул, диван, буфет, тумба. Вокруг слов, обозначающих родовое (обобщённое) понятие, образуются тематические группы. Например, тематическая группа с родовым понятием «ягода»: клубника, малина, смородина, черника, брусника.
Слова, которые обозначают родовое понятие, могут встречаться в предложениях с однородными членами. Тогда говорят об обобщающем слове при однородных членах предложения.
Обобщающее слово – это общее название предметов или признаков, которые перечисляются с помощью однородных членов. Обобщающее слово в схеме обозначается кружочком с точкой посередине. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.
Рассмотрим предложение. В нашем лесу обитают разные звери: белки, зайцы, лисицы. Однородные члены (подлежащие) белки, зайцы, лисицы – это конкретные названия. Слово звери – их общее (родовое) название. Это обобщающее слово. На письме это будет выглядеть следующим образом.
С употреблением обобщающего слова при однородных членах предложения связано несколько правил постановки знаков препинания.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставим двоеточие, а после однородных членов – тире.
Рассмотрим это на примерах.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Вводное слово и обобщающее слово при однородных членах.
Очень часто в предложениях с обобщающим словом есть ещё слова, которые передают дополнительное значение, это вводные слова.
Если вводное слово стоит после однородных членов и перед обобщающим словом, то перед вводным словом ставится тире, а после него — запятая:
Например. На домах, на деревьях, на скамейках – словом, везде лежал снег.
Если вводное слово стоит после обобщающего слова и далее идёт ряд однородных членов, то перед вводным словом ставится запятая, а после него двоеточие:
Например: Снег лежал везде, а именно: на домах, на деревьях, на скамейках.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Найдите предложение, соответствующее схеме: [О:О,О,О– …]. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
2) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.
3) Утро рассеивает всё страх усталость волнения.
Разбор задания: Анализируем схему: обобщающее слово стоит перед однородными членами, после них предложение продолжается.Анализируем предложения. В 1 предложении обобщающее слово фрукты стоит перед однородными членами, следовательно, надо ставить двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не соответствует схеме. Во 2 предложении обобщающее словосочетание морская рыба стоит перед однородными членами, ставим двоеточие. После однородных членов предложение продолжается, следовательно, это предложение соответствует схеме. Проверим 3 предложение. Обобщающее слово всё стоит перед однородными членами. Ставим двоеточие. После однородных членов предложение заканчивается. Это предложение не подходит. Ответ: 2.
Выделите цветом предложение, в котором есть обобщающее слово. (Знаки препинания не расставлены!)
1) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
2) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.
3) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.
4) И роща и фасад дома отражались в озере.
Разбор задания: В 1 предложении однородные члены есть, но слова, которое их обобщает, нет. Следовательно, это предложение не подходит. Во 2 предложении однородные члены ни воды, ни деревьев обобщает слово ничего. Это предложение соответствует условиям. Проверим оставшиеся предложения. В 3 и 4 предложении нет обобщающих слов.
Ответ:2) Нигде ничего не было видно: ни воды, ни деревьев.
Обобщающее слово в предложении с однородными членами
К однородным членам можно задать один и тот же вопрос от члена предложения. Они встречаются везде, где идёт перечисление чего-либо. Например: «Нам нужно купить хлеб, молоко и яйца». Иногда требуется дать одно название, объединить в группу по общему признаку:«Нам нужно купить продукты: хлеб, молоко и яйца». Здесь «продукты» ― слово, обобщающее однородные члены предложения, каждый из которых раскрывает и конкретизирует его.
Правила пунктуации
Интуитивно чувствуется, что нужно каким-то образом отделить обобщающее слово (далее в схемах будет обозначено как ОС) от ряда однородных членов (оч). Для этого по правилам русского языка используется тире или двоеточие, а в более сложных случаях ― и то и другое. Что именно использовать, зависит от того, где стоит однородный ряд по отношению к обобщающему слову в предложении.
В начале
Пример: «И молодёжь, и старики, и даже маленькие дети―все высыпали на улицу в тот памятный день». Здесь идёт перечисление через запятую, после него ставится тире и следует обобщение «все», то есть предложение строится по следующей схеме: оч, оч, оч―ОС.
В конце фразы
Пример: «Кота не было нигде: ни в зале, ни на балконе, ни на кухне». В этом случае после обобщения «нигде» используется двоеточие, а затем идёт перечисление через запятую, согласно схеме: ОС: оч, оч, оч.
Иногда обобщающее слово и вовсе опускается, но двоеточие всё равно ставится, предупреждая, что за ним последует перечисление: «Нам повстречались: русалки и ведьмы, единороги и феи, драконы и грифоны». (Нам повстречались [разные существа]: …)
Однако если однородные члены выражены именами собственными и следуют за другим существительным без интонационной паузы, это существительное не является обобщающим, и двоеточие после него ставить не нужно:
«Мы обсудили писателей Достоевского и Толстого». «Писателей» будет приложением ― определением, выраженным существительным. Оно будет относиться к обоим однородным дополнениям:«Достоевского» и «Толстого».
В середине высказывания
Частный случай предыдущего: обобщающее слово стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается.
Пример: «Точные науки: математика, физика, химия―даются мне нелегко».
Предложение подобного рода нужно составить таким образом: поставить двоеточие после обобщающего словосочетания «точные науки», написать однородные подлежащие через запятую, затем поставить тире и дописать фразу: ОС: оч, оч, оч―[…].
Для усиления эмоциональной окраски обобщение может повториться после однородного ряда ещё раз. Знаки препинания ставятся при этом точно так же: сначала двоеточие, потом тире: ОС: оч, оч, оч―ОС.
Пример: «Всё, что было на ноутбуке: и фотографии, и важные документы, и даже моя презентация―всё удалилось безвозвратно!»
Замена двоеточия на тире
В предложениях допускается ставить вместо двоеточия тире, если внимание акцентируется на обобщающей части, а перечисление просто уточняет сказанное.
«Всё вокруг — дома, фонари и вывески — было овеяно дымкой, и поэтому казалось чем-то призрачным, нереальным». Паузы перед однородными подлежащими нет, они упоминаются как бы между прочим, проговариваются вскользь, чтобы скорее перейти к концу фразы. Такие примеры часто можно встретить в художественной литературе, но встречаются они и в повседневной речи:«Мультфильм понравится всем — и взрослым, и детям».
Хотя тенденция заменять двоеточие на тире распространяется, нужно быть готовыми, что с такой постановкой знака кто-то может не согласиться. В любом случае использовать двоеточие не ошибка, поэтому если есть сомнения, после обобщающего слова лучше ставить именно двоеточие, в соответствии с устоявшейся языковой нормой.
Обобщение с вводным словом
В предложении перед обобщением или после него может стоять вводный оборот: например, то есть, как то, короче говоря и др.
Роль в предложении
Выполняя синтаксический разбор предложения, ученики 5 класса при знакомстве с этой темой часто не знают, каким членом предложения является обобщающее слово. А оно играет в предложении такую же роль, как и ряд однородных членов. Разница только в более широком значении.
Соответственно, обобщающее слово подчёркивается при синтаксическом разборе так же, как однородные члены, которые к нему относятся:
«Актриса могла быть разной: печальной и весёлой, красивой и смешной». Здесь оно находится при однородных определениях, отвечающих на вопрос «какой?», а значит «разной» ― тоже определение, и его нужно подчеркнуть волнистой линией.
Часть речи
И последний сложный момент. Обобщающее слово может быть выражено самыми разными частями речи:
Местоимения и наречия будут встречаться чаще всего. Что касается словосочетаний, они могут быть достаточно развёрнутыми. Пример: «Я хочу сделать что-нибудь дух захватывающее: прыгнуть с парашютом или сплавиться по реке».
Как обобщение здесь выступает «сделать что-нибудь дух захватывающее» целиком. Я хочу (что?) сделать ― не просто «что-нибудь», а «что-нибудь дух захватывающее», без этого предложение теряет смысл.
В состав обобщающего словосочетания к тому же входит видоизменённый фразеологизм «дух захватывает». Фразеологические обороты также часто используются в качестве обобщений.
При однородных членах предложения иногда можно увидеть словосочетание или слово, которое является обобщением всех однородных, стоящих после него. Однако в некоторых случаях эта конструкция может находиться и в конце предложения. Поэтому важно уметь находить ОС (обобщающее слово), взглянув на его лексическое значение. Оно представляет собой обозначение всех перечисляющихся слов (двух и более), а также часто выступает в роли той же части речи, что и однородные члены. Вот небольшой пример: «В нашем классе находилось довольно много новой мебели: стулья, парты, шкафчики и даже полки для книг». В этом случае ОС «мебель» выражено существительным, как и однородные.
Логично предположить, что раз ОС часто выступает той же частью речи, что и однородные, то оно также будет являться тем же членом предложения, что и они. Это действительно так. Кроме того, данное правило является нерушимым, в отличие от того, что ОС является той же частью речи, что и слова при перечислении. Ведь иногда существительное может заменяться словосочетанием.
Однако если однородные являются дополнением или обстоятельством, то ОС также будет выступать в этой роли. Разница лишь в том, что обобщающая конструкция обозначает больший объем, нежели те слова, которые стоят при ней. Однако эта особенность не мешает им всем выполнять одну и ту же синтаксическую функцию.
Также определить наличие ОС можно по отношениям, которые возникают между конструкцией и словами. К примеру, если обобщающее слово стоит сразу перед однородными членами, то в предложении возникают уточнительно-пояснительные отношения. Иногда на письме могут присутствовать даже специальные союзы: «а именно», «то есть», «как-то». Если же их нет, то лишь при ОС они могут быть поставлены: «Чтобы иметь хорошие отношения с товарищами, друг должен обладать определенными качествами: заботой, вниманием к окружающим, добротой» — если поставить перед двоеточием союз «а именно», то синтаксическое значение конструкции не изменится. Таким способом можно найти ОС в тексте.
Постановка двоеточия
Большинство людей хорошо знает, что если ОС предшествует перечислению, то перед ним (или уточняющим союзом) должно ставиться двоеточие. Этому обучали всех еще в средних классах школы. Однако следующие примеры помогут вспомнить, как правильно должно выделяться ОС на письме:
Что можно выделить из этих примеров? Во-первых, склонение однородных членов необходимо проводить в той же форме, в которой стоит ОС (видно во всех трех примерах). Если конструкция находится в винительном падеже, это значит, что и все однородные, стоящие после нее, должны также сохранять эту форму.
Во-вторых, если перед ОС находится простой или производный предлог, что чаще всего однородные члены, которые будут находиться после двоеточия, будут также иметь его при себе. Однако некоторые писатели нередко опускают предлоги в данном случае. Такой ход не считается чем-то ошибочным, однако предложение выглядит гораздо более понятным, если является полным.
В-третьих, если предложение не заканчивается после перечисления, то необходимо поставить тире, а уже потом продолжать мысль. Даже если человек привык ставить перед «поэтому» запятую (третий пример), то в этом случае правило о знаках препинания при обобщающем слове и после перечисления требует постановки именно тире.
Ну и последний нюанс. Схема предложения с обобщающим словом выглядит следующим образом: [ОС]: [ _, _, _]. Это полезно знать для того, чтобы выполнить упражнение, связанное с синтаксическим разбором предложения. Однако не стоит забывать, что если конструкция не заканчивается после ряда однородных, то в схему необходимо обязательно внести тире (после квадратной скобки).
Употребление тире
Многие ученики средней школы привыкли, что ОС будет отделяться от однородных исключительно с помощью двоеточия. Однако правила пунктуации нередко говорят о перспективе поставить тире. Чтобы разобраться в этих знаковых неразберихах, следует более подробно изучить пару примеров на практике:
Во втором случае вместо обобщающего глагола, например: «мои действия», присутствует указательное местоимение «вот», которое его подразумевает. Как уже говорилось ранее, в этом нет ничего удивительного. Да, в большинстве случаев ОС выступает в роли той же части речи, что и слова, входящие в перечисление. Однако далеко не всегда это негласное правило сохраняется. Поэтому следует помнить о том, что предложения могут быть гораздо сложнее, чем они кажутся. Подчеркиваются обобщающие слова в таком случае точно так же, как и однородные члены — это правило является обязательным — «вот что я делал» — составное именное сказуемое, как и глаголы при перечислении.
Ну а третий пример заслуживает наиболее пристального внимания, ведь по всем правилам после ОС, которое здесь лишь подразумевается, должно ставится двоеточие.
Художественная литература
В русском языке существует особая тенденция вытеснения двоеточия с помощью тире. Это значит, что довольно часто авторы художественных произведений используют вместо одного знака препинания другой, хотя правила говорят об обратном. Вот несколько примеров из художественной литературы, которые говорят, о чем идет речь:
Если обратить пристальное внимание на все эти примеры, то, по всем правилам, в них необходимо употреблять двоеточие. Тем не менее, авторы этого не делают, заменяя этот знак препинания на письме. Данный пример не считается ошибочным, хотя прибегать к нему следует лишь тем, кто имеет право называть себя профессиональным писателем и несет ответственность за свои слова. Если же составить предложение против правил в каком-нибудь школьном сочинении, то можно столкнуться с замечанием со стороны учителя или даже снижением оценки.
Поэтому каждый человек должен понимать, что такое употребление знака признается допустимым лишь для профессионалов.
Также не стоит забывать о том, что предложения могут осложняться различными вводными конструкциями или определениями, выраженными причастными оборотами (видно из первого примера). В этом случае постановка знаков препинания будет такой же, как и в самом простом предложении. То же самое касается и нескольких простых конструкций, входящий в состав сложной, а также обращений и выделений сложных обстоятельств на письме.
Независимо от того, что та или иная конструкция входит в перечисление, она должна все равно правильно выделяться знаками препинания.
Пояснение в бессоюзном сложном предложении
Довольно многие люди путают ОС с пояснением, которое чаще всего присутствует в БСП. Вот небольшой пример: «Я увидел перед собой страшную картину: передо мной лежали тела погибших и раненных во время обстрела, а в воздухе все еще стоял запах пороха». Казалось бы, что пояснение выполняет ту же синтаксическую роль, что и ОС, ведь перед ним также можно поставить союз, например, «а именно». Однако у таких конструкций есть одна интересная особенность они представляют собой несколько сложносочиненных предложений в составе сложного. Кроме того, слова, стоящие после двоеточия, чаще всего выражаются абсолютно другой частью речи, нежели пояснение в БСП.
Чтобы не ошибиться в поиске ОС или пояснения, необходимо научиться правильно находить первый вид конструкций на письме, поскольку он чаще всего вызывает у читателей вопросы. Для этого необходимо следовать определенному алгоритму действий. Вот небольшая инструкция, которая поможет с этим разобраться чуть более подробно:
Найти ОС в предложении не составит труда даже для ученика средней школы. Однако чтобы поставить знаки препинания правильно, необходимо помнить обо всех нюансах касательно обособления. В этом случае рано или поздно выработается интуиция, которая будет подсказывать о правильной постановке, даже если все правила были давно забыты.