Как выделять абзацы в сочинении
Правильное написание абзаца: структура, длинна, примеры составления
Содержание статьи:
В прошлой статье, о структуре излагаемого материала, я вскользь упоминал об абзацах. Но, данной теме, стоит посвятить отдельную статью. На такую мысль меня натолкнул поисковый запрос одного пользователя: «Как правильно сделать абзац».
А ведь действительно, как правильно писать абзацы? Многие авторы (и я тоже, иногда, в этом повинен) не много внимания уделяют правильности составления абзаца. Не говоря уже о его размерах и структуре.
Но, абзац — это важный аспект форматирования текста. Как печатного, так и в Интернете. Таким образом текст воспринимается частями, а значит — куда более лучше понимается читающим.
Ко всему в придачу, структурированный текст, разбитый на абзацы, куда как приятнее читать, даже с чисто эстетической точки зрения. Хватает беглого взгляда на статью, чтобы понять — «Я ее прочту». Или же наоборот — «Это не мое». Последнее, как правило, случается в случае созерцания «простыни» текста, длинною в вечность.
Для чего нужны абзацы
Абзацы нужны не только для визуального разделения текста. В первую очередь, они разделяют мысли автора, которые он хочет донести до читателя. Более того, каждый абзац по-своему является маленьким вопросом и ответом.
Но это в идеале. Иногда, приходится делить текст на абзацы, только потому, что это уже необходимо сделать. Это также необходимо не только для эстетики, но и для ориентации читателя в тексте. Вернуться к началу второго или третьего (любого) абзаца, куда как проще, нежели выискивать предложение, на котором остановился, в сплошном тексте.
Но мало просто делить текст на абзацы. Надо понимать и знать, как правильно пишется абзац.
Составляющие абзаца
Если, как делить текст на абзацы и для чего это делать, немного стало понятнее, то вот как правильно составить абзац — ясно не до конца. И на то есть несколько причин:
У каждого абзаца должен быть небольшой план, по которому он пишется. Этот план должен «сидеть», в абстрактной форме, у каждого писателя в голове. И использоваться, как аксиома, на уровне подсознания.
Помимо плана, у абзаца должна быть своя тема (мысль), которая раскрывается именно в нем. И никаких других тем в абзаце поднимать не стоит. Например, если вы пишите про цвет красноухих ужей, то не надо писать о структуре кожи или окрасе глаз.
Структура абзаца проста: первое предложение — это вопрос или раскрытие темы. Оно самое основное. Правильнее всего писать его более емко, но не всегда это получается и ни под каждый стиль подходит.
Далее следует раскрытие темы. Или ответ на вопрос. Также возможны какие-либо факты или информация.
Последним же предложением в абзаце, как правило, бывает вывод или плавный переход к другой мысли. То есть, к следующему абзацу.
Размер абзаца
В прошлой статье я говорил о размере подзаголовков и заголовков. О том, что они должны составлять, примерно, пять абзацев. В этой статье, поскольку она посвящена именно абзацам, стоит поговорить о том, какой длинны должен быть абзац.
Рекомендованная длинна абзаца, около, пяти строк. Но, данное правило не является аксиомой. В некоторых случаях, абзац может состоять из одной строки и одного предложения, а в некоторых и намного больше. Но все же, самая удобоваримая форма для чтения — это около пяти строк.
При написании больших текстов, старайтесь не делать абзацы одной длинны. Таким образом, избежите желания уснуть у читателя. Однообразность всегда ведет к желанию уснуть.
Пример составления абзаца
Рассмотрим пример составления абзаца, на тему: «Заказ на сайте». Этот пример, пригодится для многих начинающих копирайтеров, работающих в сети.
Пример абзаца:
«На сайте присутствует функция заказа товара. С помощью нее, вы можете, не отходя от компьютера, заказать товар к себе на дом. Заказ товара доступен по ссылке — «Заказать», с любой страницы сайта и позволяет, в несколько кликов, осуществлять покупку. При заказе нескольких товаров, их можно добавлять в корзину».
В примере задается тема, описываются факты и осуществляется переход к следующей мысли (теме).
Заключение
В предыдущей статье, я рассказал, как структурировать статью заголовками и подзаголовками. В этой были рассмотрены аспекты деления на абзацы, тех самых, заголовков.
Но не стоит забывать, что зная, как правильно делить на абзацы, еще не значит, что структура материала будет правильной. Например, первый абзац должен сам по себе раскрывать суть заголовка и при этом иметь свою структуру. А последующие продолжать раскрывать тему.
Таким образом получится удобоваримый материал, который легко усвоится и запомнится. А значит и понравится.
И еще. Помните, что при написании СЕО-статьи и, например, любовного романа, стоит все же чувствовать разницу. Если для статьи в Интернет, правило пяти абзацев и пяти строк, вполне приемлемо, то в романе оно, в большинстве случаев, не подойдет.
В печатной литературе, абзацы выделяют красной строкой, а в Интернет публикациях разделяют небольшим отступом.
Подробный план ЕГЭ сочинения
Сочинение пишется по определенному плану:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение
Для наглядности приведу пример сочинения по достаточно известному тексту Л. Пирожковой:
Жизнь среди других людей неизбежно привела к тому, что человека волнует то, что о нем думают окружающие. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи.
Как определить проблему в предложенном тексте?
Крайне важно отметить, что во втором абзаце необходимо упомянуть фамилию автора. Без этого будет считаться, что Ваше сочинение написано не по тексту.
И последнее. Проблема должна быть сформулирована четко и однозначно. В ином случае все сочинение будет оценено в 0 баллов.
В наши дни культура речи стремительно обесценивается. С каждым годом наш язык все сильнее изменяется под влиянием радио, телевидения, Интернета. Об этом говорит и автор текста. Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, что нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих.
Рекомендую Вам обратить самое пристальное внимание именно на комментарий к проблеме, поскольку он хорошо получается у выпускников очень редко.
Здесь также важно употребить фамилию автора. В остальном содержание данного блока варьируется. Рекомендуется рассказать о том, что сделал автор для того, чтобы донести смысл проблемы до читателя, какие литературные приемы он при этом использовал. Возможно сказать несколько слов об актуальности рассматриваемого вопроса.
По мнению Л. Пирожковой, речевые ошибки могут испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону.
В четвертом абзаце Вы рассказываете о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. Достаточно одного-двух предложений.
Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа.
В пятом абзаце Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т.е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений.
Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
Один из аргументов обязательно должен быть литературным. Важно упомянуть автора произведения и название последнего.
Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.
Думаю, этот абзац не нуждается в комментариях. Вы просто пишете о фактах общественной жизни, приводите фрагменты биографии известных людей и пр., что поможет Вам убедить читателя в правильности Вашей точки зрения. Наверное, нужно еще сказать о том, что Вы аргументируете собственную позицию, а не позицию автора. Иногда это существенно.
Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.
В заключении Вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами. Важно завершить мысль.
Русский язык
План урока:
Композиция сочинения-рассуждения
Каждая работа должна быть написана в соответствии с определенной структурой. Она предусмотрена кодификаторами на экзамене и строго установленными нормами. Ознакомимся с некоторыми из них.
Абзацы в сочинении. Смысловая нагрузка
Любой текст делится на абзацы, в каждом из которых раскрывается свой особый смысл. Поэтому очень важно соблюдать логику и не допускать ошибок при делении текста сочинения. Рассуждение должно обязательно делиться на три смысловые части или абзацы. Иногда для полноты раскрытия темы один абзац приходится делить на несколько.
Основные части в сочинении:
Таким образом, в каждом абзаце есть своя концепция, которую необходимо соблюдать. Можно немного отходить от плана, но эти элементы обязательно должны присутствовать в сочинении-рассуждении.
Как правильно разделить сочинение на абзацы. Алгоритм
Чтобы текст был верно поделен на смысловые части, необходимо понимать, что писать в каждой из них. Рассмотрим, как пошагово разделить сочинение на абзацы:
Разделяя информацию таким образом, можно исключить допущение смысловых ошибок в самом сочинении-рассуждении, а его содержание будет понятно и легко читаемо.
Алгоритм написания правильного сочинения
Прежде чем приступить к составлению самого текста рассуждения, необходимо тщательно подготовиться. Рассмотрим основные моменты, о которых нельзя забывать в сочинении.
Как сформулировать тезис. Определение проблемы
Самым началом работы является анализ текста, высказывания или вопроса. Необходимо выявить главную мысль, которую пытался донести автор до читателя или слушателя. Для этого нужно обратить внимание на следующие факторы:
Если брать во внимание все эти аспекты, то тезис можно будет легко установить. Неверно указанная проблема в начале может обернуться полным отказом от проверки работы, ведь изначально мысль построена неправильно. При пересказе сути текста в первом абзаце данную работу могут не засчитать. Поэтому нужно быть очень внимательными и постараться передать суть авторской позиции.
Где брать аргументы. Кладовая идей
Аргументы входят во вторую часть сочинения. Ими нужно подтвердить тезис и дать подтверждение авторским словам. Существует несколько источников аргументации рассуждения:
Иногда в задании сразу указывается, как следует аргументировать свое сочинение-рассуждение. Исходя из этого можно выбрать источник доказательств.
О чем забывают при написании рассуждения. Потеря баллов
Ученики допускают много упущений во время написания сочинений. Это серьезно сказывается на их итоговом балле. Самые распространенные недочеты:
После каждого написания сочинения нужно работать над ошибками и не допускать их снова. Тогда навык письма будет совершенствоваться, а итоговый балл – увеличиваться.
Словарь терминов
Для написания сочинения на ОГЭ, а именно в задании 15.3, необходимо ответить на вопрос. В качестве ответа необходимо привести соответствующее определение. Для удобства в словаре собраны все часто встречающиеся термины на экзамене по русскому языку.
Эти несколько определений довольно часто встречаются в КИМах. Главное – верно передать суть понятия и подобрать правильный аргумент.
Пример сочинения-рассуждения 15.3
Поделиться уроком с друзьями:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Укажите сложносочинённое предложение
1) Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан 2) Созданные Вахтангом Кикабидзе в кино образы стали легендарными, и их популярность не знает границ 3) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то ласково зовущие крики 4) День был хоть и мартовский но ветреный неприятный 5) Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки
Укажите простое предложение
1) Умный рассудит, а глупый осудит 2) На смелого собака лает, а трусливого кусает 3) В лесу было тихо, а по вершинам деревьев уже разгуливал осенний ветер 4) Горький в статьях о языке часто высказывал своё отношение к непонятным областным словам, и его взгляды разделяют многие 5) Царь Соломон не достиг ещё среднего возраста – сорока пяти лет, а слава о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни и пышности двора распространилась за пределами Палестины
Укажите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх простых
1) Река чернела, зябла, и паровые струйки перебегали всюду, и потому она не замерзала 2) Черёмуха душистая, развесившись, стоит, а зелень золотистая на солнышке горит 3) С каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть, чувствую самую жгучую, самую смертную связь 4) Каждый язык – это не только предмет для изучения, но и живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище 5) Через десяток лет наша молодёжь будет владеть казахским, русским, английским языками, и весь мир перед нею будет открыт
Не является сложносочинённым предложение:
1) Солнце село и на небе задумчиво замерли лёгкие ещё розовые облака 2) Всё кругом чернело и утихало одни перепела изредка кричат 3) Небо стало очищаться зато ветер ещё более усилился 4) С утра бал туман но к завтраку погода разгулялась 5) Никнет трава от жалости а дерево с тоскою к земле приклонилось
Укажите сложносочинённое предложение с разделительными союзами
1) Ни солнца мне не виден свет ни для корней моих простора нет 2) Особенно утомительна была дорога по открытым холмам в тени же леса было сыро и прохладно 3) Не то маячили на той стороне горы не то это только казалось 4) В такие исторические моменты само общество меняется, люди обретают новые силы 5) Глаз ждёт огонька однако каждый поворот реки обманывает наши надежды
Не является сложносочинённым предложение:
1) В мозгу людей миры летят и государства гибнут 2) Коркыт вложил свою душу в мелодии и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир дошли до людей захватили и пленили их 3) Солнце с зенита беспощадно обливает слепящим зноем сверкающее море пароходы набережную 4) Она мне нравилась всё больше и больше а я тоже по-видимому был симпатичен ей 5) День был пасмурный зато настроение у всех было солнечное
Укажите сложносочинённое предложение
1) Проста и застенчива природа в окрестностях Михайловского 2) Здесь краски неярки и звуки нерезки 3) Тропа выровнялась побежала вперёд миновала последний ложок и привела караван к крутому обрыву 4) От этих сосен и акаций от этой вьюги и жары я не хочу переселяться в иные чуждые миры 5) Чтобы человек искренне полюбил серьёзный труд прежде всего должно внушить ему серьёзный взгляд на жизнь
Не является сложносочинённым предложение:
1) Чувство национальной гордости выражается не только в знании государственного языка, но и преемственности всего лучшего, что является достоянием человечества 2) Мы ехали берегом Лены, а зима догоняла нас с севера 3) Гром непрестанно грохотал, и вихорь был ужасен, и человек под ним стоял испуган и безгласен 4) И поля цветут, и леса шумят, и лежат в земле груды золота 5) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице
Не является сложносочинённым предложение:
1) Жизнь даётся один раз и хочется прожить её бодро и осмысленно красиво 2) Её провожают берёзы и ясень встречает в пути 3) Безветрие и всё небо залито ровной синевой 4) ) Ветер охлёстывал машину швыряя в ветровое стекло пригоршни сухого снега и покрывал её тонким пузырчатым ледком 5) Цветёт жёлтая акация и начинает пахнуть сирень
Не является сложносочинённым предложение:
1) Сыпались звёзды, да иглы звенели 2) Сейчас пройдёт дождь, и всё в природе освежится и легко вздохнёт 3) Перестают покачиваться деревья, прекращается вечный шорох их листьев 4) Дубровский держал в руке открытую книгу, но глаза его были закрыты 5) Немцы окружили их на рассвете, а теперь уже солнце склонялось к вечеру
Немцы окружили их на рассвете, а теперь уже солнце склонялось к вечеру
1) За окном брезжил рассвет и кричали петухи 2) Мы прибавляем шагу чтобы успеть где-либо укрыться от проливного дождя 3) Сверху жарко палило солнце и до раскалённой кибитки невозможно было дотронуться 4) Все вскочили схватилися за ружья и пошла потеха 5) Дорога в космос трудна и опасна но ничто не может остановить человека на пути знаний и прогресса
Укажите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх простых
1) Тучи закрыли солнце, и день был тусклый, серый 2) Ветра не было, но в саду всё падали и падали поблёкшие листья 3) Ты скучаешь, не находишь себе места, а скука и праздность заразительны 4) Не хочется уходить из леса, но уже близится вечер и все мы изрядно вымокли 5) Может быть, мы с Лёнькой уедем и я никогда уже не вернусь сюда
Укажите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх простых
1) Может быть снова грянут морозы и затрещат окоченевшие стволы 2) После бури всё блестело и сверкало и дышалось легко 3) В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам 4) Жизнь каждого из нас принадлежит Отечеству и не удальство а только истинная храбрость принесёт ему пользу и об этом надо думать смолоду 5) Звёзды уже начинали бледнеть и небо серело покрывающееся ночной мглой
Укажите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх простых
1) Луна светила очень сильно однако её свет с трудом пробивал туман пеленой покрывающий 2) Мягко картавя журчал ручеёк но все эти звуки не нарушали тишины не будили застывшего воздуха а напротив вгоняли природу в дремоту 3) Луна взошла сильно багровая и хмурая точно больная а звёзды тоже хмурились 4) Пел в садах малиновых соловей-соловушка да шумели листьями в рощах тополя ронявшие белый пух 5) Слева блестит на солнце речка и прямо передо мной простор полей а вдалеке еле-еле чернеется лес
Требования к оформлению сочинений
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Требования к оформлению сочинений
1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
2) Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
Что будет написано в сочинении.
Черновик, работа с ним.
Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.
Проверяем сочинение.
Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.
Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
— Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.
План – залог успеха.
Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.
Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.
В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, — сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.
Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой его части. Сочинение должно «просматриваться» через план.
Любое сочинение состоит из трех частей.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане.
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Например, план может выглядеть так:
Свет и тени натуры Обломова
(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
I. Обломов — сложный человек.
II. Положительные и отрицательные черты в характере
героя романа И. А. Гончарова.
1. Тени натуры Обломова:
1.2. раб самому себе;
1.3. Обломов и Захар.
3. Светлые стороны натуры Обломова:
4. Обломов — поэт в душе.
III. Обломов — живой, реальный человек.
План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.
Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!
И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.
Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение можно заменить на синонимом. Основная часть должна быть более развернутой и составлять ¾ всего сочинения, а вступление и заключение соответственно ¼ части сочинения. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.
При переписывании следите за стройностью и соразмерностью частей сочинения. Главная цель вступления – грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким. Основная часть и заключение – два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.
Основные части сочинения:
1. Начинаем нашу работу с анализа темы, на основе анализа темы сочинения мы и выберем материал, основные факты, ключевые моменты нашего сочинения. Анализ лучше всего проводить по принципу вопрос — ответ.
2. Эпиграф сочинения, не обязательная часть. Эпиграф кратко рассказывает о замысле автора. Удачный эпиграф свидетельствует о понимании темы автором, раскрывает замысел сочинения. Хороший эпиграф способен украсить работу. Плохой эпиграф может испортить даже очень хорошую работу и повлияет на окончательную оценку.
3. Вступление сочинения должно быть ярким, привлекать внимание. Не нужно использовать шаблоны. Обязательно используйте формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете. Несколько разных вступлений :
4. Основная часть сочинения это развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы, которые мы сформулировали раньше при анализе. Приводим доказательство наших слов, обязательно подкрепляем их фактами. Стараемся раскрыть тему сочинения более полно, с разных сторон и с разной точки зрения. Будет очень хорошо, если Вы станете рассуждать с разных позиций. Голос автора сочинения должен присутствовать, сочинение это Ваше произведение, не нужно писать чужие мысли, как свои, но их анализ приветствуется.
5. Заключение — одна из ключевых частей сочинения. В нем Вы делаете выводы из Вашего анализа и суждений по теме. Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли.
Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы, основная часть это 75% всей работы. Стараемся, как не использовать незначительные факты, второстепенные детали и тем более размышлять на эти темы.
Цитаты нужно использовать обдуманно, большое количество которых убьет Вашу авторскую составляющую. Каждая цитата должна быть к месту. Цитаты это очень сильный инструмент, который нужно использовать по следующим правилам:
Ни в коем случае нельзя сокращать цитату, или заменять в ней слова, изменяя её смысл, забыли точное написание, замените, что не помните многоточием.
Допускается пересказ цитаты словами близкими к тексту.