Как выделять вводные и вставные конструкции

Вводные и вставные конструкции

Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть фото Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть картинку Как выделять вводные и вставные конструкции. Картинка про Как выделять вводные и вставные конструкции. Фото Как выделять вводные и вставные конструкции Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть фото Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть картинку Как выделять вводные и вставные конструкции. Картинка про Как выделять вводные и вставные конструкции. Фото Как выделять вводные и вставные конструкции

Всего получено оценок: 616.

Всего получено оценок: 616.

В русском языке есть особый вид конструкций – таких, которые одновременно и являются частью предложения, и не вступают в грамматическую связь ни с одним из его членов. Это вводные и вставные конструкции, изучением которых ученики занимаются в 8 классе. Что общего у этих конструкций и в чем их различия?

Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть фото Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть картинку Как выделять вводные и вставные конструкции. Картинка про Как выделять вводные и вставные конструкции. Фото Как выделять вводные и вставные конструкции

Вводные конструкции как осложняющая часть предложения

Некоторые лингвисты считают вводные конструкции инородной частью предложения, сравнивая их с деревом, которое прибито к дереву. Такое мнение возникло потому, что у вводных конструкций нет грамматической связи с остальной синтаксической единицей, также они не влияют и на ее смысл. Но все же такие конструкции совершенно необходимы, когда нужно указать на источник сообщения или передать эмоции, отношение к тому, о чем в предложении говорится.

В общем случае вводные конструкции обособляются одной или двумя запятыми, в зависимости от их места в предложении. Существует несколько значений таких конструкций, которые зависят от нюансов их содержания.

Вставные конструкции: особенности

В отличие от вводных, вставные конструкции необходимы для того, чтобы прокомментировать содержание синтаксической единицы, Они также могут уточнять это содержание, обосновывать или дополнять его. Но вне зависимости от выполняемой функции, они имеют одну особенность: интонационно разрывают предложение, нарушая его единство.

Вставная конструкция – это попутное замечание, которое никак не влияет на общий смысл предложения. Так же, как и вводная, она может быть изъята из него без особенных проблем.

В качестве вставных конструкций могут выступать как отдельные сочетания слов, так и предложения внутри предложения. При этом часто вставные конструкции сложно отличать от членов предложения, так как они могут быть близки к ним как по смыслу, так и синтаксически. Если а речи они выделяются интонацией (и тем самым нарушает интонационное единство), то на письме их берут в скобки.

Функция вставной конструкции – передача дополнительного сообщения – обусловливает и ее место в предложении. Она не может находиться в начале синтаксической единицы – только в середине или в конце.

Примеры вводных и вставных конструкций

Они помогают лучше понять, что такое эти осложняющие части предложения и как их различать.

Так, в предложении “К моему великому неудовольствию, бричка оказалась сломана”, часть до запятой является вводной конструкцией, которая выражает эмоции говорящего, показывает его отношение к тому, о чем говорится дальше. В то же время в предложении “Заседание началось, хотя некоторые важные лица опаздывали (в числе их был и господин Мамалыга, которого так ждали)” то, что находится в скобках – это вставная конструкция, которая поясняет информацию о “важных лицах”.

Итак, и вводные, и вставные конструкции отделяются от остальной части предложения, хотя имеют разные функции. В то же время они имеют и ряд различий, касающихся даже места в предложении: если вводная конструкция может находиться где угодно, то вставная – только в середине или в конце.

Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть фото Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть картинку Как выделять вводные и вставные конструкции. Картинка про Как выделять вводные и вставные конструкции. Фото Как выделять вводные и вставные конструкции

Что мы узнали?

Осложнять простое предложение в русском языке могут конструкции, называемые вводными и вставными. Вводные конструкции необходимы для передачи эмоционального отношения к предмету высказывания, указания на источник сообщения и т.п., а вставные – чтобы дополнить это сообщение какой-то информацией, уточнить её. Вводные конструкции отделяются от остальной части предложения запятой, а вставные конструкции берутся в скобки или двойное тире. В любом случае их можно изъять из предложения без потери им смысла.

Источник

Вставные конструкции в русском языке

Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть фото Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть картинку Как выделять вводные и вставные конструкции. Картинка про Как выделять вводные и вставные конструкции. Фото Как выделять вводные и вставные конструкции Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть фото Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть картинку Как выделять вводные и вставные конструкции. Картинка про Как выделять вводные и вставные конструкции. Фото Как выделять вводные и вставные конструкции

Всего получено оценок: 986.

Всего получено оценок: 986.

Русский синтаксис предлагает множество вариантов для точного и выразительного оформления мысли. Одним из таких приемов являются вставные конструкции, которым посвящена наша статья.

Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть фото Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть картинку Как выделять вводные и вставные конструкции. Картинка про Как выделять вводные и вставные конструкции. Фото Как выделять вводные и вставные конструкции

Вводные и вставные конструкции в русском языке

В предложениях нередко можно встретить и вводные, и вставные конструкции. Школьники знакомятся с этой темой в 8 классе.

Вводные и вставные конструкции имеют и сходства, и различия.

И те, и другие не связаны с основной темой предложения и поэтому оформляются с помощью выделительных знаков препинания.

И те, и другие произносятся с особой интонацией, как бы торопливой скороговоркой.

Однако вставные конструкции в русском языке более разнообразны и многофункциональны, нежели вводные слова. При этом они имеют еще меньше связи с собственно предметом сообщения, нежели вводные.

Вставные конструкции иногда могут быть отчасти связаны грамматически с предложением.

В отличие от вводных слов, вставные конструкции никогда не стоят в самом начале предложения.

Отличает вставные конструкции еще и то, что они как бы разрывают предложение, привнося в него чужеродный элемент, своего рода мысли вслух.

Зачем нужны вставные конструкции

Вставные конструкции могут выполнять несколько функций.

Наиболее часто они нужны для того, чтобы прокомментировать или пояснить часть предложения. Они словно бы врываются в предложение и растолковывают то, что иначе, возможно, не столь понятно.

Например, в предложении «Алексей опоздал (а он прежде всегда приходил даже чуть раньше) и демонстративно громко, перебивая докладчика, извинился за опоздание» вставная конструкция дает необходимые пояснения, почему опоздание Алексея было воспринято как некий знак.

Однако вставные конструкции могут выполнять и оценочную функцию и всего лишь привносить оттенок эмоциональности. Такую роль конструкция играет, допустим, в таком предложении: «На следующее утро Антон (как ни печально это осознавать) решил порвать с Инной и уехать на край света».

Ссылки в тексте обычно тоже оформляются как вставные конструкции: «Мы и в самом деле тогда «часов не наблюдали» («Горе от ума»), а просто были счастливы».

Структура вставных конструкций

Вставные конструкции отличаются многообразием вариантов. Это могут быть и отдельные слова и даже знаки, и целые предложения. В таблице приведены примеры предложений, вставные конструкции в которых имеют различную структуру.

Структура вставной конструкции

Пример

Он уверял, что не менее ста (?) человек уже выиграли смартфоны в этом магазине.

У него была с собой еда (бутерброды), так что он пока ждал спокойно.

Дача была прямо у реки (на противоположной стороне), так что стоила недешево.

Мы вышли из дома (метель уже улеглась) и наслаждались морозным воздухом и изумительными картинами заснеженного города.

И тут появляется Витька (никто не понял, как он проник на ученый совет) со своими обычными фантазиями о вертолетах-такси.

Знаки препинания при вставных конструкциях

Вставные конструкции выделяются с помощью скобок или тире вне зависимости от того, какова их структура и какую функцию они выполняют.

Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть фото Как выделять вводные и вставные конструкции. Смотреть картинку Как выделять вводные и вставные конструкции. Картинка про Как выделять вводные и вставные конструкции. Фото Как выделять вводные и вставные конструкции

Что мы узнали?

Вставные конструкции имеют и много общего с вводными словами, и целый ряд отличий. Они всегда разрывают предложение, никогда не встречаясь в его начале и редко – на конце. Вставные конструкции обычно поясняют предложение, но могут выражать отношение или эмоции говорящего. По структуре вставные конструкции весьма различны: от одного-единственного знака препинания до длинного сложного предложения. На письме вставные конструкции оформляются скобками.

Источник

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Обособление вводных конструкций

Обособление вводных слов и вводных предложений

Глаголы, имена и наречия в предложении могут выступать в функции вводных слов, которые так или иначе – грамматически, лексически, интонационно – выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает.

Сравните два предложения:

Сравните еще несколько примеров в таблице:

Эта фраза была сказана между прочим.

Слова, выделенные запятыми, можно удалить из предложения, не разрушив его смысла.

К слову КСТАТИ из первого предложения можно задать вопрос КАК?
К словосочетанию МЕЖДУ ПРОЧИМ можно поставить вопрос КОГДА?

Многие слова могут быть использованы в качестве вводных. Но есть группа слов, которые никогда вводными не бывают. Прочитайте два предложения:

В этом году, очевидно, будет хороший урожай;
В этом году непременно будет хороший урожай.

АВОСЬ, БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК РАЗ, НЕПРЕМЕННО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ТОЛЬКО, ЯКОБЫ.

Вводные слова могут передавать пять различных типов значений:

Чаще всего с помощью вводных слов говорящий передает различную степень уверенности в том, о чем он сообщает. Например: Вы, несомненно, хорошо сдадите экзамен или Вам, кажется, нужно больше заниматься. К этой группе относятся слова:

КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ.

Источником сообщения может быть также сам говорящий (ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ) или источник может быть неопределенным (ГОВОРЯТ, СЛЫШНО). Например: Вам, говорят, придется прервать тренировки.

ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ, ПО-ВАШЕМУ.

К вводным также относят слова, служащие для привлечения внимания собеседника:

ЗНАЕШЬ (ЗНАЕТЕ), ПОНИМАЕШЬ (ПОНИМАЕТЕ), ПОСЛУШАЙ (ПОСЛУШАЙТЕ), ВИДИШЬ (ВИДИТЕ) и другие.

Эти же значения могут быть выражены не только вводными словами, но и аналогичными предикативными конструкциями (вводными предложениями). Сравните: Снегопад, вероятно, скоро кончится и Снегопад, я думаю, скоро кончится. Кроме запятых, для выделения вводных предложений могут быть использованы скобки или тире. Так поступают в том случае, когда вводная конструкция сильно распространена и содержит дополнительные замечания или пояснения. Например:

Вот проезжаем мы раз через нашу деревню, лет тому будет – как бы вам сказать, не солгать – лет пятнадцать. (Тургенев)
Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. (Пушкин)

Правило обособления вводных слов и предложений имеет несколько очень важных примечаний.

Если перед вводным словом стоит союз А или НО, то запятая между вводным словом и союзом ставится не всегда. Сравните пару предложений:
Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит.
Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.

Вводное слово можно переставить или убрать без союза только в первом случае, поэтому между вводным словом и союзом необходима запятая. Во втором предложении это сделать невозможно, а значит, запятая не cтавится.

Вводные слова могут начинать собой обособленную конструкцию, например уточняющий оборот. При этом запятая после вводного слова не ставится (иначе говоря, запятая, которая должна была «закрывать» вводное слово, переносится в конец обособленного оборота).

Я увидел, точнее почувствовал, что она ко мне неравнодушна.

Кроме этого, запятая не ставится перед вводным словом, расположенным в конце обособленного оборота.

На праздники мы решили куда-нибудь съездить, в Коломну например.

Если же вводное слово стоит в середине обособленной конструкции, то оно выделяется запятыми на общем основании.

Я решил объясниться в любви, почувствовав, кажется, сердцем, что и она ко мне неравнодушна.

Если вводные слова расположены перед оборотом, начинающимся словами «как» или «чтобы», то они выделяются запятыми.

Прожитый день показался ей бессмысленным, в сущности, как и вся жизнь.
Он на мгновение задумался, вероятно, чтобы подобрать нужные слова.

Источник

7. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

Пунктуация

Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях

Вводные слова и сочетания слов выделяются или отделяются запятыми : Миша Алпатов, конечно , мог бы нанять лошадей (Пришв.); Кто-то, видно , надоумил девочку отправиться с котенком именно на птичий рынок (Сол.); Я увидел Наташу, кажется , на третий день моей больничной жизни (Расп.); Рассказывали, например , как ему [Нейгаузу] довелось в Консерватории слушать игру на фортепиано какой-то очень красивой студентки (журн.); К удивлению жены , Сергей вдруг стал тих и ровен (Бит.); …Присутствие здесь декабристов, разбросанных в ссылке по всем просторам Западной и Восточной Сибири, имело на общественность такое влияние, что, во-первых , будучи во многих местах разрозненными умами, она стала общественностью, и, во-вторых , обрела цели, которые в конце концов привели к открытию Томского университета (Расп.); Не впервые я уезжал из дома, но это были поездки, начинавшиеся и кончавшиеся в Пскове и, быть может , поэтому оставившие чувство мимолетности (Кав.); Он встал в очередь к паспортному контролю. Итак , первая очередь (Бел.).

Примечание 1. Вводные слова и сочетания слов:

а) указывают на степень достоверности сообщения, факта: без сомнения, безусловно, бесспорно, вернее сказать, верно, вероятно (весьма вероятно ), видимо, видно, вне всякого сомнения, возможно, в самом деле, в сущности, действительно, должно быть, думаю, естественно, известно, кажется, казалось, казалось бы, как видишь, как видно, конечно, может, может быть, наверное, надеюсь, надо думать, несомненно, оказывается, не правда ли, оказалось, очевидно, по-видимому, по всей вероятности, пожалуй, поистине, полагаю, по сути (по сути дела ), по существу, почитай, правда, право, право слово, разумеется, само собой, стало быть, часом, что ни говори (говорите );

б) указывают на степень обычности того, о чем говорится: бывает, бывало, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю, случается, случалось ;

в) выражают эмоциональную оценку того, о чем сообщается: грешным делом, известное дело, как на беду, как назло, как ни странно, к досаде, к изумлению, к счастью, к несчастью, к огорчению, к прискорбию, к радости, к сожалению, к стыду, к удивлению, на беду, на радость, на счастье, некоторым образом, не ровен час, нечего (что ) греха таить, по несчастью, по счастью, странное дело, удивительное дело, чего доброго ;

г) заключают в себе указание на источник сообщения: вижу, говорят, думаю, известно, как говорили, как известно, как полагаю, как помнится, как помню, как слышно, на взгляд, по-вашему, по мнению (кого, чьему ), помнится, помню, по-моему, по понятию (чьему ), по пословице, по преданию, по рассуждению (чьему ), по сведениям (чьим ), по словам (чьим ), по слухам, по соображениям (чьим ), по сообщениям (чьим ), по-твоему, по убеждению (чьему ), сказывают, слышно, слышу, с точки зрения, судя по всему ;

д) характеризуют способ выражения мысли: вернее, виноват, вообще говоря, грубо выражаясь, другими словами, иными словами, иначе говоря, как говорится, как говорят, как ни говори, как угодно, короче говоря, короче сказать, легко сказать, лучше сказать, между прочим, можно сказать, мягко выражаясь, мягко говоря, наоборот, одним словом, откровенно говоря, по выражению, попросту сказать, прямо скажем, словом, словом сказать, собственно, собственно говоря, с позволения доложить, с позволения сказать, так сказать, что называется ;

е) указывают на экспрессивный характер высказывания: без лести сказать, если сказать правду, кроме шуток, между нами, между нами будь сказано, между нами говоря, надо правду сказать, надо признаться, надо сказать, не к ночи будь сказано, нечего сказать, по душе, по-настоящему, по правде, по правде говоря, по правде сказать, по совести, по справедливости, правду говоря, правду сказать, признаться, признаюсь, прямо скажем, скажу вам, скажу вам прямо, сказать меж нами, сказать по совести, сказать по чести, смешно сказать, уверяю вас, честно говоря ;

ж) указывают на отношения между частями высказывания: в довершение всего, в конце концов, вместе с тем, в общем, в общем и целом, вообще, во-первых, во-вторых, в-третьих (и т. д.), во всяком случае, впрочем, в частности, выходит, главное, главное дело, главным образом, значит, итак, как отмечалось, как указывалось, к примеру, кроме того, кстати, кстати сказать, к примеру сказать, к слову сказать, между прочим, наконец, например, напротив, напротив того, одним словом, повторяю, подчеркиваю, помимо этого, прежде всего, примерно сказать, притом, при этом, сверх того, следовательно, со всем тем, с одной стороны, с другой стороны, со своей стороны, стало быть, таким образом, тем не менее ;

з) призывают к вниманию: верите (ли ), видите (ли ), видишь (ли ), вообрази (те ), вы знаете, вы понимаете, если хотите, если хочешь, заметь (те ) себе, знаете (ли ), знаешь (ли ), как хотите, можешь (себе ) представить, не поверите, не поверишь, поверь (те ), пожалуйста, помилуй (те ), помните (ли ), понимаете (ли ), послушай (те ), представь (те ), представь (те ) себе, прости (те ) меня, сделай (те ) милость, скажи (те ) на милость, согласитесь ;

Если вводное слово или вводное сочетание слов стоит в начале или в конце обособленного члена предложения, то оно не отделяется от него знаком препинания, т. е. запятые выделяют член предложения вместе с вводным словом:

2) Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломленными, давно видно , суками (Л. Т.).

Вводные слова и сочетания слов, стоящие на границе однородных членов или частей сложного предложения и относящиеся к следующему за ними слову или предложению, не отделяются от него запятой (вторая запятая опускается с целью указания на отнесенность вводного слова к последующей части предложения): Лось шел скачками в сторону озер, должно быть спешил на водопой (Пауст.); Послышался резкий стук, должно быть сорвалась ставня (Ч.).

Вводные слова и сочетания слов, находясь рядом с сочинительными союзами, отделяются или не отделяются от них запятыми в зависимости от контекста.

Многие из вводных слов и сочетаний слов могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Такие различия (они отражаются на пунктуации) проявляются в контексте.

Слово однако является вводным, если стоит внутри или в конце предложения: Танин, однако , никогда не был слишком щедр на похвалу (Тендр.). В значении противительного союза однако может соединять однородные члены предложения или части сложного предложения: Отец обещал приехать из города рано, однако задержался; Туман заметно густел, однако крыши домов были еще видны; Так же легко, беззаботно и возвратился он в гостиницу. Однако что-то уже изменилось (Бун.).

Примечание. После союза однако может стоять обособленный оборот, и тогда запятая, оказавшаяся после однако, отделяет именно этот оборот: Однако, распахнув пахнущую казенной краской классную дверь, он убедился, что здесь всё обстояло по-старому (Фад.) – после союза деепричастный оборот.

Иногда слово однако в начале предложения может выполнять функцию междометия и отделяться запятой именно на этом основании: Однако , какой ветер! (Ч.)

В качестве вводного слова наконец может подчеркивать резкую форму волеизъявления: Уйдешь ты, наконец!

Наконец в качестве наречия в роли обстоятельственного члена предложения имеет значение «под конец», «напоследок» (спустя некоторое время, в результате потраченных усилий): Мы его долго ждали, и он наконец пришел; Наконец она [кошка] выпила всё, облизнулась, широко раскрыла пасть с острыми белыми зубами и принялась умываться (Сол.); Наконец услышал прокуратор и долгожданные шаги и шлепанье по лестнице, ведущей к верхней площадке сада перед самым балконом (Булг.). Такое значение иногда бывает трудно отличить от значения итогового завершения чего-либо (во-первых, во-вторых, наконец ). Показателем обстоятельственного значения может служить частица −то: Наконец-то услышал прокуратор… Ср. невозможность подстановки −то при перечислении.

Знаки препинания при вставках

В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие): Оказалось, что в ближних к Градову деревнях – не говоря про дальние, что в лесистой стороне , – до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах (Плат.); Валерия – так звали девушку, от тоски по которой я сбежал из деревни в Москву , – слушала меня, мечтательно глядела перед собой (Сол.); Стараясь не показать виду и собрав для этого всю выдержку (ведь неизвестно, что за люди!) , лесник пригласил нас в дом (Сол.); Давно хочется приобрести специальную посудину с суживающимся верхом – какое-то у нее смешное название? – но всё не попадается (Щерб.).

Наиболее сильным выделяющим знаком препинания являются скобки : они выделяют вставную конструкцию внутри предложения или в конце его (в начале предложения вставка, будучи дополнительным сообщением, не употребляется): Но он еще сибиряк, и тем сильнее он тоскует о потерянных своих качествах (для примера можно сослаться на героев книг и фильмов Василия Шукшина) , чем больше они были необходимы ему для крепости и надежности в жизни (Расп.); Около этих столбов теплее, чем в лесу (или, может быть, так только кажется) (Пауст.).

Безусловно необходимы скобки при сложной структуре вставки: Подкараулил этого кота гражданин в тот момент, когда животное с вороватым видом (что же поделаешь, что у котов такой вид? Это не оттого, что они порочны, а оттого, что они боятся, чтобы кто-либо из существ более сильных, чем они – собаки и люди – не причинили им какой-нибудь вред или обиду. И то и другое очень нетрудно, но чести в этом, уверяю, нет никакой. Да, нет никакой!) , да, так с вороватым видом кот собирался устремиться зачем-то в лопухи (Булг.).

Скобками выделяются вставные конструкции, в качестве которых используются знаки восклицательный или вопросительный, передающие отношение автора к высказанной мысли или ее оценку – удивление, недоумение, одобрение, сомнение, иронию и др.: За свою жизнь отец с ребятишками окольцевал более пятидесяти тысяч (!) разных птиц (газ.); Если приверженцы гомеопатии верят, что децилионная часть одной пылинки ревеня или белладонны может произвести переворот в теле человеческом, почему же не поверить, что одна кроха философии (?) может зародить идеи в голове (. ) (Белин.).

Знаки середины предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире), оказавшиеся перед открывающей вставку скобкой, переносятся за закрывающую вставку скобку (см. § 158, п. 1), перед открывающей вставку скобкой может стоять только многоточие (см. § 158, п. 3). Знаки конца основного предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак) выносятся за закрывающую вставку скобку (см. § 158, п. 4.)

Примечание 1. Выделение с помощью парного тире возможно только в середине предложения, так как в конце предложения отделенная знаком тире вставная конструкция при соответствующей структуре будет воспринята как вторая часть сложного предложения. Чтобы вставка сохранила свой «вставочный» характер, здесь необходимы скобки; ср.: Катя никогда не знала силу своей красоты, простодушно считала себя хорошенькой, иногда очень хорошенькой, любила нравиться, как птичка, встряхивая перышки (когда на седой росе начнет отсвечивать розоватое солнце, поднимающееся между стволами) (А. Т.) (ср.: …Любила нравиться, как птичка, встряхивая перышки, – когда на седой росе начнет отсвечивать розоватое солнце ); Косынку она сняла, вьющиеся пепельные волосы ее были перехвачены на затылке красной атласной ленточкой (выдали на складе артиллерийского управления) (А. Т.) (Ср.: …Волосы ее были перехвачены на затылке красной атласной ленточкой – выдали на складе артиллерийского управления ).

Примечание 2. При оформлении вставных конструкций в середине предложения встречается употребление запятой и тире как единого знака препинания: Вы садитесь в коляску, – это так приятно после вагона , – и катите по степной дороге (Ч.). Такое выделение для современных текстов не характерно.

Употребление запятой и тире как единого знака препинания следует отличать от сочетания запятой и тире, необходимого по условиям контекста: Жизненный материал – все то, что Достоевский называл «подробностями текущей жизни» , – не изучают. Просто писатели живут внутри этого материала (Пауст.); Называли фамилии мужей и братьев, – живы ли, здоровы ли они? – как будто этот военный мог знать по именам все тысячи рабочих, дравшихся на всех фронтах (А. Т.).

Если внутри вставной конструкции уже имеется тире, то общим выделительным знаком могут быть только скобки : Между тем лесок, который я недавно проехал (какой там лесок – осиновые кустики!) , до сих пор сливавшийся с чернотой ночи, так что его нельзя было и заподозрить, начал смутно проступать (Сол.).

Скобки могут выделять целые вставные абзацы, при этом все знаки, стоящие внутри вставной конструкции, сохраняются, в том числе конечная точка. Она стоит перед закрывающей скобкой: За березовым перелеском есть одно место, о котором нельзя вспоминать без того, чтобы не сжалось сердце.

(Я думаю обо всем этом, лежа в кузове грузовой машины. Поздняя ночь. Как далеко отсюда до знакомого березового перелеска, до торжественных лесов, до того места, где всегда сжимается сердце! Там теперь тоже ночь, но беззвучная, пылающая огнями созвездий, пахнущая не бензиновым чадом и пороховыми газами – может быть, следует говорить «взрывными» газами, – а устоявшейся в лесных озерах глубокой водой и хвоей можжевельника.)

За березовым перелеском дорога круто подымается на песчаный обрыв (Пауст.).

Ремарки, заключенные в скобки, оформляются как самостоятельные вставки, т. е. после них стоит точка внутри скобок: (Аплодисменты. )

Примечание. Скобки графически варьируются: круглые (), фигурные <>, квадратные [], угловые <>. Наиболее распространены круглые скобки; фигурные скобки употребляются только в специальных текстах (например, математических). Квадратные скобки применяются для авторского пояснения отдельных слов в цитируемом тексте: Он [Блок] первым открыл талант Есенина, первым услышал «песни души» рязанского поэта (Ю. Прокушев).

Угловые скобки применяются для восстановления сокращенных слов в цитируемом тексте. Напр., автор, цитирующий или издающий текст А. Ахматовой, восстанавливает сокращенные ею части слов: Экземпляр «Жатвы», кот Вы мне дали, я отдала, как Вы просили, Щеглову, пот что в тот же день получила свой (А. Ахматова. Письмо Г. И. Чулкову).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *