Как выделяются бюджетные места вузам
Минобрнауки России объявило результаты распределения бюджетных мест на 2022/2023 год
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации подвело итоги открытого публичного конкурса по распределению контрольных цифр приема по обучению на бюджете на 2022/2023 учебный год.
Контрольные цифры приема определяют число обучающихся за счет федерального бюджета. Места распределяются в ходе открытого публичного конкурса, который проводит Минобрнауки России на основе потребностей в кадрах, заявленных региональными властями, федеральными органами исполнительной власти и крупными работодателями. Количество мест, выделенных вузу или научной организации, во многом зависит от качества работы вуза и успешности его выпускников. Эффективность работы образовательных учреждений оценивается по множеству критериев, среди которых средний балл ЕГЭ, объем научной деятельности, процент трудоустройства выпускников и другие.
Участие в завершившемся конкурсе приняли 932 учреждения, из них 405 — научные организации.
Направления подготовки и уровни образования
Акцент на регионы
На 2022/2023 учебный год для регионов России определено 73,3% бюджетных мест от общего объема контрольных цифр приема.
Среди регионов наибольшее количество бюджетных мест (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) получили Республика Татарстан, где для местных учреждений установлено 21 707 мест, Свердловская область — 19 699 мест, на третьем месте Ростовская область — 19 001 мест, у Новосибирской области 15 803 места, у Республики Башкортостан — 13 602 места, в Томской области установлено 13 319 места, в Самарской области — 13 194 мест, в Красноярском крае – 13 105 мест.
Московскому региону, по итогам распределения КЦП, установлено 105 096 мест, Ленинградскому региону — 50 724 места.
Необходимо отметить значительный прирост бюджетных мест в ряде субъектов Российской Федерации. Так, например, в Республике Карачаево-Черкесия рост бюджетных мест составил 30%, в Мурманской области — 29%, в Псковской области — 19%, в Республике Бурятия — 16%, в Сахалинской области — 15%, а Новгородской области и Еврейской автономной области рост составил 14%, в Кабардино-Балкарской Республике — 13%, Свердловской области — 12%, в Брянской и Амурской областях прирост бюджетных мест составил 10%.
Бюджетные места в университетах распределят по-новому
Хотите бесплатно учиться по хорошей специальности – поступайте в региональные вузы
Для будущих бакалавров правительство предусматривает 57% бюджетных мест. Фото PhotoXPress.ru
Министерство науки и высшего образования разработает новые правила распределения контрольных цифр приема, новую модель планируется применить в 2021–2022 учебном году. Как сообщил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, количество бюджетных мест вырастет в высших учебных заведениях всех субъектов. «Мы сейчас заканчиваем разработку соответствующего порядка распределения бюджетных мест. Методика будет обнародована до 1 марта, вот буквально в последних числах февраля», – успел сообщить он журналистам. Предполагается, что в методике расчета эксперты учтут не только нынешние тенденции рынка труда, но и предполагаемые изменения в этой сфере.
Как известно, основным регламентирующим документом, которым руководствуются абитуриенты при поступлении в вуз, являются правила приема. В установленные сроки учебные заведения обязаны разместить их на своих сайтах. Разумеется, после того как эти правила появляются, это не означает, что они будут выполнены точь-в-точь, как было запланировано. Отнюдь! Вуз предполагает, студент располагает. А он может и не занять даже приятную для кошелька свободную бюджетную нишу. Как рассказывает ректор высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, сегодня студенты могут даже пойти на платное образование, только чтобы попасть в тот вуз и на ту специальность, которую они запланировали.
Следующий момент заключается в том, что наряду с традиционными направлениями подготовки, набор на которые осуществляется уже не первый год, в правила приема включаются также и новые специальности, которые вузы стараются утвердить в вышестоящих инстанциях вплоть до начала приемной кампании. В большинстве случаев это удается, но иногда случается промах. Поэтому не факт, что впоследствии на ранее продекларированные специальности будет осуществлен набор. И при этом не надо еще забывать, что контрольные цифры приема спускаются сверху по укрупненным специальностям. Как их «дробят» вузы – это их дело.
В последние годы разработчики контрольных цифр приема, формируя их, исходили из таких принципов, как сохранение доступности высшего образования для выпускников школ и бакалавриата, сокращение образовательных программ по заочной форме обучения, постепенный уход от невостребованных специальностей и др.
Для выпускников школ, поступающих на обучение по образовательным программам бакалавриата и специалитета, поддерживался уровень доступности в пределах 57%. Для граждан, поступающих на обучение по образовательным программам магистратуры, – на уровне 20%. Плюс в последние годы нужно было еще подбросить бюджетные средства по специальностям СПО в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.
Плюс правительство стремилось поддержать регионы. В прошлом году, например, оно слегка расширило возможности целевого набора. Если раньше квоты целевого приема устанавливались учредителями вузов, то с прошлого года такие квоты для обучения за счет средств федерального бюджета устанавливаются правительством Российской Федерации, а для обучения за счет средств субъектов РФ и местных бюджетов – органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления. Эти цифры приема на целевой набор формируются исходя из потребностей экономики регионов в конкретных специалистах по конкретным отраслям. Это все было до последнего времени. Похоже, что все это будет сохранено, но добавится кое-что еще.
Вот то, что уже анонсировано. Контрольные цифры приема в вузы на бюджетной основе могут вырасти с 2021 года, до 2024 года на это потратят порядка 70 млрд руб., об этом сказал вице-премьер РФ Татьяна Голикова. «Мы предполагаем такое увеличение уже с 2021 учебного года. Сначала это будут порядка 18,8 тыс. бюджетных мест, потом эта цифра будет резко возрастать. По словам Татьяны Голиковой, в 2021 году в регионы на эти цели планируется направить 2,5 млрд руб., потом – 11,2 млрд, 22 млрд руб. До 2024 года включительно эта сумма составит порядка 70 млрд руб. Приоритетно увеличение контрольных цифр пойдет в региональные вузы.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Как поступить на бюджет в ВУЗ и не оплачивать учебу
Что такое бюджетные места в ВУЗЕ?
Какое количество бюджетных мест выделяет вуз?
Бюджет или коммерция – что лучше?
— Направление с организации
— Победа на олимпиадах
— Перенаправление на бюджет с коммерции
Почему бюджетникам сложнее учиться чем тем, кто на платной основе
Особенности обучения в ВУЗЕ 2021 – дистанционка и Антиплагиат
Что такое бюджетные места в ВУЗЕ
Бюджетные места в вузе – это возможность для студентов не платить за свое обучение в вузе.
Аккредитованные университеты имеют некоторое количество мест, которые оплачиваются государством, а не студентом. Возможность получить одно из них получают только те абитуриенты, которые докажут свое желание учиться.
На бюджетное место может поступить любой абитуриент, но только 1 раз на бакалавриат и 1 раз в магистратуру. Второе высшее образование будет платным. Бюджетники, помимо бесплатного обучения в вузе, могут получать стипендию за закрытую сессию без троек. Также они могут рассчитывать на повышенную стипендию, если сдадут все экзамены на «отлично».
Поступить на бюджет в вуз не так просто, ведь таких мест выделяется очень мало.
Какое количество бюджетных мест выделяет вуз?
Количество бюджетных мест определяется приказом Министерства высшего образования и науки.
В 2021 году предварительно было выделено всего 525,7 тысячи бесплатных мест, которые распределятся между всеми аккредитованными вузами страны.
При этом количество поступающих превышает количество мест в два раза. К примеру, в прошлом году на 389 тысяч бюджетных мест для бакалавриата и специалитета было подано 779 тысяч заявок от абитуриентов.
В 2021 году поступать в вузы будут не все выпускники школ. Из-за эпидемии коронавируса у выпускников 11 класса появилась возможность не сдавать ЕГЭ, поэтому многие отложили сдачу Единого госэкзамена и поступление на следующий год.
В ведущие вузы страны подают десятки тысяч заявлений на поступление. Давайте рассмотрим примеры бюджета самых известных университетов.
На учебный 2021/ 2021 год бюджет еще не распределен, т.к. Президент РФ в мае предложил добавить еще 30 тысяч бесплатных мест.
Таким образом, в этом году поступить на бюджет в вуз будет гораздо проще по сравнению с предыдущими приемными кампаниями.
Бюджет или коммерция – что лучше?
Если вы сильно сомневаетесь в том, что сможете поступить на бюджет, то важно рассмотреть и коммерцию.
Коммерческие места также ограничены в каждом вузе. Студенты, зачисленные на коммерческую основу должны оплачивать каждый год или семестр своего обучения. Для оплаты можно взять кредит в банке с господдержкой.
Обычно деканат не долго держит студентов, которые не могут в течения месяца после зачисления и после завершения сессии оплатить следующий семестр. Их просто отчисляют. Мы подробно рассмотрели это в предыдущей статье «За что студента могут отчислить из университета?».
Однако студентов на бюджетной основе также могут быстро отчислить, если они не сдадут сессию. Коммерцию за экзамены не отчисляют. «Платных» студентов могут даже довести до 4 курса, делая лишь предупреждения. Если на предпоследнем курсе студент не сможет закрыть все долги, то его отчислят прямо перед дипломом.
Можно быстро закрыть все зачеты и экзамены, если вы попросите преподавателя вместо устной пересдачи принять реферат или доклад. Скачайте готовую работу из интернета или соберите ее из частей разных текстов по теме.
Когда все будет готово, проведите повышение уникальности. На сайте killer-antiplagiat вы сможете обработать документ через Антиплагиат Киллер. Это программа, которая позволяет, не изменяя текста, увеличить процент оригинальности до 80-90%. Так, вы точно сможете пройти антиплагиат и получить зачет.
Перед тем, как поступить на бюджет в вуз, вам нужно узнать все способы. Возможно вы подходите под льготную категорию и сможете попасть в список приоритета на поступление. Либо же вы обладаете победой на олимпиаде, которая может вам обеспечить бесплатное место в вузе. Давайте пойдем по порядку.
Золотая медаль
Если вы закончили школу с золотой медалью, то не можете сразу претендовать на бюджет. Аттестат с отличием дает вам некоторое преимущество в несколько баллов, которые суммируются с другими.
Таким образом, золотая медаль может стать для вас отличным дополнением для поступления на бюджет, где важен каждый балл.
100 баллов ЕГЭ
Поступить на бюджет в вуз можно, благодаря 100 баллам за ЕГЭ. Это дает вам преимущественный отрыв от конкурентов.
Получить 100 баллов ЕГЭ самостоятельно практически нереально. Но если вы отлично подготовитесь, то сможете набрать максимальный показатель.
Также за победу на республиканской, российской, или международной олимпиаде по общеобразовательным наукам вам предложат 100 баллов ЕГЭ. Либо бюджетное место в определенном университете. Сделайте выбор самостоятельно. Если вы не хотите поступать в предложенный вуз, то соглашайтесь на максимальный показатель госэкзамена.
Не забудьте, что для поступления в вуз складывается общий результат за все экзамены ЕГЭ + вступительные вуза.
Вступительные экзамены
Вступительные экзамены проводятся не в каждом университете. Можно поступить на бюджет, даже если вы не очень хорошо написали Единый госэкзамен.
Внутренние испытания проводятся только для некоторых специальностей и оцениваются также по 100-бальной шкале. К примеру, если вы поступаете в МВД, на журфак, в училище искусств или на актерское мастерство, то у вас есть большой шанс пройти на бюджет.
Обычно вступительные проводятся позже, чем ЕГЭ. Например, в 2021 году период сдачи госэкзамена будет проходить с 29 июня по 23 июля. После проведения экзамена по каждому предмету у выпускника будет еще 9 дней, чтобы подготовиться к внутреннему экзамену в вузе.
Если вступительные попадут на одну дату вместе с ЕГЭ, то сдающий сможет пересдать экзамен на выбор в резервный день.
Таким образом, внутренний экзамен поможет вам поступить на бюджет, если у вас будет высокий результат.
Направление с организации
При поступлении вместе с бюджетными выделяются целевые места. Это возможность обучения за счет будущего работодателя. Студент заключает договор с будущим работодателем, обещая после получения высшего образования отработать вложенные средства.
Обычно за 4 года обучения в вузе будущий специалист отрабатывает 5 лет. Этот вариант вам подходит, если вы уверены в выборе места работы. Иначе у вас не получится разорвать договор без выплаты всех средств, потраченных на учебу.
Льготные места
Поступить на бюджет в вуз можно по льготным местам. Это возможность предоставляется следующим лицам:
Если у категории лиц, обладающих правом льгот, одинаковые баллы с абитуриентами на общих основаниях, то у первых есть приоритет. Поэтому узнайте, входите ли вы в группу лиц, получающих льготу. Если да, то вместе с заявлением на поступление в вуз принести с собой подтверждающий документ.
Победа на олимпиадах
Победа на олимпиадах может позволить вам получить бюджетное место без прохождения ЕГЭ, в обход вступительных. Перечислим виды побед.
Если вы хотите поступать на факультет физической культуры и спорта, то сможете пройти без экзаменов будучи
Поступить на бюджет в вуз без сдачи экзаменов возможно. Однако для этого необходимо иметь высокое достижение в области науки или спорта.
Перенаправление на бюджет с коммерции
Если вы уже поступили на коммерцию в вуз, но хотели на бюджет, то не отчаивайтесь. Начиная со второго курса начинается отчисление студентов из-за академической неуспеваемости. Уже с третьего курса студенты с коммерческой основы могут перевестись на освободившиеся бюджетные места.
Для этого необходимо иметь «чистую» зачетку, т.е. без троек. При этом пятерок должно быть больше. Не лишним будет показать, что студент ведет активное участие в студенческих мероприятиях, проявляет свои творческие таланты. Студент должен написать заявление на перевод.
В качестве причины можно выбрать «отличную» учебу, либо затруднительное финансовое положение.
Затем проводится преподавательское заседание, на котором рассматривают все заявления студентов коммерческого отделения. Выносится решение о переводе самых достойных кандидатов.
Если вы не смогли перевестись на бюджет с первого раза – попробуйте снова в следующем семестре.
Выбор вуза
Чтобы увеличить процент вероятности поступления на бюджет, выбирайте сразу 3 разных вуза. Выберите ведущий университет страны. А также два других с большим количеством «бесплатных» мест.
Первый этап зачисления на бюджет в вузы пройдет 22 августа – будут рассмотрены олимпиадники, поступающие по льготам и квотам.
Второй этап продлится до 26 августа – будут рассмотрены поступающие на общем положении.
Если вы хотите узнать, какие документы вам понадобится, для поступления в университет, то прочитайте нашу статью «Документы для поступления в вуз 2021: полный список».
Почему бюджетникам сложнее учиться чем тем, кто на платной основе
Если студент на бюджете не выполняет требования университета, то его могут отчислить.
А учащимся на коммерции достаточно иногда приходить на пары, чтобы их не отчислили за систематическую непосещаемость занятий. Из-за академической неуспеваемость их не могут отчислить вплоть до 4 курса, до последней оплаты обучения. Только после этого коммерцию начинают заставлять сдавать долги по экзаменам и при неуспеваемости отчислять.
Поэтому важно не только поступить на бюджет, но и постоянно повышать свою репутацию в вузе и компетенцию в специальности.
Особенности обучения в ВУЗЕ 2021 – дистанционка и Антиплагиат
В учебном году 2019-2021 открылись новые возможности. Наконец университеты поняли и приняли дистанционное обучение студентов. Заработали онлайн курсы, преподаватели перешли в онлайн режим, учащиеся могут полностью использовать ресурсы интернета.
В новом учебном году 2021-2021 университеты не преминут воспользоваться своим технологическим рывком. В онлайн режим могут быть перенесены многие курсы.
Отлично себя проявила система Антиплагиат, которая помогла заработать баллы многим студентам. Рефераты и курсовые теперь не придется распечатывать, ведь их можно просто отослать преподавателю по электронной почте. Научрук в свою очередь может не тратить время на чтение работы. Достаточно провести документ через Антиплагиат, чтобы узнать, самостоятельно ли писал студент текст или нет.
Многие учащиеся в этом году воспользовались кодировкой текста, чтобы пройти проверку на уникальность. На нашем сервисе обработка через Антиплагиат Киллер занимает всего одну минуту. Представлено 8 режимов, с помощью которых вы сможете обмануть любую программу проверки оригинальности.
Если вы хотите всегда сдавать работу с показателем 80-90% самостоятельно, то добавляйте на сервис killer-antiplagiat в закладки своего браузера. Когда вы поступите в университет, он обязательно вам пригодится.
Итак, сегодня мы с вами рассмотрели все способы, как поступить на бюджет в вуз и не оплачивать учебу. Теперь вы знаете, что поступить на бюджет без сдачи экзаменов очень сложно. Примените все льготы и достижения, чтобы получить дополнительные баллы для поступления.
Как вузам России избежать недобора студентов
Об эксперте: Григорий Канторович, заслуженный профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ.
Приемная кампания 2021 года высветила новый феномен: ряд университетов — в том числе, самых известных и престижных — к сроку не выполнили план по приему на бюджетные места. Им даже разрешили, в нарушение действующего Порядка приема, провести дополнительный набор. Обсуждение ситуации в СМИ и социальных сетях назвало «виновниками» изменения, внесенные в Порядок приема — в первую очередь, зачисление в «одну волну». Мне же кажется, что фундаментальная причина в другом.
Недоборы были и в прошлые годы, несмотря на наличие нескольких волн зачисления, но тогда не были затронуты ведущие университеты, и проблема не привлекала особого внимания. Кроме перехода на зачисление в одну волну приемная кампания этого лета характеризуется еще двумя новыми чертами, которые увеличили непредсказуемость ситуации как для университетов, так и для абитуриентов.
Первая из них была вызвана эпидемией. Если раньше в знак согласия на зачисление абитуриент отдавал в приемную комиссию подлинник аттестата, то в этом году разрешили зачислять по письменному согласию, присланному в электронном виде. Однако никто не был в состоянии проконтролировать, сколько таких согласий «на всякий случай» разослал абитуриент.
Второй чертой стала публикация вместо ежедневного упорядоченного пофамильного списка абитуриентов номеров их социального страхования или даже их регистрационных номеров в конкретном вузе. И если раньше абитуриент видел, что имярек числится в головке списков 3–4 ведущих вузов, и лучше понимал конкурсную ситуацию в каждом из них, то в этом году он этой возможности был лишен.
А теперь о главной, по моему мнению, фундаментальной причине недобора.
Десять лет назад с введением ЕГЭ произошло крупное институциональное изменение: мы упразднили вступительные испытания в высшие учебные заведения. Основной причиной послужил переход к массовому высшему образованию. С 1992 по 2008 год (накануне введения ЕГЭ в полном масштабе) отношение числа принятых в высшую школу в России на все формы обучения к числу выпускников средней школы выросло с 38% до 98,7%. Переход этот был стимулирован не государством, которое поддерживало закрепленный в законе об образовании норматив бюджетных мест в вузах, а вузами и населением. На это красноречиво указывает популярность платного высшего образования.
Массовость высшего образования сделала необходимым обеспечить абитуриентам возможность участвовать в конкурсе одновременно в несколько вузов. Причина в том, что не только абитуриенты не одинаковы по своему потенциалу и готовности к обучению, но и университеты различаются по своему уровню. Нет, и не может быть ситуации, когда все университеты страны находятся на одном уровне, да это и не нужно. Будь все университеты уровня Оксфорда и Кембриджа, не нашлось бы студентов надлежащего уровня, а если бы и нашлось, то где найти для выпускников нужное количество рабочих мест, требующих такой высокой квалификации. Если бы в современной России абитуриенты могли подавать документы только в один университет и участвовать только в одном конкурсе, то уже на стадии подачи заявлений обнаружилось бы несоответствие спроса и предложения: «где густо, а где пусто». В престижных университетах было бы много заявлений, а во множестве других — явный недобор. Получилось бы, что сильные (но не сильнейшие) абитуриенты не только не проходили бы в лучшие вузы, но и не могли бы даже участвовать в конкурсе в университеты «второго эшелона», то есть нормальные, нужные стране учебные заведения не получали бы даже абитуриентов. ЕГЭ решил эту проблему. Участие абитуриентов в нескольких конкурсах дает возможность «нащупать» соответствие между уровнями университетов и абитуриентов.
Однако участие абитуриента в нескольких конкурсах изменило роли университетов и абитуриентов в процедуре приема. Если раньше университет «выдавал» остродефицитные места тем, кого он счел более достойными, то теперь свобода выбора появилась и у абитуриента. Сейчас абитуриент может выбирать между несколькими университетами, причем даже на той стадии, на которой при прежнем способе перехода из школы в вуз у абитуриента уже не было никакой свободы — после завершения вступительных испытаний. И это создало для университета чрезвычайно дискомфортную ситуацию. Кажется, абитуриент есть, все хорошо, и вдруг — он утек между пальцев в другой университет. Это очень важный момент, который я хотел бы отметить. Неопределенность появилась не только у абитуриента, но и у университета. Обе стороны должны принимать решения в условиях неопределенности.
Принимая решение в условиях неопределенности, обе стороны рискуют, но последствия неудачных решений разные: абитуриент не поступает, а университет не выполняет или перевыполняет госзадание по приему. Если университет хочет, чтобы сильные абитуриенты не ушли, он должен снизить их риск, взяв его частично на себя. Например, в моем университете, Высшей школе экономики, еще десять лет назад ввели механизм, который мы назвали «зеленой волной».
Как устроена «зеленая волна» в НИУ ВШЭ:
По каждому конкурсу объявляется сумма баллов, и все абитуриенты, которые набрали эту сумму или выше, гарантировано зачисляются в университет, если они в оговоренный срок согласились на зачисление. Если согласившихся оказалось больше контрольных цифр приема, то «Вышка» зачисляла «лишних» на платные места, но с оплатой обучения университетом. Разумеется, университет заинтересован как можно точнее определить пограничную сумму баллов, чтобы избежать дополнительных расходов из своего бюджета. При таком механизме количество волн зачисления не существенно.
Вот и в 2021 году в ВШЭ «зеленая волна» была установлена, недобора не было, но оплаченный вузом «перебор» есть.
Не обязательно копировать механизм «Вышки», главное — гарантировать абитуриенту прием на бесплатное обучение. Наверное, не все университеты готовы нести дополнительные расходы. И большинство трудностей с недобором возникают из необходимости втиснуться в прокрустово ложе контрольных цифр приема.
На мой взгляд, созрела задача заменить жесткий и устаревший механизм контрольных цифр на более современный, гибкий, с наличием обратной связи. Сегодня механизм выделения бюджетного финансирования вузов схематически выглядит так. Учебные заведения подают заявки на контрольные цифры приема следующего учебного года. Все заявки собираются в Минобрнауки, и оно принимает решение, какому какой план приема установить. Замечу, что к этому времени расходы на образование уже заложены в государственном бюджете, так что «революционных» решений министерство принять не может. Добавлю, что прогнозировать с точностью до человека спрос на специалистов на рынке труда на 4–6 лет вперед не умеет никто в мире.
Именно план приема, а не реальный контингент студентов, в значительной степени определяет бюджетное финансирование вуза. Контрольные цифры стали важным элементом борьбы высших учебных заведений за ресурсы, за статус. В сегодняшних реалиях, когда абитуриенты выбирают вуз, а не наоборот, точное попадание в контрольные цифры представляется еще более сложной задачей, чем прогноз спроса на специалистов на четыре года вперед. Чтобы выполнить план приема наверняка, вуз должен зачислять студентов «с запасом», например, как в «Вышке». Но тогда у него есть риск перебрать студентов.
Представляется, что, если контрольные цифры приема будут носить индикативный, а не плановый характер, и у вуза появится возможность отклоняться от этих цифр, скажем, на плюс-минус 10%, ситуация значительно улучшится. Зачисление будет зависеть не только от «прогноза», но и от реального спроса на учебные места в конкретном университете. Конечно, финансирование тогда следует осуществлять, исходя из фактического количества принятых студентов, а не из контрольных цифр приема. Переход к финансированию обучения того числа студентов, которое привлек вуз, мне представляется логичным и неизбежным. Это может быть постепенным переходом, я вовсе не говорю, что прямо завтра нужно изменить действующий процесс. Для проверки и отработки механизма можно провести эксперимент, установив прямо на следующее лето гибкие (индикативные) контрольные цифры только для ведущих вузов. Мне кажется, многие согласятся, особенно учитывая, что на 2022/23 учебный год количество бюджетных мест в стране возросло на 28 тыс.