Как выделяются глаголы в предложении

Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры

В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»

Как выделяются глаголы в предложении. Смотреть фото Как выделяются глаголы в предложении. Смотреть картинку Как выделяются глаголы в предложении. Картинка про Как выделяются глаголы в предложении. Фото Как выделяются глаголы в предложении

Что мы знаем о частях речи

Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.

Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.

Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)

Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.

Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.

Что такое синтаксическая роль

Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.

Например, было предложение «Как красив лес ранней осенью!» и на интересует слово «ранней». Мы пишем: «осенью какой? ранней» и подчеркиваем «ранней» волнистой линией.

Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.

Как и что подчеркивается?

В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:

Подлежащее – одной чертой

Сказуемое – двумя чертами

Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)

Определение – волнистой линией

В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.

Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.

Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.

Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи

Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).

Рассмотрим пример с существительным.

Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения.

Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)

Читать – ее страсть. (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)

В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.

Исключение – приложение, которое чаще всего стоит в том же падеже, что и определяемое существительное, то есть, если относится к подлежащему, то стоит тоже в именительном падеже.
Река Нева протекает по Ленинградской области. Нева – приложение (река какая? Нева)

Я прочитал статью. (прочитал что? статью; это дополнение)

У меня есть юбка в клетку. (юбка какая? в клетку; это определение)

Мы уехали из города. (уехали откуда? из города; это обстоятельство)

Таблица-помощник

Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.

Член предложения

Как подчеркивается

Вопросы

Части речи

Кто? Что? о чем говорится в предложении?

Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)

Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?

Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)

Вопросы косвенных падежей

Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание

Какой? чей? который по счету?

Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное

Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив

Что мы узнали?

Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.

Источник

Как подчеркиваются части речи?

Как выделяются глаголы в предложении. Смотреть фото Как выделяются глаголы в предложении. Смотреть картинку Как выделяются глаголы в предложении. Картинка про Как выделяются глаголы в предложении. Фото Как выделяются глаголы в предложении Как выделяются глаголы в предложении. Смотреть фото Как выделяются глаголы в предложении. Смотреть картинку Как выделяются глаголы в предложении. Картинка про Как выделяются глаголы в предложении. Фото Как выделяются глаголы в предложении

Всего получено оценок: 623.

Всего получено оценок: 623.

В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»

Как выделяются глаголы в предложении. Смотреть фото Как выделяются глаголы в предложении. Смотреть картинку Как выделяются глаголы в предложении. Картинка про Как выделяются глаголы в предложении. Фото Как выделяются глаголы в предложении

Что мы знаем о частях речи

Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.

Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.

Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)

Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.

Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.

Что такое синтаксическая роль

Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.

Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.

Как и что подчеркивается?

В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:

Подлежащее – одной чертой

Сказуемое – двумя чертами

Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)

Определение – волнистой линией

В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.

Приложение – это вид определения, поэтому оно тоже подчеркивается волнистой линией.

Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно сильно ошибиться.

Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи

Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).

Рассмотрим примеры с существительным.

Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)

В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.

Я прочитал статью . (прочитал что? статью; это дополнение)

Таблица-помощник

Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.

Член предложения

Как подчеркивается

Вопросы

Части речи

Кто? Что? о чем говорится в предложении?

Существительное, местоимение, числительное, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)

Что делает? Что это? Каков? Что сообщается о подлежащем?

Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)

Вопросы косвенных падежей

Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание

Какой? Чей? Который по счету?

Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени?

Наречие, деепричастие, существительное, местоимение, инфинитив

Как выделяются глаголы в предложении. Смотреть фото Как выделяются глаголы в предложении. Смотреть картинку Как выделяются глаголы в предложении. Картинка про Как выделяются глаголы в предложении. Фото Как выделяются глаголы в предложении

Что мы узнали?

Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.

Источник

Глагол как самостоятельная часть речи.

Глагол – это самостоятельная часть речи, означающее действие или состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы «что делать? что сделать?»: летать, ходить, смотреть, прискакать.

Формы глагола.

Постоянные и непостоянные признаки глагола.

Глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки.

Возвратные и невозвратные глаголы.

Возвратными глаголами называются глаголы, которые имеют постфикс –ся (–сь): вернуться, присниться, снестись, завестись. Остальные глаголы называются невозвратными: смотреть, читать, кушать, бегать.

Переходные и непереходные глаголы.

Переходные глаголы – это глаголы, указывающие на действие, которое переходит на другой предмет или лицо. Этот предмет или лицо может быть выражено:

Остальные глаголы считаются непереходными: лежать на кровати, смотреть в темноту, загорать под солнцем.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида указывают на протекание действия, но не указывают на его завершенность, результат, начало или конец и отвечают на вопрос «что делать?»: бежать, скакать, петь. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времён:

Синтаксическая роль глагола.

Глагол в предложении чаще всего выполняет роль сказуемого. Но инфинитив глагола может выступать в роли разных членов предложения:

Источник

Русский язык

План урока:

Определение и признаки глаголов

В русском языке любой процесс, состояние или действие выражается через глагол. Писатель А. Н. Толстой однажды высказался так:

Название термина походит из старославянского языка и означает «глаголить» (другими словами – «говорить»).

Глаголы, в основном, выражают 3 типа действий:

Учитель объясняет урок.

Ребенок хорошо развивается.

Чайник нагревается на плите.

На улице уже светает.

Ваня сидит на диване.

Щенок лежит возле печи.

Артем стоит на месте.

Подробнее об инфинитиве пойдет речь на следующем уроке.

Глаголы отличаются постоянными и непостоянными морфологическими признаками – всего их 9. На этом уроке мы затронем несколько категорий.

Числа глаголов

Выделяют два числа глаголов – единственное и множественное.

Единственное число означает одно действие предмета:

Множественное число подразумевает одновременные действия сразу нескольких предметов:

Число – это непостоянный грамматический признак глаголов. При его изменении у глаголов меняется окончание. На процесс влияет число имени существительного, с которым глагол напрямую связан.

Лица глаголов

У глаголов есть ряд грамматических признаков, которые существенно выделяют их среди других частей речи. Один из таких признаков – лицо, которое выражает того, кто совершает действие.

Всего выделяют 3 формы глаголов – 1-ое, 2-ое и 3-е. Рассмотрим каждую форму подробнее.

1 лицо глагола отвечает на вопрос «Что делаю? Что делаем?» и означает, что действие совершает говорящий (один или вместе с другими людьми). Эта форма бывает единственного и множественного числа, и соотносится к местоимениям «я» и «мы»:

Личные окончания формы лица зависят от типа спряжения глаголов, но эта тема разбирается чуть позже.

2 лицо глаголов соотносится с местоимениями «ты» и «вы». Его вопросы: «Что делаешь?», «Что делаете?»:

Ты польешь цветы сегодня?

Вы польете цветы сегодня?

Глаголы 2-го лица тоже имеют специфические окончания. В единственном числе –

Мама сказала мне: «Хорошо, что ты много читаешь».

Мама сказала детям: «Хорошо, что вы много читаете».

3 лицо глагола соотносится с местоимениями «он», «она», «оно» или «они», и характеризуется вопросами «Что делает? Что делают?»:

Он смотрит телевизор.

Малыш мечтает о новой игрушке.

Они думают о будущем.

Школьники сидят за партами.

Общая таблица по лицам глаголов:

Лицо – непостоянный признак глаголов, который указывает на того, кто производит действие. Всего выделяют 3 категории лица. У каждой из них есть свои грамматические окончания.

Время глаголов

Познакомимся с тремя формами времени глаголов. Это система противопоставленных друг другу категорий, которые определяют отношение действия ко времени его исполнения. Другими словами, время показывает, когда было совершенно действие. В современном русском языке выделяют прошедшее, настоящее, будущее время.

Первая категория времени показывает, что процесс или действие произошли до того момента, как о них начали говорить. Ее вопросы: «Что делал? Что сделал?»:

Тимур мыл посуду вчера.

Вова пришел домой час назад.

Общая таблица по роду глагола выглядит так:

Глаголы прошедшего не изменяются по лицам, но в единственном числе имеют категорию рода.

С помощью настоящего времени демонстрируются регулярные действия и процессы:

Общая таблица формы настоящего времени выглядит следующим образом:

Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам. Они образовываются от основы настоящего времени глаголов с добавлением окончаний числа и лица. Такие глаголы не имеют категорию рода.

Переходим к будущему времени. Говоря о нем, нужно затронуть еще одну категорию глаголов – вид. Она указывает на длительность или завершенность действия. Выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида. Первая группа отвечает на вопрос «Что сделать?»:

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «Что делать?». Они означают, что действие не окончено, не доведено до логического результата:

Детальнее виды глаголов будут изучаться на следующем уроке. Разбираемся, как эта категория влияет на эту форму времени.

Первая форма, синтетическая, образовывается от глаголов совершенного вида с помощью родовых суффиксов. К ней можно применить вопрос: «Что сделать?»:

Вторая форма, аналитическая, присуща глаголам несовершенного вида. Она говорит о том, что действие будет регулярно повторяться или долго длиться. Создается с помощью глагола «быть» и инфинитива:

Известный ученый М В. Ломоносов в середине XVIII века выделил 10 временных форм глаголов. По мере развития российского языкознания количество времен уменьшилось до трех – прошедшего, настоящего, будущего. Каждая форма имеет свои отличительные черты. Времена глаголов продолжают изучать в 6, 7 и 8 классах.

Синтаксическая роль глаголов в предложениях

Традиционно глаголы выполняют функции сказуемого – главного члена предложения. Они подчеркиваются двумя прямыми линиями:

Мама сварила компот.

Мы будем играть в саду.

Начальная форма глаголов, инфинитив, настолько многогранна, что может представлять любой член предложения.

Он играет роль подлежащего, если стоит в начале предложения. Сказуемым выступает другой инфинитив, наречие или имя существительное:

Инфинитив берет на себя функции дополнения, если в предложении стоят два глагола, обозначающие объект и субъект действия. К инфинитиву применяются вопросы косвенных падежей.

Маша попросила меня помочь ей.

Маша – субъект. Она попросила (кого?) меня – объект действия. Попросила (о чем?) помочь ей.

Папа попросил маму (о чем?) поехать с ним в гости.

Учительница попросила школьников (о чем?) делать задание.

Инфинитив в предложении выполняет синтаксические функции несогласованного определения, когда он поясняет внутренние признаки имени существительного. К нему можно задать вопрос «Какое?», «Какая?»:

Мое желание (какое?) жить в горах становилось все сильнее.

Отец отдал приказ (какой?) не выпускать его из комнаты.

Если инфинитив представляет глаголы действия (ходить, бежать, ехать), то он выполняет функции обстоятельства цели. К нему сопоставимы вопросы «Зачем?» или « С какой целью?»:

Летом мы ездим в Крым (зачем?) отдыхать на море.

Мария Петровна уехала в санаторий (с какой целью?) поправить здоровье.

Глагол по синтаксическим признакам напоминает имя существительное, он тоже может выступать любым членом предложения. Чтобы правильно определить его синтаксические функции, важно задавать правильные вопросы.

Источник

Русский язык

План урока:

Определение и признаки глаголов

В русском языке любой процесс, состояние или действие выражается через глагол. Писатель А. Н. Толстой однажды высказался так:

Название термина походит из старославянского языка и означает «глаголить» (другими словами – «говорить»).

Глаголы, в основном, выражают 3 типа действий:

Учитель объясняет урок.

Ребенок хорошо развивается.

Чайник нагревается на плите.

На улице уже светает.

Ваня сидит на диване.

Щенок лежит возле печи.

Артем стоит на месте.

Подробнее об инфинитиве пойдет речь на следующем уроке.

Глаголы отличаются постоянными и непостоянными морфологическими признаками – всего их 9. На этом уроке мы затронем несколько категорий.

Числа глаголов

Выделяют два числа глаголов – единственное и множественное.

Единственное число означает одно действие предмета:

Множественное число подразумевает одновременные действия сразу нескольких предметов:

Число – это непостоянный грамматический признак глаголов. При его изменении у глаголов меняется окончание. На процесс влияет число имени существительного, с которым глагол напрямую связан.

Лица глаголов

У глаголов есть ряд грамматических признаков, которые существенно выделяют их среди других частей речи. Один из таких признаков – лицо, которое выражает того, кто совершает действие.

Всего выделяют 3 формы глаголов – 1-ое, 2-ое и 3-е. Рассмотрим каждую форму подробнее.

1 лицо глагола отвечает на вопрос «Что делаю? Что делаем?» и означает, что действие совершает говорящий (один или вместе с другими людьми). Эта форма бывает единственного и множественного числа, и соотносится к местоимениям «я» и «мы»:

Личные окончания формы лица зависят от типа спряжения глаголов, но эта тема разбирается чуть позже.

2 лицо глаголов соотносится с местоимениями «ты» и «вы». Его вопросы: «Что делаешь?», «Что делаете?»:

Ты польешь цветы сегодня?

Вы польете цветы сегодня?

Глаголы 2-го лица тоже имеют специфические окончания. В единственном числе –

Мама сказала мне: «Хорошо, что ты много читаешь».

Мама сказала детям: «Хорошо, что вы много читаете».

3 лицо глагола соотносится с местоимениями «он», «она», «оно» или «они», и характеризуется вопросами «Что делает? Что делают?»:

Он смотрит телевизор.

Малыш мечтает о новой игрушке.

Они думают о будущем.

Школьники сидят за партами.

Общая таблица по лицам глаголов:

Лицо – непостоянный признак глаголов, который указывает на того, кто производит действие. Всего выделяют 3 категории лица. У каждой из них есть свои грамматические окончания.

Время глаголов

Познакомимся с тремя формами времени глаголов. Это система противопоставленных друг другу категорий, которые определяют отношение действия ко времени его исполнения. Другими словами, время показывает, когда было совершенно действие. В современном русском языке выделяют прошедшее, настоящее, будущее время.

Первая категория времени показывает, что процесс или действие произошли до того момента, как о них начали говорить. Ее вопросы: «Что делал? Что сделал?»:

Тимур мыл посуду вчера.

Вова пришел домой час назад.

Общая таблица по роду глагола выглядит так:

Глаголы прошедшего не изменяются по лицам, но в единственном числе имеют категорию рода.

С помощью настоящего времени демонстрируются регулярные действия и процессы:

Общая таблица формы настоящего времени выглядит следующим образом:

Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам. Они образовываются от основы настоящего времени глаголов с добавлением окончаний числа и лица. Такие глаголы не имеют категорию рода.

Переходим к будущему времени. Говоря о нем, нужно затронуть еще одну категорию глаголов – вид. Она указывает на длительность или завершенность действия. Выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида. Первая группа отвечает на вопрос «Что сделать?»:

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «Что делать?». Они означают, что действие не окончено, не доведено до логического результата:

Детальнее виды глаголов будут изучаться на следующем уроке. Разбираемся, как эта категория влияет на эту форму времени.

Первая форма, синтетическая, образовывается от глаголов совершенного вида с помощью родовых суффиксов. К ней можно применить вопрос: «Что сделать?»:

Вторая форма, аналитическая, присуща глаголам несовершенного вида. Она говорит о том, что действие будет регулярно повторяться или долго длиться. Создается с помощью глагола «быть» и инфинитива:

Известный ученый М В. Ломоносов в середине XVIII века выделил 10 временных форм глаголов. По мере развития российского языкознания количество времен уменьшилось до трех – прошедшего, настоящего, будущего. Каждая форма имеет свои отличительные черты. Времена глаголов продолжают изучать в 6, 7 и 8 классах.

Синтаксическая роль глаголов в предложениях

Традиционно глаголы выполняют функции сказуемого – главного члена предложения. Они подчеркиваются двумя прямыми линиями:

Мама сварила компот.

Мы будем играть в саду.

Начальная форма глаголов, инфинитив, настолько многогранна, что может представлять любой член предложения.

Он играет роль подлежащего, если стоит в начале предложения. Сказуемым выступает другой инфинитив, наречие или имя существительное:

Инфинитив берет на себя функции дополнения, если в предложении стоят два глагола, обозначающие объект и субъект действия. К инфинитиву применяются вопросы косвенных падежей.

Маша попросила меня помочь ей.

Маша – субъект. Она попросила (кого?) меня – объект действия. Попросила (о чем?) помочь ей.

Папа попросил маму (о чем?) поехать с ним в гости.

Учительница попросила школьников (о чем?) делать задание.

Инфинитив в предложении выполняет синтаксические функции несогласованного определения, когда он поясняет внутренние признаки имени существительного. К нему можно задать вопрос «Какое?», «Какая?»:

Мое желание (какое?) жить в горах становилось все сильнее.

Отец отдал приказ (какой?) не выпускать его из комнаты.

Если инфинитив представляет глаголы действия (ходить, бежать, ехать), то он выполняет функции обстоятельства цели. К нему сопоставимы вопросы «Зачем?» или « С какой целью?»:

Летом мы ездим в Крым (зачем?) отдыхать на море.

Мария Петровна уехала в санаторий (с какой целью?) поправить здоровье.

Глагол по синтаксическим признакам напоминает имя существительное, он тоже может выступать любым членом предложения. Чтобы правильно определить его синтаксические функции, важно задавать правильные вопросы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *