Как выделяются мысли в тексте
Как выделить основную мысль текста
Доброго здоровья, уважаемый читатель журнала «Web4job.ru”! В этой статье мы поговорим на тему Как выделить основную мысль текста, какие имеются особенности для ее выделения, как понять, о чем хотел написать автор.
Как выделить основную мысль текста
Текст состоит из определенного числа предложений, связанных друг с другом по смыслу.
Любой человек должен уметь выделять его основную мысль.
Большие объемы материала научиться обрабатывать быстро и качественно можно в том случае, если вы умеете пользоваться техникой выбора основного смысла информации.
Так можно увеличить объемы обрабатываемых сведений, тратя при этом меньше времени и увеличив производительность.
Для выделения главной мысли текста имеются некоторые особенности
Обобщение анализа и синтеза – наилучший способ усвоения информации.
Существует порядок определения основной мысли
Нужно понять цель автора, что он хотел сказать, написав статью на данную тему:
Если главная мысль не сформулирована, надо написать ее самому, используя стиль автора, а если требуется написать ее для улучшения текста или улучшения восприятия, то написать ее можно своими словами.
Посмотрим видео на тему Как выделить основную мысль текста
Подготовка к ЕГЭ. Основная мысль текста
Текст
Заключение
В этой статье мы рассмотрели тему Как выделить основную мысль текста, как понять, о чем хотел написать автор, особенности выделения основной мысли.
Надеюсь, статья оказалась полезной. Если возникли вопросы, можете задать их через форму комментариев под этой статьей.
Также буду признательна, если поделитесь статьей со своими друзьями в социальных сетях.
Свой сайт — это просто! Пособие для чайников
От азов к вершинам мастерства. Авторский проект Ольги Морозовой
Как написать текст, который прочитают до конца? — Выделяйте ключевые слова и основные мысли!
Глупость — неумение отличать главное от второстепенного.
(Илья Шевелев)
После того, как текст уже написан, можно немного его отредактировать, сделав акцент на определенных словах. Это значительно ускоряет процесс восприятия и облегчает чтение.
Обычный текст чаще всего выглядит как размытый серый фон. А выделенные слова сразу заявляют: «Смотри сюда!». Благодаря этому при беглом просмотре страницы пропадает надобность во внимательном чтении.
Выделить слово или фразу в тексте можно следующим образом:
Начнем с пункта «все остальное». Почему я объединила такие разные средства оформления в одну группу. Ответ прост: у всех них есть кое-что общее — выделять текст с помощью таких приемов крайне нежелательно.
Пример выделения важных слов с помощью других средств оформления
Вообще, текст другого цвета и тем более подчеркнутый всегда ассоциируется со ссылкой. Особенно теперь, когда многие создатели сайтов вдруг решили, что подчеркнутая ссылка выглядит некрасиво. И речь идет не об оформлении меню, а именно о ссылках в тексте! Но если ссылка будет выглядеть так же, как основной текст, ее точно никто не заметит. Что же тогда делать? «А все просто» — думают сайтостроители — «Выделим ее другим цветом».
А другие создатели сайтов об этом никогда не слышали, но решили важные места в тексте обозначать другим цветом. Причем разных оттенков, в зависимости от важности содержания! Но разве будут посетители сидеть и анализировать, что же значит тот или иной цвет? Может, это и не текст вовсе, а ссылка? Нет, никто этим заниматься не будет. А сайтостроителям стоило бы не отвлекать своих посетителей от чтения.
Впрочем, если вы спать не можете, так сильно хочется раскрасить ключевые слова-фразы, то постарайтесь использовать только один дополнительный цвет. И не забудьте подчеркнуть ссылки 🙂
В печатных изданиях подчеркивание обычно смотрится уместно (хотя это спорный вопрос). Но Интернет диктует свои правила и у каждого, кто увидит подчеркнутое слово в тексте, обязательно промелькнет мысль о том, что на него можно нажать. А если нажать не получится, это прибавит в «копилку» еще немного отрицательных эмоций. Так что если вы когда-нибудь слышали о том, что подчеркиванием хорошо выделять что-то в тексте, лучше поскорее забудьте об этом.
Увеличивать размер шрифта уместно только в заголовках, а уменьшать — в примечаниях. Если изменять размер некоторых фраз в тексте это, разумеется, привлечет внимание. Но в то же время читать такой текст станет очень неудобно.
Итак, у нас остается только полужирное начертание и курсив.
Выделение полужирным начертанием наиболее заметно. Но подвох в том, что текст будет заметен еще до того, как читатель дошел до выделяемого места. Поэтому если важно последовательное изложение информации, лучше использовать курсив.
Пример выделения важных слов с помощью полужирного начертания
Уже давно известно, что цвет сильно влияет на психологию и поведение людей. К примеру, люди, живущие в комнатах с такими яркими и неожиданными цветовыми решениями, как салатовый в сочетании с алым, становятся агрессивными и опасными для общества. А те, кто живет в комнатах со спокойными бежевыми, темно-зелеными оттенками, наоборот, более собраны и спокойны, чем «агрессоры».
Такие свойства цвета полезно учитывать при оформлении детских комнат. Например, если ребенок быстро возбуждается и становится агрессивным, то это можно несколько уравновесить, использовав в оформлении светлые теплые оттенки. А с помощью добавления нескольких ярких цветов можно немного «расшевелить» и развить воображение.
Полужирным начертанием хорошо выделять отдельные фразы в тексте, те самые основные мысли, которые рекомендуется размещать в самом начале. Или в конце, как подведение итогов.
А курсив больше подходит для того, чтобы сделать акцент на тех или иных словах в тексте, не отвлекая при этом читателя от основного содержания.
Пример выделения важных слов с помощью курсива
«Уже давно известно, что цвет сильно влияет на психологию и поведение людей. К примеру, люди, живущие в комнатах с такими яркими и неожиданными цветовыми решениями, как салатовый в сочетании с алым, становятся агрессивными и опасными для общества. А те, кто живет в комнатах со спокойными бежевыми, темно-зелеными оттенками, наоборот, более собраны и спокойны, чем «агрессоры».
Такие свойства цвета полезно учитывать при оформлении детских комнат. Например, если ребенок быстро возбуждается и становится агрессивным, то это можно несколько уравновесить, использовав в оформлении светлые теплые оттенки. А с помощью добавления нескольких ярких цветов можно немного «расшевелить» и развить воображение.»
В общем, все средства выделения по своему хороши, но использовать их лучше по назначению.
И не забудьте, что выделять нужно лишь наиболее важные моменты в тексте, а не большую его часть, иначе от такого выделения будет больше вреда, чем пользы.
Продолжение статьи «Как написать текст, который прочитают до конца?» — Используйте примеры и иллюстрации.
Как выделяются мысли в тексте
Как правильно оформить прямую речь
Рассмотрим примеры.
Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»
Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».
Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»
Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.
Рассмотрим схемы оформления прямой речи:
Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.
В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.
Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.
Доктор пожал плечами, произнёс: « Ох уж этот сквайр» , и скрылся в дверях своей каюты.
Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому !» — и решительно выскочил из комнаты.
«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»
«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».
Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.
Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.
В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.
— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?
— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.
— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?
— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.
Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:
— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!
— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.
— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.
— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.
В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.
Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.
Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.
Выражение мыслей в тексте
Каждый человек уникален и действует в соответствии со своими уникальными представлениями о мире. Мы постоянно мысленно интерпретируем события, отношения, своё поведение и поведение других людей. Запоминаем произошедшее в соответствии со своей интерпретацией и даже не осознаём этого. Выражение мыслей в тексте помогает критически отнестись к нашему восприятию реальности и лучше контролировать своё поведение.
Часто достаточно простого здравого смысла, чтобы разобраться в сложившихся обстоятельствах и найти решение. Неверные умозаключения и выводы из них являются причиной того, что большую часть проблем мы создаём сами. В беседе я стараюсь направить человека к размышлениям. Чем он руководствуется при оценке жизненных обстоятельств? Для чего совершает определённые действия? Найти ответы на эти вопросы оказывается непросто, с учётом того, что большинство людей редко принимают решение самостоятельно.
Чаще человек предпочитает руководствоваться стереотипными решениями, потому что это просто, удобно и выгодно. Однако обстоятельства могут сложиться так, что воспользоваться готовым решением не представляется возможным. Навык использовать собственное мышление для решения актуальных задач сработает всегда, так как это соответствует личному запросу. Важно уметь действовать в соответствии со своими мыслями, а их записывание — первый шаг к их реализации.
Выражение мыслей и критическое отношение
Естественно, что наши представления о реальности не идеальны и даже бывают ошибочны. Поэтому их постоянно следует подвергать критике, а для этого нужно выражать свои мысли записывая их. Выражение мыслей в тексте формирует критическое к ним отношение.
Важно отделить свои мысли от мыслей других людей. Например, кто-то более старший определяет, как нам жить. С одной стороны, это мешает нам реализовать свои замыслы, а с другой — защищает, пока у нас недостаточно своего опыта. Плохо, когда мы начинаем пользоваться готовыми решениями в ущерб самореализации. Усвоенные жизненные установки часто определяют наше поведение, поэтому важно осознавать: в соответствии с какими мыслями мы действуем.
Подвергать критике можно только записанные мысли. Предлагаю начать прямо сейчас: выполните следующее упражнение.
Если Вам трудно сформулировать мысль, то главная причина в том, что мысль неясна. Описывайте то, что очевидно. Старайтесь отличить свои мысли от усвоенных от других людей. Если даже чей-то совет помог справиться с выполнением определённой задачи, это не значит что это же поможет в следующий раз. Критика помогает отшлифовать мысль.
Рисунок Лилии Королёвой
Как писать текст
Как и в любом деле, выражение мыслей в тексте требует определённого опыта. Ежедневное записывание своих мыслей. Ведение дневника, написание статей, выражение своего мнения на форумах. Вы можете быстро получать обратную связь как позитивную, так и негативную. Ежедневные записи разовьют Вашу способность влиять на происходящее. Главное препятствие в развитии — это отсутствие веры в себя. Мысли оказывают сильное влияние на мир. Разрушительные его разрушают, созидающие — созидают. От Вас зависит, какие замыслы Вы будете воплощать.
Во-первых, пишите так, как Вы думаете без учёта того, что об этом подумают другие люди. Сейчас вам не нужно делиться своей точкой зрения с окружающими: есть только Вы и бумага (компьютер). Мысль должна созреть, укрепиться и только потом быть основой для действия. частой ошибкой является использование готовых формулировок, которые, как правило, не соответствуют нюансам Вашего мироощущения.
Во-вторых, при написании делайте акцент на позитивном восприятии мира. Даже самая корявая запись, с точки зрения речи, будет дорога Вам как победа. Избегайте отрицаний, употребляйте слова «могу», «хочу». То, что Вам не нравится может оказаться хорошей возможностью для улучшения качества жизни.
В-третьих, Указывайте, к какому действию Вас побуждает записанное. Действие актуально сейчас, поэтому приступайте к реализации своего замысла, иначе он потеряет актуальность. Постепенно мысли будут выражаться точнее, фразы будут передавать суть и результативность действий заметно возрастёт.
Делая регулярно записи, Вы обнаруживаете в себе вкус к правильности изложения мысли, как своей, так и чужой. Если Ваши мысли помогают сделать жизнь лучше, то это и есть критерий правильности Вашего мышления.
Практический вывод.
Мысли формируют представление о мире, в соответствии с которым мы действуем. Прежде всего выражение мыслей в тексте помогает выработать критическое к ним отношение и осознанно менять свои представления о мире. Кроме того развивает способность влиять на происходящее. Частое использование чужих мыслей мешает выражать свои и действовать в соответствии со своими возможностями.
12. Знаки препинания при прямой речи и цитатах
Пунктуация
Знаки препинания при прямой речи
Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она заключается в кавычки: «Я жалею, что не знала вашего отца , – сказала она погодя. – Он, должно быть, был очень добрым, очень серьезным, очень любил вас ». Лужин промолчал (Наб.).
Если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится тире (кавычки отсутствуют):
Федя и Кузьма молчали. Кузьма незаметно подмигнул Феде, они вышли на улицу.
– Я вот чего пришел: Любавины с покоса приехали?
– Возьми Яшу и подожди меня здесь. Я домой заскочу на минуту (Шукш.).
Оба способа оформления прямой речи могут сочетаться, если в речь одного лица включается еще прямая речь другого лица:
– Вы еще добавили: «Вот музыку принесли. Один патефон для двух компаний ».
– О, жуткий глупец! (Бонд.).
– Ты сон, что ль, видал?
– Видал. Будто мы с отцом моим поехали коня торговать, приглянулся нам обоим один конь, отец мне мигает: «Прыгай и скачи » (Шукш.).
а) запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора: Сказав: «До скорой встречи», она быстро вышла из комнаты ;
б) тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора: Перебарывая неловкость, он пробормотал студенческую остроту: «У меня бабушка корью заболела» – и хотел придать начатому разговору непринужденную легковесность (Бонд.);
в) тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком: Дети ожидали, что он похвалит их, но дедушка, покачав головой, сказал: «Этот камень лежит здесь много лет, здесь ему место…» – и рассказал о подвиге трех советских разведчиков (Сух.); Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» – но промолчал (Ч.); Она [собака] останавливается. Я повторяю: «Что сказано?» – и держу ее долго на стойке (Пришв.);
г) если прямая речь непосредственно включается в авторское предложение в качестве его члена, то она заключается в кавычки, знаки же препинания ставятся по условиям авторского предложения: Сказав Гричмару фразу «Легкой жизни не бывает, есть лишь легкая смерть», Крымов поймал на себе беспокойный, предупреждающий взгляд Стишова (Бонд.).
Примечание. Прямая речь не выделяется кавычками:
а) если нет точного указания, кому она принадлежит (прямая речь вводится безличным или неопределенно-личным предложением): Не даром говорится: дело мастера боится (посл.); Про него говорили: строгий, но справедливый;
Если прямая речь принадлежит разным лицам, то каждая реплика выделяется кавычками отдельно:
а) реплики отделяются друг от друга знаком тире: «Самовар – готов?» – «Нет еще…» – «Отчего? Там пришел кто-то». – «Авдотья Гавриловна» (М. Г.);
б) если одна из реплик сопровождается вводящими авторскими словами, то следующая не отделяется знаком тире: «Вы ведь вдова?» – спросил он тихо. «Третий год». – «Долго были замужем-то?» – «Год и пять месяцев…» (М. Г.);
в) точка и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам и снабженными разными авторскими словами: Проходя мимо, он сказал: «Не забудь купить билеты». – «Постараюсь», – ответила я ; если же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, точка опускается: Проходя мимо, он крикнул: «Не унывай!» – «Постараюсь», – ответила я ;
г) запятая и тире ставятся между репликами, принадлежащими разным лицам, но объединенными общим авторским предложением: Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», – «Да, недурно», – отвечал он обыкновенно (Г.); если же в первой реплике имеются знаки восклицательный или вопросительный, запятая опускается: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» – «Мне холодно», – ответил он ; то же при ином расположении частей авторского предложения: Когда я спросила: «Почему вы носите на спине ковер?» – он ответил: «Мне холодно» (Ток.).
При абзацном выделении реплик диалога перед репликой ставится тире ; после предваряющих диалог слов автора ставится двоеточие или точка. Если в авторском тексте имеются вводящие прямую речь слова, то после них ставится двоеточие; если такие слова отсутствуют, то ставится точка:
Кармен отняла руку; неоконченный такт замер вопросительным звоном.
– Я доиграю, – сказала она.
– Когда ты будешь со мной (Грин).
Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила :
– Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде.
– Почему? – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена. Вы, наверное, подумали…
– В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст.
Чудик переписал (Шукш.).
То же при единственной реплике:
Шацкий прошелся по комнате.
– Духота, духота! – пробормотал он. – Здешние вечера вызывают астму (Пауст.).
Глаза его опущены в тарелку. Потом он поднял их на Надю, обыкновенные голубые глаза, улыбнулся и тихо сказал:
– Извините меня. Это я виноват. Это ребячество с моей стороны (Сол.).
Абзацное и безабзацное (при помощи кавычек) выделение прямой речи применяется дифференцированно. Если в тексте перемежается внешняя речь (обращенная к собеседнику) и внутренняя (подумал про себя), то внешняя речь оформляется при помощи абзацного выделения, а внутренняя – при помощи кавычек:
– М-да. Ну что же, вы правы. Дело на безделье менять нельзя. Идите и рисуйте свои треугольнички.
Надя умоляюще глядела в глаза Ивану. «Ну что тут страшного, – хотелось ей сказать . – Будет ведь завтра новый вечер, можно поехать в Белые Горы. И послезавтра. Но я не виновата, если пообещала две недели назад» (Сол.).
А после моих слов он улыбнулся от уха до уха (рот у него такой, как раз от уха до уха) и радостно согласился:
– Ну ладно, тогда пойдем.
«Вот я тебе покажу „пойдем“», – подумал я про себя (Сол.).
Только кавычками выделяется внутренняя (подумал про себя ) речь в авторском тексте, вне диалога:
Кузьма посмотрел, куда указали. Там, на склоне другого косогора, цепочкой шли косцы. За ними ровными строчками оставалась скошенная трава – красиво. «Какая-то из них – Марья», – спокойно подумал Кузьма (Шукш.); Кузьма с радостью смотрел на нее. «Чего я, дурак, искал еще?» – думал он (Шукш.).
Знаки препинания при цитатах
Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь (см. § 133–136):
а) Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь его, перестань жаловаться, и боль исчезнет» (Ч.); Почаще вспоминайте слова Л. Н. Толстого: «У человека есть только обязанности!»; У М. Алигер есть строки: «Человеку надо очень мало, чтобы счастье выросло в полный рост»; У Л. Н. Толстого есть интересное сравнение: «Как у глаза есть веко, так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поражения своего тщеславия. И оба, чем более берегут себя, тем менее видят – зажмуриваются» ;
в) «Чтобы что-нибудь создать, – писал Гёте, – надо чем-то быть»; «Если на Николу (19 декабря), – говорилось в книге, – день холодный и ясный – к хлебородному году» (Сол.);
Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием (в начале цитаты, в середине или в конце):
а) «…Если добро имеет причину – это уже не добро; если добро имеет следствие – то это уже не добро. Добро вне следствий и причин», – писал Л. Н. Толстой в своих дневниках; «…Поэма перерастает в мои воспоминания, которые по крайней мере один раз в год (часто в декабре) требуют, чтобы я с ними что-нибудь сделала», – замечает А. Ахматова в «Прозе о поэме» ;
б) «Биография героини… записана в одной из моих записных книжек», – пишет в одном из своих писем из Комарова А. Ахматова ;
Если в цитируемом тексте уже имеется цитата, то пользуются кавычками разной формы – «лапочками» („“ ) и «елочками» («» ). «Лапочки» (или «лапки») – внутренний знак; «елочки» – внешний. Например: «„Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости“, – сказал когда-то Пушкин. Подле этой черты мы, похоже, теперь и остановились, сознавая, что нельзя отступать назад, и не смея, но всё приготовляясь и приготовляясь двинуться вперед, к подлинному уважению» (Расп.).
При необходимости выделения цитирующим отдельных слов цитаты, в скобках оговаривается данное выделение: (подчеркнуто нами. – Н. В. ); (курсив наш. – Н. В. ); (разрядка наша. – Ред. ). Например: «Тот, кто хочет изучать человека в истории, должен уметь анализировать исторические (выделено нами. – Н. В. ) эмоции» (Ю. Лотман).
Если цитирующий вставляет в цитату свой поясняющий текст или раскрывает сокращенное слово, то это пояснение заключается в квадратные или угловые скобки: «Спасибо за любование Муром [сыном М. Цветаевой]…» – пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927 г.; «Лестницу, наверное, читал! П [отому] ч [то] читала Лея. Достань у нее, исправь опечатки», – пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927 г.
Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки; точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки. Например: «Мыслить педагогически широко – это значит уметь видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242 ).
Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место (стоят перед закрывающей кавычкой). При перечислении примеров точка после закрывающей скобки заменяется на точку с запятой: «Как ты таинственна, гроза!» (И. Бунин. Полями пахнет… ); «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет…» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5 ).
Если указание на автора или цитируемый источник помещается ниже цитаты, в частности при эпиграфах, то скобки снимаются, как и кавычки при цитате, а в конце цитаты ставится знак, соответствующий данному предложению. Например:
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
С. Есенин
Ты не меня полюби, ты полюби мое!
Ф. Достоевский
Мне жаль весь мир и человека жаль?
Н. Заболоцкий
Живопись учит смотреть и видеть…
А. Блок
Выделение кавычками цитат и «чужих» слов
Кавычками выделяются цитаты (чужая речь), включаемые в авторский текст, в том числе в прямую речь (см. § 140–145).
Без кавычек оформляются стихотворные цитаты, если они приводятся с сохранением авторской строфы. Выделительную функцию берет на себя позиция в тексте:
Начинается двенадцатая – последняя и короткая – глава книги. Бьет двенадцатый час недолгой жизни Александра Блока.
Только в грозном утреннем тумане
бьют часы в последний раз…
…Наступил тысяча девятьсот двадцатый год, четвертый год новой, Октябрьской эры (Орл.).
Не выделяется кавычками и прямая речь при передаче диалога с помощью абзацного членения (см. § 138), так как выделительную функцию берет на себя позиция в тексте.
Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу: Это произошло весной 1901 года, который Блок назвал «исключительно важным» (Орл.); Пастернак пишет: «…в моем отдельном случае жизнь переходила в художественное претворение, как оно рождалось из судьбы и опыта». Но что такое «судьба и опыт» в «отдельном случае» Пастернака? Это опять-таки «художественное претворение» , с которым были связаны встречи, переписки, беседы – с Маяковским, Цветаевой, Асеевым, Паоло Яшвили, Тицианом Табидзе (Лих.); Иордан любил Кипренского и называл его «предоброй душой» (Пауст.); Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности… (Лих.).
Выделение кавычками необычно употребляемых слов
Кавычками выделяются слова, чуждые лексикону пишущего: слова, употребляемые в необычном (специальном, профессиональном) значении, слова, принадлежащие особому, часто узкому кругу общающихся: Я ткнул веслом, шучонок «дал вар» (Пришв.); Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга» ) затягивала плесы на Оке и отдаленные леса. «Мга» то сгущалась, то бледнела (Пауст.); Живет Саша «на хлебах» в мещанском домике (Бун.); Раствор сернокислых солей кальция из гипса может перейти в микроскопические поры керамики и дать «высолы» на поверхности произведения – белесые пятна под глазурью. Идеально прижилась бы на керамике только керамика. Такой «имплантат» старел бы синхронно с оригиналом (журн.).
Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивается ироническое значение слова, дается указание на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова: …Многие страницы английского классического романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов) (иностилевое слово в научном тексте); …Загадка этого таинственного приобретения, щедрого подарка за «услуги» , служит примером двусмысленных толков (М. Урнов) (ироническое значение слова); Пока это секрет, ничего не говорите «там» известной вам «особе» (Ч.) (там, особе – смысл слов известен лишь адресату); Я стал держать экзамены… когда «порядочные лица» их не держали (Орл.) (указание на особый, тайный смысл слова); …И если бы не этот тезис – еще неизвестно, во что вылилось бы ведомственное «недоумение» (Зал.) (иронически-порицательное употребление слова); И так каждый день от «зари» до «зари» . А «заря» – это особый артикул, использовавшийся караулом на гауптвахте утром и вечером (Гил.) (двойной смысл – общепринятый и условный).
Кавычками выделяются слова, употребляемые в особом, часто условном значении: Ведь нулевой цикл – «непыльный» цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зал.).
Кавычками подчеркивается чисто грамматическая необычность употребления слов, например в случае, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций: «Хочешь?» , «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л. Т.); От его приветливого «я вас ждал» она повеселела (Б. П.).