Как выдержать давление на работе
Психологическое давление: способы и как ему противостоять
Психологическое давление оказывается на человека, чтобы повлиять на его действия, решения и мысли. Чаще всего за этим стоят корыстные мотивы, которые выгодны именно манипулятору, а не обоим участникам разговора. Способы, которыми он пользуется, бывают очень изощренными и продумаными. Нередко сложно даже догадаться, что кто-то пытается оказать давление. Поэтому всегда нужно быть готовым дать отпор и знать, какие приемы и методы помогут противостоять этому явлению.
Что такое психологическое давление
Психологическое давление — это влияние на окружающих людей, которое человек осуществляет, чтобы изменить их суждения, убеждения, мнения и решения.
На первый взгляд, выглядит это как поступок из добрых намерений, который могут осуществлять только сильные и независимые личности. Но такие люди способны высказывать свое мнение прямо, без всяких ухищрений.
А вот приемами психологического давления пользуются как раз неуверенные в себе, не имеющие реальной власти люди. Такой прессинг заставляет жертву чувствовать себя уязвленной, приносит беспокойство. Очень нежелательно пользоваться такими приемами еще и потому, что они приносят лишь временный эффект. Все указывает на то, что это крайне негативное явление. Но знать о том, что это и как сопротивляться психологическому давлению, должен каждый, чтобы суметь противостоять манипуляциям окружающих.
Виды психологического давления
Перед тем, как рассмотреть способы защиты от психологического давления на человека, следует рассмотреть, какие виды и методы психологического давления существуют. Именно от этого зависит, какую стратегию поведения должна выбрать жертва, чтобы противостоять манипулятору.
Принуждение
Такая форма используется в том случае, когда один человек в какой-то сфере имеет больше влияния, чем другой. Например, часто психологическое давление возникает на работе, когда начальник заставляет подчиненного выполнять то, что он не хочет и даже не обязан, только отказаться без каких-либо последствий не может. О принуждении необходимо знать любому подчиненному, чтобы знать как противостоять психологическому давлению на работе.
Можно спутать принуждение с манипуляциями, но отличие первого в том, что провокатору не нужно придумывать никаких условий и предлогов, чтобы подать информацию.
Унижение
Это способ морально задавить человека с помощью неприятных замечаний и высказываний насчет его внешности, характера и поступков. Ведь именно критика личных качеств задевает больше всего и негативно отражается на самооценке.
Стоит только услышать о себе что-то нелицеприятное, тут же возникает желание опровергнуть и доказать окружающим, что в действительности все совсем не так. Агрессор пользуется этим и предлагает выполнить то, что ему выгодно. Жертва ситуации, конечно же, соглашается.
Избегание
Один из наиболее изощренных видов психологического насилия. Иногда, чтобы избежать манипуляций, один из участников сразу пытается прояснить неловкие моменты и задает вопросы в лоб, но собеседник ловко уклоняется от них, переводит тему или просто игнорирует неудобные для него высказывания. Доходит до того, что этот человек начинает возмущаться, почему его оговаривают и выкручивают слова.
Жертва впадает в ступор: вроде бы все складывается нормально, но внутри остается ощущение растерянности и тревоги.
Внушение
Многие встречали в своей жизни таких мастеров слова, которые смогли внушить им совершенно нелепые и ненужные вещи. Добиться этого непросто, но агрессоры ловко втираются в доверие и вызывают уважение слушателя. После этого можно оказывать любое давление на человека.
Самый наглядный пример такого вида насилия — гипноз, с помощью которого цыганки вымогают деньги у прохожих. Но стоит заметить, что есть люди, которые не поддаются гипнозу, поэтому такой вид психологического давления с ними не сработает.
Убеждение
С виду это очень рациональный способ склонить собеседника к чему-то. Инициатор приводит весомые аргументы, факты, последовательно излагает всю информацию — сложно устоять перед такими логичными доводами. К тому же жертве очень льстит, что ее считают глубоко образованным и интеллектуальным человеком.
Но стоит только допустить какую-то оплошность или несостыковку фактов, вся стратегия становится бесполезной.
Этот вид является одной из основных форм психологического давления учителя. Для ученика в начальной школе педагог является безусловным авторитетом. Часто в разговорах с родителями ребенок опирается на слова учительницы: «А Мария Ивановна говорит, что нужно делать так».
Педагог, который работает без желания и вдохновения, может пользоваться этим в своих корыстных целях.
Манипуляция
Это один из основных видов психологического давления на человека, который может применяться различными способами. Его отличительной особенностью является то, что агрессор старается оказать психологическое давление и получить личную выгоду за счет окружающих таким образом, что они не догадываются об истинных мотивах. В связи с этим, не каждый манипулятор может использовать этот способ: нужно быть не просто расчетливым, но и хладнокровным, хорошо понимающим психологию людей человеком.
Самый наглядный пример манипуляторов — мошенники. Они имеют четкую стратегию, как получить выгоду от окружающих, умело давят на самые уязвимые места. Милостыни нищим — манипуляция добротой, состраданием и сопереживанием большинства людей. Крупные выигрыши в лотереях и онлайн-казино — манипуляция людьми, жаждущими легкого заработка.
Этот же вид психологического насилия применяется в сетевом маркетинге: хитрые способы подсчета показывают привлекательные для жертв цифры, которых можно добиться прикладывая минимум усилий.
Манипуляторы активно давят на жертву через установки и убеждения, которые сформированы у большинства людей: «Должен сочувствовать и помогать окружающим», «Должен сам отвечать за все происходящее», «Любая услуга должна быть оплачена благодарностью» и другие.
Но самое уязвимое место каждого — это собственные эмоции и чувства. И манипулирование ими так распространено в обществе, что многие могут даже не осознавать, что занимаются именно психологическим давлением. Родители воздействуют на детей (оказать психологическое давление на ребенка легче всего), мужчины на женщин и наоборот. Например, многие партнеры просят свою вторую половину об услуге с помощью фразы: «Разве ты меня не любишь?».
На всем этом манипулируют и в остальных сферах: на работе, в бизнесе, в политике, в рекламе. Поэтому с психологическим давлением встречается практически каждый.
Требуемая благодарность
Форма психологического давления, при которой манипулятор продумывает свои действия на несколько шагов вперед. Ничего не подозревающей жертве он оказывает какую-то помощь или услугу, о которой никто не просил, будто бы из лучших побуждений. Так может продолжаться довольно долгое время, пока человек не войдет в доверие.
Но в какой-то момент манипулятор просит оказать помощь ему, давит на то, что пора бы вернуть долг. Если же жертву не мучает совесть и она не соглашается сразу, то такие просьбы могут переходить в настоящие угрозы.
Как противостоять психологическому давлению
Если вы заметили, что кто-то оказывает на вас психологическое давление, то следует помнить, что манипуляторы прибегают к таким мерам не просто так. Часто эти люди не способны вынести груз своих психологических проблем, не выдерживают стресс. Они пытаются таким образом переложить ответственность с себя на посторонних людей, чтобы чувствовать себя комфортно.
Причин такому поведению может быть несколько:
Первое, что нужно сделать для противостояния психологическому давлению, — дать прямолинейный отпор. Жертва должна спокойно и прямо сообщить манипулятору, что его требования не будут соблюдены, потому что имеют под собой корыстную цель. Некоторых это собьет с толку, ситуация будет исчерпана. Но особо изощренные люди могут продолжить свои действия, уже более изощренно. Да и среди жертв могут быть те, кто не умеет так открыто сопротивляться кому-либо, такой разговор может усилить их чувство вины и заставит еще больше погрязнуть в ситуации.
Более экологичный способ борьбы с манипуляторами — работа над своей самооценкой. Ее уровень напрямую связан со степенью подверженности психологическому давлению: чем ниже самооценка человека, чем легче заставить его делать то, что ему не хочется. Чтобы ее повысить, необходимо провести большую работу даже на уровне мышления. Особенно сложно это делать, если окружение, включая родных и друзей, состоит из токсичных личностей. В таком случае лучше всего обратиться за помощью к специалисту.
Психологическое давление: защита от манипуляций в нескольких приемах
Преодолеть психологическое давление бывает намного проще, чем вовремя защититься от него. Ведь распознать это явление порой очень непросто, манипулятор может выбирать самые изощренные типы и виды действий.
Прямолинейность
Можно прямо в лицо собеседнику заявить, что он ведет себя слишком напористо и агрессивно, такое поведение не позволяет все взвесить и сделать выбор. Некоторые манипуляторы отступают, когда встречают отпор, но с остальными приходится пользоваться другими приемами.
Закрытые позы
Скрещенные руки или ноги, подбородок, опущенный вниз, — все это снижает градус психологического давления. Такие позы на уровне подсознания дают партнеру сигнал, что вы не готовы к сотрудничеству и восприятию информации.
Мысленные барьеры
Иногда большую уверенность в себе и своих силах придают обычные мысли и образы. Достаточно представить, что между вами и манипулятором есть непреодолимый барьер: невидимая стена, глубокий ров, огненная преграда, непробиваемый купол или скафандр.
Отвлечение внимания
Чтобы сбить с толку оппонента, можно отвлекать его различными способами: кашлем, зеванием, постукиванием по столу, перелистыванием страниц, поправлением одежды или волос. Любая двигательная активность привлечет к себе взгляд, но важно, чтобы она выглядела естественно и не повторялась слишком часто.
Как выйти из-под прессинга
Существует несколько приемов, которые помогут взять ситуацию под свой контроль и защитить себя от чужого давления:
Заключение
Психологическое давление — это травматичный для личности способ воздействия. Чтобы обезопасить себя и уберечь от негативного влияния, необходимо уметь пользоваться приемами и методами противодействия. А если справиться самостоятельно не выходит, то нужно не бояться обращаться за помощью и поддержкой.
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».
«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе
ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА, ИЛИ «ВЗРОСЛЫЙ» БУЛЛИНГ
«Травле подвержены все коллективы — как детские, так и взрослые. Понятие буллинг чаще используют, когда говорят о школьной травле. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказывает Наталия Щанкина, психолог Московской службы психологической помощи населению.
Существует два основных вида моббинга:
ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ НА РАБОТЕ
№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.
В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.
№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.
Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.
№ 3. Фаза насилия.
Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.
№ 4. Социальная изоляция.
Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.
№ 5. Потеря рабочего места.
Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.
ВОСЕМЬ ШАГОВ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРАВЛЕЙ НА РАБОТЕ
Моббинг — это «заболевание группы». В идеале с ним нужно бороться системно и на уровне управленческих решений. Если этот вариант не подходит, то можно следуйте универсальным правилам.
Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.
Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.
Третье. Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.
Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа, постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.
Пятое. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.
Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.
Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.
Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.
«ПОРТРЕТ» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА-АГРЕССОРА
Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.
В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой и безвольной, и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.
«БЕЛАЯ ВОРОНА», ИЛИ ЖЕРТВА ТРАВЛИ
«Белая ворона», «Не такой, как все» — зачастую именно к таким людям проявляется настороженное отношение в коллективе. Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на «своих» и «чужих». А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок с неординарными взглядами, внешностью, поведением, другой национальности, — вероятность проявления травли увеличивается в разы.
«Внутреннее напряжение в коллективе не может длится долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье. Если коллектив бьется над выполнением профессиональных задач, у него нет времени на «террор». Существует еще одно обстоятельство: есть люди просто неспособные держать «удар». Чаще всего у них заниженная самооценка, бесхарактерность, слабость и прочее. Такой сотрудник в прямом смысле слова «вызывает удар» на себя. Но в травле ответственность несут обе стороны конфликта. Может оказаться, что неприятие вызваны снобизмом нового коллеги, его гордыней или излишним стремлением к победам, — говорит заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.