Как выдвинуть челюсть вперед упражнения
Как выдвинуть челюсть вперед упражнения
Роджерс предложил систему гимнастических упражнений для лечения челюстно-лицевых деформаций.
Основные положения этого метода тренировки недоразвитых и слабо функционирующих мускулов челюстно-лицевого скелета можно формулировать следующим образом.
1. Сокращения упражняемых мускулов должны совершаться с максимальной амплитудой (размахом).
2. Интенсивность сокращения такой мускулатуры должна соответствовать ее физиологической роли, но не быть чрезмерной.
3. Быстроту и продолжительность сокращений мускулов нужно приноровить к особенностям производимого движения. Вначале они должны быть медленными, непорывистыми и проводиться регулярно.
4. Между двумя последовательными сокращениями необходима пауза покоя, продолжительностью по меньшей мере равной продолжительности самого сокращения.
5. Сокращения мускулатуры при каждом упражнении повторяют несколько раз, до появления чувства легкой местной усталости. Это чувство усталости определяет границу продолжительности упражнения, за пределы которой переходить не следует.
6. Миогимнастика применяется у детей начиная с 4-летнего возраста.
В. С. Куриленко положила эти правила в основу миогимнастики при зубочелюстных деформациях и предлагает следующие упражнения.
Упражнения при дистальном и глубоком прикусах.
1. Упражнение выполняют стоя при слегка запрокинутой голове, руки вытянуты вдоль туловища и отведены назад. Нижнюю челюсть выдвигают вперед до смыкания режущих краев нижних зубов с верхними, а затем перемещают кзади.
2. Спустя один месяц проводят те же упражнения с той лишь разницей, что нижнюю челюсть выдвигают так, чтобы нижние передние зубы устанавливались впереди верхних.
3. При недоразвитии круговой мышцы рта (губы большие, вялые, вывернуты, не смыкаются, рот широкий) полезны следующие упражнения: вытягивание губ в трубочку, как для свиста, а затем растягивание мизинцами, как при широкой улыбке, попеременно чередуя такие положения губ.
4. Для упражнения круговой мышцы рта указательные пальцы устанавливают около углов рта, губы не сомкнуты, ребенок стремится сомкнуть губы. В это время, не меняя положения пальцев, создают препятствие для смыкания губ.
5. Для мышц щек полезно следующее упражнение: надуть щеки, сомкнуть губы и кончиками пальцев ритмично поколачивать по щекам.
6. При глубоком прикусе можно рекомендовать упражнения 1, 2, а при недоразвитии мимических мышц — упражнения 3, 4, 5.
Упражнения при мезиальном прикусе.
1. Кончиком языка ребенок должен давить на небные поверхности верхних передних зубов до усталости мышц (приблизительно в течение 3—5 минут).
2. При слегка запрокинутой голове попеременно открывать и закрывать рот, при закрывании рта кончиком запрокинутого языка попытаться достать задний край твердого неба.
3. Подтянуть нижнюю губу, особенно если она отвислая, под верхние передние зубы, а затем отпустить ее.
Упражнения при открытом прикусе.
1. Прижать вытянутые пальцы в области углов нижней челюсти, нижнюю челюсть установить в состоянии покоя (опустить на 1—2 мм), напрягая мышцы, сжать зубы, а затем снова принять первое положение. Повторять упражнение до чувства усталости жевательной мышцы.
2. Деревянную ручку, покрытую резиновой трубкой, или школьную резинку кусать боковыми зубами.
Упражнения при косом прикусе.
Если косой прикус обусловлен смещением нижней челюсти в сторону, можно применить следующее упражнение: максимально открывают рот и нижнюю челюсть перемещают в сторону неправильного смыкания зубов (нижние зубы перекрывают верхние), затем в этом положении нижнюю челюсть поднимают до смыкания зубов и удерживают 4—5 секунд в этом положении, после чего опять опускают.
— Вернуться в оглавление раздела «Стоматология.»
Как выдвинуть челюсть вперед упражнения
1. Упражнение «Улыбка». Губы естественно улыбаются, зубы сжаты «заборчиком», т.е. верхние зубы «стоят» на над соответствующими нижними. Передние зубы хорошо видны. Удерживать такое положение не менее 10 секунд (от занятия к занятию время удлиняется).
2. Упражнение «Трубочка». Зубы плотно сжаты. Вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении не менее 10 секунд (продолжительность постепенно увеличивается).
4. Упражнение «Рыбка». Зубы крепко сжаты, губы вытянуты вперёд (см. упр. «Трубочка»). Губы то раскрываются, то смыкаются (как это делает ротиком рыбка в аквариуме).
5. Упражнение «Воронка». Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, рот приоткрыть, зубы разомкнуть. На счет «раз» губы вытянуть вперед «рупором», на счет «два» втянуть губы внутрь рта, подвернув их за зубы (нижняя челюсть по-прежнему выдвинута вперёд!). Сделать не менее 10 повторов.
6. Упражнение «Досада». Покусать нижними передними зубами верхнюю губу не менее10-15 раз. Зафиксировать это положение в течение 5-10 секунд. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперёд.
7. Упражнение «Литавры». Губы слегка завернуты за зубы внутрь рта. Пошлепать ими одна о другую, издавая при этом характерный похлопывающий звук. Нижняя челюсть максимально выдвинута вперёд. Проделать не менее 10раз.
8. Упражнение «Пофыркивающая лошадка». Губы расслабить, пофыркать, как это делает лошадка. Нижнюю челюсть максимально выдвинуть вперёд. Проделать не менее 10 раз.
9. Упражнение «Засов». Нижнюю челюсть максимально выдвинуть вперёд. Подвигать ею из стороны в сторону не менее 10-15 раз с максимальной амплитудой.
10. Упражнение «Прятки». а) «Спрятать» верхнюю губку, прикусив её нижними передними зубами. Видна только нижняя губа, она тянется вверх к носу. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время выполнения упражнения от занятия к занятию увеличивается);
б) «Спрятать» верхнюю и нижнюю губы, втянув их в рот и слегка сжав передними зубами. Нижняя челюсть при этом максимально выдвинута вперёд. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время выполнения упражнения от занятия к занятию увеличивается).
11. Упражнение «Рубанок». «Поскрести» нижними центральными резцами по верхней губе не менее 10-15 раз. Нижняя челюсть выдвигается вперёд и энергично «работает».
Как устранить прогению?
Исправить прогению (нижняя челюсть неестественно выдаётся вперёд) бывает непросто. Но регулярное ношение вестибулярной пластинки (с козырьком, направленным вверх) и выполнение артикуляционных упражнений (миогимнастики) помогают справиться и с этой аномалией прикуса.
Ребёнку надо представить, что его зубки и губки, это «упрямые двери», которые так и норовят «перекоситься».
1. Артикуляционное упражнение «Выравниваем двери»: а) рот приоткрыть, затем, медленно перемещая нижнюю челюсть назад, установить края нижних центральных зубов на края верхних, удержать это положение 5-10 секунд;
б) рот открыть, затем, перемещая нижнюю челюсть назад, плотно сжать губы, слегка прикусив их зубами, удержать 5-10 секунд.
Что приходится делать, если одна створка двери мешает закрываться другой? Правильно, брать рубанок и убирать всё «лишнее»!
2. Упражнение «Рубанок»: «Поскрести» верхними центральными зубами по нижней губе не менее 10-15 раз. Нижняя челюсть отодвигается назад и активно «помогает» в этой работе.
3. Упражнение «Кролик»: а) покусать верхними передними зубами нижнюю губку не менее 10-15 раз. Затем захватить нижнюю губу верхними зубами и зафиксировать это положение в течение 5-10 секунд. Верхние передние зубы при выполнении этого упражнения хорошо видны.
б) постараться дотянуться верхними резцами до верхней части подбородка и тоже слегка покусать его. Зафиксировать это низкое положение верхней челюсти на подбородке и удержать его в течение 5-10 секунд. Верхние передние зубы хорошо видны.
А теперь поиграет с губками и зубками в «прятки».
4. Упражнение «Прятки»: «спрятать» нижнюю губку за верхние передние зубы и верхнюю губку, прикусив её. При этом видна только верхняя губа, она словно нависает над подбородком, а вот верхние зубы не видны. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд (время от занятия к занятию увеличивается.
С помощью артикуляционных упражнений и пластинок ребёнок приобретает полезные навыки, помогающие справиться с произношением трудных звуков, у него формируется правильный прикус. Но надо быть готовым к тому, что ношение пластин и постановка звуков растянется на несколько лет. От родителей и от ребёнка это потребует огромного терпения.
Как выдвинуть челюсть вперед упражнения
Упражнения для височно-нижнечелюстного сустава
Вероятно, вы и не задумываетесь, но вы очень часто используете ВНЧС. Эти суставы связывают нижнюю челюсть с черепом. ВНЧС участвуют каждый раз, когда вы разговариваете, жуете или глотаете. Нарушения этих движений возникают, когда что-то не так с челюстными суставами или мышцами. Чаще всего это случается из-за повреждения челюсти, воспалительного процесса (например, артрита) или перегрузки.
До конца не ясно, как упражнения на ВНЧС могут облегчить боль. Вероятно, они помогают:
Согласно исследованию 2010 года, которое было опубликовано в Journal of Dental Research, выполнение данных упражнений увеличивает амплитуду раскрытия рта в большей степени, чем каппа у людей со смещением диска. Эти девять упражнений от Американской академии семейных врачей и Royal Surrey County Hospital могут помочь облегчить боль в ВНЧС и улучшить движения нижней челюсти. Для некоторых упражнений существуют четкие рекомендации в отношении частоты их выполнения. Для упражнений, в отношении которых не указана необходимая частота их выполнения, рекомендации будут даны вашим врачом или стоматологом.
1. Упражнение «Расслабляем челюсть».
Аккуратно разместите ваш язык под твердым небом позади верхнего ряда зубов. Позвольте зубам будто разделиться, пока вы расслабляете мышцы челюсти.
2. Упражнение «Золотая рыбка» (частичное открытие).
Поместите свой язык под твердым небом, а один палец впереди уха, туда, где прощупывается сустав. Поместите свой средний или указательный палец на подбородок для оказания сопротивления движению нижней челюсти. Наполовину опустите нижнюю челюсть, а затем закройте рот. Сопротивление должно быть мягким, без болезненных ощущений. Существует такой вариант этого упражнения: поместите один палец с обеих сторон на оба ВНЧС, а затем наполовину опускайте нижнюю челюсть и снова закрывайте. За один подход необходимо выполнить упражнение шесть раз. И вы должны делать один подход шесть раз в день.
3. Упражнение «Золотая рыбка» (полное открытие).
Удерживая язык под твердым небом, поместите один палец в область сустава, а другой палец на подбородок. Полностью опустите нижнюю челюсть и поднимите обратно. Другой вариант упражнения: поместите один палец на каждый ВНЧС и полностью опустите нижнюю челюсть, а затем поднимите обратно. За один подход необходимо выполнить упражнение шесть раз. И вы должны делать один подход шесть раз в день.
4. Упражнение «Прячем подбородок».
С поднятыми плечами и грудью подтяните подбородок назад, создав так называемый «двойной подбородок». Удерживайте в течение 3 секунд, повторяйте 10 раз.
5. Упражнение «Сопротивление раскрытию рта».
Поместите большой палец под подбородок. Открывайте рот медленно, мягко надавливая на подбородок для сопротивления. Держите его в такой позиции от трех до шести секунд, а затем медленно закрывайте рот.
6. Упражнение «Сопротивление закрытию рта».
Сожмите подбородок указательным и большим пальцем одной руки. Закрывайте рот, пока вы мягко надавливаете на подбородок. Это поможет укрепить мышцы, которые помогают вам жевать.
7. Упражнение «Язык вверх».
Касаясь языком твердого неба, медленно открывайте и закрывайте рот.
8. Упражнение «Движение челюсти из стороны в сторону».
Положите небольшой толщины объект, например, шпатель, между передними зубами и медленно перемещайте челюсть из стороны в сторону. Когда упражнение станет легче выполнять, увеличьте толщину объекта, находящегося между зубами (например, можно уложить шпатели друг на друга).
9. Упражнение «Движение челюсти вперед».
Положите небольшой толщины объект, например, шпатель, между передними зубами. Переместите нижнюю челюсть вперед, чтобы ваши нижние зубы были впереди ваших верхних зубов. Когда упражнение станет легче выполнять, увеличьте толщину объекта между зубами.
Другие варианты лечения
Бесчисленные болеутоляющие средства, такие как ибупрофен и ацетаминофен, могут помочь облегчить болевой синдром в ВНЧС. Мышечные релаксанты могут назначаться при сильных болях. Врачи также могут рекомендовать следующее:
Выраженная боль, вызванная поврежденными суставами, может потребовать более инвазивных методов лечения, таких как инъекции кортикостероидов вокруг ВНЧС. Хирургическое вмешательство применяется лишь в последнюю очередь. Нет никаких научных доказательств того, что хирургические вмешательства при заболеваниях ВНЧС безопасны и эффективны. Улучшение течения заболеваний ВНЧС может быть достижимо при изменении образа жизни.
Уход за зубами и дисфункция ВНЧС
Если у вас имеется дисфункция ВНЧС, выполнение процедур по соблюдению обычной гигиены полости рта может быть весьма болезненным. К этим процедурам относятся: чистка зубов, использование зубной нити и чистка зубов у стоматолога. Ассоциация по дисфункции ВНЧС дает следующие советы, чтобы уменьшить боль и убедиться, что ваши зубы и десны остаются здоровыми:
В некоторых случаях заболевания, относящиеся к дисфункции ВНЧС, проходят самостоятельно. Если ваши симптомы сохраняются, упражнения на ВНЧС могут помочь облегчить боль. Упражнения не должны выполняться, когда вы испытываете сильную боль. Американская академия семейных врачей рекомендует подождать, пока боль станет менее выраженной, и только после этого начать выполнять упражнения. Упражнения на ВНЧС начинайте выполнять медленно, постепенно. Сначала вы можете почувствовать некоторую боль, но она должна быть терпимой и постепенно уменьшаться. Если боль непереносима, обратитесь к врачу. Вы должны выполнять упражнения на ВНЧС в тот момент, когда вы расслаблены. Если вы делаете их, когда ваши мышцы напряжены, это может не дать вам достичь конечной цели. Если ваша боль ухудшится после выполнения упражнений на ВНЧС, запишитесь на прием к врачу.
Статью подготовила врач-невролог, цефалголог Торопова А.А.
Дистальный прикус
Лицо, внешний вид
Дистальный прикус имеет следующие лицевые признаки (то, что видно еще издалека, не заглядывая в рот):
Снижение высоты нижней трети лица при дистальной окклюзии.
Характерный скошенный профиль при дистальной окклюзии.
Соответствие лицевых признаков и смыкания зубов при дистальной окклюзии.
Дистальный прикус у взрослых имеет следующие внешние признаки :
Нижняя челюсть, неправильное «заднее» положение которой, чаще всего, и создает «птичий профиль», выступает при такой осанке в качестве некоего балансира, уравновешивающего переднюю позицию головы и шеи. Ничего удивительного, прикус и осанка очень связаны между собой: одно компенсирует (уравновешивает) другое.
Передний тип осанки, соответствующий, обычно, дистальной окклюзии.
Характерные признаки нарушения осанки при дистальной окклюзии.
Взаимосвязь типа осанки с прикусом. Или наоборот – прикуса и осанки (эта связь двусторонняя). Подробнее об этом в статье «Осанка и прикус».
Дистальная окклюзия потому и является самой распространённой аномалией прикуса, что имеет скелетную «подоплёку». Являясь, по сути, лишь частью (отображением) общих скелетных нарушений, той же осанки, например. А уж с этим, проблем у населения точно нет. В смысле есть. Причём у каждого первого.
Проявления дистального прикуса во рту
Смыкание боковых зубов при дистальной окклюзии.
Дистальная окклюзия проявляется во рту смыканием верхних и нижних зубов по «второму классу» (нарушением соотношения проекций зубов-антагонистов верхней и нижней челюсти).
Во фронтальном сегменте (на уровне передних зубов) есть два варианта смыкания (так называемые первый или второй подклассы).
Сагиттальная цещь при дистальной окклюзии. 2 класс 1 подкласс.
Дистальная окклюзия. 2 класс 2 подкласс.
Причины дистального прикуса (дистальной окклюзии)
Они почти всегда (в абсолютном большинстве случаев) скелетные.
Многие пишут, что причиной дистального прикуса может быть переразвитая (излишне большая) челюсть верхняя. Мол из-за этого и получается «зазор» между передними верхними и нижними зубами (сагиттальная щель). Многолетние наблюдения и наш опыт показали, что это не так. При любой аномалии окклюзии ни о каком ПЕРЕразвитии и речи быть не может. Всё, наоборот, НЕДОразвито.
Есть и «зубная» причина дистальной окклюзии. А точнее сказать, зубная причина смыкания по «второму классу». Это когда произошло мезиальное (переднее) смещение верхних боковых зубов. И тогда, даже при нормальном соотношении челюстей в сагиттальной плоскости, смыкание боковых зубов (моляров) будет тоже по второму классу. Правда это не есть истинная дистальная окклюзия.
«Зубная» причина второго класса может дополнять, а может камуфлировать истинную дистальную окклюзию. Потому, разобраться в чём причина смыкания по 2 классу визуально (на глазок) не получится. Необходима диагностика.
Диагностика
Основными методами диагностики являются:
Анализ ТРГ (телерентгенограммы) черепа в боковой проекции.
Анализ гипсовых моделей челюстей.
Лечение дистальной окклюзии
Мы уже говорили, что причина дистального прикуса исключительно скелетная, исходя из этого и надлежит строить процесс лечения.
Прежде всего, надо поработать с челюстями. И здесь надо решить две задачи:
ДО применения ортотика при дистальной окклюзии. Во рту.
ПРИМЕНЕНИЕ ортотика при дистальной окклюзии. Во рту.
В итоге во рту получается такая картина.
ДО изменения позиции нижней челюсти.
ПОСЛЕ (результат) изменения позиции нижней челюсти.
Как видно, после выдвижения нижней челюсти вперед боковые зубы не смыкаются. И это «несмыкание» и нужно в дальнейшем закрыть зубами. При помощи брекетов.
Устранение вертикального несмыкания боковых зубов посредством брекет-системы.
Устранение вертикального несмыкания боковых зубов посредством брекет-системы.
Задача вторая: развить верхнюю челюсть.
То есть подстроить её размер к, выдвинутой вперед, нижней челюсти. Для этого применяются различные аппараты: съёмные пластинки и несъемные аппараты.
Съёмная пластика с винтами для развития верхнего зубного ряда.
Винтовой несъёмный аппарат для развития верхней челюсти.
Аппарат для дистализации моляров.
Ошибки в лечении дистальной окклюзии
А точнее сказать, удобный «крючок», на который ловят доверчивых пациентов. Удобный, потому что, совпадает с желанием сделать всё быстро и качественно. Вот только с реальностью не совпадает.
И брекеты никак не могут быть основной аппаратом в деле лечения дистальной окклюзии.
И эта ошибка куда серьезнее. Поскольку она может иметь самые плачевные последствия. См. «Ортодонтическое лечение с удалением зубов».
Вообще, все ошибки лечения дистального прикуса у взрослого, как правило, связаны с недостаточной диагностикой. Что влечет непонимание причины возникновения дистальной окклюзии в каждом конкретном случае.
Вот здесь хочется подробнее остановиться. И кое-что растолковать. Почему ортодонты посылают к хирургу «лечить» дистальный прикус? Уже сказали: понимают, что брекеты не справятся. Но не понимают как без брекетов это лечить. Не понимают потому, что в стоматологии вообще, и ортодонтии в частности, существует масса предубеждений относительно возможностей выдвижения нижней челюсти вперед и развития верхней челюсти. А это, как мы видели выше, основные («ключевые») моменты лечения дистальной окклюзии.
Большинство ортодонтов просто не верят в это (что это в принципе возможно). Потому что кто-то (пусть даже и «великий») сказал лет двести назад, что это сделать нельзя. Прошло время. Все уже забыли почему «нельзя». Но никто даже проверить не удосужился почему, собственно, нельзя.
И стало быть, те доктора, кто безоглядно верит этим, поросшим мхом, «догмам», просто не видят альтернативы. И для них существует лишь два крайних полюса в деле лечения дистальной окклюзии: брекеты и хирургия. И всё.
Комплекс миогимнастических упражнений для профилактики зубочелюстных аномалий
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продожительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры
Упражнение №1 Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.
Упражнение №2 Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.
Упражнение №3 Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не отпуская подбородок, вправо, затем влево.
Упражнения для нормализации функции смыкания губ
Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение №4 С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», «погасим свечу», «сделаем бурю» и т. д.)
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Упражнение №6 Выдохнуть. Нос зажать пальцами. Медленно вслух считать до 5, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос.
Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры
Упражнение №1 Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперед.
Упражнение №2 Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу.
Упражнение №3 Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не отпуская подбородок, вправо, затем влево.
Упражнения для нормализации функции смыкания губ
Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение №4 Губы сомкнуть, затем перемещать их поочередно вправо и влево.
Упражнение №5 Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу.
Упражнение №6 Согнутые мизинцы вложить в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.
Упражнение №7 С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», погасим свечу», «сделаем бурю» и т.д.).
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчак и, широко открывая рот, щелкать языком.
Упражнение №6 Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.
Упражнение №7 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.
Упражнение №8 Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.
Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челлюсть
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1—2—3—4 от 5 до 10 повторений.
Упражнение № 1. Губы сомкнуты, зубы сжать. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.
Упражнение № 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы па зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук. Для этого упражнения можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.
Комплекс миогимнастических упражнений для лечения прогнатического прикуса
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Упражнения для нормализации функции смыкания губ
Упражнение №1 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение №2 Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение №3 Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение №4С усилием выдувать воздушную струю («дует ветерок», «погасим свечу», «сделаем бурю» и т. д.)
Дополнительные специальные упражнения
Упражнение № 1. Нижнюю челюсть медленно выдвигать до тех нор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 секунд, затем медленно установить в исходное положение.
Упражнение № 2. То же упражнение выполнять с попоротом головы сначала вправо, затем плево. Нагрузка увеличивается при выполнении упражнения стоя. Голову слегка запрокидывают назад, нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока нижние резцы установятся впереди верхних.
Упражнение № 3 (с вестибулярной пластинкой). Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта, 1 пальцем правой руки ее вытягивают вперед за кольцо и удерживают сжатыми губами.
Упражнение № 4. Проложить между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжать губы. Бумагу удерживают до 30—50 минут во время спокойных игр, рисования, чтении, или когда ребенок смотрит телевизор.
Упражнение № 5. Выполнять предыдущее упражнение, заменить полоску бумаги металлическим диском диаметром 2,5—3 см, толщиной 1,5 мм и массой около 6,5 г. Зажатый губами диск должен быть расположен горизонтально, необходимо следить, чтобы диск был зажат только губами, а не зубами. Упражнение выполняется до утомления (от 30 сек до нескольких минут).
Упражнение № 6 (с пластмассовой пластинкой). Ребенок нажимает губами край пластинки толщиной 1—2 мм, шириной 30—35 мм. длиной 60—120 мм. и удерживает ее в горизонтальном положении. На пластинку накладывают какой-либо груз. Увеличение груза вызывает усиление сжатия губ.
Упражнение № 7. Небольшие ватные валики закладывают в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Сомкнуть губы и произнести ряд фраз, содержащих губные звуки («б», «м», «п»).
Комплекс миогимнастических упражнений для лечения глубокого прикуса
Упражнение № 1. Нижнюю челюсть медленно выдвигать вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживать 10 сек, затем медленно установить в исходное положение.
Упражнение № 2. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают между передними зубами, сжимают и разжимают зубы. По показаниям можно включать другие упражнения из предыдущих комплексов.
Комплекс миогимнастических упражнений для лечения прогенического прикуса
Упражнения для нормализации функции дыхания
Упражнение №1 Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот «надувается», затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот.
Упражнение №2 Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №3 Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) – живот втягивается.
Упражнение №4 Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На три шага вдох, на четыре шага – выдох. Через три четыре дня продолжительность выдоха следует увеличить на один счет (5,6 и т. д.)
Упражнение №5 дох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем).
Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания
Упражнение №1 «Часики». Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе.
Упражнение №2 «Накажем непослушный язычок». Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой «на-на».
Упражнение №3 «Будем красить потолок». Красить комнаты пора, пригласили моляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки – кисть, твердое небо – потолок…
Упражнение №4 Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД…
Упражнение №5 «Всадники». Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком.
Дополнительные специальные упражнения
Упражнение № 1. Кончиком языка давить на небные поверхности верхних передних зубов до усталости мышц (3—5 мин).
Упражнение № 2. При слетка запрокинутой голове попеременно открывать и закрывать рот, при закрывании рта кончиком языка пытаться достать задний край твердого неба.
Упражнение № 3. Зажать верхними фронтальными зубами нижнюю губу, удержать, затем отпустить ее.
Упражнение № 4. Открыть рот, медленно закрывать его, сметая нижнюю челюсть назад и устанавливая передние зубы в краевом смыкании. Нижнюю челюсть удерживать в этом положении 4—8 сек.
Упражнение № 5 (с деревянным шпателем). Между зубными рядами помещают шпатель (ширина его равна ширине верхних резцов).
Прикусить шпатель так, чтобы оказывать давление на небные поверхности верхних зубов и способствовать их отклонению в вестибулярном направлении, а нижних резцов — в язычном.
Комплекс миогимнастических упражнений для лечения открытого прикуса
Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челюсть
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1—2—3—4 от 5 до 10 повторений.
Упражнение № 1. Губы сомкнуты, зубы сжать. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.
Упражнение № 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы па зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук. Для этого упражнения можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.
Комплекс миогимнастических упражнений для лечения перекрестного прикуса
Упражнение № 1 (при смещении нижней челюсти в сторону). Максимально открыть рот, переместить нижнюю челюсть в правильное положение, сомкнуть зубы и удерживать в этом положении нижнюю челюсть 4—5 сек.
Упражнение № 2 (при одностороннем сужении верхней челюсти). Кончиком языка давить на небные поверхности верхних зубов и альвеолярный отросток на стороне сужения в течение нескольких минут.
После выполнения каждого комплекса необходимо делать паузы в виде расслабляющих упражнений:
Упражнение № 1. «Руки в стороны, в кулачок, разжимай и на бочок».
Упражнение № 2. «Чтобы вырасти скорей, подтянись-ка посильней».
Упражнение № 3. «Маме надо отдыхать, маме хочется поспать, я ее не разбужу, я на цыпочках хожу» и т.д.