Как выдвинуться в госдуму самовыдвиженцем
Как выдвинуться в госдуму самовыдвиженцем
Статья 41. Самовыдвижение кандидата
1. Гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.
2. Самовыдвижение кандидата может осуществляться только по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут политической партией. В случае несоблюдения данных требований действительным считается выдвижение, о котором окружная избирательная комиссия была уведомлена в соответствии с настоящей статьей или со статьей 43 настоящего Федерального закона раньше, если в течение суток после приема окружной избирательной комиссией более позднего уведомления кандидат не подаст заявление об отзыве уведомления, представленного ранее.
3. Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
4. Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения и адрес места жительства.
5. Одновременно с уведомлением, указанным в части 4 настоящей статьи, в соответствующую окружную избирательную комиссию представляются:
Ст. 41 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
(в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. С 1 июня 2015 года документ на бумажном носителе, содержащий указанные сведения, изготавливается на основе документа в машиночитаемом виде;
3) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации;
4) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации.
6. Кандидат вправе указать в заявлении, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, свою принадлежность к политической партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке, либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего регионального отделения политической партии, общественного объединения. В этом случае в избирательных документах используется полное наименование политической партии, общественного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. Если полное наименование политической партии, общественного объединения состоит более чем из семи слов, а сокращенное наименование не более чем из семи слов, в избирательных документах используется сокращенное наименование политической партии, общественного объединения. Если как полное, так и сокращенное наименование политической партии (за исключением политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам), общественного объединения состоит более чем из семи слов, кандидат согласует с одним из указанных органов политической партии, иного общественного объединения и окружной избирательной комиссией краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, которое используется в избирательных документах. При этом краткое наименование политической партии, общественного объединения образуется с соблюдением требований, предусмотренных соответственно статьей 6 Федерального закона «О политических партиях», положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», и только из слов, составляющих наименование политической партии, общественного объединения, указанное в ее (его) уставе.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Уведомление о самовыдвижении и прилагаемые к нему документы кандидат представляет в окружную избирательную комиссию лично и в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. Уведомление о самовыдвижении и прилагаемые к нему документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случае, если кандидат болен или содержится в месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. В этом случае подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно после представления документов (копий документов), указанных в части 8 настоящей статьи, выдать кандидату (иному лицу, представившему документы в соответствии с частью 3 статьи 43 настоящего Федерального закона) документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема.
10. Если к моменту подачи кандидатом уведомления о самовыдвижении и прилагаемых к нему документов формирование окружной избирательной комиссии не завершено, указанные уведомление и документы представляются в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, которая до сформирования окружной избирательной комиссии осуществляет ее полномочия по работе с поданными кандидатами документами. После сформирования окружной избирательной комиссии и назначения ее председателя избирательная комиссия субъекта Российской Федерации передает указанные документы в окружную избирательную комиссию.
11. Окружная избирательная комиссия или избирательная комиссия субъекта Российской Федерации размещает в сети «Интернет» (в режиме «только чтение») сведения о кандидатах, выдвинутых в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу, и информацию об изменениях в этих сведениях в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Как выдвинуться в госдуму самовыдвиженцем
Статья 34. Самовыдвижение кандидата
1. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей. При проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации указанный в настоящем пункте срок не применяется.
4. В ходатайстве о регистрации группы избирателей указываются:
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены нотариально удостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата и протокол собрания данной группы избирателей. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса удостоверение протокола регистрации членов группы избирателей может быть совершено должностным лицом исполнительного органа государственной власти, должностным лицом органа местного самоуправления, которые уполномочены совершать нотариальные действия. Протокол собрания группы избирателей должен содержать решения:
1) об образовании группы избирателей;
2) о поддержке самовыдвижения кандидата с указанием сведений о кандидате, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи;
3) о назначении уполномоченных представителей группы избирателей с указанием сведений, перечисленных в пункте 3 статьи 32 настоящего Федерального закона.
6. К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены:
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть также приложены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга за шесть лет, предшествующих году назначения выборов Президента Российской Федерации, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера кандидата и его супруга. Указанные сведения представляются на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 19.07.2009 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. К ходатайству о регистрации группы избирателей должны быть также приложены по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
1) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, а также сведения об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей;
2) сведения о расходах кандидата, а также о расходах его супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)
8. Кандидат вправе указать в заявлении, предусмотренном подпунктом 3 пункта 6 настоящей статьи, свою принадлежность к политической партии, зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке, либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в данной политической партии либо ином общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом соответствующей политической партии, иного общественного объединения. При этом кандидат согласует с уполномоченным органом и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации состоящее не более чем из семи слов наименование данной политической партии, иного общественного объединения, которое используется в избирательных документах.
(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 64-ФЗ, от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Кандидат, выдвинутый политической партией, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Ходатайство, указанное в пункте 3 настоящей статьи, и иные предусмотренные настоящей статьей документы кандидат обязан представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации лично, за исключением случаев, когда он болен, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть нотариально удостоверена либо письменно заверена администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого или обвиняемого). Если кандидат вправе не представлять лично указанные документы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, то эти документы представляются уполномоченным представителем группы избирателей.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана в день поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, выдать кандидату (уполномоченному представителю группы избирателей) подтверждение их получения в письменной форме.
13. Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата.
14. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей, принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации.
15. В сведениях о кандидате, выдвинутом в порядке самовыдвижения, а также в избирательных документах делается запись: «Самовыдвижение».
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. В случае отказа в регистрации мотивированное решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе выдается уполномоченным представителям группы избирателей не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения. Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в пятидневный срок.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
(п. 18 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 01.06.2017 N 103-ФЗ)
Как стать депутатом Госдумы? Выборы в Госдуму
О том, как стать депутатом Госдумы, задумываются многие политики, общественные деятели, бизнесмены, актёры и прочие публичные люди. Статус народного избранника открывает перед человеком новые возможности, обеспечивает его неприкосновенностью, высокой заработной платой, внушительным количеством привилегий, компенсаций и льгот.
Депутат Госдумы на протяжении всего срока своих полномочий не может быть привлечён к уголовной или административной ответственности. Слуг народа нельзя арестовывать, допрашивать, судить, обыскивать, призывать на службу в армию и на военные сборы.
Кто может стать народным избранником?
Как стать депутатом Госдумы? Российским законодательством к кандидатам на эту должность выдвигается ряд обязательных требований. Получить статус народных избранников могут лица старше 21 года, имеющие гражданство РФ и постоянно проживающие на территории своего государства. При этом не может претендовать на должность депутата Государственной Думы лицо, отбывающее наказание за преступление в местах лишения свободы, или тот, кто признан в судебном порядке недееспособным.
Баллотирование от политической партии
Если человек соответствует всем вышеперечисленным требованиям, когда происходят выборы в Госдуму, он имеет право выставить свою кандидатуру. Баллотироваться в депутаты можно двумя способами: от какой-либо политической силы или путём самовыдвижения. Чтобы стать народным избранником, российскому гражданину желательно быть представителем какой-либо партии, зарегистрированной в Министерстве юстиции.
Для вступления в неё ему нужно посетить региональное отделение и написать заявление с просьбой о членстве. В скором времени человеку выдадут партийный билет, и он станет полноправным представителем выбранной политической организации. Когда будут происходить выборы в Госдуму, он сможет баллотироваться в депутаты. Чтобы увеличить свой шанс стать народным избранником, вступать нужно в одну из наиболее популярных партий.
Далеко не каждый человек способен представлять свою политическую силу на выборах. Чтобы стать кандидатом в депутаты, необходимо попасть в региональный партийный список, а для этого нужно иметь определённый авторитет и среди коллег, и среди избирателей. Обычно на верхних строчках в списках оказываются известные политики, актёры, бизнесмены. Этих людей электорат хорошо знает и охотнее отдаст за них свои голоса на выборах. Но и неизвестному ранее человеку ничто не помешает занять место в списке кандидатов, если он зарекомендует себя активным партийным деятелем, ставящим интересы представляемой им политической силы превыше своих собственных.
Как стать депутатом Госдумы самовыдвиженцу?
Когда желающий стать депутатом гражданин не питает симпатий ни к одной политической силе, он может баллотироваться в качестве самовыдвиженца. Российское законодательство определяет особый порядок регистрации таких кандидатов. Для начала самовыдвиженцу нужно получить поддержку от 0,5% электората, проживающего в его округе, и после этого оповестить о своём намерении стать депутатом избирательную комиссию. Для малочисленных регионов существуют свои правила. Если кандидат баллотируется от округа, где население, имеющее право голоса, составляет менее 100 тысяч человек, тогда он должен предоставить хотя бы 500 подписей в свою поддержку.
Чтобы Госдума РФ распахнула перед самовыдвиженцем свои двери, ему нужно грамотно построить свою предвыборную кампанию. Дабы о кандидате узнало как можно больше людей, ему следует на протяжении всего периода предвыборной агитации быть на виду: принимать участие в массовых мероприятиях, благотворительных акциях, выступать на телевидении, радио, давать пресс-конференции, проводить встречи с электоратом, общаться с уважаемыми в обществе людьми. Помогут кандидату-самовыдвиженцу победить в нелёгкой предвыборной гонке профессиональные политтехнологи и имиджмейкеры, поэтому их услугами пренебрегать нельзя.
Правила ведения предвыборной агитации
Предвыборная гонка начинается сразу после того, как человек зарегистрирует свою кандидатуру в избирательной комиссии. Проводить борьбу за депутатское кресло необходимо только в законных рамках. Недопустимы подкуп избирателей и другие нечестные методы, позволяющие завладеть голосами электората. Ровно за сутки до того момента, как должны начаться выборы депутатов в Госдуму, предвыборная агитация прекращается, и наступает день тишины. В это время каждому избирателю предоставляется возможность окончательно определиться с тем, за кого он отдаст свой голос.
Обязанности депутатов
Депутатом становится тот кандидат, который во время выборов набирает наибольшее количество голосов на своём участке. Для такого человека местом работы на ближайшие 5 лет становится Госдума РФ. У новоизбранных слуг народа появляется множество обязанностей, среди которых: участие в заседаниях парламента, работа в комитетах, регулярная встреча с избирателями, обращение с депутатскими запросами и т. д. Важно помнить, что на народных избранников возлагается огромная ответственность, ведь от принятых ими решений часто зависит судьба всего государства.
Конкуренция среди кандидатов
Любой взрослый гражданин знает, сколько депутатов в Госдуме. Их количество неизменно составляет 450 человек, в то время как людей, желающих занять место слуг народа, несоизмеримо больше. Обойти соперников и сесть в депутатское кресло кандидату поможет правильно выбранная стратегия.
Не секрет, что для проведения избирательной кампании нужны немалые денежные средства, поэтому попадают на должность народных избранников в основном люди обеспеченные, для которых вопрос о том, как стать депутатом Госдумы, не стоит так остро, как для простых граждан. Они могут себе позволить оплатить услуги имиджмейкеров, рекламу, телеэфир, агитационную литературу и прочие расходы, связанные с предвыборной кампанией, что позволит им без особых проблем занять своё место в зале Государственной Думы.
Заработная плата народных избранников
Многих привлекает зарплата депутата Госдумы, которая, несмотря на финансовые кризисы, всегда остаётся стабильно высокой. С сентября 2014 года вознаграждение слугам народа за их труды составляет ежемесячно 420 тысяч рублей. Кроме заработной платы, депутаты получают в пользование бесплатное служебное жильё и автотранспорт, авиабилеты и путёвки на курорты. Кроме высоких заработных плат и льгот, народным избранникам предоставляется оплачиваемый отпуск в 42 дня. Привилегии и зарплата депутата Госдумы являются лакомым кусочком для многих граждан, поэтому ничего удивительного нет в том, что перед каждыми выборами количество кандидатов в народные избранники заметно возрастает, а их борьба становится более жёсткой.
Сколько стоит право избирать и быть избранным
И как вообще проходят выборы в России
Право избирать и быть избранным — базовое право человека и гражданина.
Все граждане России вправе выбирать представителей и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме. Это закреплено в Конституции.
Я активно пользуюсь избирательными правами: был членом участковой избирательной комиссии и работал на выборах в Госдуму в 2016 году. В 2017 году вошел в совет депутатов муниципального округа Ломоносовский в Москве, а в 2019 был кандидатом на выборах в Московскую городскую думу.
В статье расскажу, как проходят выборы и сколько стоит право избирать и быть избранным, на примере муниципальной и городской кампаний в Москве. Чтобы анализ был достоверным, рассмотрю несколько избирательных округов, где шли независимые кандидаты. В стоимость буду включать не только финансовые расходы, но и затраченное время.
Как проходят выборы
Объявление о выборах. Выборы начинаются с решения или постановления об их проведении. В Москве, если выборы муниципальные, решение принимает совет депутатов муниципального округа — это представительный орган местного самоуправления. Если выборы в Мосгордуму, то постановление принимает она.
После публикации решения или постановления свою работу начинают избирательные комиссии: они готовят и проводят выборы, считают голоса и утверждают победителей. Это своего рода рефери.
В России многоуровневая система избирательных комиссий:
Подробнее о работе комиссий я расскажу дальше.
Выдвижение кандидатов — это старт избирательной кампании. Кандидат может говорить, что будет участвовать в выборах, и до официальных документов об их назначении, но это только намерение. Само выдвижение начинается, когда кандидат подает документы в избирательную комиссию. О том, какие документы нужны и сколько времени и денег на них может потратить кандидат, расскажу ниже.
Чтобы стать кандидатом, необязательно быть профессиональным политиком, вести блог или выступать с какой-то позицией. Кандидатом может быть практически любой дееспособный гражданин России. Чтобы баллотироваться в Мосгордуму, на день голосования кандидат должен быть не моложе 21 года. В совет депутатов муниципального округа — не моложе 18 лет.
Есть и другие требования, например:
Можно быть самовыдвиженцем, и тогда придется собирать подписи избирателей. А можно идти при поддержке парламентской партии, у которой есть право выдвигать кандидатов без подписей. Список таких партий есть на сайте ЦИК.
После того как кандидат сдает в избирательную комиссию документы о выдвижении, он считается «выдвинутым кандидатом в депутаты» — избирательная комиссия выдает ему разрешение открыть избирательный счет, чтобы собирать и тратить деньги на предвыборную кампанию. С этого момент почти все, что делает кандидат, становится агитацией и подчиняется правилам: например, нельзя больше собирать пожертвования на кампанию на карту. Но сначала кандидата ждет этап регистрации.
Регистрация или отказ в регистрации кандидата. Избирательная комиссия собирается, рассматривает документы и решает, регистрировать ли кандидата в депутаты. На заседание комиссии обязательно приглашают всех, кто подал документы на регистрацию. У каждого кандидата — свое заседание о регистрации. Кандидатов могут объединять друг с другом, но почти наверняка таких заседаний будет несколько.
Никто точно не знает, что влияет на регистрацию кандидата или отказ в ней. Но если комиссия отказала в регистрации, это решение можно обжаловать в суде или в вышестоящей избирательной комиссии. Срок — 10 дней со дня, когда комиссия приняла решение.
Решения МГИК и ОИК обжалуются в Московском городском суде, а решения ТИК — в районных судах. Суд может отменить решение об отказе в регистрации и обязать избирательную комиссию зарегистрировать кандидата, а может оставить решение комиссии в силе.
Формирование избирательного бюллетеня. Избирательный бюллетень — это лист с информацией о кандидатах и политических партиях. С помощью бюллетеня гражданин реализует свое право избирать.
У избирателя не всегда есть только один голос: например, на московских муниципальных выборах 2017 года можно было выбрать до пяти кандидатов. А вот на выборах в Мосгордуму — только одного.
На больших сложных или совмещенных выборах — это, например, выборы президента и муниципальных депутатов в Москве в 2012 году — избирателю могут выдать несколько бюллетеней. Известный мне рекорд — шесть бюллетеней. Обычно большие выборы вроде президентских как бы тянут за собой маленькие — это дает огромную явку. Так было на московских муниципальных выборах 4 марта 2012 года.
В бюллетене кандидаты перечисляются в порядке, который определяет избирком: по алфавиту, по результатам жеребьевки или как-то еще. Для каждого кандидата указывают:
Фотографий в бюллетене нет.
Сроки формирования бюллетеней на московских выборах такие:
Перед голосованием два члена УИК ставят свои подписи на лицевой стороне всех бюллетеней, в правом верхнем углу. Подписи заверяются печатью комиссии. Если кандидат, которого внесли в избирательный бюллетень, выбыл из гонки или лишился регистрации, его вычеркивают из всех бюллетеней.
Как победить выгорание
Верстка плаката с кандидатами — многомордника
В Москве в каждом избирательном участке должен быть информационный стенд, где указываются:
Фотографии на стенде необязательны. Если избирательная комиссия все-таки решила размещать фото, то делается плакат с кандидатами — его называют многомордником. Один из членов избиркома собирает фотографии со всех кандидатов и вставляет их в макет в «Ворде». Некоторые кандидаты отказываются давать фото или присылают те, где они служат в армии или охотятся на медведей. Тогда приходится ставить в многомордник фотографии с мобильного телефона или ксерокопии паспорта.
Когда плакат готов, его рассылают всем кандидатам, чтобы они проверили свои данные. Кажется, что все это неважно, но часть избирателей оценивает кандидатов прямо на участке — именно по такому плакату. Поэтому я, например, когда участвовал в муниципальных выборах, заранее уведомил ТИК, какую информацию хочу видеть на плакате.
Досрочное голосование. Избиратель, который в день голосования не сможет проголосовать по месту регистрации в Москве по уважительной причине, например из-за отпуска, командировки, работы, учебы или болезни, вправе проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится в течение 10 дней до официального дня голосования.
Как правило, приходит не очень много людей — обычно это работники госучреждений. Если по какому-то участку досрочно проголосовало больше 1% от всех зарегистрированных избирателей, то член избирательной комиссии или наблюдатель, который следит за соблюдением закона на выборах, может потребовать пометить досрочные бюллетени и посчитать их результаты отдельно. Никаких юридических последствий это не имеет, но если все, кто голосовал досрочно, остановили свой выбор на одном кандидате, это привлечет внимание граждан.
Голосование и подсчет голосов. Избирательные участки начинают свою работу строго по расписанию. Когда придет первый избиратель, все должно быть готово: бюллетени, столы, пустые опечатанные урны для голосования. Обычно избирательные участки — это школы и детские сады. В Москве участки часто находятся в районных ГБУ «Жилищник».
Правила голосования простые: в бюллетене нужно проставить не больше установленного числа любых отметок в квадратиках напротив кандидатов. УИК должна предоставить избирателю ручку, но он не обязан ею пользоваться — может ставить отметку помадой, маркером или даже кровью. Если отметок не меньше одной и не больше максимума и у бюллетеня сохранился верхний правый угол, то все остальное можно закрасить или отрезать — такой бюллетень все равно действителен. Рисунки, наклейки и любое хулиганство на бюллетене не делают его недействительным, если избиратель не попал в лишний квадратик.
Одновременно проводится надомное голосование — для избирателей, которые не могут дойти до участка по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам. Тогда члены УИК сами приходят домой к избирателям со специальной прозрачной переносной урной для голосования. За надомным голосованием нужно тщательно следить: это один из случаев, когда в урне для голосования может оказаться слишком много бюллетеней за определенного кандидата. Чтобы этого не произошло, в процедуре надомного голосования должны участвовать в том числе независимые члены УИК.
В 20:00 избирательные участки закрываются и члены УИК начинают считать голоса. КОИБ выдают результаты автоматических подсчетов, их можно проверить вручную.
Голоса считают открыто и гласно, чтобы все видели, где именно избиратель поставил отметку. За действиями членов избирательных комиссий следят наблюдатели, может вестись видеозапись. На моих муниципальных выборах вслух называли отмеченных в бюллетенях кандидатов. Зарегистрированный кандидат вправе остаться на участке во время подсчета голосов и следить за процессом.
После подсчета голосов председатель и секретарь УИК начинают формировать итоговый протокол, который доставляют в вышестоящую избирательную комиссию — территориальную или окружную. Обычно это происходит уже после полуночи. Члены ТИК или ОИК расписываются в итоговом протоколе, который отвозят в избирательную комиссию субъекта: в Москве — в МГИК. Она утверждает итоги выборов.
Когда протокол подписан, избранному кандидату направляют извещение об этом. После проходит заседание ТИК или ОИК, где принимают решение зарегистрировать избранного депутата или депутатов.
Результаты голосования можно оспорить в суде в течение 10 дней, а решение о результатах выборов — в течение 3 месяцев.
Финансовый отчет о проведении выборов. Итоговый финансовый отчет — это документ, в котором отражаются все расходы кандидатов и избранных депутатов во время кампании.
Разберемся, сколько денег и времени тратят кандидаты на разных этапах выборов.
Чтобы стать кандидатом в депутаты, необходимо собрать документы для выдвижения, сдать их в избирательную комиссию и открыть избирательный счет.
Документы для выдвижения. На их сбор уходит больше всего времени. Вот что должен представить будущий кандидат в избирательную комиссию:
Если человек выдвигается от политической партии, то дополнительно он прикладывает документы, которые ему выдает партия.
Все документы нужно подать в избирательную комиссию лично.
Избирательный счет. Когда избирательная комиссия принимает документы, кандидату выдают разрешение на открытие избирательного счета. Сделать это можно только в Сбербанке.
По личному опыту, открыть счет — мучительно долгая процедура, потому что сотрудники банка редко сталкиваются с такой услугой и выполняют все шаги по инструкции. После полутора-двух часов ожидания в банке выдают справку об открытии избирательного счета. Ее нужно отнести в избирательную комиссию.
Кандидат может потратить на выборы свои деньги, а может собрать пожертвования со своих сторонников:
Это не обычные сборы с карт, а сложная процедура. Поэтому я, когда был кандидатом в муниципальные депутаты, составил подробную инструкцию для своих сторонников, чтобы им было проще жертвовать деньги.
По закону московским депутатам, например, не могут делать пожертвования:
Можно собирать деньги через соцсети, домовые чаты, почтовую рассылку, попросить финансовой помощи у друзей или родственников. Главное — не бояться просить. Люди донатят весьма охотно, если знают кандидата или хотя бы слышали про него.
Хорошая практика — иметь какой-то собственный капитал до выборов, а на старте избирательной кампании собрать еще.
Кандидаты-невидимки
Бывают кандидаты, которые даже не претендуют на победу. Они не ведут избирательную кампанию и могут выдвинуться одновременно в нескольких избирательных округах от парламентской партии — без сбора подписей.
Дело в том, что переводы кандидатам от юридических лиц не облагаются налогом, а выводить деньги с избирательного счета можно без налога и комиссий. Даже не собирая подписи, целый месяц можно прокручивать деньги, а если еще и зарегистрироваться кандидатом — три месяца. Это простое обналичивание. Правда, потом все равно придется представить подробный финансовый отчет.
Сколько времени уйдет на выдвижение
На что | Сколько | Что влияет на сроки |
---|---|---|
Сбор документов | От 24 до 120 часов | Сколько у кандидата счетов в банках, не потерялись ли оригиналы дипломов, есть ли под рукой справка 2-НДФЛ |
Подготовка заявления и приложений к нему | От 2 до 4 часов | Сколько у кандидата имущества и денег |
Подача документов в избирательную комиссию | От 1 до 3 часов | Работает ли программа, в каком настроении член комиссии, пришел ли кандидат первым |
Открытие избирательного счета | От 1 часа до 2 дней | Насколько опытен сотрудник банка, работают ли все программы, есть ли очередь |
Собирать подписи обязательно, если нет договоренности с большой партией, которая вправе выдвигать кандидата без них.
Чем выше уровень выборов, тем больше подписей нужно собрать:
Если кандидат не хочет собирать подписи и его готова выдвинуть крупная партия — ему повезло. Так было у меня: на муниципальных выборах изначально я выдвигался при поддержке КПРФ, поэтому подписи не собирал. Но тут был риск: партия до среды перед днем голосования могла снять меня с выборов. К счастью, этого не произошло, даже когда я объединился с независимыми кандидатами.
На муниципальных выборах кандидат сам может собрать 15—45 подписей. Для этого достаточно обойти своих знакомых и соседей по дому, а единственными расходами будут время и стоимость пачки бумаги, картриджа, скрепок, ниток, клея и так далее. Но придется купить все эти расходники с избирательного счета и представить чеки в избирком, иначе подписи не примут.
Со сбором подписей на выборах в Мосгордуму самостоятельно справиться не получится — придется организовать штаб и потратить деньги на работу сторонников.
Сбор подписей — один из самых дорогих этапов избирательной кампании в городской парламент. На него можно потратить несколько миллионов рублей, потому что единовременно должны работать 100—120 человек по несколько часов в день. Хотя нельзя забывать про волонтеров — людей, которые готовы помочь безвозмездно, потому что, например, симпатизируют кандидату, разделяют его убеждения или учились с ним в одном вузе.
подписи нужно в среднем, чтобы подать документы на регистрацию кандидатом в Мосгордуму
На сбор подписей отведено 30 дней. Это фиксированный период — даже если кандидат выдвинулся за неделю до истечения срока, все финишируют одновременно.
Рассмотрим стоимость сбора подписей на выборах в Мосгордуму в 2019 году — на примере нескольких избирательных округов. Все суммы я взял из первых финансовых отчетов кандидатов, которые они подавали вместе с документами на регистрацию.
Сколько потратили на сбор подписей кандидаты в Мосгордуму от избирательного округа № 30 — районы Чертаново Центральное и Южное
Кандидаты | Траты | Как выдвигались | Решение ОИК |
---|---|---|---|
Викулин Петр Николаевич | 36 400 Р | От КПКР, подписи собирал | Зарегистрирован |
Галибин Илья Геннадьевич | 0 Р | От ЛДПР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Дегтярева Вера Вячеславовна | 0 Р | Самовыдвиженка | Отказано в регистрации |
Жуковский Владислав Сергеевич | 0 Р | От КПРФ, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Русецкая Маргарита Николаевна | 2 169 695,7 Р | Самовыдвиженка, позже вступила в Единую Россию | Зарегистрирована, избрана |
Цыба Алексей Николаевич | 0 Р | От СР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Юнеман Роман Александрович | 824 054,16 Р | Самовыдвиженец | Зарегистрирован |
Сколько потратили на сбор подписей кандидаты в Мосгордуму от избирательного округа № 43 — районы Хамовники, Арбат, Пресненский
Кандидаты | Траты | Как выдвигались | Решение ОИК |
---|---|---|---|
Аставина Александра Владимировна | 5500 Р | От партии «Зеленые», подписи собирала | Отказано в регистрации |
Боровик Евгений Михайлович | 0 Р | От СР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Булыкин Дмитрий Олегович | 988 000 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Климентьев Роман Валерьевич | 0 Р | От КПРФ, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Кошлаков-Крестовский Дмитрий Владимирович | 0 Р | От ЛДПР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Митрохин Сергей Сергеевич | 175 100 Р | От «Яблока», подписи собирал | Зарегистрирован, избран |
Соболь Любовь Эдуардовна | 1 024 200 Р | Самовыдвиженка | Отказано в регистрации |
Соколов Андрей Алексеевич | 2 180 070 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Троицкий Сергей Евгеньевич | 3315 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Юшин Анатолий Павлович | 2720 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Сколько потратили на сбор подписей кандидаты в Мосгордуму от избирательного округа № 45 — районы Басманный, Красносельский, Мещанский, Сокольники
Кандидаты | Траты | Как выдвигались | Решение ОИК |
---|---|---|---|
Касамара Валерия Анатольевна | 2 889 797,35 Р | Самовыдвиженка | Зарегистрирована |
Коледа Мария Васильевна | 4914 Р | Самовыдвиженка | Отказано в регистрации |
Колмагоров Владислав Олегович | 0 Р | От КПРФ, подписи не собирал | Выбыл после регистрации |
Конев Михаил Андреевич | 30 000 Р | Самовыдвиженец | Зарегистрирован |
Остранков Никита Евгеньевич | 8650 Р | От КПКР, подписи собирал | Отказано в регистрации |
Ретеюм Алексей Александрович | 2550 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Серебрянская Юлия Александровна | 105 400 | Самовыдвиженка | Отказано в регистрации |
Турушев Евгений Иванович | 0 Р | От ЛДПР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Яндиев Магомет Исаевич | 0 Р | От СР, подписи не собирал | Зарегистрирован, избран |
Яшин Илья Валерьевич | 551 800 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Видно, что обязательно регистрировали кандидатов, которые выдвигались от политических партий из Госдумы: КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР.
А вот почти всем самовыдвиженцам пришлось нелегко: их подписи браковали, в регистрации отказывали.
К дню, когда завершается сбор подписей, у кандидата-самовыдвиженца должны быть готовы документы для регистрации. Их надо подать в избирательную комиссию. Вот эти документы:
Проверка подписей. После того как кандидат сдал документы на регистрацию, начинается проверка подписей. Для этого при ОИК создается рабочая группа из членов комиссии и всех тех, кого комиссия решит пригласить: например, это может быть эксперт-почерковед.
Обычно члены рабочей группы выборочно смотрят листы, делают пометки в ведомости и отмечают подписи, которые они считают недостоверными или недействительными. Потом такие подписи проверяет эксперт. Недостоверная — это поддельная подпись, а недействительная — например та, которую оставили карандашом.
Рабочая группа выдает кандидату ведомость с перечнем дефектных подписей. После этого все остальные подписи признают хорошими — их оспаривать уже нельзя. Кандидат вправе защищать спорные подписи: например, может привести всех избирателей, которые их оставляли.
Сколько тратит на регистрацию кандидат в Мосгордуму
На что | Время | Деньги | Что влияет на расходы |
---|---|---|---|
Сбор подписей | До 30 дней | 0—3 000 000 Р | Кандидат идет от партии или как самовыдвиженец, есть ли команда сборщиков, начальник штаба и так далее |
Сшивка и проверка подписей, подготовка первого финансового отчета | От 4 до 18 часов | — | Сколько людей готовы проверять подписи и сшивать подписные листы |
Подача документов в избирательную комиссию | От 1 до 6 часов | — | Работает ли программа, есть ли очередь, в каком настроении член избирательной комиссии |
Проверка подписей избирательной комиссией | От 3 до 10 дней | — | Сколько подписей, сколько членов избирательной комиссии, как быстро они работают, насколько активно кандидат защищает свои подписи |
Заседание по регистрации кандидатов | От 3 до 8 часов | — | Сколько кандидатов, есть ли претензии к подписям |
Кампания в одиночку или в команде. Перед тем как подавать документы в избирательную комиссию, кандидату стоит определиться, как он идет на выборы: в одиночку или в команде, чтобы агитировать голосовать друг за друга. Это касается только муниципальных выборов.
У команды много плюсов:
Минусов тоже немало:
Главный плюс кампании в одиночку — кандидат отвечает только за собственный результат и агитирует только за себя. Минусы — потребуется больше денег на кампанию и времени на агитацию, чтобы охватить свой избирательный округ.
На муниципальных выборах 2017 года мы шли командой из 10 человек. Четверых участников я знал до выборов: это были неравнодушные к проблемам района люди, которые участвовали в общественных кампаниях, как и я. Остальные присоединились к нам с помощью «политического „Убера“» Дмитрия Гудкова — системы, которая помогала желающим стать зарегистрированным кандидатом на выборах.
Помню, что дольше всего мы обсуждали материалы для газеты: спорили про фотографии, про текст, кто из кандидатов на какой полосе будет.
Задачи и способы агитации. Вести агитацию можно с момента, когда кандидат уведомил избирательную комиссию о своем выдвижении. Призывы поддерживать кандидата до выдвижения или после голосования — это не агитация.
У агитации две главные задачи:
Чтобы вести избирательную кампанию, у кандидата есть множество способов агитации. Они ограничены только законодательством и фантазией кандидата или его политтехнолога. Например, нельзя проводить предвыборную агитацию в день голосования и за день до него — в день тишины. Но закон не запрещает находиться на участке и общаться с избирателями. Лицо кандидата — это его агитация, которую не надо ни с кем согласовывать. Больше всего голосов на выборах 2017 года я набрал на двух участках, где провел по шесть часов.
Вот какие способы агитации обычно используют кандидаты:
Идеального способа агитации не существует, с каждым возникают свои сложности. Поэтому кандидатам приходится использовать разные способы. Только в совокупности они дают эффект.
В муниципальной избирательной кампании мы в основном использовали поквартирный обход. Я лично обошел около 3 тысяч квартир Ломоносовского района. Из печатной агитации использовали визитки, буклеты на три фальца, две газеты и плакаты А4. Визитки, буклеты и плакаты различались по избирательным округам, а газеты были едиными на всю команду.
Дороже всех обошлись газеты: около 100 тысяч рублей за четыре полосы, еще 30 тысяч стоила разноска. Второй тираж газеты мы разносили своими силами, я разнес около 2500 экземпляров.
Стоимость разных способов агитации
Способ | Стоимость | Охват избирателей |
---|---|---|
Поквартирный обход | От 150 Р за контакт избирателя | 80% |
Дворовые встречи | От 3000 Р за ролл-ап | 15% |
От 7500 Р за печать полотна для ролл-апа | ||
От 500 Р за работу на дворовой встрече | ||
Газеты | От 120 000 до 150 000 Р за тираж в 30 000 экземпляров | 25% |
Кубы | От 6000 Р за куб | 30% |
От 10 000 Р за печать четырех полотен | ||
От 500 до 1000 Р за час работы на кубе | ||
Листовки | От 35 000 Р за тираж в 10 000 экземпляров на два фальца | |
Плакаты | От 26 000 Р за тираж в 12 000 экземпляров | 20% |
В таблице я не рассматривал телевидение и административный ресурс как способы агитации. Позволить себе телевидение могут лишь единицы, а независимого кандидата, которого не поддерживает власть, никто не пропустит ни на один федеральный телеканал.
Административный ресурс — это использование своих должностных полномочий на выборах, чтобы привлечь дополнительные голоса. Например, руководитель принуждает своих подчиненных агитировать за него под страхом увольнения. Или директор центра социальной помощи населению использует в своих интересах базу данных одиноких пенсионеров: работники центра приходят к пенсионерам, предлагают им голосовать дома и между делом рекомендуют, за кого голосовать. Еще классический пример — когда учительница школы, член участковой избирательной комиссии, участвует в подсчете голосов в пользу своего руководителя, директора школы.
Эффективность муниципальных избирательных кампаний 2017 года в Москве
10 сентября 2017 года прошли выборы в советы депутатов муниципальных округов в Москве. Эти выборы запомнились тем, что в некоторых советах провластная партия потеряла простое или квалифицированное большинство — половину и две трети голосов соответственно. А где-то ее представителей вообще не осталось.
Для анализа я взял три района: Академический, Гагаринский и Ломоносовский.
Общая стоимость избирательных кампаний в трех районах Москвы в 2017 году
Ломоносовский | Гагаринский | Академический | |
---|---|---|---|
Сколько было денег у всех кандидатов на избирательных счетах | 702 994 Р | 572 108,76 Р | 957 733,8 Р |
Доля денег «Единой России» | 28,38% | 41,95% | 37,77% |
Доля денег команды оппозиции | 49,26% | 37,85% | 42,34% |
Доля денег команды победителей | 46,14% | 37,85% | 42,34% |
Деньги команды победителей | 324 264 Р | 216 529 Р | 405 471 Р |
Общее число избирателей | 50 956 человек | 45 206 человек | 58 721 человек |
Видно, что в среднем у оппозиционной команды на счетах была почти половина денег всех кандидатов. Причем чем больше избирателей в округе, тем больше денег собрали.
в среднем стоила кампания победителей на муниципальных выборах 10 сентября 2017 года в Москве
Относительный показатель эффективности избирательной кампании — стоимость одного голоса. Чем меньше денег кандидат потратил на привлечение голосов, если победил, тем лучше.
Стоимость голоса на выборах 10 сентября 2017 года
Ломоносовский | Гагаринский | Академический | |
---|---|---|---|
«Единая Россия» | 20,34 Р | 46,73 Р | 42,84 Р |
Количество проголосовавших | 9958 человек | 5136 человек | 8442 человека |
Команда победителей | 25,8 Р | 17,72 Р | 29,01 Р |
Количество проголосовавших | 13 419 человек | 12 147 человек | 13 973 человека |
Команды оппозиционных кандидатов потратили больше денег на привлечение голосов, чем провластные кандидаты, и победили на выборах. В Гагаринском районе партия «Единая Россия» практически не вела кампанию, поэтому и результаты соответствующие.
Считается, что чем больше денег потратишь, тем выше вероятность выиграть. Такая зависимость есть, но команды оппозиции использовали преимущественно поквартирный обход: кандидаты сами за себя агитировали и представляли своих коллег.
На муниципальных выборах я собрал более 50 тысяч рублей, которые полностью потратил на агитацию и юридическую помощь. В итоге получил 1213 голосов избирателей Ломоносовского района. В моем избирательном округе больше было только у депутата четырех созывов и директора школы.
Расходы на работу избирательных комиссий
Свой политический путь я начинал в 2016 году как член УИК № 2288 с правом решающего голоса.
Вот чем отличается член избирательной комиссии с правом решающего голоса от обычного члена УИК:
Еще бывают члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Их также нельзя удалить из помещения для голосования, исключить и вывести из комиссии. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса тоже могут выезжать на надомное голосование, но не могут голосовать на заседаниях и выполнять другие функции членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Обычно избиратели сталкиваются только с УИК, когда приходят голосовать на участок. Вот чем занимаются члены УИК с правом решающего голоса и сколько времени на это тратят.
Сколько времени тратят на работу члены УИК с ПРГ
На что | Сколько | Что делают |
---|---|---|
Дежурство | От 4 до 30 часов | Просто сидят за столом и дежурят: вдруг кто-то придет. Получают бумажки, расклеивают информацию по стендам района, готовят и оформляют списки избирателей, вычеркивают умерших |
За день до голосования | От 2 до 8 часов | Собирают урны для голосования, настраивают КОИБ, подписывают и пропечатывают бюллетени |
День голосования | От 14 до 24 часов | Проверяют данные избирателей, выдают бюллетени, ведут надомное голосование, проводят заседания по жалобам, подсчитывают бюллетени, сдают протоколы в ТИК |
В среднем член УИК с правом решающего голоса тратит от 20 до 60 часов своего личного времени на общественно полезную работу, чтобы обеспечить избирательные права россиян. Два независимых члена УИК с правом решающего голоса способны предотвратить подделку протокола итогов голосования на участке.
А теперь расскажу, что делают и сколько времени тратят члены территориальной или окружной комиссии, чью работу избиратели практически не видят. Только некоторые активные граждане доходят до ТИК или ОИК, чтобы проголосовать досрочно, сообщить о нарушениях, допущенных кандидатами или УИК. Но главное, чем занимаются члены ТИК или ОИК, — принимают решения о регистрации кандидатов и утверждают итоги выборов по избирательным округам.
Сколько времени тратят на работу члены ТИК или ОИК
На что | Сколько | Что делают |
---|---|---|
Дежурство | От 1 до 5 дней | Принимают документы, консультируют кандидатов |
Проверка документов и подписных листов | От 10 часов до нескольких дней | Проверяют подписи за выдвижение кандидата |
Регистрация кандидатов | От 1 до 3 дней | Принимают решения о регистрации кандидатов или об отказе в регистрации |
Прием жалоб и уведомлений об агитации | От 2 до 8 часов | Ответственный член ТИК ожидает кандидатов, которые приносят уведомления об агитации, а также принимает жалобы на кандидатов |
Верстка плаката с кандидатами | От 1 до 4 дней | Собирают со всех зарегистрированных кандидатов фотографии и информацию, которая должна быть на плакате, и согласовывают ее с каждым кандидатом |
Досрочное голосование | 10 дней | Ведут подготовку к досрочному голосованию, составляют документы по нему |
День голосования | От 14 до 24 часов | Помогают УИК, подводят итоги голосования, рассматривают жалобы |
Расходы избирательных комиссий на проведение выборов
Я подсчитал, сколько стоили местному бюджету выборы в Академическом, Гагаринском и Ломоносовском районах Москвы в 2017 году. Для этого проанализировал финансовые отчеты ТИК этих округов.
Количество избирателей и членов УИК в муниципальных округах
Количество избирателей | Количество членов УИК с ПРГ | |
---|---|---|
Ломоносовский | 50 956 | 342 |
Гагаринский | 45 206 | 245 |
Академический | 58 712 | 300 |
Количество избирателей на одну избирательную комиссию
Количество избирателей на одну УИК | Количество избирателей на одного члена УИК | |
---|---|---|
Ломоносовский | 1960 | 149 |
Гагаринский | 1808 | 185 |
Академический | 1894 | 196 |
Стоимость выборов
На одну УИК | На одного избирателя | |
---|---|---|
Ломоносовский | 129 025,38 Р | 65,83 Р |
Гагаринский | 120 268 Р | 66,51 Р |
Академический | 122 483,87 Р | 40,94 Р |
Сколько заплатили членам УИК и ТИК
Оплата труда члена УИК с ПРГ | Оплата труда члена ТИК с ПРГ | |
---|---|---|
Ломоносовский | 6100,23 Р | 11 624,04 Р |
Гагаринский | 7374,83 Р | 10 252,17 Р |
Академический | 7470,34 Р | 11 624,07 Р |
Видно, что за ответственную и важную работу по организации выборов, подсчету бюллетеней, работе с кандидатами и определению победителей люди получили скромные деньги. Например, на выборах в Госдуму в 2016 году я, как член УИК с ПРГ, получил 7900 Р за два дня работы. Но был очень доволен собой.
в среднем получили члены УИК с правом решающего голоса за работу на выборах в 2017 году
Кроме денег за свою работу член избирательной комиссии с правом решающего голоса получает бонусы. Например:
Что в итоге
Право выбирать, которое оплачивается из местного, регионального или федерального бюджета, стоит относительно немного, хотя работа членами избирательных комиссий проводится колоссальная.
А вот стоимость права избираться и быть избранным начинается от сотни тысяч рублей и может доходить до нескольких миллионов. Поэтому, к сожалению, реально воспользоваться этим правом могут далеко не все. На бумаге право быть избранным есть почти у всех граждан России, но его реализация под вопросом.
На мой взгляд, чем больше людей будут пробовать свои силы в качестве кандидатов, волонтеров и членов избирательных комиссий, тем с большей вероятностью мы сможем построить честный и открытый выборный процесс. И тем больше независимых депутатов всех уровней будет в нашей стране.
Это логическая ошибка, причина которой – непонимание того, что такое выборы в недемократической системе.
Из того, что выборы недемократичны, не следует, что это формальное мероприятие. Напротив, это значимый политический процесс.
Известное исследование Мэттью Френкеля из Института Брукингса, проанализировавшего более 100 кампаний электорального бойкота с 1990 по 2010 гг., называется «Угрожай, но участвуй». Он выяснил, что игнорирование выборов оппозицией эффективно, только если оппозиция достаточно влиятельна, чтобы своим неучастием сорвать выборы.
В российских условиях ставка на снижение явки путем бойкота особенно абсурдна, потому что этим занимается сама государственная власть.
Во всех остальных случаях путь к смене или качественному изменению режима – не бойкот, а участие.
Чем больше явка = сложнее изменить результат в свою пользую = больше усилий на фальсификацию = больше ошибок = больше скандалов.
Ты можешь подписывать петиции в интернете и жаловаться как все плохо, но это все симптомы. Причины искореняются путем выборов.
Вячеслав, можно мне (тоже тупому) вопрос? Текущая политика к выборам — уже явно попытка понизить явку, однако в РФ разве нет законов о кворуме на голосованиях? Стратегия «меньше голосов — меньше работы» кажется должна разбиваться об недостаточное количество своих же добровольно-принужденных?
И есть ли реальная задача поддерживать низкую явку, если есть сейф-пакеты и 3 замечательные ночи?
Если у вас есть какие-то любимые книги на эту тему, будет интересно почитать 🙂
Ivan, нет. Этот порог отменили. А прочитать советую «Вся королевская рать», например.
Текущая политика выглядит так: на одних выборах нам нужна высокая явка, а на других не нужна. А еще лучше, чтобы у людей выбора то и не было.
Ivan, увы минимального порога явки нет. Не будут они принимать механизмы, которые работают против их технологий.
У Екатерины много видео на ютубе по актуальным темам, тоже советую.
Другие, на мой взгляд, слегка ангажированы. Ну могу ещё посоветовать Ютуб канал Максима Каца, в целом дельные вещи говорит из базовой-теоретической части.
Из «экспертов» могу посоветовать сайт «голос инфо», организации которая занимается мониторингом выборов, но там чтиво скучное, больше аналитика для «понимающих».
Ivan, вопрос про сейф пакет и три ночи не очень понял, с радостью отвечу если объясните 🙂
Вячеслав, все видели вбросы на камерах, а тут возможность еще круче — хоть каждую ночь пересчитывай все голоса и корректируй результат
Кажется маловероятным, что охрана (или кто там) будет неангажированной, и что такой механизм голосования сохранили из каких-то забот о здоровье граждан
Ivan, видеонаблюдения по факту не будет (таким как мы его видели раньше, которое доступно для каждого). 3 дня позволяют удобнее сгонять бюджетников т.к. времени больше для организации, а также понимать к третьему дню сколько нужно еще «кое-чего» сделать для нужного процента.
В этом режиме сами усилия власти по фальсификации результатов выборов говорят о том, что эти выборы – не такая уж формальность.
Оглянитесь и сделайте выводы.
Будете смеяться, но большинство не знает, где голосовать.
Я о Вас ничего не знал до этой статьи, забил в поиск и увидел новости от 2019 года об избении.
У меня к Вам большое уважение за Вашу смелость и активность, но сам я, признаюсь, не смог бы выдержать прессинг.
Иван, спасибо за отзыв. Надеюсь, статья вам понравилась и вы тоже примете участие в выборном процессе.
Классный герой и статья, хожу наблюдателем на выборы с 2011 года, хочу пойти кандидатом на муниципальные в 2022 в Москве!
Павел, это здорово. Если интерес серьезный и сохранится, то пишите в личные сообщения. будешь рад проконсультировать и делиться опытом.
Andre, шанс все равно есть. И для них он бывает неожиданным
Иван, для «них» (читеров) больше всего удивительно, когда на выборы заходит команда кандидатов, а в день голосования в комиссиях работают реальные наблюдатели или ПСГ.
Отличная статья, спасибо!
На выборы обязательно идём! И зовем родственников, друзей и соседей! 👌🏻
Владислав, и это правильно. Приходите голосовать лично 🙂
Кирилл, расскажите, пожалуйста, о своей работе муниципальным депутатом, что в основном делали, из чего состоял ваш день, какие доходы и откуда, и т.д. Можно и о коллегах повыше в иерархии, если знаете примерно как у них всё это устроено.
Иван, ох, эта тема достойна отдельной статьи / материала.
Если коротко, то я не работаю депутатом на постоянной основе. У меня есть основное место работы (я работаю в IT), также я управляющий ЖСК (аналогично ТСЖ), иногда репетитором подрабатываю. Список моих доходов и имущества опубликован на сайте муниципального округа Ломоносовский в г. Москве.
В основном основная деятельность заключалась в следующем:
1. Участие в заседаниях Совета;
2. Проведение личного приема / встреч с жителями;
3. Подготовка депутатских запросов / обращений по проблемным вопросам;
4. Помощь жителям в проведении общественных кампаний;
5. Встречи с представителями государственной власти;
Последние пару лет добавлялись еще активности в части помощь задержанным на массовых мероприятиях.
У коллег по выше в Московской городской Думе само собой устроено иначе.
Кирилл, а в чем профит? Как окупается сумма затраченная на избирательную кампанию? Какое финансовое вознаграждение / привилегии получает муниципальный депутат? Или это история исключительно про «гражданскую сознательность» и «депутат-бессеребренник из народа»?
В моей голове не вяжется рыночная экономика и участие в гос.управлении «за идею». Звучит как нечто нежизнеспособное или недостоверное.
Евгений, смотря что понимать под профитом.
Сумма, затраченная на избирательную на избирательную кампанию в 99% случаев не отбивается на прямую в денежном эквиваленте. Я своих вложил 10 тыс., а остальные средства собирал в виде добровольных пожертвований.
«Привилегий» как таковых нет. Бесплатный проездной на общественный транспорт есть.
Если не вяжется в голове, то это скорее вопрос к вашим внутренним установкам и убеждениям 🙂
Это история, лично моя, состояла из двух частей: 1) мне было не наплевать на свой район и что в нем происходит, 2) я хотел попробовать что-то изменить.
Ведь можно сколько угодно бухтеть, что все вокруг плохо и не пытаться ничего сделать, а можно попытаться.
Кирилл, то есть это исключительно благотворительность и «желание сделать мир лучше»? До какого уровня гос.управления это так?
Евгений, скажем так. Я могу себе это позволить делать исключительно из своего желания сделать район лучше.
А бюрократические трудности преодолеваются опытом или техникой.
Кирилл, спасибо! Тогда надеюсь, что редакция уговорит вас на отдельный материал)
Получится ли совмещать фуллтайм работу по найму и депутатство?
Вы сами получили удовольствие/удовлетворение от депутатства?
Иван, возможно уговорит, или такая инициатива будет идти от читателей.
Скорее получается, чем нет.
Заседания раньше начинались в будний в 10-00, и само собой такой день вылетал в части работы. Мы их перенесли на 19-00, чтобы было удобно и работающим депутатам и жителям.
Подготовка большинства обращений / запросов выполняется после рабочего дня, часов в 8-9-10 вечера.
Есть ряд вещей, которые невозможно перенести на вечер, в частности, участие в работе комиссии по приемке/открытию капитального ремонта многоквартирного дома, и поездка в Главархив г. Москвы, и некоторые встречи с представителям исполнительной власти.
Насчет удовольствия трудно сказать, опыт получил точно и весьма разнообразный.
А если хочется менять, но дальнейших действий не происходит, то человек занимается тщательным обсасыванием собственных желаний, которые видимо так и останутся желаниями. Последнее чревато депрессией.
Сколько стоит принять участие в выборах в качестве кандидата: кому-то такие амбиции стоят свободы (
По теме: был наблюдателем от оппозиции на выборах 12 и 18 годов (Москва и Московская область): на моих участках никаких нарушений и фальсификаций не было.
Да и не вижу смысла в них на тот момент, когда результат был вполне предсказуем.
А вот когда на выборах есть интрига и реальная альтернатива.
Юрий, а когда появляется реальная альтернатива, то и с регистрацией кандидатов начинаются (ожидаемые) проблемы.
А в других выборах принимали участие?
Andre, вопрос «читерства» на выборах действительно существует.
Во всяком случае, на мой взгляд, попробовать можно, а там как пойдет.
Alexey, вопрос был другой: хотела бы я участвовать в выборах как кандидат? Я ответила, что не хочу. Это не мое.
Yi, > Специально просил меня закинуть в самые проблемные районы
Вас, скорее всего, закинули в показной участок
Если посмотрите статистические аномилии на прошедших выборах, то увидите, что фальсификации происходят в деревнях, селах. В городах очень редко
Artem, Так, стоп. А какой смысл был оппозиции меня закидывать на показной участок, если я сам был наблюдателем от оппозиции?
Yi, Честно говоря не нашел в моем комментарии что-то про несправедливость.
Выборных технологий очень много и все они зависят от разных ситуаций. Фальсифицируют очень много, почти на всех выборах. Единственное «лекарство» это грамотные наблюдатели на участке.
Andre, да да да, Вы еще скажите что сами до этой идеи дошли. Вам ее конечно не внушили.
Проще принять эту идею чем поднять зад и сходить на участок.
Как говорится, к сожалению, насильно в рай не затащишь. Оставайтесь при своем мнении.
По статье:
Спасибо за статью, вот некоторые корректировки:
«Выдвижение кандидатов — это старт избирательной кампании.»
— Старт для кандидата, в целом избирательная кампания начинается с опубликования решения о назначении выборов. (ст. 2 67-ФЗ)
«С этого момент почти все, что делает кандидат, становится агитацией и подчиняется правилам: например, нельзя больше собирать пожертвования на кампанию на карту.»
— Агитацией являются лишь те действия, которые попадают под признаки предвыборной агитации, указанные в избирательном законодательстве (например ст. 48 в 67-ФЗ).
«Никто точно не знает, что влияет на регистрацию кандидата или отказ в ней. Но если комиссия отказала в регистрации, это решение можно обжаловать в суде или в вышестоящей избирательной комиссии. Срок — 10 дней со дня, когда комиссия приняла решение.»
— Комиссия обязана вынести мотивированное решение, с которым кандидат имеет право ознакомится, как и назначенный им ЧСГ. Причины для отказа в регистрации четко указаны в законодательстве, никаких иных причин быть не может. Кроме того до вынесения решения о регистрации/об отказе комиссия сообщает о «неточности» сведений в представленных документах.
«Обычно большие выборы вроде президентских как бы тянут за собой маленькие — это дает огромную явку. Так было на московских муниципальных выборах 4 марта 2012 года.»
— Просто организаторам выборов финансово проще организовать сразу несколько избирательных кампаний в один день, чем растягивать их по месяцам и это правильно.
«Досрочное голосование. Как правило, приходит не очень много людей — обычно это работники госучреждений.»
— Длится несколько дней, сначала в ТИК, потом в УИК. Обычно досрочное голосование используется на муниципальных выборах для подвозов маргинальных личностей с целью сделать результат за конкретного кандидата. Простые граждане редко знают о возможности досрочного голосования. Часто досрочка является причиной множества жалоб.
Документы для выдвижения. «Нотариально заверенные копии документов об образовании, основном месте работы и должности.»
— С чего бы они должны быть нотариально заверенные? В федеральном законе есть положение «заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом». Про нотариальное заверение нет ничего.
«Справку об отсутствии судимости или уголовного преследования на момент выдвижения.»
— тоже нет оснований предоставлять если у вас нет и не было судимости.