Как выглядел базаров в романе
Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности
Евгений Базаров. Художник К. И. Рудаков. |
Евгений Базаров — главный герой знаменитого романа «Отцы и дети» Тургенева.
Образ Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности
«. молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильич. » (Одинцова о себе и Базарове, глава XXV)
«. вы еще молоды – вся жизнь перед вами. « (глава XVIII)
«. Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный. « (Базаров о себе, глава IX)
«. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. « (глава II)
«Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. « (глава II)
Евгений Базаров учится на доктора и увлекается естественными науками:
«Покажите-ка… Да вы не бойтесь, я доктор. « (глава IX)
«. – Вы собственно физикой занимаетесь? – спросил в свою очередь Павел Петрович.
– Физикой, да; вообще естественными науками. « (глава VI)
«Сын простого штаб-лекаря. « (отец о Евгении, глава XXI)
«. я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук… Ведь ты знаешь, что я внук дьячка. Как Сперанский. « (глава XVI)
«Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать. « (глава XX)
Сам Евгений не причисляет себя к дворянам, хотя по линии матери он — самый настоящий дворянин:
«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки.» (Базаров — Аркадию, глава XXVI)
«. мы оба, – к чему церемониться? – умны. « (Одинцова о себе и Базарове, глава XXVI)
«. но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли. « (отец о Базарове, глава XXI)
Он является странным человеком, по мнению Одинцовой:
«. «Странный человек этот лекарь!» – думала она. « (глава XVI)
Базаров — добрый человек, по словам той же Одинцовой. Сам он совсем не считает себя добрым:
– Во первых, я вовсе не добр. » (глава XXVI)
«Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею. « (глава XVII)
«В ее глазах он и доктор был отличный, и человек простой. « (мнение Фенечки о Базарове, глава XXIII)
«Он чудесный малый, такой простой – ты увидишь.» (Аркадий о Базарове, глава II)
«Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все таки свой брат, не барин. « (глава X)
«. умевший говорить с мужиками Базаров. и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового. « (глава XXVII)
« – Он бескорыстный, честный человек, – заметил Аркадий.
– Именно бескорыстный. « (диалог отца Базарова и Аркадия, глава XXI)
«Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. « (глава X)
«. к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность. « (глава XXIII)
«. ему не хотелось заплакать перед своим насмешливым другом. « (глава XVII)
«Чего же больше? – повторил иронически Базаров. « (глава XXIV)
«. подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. « (глава XXVII)
«. он самолюбив. Но без этого, видно, нельзя. « (Николай Петрович о нем, глава XXV)
«Вы – с вашим самолюбием – уездный лекарь. « (глава XVIII)
«. Аркадия покоробило от цинизма Базарова. « (глава XIV)
«. остановился, промолвив с холодною вежливостью. « (глава XXIII)
«. он избегал вас, – произнес он с холодною усмешкой. « (глава XXV)
«. к этой палке? – хладнокровно заметил Базаров. « (глава XXIII)
«Ведь вы, помнится, сами говорили, что не верите в медицину. « (глава XXIII)
«. по моему – лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. « (глава XIX)
«. человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви. – не мужчина, не самец. » (мнение Базарова, глава VII)
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. «(Базаров о романтизме, глава VII)
«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем то вроде уродства или болезни. » (глава XVII)
«Есть здесь хорошенькие женщины? – спросил Базаров, допивая третью рюмку. « (глава XIII)
«. – Да, – отвечал Базаров, – баба с мозгом. Ну, и видала же она виды. « (глава XVI)
«Ведь вы нас всех презираете. » (Одинцова Базарову о женщинах, глава XVIII)
«. Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился. « (глава X)
«Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. « (глава XXI)
10 Комментарии
Мария, споры о дворянстве Базарова ведутся давно. В романе нет точных данных о дворянстве Базарова.
Теоретически отец Базарова, штаб-лекарь, должен был относиться к 8 классу Табели о рангов. Это давало ему право на личное дворянство. Старик мог просить о дворянстве для сына. Возможно, он этого добился и сам Евгений Базаров стал потомственным дворянином.
Если отец по каким-то причинам не добился дворянства для Евгения, тот остался разночинцем. Возможно, так и произошло и Базаров не стал дворянином. На этом настаивает часть литераторов.
В разных источниках Базарова называют и дворянином, и разночинцем. В подтверждение нашей версии приводим несколько цитат.
Евгений Базаров
Кадр из х/ф «Отцы и дети». Базаров — актер В. Авдюшко
Герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров был задуман И.С. Тургеневым как собирательный образ разночинца-демократа – нового представителя молодежи конца пятидесятых годов 19 века. В сильной, деятельной личности Базарова нашли отражение черты характера сразу нескольких человек. По словам же самого автора, он писал портрет своего персонажа с некоего «доктора Д.», врача из провинции, с которым познакомился в одной из поездок по железной дороге.
Описание героя
Базаров – тридцатилетний образованный молодой человек, разночинец, сын бывшего полкового лекаря, как и отец, избравший своей профессией медицину. Он не только будущий доктор, но и подающий надежды ученый-естественник. Автор описывает своего героя, как человека высокого и привлекательного: «высокого роста, в длинном балахоне с кистями», «славное лицо», «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», «длинные пальцы».
Базаров – выходец из простой семьи, глава которой служит уездным лекарем. Мать Евгения принадлежит к обедневшему дворянскому роду. Все ее наследство – это небольшое имение и пятнадцать душ крестьян. Отец с иронией называет себя «плебеем», работает, несмотря на почтенный возраст, чтобы прокормить семью и дать сыну достойное образование.
Несмотря на полудворянское происхождение, Базаров не относит себя к этому сословию, в нем ощущается «отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает». Сам герой говорит о себе: «Изящная сторона жизни мне недоступна». Отсюда та легкость, с которой Евгений сходится с простыми людьми, при этом, он гордо произносит: «Мой дед землю пахал!» и называет себя на крестьянский лад Евгением Васильевым. Он нарочито подчеркивает свое равнодушие к знатному происхождению. Более того, представители аристократии и дворянства не вызывают у него ни малейшего уважения, о чем говорят его своеобразные манеры. Он подает руку Николаю Петровичу, выдержав паузу, а в разговоре с ним без приглашения садится на диван, «потягиваясь». Он намеренно демонстрирует свою бестактность, невоспитанность, грубость манер.
По мнению Базарова, единственная ценность человека – это его умения, труд, приносящий пользу окружающим. Именно постоянный труд составляет основу жизни самого героя: «Базаров привёз с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», «главный предмет его – естественные науки», «он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними».
В своей речи Базаров часто использует поговорки и пословицы: «На своем молоке обжегся, на чужую воду дует», «Русский мужик Бога слопает». Все эти выражения еще раз подчеркивают демократизм героя и его приближенность к простому народу. Несмотря на свою харизматичную натуру, насквозь пропитанную нигилистическими и европейскими идеями, Базаров является воплощением многих черт русского национального характера. Это проявляется в манере обращения с простонародьем, в «особенном умении возбуждать к себе доверие в людях низших». В этом смысле герой более русский, чем все остальные персонажи романа. «Его речь отличается простотой, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом».
Базаров не любитель длинных монологов, его речь больше похожа на короткие реплики. Но все они наполнены глубоким смыслом, что еще раз подтверждает его начитанность, образованность и остроумие. Многие его выражения превратились в крылатые фразы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
К своему внешнему виду Базаров относится также равнодушно, как и к условиям, принятым в дворянских кругах. Он постоянно ходит в одном и том же видавшем виды костюме и также свободно и раскованно ведет себя в любом обществе. У него «небрежные манеры», «немногосложные и отрывочные речи», «отсутствие кокетства», «резкость суждений» и «совершенная развязность». Он не старается быть хорошим в глазах собеседника и говорит все, что думает: «отрывисто и неохотно», «изредка вставлял в разговор насмешливое слово», подчеркивая этим свое превосходство над аристократами.
Базаров – гордый человек: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Авторские характеристики указывают на то, что Базаров – надменный человек: «надменно выпрямился», «с надменною гордостию отвечал». Евгений называет себя: «…ведь я гигант». Чаще всего главный герой равнодушен к окружающим: «Базаров и тут остался холоден как лед».
Роль героя в произведении
При создании образа Базарова И.С. Тургенев ставил своей целью написать портрет нового человека-бунтаря и разобраться, чем грозит обществу появление такого явления, как нигилизм. Представителями этого течения были молодые люди, которых в романе можно назвать «детьми», протест их был направлен против старой дворянской гвардии «отцов».
Базаров является главным персонажем романа, который проходит через 26 глав произведения из 28-ми. Вокруг личности героя сосредоточены все остальные персонажи, через взаимодействие с ними раскрывается его облик, его сильный, незаурядный характер. При этом, Тургенев противопоставляет Базарова другим героям, постоянно сталкивая его с ними в разных ситуациях и диалогах.
Базаров – носитель передовых идей его времени, главной из которых стал нигилизм, который был уже широко распространен в определенных кругах во время написания романа. Тургенев достиг своей цели – создал совершенно нового героя, которого никогда еще не было в художественной литературе. Автор не провоцирует читателя и не дает свою оценку герою. Его отношение к нему спокойное и уважительное. Он постепенно, шаг за шагом показывает слабые стороны нигилизма.
Созданный Тургеневым образ представляет собой умного и деятельного, мыслящего человека. Но герой его получился совершенно бездуховным, а человек без души – это всего лишь оболочка, под которой скрывается одна пустота.
Развитие героя по мере сюжета
Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которому он служит. Это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения. Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой, постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.
Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к простым человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначалъная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой.
Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете, он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Сильный и волевой, убежденный в своей правоте, Базаров, тем не менее, проигрывает в самом главном. Его наказывают не братья Кирсановы, а сама жизнь. Он терпит поражение в дружбе и любви, то есть в тех человеческих взаимоотношениях, на которых «держится мир». Исключительно по вине Базарова прерывается его дружба с Аркадием, преданным и верным товарищем. Его любимая женщина Одинцова страшится его страстной, грубой и неуправляемой натуры. «Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту… или безобразие». В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.
Роман заканчивается печальными размышлениями автора над могилой Базарова. Его страстное, бунтующее сердце навсегда скрыто под землей на маленьком кладбище, но прекрасная природа вокруг напоминает о вечной жизни, а слезы стариков на могиле сына – о бессмертной любви.
Отношение автора к герою
Авторское отношение к Базарову нельзя назвать однозначным. Оно меняется по мере развития сюжета и претерпевает большие изменения от полного неприятия до сочувствия. Когда Тургенев задумывал своего героя – отношение его к нему было крайне негативное, потому что он категорически отрицал такое явление, как нигилизм, представителем которого был Базаров. По мере раскрытия образа Евгения автор понемногу смягчается, появляются нотки пока еще слабо выраженной симпатии. Но это, опять-таки, касается только самой личности героя – сильной, мужественной и честной. Что касается его взглядов – позиция автора здесь остается неизменной. При всей его симпатии к Базарову, ему так и не удается сделать нигилизм привлекательным. В основе мировоззрения Базарова – разрушение всего, что так дорого братьям Кирсановым: семейных уз, нравственных принципов, традиций, старого, привычного жизненного уклада. Взамен же не предлагается практически ничего. На замечание Павла Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить».
И.С. Тургенев так говорил о своем герое: «Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель». П.А. Кропоткин в «Записках революционера» так описывает отношение Тургенева к своему герою: «…когда мы возвращались в карете, он спросил меня, какого я мнения о Базарове. Я откровенно ответил: «Базаров – великолепный тип нигилиста, но чувствуется, что вы не любите его так, как любили других героев», – «Напротив, я любил его, сильно любил», – с неожиданным жаром воскликнул Тургенев, – «Вот приедем домой, я покажу вам дневник, где записал, как я плакал, когда закончил повесть смертью Базарова», – но я думаю, что Тургенев больше восхищался Базаровым, чем любил его».
Прототипы
Сам автор «Отцов и детей» называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого врача из провинции, который представлялся Тургеневу человеком нового типа. Однако исследователь творчества И.С. Тургенева Н. Чернов опровергает эту распространенную гипотезу. По его мнению, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению, врач В.И. Якушкин. Помимо врачебной деятельности он занимался научными исследованиями и состоял в нелегальных организациях.
Некоторые исследователи сходятся во мнении, что «доктор Д» и В.И. Якушкин – одно и то же лицо. Помимо этого, в характере Базарова прослеживаются черты и взгляды В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова. Многие полагают, что Базаров – прямое отражение Белинского: оба были сыновьями военных, а затем – земских врачей, но роднит их, помимо этого, то, что они оба являлись неистовыми сторонниками «новых идей».
Экранизации героя
Существует несколько экранизаций знаменитого романа Ивана Сергеевича Тургенева. Первый фильм «Отцы и дети» киностудии «Ленфильм» вышел на экраны в 1958 году. Режиссерами ленты стали Адольф Бергункер и Наталья Рашевская. По мнению зрителей и кинокритиков, эта версия является лучшей экранизацией романа. Роль Базарова в фильме исполнил известный советский актер Виктор Антонович Авдюшко (1925-1975). Это был необыкновенно обаятельный человек, наделенный несколько суровой внешностью, во многом из-за которой он и был приглашен режиссерами на эту роль.
Созданный В. Авдюшко образ Базарова настолько ярок и убедителен, что не оставляет равнодушным никого из зрителей. В исполнении этого актера Базаров предстает человеком самоуверенным, умным, здравомыслящим. Многие эмоции актеру удалось передать при помощи одного лишь взгляда – его глаза – это отражение души героя. Крупные руки подчеркивают трудолюбие, а прямая фигура – несгибаемость характера. Актер сумел передать через маску холодности все душевные качества своего киногероя.
Образ Базарова в романе «Отцы и дети» описание внешности, характер, происхождение, воспитание
Поворотным событием для истории России второй половины XIX века стала отмена крепостного права (1861). Принятие реформы было опасным, но нужным решением императора Александра II.
Страна разделилась на два условных лагеря: консерваторов-крепостников и западников, представителей либеральных взглядов.
И. С. Тургенев предугадал наступление переломного момента и запечатлел его на страницах своего романа (1862). События книги разворачиваются незадолго до реформы, в 1859 году, демонстрируя ранее невиданный образ – образ Базарова в романе «Отцы и дети».
Новый герой вызвал у публики противоречивые эмоции. Споры об «Отцах и детях» не утихали и среди критиков. М. А. Антонович назвал Базарова «Асмодеем нашего времени» (1862). В своем сочинении с одноименным названием он упрекнул автора в том, что тот оставил свои идеалы и осмеял новое поколение.
В главном герое критик отмечает качества, присущие истинному революционеру, которой может положительно повлиять на судьбу своей страны, сдвинуть ее с места.
Характеристика Базарова
Летом 1859 года к помещику Николаю Петровичу Кирсанову в поместье приезжает его сын, Аркадий Николаевич Кирсанов, со своим другом и идейным вдохновителем Евгением Васильевичем Базаровым.
С первых страниц романа читатель улавливает неординарность героя, его мощь и смекалку. Базаров – яркий образ представителя нового поколения, сложенный из мелких деталей, рассыпанных автором на страницах произведения.
Происхождение Евгения Васильевича
Тургенев выводит на первый план героя недворянского происхождения. Базаров – выходец из бедной крестьянской семьи, сын уездного лекаря. О своем происхождении он с торжеством говорит, что его дед был крестьянином и пахал землю.
Он сознательно умалчивает о биографии деда по материнской линии, тем самым подчеркивая отсутствие преклонения перед дворянским сословием.
В своей жизни Базаров всего достиг упорным трудом, у своей семьи он никогда не просил взаймы.
Родители
Василий Иванович Базаров – бывший военный лекарь, простой и открытый человек. Находясь в отставке, он продолжает врачевать, не взимая за это никакой платы. О себе отец Базарова говорит прямо, что он сын обычного штаб-лекаря, подчеркивает недворянское происхождение (называет себя плебеем).
Арина Власьевна – потомственная дворянка, дочь секунд-майора Василия. Правда после замужества она располнела и совершенно позабыла прежнюю жизнь.
Базаров для своих родителей предмет гордости, они несколько даже побаиваются своего сына (мать страшится «как бы не надоесть»), своих высказываний при нем («а вдруг ему не понравится»), проявления своей родительской любви («он этого не любит»).
Евгений Васильевич – любимый и единственный сын. После смерти «Енюшеньки» (так звали Базарова родители) старики скорбно доживают свой век, навещая могилу сына.
Воспитание и образование
Базаров – человек, который сделал себя сам. Он стремится к саморазвитию, самообразованию. Родители героя не были богатыми людьми, поэтому на образование Базаров зарабатывал самостоятельно.
Внешность героя
Интересен портрет главного героя. Евгений Васильевич отнюдь не красавец: худое лицо, широкий лоб, кверху плоский, книзу заостренный нос, большие глаза, висячие бакенбарды. Красные руки Базарова характеризуют его как рабочего человека, которому свойственен тяжелый труд.
Описывая своего героя, Тургенев отмечает, что тот не был модно одет – носил длинный балахон с кистями. Внешний вид для героя не главное, это лишь оболочка, за которой прячется ум.
Стоит обратить внимание на речь и лексику героя. Базаров немногословен, он говорит кратко и по делу, подчеркивая свою решительность и уверенность. В своей речи он использует различные термины, что подтверждает его увлечения естественными науками. Лексика героя оценочна и народна: «тертый калач», «славный малый».
Нигилизм Базарова
Нигилист – человек, отрицающий приоритеты. Базарову приятно отрицать, ему несвойственен демократизм суждений.
Базаров – эмпирик, он признает только то, что можно засвидетельствовать с помощью органов чувств. Все чувства он рассматривает с позиции бытового применения: любовь, поэзия, искусство – все это не имеет ценности, если оно не пригодно в использовании.
Взгляды на жизнь
Отношение к жизни складывается из отношений к окружающим, к труду, к самому себе.
Отношение к родителям
Мать для Базарова всего лишь домохозяйка. Он иронично относится к ее наивной простоте, набожности. Она не может быть достойным собеседником для него. Он даже не знает, о чем можно поговорить с тем, кто за свою жизнь прочел лишь одну книгу, и то не ученый труд, а какой-то сентиментальный роман.
Отца Базаров упрекает в том, что тот придерживается традиционных способов врачевания, уповая на Божью помощь.
Несмотря на расхождение в мировоззрении, Базаров любит своих родителей, но, в отличие от них, не говорит об этом открыто, скрывая свои эмоции под маской нигилистических убеждений.
Его чувства раскрываются в период болезни. Одинцовой он открыто говорит, как любит своих старичков, что таких светлых, как они, больше нигде не найдешь.
Отношение к аристократии
Для Евгения Васильевича аристократия – бесполезный слой общества. Герой не разделяет вдохновленного отношения Павла Петровича Кирсанова к дворянству (спор за обеденным столом, ироничное поведение в гостях).
По мнению Базарова, дворяне не приносят пользы государству, а лишь кичатся регалиями своих предков. Основным занятием аристократов Базаров называет безделье и пустословие.
Научные взгляды
Отношение к искусству
Искусство для Базарова – пустое несерьезное занятие, в нем он не видит практической значимости. Примеры, подтверждающие суждения героя, представлены в таблице:
Базаров не видит в искусстве ни плюсы, ни минусы. Однако стоит учесть, что поэзия, живопись и музыка воспитывают эстетические качества человека, развивая его как личность.
Цитаты Базарова о любви
Отношение Базарова к любви можно разделить на два этапа: до влюбленности в Одинцову и после. Невлюбленный Базаров относился к женщине, как к «бабенке», которой нетрудно овладеть.
Красота воспринимается Базаровым грубо, и сама Одинцова кажется герою экспонатом анатомического театра.
Однако любовь меняет героя. В горячке он особенно остро ощущает страстное чувство – что он влюбился в Анну Сергеевну Одинцову.
Известные афоризмы Базарова
Как автор относится к Базарову
И. С. Тургенев не раз заявлял, что Базаров – не своевременный герой, он стоит на пороге будущего. Писатель не разделял нигилистические взгляды своего героя, и, чтобы погрузиться в сознание создаваемого героя, некоторое время вел от его лица дневник.
Автор кратко и открыто говорил, что «хотел сделать из него (Базарова) лицо трагическое», что задумывал сделать героя диким, близким всем своим нутром к природе.