Как выглядел достоевский в молодости

Как выглядел достоевский в молодости

Образ великого писателя запечатлен в фотографиях, живописи, графике, скульптуре. Художники, создавая изображения писателя, неизбежно привносят в них свое отношение к его творчеству. А потому портреты и фотографии Ф.М. Достоевского замечательны не только тем, что адекватно отражают личность писателя, но и тем, что в каждом из них угадываются его герои.

До нас дошло всего два натурных портрета (К. Трутовского, 1847 и В.Перова, 1872) и два десятка фотографий. А наряду с этим — богатейшая посмертная иконография, несравнимая ни с какой другой, которая восходит к этим немногим прижизненным образцам. Современные живописцы и графики, отечественные и западные, не устают обращаться к загадке личности Достоевского, заключающей в себе неисчерпаемый источник вдохновения для совершенно непохожих художников.

За год до создания портрета в «Петербургском сборнике» была опубликована первая повесть Достоевского «Бедные люди», сразу удостоенная великой чести, восторженной похвалы самого Белинского. Публикации предшествовала настоящая романтическая история, вполне в духе Достоевского — внезапный ночной визит к нему Некрасова и Григоровича с выражением восторга по поводу только что прочитанной повести, а потом и «самая восхитительная минута» — встреча с Белинским, вспоминая о которой, он на каторге «укреплялся духом» (об этом подробно рассказано в «Дневнике писателя, 1877»). Такое победоносное вступление в литературу не только повлияло на самоощущение Достоевского, но и внешне изменило его жизнь. Он знакомится с кругом Белинского, становится вхож в литературные кружки и салоны, в частности в дом Панаевых — один из центров культурной жизни Петербурга, где начинающий автор впервые читал «Бедных людей». Описание внешнего облика Достоевского, оставленное Авдотьей Панаевой, вполне соответствует впечатлению от портрета: «С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. Он был худенький, маленький, белокурый, с болезненным цветом лица; небольшие серые глаза его как-то тревожно переходили с предмета на предмет, а бледные губы нервно передергивались По молодости и нервности он не умел владеть собой и слишком явно высказывал свое авторское самолюбие и высокое мнение о своем писательском таланте» (Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. — Т. 1. — С. 140-141.).

При всей своей мнительности Достоевский, ошеломленный неожиданным успехом, совершенно потерял чувство реальности, и хлестаковские интонации то и дело слышны в его письмах. Тем чувствительнее после недолгого триумфа было отрезвление — охлаждение к нему Белинского, вызванное «Двойником» и другими повестями. Как замечает Д. Григорович, «неожиданность перехода от поклонения и возвышения автора «Бедных людей» чуть ли не на степень гения к безнадежному отрицанию в нем литературного дарования могла сокрушить и не такого впечатлительного и самолюбивого человека, каким был Достоевский. Он стал избегать лиц из кружка Белинского, замкнулся весь в себя еще больше прежнего и сделался раздражительным до последней степени» (Там же. — С. 134-135.)

Портрет был написан для Третьяковской галереи, имел большой успех на Передвижных выставках 1872 и 1874 гг. в Петербурге и Москве, а также в 1878 г. на Всемирной художественной выставке в Париже.
Если фотопортреты больше говорят о натуре и характере Достоевского и особенно интересны физиономистам и психологам, то в графических работах, сделанных по этим снимкам, личные свойства не имеют принципиального значения: перед нами пророк и провидец, как бы вовсе лишенный житейских качеств.

И наконец, знаменитое высказывание Дм. Мережковского: «Самый необычайный из всех, «человек из подполья», с губами, искривленными как будто вечною судорогою злости, с глазами, полными любви новой, еще неведомой миру, «Иоанновой», с тяжелым взором эпилептика, бывший петрашевец и каторжник, будущая противоестественная помесь реакционера с террористом, полубесноватый, полусвятой, Федор Михайлович Достоевский» (Д.С. Мережковский. Грядущий Хам. — Д.С. Мережковский. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. — М., 1991. — С. 367-368.).

Парадоксальный факт: портреты, созданные в XX в. — а их большинство и количество их беспрецедентно, — не менее достоверны, а подчас отличаются большей глубиной психологического и философского проникновения, нежели работы предшественников. Обогащенные духовными прозрениями великих истолкователей Достоевского начала XX в., художники этого столетия раскрыли в Достоевском то, что недоступно художникам и читателям века минувшего.

Литература
Ф.М. Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах. — М. 1972. Образ Достоевского в фотографиях, живописи, графике, скульптуре. — СПб., 2009.

Генриетта Львовна Медынцева,
главный специалист Государственного литературного музея

Источник

Фотографии и портреты Достоевского Ф.М.

В данном разделе представлены все известные фотографии, портреты и гравюры Достоевского Ф.М.

Знакомство с иконографией Ф.М. Достоевского рекомендуем начать с книги «Федор Михайлович Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах». Под ред. д-ра филолог. наук В.С. Нечаевой. М.: Просвещение, 1972. – 447 с.

Портрет Достоевского кисти Перова

Детально следует рассмотреть самый популярный портрет писателя – кисти В.Г. Перова. В мае 1872 года В.Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф.М. Достоевского. Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П.М. Третьяков и предложил не кому-нибудь, а именно Перову написать портрет Достоевского для своей коллекции. Известно, что коллекционер относился к Достоевскому с особенной любовью.

Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Писатель был близок художнику не только схожестью идей, которые они исповедовали в своем искусстве, но и общностью религиозных убеждений – богоискания не на путях просвещенного разума, а в собственном сердце. Русский историк искусства Н.П. Собко сообщает, что Перов больше всего ценил роман «Преступление и наказание».

Но, несмотря на внутреннюю близость художника и писателя, задача, стоявшая перед Перовым, была необычайно сложная. Определялась она не только масштабом самой личности Достоевского, но и высокой требовательностью, предъявляемой писателем вообще к искусству портретиста. «В редкие только мгновения, – писал Достоевский, – человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывал, и не было ее вовсе на лице».

Иными словами, для Достоевского ценность портрета заключалась не во внешней схожести и не в отображении только характера портретируемого или даже его психологии, а в выражении максимальной концентрации его духовного мира, который писатель считал «высшей половиной существа человеческого».

Воспоминания жены Достоевского Сниткиной А.Г.

Из воспоминаний жены Ф.М. Достоевского А.Г. Сниткиной. «В эту же зиму П.М. Третьяков, владелец знаменитой Московской картинной галереи, просил у мужа дать возможность нарисовать для галереи его портрет. С этой целью приехал из Москвы знаменитый художник В.Г.Перов.

Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского».

Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит», и уйдешь, ничего не сказав. (А.Г. Достоевская. Воспоминания. – М.: Художественная литература, 1971).

Образ Достоевского в портрете Перова

Созданный Перовым портрет писателя был настолько убедительным, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с его полотном. Вместе с тем эта работа стала историческим памятником определенной эпохи, переломной и трудной, когда мыслящий человек искал решения основных социальных вопросов. Ф.М. Достоевскому в год написания портрета шел 51-й год. В это время он работал над одним из самых противоречивых своих произведений – романом-памфлетом «Бесы».

Портрет Ф.М. Достоевского – пожалуй, одна из самых знаменитых работ В.Г. Перова. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. Фигура портретируемого написана на темном фоне. Отсутствие особого разнообразия цветовой гаммы говорит о том, что художник основное внимание сосредоточил на отображении внутреннего мира русского гения. В.Г. Перов просто и точно выразил психологическое состояние, которое передает словесная формула “уйти в себя”.

Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста, изображена чуть сверху и сбоку. Поворот головы, сомкнутые черты лица, взгляд, устремленный в невидимую точку за пределами картины, создают ощущение глубокой сосредоточенности, “страдания” мысли, которые скрываются за внешним аскетизмом. Руки писателя нервно сцеплены на колене – замечательно найденный и, как известно, характерный для Достоевского жест, замыкая композицию, служит знаком внутреннего напряжения.

Минута творчества Достоевского

Судя по приведенному выше отзыву А. Достоевской, Перов уловил на портрете «минуту творчества Достоевского»»… Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, ее строгая, компактная композиция, освобожденная от какого бы то ни было антуража. Даже кресло Достоевского, прописанное силуэтно, в приглушенных тонах, едва просматривается в темной живописи фона. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Напротив, отталкиваясь от самой модели, художник привносит в портрет созерцательный настрой, располагающий к размышлению, то есть к соработе зрителя. Потому и сама посадка фигуры, с ее угловатым абрисом, цепко схваченными руками на коленях, решена как замкнутая, сосредоточенная в себе композиция.

Расстегнутый сюртук – не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна – чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями, и напряженной работой», – как писал о Достоевском один из его современников. Но для Перова «болезнь и напряженная работа» – всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель.

Художника же в данном случае интересует совсем другое – Достоевский-мыслитель. И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу. Плоское, с широкими скулами, болезненно-бледное лицо Достоевского само по себе мало привлекательное, и тем не менее оно, можно сказать, магнетически притягивает к себе зрителя. Но, попав в это магнетическое поле, ловишь себя на том, что не рассматриваешь сам портрет: как он нарисован, как прописан, поскольку пластика лица, лишенная активной лепки, при отсутствии резких светотеневых перепадов, лишена и особой энергичности, равно как и мягкая, тонкая фактура письма, которая лишь деликатно выявляет, но не подчеркивает телесность кожного покрова.

При всем том сама по себе живописная ткань лица, будучи соткана из динамичного света, необычайно подвижна. То разбеливая цвет, то просвечивая сквозь него, то намечая легким касанием форму, то золотым сиянием осветив высокий, крутой лоб, свет тем самым оказывается главным творцом и цветописи лица, и его моделировки. Подвижный, излучаемый в разной степени интенсивности, именно свет лишает здесь пластику монотонности, а выражение лица – застылости, вызывая то незаметное, неуловимое движение, в котором пульсирует тайно скрытая мысль Достоевского. Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины…

Драматический момент Достоевского

Перов сумел поймать и отобразить на холсте тот драматический момент, когда духовным очам Достоевского открылась какая-то страшная истина с ее трагической неизбежностью и душа содрогнулась от великой скорби и безысходности. Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе.

И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти», страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха». Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа. Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи». Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского, и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица».

Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова. Известен отзыв о нем Крамского: „Характер, сила выражения, огромный рельеф решительность теней и некоторая как бы резкость и энергия контуров, всегда присущие его картинам, в этом портрете смягчены удивительным колоритом и гармонией тонов“. Отзыв Крамского тем более интересен, что к творчеству Перова в целом он относился критически». (Из книги: Лясковская О.Л. В.Г. Перов. Особенности творческого пути художника. – М.: Искусство, 1979. – С. 108).

Портрет Ф.М. Достоевского кисти К.А. Трутовского

Первое прижизненное изображение молодого Ф.М. Достоевского эпохи его литературного дебюта – графический портрет, созданный его товарищем по Петербургскому Инженерному училищу Константином Александровичем Трутовским, который в то время уже обучался в Императорской Академии Художеств.

В своих воспоминаниях К.А. Трутовский пишет: «В то время Федор Михайлович был очень худощав; цвет лица был у него какой-то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий. Всегда сосредоточенный в себе, он в свободное время постоянно задумчиво ходил взад и вперед где-нибудь в стороне, не видя и не слыша, что происходило вокруг него. Добр и мягок он был всегда, но мало с кем сходился из товарищей…»

Будучи по своему художественному профилю иллюстратором, Трутовский не стремился в портрете передать всю глубину внутреннего мира писателя – он, прежде всего, воссоздавал внешний облик Достоевского. Многое в этой работе идет от духа времени, существовавших в то время штампов и академической выучки. По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. На лице портретируемого нет еще горечи испытаний и страдания – это обычный молодой человек, у которого все впереди.

Портрет Ф.М. Достоевского, художник Дмитриев-Кавказский

О втором прижизненном портрете Достоевского, созданном В.Г. Перовым, речь шла выше, а третий принадлежит известному граверу, рисовальщику, офортисту (Офорт – разновидность гравюры на металле) Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому. Закончив Академию Художеств, Дмитриев-Кавказский выполнял репродукционные офорты с картин Репина, Рубенса, Рембрандта и вскоре был удостоен звания академика гравюры.

В конце 1880 года Л.Е. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф.М. Достоевского (перо, карандаш). Художник очень точно передает внешний облик писателя, не акцентируя особенного внимания на смысловой доминанте портрета. В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз.

Фотографии Достоевского

Лучшим фотопортретом Достоевского считается работа петербургского фотографа Константина Александровича Шапиро (1879).

Другие воплощения Достоевского в портретах

Образ Ф.М. Достоевского находит свое многогранное воплощение и в изобразительном искусстве ХХ века (М.В. Рундальцов, М.Г. Ройтер, Н.И. Кофанов, С.С. Косенков, А.Н. Корсакова, Е.Д. Ключевская, А.З. Давыдов, Н.С. Гаев и др.).

На гравюре В.А. Фаворского Достоевский стоит перед столиком с кипой типографских гранок в руках. Он одет в длинный темный сюртук. На столике две высокие свечи в подсвечниках и стопка книг, на стене – две маленькие фотографии в рамочках. Высокая худощавая фигура писателя освещена справа. Художник точно воспроизводит известные по прижизненным портретам и фотографиям черты лица Достоевского: высокий крутой лоб, мягкие приглаженные волосы, длинная жидковатая борода, приспущенные надбровные дуги. Подобно Перову, художник психологически тонко отобразил Достоевского-творца, запечатлев его взгляд, погруженный в себя.

Живописный портрет Достоевского кисти К.А. Васильева – еще одно оригинальное изображение писателя. Достоевский сидит за столом, покрытым зеленым сукном, перед ним – лист белой бумаги, сбоку – горящая свеча с кровавой верхушкой пламени. Уникальность этого портрета состоит в том, что не только свеча, но также лицо и руки писателя словно бы излучают свет. И, конечно же, снова акцент сделан на особенный, устремленный в себя взгляд.

Источник

Десять портретов Достоевского

«Меня зовут психологом. Неправда. Я лишь реалист в высшем смысле, — то есть изображаю все глубины души человеческой». Фёдор Михайлович Достоевский мечтал стать писателем с детства. Уже в 23 года он поспешил оставить Петербургскую инженерную команду, где числился инженером-подпоручиком и посвятил литературе всё своё время. Первый роман «Бедные люди» он закончил всего в 24 года (в 1845 году) и сразу получил восторженное признание Виссариона Белинского и Николая Некрасова — законодателей литературной моды тех лет.

Современные читатели представляют Достоевского по известному портрету Василия Перова — сосредоточенным, замкнутым, аскетичным и отстранённым. Справедлива ли такая оценка? VATNIKSTAN собрал десять фотографий и портретов Фёдора Достоевского разных лет, чтобы по-новому взглянуть на писателя.

Фотография Ф. М. Достоевского, дата неизвестна Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть фото Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть картинку Как выглядел достоевский в молодости. Картинка про Как выглядел достоевский в молодости. Фото Как выглядел достоевский в молодости Начнём с самой загадочной и редкой фотографии Достоевского. Это единственное изображение писателя с гладко выбритым лицом: бороды нет, а усы едва различимы.

На обороте оригинала фотографии, хранящейся в Государственном Литературном музее, вероятно, рукою Анны Достоевской проставлена дата: «1863 год». Так же фотография датирована и в каталоге Музея памяти Достоевского: «Москва.

Вероятно, фото сделано в конце 1840-х гг. Согласно воспоминаниям одного из современников, Достоевский:

«…был в молодости довольно кругленький, полненький, светлый блондин, с лицом округлённым и слегка вздёрнутым носом. Ростом он был не выше брата; светло-каштановые волосы были большею частию коротко острижены; под высоким лбом и редкими бровями скрывались небольшие, довольно глубоко лежащие серые глаза губы толстоватые».

«Портрет Достоевского в 26 лет», К. Трутовский, 1847 год Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть фото Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть картинку Как выглядел достоевский в молодости. Картинка про Как выглядел достоевский в молодости. Фото Как выглядел достоевский в молодости В 1846 году вместе с романом «Бедные люди» к Фёдору Михайловичу пришёл успех. Здесь он впервые поднял темы, которые станут ключевыми для его творчества: судьба «маленького человека», двойственность человеческих характеров и Петербург. В этом же году он стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых, где встретился с поэтом и писателем Плещеевым. Именно он через год познакомит Достоевского с Михаилом Петрашевским.

Фёдор Достоевский и Чокан Валиханов, 1858 или 1859 год. Фотография Соломона (Шлеймы) Лейбин Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть фото Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть картинку Как выглядел достоевский в молодости. Картинка про Как выглядел достоевский в молодости. Фото Как выглядел достоевский в молодости Одно из самых ранних изображений Достоевского, писателю здесь 37 или 38 лет. Портрет снят в фотоателье: стол со скатертью, ковёр, ровный серый фон и заученная поза.

Фото сделано в 1858 или 1859 году в Семипалатинске (современный город «Семей» в Казахстане), где Фёдор Михайлович жил некоторое время после каторги и ссылки, пока ему не разрешили вернуться в Петербург. Впрочем, под полицейским надзором петрашевец Достоевский находился до 1875 года.

В Семипалатинске писатель служил рядовым в 7-ом Сибирском линейном батальоне. На фото писатель запечатлён со своим другом — Чоканом Валихановым — казахским путешественником и этнографом. В Семипалатинске Достоевский познакомился с Марией Исаевой, будущей женой.

Эта фотография не зарегистрирована в каталоге Музея памяти Достоевского. Но в коллекции А. Г. Достоевской она, безусловно, имелась, и вдова писателя использовала её в качестве иллюстрации в первом томе «Юбилейного» Полного собрания сочинений писателя, изданного в 1906 году. Возможно, в общий каталог этот снимок не попал, потому в момент составления была изъята для создания репродукции.

Фотография Достоевского работы И. А. Гоха, 1860 год Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть фото Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть картинку Как выглядел достоевский в молодости. Картинка про Как выглядел достоевский в молодости. Фото Как выглядел достоевский в молодости Фотография сделана в год возвращения писателя в Петербург: он отбыл каторгу, пожил в ссылке, женился и вернулся к столичной жизни. Интересно сравнить портрет с предыдущим изображением. Внешне Достоевский изменился мало — прошёл всего год — но в его облике появились новые детали.

Писатель сменил военную форму на новый дорогой сюртук, отрастил аккуратную бороду. Поза его более расслабленная, рука заложена за жилет, а спина расслаблена (обратите внимание на жесткую выправку с предыдущего снимка). В общем, в Семипалатинске мы видели скованного «младшего офицера», а в Петербурге — раскованного столичного денди.

Фотография Достоевского работы М. Б. Тулинова, 1860-е гг. Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть фото Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть картинку Как выглядел достоевский в молодости. Картинка про Как выглядел достоевский в молодости. Фото Как выглядел достоевский в молодости Единственное фото Фёдора Михайловича в полный рост. Размещалось на фронтисписе тома Полного собрания сочинений, где публиковались «Записки из мёртвого дома».

Фото интересно внутренним контрастом. С одной стороны, писатель хорошо одет: просторный тёмный сюртук в сочетании с аккуратным жилетом и широкие брюки в крупную клетку, аккуратная борода. В то же время поза — отнюдь не модная и не самодовольная. Писатель сутулится, руки висят безвольно, облик создаёт ощущение придавленности и напряжения.

Эту фотографию Достоевский подарил Александру Герцену, когда посещал его в Лондоне в июле1862 года с дарственной надписью:

«Александру Ивановичу Герцену в память нашего свидания в Лондоне от Ф. Достоевского».

Фотография Ф. М. Достоевского в Париже, 1862 год Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть фото Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть картинку Как выглядел достоевский в молодости. Картинка про Как выглядел достоевский в молодости. Фото Как выглядел достоевский в молодости В Музее памяти Достоевского снимок датирован 1862 годом, хотя эта дата дискуссионная. Возможно, это 1863 год — время второго посещения Парижа. Писателя запечатлел модный французский фотограф Эмиль Бондоно. Фото подкрашено акварелью. Достоевский писал об этой поездке:

«Вот уже сколько месяцев толкуете вы мне, друзья мои, чтоб я описал вам поскорее мои заграничные впечатления, не подозревая, что вашей просьбой вы ставите меня просто в тупик. Что я вам напишу? Что расскажу нового, ещё неизвестного, нерассказанного? Кому из всех нас русских (то есть читающих хоть журналы) Европа не известна вдвое лучше, чем Россия? Вдвое я здесь поставил из учтивости, а наверное в десять раз. К тому же, кроме сих общих соображений, вы специально знаете, что мне-то особенно нечего рассказывать, а уж тем более в порядке записывать, потому что я сам ничего не видал в порядке, а если что и видел, так не успел разглядеть. Я был в Берлине, в Дрездене, в Висбадене, в Баден-Бадене, в Кельне, в Париже, в Лондоне, в Люцерне, в Женеве, в Генуе, во Флоренции, в Милане, в Венеции, в Вене, да ещё в иных местах по два раза, и всё это, всё это я объехал ровно в два с половиною месяца! Да разве можно хоть что-нибудь порядочно разглядеть, проехав столько дорог в два с половиною месяца?».

«Портрет Ф. М. Достоевского», Василий Перов, 1872 год Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть фото Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть картинку Как выглядел достоевский в молодости. Картинка про Как выглядел достоевский в молодости. Фото Как выглядел достоевский в молодости Самый известный портрет писателя живописец Василий Перов написал по прямому поручению Павла Третьякова. Знаменитый коллекционер неслучайно выбрал Перова: художник увлекался творчеством Достоевского, особенно ценил его роман «Преступление и наказание» и разделял жизненные принципы.

Прежде чем приступить к работе Перов неделю беседовал с писателем и спорил с ним, чтобы запомнить выражение его лица в тот момент погружения в глубокие рассуждения. Но момент создания картины Фёдор Михайлович уже написал «Преступление и наказание», «Идиота» и работал над «Бесами».

Композиция построена таким образом, чтобы в центре внимания оказывалось ярко освещенное лицо Достоевского, который, впрочем, не смотрит на зрителя. Взгляд его уходит в сторону. Тёмный фон и минималистичные детали создают образ отстранённого от внешнего мира человека.

Достоевский под арестом на гауптвахте, 1874 год Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть фото Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть картинку Как выглядел достоевский в молодости. Картинка про Как выглядел достоевский в молодости. Фото Как выглядел достоевский в молодости Фёдор Достоевский в 1874 году был арестован на два дня: 21 и 22 марта писатель провёл на гауптвахте на Сенной площади. Причина — «нарушение порядка публикаций». Более подробной информации о данном инциденте найти не удалось, но снимок сохранился.

«Портрет Достоевского», К. А. Васильев Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть фото Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть картинку Как выглядел достоевский в молодости. Картинка про Как выглядел достоевский в молодости. Фото Как выглядел достоевский в молодости Исследователи творчества Константина Васильева отмечают, что его привязанность к писателю прошла через всю жизнь: впервые познакомившись с романами в 14 лет, живописец регулярно перечитывал их. К созданию портрета Константин Алексеевич подошёл очень серьёзно, он стремился достичь максимальной подлинности. Для этого он изучил почти все известные фотографии писателя и описания его внешности, собрал информацию о личных вещах и обстановке кабинета.

В отличии от большинства предыдущих изображений, здесь Достоевский не погружен в размышления, не отстранён от окружающего мира. Он сосредоточенно размышляет, а взгляд его устремлён на зрителя. Композицию дополняет один из любимых «символов» Васильева — горящая свеча.

«Ф. М. Достоевский. Белая ночь», Илья Глазунов, 1983 год Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть фото Как выглядел достоевский в молодости. Смотреть картинку Как выглядел достоевский в молодости. Картинка про Как выглядел достоевский в молодости. Фото Как выглядел достоевский в молодости Художник Илья Глазунов любил Достоевского и всю жизнь перечитывал его книги. Жена живописца вспоминала:

«Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его».

Он создал серию иллюстраций к его произведениям, а также несколько портретов самого мастера.

Глазунов написал образ Достоевского на фоне Санкт-Петербурга. Чуть сгорбленная фигура писателя — гармоничная часть общего тёмного городского вида. Писатель погружен в себя, холодная гамма подчёркивает отстранённость его настроения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *