Как выглядел китай в древности
Древний Китай: его история, религия, культура
Содержание:
История
Возникновение цивилизации древнего Китая приходится на вторую половину І тысячелетия до н. е. В те далекие времена Китай представлял собой древнее феодальное государство, которое именовалось Чжоу (по имени правящей династии). Затем государство Чжоу в результате смут распалось на несколько мелких царств и княжеств, которые непрерывно боролись друг с другом за власть, территории и влияние. Сами китайцы этот древний период своей истории называют Чжаньго – эпохой Борющихся царств. Постепенно выделилось семь основных царств, которые поглотили все остальные: Цинь, Чу, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь.
Несмотря на политическую раздробленность, китайская культура и цивилизация активно развивалась, появлялись новые города, расцветали ремесла и сельское хозяйство, а железо пришло на смену бронзе. Именно этот период можно смело назвать также золотым веком китайской философии, так как именно в то время жили знаменитые китайские мудрецы Лао-Цзы и Конфуций, на которых мы остановимся детальнее чуть позже, а также их многочисленные ученики и последователи (например, Чжуан-Цзы) которые также обогатили мировую сокровищницу мудрости своими мыслями и трудами.
Опять-таки, несмотря на то, что китайская цивилизация состояла в тот период из семи раздробленных царств, они имели общую сущность, один язык, одну традицию, историю, религию. И вскоре одному из сильнейших царств – Цинь под управлением сурового и воинственного императора Цинь Шихуанди удалось завоевать все остальные царства, вновь объединить древний Китай под знаменем единого государства.
Правда династия Цинь правила объединенным Китаем всего лишь 11 лет, зато это десятилетие было одним из величайших в китайской истории. Реформы, проводимые императором, затронули все стороны китайской жизни. Что же это были за такие реформы древнего Китая, что так повлияли на жизнь китайцев?
Примерно так выглядели древнекитайские воины, терракотовая армия Цинь Шихуанди.
Собственно эти меры реформатора Цинь Шихауанди помогли сделать циньскую армию одной из самых боеспособных в древнем Китае, победить другие царства, объединить Китай и превратить его в сильнейшее государство на Востоке.
На смену династии Цинь пришла новая династия Хань, которая укрепила дело своих предшественников, расширила китайские территории, распространила китайское влияние на соседние народы, от пустыни Гоби на севере, до гор Памира на западе.
Карта древнего Китая в эпоху Цинь и Хань.
Время правление династия Цинь и Хань – период наибольшего расцвета древнекитайской цивилизации и культуры. Сама династия Хань просуществовала до II века до н. е. и также распалась в результате очередных смут, эпоха китайского могущества вновь сменилась эпохой упадка, на смену которой вновь приходили периоды взлета. После падения Хань в Китае наступила эпоха троецарствия, затем к власти пришла династия Цзинь, затем династия Суй и еще так много раз одни императорские китайские династии сменяли другие, но все они так и не смогли достичь того уровня величия, который был при древних династиях Цинь и Хань. Тем не менее, Китай всегда переживал самые страшные кризисы и смуты истории, словно птица Феникс, возрождаясь из пепла. Да и в наше время мы наблюдаем очередной взлет китайской цивилизации, ведь даже эту статью Вы наверняка читаете на компьютере или телефоне или планшете, многие детали которого (если не все) сделаны, конечно же в Китае.
Культура
Китайская культура необычайно богата и многогранна, она во многом обогатила общемировую культуру. И наибольший вклад здесь на наш взгляд это изобретение китайцами бумаги, которое в свою очередь активно повлияло на развитие письменности. В те времена, когда предки многих европейских народов еще жили в полуземлянках и о письменности даже помыслить не могли, китайцы уже создавали обширные библиотеки с трудами своих ученых мужей.
Технология письменности древнего Китая также прошла немалую эволюцию и появилась еще до изобретения бумаги, сначала китайцы писали на бамбуке, для этого стволы бамбука расщеплялись на тонкие дощечки и на них черной тушью наносились иероглифы сверху вниз. Потом их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю, и получалась бамбуковое полотнище, которое можно было легко свернуть в рулон. Такой была древнекитайская книга. Появление же бумаги позволило значительно удешевить книжное производство, а сами книги сделать доступными для многих. Хотя, разумеется, обычные китайские крестьяне в те времена так и оставались неграмотными, зато для государственных чиновников и тем более аристократов грамотность, а также владение искусством письма, каллиграфией было обязательным требованием.
Деньги в древнем Китае, также как и в других цивилизациях, сперва были в виде металлических монет, правда, в разных царствах эти монеты могли иметь разную форму. Тем не менее, со временем именно китайцы первыми, правда, уже в более позднюю эпоху стали использовать бумажные деньги.
О высоком уровне развития ремесел в древнем Китае мы знаем из трудов китайских же писателей тех времен, так они рассказывают нам о древнекитайских ремесленниках самых разных специальностей: литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного дела, оружейниках, ткачах, специалистах по керамике, строителях дамб и плотин. Причем каждая китайская область славилась своими искусными мастерами.
Активно в древнем Китае развивалось кораблестроение, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся модель 16 весельной лодки, джонки, которую обнаружили археологи.
Так выглядит древнекитайская джонка.
И да, древние китайцы были хорошими мореплавателями и в этом деле они могли б даже потягаться с европейскими викингами. Порой китайцы, также как и европейцы предпринимали настоящие морские экспедиции, наиболее грандиозной из которых является плавание китайского адмирала Чжэн Хэ, именно он первым из китайцев доплыл до берегов восточной Африки и побывал на аравийском полуострове. Для ориентации в морских путешествиях китайцам помогал компас, изобретенный ими же.
Философия
Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.
Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе. – Конфуций.
Допуская злобу Великую — обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься — творя благо. Лао-Цзы.
Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).
Религия
Древнекитайская религия во многом связана с китайской философией, ее нравственная составляющая идет из конфуцианства, мистическая из даосизма, и также многое заимствовано из буддизма, мировой религии, которая в V веке до н. е. появилась в соседней Индии.
Буддийский миссионер и монах Бодхидхарма (он же основатель легендарного монастыря Шао-Линь) по легенде первым принес буддийское учение на территорию Китая, где оно попало на благоприятную почву и расцвело пышным цветом, во многом приобретя китайский колорит от синтеза с даосизмом и конфуцианством. С тех пор буддизм стал третьей неотъемлемой составляющей религии Китая.
Буддизм также очень хорошо повлиял и на развитие образования в древнем Китае (буддийским монахом мог стать и простолюдин, а будучи монахом уже нужно было учиться грамотности и письму). Многие буддийские монастыри одновременно ставали и настоящими научно-культурными центрами того времени, где ученые монахи занимались переписыванием буддийских сутр (создавая при этом обширные библиотеки), обучали грамоте людей, делились с ними своими познаниями и даже открывали буддийские университеты.
Буддийский монастырь Шао-Линь, и именно отсюда берут свое начало восточные единоборства.
Многие китайские императоры покровительствовали буддизму, внося щедрые пожертвования монастырям. В какой-то момент древний Китай стал настоящим оплотом буддийской религии, и уже оттуда буддийские миссионеры разнесли светоч учения Будды в соседние страны: Корею, Монголию, Японию.
Искусство
Религия древнего Китая, в особенности буддизм, во многом повлияла и на его искусство, так как многие произведения искусства, фрески, скульптуры были созданы именно буддийскими монахами. Но помимо этого в Китае сформировался особый и своеобразный стиль живописи, в котором большое внимание уделяется пейзажам, описанию красоты природы.
Как, например эта картина китайского художника Ляо Сонгтана, написанная в исконно китайском стиле.
Архитектура
Многие старинные китайские постройки, созданные талантливыми архитекторами прошлого, и по сей день вызывают наше восхищение. Особенно поражают воображение роскошные дворцы китайских императоров, которые, прежде всего, должны были акцентировать внимание на высоком положении императора. В их стилистике в обязательном порядке присутствует величие и пышность.
Дворец китайского императора, Запретный город, Пекин.
Дворцы китайских императоров состояли из двух секций: парадной или официальной, и повседневной или жилой, где проходила частная жизнь императора и его семьи
Буддийская архитектура в Китае представлена многочисленными прекрасными пагодами и храмами, построенными с китайской пышностью и величием.
Интересные факты
Видео
И в заключение интересный документальный фильм про древний Китай.
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Хотелось бы отметить, что начало II тысячелетия н.э. в истории народов Дальнего Востока ознаменовалось выходом на политическую арену чжурдчжэней.
Гигантская империя Чжурчджэней (Золотая Империя, по Китайски Цзинь) была открыта академиком А.П.Окладниковым и его учениками в начале второй половины XX в. Она занимала территорию современного Приморского и Хабаровского краёв, Амурскую область, восточные районы Монголии, северные районы Кореи и всю северную часть Китая. Пекин (тогда Яньцин) длительное время был столицей империи Чжэрджэний. В состав Чжэрджэнской империи входило 72 племени.
Здесь вот что интересно, в китайском городе Харбине, в музее, который называется Музей Первой столицы Цзинь, выставлены бюсты чжурчженских императоров.
«Хронологические рамки сычуанской этнокультурной общности и сам по себе факт появления в Китае европеоидной популяции согласуется с хронологическими схемами индоевропейских миграций. Согласно одной из этих схем (гипотеза В.И. Абаева), приблизительно в I тыс. до н. э. часть скифов в составе крупного объединения протосаксов оторвалась от основного скифского массива и ушла на восток, дойдя до северо-западных границ современного Китая. Такие же направления (с запада на восток) и конечный пункт (Китай) реконструируются для евразийского колесничного потока».
На основании новейших археологических данных показано, что в неолите и бронзе население западной части Северного Китая было не монголоидным, а европеоидным. Данные генетики внесли уточнение: это население имело гаплогруппу R1a1.
Несколько веков до нашей эры на территории нынешней Монголии и Южной Сибири существовала мощная держава Хунну. В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. эры.
Но давайте посмотрим, как выглядели эти самые хунны или гунны.
Важным является соотнесение рядом авторов, к которым относятся и Л.Н. Гумилёв, динлинов с Андроновской (III-II тыс. до н. э.) и Афанасьевской (III-II тыс. до н. э.) археологическими культурами.
Изучение древней истории Китая заставило русского учёного Г.Е. Грумм-Гржимайло сделать несколько палеоэтнографических выводов. Белокурая раса динлины, имела на заре китайской истории обширное распространение в Средней Азии. Китайские летописцы знают народы да, дали и динлин в долине р. Хуанхэ. По-видимому, это варианты произношения одного этнонима. Народ этот был не китайским. Себя китайцы в древности называли «черноволосыми», а динлины были белокуры и голубоглазы. Одно из этих племен называлось чади, т.е. красные ди. Тип их, восстановленный на основании сводки сведений, «характеризуется следующими признаками: рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза». Психический склад их отличался воинственностью и столь сильно развитым индивидуализмом, что динлинам никогда не удавалось создать своего государства. Они жили мелкими общинами, занимались охотой и рыбной ловлей и охотно продавали свои мечи, поставляя наемников китайским князьям.
Процесс исчезновения динлинов с исторической арены, если признать правильным все вышеприведенные выводы, закончился в начале II тысячелетия н.э., но на арене китайской истории тут же из ниоткуда появляются чжуржени.
Вот еще одна представительница высокорослой европеоидной расы.
Мумии белых голубоглазых великанов и пирамиды в Китае
В конце 1990-х годов китайские власти запретили раскопки в Таримском бассейне. На этой территории, в пустыне Такламакан, были проведены испытания подземных ядерных взрывов, и вход для исследований туда закрыт, а также любые исследования уже найденных мумий. Часть находок осталась в музее, часть была перезахоронена. Возможно, причиной тому стали опасения, что дальнейшая работа доказала бы, что вовсе не китайцы открыли железо, изобрели седло и одомашнили лошадь, все это было уже создано задолго до них белыми людьми.
Фальшивая древность Китая
Помня свою историю, после революции 1917г, белогвардейцы и казаки, теснимые армией Троцкого, также бежали в Китай и даже строили свои города и селения, такие как Харбин.
Будущие казахи, киргиз-кайсаки, меньшей, средней и большой орды на Российских землях царской России.
Сегодня, все, что было сделано Советским Союзом хорошего в бывших союзных республиках, замалчивается, так же, как и масштабы трагедии Сибирских, Приморских и всех народов России во время гражданской войны.
В конце 1920 г., после отступления из Забайкалья, в Китае оказались десятки тысяч чинов белых Сибирских армий. Многие из них в 1921-1922 гг. продолжили борьбу против новой власти в Приморье. Но силы были неравны, и в октябре 1922 г. армия генерала Дитерихса также отступила в Китай.
Теснимые большевиками, последней из России в сторону Китая ушла Центральная группа Семиреченской армии под началом самого командарма, генерал-майора Б.В. Анненкова. Его колонна в количестве около 6 тысяч бойцов двинулась от Уч-Арала в сторону села Глинковского (Глиновского). В составе колонны были Лейб-Атаманский, 1 Оренбургский казачий имени атамана Дутова, Кирасирский, Драгунский, Конно-инженерный, Киргизско-калмыцкий конный полки, а также личный конвой Анненкова с оркестром и хором трубачей, часть Маньчжурского Конно-егерского полка, эскадрон полка Черных гусар, одна артбатарея, 1-я запасная сотня, жандармский эскадрон и остатки ряда других частей с беженцами. Добровольцам было предложено остаться на родине, таких набралось около тысячи человек, которых потом расстреляют большевики, остальные ушли в Китай.
За полгода горстка белогвардейцев переломила ход китайской гражданской войны, разбив дотоле непобедимого У Пейфу и сделав Чжан Цзолиня главным кандидатом в правители Китая. Вслед за этим на фронте наступило затишье, русские были отведены в Чанчжоу для переформирования и пополнения, в том числе за счёт прибывших из Шанхая казаков генерала Глебова. Перемирие, длившееся с марта по октябрь 1925 г., нечаевцы провели в городке Таянфу, где был создан 2-й русский батальон подполковника Гурулева, в который также вошла Юнкерская рота.
Последний войсковой атаман семиреков был генерал Ионов. После эвакуации из Владивостока он оказывается в Новой Зеландии, затем в Канаде и США. Он продолжает находиться на посту Семиреченского Войскового Атамана в эмиграции еще долгие годы, по крайней мере, до конца 30-х годов. Умер он в Нью-Йорке, 18 июля 1950 года.
Неизвестно, выбирали ли семиреченские казаки, по примеру других войск в эмиграции, своего Атамана после смерти генерала А.М. Ионова, но можно точно сказать, что еще в 1976 году, в США существовал штаб Семиреченского казачьего войска, начальником коего был есаул. В.М. Питалев. Так казаки-семиреки, далеко за рубежами своей страны, пытались сохранить преемственность от старой России, надеясь, что придет то время, когда начнут возрождаться казачьи войска и проходить выборы Атаманов на родине. Это время пришло после событий 90-х. Но это уже совсем другая история.
В годы Гражданской войны Сибирское казачье войско погибло почти поголовно, а войсковой архив в декабре 1919 г. попал в руки красноармейцев на станции Тайга и бесследно исчез.
По данным ЮНЕСКО, в первой половине XX века на территории Китая проживало более миллиона русских.
В настоящее время русские в Китае более компактно живут в русской национальной волости Шивэй под городом Ээргуна Автономного района Внутренней Монголии. В этой волости численность населения составляет 4072 человека, из них русских 1774 человека. Все они по-прежнему сохраняют традиционную культуру и бытовые обычаи русской национальности, но это те, кто недавно обрёл новую Родину. Основная часть наших предков уже давно ассимилировалась и их уже почти не отличить от самих китайцев.
Почему наши народы, издревле проживавшие на территории Сибири, Приморья, северного Китая, называются на Китайский лад, будет рассказано в следующем посте о фальсификации истории, где иезуиты придумали для Европы, Китая и Сибири свою историю.
Как одевались древние китайцы?
Одежда древних китайцев не поражала разнообразием. Более того мужские и женские наряды почти не отличались покроем. Все китайцы носили двубортные халаты, которые запахивались направо и подпоясывались. У знати нижняя изогнутая пола волочилась по земле, широкие рукава были намного длиннее рук. У простого люда — крестьян, ремесленников, воинов — халаты обычно доходили до колен. Под ними носили рубашки из полотна или шелка примерно такого же покроя и широкие штаны. Чтобы уберечься от дождя, бедняки плели накидки из травы. Зимой китайцев согревали шубы, подбитые лисьим или заячьим мехом. На рисунке: женские шелковые туфли. На таком высоком каблуке можно было ходить только мелкими шажками.
Обуви придавали большое значение: выйти на улицу босиком считалось для знатного человека позором. В древности туфли из кожи, богатые щеголяли в шелковой обуви. А самые бедные довольствовались сандалиями из пеньки или соломы, которые утепляли внутри тканью. Причем мужская и женская обувь была так похожа, что, расходясь с веселой пирушки, гости запросто могли перепутать свои туфли.
Головные уборы с давних пор считались важнейшей частью туалета: их надевали, когда выходили на улицу, принимали дома гостей, даже читали и писали. Формы шапок часто менялись, и при этом приходилось учитывать прическу, потому что мужчины в Китае волос не стригли, а заплетали их в одну или две косы и укладывали в пучок на затылке или справа от макушки. В государстве Чжоу мужской парадный головной убор представлял собой прямоугольную шапку с полями спереди и сзади, к ним подвешивали яшмовые нити. Вроде бы красиво, но император Шихуанди почему-то запретил этот фасон. В эпоху Хань появились шапки из кожи с острым верхом и лентами, которые завязывали под подбородком. Часто китайцы ограничивались тем, что надевали на пучок из волос шелковый мешочек.
И, конечно, трудно представить настоящего китайца без веера (ими пользовались и мужчины, и женщины), зонтика — шелкового или из бамбука и промасленной бумаги, а также без мешочков с благовониями, которые подвешивали к поясу.
В общем, по отношению к одежде древние китайцы не проявляли особой изобретательности, и на протяжении веков мало что изменилось. Но не думай, что все жители Поднебесной имели одинаково невыразительный вид. Ведь и халат халату рознь. Одно дело — халат бедняка из дешевой ткани, и совсем другое — шелковый, фиолетового, голубого или пурпурного цвета да еще с роскошной вышивкой. Это уже произведение искусства. Кроме того, кокетливые китаянки очень следили за своей внешностью.
Красавицами считались женщины, чья внешность соответствовала строгим эталонам красоты.
Насчет эталона мужской красоты сведений не сохранилось, зато к женщинам предъявлялся длинный и четкий список требований. Красавице полагалось иметь высокий лоб, выразительные, глубокие, словно омут, глаза, маленький ротик с ярко-красными губами, ровные белоснежные зубы, нежную кожу, крохотные изящные ручки и ножки. Одним словом, китайцы хотели, чтобы женщина походила на фею.
Какой он — Древний Китай: философия, культура, история и др.
Таинственная и загадочная китайская культура подарила человечеству множество важных и великих открытий – научных, географических, технических. Кроме того, немало духовных учений, родиной которых является Китай, остаются актуальными и по сегодняшний день: всем известны имена Кун-Дзы (более известное имя – Конфуций) и Лао-Цзы.
Древний Китай имеет еще одно название – Шан-Инь, июньское государство (от названия народности шан – основателей июньского государства, шанцев). Эта статья расскажет какой он — Древний Китай: о богатейшей его истории, особенностях, о ранних династиях и могучих империях.
История возникновения Древнего Китая
Не так давно в одной из китайских пещер, возраст которой насчитывает приблизительно 18 тысяч лет, при раскопках обнаружены остатки глиняной посуды и древнейшая в мире керамика. Но самые первые поселения людей в Восточной Азии существовали еще около 50 тысяч лет назад, занимались они выращиванием скота и земледелием.
Огромная и загадочная страна расположена за Гималаями, немного северо-восточнее Индии, практически на юго-восточной границе азиатского континента.
Сами китайцы говорят, что их страна расположена между четырьмя морями – Восточным, Южным, Скалистым и Песчаным. Это не моря в истинном их значении: песчаным морем китайцы назвали пустыню Гоби, а скалистым – Тибетские горы.
Через весь Китай в направлении Тихого океана несут свои воды две главные китайские реки – Янцзы и Хуанхэ. Эти реки также имеют свои названия: Янцзы китайцы прозвали Синей рекой, а Хуанхэ – Желтой.
Именно в то время в государстве зародились истоки культуры, основные принципы которой остаются неизменными и по сей день. Местные богатые семьи, имеющие в собственности земельные наделы, стали во главе общин. Так рождались великие династии.
Полезная информация для туристов: достопримечательности Джакарты, острова Ява, Бали, Пхукета, Пекина, Гонконга.
Династии и правители
С самого начала своего существования и вплоть до 19 века история Китая поделена на эпохи конкретных династий.
Династия Ся
Наиболее важным продуктом, который производился в Китае, является шелк, и династия Ся начала первой производить из шелка одежду (несмотря на то, что шелковое производства было известно в стране задолго до появления этой династии).
Производство шелка – занятие трудоемкое и кропотливое: добывают шелк из коконов специальных тутовых червей – шелкопрядов, причем из каждого кокона получается всего одна нить.
Династия Шан была правящей династией в Китае в период с 1600 п 1046 годы до нашей эры. Во времена правления династии Ся это была большая семья, клан, который проживал на берегу Желтой реки. По мере того, как клан Шан завоевывал земли, он получил и власть, стал правящей династией.
Период правления Шан длился почти 6 столетий, и за это время у власти побывало 30 императоров. Члены династии Шан были язычниками, поклоняясь множеству богов.
От династии сохранились письмена, оставленные на черепашьих панцирях и костях животных – в те времени кости животных использовались в религиозных обрядах для толкования божественных желаний.
Если человек желал узнать будущее, он вырезал свой вопрос на костях; после этого кость нагревали до образования трещин и по этим линиям толковали будущее, получали ответы. Также получило распространение бого-почитание умерших родственников – древние китайцы считали, что после смерти умершие предки становятся подобны богам.
Вскоре семья Шан уступила трон династии Чжоу.
Этой китайской династии принадлежат годы правления с 1046 по 256 до нашей эры. Это было самое продолжительное правление в истории Китая. Но однажды великий и могучий клан раскололся на Западный Чжоу и Восточный Чжоу.
Династия Чжоу постоянно находилась в конфронтации с монголами, которые периодически совершали набеги с севера. Для защиты от таких набегов китайцы строили земляные валы, барьеры из грязи, каменные курганы – именно эти сооружения сегодня принято считать прообразом Великой Китайской стены.
Во времена правления Чжоу в Китае властвовал железный век – для обороны и нападения люди уже использовали железные наконечники в оружии.
Кстати, именно при Чжоу был создан весьма эффективный арбалет. В сельском хозяйстве также наступили перемены – железный плуг пришел на смену деревянному. Абсолютно все сельскохозяйственные угодья принадлежали богатым аристократам, а крестьяне работали в полях. Эта модель напоминает средневековую феодальную Европу.
К 5 веку провинциальные регионы стали разрастаться и правительство клана, находившееся в центральном регионе, значительно им уступало. Началось восстание провинций, в результате чего провинции находились в состоянии междоусобных войн в течение практически двух столетий – этот период был назван периодом Воюющих царств.
С этого периода в истории берет свое начало Императорский Китай.
Династия Цинь
Начало правления приходится на 221 год до нашей эры. Несмотря на то, что клан Цинь находился у власти не так уж долго, династия оказала существенное влияние на китайское государство.
Территория государства была значительно расширена. Первым императором династии был император Ши Хуан – довольно жесткий лидер. При его правлении в Китае строились дороги одинакового размера, были пущены в оборот денежные знаки, а также стала действовать единая система законов по всему государству.
К тому же система написания, созданная в то время, действует в Китае и по сей день.
При этой династии было принято решение объединить все сооруженные ранее в приграничных зонах стены для защиты от монгольских набегов. Стала создаваться единая оборонительная стена – прообраз знаменитой Великой Китайской стены (она была достроена в своем нынешнем виде со времени эпохи Мин).
Стены, построенные во времена Цинь, не сохранились до наших дней – были либо разрушены, либо частично заменены. Кстати, император Мин, построивший Стену, до сих пор покоится в запечатанной гробнице размером с приличное футбольное поле.
Вместе с императором в гробнице покоится и терракотовая армия (была обнаружена археологами в 1974 году), которая насчитывает порядка 8000 терракотовых воинов, а также 600 лошадей, 130 боевых колесниц, и даже глиняных музыкантов – все фигуры выполнены в натуральную величину.
Но клан Цинь недолго наслаждался троном – после смерти императора Ши Хуана власть перешла к его сыну, но он был слишком юн и слаб, чтобы править страной. Дела государства стал контролировать один из приближенных бывшего императора, член императорской армии, создав впоследствии собственную правящую династию.
Эта династия находилась у власти около 4 веков – вплоть до 220 года нашей эры. Эта империя также была поделена на два лагеря – Восточный и Западный (как в случае с династией Чжоу). Кстати, многие из современных китайцев считают своими прародителями именно династию Хань.
В эпоху Хань территория Китая была значительно расширена – к территориям были добавлены Монголия, Вьетнам, Корейский полуостров, часть Центральной Азии – за счет успехов на военном поприще.
Огромная империя раскинулась вплоть до песков Такла-Макан, что позволяло контролировать торговые пути Центральной Азии. Чтобы защитить самый важный из торговых путей – Шелковый путь – император повелел укрепить Великую Китайскую стену, а кое-где и расширить ее.
Последующие династии китайских императоров правили практически до времен средневековья. Но вот культурные традиции, начало которым было положено в эпоху Хань, соблюдаются неукоснительно и по сей день.
Культура
Китайская культура во многом обогатила культуру общемировую – настолько она богата и многогранна. Те изобретения и открытия, что были сделаны в Китае, в значительной степени повлияли на развитие мировой культуры в целом. Это и изобретение бумаги, и письменность, и иллюстрации.
В этом плане Китай чуть ли не на два шага опережает другие страны: когда европейцы еще жили в землянках и примитивных строениях, китайцы уже вовсю развивали письменность и создавали огромные библиотеки.
Письменность
Китайская письменность – вещь поистине уникальная: такой системы иероглифов не существует больше нигде. Каждый знак (иероглиф) имеет собственное значение – от слова до целой фразы, и таких иероглифов в китайской алфавитной системе насчитываются десятки тысяч.
Деньги
В Древнем Китае имели хождение металлические монеты (хотя по форме они различались – в разных царствах монеты имели свою форму, как круглую, так и нет). В более позднюю эпоху хождение получили деньги бумажные.
Ремесло
Ремесло в Древнем Китае процветало, а об уровне его развития нам известно из исторических источников и работ древнекитайских писателей, которые описывали труд литейщиков, ювелирных мастерах, оружейниках, мастерах по керамике, строителях дамб и плотин и других. Причем каждая из китайских областей славилась своими мастерами и имела свою «профессиональную» специфику.
Кораблестроение
Археологами в Китае была обнаружена отлично сохранившаяся модель джонки (16-весельной лодки), что говорит о том, что в Древнем Китае кораблестроение было развито на должном уровне.
В плане мореплавания древние китайцы не уступали викингам – китайцы порой предпринимали глобальные морские экспедиции, самой грандиозной из которых считается экспедиция китайского адмирала Чжэн Хэ к берегам Восточной Африки и Аравийскому полуострову.
Для того, чтобы хорошо ориентироваться в морском пространстве, китайцы использовали компас, который, к слову, изобрели они же.
Философские учения
Все философские учения китайцев строятся на двух основных – даосизме и конфуцианстве. Основы этих учений были заложены основоположниками китайской философии – Лао-Цзы и Конфуцием, причем эти два направления не соперничают друг с другом, а лишь гармонично друг друга дополняют.
Конфуций, например, считал, что важнее всего семейные ценности, а общественные старейшины – наиболее почитаемые люди. Учение Конфуция распространено в Китае до сих пор, но до времен династии Хань не имела широкого распространения среди китайцев. Конфуций верил, что люди получают такое отношение к себе, какое распространяют сами в отношении других.
Учение даосизма было создано философом Лао-Цзы. Он считал, что суть в том, что у каждого в мире есть свой путь (дао). Кстати, знаменитый на весь мир символ Инь-Янь относится именно к даосизму. Приверженцы даосизма верят, что успех лежит в гармоничном отношении к природе, смирении и сострадании к другим.
От остальных религий эти два философских течения отличаются отсутствием богов (в качестве бого-почитаемых выступали давно умершие предки). Во время правления династии Чжоу самым прославляемым человеком был Император. Но как только он оступался и нарушал высший закон, он лишался своих полномочий, а на место императора выбирали другого человека.
Религия
Религия Древнего Китая была во многом связана с философией, очень многие положения заимствованы из учений конфуцианства и даосизма, а также буддизма, который зародился на территории соседней Индии в 5 веке до нашей эры.
На территорию Китая первым донес учения буддизма миссионер и буддийский монах Бодхидхарма (он же является основателем легендарного шаолиньского монастыря). Попав на благодатную китайскую почву, буддизм расцвел и отлично синтезировался с учениями даосизма и конфуцианства – в тех самых пор буддизм считается третьей религией в Китае.
Буддизм послужил толчком к развитию образования в Древнем Китае. Буддийским монахом мог стать любой, даже житель самой бедной китайской деревушки, но монах был обязан владеть основами грамотности и письменными навыками.
Многие буддийские монастыри становились настоящим оплотом образования, культурными центрами того времени, где монахи не только переписывали многочисленные сутры и составляли шикарные библиотеки, но и обучали грамоте и письму всех желающих, делились своими знаниями в различных областях деятельности и даже открывали университеты.
Многие китайские императоры становились покровителями буддизма, внося щедрые пожертвования буддийским монастырям. В какое-то время Китай стал центром буддийского учения, откуда буддизм позднее распространился в соседние страны – Монголию, Японию, Корею.
Религия оказала значительное влияние и на развитие китайского искусства: многие скульптуры, живопись, фрески были созданы буддийскими монахами. В Древнем Китае формируется особый стиль живописи, в котором значительное место отдано описанию природной красоты, пейзажная живопись.
Архитектура
До сих пор в Китае сохранились образцы древней архитектуры, которые вызывают восхищение как у местных жителей, так и у многочисленных туристов.
Речь идет в первую очередь об императорских дворцах, которые поражают мощью и роскошным великолепием отделки – ведь именно по внешнему виду дворца можно было судить о высоком положении императорских особ.
Любой дворец для императорской семьи условно был поделен на 2 части: в парадной (официальной) части дворца проходили пышные торжественные церемонии, а другая половина была предназначена для проживания императора и его семьи.
Архитектура буддизма представлена в Китае многочисленными храмами и пагодами, построенными с особой пышностью. Пагодами в Китае вообще уделено много внимания, эти многоярусные величественные башни построены по канонам китайской архитектуры, а самой знаменитой пагодой является семиэтажная пагода высотой более 60 метров – Пагода гусей. Также внимание уделено храмам и монастырям, вырубленным в скалах.
Медицина
Некоторые исследователи считают, что медицина Древнего Китая отличалась некой косностью взглядов, но для своего времени она была развита достаточно хорошо. Судя по найденным документальным источникам, китайским врачам было известно множество заболеваний и способов лечения.
Из-за того, что практические эксперименты и непосредственное наблюдение за ходом болезни были не особо развиты, много веков знания медицины оставалось практически на одном и том же уровне.
Зарождение медицины
Зарождение медицины как таковой связывают с именем императора Шэнь-нуна, который жил в 2700 году до нашей эры. Ему приписывают создание первого травника, в котором описано более 100 лечебные растений и их свойств. Этому же императору приписывается изобретение акупунктуры (традиционной восточной практики иглоукалывания).
Самым известным трудом древнекитайской медицины считают «Нэйцзин» (Канон медицины). Создан он был усилиями императора Хуан-ди, который жил примерно в 2698-2599 годах до н.э. (определить более точное время создания трактата не представляется возможным)
Самые первые представления у китайцев о медицине связаны с магией и религиозными верованиями – учением о пяти элементах. Китайцы верили, что нарушение баланса между этими элементами, неверное течение энергии в организме приводит к разбалансированности и болезням.
Представления о строении тела и диагностике заболеваний
По религиозным убеждениям вскрытия тел умерших в Китае не производились, поэтому представления о строении тела, о внутренних органах были порой довольно фантастичными.
Терапия
А вот лечение состояло скорее в магических ритуалах, где огромное внимание уделялось символам. Согласно этой методике, подобное лечили подобным.
Например, бобы очень напоминали внешне почку, поэтому болезни почек и мочевыводящих путей лечили бобами. А предметы желтого цвета применялись при лечении желтухи.
До наших дней дошли рецепты, многие из которых применяются с успехом и в современной медицине.
Например, в древнекитайской медицине
Оспа лечилась вакцинопрофилактикой посредством вдувания – но принадлежало ли это изобретение китайцам, достоверных подтверждений тому не нашлось.
Знахари и первые врачи
Первыми врачами в Древнем Китае можно считать рабов-знахарей – так называемых «чже-гуань» (переводится как «изгоняющий болезни»), которые применяли заговоры, заклинания и молитвы при избавлении от болезней.
Наряду с заговорами стали применяться и лекарственные растения. Позднее в число знахарей входили уже люди свободные, не рабы, а еще позже даже именитые лица становились знахарями, применяя свои знания на практике.
Известным знахарем своего времени считался У Сян – крупный императорский вельможа. В уезде Ся (провинция Шаньси) до сих пор существует гробница этого известного знахаря. С 1122 года до нашей эры начинается чжоуский период – медики той поры могли успешно применять лекарственные средства растительного происхождения.
На смену «чже-гуань» пришли «тань-гуань» — первые врачи. В период династии Чжоу в документальных источниках упоминались специалисты по болезням желудка. К тому времени было известно порядка 50 форм этих заболеваний и описаны методы их лечения. Врачи вместо молитв и заклинаний уже используют практические знания, применяют хирургическое вмешательство при необходимости, назначают медикаментозное лечение и прописывают диеты.
Лечебные организации
После этого случая знахарство было запрещено, а медицина получила мощный толчок для развития: при императорских дворцах стали создаваться первые медицинские организации. Штат таких организаций был довольно обширным – до 50 человек, половина их которых были врачами: ведь им приходилось обслуживать не только самого императора, но и всю его многочисленную семью, а также императорский двор.
Квалификация врача
Квалификация врача оценивалась по количеству людей, выздоровевших после лечения. Если из 100 пациентов были вылечены все 100 человек, то врач получал высшую первую категорию. Если число выздоровевших было в соотношении 60 процентов, то врачу присуждалась пятая категория. Категории врачам присуждались на основании специальных квалификационных проверок – кстати, эта традиция сохранилась на многие века.
Известный медик Древнего Китая – Бянь Цюэ
Об этом медике есть запись в «Исторических записках» китайского летописца Сым Цяня: «Он заложил основы медицины, его гениальные положения не могли поколебать ученые медики последующих поколений».
Бянь Цюэ получил свои богатейшие познания в медицине от своего учителя и вдохновителя – Чан Сан-Цзюня, а также в ходе своей медицинской практики на протяжении 10 лет. К тому же, врач много путешествовал по Китаю, интересовался методами лечения в провинциях и наращивал свои познания и опыт лечения.
Вот примеры случаев, описанные в летописи Сым Цяня:
Родное село великого медика находится на берегу Желтого моря, в провинции Хебэй (уезд Жан Чу) и название села переводится как «бог фармации». В селе сохранилась и гробница, которую население оберегает и всячески чтит, а в памятные даты сюда приезжают медики со всего Китая.
Заслугой Бянь Цюя можно считать разработку метода «пульсовой диагностики» и метод объективного обследования больного, благодаря чему китайская медицина на долгое время опередила медицину других стран.
Одежда
Климат Китая (сильный холод и жара) во многом обусловили и вид одежды (многослойность), которую носили в китайских провинциях.
В Китае носили преимущественно 4 вида одежды:
Такую одежду носили как мужчины, так и женщины.
История Древнего Китая – это различные династии, сменяющие одна другую. И каждая династия привносила свои элементы в одежду.
Прежде всего, одежда строго зависела от социального статуса:
Простым видом мужской одежды была кофта с запахом и косым срезом по верхней части борта. Такую носили со штанами, чуть вместо такой кофты стали носить халат – повседневную одежду. Рукава у халаты были очень длинными – прямыми или сужающимися.
Во время работы рукава подворачивали, чтобы те не мешали. А вот аристократия, наоборот, всячески распрямляла рукава, чтобы они не заворачивались по краям и красиво спадали складками. Воротника у халатов не было, либо был небольшой воротник.
Халаты существовали трех типов:
Кроме штанов китайцы носили ноговицы (штанины, прикрепляющиеся завязками к поясу), в зимний период эти штаны были стегаными, ватными. Вместо штанов иногда надевали длинную юбку с запахом.
В зимнее время носили шубы: у простолюдинов они были сшиты из козьего или собачьего меха, а у знати – из меха лисы, соболей или каракуля, который очень ценился.
Женщины носили комплект из кофты и юбки (или кофты и штанов), но халат также был обязательным предметом женского гардероба. Узкая безрукавка на пуговицах выполняла роль корсета или бюстгальтера.
Женская одежда была ярче мужской и была более богато украшена за счет вышивки или декоративных кругов (туань). Каждый символ имел свое значение. Например, цветы нарцисса или сливы символизировали зиму, хризантемы – осеннюю пору. Бабочки служили символом влюбленности и радости, персик – символ долголетия, а утки-мандаринки являлись символикой семейного счастья.
Обувь также отличалась многообразием. Примитивная обувь – плетеные из соломы туфли на ремешках. Позднее туфли стали делать из ткани или кожи, обувь также могла быть декорирована вышивкой. Мужская обувь – это высокие сапоги, а у женщин были популярными сандалии с высокой деревянной подошвой в виде скамеечки (по типу японских гэта).
Головные уборы носились в основном мужчинами, женщины же делали высокие и замысловатые прически. Среди крестьян распространенный головной убор – соломенная шляпа конической формы. Знать носила шапочки из черного фетра или шелка.
Головной убор императора имел сложную конструкцию и свою особую символику. Круг в оформлении головного убора символизировал небо, квадрат – землю, а «стекающие» нефритовые шарики – капельки воды.
Каждому времени года соответствовал свой цвет одежды:
Костюм мог дополняться различными аксессуарами – веерами, зонтиками. Веера были складными или круглыми, расписывались китайскими стилизованными пейзажами, изображениями птиц, насекомых или цветов. Изготавливали веера из бамбука и бумаги, а те, что подороже – из слоновой кости.
Прически мужчин представляли собой узел из длинных волос («цзы»), который закреплялся лентами или шпильками, а виски гладко зачесывались назад.
Женские прически были куда сложнее – это была конструкция из нескольких пучков с петлями в виде валиков или бантов. Некоторые прически позволяли опускать пряди волос вдоль щек. Прически имели четкие очертания, благо прямые и жесткие волосы китаянок позволяли создавать такие прически.
Некоторые женщины натирали волосы специальным клеем, чтобы они были более жесткими и лучше держали форму. В качестве украшений причесок использовались цветы или веточки растений, жемчужные или нефритовые нити, украшения из серебра, бронзы или золота.
В ходу были и косметика: китаянки сильно белили лицо, подкрашивали брови и глаза, румянили щеки, покрывали зубы специальной золотой краской и сверху на губы наносили яркую помаду.
Изобретения
Что изобрели в Древнем Китае? Изобретениями китайцев до сих пор пользуется практически каждый человек в мире. Своими изобретениями жители Поднебесной удовлетворяли собственные потребности. Ниже мы расскажем о самых важных и знаменитых китайских изобретениях.
Бумага
Бумага – первое и одно из важных изобретений Древнего Китая. Как гласят китайские летописи, открытие бумаги принадлежит придворному евнуху династии Хань – Цай Луню (105 год до нашей эры).
Процесс производства бумаги был трудоемким: кипятили в чане смесь из пеньки, старых рыболовных сетей, коры тутового дерева и ткани, застывшую и спрессованную массу растирали до пастообразного состояния и смешивали с водой в определенной пропорции. В смесь погружали сито, вычерпывали им массу, несколько раз встряхивая ситом, чтобы жидкость стекала.
Таким образом, в сите оставалась волокнистая масса. Ее доставали и размещали на гладких досках, которые укладывались одна на другую, а сверху придавливались грузом. Затвердевшие под грузом листы позже снимались с досок и хорошо просушивались. Бумажный лист, изготовленный по такой технологии, был прочным и легким, удобным для письма.
Книгопечатание
Изобретение бумаги привело китайцев к появлению книгопечатания. Первой печатной книгой в Древнем Китае считается Алмазная сутра, напечатанная при дворе императора династии Тан. Сутра состоит из нескольких свитков длиной 5,18 метра.
Исследователь традиционной китайской культуры Джозеф Нидэм считает, что методы печати, которые использовались в каллиграфии Алмазной сутры, значительно превосходят миниатюрную сутру, напечатанную ранее.
Книгопечатание внесло свои коррективы и в технику книжных переплетов. Свитки В эпоху Тан скрученные свитки превратились в стопку листов, сшитых определенным образом (по типу современной брошюры). Позднее, в эпоху Сун, листы стали сгибать по центру (перевязка листов типа «бабочка»), и книга уже приобрела вид, близкий к современному. Династия Юань изобрела жесткий книжный корешок, а в эпоху династии Мин листы сшивали нитками.
Порох
Но самым «ярким» изобретением стало появление фейерверков. По старинным поверьям злые духи очень боятся света и шума, поэтому одной из главных новогодних традиций в Китае было жечь костры из бамбука, который шипел и лопался с громким треском – отпугивал духов.
А уж изобретение пороховых снарядов пугало нечисть куда сильнее, чем бамбук. Позже фейерверки стали разноцветными от добавления дополнительных ингредиентов.
Компас
Первый прототип компаса появился при династии Хань (правление династии 202 год до н.э. – 220 год нашей эры) – в то время китайцы стали использовать магнитный железняк для определения севера и юга. Правда, назначение у него было несколько иным – компас использовался не для навигации, а…для гадания.
В найденном древнем тексте «Луньхэн» (датируется 1 веком нашей эры) находим описание древнего компаса: «внешне инструмент напоминает ложку, и если положить компас на тарелку, то ручка его будет указывать на юг».
А вот применение компаса по назначению происходит примерно в начале 11 века, о чем свидетельствует текст в китайском манускрипте 1044 года «Уцзин Цзуньяо». Работа компаса базировалась на принципе остаточной намагниченности: отлитые в форме рыбы стальные болванки нагревались, помещались в чашу с водой, и в результате остаточной намагниченности появлялись слабые магнитные силы. Действовал такой компас в паре со специальной механической колесницей, которая указывала на юг.
Китайский ученый Шень Ко предложил более совершенную конструкцию компаса, о чем он написал в своих «Записках о ручье снов» (1088 год). В работе он детально описывает принцип работы компаса с иглой, который указывает на отклонение от северного направления.
Мороженое
Изобретение мороженого также приписывается китайцам. Казалось бы – нет ничего проще: смешать молоко со снегом и заморозить, и лакомство готово. А саму идею замораживать молоко со снегом из Китая в Европу привез путешественник Марко Поло.
Лапша
Мы привыкли думать, что лапша – макароны, спагетти и другая лапша – родом из Италии, но на самом деле она была изобретена в Китае. Китайцы особенно любили это простое в приготовлении и сытное блюдо, к тому же лапша могла долго храниться.
Возраст самой древней сохранившейся лапши – 4000 лет, и то она сохранилась только потому, что находилась в плотно закрытой глиняной посуде. Лапшу в Китае подают на каждом празднике – ее считают символом здоровья и долголетия, поэтому на столах жителей Китая лапшу можно увидеть довольно часто.
Автоматические двери
Автоматически открывающиеся двери были известны китайцам еще в 7 веке: когда император Суй Ян-ди входил в свои императорские покои, а точнее – в один из пяти кабинетов своей библиотеки (всего в библиотеке было 14 таких кабинетов), то створки дверей откидывались назад, а занавеси, которые прикрывали двери, разъезжались в стороны.
Цифра ноль
Да-да, и эту цифру, без которой немыслима сегодня математика, тоже придумали китайцы, точнее – китайские математики. Причем этой (десятичной) системой счисления китайцы пользовались за 2 тысячи лет до того момента, как такая система появилась в Европе (примерно 14 век до нашей эры).
Туалетная бумага
Впервые использование туалетной бумаги было упомянуто в исторических источниках 589 года. Долгое время туалетная бумага считалась привилегией – ею могли пользоваться только члены императорской семьи и знатные вельможи при дворе. И лишь в 19 веке она стала всеобщим достоянием – в одной только провинции Чжензян за год было произведено более 10 миллионов рулонов туалетной бумаги.
С моментом изобретения шелковой нити связана очень красивая древняя легенда. Согласно легенде супруга императора Хуан Ди пила чай и в ее чашку с чаем упал кокон шелкопряда, который распустился на тонкие нити, и императрица быстро смекнула, как можно воспользоваться этим открытием.
На самом деле кокон распустить не так-то просто – этот процесс куда более трудоемкий. Да и шелк был изобретен задолго до того, как была сложена эта красивая легенда – в 3630 году до нашей эры уже носили одежду из шелка.
Темные очки
Темные очки были изобретены в Китае, но вовсе не для того, чтобы прятаться от солнечных лучей – их носили судьи во время слушания дела, дабы скрыть за темными стеклами очков свои эмоции, чтобы это не помешало делу.
Сейсмограф
Первый сейсмограф, который изобрел китайский придворный астроном Чжанг Хэнг, выглядел довольно экзотично. Он представлял собой специальный сосуд с изображенными на нем драконами; под каждым драконом была сделана искусная фигурка лягушки с открытым ртом. Внутри сосуда висел небольшой маятник, который приходил в движение от малейшего колебания почвы – так могла узнать о начинающемся землетрясении. А сложная конструкция могла предсказать даже эпицентр землетрясения.
Воздушный змей
Воздушный бумажный змей был изобретен в Китае, но отнюдь не для развлечений, а для передачи сообщений при спасательных операциях – этот метод упоминался в источниках 549 года. При изготовлении такого бумажного змея использовался легкий шелк и упругий бамбуковый каркас.
Фарфор
Фарфор считается лучшим материалом для изготовления посуды – такая посуда имеет глянцевую ровную поверхность, отлично дополняет дизайн любой кухни и красиво смотрится на столе, особенно праздничном. Фарфор был известен в Древнем Китае еще в 620 году.
Европейцы же смогли получить фарфор лишь в 1702 году в результате многочисленных экспериментов. Пытались изготовить фарфор и в Италии, Франции и Англии, но там смогли добиться еще позже.
Это далеко не полный перечень изобретений, авторство которых приписывают Китаю. Умельцы и изобретатели Поднебесной подарили миру многие полезные вещи:
7 главных достопримечательностей Древнего Китая
Ежегодно в Поднебесную отправляются миллионы туристов, чтобы полюбоваться древними храмами и интереснейшими достопримечательностями, многие из которых внесены сегодня в список культурного наследия ЮНЕСКО. В статье мы расскажем о семи наиболее притягательных достопримечательностях, которые включены в любую обзорную экскурсию и которые туристы считают своим долгом посетить в обязательном порядке.
Великая Китайская Стена
Одна из знаковых китайских достопримечательностей – Великая китайская стена. Начало ее возведения относится к периоду Воюющих царств (это 475-221 годы до н.э.) и продолжали строить при последующих династиях – Цинь (221-206 годы до н.э.), Хань (202 год до н.э. – 220 год нашей эры), Вэй (386-557 годы), Цзинь (1115-1234 годы), Мин (1268-1644 годы).
Каждая из династий строила или укрепляла свой участок стены. В те времена Стена имела оборонительное значение – она защищала страну от набегов монголов с Севера. Сегодня Стена имеет символическое значение, относясь к разряду культурных достопримечательностей.
Общая протяженность Стены – 9000 километров. Сегодня наиболее сохранившимися ее участками считаются Мутяньюй, Шаньхайгуань и Цзиньшаньлинь.
Запретный город
Запретный город, который находится на центральной площади Пекина – Тяньаньмэнь – является одной из самых посещаемых китайских достопримечательностей. Почему Запретный? Потому что за стенами, окружавшими Запретный город, находится огромный дворец, служивший резиденцией для императорской семьи, и простому смертному вход туда был запрещен. За время своего существования Запретный город послужил местом проживания для 24 императоров.
В наши дни дворец является собой знаменитый образчик традиционной китайской архитектуры. Сегодня в стенах дворца в Запретном городе находится музей, посвященный истории Древнего Китая, а также императорским особам. Например, в числе экспонатов – золотой кубок императора Цяньлуня.
Терракотовая армия
Эта достопримечательность находится в музее неподалеку от гробницы первого китайского императора Цинь Шихуанди, в городе Сиань – одном из двух древних городов Китая.
Экспонатами необычного музея стали терракотовые солдаты, которые были обнаружены при открытии гробницы императора – многотысячное войско было погребено под слоем земли.
Дворец Потала
Этот дворец будет интересен тому, кто интересуется древней тибетской культурой. Дворец Потала – это то место, которое нужно посетить в первую очередь. Дворец был построен в качестве резиденции Сонгцэна Гампо (617-650 годы), основателя династии Ту-Бо. Позже резиденция перестраивалась, а в 17 веке во дворце расположился Далай-лама.
Во дворце Потала хранится немало ценных с исторической точки зрения предметов: 10 тысяч фигурок Будды из золота, серебра и нефрита, такое же количество тханков (свитков буддийской тематики), картин, росписей по дереву.
Есть великолепные образчики резьбы по дереву или живописных полотен, которые весьма самобытны и представляют огромную культурную ценность.
Расположен Дворец Потала в городе Лхаса, точнее – в север-западной его части. Неподалеку от дворца находятся не менее известные достопримечательности – Летний Дворец Лхасы («Норбулинка»), тибетский храм Джоканг (его история насчитывает примерно 1350 лет) и самый большой монастырь Дрепунг, в котором проживают около 10 тысяч буддийских монахов.
Летний дворец
Летний дворец Ихэюань построен копией дворца Западного озера (город Ханчжоу) и включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В документах он описан так: «…шедевр китайского ландшафтного паркового искусства.
Природные водоемы и холмы сочетаются здесь с рукотворными красотами, такими как павильоны, дворцы, храмы и мосты, формируя гармоничный ансамбль исключительной эстетической ценности».
В эпоху династии Цин (1644-1911 годы) дворец Ихэюань служил в качестве летней резиденции для императорской семьи, поэтому строили его прославленные архитекторы Поднебесной, стараясь в архитектуре дворца воплотить изысканные линии и мощь китайского государства.
Комплекс включал в себя парковую зону и озеро, благодаря чему стал одним из красивейших архитектурных ансамблей Китая. По озеру Кульмин можно совершить лодочную прогулку, а прилегающая к озеру улица Сучжоу – это множество сувенирных лавочек и магазинов антиквариата. Аутентичности этому месту добавляет и тот факт, что все продавцы магазинов одеты по моде эпохи Цин.
Пещеры Могао
Пещеры Могао берут свое начало в 366 году и на протяжении многих веков накапливали произведения буддийского искусства.
В пещерах, которые славятся своими уникальными фресками и статуями Будды, находятся 730 гротов. Статуи Будды выполнены из глины, они имеют разные размер, а число их достигает порядка 2500 экземпляров. Росписи занимают около 450 тысяч кв.метров, что делает комплекс Могао крупнейшим памятником буддийского искусства.
Находятся пещеры вблизи от города Дуньхуан на Великом Шелковом пути, а неподалеку от входа в пещеры среди пустыни можно увидеть оазис в форме полумесяца.
Храм Конфуция
Храм Конфуция, расположенный в Цюйфу, является вторым по величине архитектурным комплексом – после Запретного города в Пекине. Был построен в качестве резиденции для Конфуция, а после его смерти превратился в храм для поклонения великому философу. С годами храм расширялся – и так продолжалось до эпохи Мин.
Сегодня комплекс занимает площадь около 218 тысяч кв. метров и представляет собой 9 дворов, соединенных между собой воротами и павильонами. Здесь, в одном из павильонов, сохранилась до наших дней реликвия, связанная с самим Конфуцием – древний колодец дома Кунов.
Интересные факты о Древнем Китае
Древний Китай примечателен не только древними дворцами и изобретениями, но и интереснейшими фактами, связанными с богатой историей и культурой:
Заключение
Великая Китайская империя на то и является великой: она пережила за свою многовековую историю не только многочисленные набеги и захватчиков, многочисленные внутренние мятежи и восстания, набеги кочевников. Несмотря на все потрясения, страна неоднократно восставала из пепла, отстраивалась заново, расширяла свои границы, возрождала памятники духового и культурного наследия. И от этого становилась только сильнее и могущественнее.