Как выглядел скребок первобытного человека
Скребок
Смотреть что такое «Скребок» в других словарях:
СКРЕБОК — СКРЕБОК, скребло и пр. см. скрести. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
скребок — лопатка Словарь русских синонимов. скребок сущ., кол во синонимов: 11 • лопатка (13) • скребалка … Словарь синонимов
СКРЕБОК — СКРЕБОК, скребка, муж. 1. Всякое орудие для соскабливания чего нибудь. || Лопаточка на рукоятке для счистки льда. || То же у маляров для соскабливания старой краски. 2. Небольшая фасонная наковальня, применяемая медниками и жестянщиками (тех.).… … Толковый словарь Ушакова
СКРЕБОК — СКРЕБОК, бка, муж. Орудие, лопатка для соскабливания чего н. | прил. скребковый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
скребок — 1) очиститель снега и льда со стекол; 2) приспособление для снятия старой краски. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
Скребок — экскаватора непрерывного действия Составная часть рабочего органа экскаватора непрерывного действия, разрабатывающая и транспортирующая грунт, не обладающая геометрической вместимостью Смотреть все термины ГОСТ 21796 90. ЭКСКАВАТОРЫ НЕПРЕРЫВНОГО… … Словарь ГОСТированной лексики
Скребок — ручное приспособление для отделения моллюсков от субстрата путем их соскабливания. Источник: ПРИКАЗ Росрыболовства от 01.12.2009 N 1094 О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕШЕНИЙ XXI СЕССИИ РОССИЙСКО УКРАИНСКОЙ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ РЫБОЛОВСТВА В АЗОВСКОМ… … Официальная терминология
скребок — Ндп. ерш Приспособление для удаления со стенок газопровода твердых частиц, окалины и ржавчины. [ОСТ 51.63 80] Недопустимые, нерекомендуемые ерш Тематики газопровод, линейная часть … Справочник технического переводчика
Скребок — Кремнёвый скребок ориньякской культуры … Википедия
Скребок — (англ. scraper), орудие из оббитого камня или кремня с выпуклым рабочим краем. Большинство С., вероятно, использовалось при деревообработке или для выскабливания шкур. Концевой скребок (graftoir) обычно изготовлен на конце пластины, тогда как … Археологический словарь
Как отличить доисторические орудия древних людей от обычных камней
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Жизнь в эпоху палеолита, о которой известно совсем мало
Какая-либо хозяйственная деятельность развивалась очень медленно, на протяжении сотен тысяч лет предки современного человека сохраняли один и тот же образ жизни. Люди палеолита занимались охотой и собирательством, даже о рыболовстве речь пока не шла – разве что о его примитивных формах. Но для того, чтобы добывать пищу, уже тогда использовались орудия труда – каменные.
Основным минералом, из которого получали каменные орудия, был кремень (разновидность кварца), но в редких случаях археологам удавалось найти и инструменты из других пород – в том числе яшмы, сланцев, песчаников. Тысячи палеолитических стоянок по всем миру позволили классифицировать их по разным «каменным индустриям», причем каждая имеет и свои региональные особенности, и характерные черты изготовления орудий – по способам и степени сложности. Древнейшей из таких индустрий стала галечная.
Ни шлифовать, ни каким-либо другим подобным образом обрабатывать каменные орудия люди раннего, или нижнего, палеолита не умели. Действовали примитивным способом – раскалывали камень и использовали получившиеся в результате камни или сколы. Так появлялись топоры, наконечники для копий, потом зернотерки и скорняжные инструменты, наковальни и каменные сосуды.
Установлено, что уже во времена палеолита существовали специальные «мастерские» для производства каменных орудий – на этих площадках-стоянках ученые находят сразу большое количество артефактов: исходных заготовок и характерной формы осколков. И все же – как именно можно понять, действительно ли камень является ценным палеолитическим артефактом, а не простым булыжником естественного происхождения?
Точно ли в музеях мира содержатся каменные орудия?
Сказать, что археологам с первого раза становится ясен ответ, было бы преувеличением. Хотя, разумеется, никак нельзя сбрасывать со счетов квалификацию, опыт и даже интуицию исследователя. Камень очень внимательно рассматривают, обращая внимание на его форму, трещинки – свидетельства многократных ударов, а не единичного, вызвавшего раскол.
Огромное значение имеет само местонахождение находки – у камня, обнаруженного на месте уже известной палеолитической стоянки, крайне высоки шансы оказаться историческим артефактом. Порой археологам везет и удается найти камень в непосредственной близости от находок органического происхождения, которые можно подвергнуть радиоизотопному методу исследования. Увы, установление таким способом возраста самого минерала ничего не даст: камень мог существовать миллионы лет, прежде чем был найден и использован человеком палеолита.
Любой уважающий себя исследователь проведет «следственный эксперимент», попытавшись расколоть похожий камень так, как это делали дальние предки современного человека. Кстати, считается, что добиваться результата они могли двумя способами: путем удара друг о друга камней, находящихся в руках или разбивая камень, положенный на опору, другим. Второй метод не только сложнее по исполнению – он был свойствен именно человеку: первым же пользовались и обезьяны, что тоже, кстати, создает определенные трудности для исследователей. Ведь чтобы определить, относится ли найденное орудие к достижениям именно человеческого разума, тоже требуется и опыт, и интуиция.
Что именно изготавливали из камня
Самым старым каменным орудиям труда больше трех миллионов лет, образцы весом до одного килограмма были недавно обнаружены на территории Кении. Первые галечные орудия называются чопперы, впрочем, они использовались вплоть до наступления бронзового века. Чопперы отличаются тем, что имеют сколы с одной стороны, а вот если такие сколы с двух сторон, камень получает название чоппинг.
Чтобы получить такое орудие, требовалось 10-15 ударов камня о другой камень – это тоже установлено учеными в ходе экспериментов. В процессе могли оставаться отщепы, они порой тоже шли в ход и использовались для нужд людей палеолита, например, становясь «скребками», инструментами для обработки шкур животных. Собственно говоря, в палеолитоведении орудием труда считается именно камень, прошедший вторичную обработку после раскалывания – этап снятия мелких сколов.
Одна из самых многочисленных разновидностей изделия палеолита – бифасы, или рубила – ручные топоры. Их получали в результате многочисленных скалываний по обе стороны. Вес найденных бифасов составляет до двух с половиной килограммов, а в длину такие «топоры» достигают двадцати сантиметров.
Камни, которые случайно попадают в наше поле зрения, могут быть молчаливыми свидетелями давнего прошлого человечества или же непосредственными участниками событий, происходивших в глубокой древности. Вряд ли один найденный экземпляр каменного орудия совершит революцию в науке, но и тут возможны сенсации: например, древний чоппер или бифас могут оказаться в одном культурном слое и даже в непосредственной близости от камней уже космического происхождения. Такое, кстати, уже бывало.
А вот как, по мнению скульптора-археолога, выглядят портреты людей, живших несколько тысяч лет назад.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Значение слова «скребок»
1. Острая лопатка для соскабливания, счистки чего-л. Скребок для снега. □ С подводной части большого военного корабля счищают скребками моллюски и ракушки. Лидин, Две жизни.
2. Большой совок с острым краем для зачерпывания грунта или какого-л. сыпучего материала. Скребок автопогрузчика.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Скребок в археологии (англ. end-scraper, фр. grattoir) — каменное (кремнёвое, обсидиановое, кварцитовое и др.) орудие труда, употреблявшееся с эпохи позднего палеолита, а также и в последующие эпохи, вплоть до раннего железа. Представляет собой маленькое или миниатюрное скребло.
По большей части применялось при выделке кож, а также и для обработки рога, кости и дерева. Но окончательно определить назначение того или иного каменного орудия возможно только с использованием методов трасологии.
Инструменты из обломков керамики и металлические, применяемые для обработки кожи, могут называться как скребками, так в равной степени и скрёблами.
СКРЕБО’К, бка́, м. 1. Всякое орудие для соскабливания чего-н. || Лопаточка на рукоятке для счистки льда. || То же у маляров для соскабливания старой краски. 2. Небольшая фасонная наковальня, применяемая медниками и жестянщиками (тех.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кремневые орудия труда: как мы вместе с археологами искали уникальные артефакты минувших эпох
Привет из каменного века!
Сокровища тысячелетий
В июне наши археологи работают в двух точках на карте страны. Раскопки идут в окрестностях деревни Обчин, что находится на юго-западе от Любани в сторону Солигорска. Там ученые пытаются узнать, как 3000 лет назад обустраивали свой быт наши далекие предки. Предположительно там жили представители милоградской культуры.
Вторая площадка для исследований находится в Ивьевском районе Гродненской области. Раскопки развернулись неподалеку от места, где недавно произошла археологическая сенсация — из Немана подняли лодку, возраст которой 500 лет. Ученые продолжают там работать и намерены добыть более древние уникальные артефакты. С большим любопытством к ним присоединяюсь.
Добраться до нужной точки не так-то просто. Выхожу из маршрутки, которая следует в сторону Гродно, на 118-м километре трассы М-6, дальше двигаться на общественном транспорте не получится. До деревни Миколаево — 8 километров. Еще какое-то время надо идти пешком в глубь глухого леса. Рой комаров и слепней, которые больно кусаются и громко жужжат, сопровождает до самого пункта назначения. Но там об этой проблеме быстро забываю: вливаюсь в процесс с головой, а это безумно интересно!
Светлана Велент-Щербач, научный сотрудник отдела археологии первобытного общества Института истории НАН, сразу вводит в курс дела. Начинаем с небольшой экскурсии:
Первая находка — фрагмент кремневой пластины, которая раньше была ножом. Записываем, где нашли артефакт, помечаем его координаты на миллиметровой бумаге.
История под ногами
Приближаемся к месту, где сегодня кипит работа. Прямо под моими ногами находится памятник эпохи неолита и бронзы. Люди на этой площадке жили 4 тысячи лет назад. Светлана Велент-Щербач обращает внимание:
— Условия для работы тут хорошие. В городище Обчин, где работают наши археологи, голое поле. Летом раскопки идут под палящим солнцем, осенью с ног сносит сильный ветер с песком. А тут тень: мощные кроны деревьев защищают и от солнца, и от дождя, и от ветра. Правда, это глухой лес и можно встретить медведя. Такое у меня уже случалось: убегала два километра к машине, было очень страшно.
…Стоянка Барово-15 находится на небольшом возвышении. Рядом низина — предположительно здесь тысячелетия назад и текла река. До моего приезда археолог заложила шурф — маленький раскоп. Там было около 150 находок. В основном это изделия из камня — самого распространенного материала, из которого изготавливали орудия труда. Это заготовки орудия из кремня, скребки, кремневые рубила, а также так называемые отщепы — отходы производства, которые получались при скалывании с заготовки.
Было решено, что надо копать и дальше. Археолог подготовила площадку в 12 квадратных метров, несмотря на трудности: в лесу деревья выкорчевывать нельзя, их надо обминать — именно поэтому некоторые места раскопов похожи на зигзаги. Артефакты, которые ждут своего звездного часа под крепкими многолетними растениями, останутся нашим потомкам.
Я, кстати, не единственный гость на Барово-15. Ученым-историкам уже который год помогают местные школьники. Дарья Катанекша, ученица Лелюкинской средней школы, трудится на летних раскопках уже пятый год. Вот и в этот раз берется за садовый совок и кельму — отшлифованную с обеих сторон стальную лопатку. Начинает ловко орудовать этими строительными приспособлениями. Задача ответственная: сделать «профиль».
Что это значит, археолог Светлана Велент-Щербач показывает уже на месте:
— Нам надо углубиться в землю на 40 сантиметров. Снять слой хвойной иглицы, дерна, выкопать корни старых растений. Добраться до слоя подзолистых почв.
Действуем: на глубине 10—15 сантиметров видим прослойку почвы практически черного цвета, в которой множество углей. Значит, тут был большой пожар. Копаем дальше, пробираемся к рыжему песку. Это культурный слой, где находятся ценные артефакты. В этой зоне надо работать максимально аккуратно, спешить нельзя.
— Нашел! — школьник Павел Сущинский, который участвует в раскопках уже четыре года подряд, демонстрирует скол кремневого ножа, который был в огне.
Юному археологу-любителю помогает новичок Владислав Бутрим. Он на раскопе работает впервые, но уже хорошо ориентируется, что надо делать. Ребята вместе находят множество мелких кусочков орудий труда, все они сосредоточены на небольшом участке земли. Это может значить, что в этом месте тысячи лет назад трудился мастер по изготовлению каменных ножей.
Приветы из прошлого
Пока школьники работают, археолог закладывает новый шурф неподалеку. Устанавливает геодезический прибор для снятия нивелировочных оценок, записывает в тетрадь какие-то цифры. Ставит колышки, чтобы обозначить территорию, ограждает ее веревкой. Затем берется за лопату и начинает копать. Мальчишки помогают — все-таки тяжелая работа.
— Мы немного топографы, немного геодезисты и чуть-чуть строители, — смеется археолог. — Новый раскоп занял 4 квадратных метра. Надеюсь, он принесет нам много находок.
Наблюдаю за процессом: все сосредоточенно расчищают каждый сантиметр земли, несмотря на рой комаров, беспощадно кусающих археологов. Работать приходится в плотной одежде, которая закрывает фактически все тело, на голове — капюшон. Очень жарко, но что поделать… Светлана Велент-Щербач в процессе рассказывает:
Время идет, команда трудится. Итак, первая находка — фрагмент кремневой пластины, которая раньше была ножом. Ученый-историк записывает, где конкретно нашли артефакт, помечает его координаты на миллиметровой бумаге — свое-образной карте раскопок.
Каждая находка очень ценная. Кроме небольших свидетельств того, что люди населяли эту территорию 4—12 тысяч лет назад, находят и более крупные артефакты. Например, раскопали довольно странную конструкцию, похожую на усеченный конус. Сложен он из 126 камней, высота — 30 сантиметров. Внутри хранились фрагменты кремневых орудий труда. Возможно, их 5—6 тысяч лет назад собирал ребенок, который играл возле рабочего места мастера. Ученые исследовали и берега Немана: там нашли костяной наконечник копья, которому 7—8 тысяч лет.
— В песке или глине артефактов не так много, как на илистом дне или торфяниках. В этом плане повезло археологам, которые работают у деревни Осовец Бешенковичского района. Там давно ведутся грандиозные археологические раскопки. Находок там очень много, — говорит Светлана.
Кривинский торфяник — один из уникальнейших комплексов неолита и бронзового века на территории Восточной Европы. Там сохранились деревянные и костяные предметы, амулеты, янтарь, подвески из звериных клыков, керамические черепки и кувшины. Аналогов многим находкам попросту нет. Чего только стоит костяная дудочка или ложка из кости медведя.
Светлана Велент-Щербач вспоминает одну из своих экспедиций в Осовец:
— Чувства переполняют, когда держишь в руках чехол для иголок. Он изготовлен 4 тысячи лет назад, украшен орнаментом. За артефактами с многовековой историей поеду и в этом году.
Археолог в теплое время года почти всегда на чемоданах. Семью фактически не видит, а в экспедициях живет в палаточных городках. Питается тем, что приготовила на костре.
— Почти как первобытные люди, — смеется собеседница. — Но это того стоит.
Найдите в тексте и запишите ответ.
Задание 1.Где находится стоянка первобытных людей, впервые обнаруженная на территории Красноярского края?
Задание 2.Кто и когда совершил открытие стоянки первобытных людей «Афонтова гора»?
Задание 3.Перед вами перечень животных: мамонт, лошадь, собака, рысь, медведь, бизон. Какое из перечисленных животных не найдено на Афонтовой горе археологами?
Задание 4. Используя текст, рядом с каждым термином запиши его значение
1) галечные орудия труда
2) археологическая стоянка
Задание 5.При классификации орудий труда, найденных на Афонтовой горе, была допущена ошибка. Исправьте ошибку и объясните её причину.
1 группа | 2 группа |
чопперы | проколки |
скребла | резцы |
микропластина | скребки |
Задание 6. Определите, какие орудия первобытного человека изображены на фотографиях и создайте пояснительный текст к ним, используя текст и словарь.
1) | |
2) | |
Задание 7. Перед вами перечень орудий первобытного человека: рубило, скребок, костяная иголка с ушком, костяные пазовые орудия. Объясните, почему ученые расположили их именно в такой последовательности?
Задание 8. Как вы понимаете выражение «найти в культурном слое стоянки»?
Задание 9. Используя текст, определите, верны ли следующие утверждения:
Первобытный человек со стоянки «Афонтова гора»…
2) умел пользоваться огнем
3) изготавливал лук и стрелы
4) занимался рыболовством
5) изготавливал орудия и украшения из кости
6) умел шить одежду
К каждому правильному утверждению подберите доказывающий факт из текста.
Задание 10.
На основании находок с Афонтовой горы сделайте вывод об умениях первобытного человека?
Задание 11.
На стоянке Афонтова гора были обнаружены кости мамонта, медведя, бизона, ископаемой лошади, северного оленя, собаки, песца… Какие выводы можно сделать на основании этих фактов?
Задание 12. Можно ли на основе археологических находок с уверенностью сказать, что в районе раскопок Афонтовой горы обитал первобытный человек? Приведите два довода на основании фактов из текста.
Задание 13. На основе текста объясните, почему первобытного человека с Афонтовой горы можно отнести к homo sapiens (человек разумный).
Задание 14.
Определите, к какому периоду в истории становления человека относится стоянка «Афонтова гора»? Для этого вспомните, какие факты вам нужно знать о первобытном обществе, чтобы решить эту задачу. Запишите 3 вещественных источника (факта), которые доказывали бы ваш вывод?
Задание 15.Если бы вы были корреспондентом газеты, и вам нужно было бы придумать заголовок, какое название вы бы дали к прочитанному тексту?
Задание 16. Более 125 лет на Афонтовой горе ведутся комплексные археологические исследования, приносящие человечеству все новые и новые открытия. Приведите 3 примера важных для науки открытий, которые определяют мировую известность раскопок на Афонтовой горе.
Ответы и рекомендации к оцениванию.
Задание 1.Где находится стоянка первобытных людей, впервые обнаруженная на территории Красноярского края?
1 балл: В Красноярске, на Афонтовой горе.
0 баллов: Дан неверный ответ.
1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Выявлять (находить) информацию, заданную в явном виде.
Задание 2.Кто и когда совершил открытие стоянки первобытных людей «Афонтова гора»?
1 балл:В 1884 году директор красноярской учительской семинарии, археолог и краевед И. Т. Савенков.
0 баллов: Дан неверный ответ.
1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Выявлять (находить) информацию, заданную в явном виде.
Задание 3.Перед вами перечень животных: мамонт, лошадь, собака, рысь, медведь, бизон, песец. Какое из перечисленных животных не найдено на стоянке « Афонтова гора» археологами?
0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.
1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Формулирование заключения о допущенной ошибке на основе фактов, имеющихся в тексте.
Задание 4. Используя текст, рядом с каждым термином запиши его значение.
1) Галечные орудия труда
2) археологическая стоянка
0 баллов: Дан неверный ответ.
Уровень 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Выделение из текста явной, но разрозненной информации и обобщение её.
Задание 5.При классификации орудий труда, найденных на Афонтовой горе, была допущена ошибка. Исправьте ошибку и объясните её причину.
1 группа | 2 группа |
чопперы | проколки |
скребла | резцы |
микролит | скребки |
1 группа | 2 группа |
чопперы | микролит |
скребла | резцы |
скребки | проколки |
Объяснение: Резцы и проколки относятся к миниатюрным каменным пластинам, которые использовали для создания составных орудий. Скребок же относиться к галечным крупным орудиям.
1 балл:ошибка исправлена, но отсутствует объяснение причины ошибки.
0 баллов: Допущена ошибка в классификации фактов.
2 уровень. Глубокое и детальное понимание содержания текста.
Формулирование заключения о допущенной ошибке на основе фактов, имеющихся в тексте. Классификация фактов на основе информации, имеющейся в тексте.
Задание 6. Определите, какие орудия первобытного человека изображены на фотографиях и создайте пояснительный текст к ним, используя текст и словарь.
1) | |
2) | |
1 балл:допущено одно несоответствие
0 баллов: дан неверный ответ.
Уровень 2. Глубокое и детальное понимание содержания текста.
Соотнесение информации, представленной в разных формах в тексте, на фотографии, в словарной статье.
Задание 7. Перед вами перечень орудий первобытного человека: рубило, скребок, костяная иголка с ушком, костяные пазовые орудия. Объясните, почему археологи расположили их именно в такой последовательности?
1 балл:В основание перечня орудий заложен процесс развития трудовых навыков первобытного человека.
0 баллов: Дан неверный ответ.
Установление причинно-следственных связей и определение оснований объясняющих отбор и последовательность расположения исторических фактов.
Задание 8. Как вы понимаете выражение «найти в культурном слое стоянки»?
0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.
Деятельность: Выделение из текста явной, но разрозненной информации.
Задание 9. Используя текст, определите, верны ли следующие утверждения:
Первобытный человек со стоянки Афонтова гора…
2) умел пользоваться огнем
3) изготавливал лук и стрелы
4) занимался рыболовством
5) изготавливал орудия и украшения из кости
6) умел шить одежду
К каждому правильному утверждению подберите доказывающий факт из текста.
верное суждение | подтверждающий факт |
был охотником | археологи обнаружили кости мамонта, медведя, бизона, ископаемой лошади, северного оленя, собаки |
умел пользоваться огнем | археологи обнаружили зольники и кострища |
изготавливал орудия труда и украшения из кости | костяные иголки с ушком, костяные пазовые орудия, костяные бусинки (бисер) для одежды, браслеты |
умел шить одежду | костяные иголки с ушком |
строил жилища | остатки землянок |
1 балл:допущена 1 ошибка.
0 баллов: дан неверный.
Уровень 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Выделение из текста явной, но разрозненной информации. Использование фактов из текста для подтверждения правильности суждения.
Задание 10. На основании находок с Афонтовой горы сделайте вывод об основных умениях первобытного человека? Назовите три умения.
2 балла: Первобытный человек умел строить жилища, обрабатывать шкуры животных, шить одежду, изготавливать орудия для охоты из камня и кости, добывать огонь, охотиться на диких животных.
1 балл:Названо два умения.
0 баллов: Дан неверный ответ.
Уровень 2. Глубокое и детальное понимание содержания текста.
Формулирование умозаключения на основе анализа информации, представленной в текстах.
Задание 11. На стоянке «Афонтова гора» были обнаружены кости мамонта, медведя, бизона, ископаемой лошади, северного оленя, собаки… Какие выводы можно сделать на основании этих фактов?
1 балл:Одновременно с первобытным человеком в данной местности обитали перечисленные представители фауны. Главным занятием человека этого периода была охота.
0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.
Уровень 2. Глубокое и детальное понимание содержания текста.
Формулирование умозаключения на основе анализа информации, представленной в тексте.
Задание 12. Можно ли на основе археологических находок с уверенностью сказать, что в районе раскопок Афонтовой горы обитал первобытный человек? Приведите два довода на основании фактов из текста.
2 балл:изготовление орудий труда, пользование огнем.
1 балл:приведен один довод.
0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.
Уровень 3. Использование информации из текста для различных целей.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Реконструкция содержания исторических знаний на основе анализа информации, представленной в тексте и применения знаний в новой ситуации
Задание 13. На основе текста объясните, почему первобытного человека с Афонтово можно отнести к homo sapiens (человек разумный). Приведите два аргумента.
1 балл:приведен 1 аргумент
0 баллов: Дан неверный ответ.
Уровень 3. Использование информации из текста для различных целей.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Реконструкция содержания исторических знаний на основе анализа информации, представленной в тексте и применения знаний в новой ситуации
Задание 14.
Определите, к какому периоду в истории становления человека относится стоянка «Афонтова гора»? Для этого вспомните, какие факты вам нужно знать о первобытном обществе, чтобы решить эту задачу. Подтвердите ваш ответ 3 фактами.
2 балла:Каменный век, неолит.
1. Появление более совершенных составных орудий
2. Освоение новых трудовых навыков, например: сверление.
4. Строительство жилища, а не использование естественных природных укрытий.
1 балл:назван период, приведен 2 факта в подтверждение своего ответа.
0 баллов: Дан неверный или неясный ответ.
Уровень 3. Использование информации из текста для различных целей.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Реконструкция содержания исторических знаний на основе анализа информации, представленной в тексте и применения знаний в новой ситуации
Задание 15.Если бы вы были корреспондентом газеты, и вам нужно было бы придумать заголовок, какое название вы бы дали к прочитанному тексту?
1 балл:первобытный человек со стоянки на Афонтовой горе.
Важно, чтобы в теме отразилось сложившееся историческое представление об историческом явлении (локализация исторического явления во времени и в пространстве).
0 баллов: Дан неверный или ответ отсутствует.
1 уровень. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Выявление и формулирование главной мысли текста.
Задание 16. Более 125 лет на Афонтовой горе ведутся комплексные археологические исследования, приносящие человечеству все новые и новые открытия. Приведите 3 примера важных для науки открытий, которые определяют мировую известность результатов раскопок на Афонтовой горе.
2 балла:Названо 3 примера.
1.Доказательство существования первобытного человека на берегах Енисея
2.Внешний облик первобытного человека.
3.Флора и фауна, окружающая первобытного человека на берегах Енисея в определенный период времени.
4.Орудия, которые мог использовать человек, умения которыми владел, основные занятия.
1 балл:Приведено 2 примера
0 баллов: Дан неверный ответ или приведен только один пример.
3 уровень. Использование информации из текста для различных целей
Использование данных текста для оценки значения результатов археологических изысканий на Афонтовой горе.
Критерии
1) В выступлении присутствует информация об истории находки и её первооткрывателе.
2) В выступлении присутствует информация о важном факте, открытом в результате раскопок на Афонтовой горе археологами.
3) Подобран наглядный материал к выступлению.
4) Использованы научные термины.
5)Составлен план выступления.
6)Текст выступления звучит связно, логично.
Уровень 3. Использование информации из текста для различных целей.
Для решения различного рода задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
Публичное выступление по заданным критериям.
Большая боярская писаница[3]
Источник: М.А. Дэвлет «Большая боярская писаница», Издательство «Наука», г.Москва, 1976, с. 6-13, 26-27
Вопросы и задания.
Живопись, созданная в дописьменный период истории человечества, является важным свидетельством об образе жизни первобытного человека. Среди наскальных рисунков Среднего Енисея особое место занимают Боярские писаницы (Большая и Малая). Название писаницы получили по горному хребту Бояры, на склонах которого обнаружены изображения древних художников. Боярские писаницы были открыты известным Российским археологом А.В.Андриановым в 1904г. Они важное значение для реконструкции быта и образа жизни племен динлин, принадлежавших к тагарской культуре VIII—III века до н. э.
Задание 18.Какой теме посвящены петроглифы большой Боярской писаницы?
Задание 19. К какому времени относят историки создание петроглифов? Отметь время существования тагарской культуры на линии времени. Представители какого этноса изображены на Боярской писанице?
Задание 20.В каких сооружениях жили обитатели поселка?
Задание 21.Чем занимаются люди, изображенные первобытным художником? Какие предметы, орудия, созданные человеком, изобразил первобытный художник?
Задания 22.Каких животных смог приручить первобытный человек тагарской эпохи?
Задание 23.Выдели суждение, которое применительно к изображению является неверным.
1) Динлины были кочевниками
2) Одним из ведущих занятий было скотоводство
3) Динлины разводили лошадей, коров, баранов
4) Динлины вели как кочевой образ жизни, так и оседлый
Задание 24.Какие факты «Боярской писаницы» позволяют утверждать, что динлины находились на более высокой стадии развития, чем обитатели стоянки Афонтово.
Задание 25.Определите, к какому историческому периоду можно отнести племена динлин, если по данным археологических раскопок известны следующие факты: в основе хозяйства тагарцев лежит поливное мотыжное земледелие и отгонное скотоводство, наряду с бронзовыми орудиями появляются железные, выделяется родоплеменная знать, на смену родовой общине приходит соседская.
Задание 26. В минусинских степях динлины- тагарцы строили внушительные памятники- погребения своим вождям. В урочище Салбык находятся гигантские курганы. Когда-то это были четырехгранные земляные пирамиды. Раскопки самого большого из них показали, что гигантский (Высота насыпи до раскопок — 11,5 м, окружность 496 м) погребальный мавзолей был сооружен ради захоронения в нем одного старца. Замечательным достижением динлинов стало сооружение сети каналов (некоторые из них достигали 15-20 км в длину). В истории какой цивилизации вы сталкивались с подобными фактами? Какие выводы на основании этих фактов вы можете сделать?
Задание 27.С опорой на наскальное изображение и на знания по истории объясните, почему у динлинов появляется неравенство и формируется соседская община.
Задание 28.Ученые относят общественный строй динлинов к типу военной демократии. Каких фактов не хватает в источнике, чтобы подтвердить данный вывод. Назовите 2 факта.
Задание 29.Можно ли наскальные изображения динлинов использовать как исторический источник при изучении эпохи существования первобытного человека? Подтвердите двумя суждениями свою позицию.
Задание 30.Выпишите из списка терминов, те, которые позволяют охарактеризовать образ жизни в поселении, изображенном первобытным художником. Используя термины, опишите жизнь людей в поселении динлинов. Чем занимались? Что умели делать?
Термины: скотоводство, рубило, лошадь, собирательство, петроглиф, оседлость, юрта, мамонт, гарпун, лук и стрелы, землянка.
Задание 31.Если бы вам, представилась возможность выступить в Законодательном собрании Красноярского края, какие доводы вы бы привели, чтобы убедить депутатов в важности охраны и исследования культурного наследия первобытного человека на территории нашего региона.
Ответы и рекомендации к оцениванию.
Задание 18.Какой теме посвящены петроглифы большой Боярской писаницы?
0 баллов: Дан неверный или ответ отсутствует.
Уровень 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Выявление и формулирование главной идеи изображения.
Задание 19. К какому времени относят историки создание петроглифов? Отметь время существования тагарской культуры на линии времени. Представители какого этноса изображены на Боярской писанице?
1 балл:VIII- III века до н.э.; племен динлин, принадлежавших к тагарской культуре.
0 баллов: Дан неверный ответ или ответ отсутствует.
Уровень 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте.
Выявлять (находить) информацию в тексте, заданную в явном виде. Локализация во времени
Задание 20.В каких сооружениях жили обитатели поселка?
1 балл:юрты, деревянные избы.
0 баллов: Дан неверный ответ или ответ отсутствует.
Выявлять (находить) информацию в тексте, заданную в явном виде.
Задание 21.Что умеют люди, изображенные первобытным художником? Какие предметы, орудия, созданные человеком, изобразил первобытный художник?
0 баллов: Дан неверный ответ или ответ отсутствует.
Выявлять (находить) информацию в тексте, заданную в явном виде.
Задания 22.Каких животных смог приручить первобытный человек тагарской эпохи?
1 балл:лошадь, овца, корова, собака, коза.
0 баллов: Дан неверный ответ или ответ отсутствует.
Выявлять (находить) информацию в тексте, заданную в явном виде.
Задание 23.Выделите суждение, которое применительно к изображению является неверным.
1) Динлины были кочевниками
2) Одним из ведущих занятий было скотоводство
3) Динлины разводили лошадей, коров, баранов
4) Динлины вели как кочевой образ жизни
Ответ: Динлины были кочевниками
1 балл:1). Динлины были не только кочевниками, об этом говорят изображенные в петроглифах сложенные из дерева дома.
0 баллов: Дан неверный ответ или ответ отсутствует.
Выделение из текста явной, но разрозненной информации и обобщение её.
Задание 24.Какие факты боярской писаницы позволяют утверждать, что динлины находились на более высокой стадии развития, чем обитатели стоянки Афонтово.
2 балла:Динлины находились на более высоком уровне развития, потому что:
1) приручили животных и стали заниматься скотоводством; производящее хозяйство.
2) изготавливают лук и стрелы.
1 балл:приведен верно 1 факт.
0 баллов: Дан неверный ответ.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Сравнение данных из разных источников и их интерпретация. Сравнение развития человечества на различных исторических этапах.
Задание 25.Определите, к какому историческому периоду можно отнести племена динлин, если по данным археологических раскопок известны следующие факты: в основе хозяйства тагарцев лежит поливное мотыжное земледелие и отгонное скотоводство, выделяется родоплеменная знать, на смену родовой общине приходит соседская. Дополните признак, который может характеризовать данный период.
2 балл:переход от бронзового века к железному или раннежелезный век, разложение первобытного строя. Появление металлических орудий труда.
1 балл: определен период, но не назван признак, дополнительно характеризующий данный период.
0 баллов: Дан неверный ответ или отсутствие ответа.
Уровень 3.Использование информации текста для различных целей.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Деятельность: Реконструкция содержания исторических знаний на основе анализа информации, представленной в тексте и применения знаний в новой ситуации. Формулирует собственное утверждение на основе сопоставления характерных черт, особенностей развития человечества в определенный период и данных в условии задачи фактов.
Задание 26. В минусинских степях динлинцы- тагарцы строили внушительные памятники- погребения своим вождям. В урочище Салбык находятся гигантские курганы. Когда-то это были четырехгранные земляные пирамиды. Раскопки самого большого из них показали, что гигантский (Высота насыпи до раскопок — 11,5 м, окружность 496 м) погребальный мавзолей был сооружен ради захоронения в нем одного старца. При раскопках обнаружили сооружения сети каналов (некоторые из них достигали 15-20 км в длину). В истории какой цивилизации вы сталкивались с подобными фактами? Какие выводы на основании этих фактов вы можете сделать?
2 балла:Египетская цивилизация.
Зарождение неравенства у динлинов.
Развитие ирригационного земледелия.
1 балл:не указана цивилизация или не сделан вывод
0 баллов: Дан неверный ответ.
Уровень 3. Использование информации текста для различных целей.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Деятельность: глубокое и детальное понимание содержания текста.
Реконструкция исторического прошлого на основании частных фактов Применение ранее полученной информации для собственной интерпретации.
Задание 27.С опорой на наскальное изображение и на знания по истории объясните, почему у динлинов появляется неравенство и формируется соседская община.
1 балла:Развитие производящего хозяйства (скотоводство, земледелие, ремесло) привело к возможности прокормиться отдельной семье. Исчезла необходимость в совместном труде родовой общины. Результаты труда распределялись не между членами рода, а оставались в семье, что способствовало появлению неравенства между ними.
0 баллов: Дан неверный ответ. Отсутствует причинно-следственная связь между такими явлениями как появление производящего хозяйства, появление соседской общины и неравенства.
Для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Реконструкция исторического прошлого на основании частных фактов. Выявление причинно-следственных связей между историческими явлениями.
Задание 28.Ученые относят общественный строй динлинов к типу военной демократии. Каких фактов не хватает в источнике, чтобы подтвердить данный вывод. Назовите 2 факта.
2 балла: Сведения о выделении вождя и дружины.
Сведения о военных походах с целью захвата добычи и новых земель.
1 балл:назван 1 факт.
0 баллов: Дан неверный ответ.
Уровень 3. Использование информации из текста для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Реконструкция исторического прошлого на основании частных фактов Применение ранее полученной информации для собственной интерпретации. Определение недостающей информации для собственной интерпретации.
Задание 29.Можно ли наскальные изображения динлинов использовать как исторический источник при изучении эпохи существования первобытного человека? Подтвердите двумя суждениями свою позицию.
1 балл:Да, можно. Петроглиф создан во времена существования динлинов и отражает их основные занятия, достижения, используемые орудия труда, образ жизни.
0 баллов: Дан неверный ответ или отсутствие ответа.
Уровень 3. Использование информации из текста для решения различного рода задач с привлечением дополнительных знаний.
Применение информации источника для оценки аргументации его полезности (праксиологическая оценка источника).
Задание 30.Выпишите из списка термины, которые позволяют охарактеризовать образ жизни в поселении, изображенном первобытным художником. Используя термины, опишите жизнь людей (возможно от лица участника событий) в поселении динлинов. Чем занимались? Что умели делать?
Термины: скотоводство, рубило, лошадь, собирательство, петроглиф, оседлость, юрта, мамонт, гарпун, лук и стрелы, землянка.
2 балла:Не менее трех исторических терминов корректно использовано для описания уклада жизни в поселке динлинов. Указаны основные занятия, умения, которыми обладали динлины.
1 балл:Допущено некорректное использование исторического термина или фактологическая неточность.
0 баллов:Некорректное использование терминов и источника для описания образа жизни динлинов. Допущена фактическая ошибка.
Реконструкция исторического прошлого в форме свободной интерпретации на основании частных фактов с использование научной терминологии.
Задание 31.Если бы вам, представилась возможность выступить в Законодательном собрании Красноярского края, какие доводы вы бы привели (не менее двух), чтобы убедить депутатов в важности охраны и исследования культурного наследия первобытного человека на территории нашего региона.
Наличие двух суждений аргументируемых фактами.
0 баллов: Отсутствие фактов подтверждающих суждение или присутствуют факты, но отсутствует суждение.
Коммуникативная компетентность, публичное выступление.
[1] Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. — 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 2014.
[2] Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная шко- ла) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016.
[3] Для работы с учащимися предложен петроглиф «Большая боярская писаница».